Учимся легко

Учимся легко

» » Основные архетипы юнга. Архетипы юнга

Основные архетипы юнга. Архетипы юнга

Понятие архетипа в юнгианской психологии, может быть, самое неопределенное и глубокое. Довольно сложно, не используя четкого определения, объяснить собеседнику, что это такое (если он не психолог).
Наверное, архетип- это то самое древнее, далекое, что шло и идет с нами рядом всегда, что проявляется в наших мыслях и движениях, оставаясь таинственным спутником.
Юнг писал: «Во всех видах человеческой деятельности есть априорный фактор, то есть врожденная досознательная и бессознательная структура души. Досознательная психика- например, душа новорожденного ребенка- не пустой сосуд, в который при благоприятных условиях можно влить все, что угодно…когда мы видим первые проявления психической жизни, нужно быть слепым, чтобы не распознать за ними индивидуальный характер, то есть уникальную личность. Едва ли можно предположить, что все эти характеристики возникли в тот момент, когда проявились. »
Каждый из нас, родившись на свет, уже имеет генетические особенности своего организма. Какие-то из них проявляются в негативном плане или не проявляются и так и останутся молчаливыми в глубине наших хромосом, а какие-то одарят нас талантами или одарят наших братьев и сестер, но не нас, но они в нас, наверняка, были, просто нам не судьба испытать это счастье, может быть, потому что это не наша судьба.
«Рождение, воспитание, половое созревание, смерть- это в широком смысле сходный опыт для всех людей. Наша общая биология передается нам по наследству. Следовательно, если архетипы также являются общими, они тоже должны быть унаследованными.»(Э. Сэмуэлс)
При этом Юнг указал на то, что архетип больше похож на скелет, который у всех приблизительно одинаковый, а все, что на него нарастет, то есть содержание, зависит от окружения, истории жизни семьи, народа…
Юнг различал архетипы и архетипические образы. Архетип — это непредставимый фактор, «предрасположенность, которая начинает действовать в определенный момент развития человеческого разума и упорядочивает материал сознания по определенному шаблону.» Архетип можно сравнить с невидимым присутствием кристаллической решетки в насыщенном растворе…. «Архетип может быть назван и имеет неизменяемое ядро смысла, но всегда только в принципе, никогда как конкретное явление.»
А архетипические образы очень разнообразны и «указывают на нашу основную непредставимую базовую форму.» Примеров архетипов масса. Наиболее распространенными являются сказки, мифы. Обращаясь к ним, мы прикасаемся к образам, переданным нам через многие поколения. Чего стоит один только образ Бабы Яги. Сколько в нем глубины, коварства. Этот образ будто уходит корнями в древность и окутывает нас прохладой неизвестности и даже ужаса.
Есть образы, которые близки и понятны всем: что такое мать для ребенка. Миллионы лет ребенок нуждался в матери с самого рождения, и его жизнь напрямую была связана с ней, с процессом вскармливания, заботы матери. От того, как она кормит, ухаживает, зависит, будет жить ребенок или нет. И так миллионы лет. Поэтому можно говорить об архетипическом образе матери. И этот образ безбрежен. Начиная с рождения, с прикосновения матери, мы открываем длинную галерею женских образов, которые пойдут с нами по жизни: мать, бабушка, Богоматерь, мачеха, Баба Яга, Деметра, Медея… За каждой женщиной свой неповторимый образ, и из этих образов каким-то волшебным узором сплетается архетип Великой Матери. «С ним ассоциируются такие качества, как материнская забота и симпатия; магическая власть женщины; мудрость и духовная экзальтация, превосходящая разум; любой полезный инстинкт или импульс; все, что благотворно… Оборотная сторона материнского архетипа подразумевает все тайное, скрытое, темное; бездна и царство мертвых; все, что пожирает, обольщает, отравляет; все, что ужасно и неизбежно, как судьба. Так я обозначаю эту двойственность словами «любящая и ужасная мать»(К.Г. Юнг)
Обратившись к основному женскому архетипу, я бы хотела задержать внимание на той теневой стороне, с которой чаще приходится сталкиваться в психотерапевтическом процессе. В своей книге «Встреча с Безумной женщиной» Линда Леонард вспоминает слова Вирджинии Вульф: «основная проблема в том, что мы не знаем своей истинной самости, так как идеализируем женщину-ангела, витающего у домашнего очага.» «Нам нужно признать и темную сторону женщины, чтобы мы смогли взять у Безумной женщины ее творческие возможности, при этом осознавая ее пагубную сущность. Нам нужно исцелить ее внутреннее расщепление»(Л.Л.)
Как можно относиться к безумию? Как важно осознать безумную часть женщины, которую далеко не всем удается скрывать. Если женщина- добропорядочная домохозяйка, жена, мать, сколько других своих частей ей не удалось интегрировать в жизнь? И за годы горечь нереализованность может накопиться, и выход ее может быть ужасным. Если женщина всю себя отдала бизнесу, политике и не пережила массу тяжелых и счастливых дней со своей семьей- она не реализовала основную часть своей женской истории. «Психологическое развитие женщины требует интеграции многих сторон ее самости, чтобы ее личность стала целостной и здоровой… Если она не осознает своей фрустрации, своего гнева, то ее непрожитая жизнь, скорее всего, бессознательно перейдет на ее детей, мужа.. И даже на нее саму»
Как важно понимать своих матерей, увидеть ту теневую часть, которая нам кажется самой тяжелой, неприятной, вызывающей злость, неудобство. Но, понимая их, мы можем приблизиться и к себе. «Вероятно, мы еще в детстве в какой-то форме интериоризировали безумие наших матерей»
Какими разными могут быть образы Безумных матерей. Это и «Снежная Королева, и «Женщина-дракон»», извергающая чувства вместе с огнем, который сжигает все на своем пути. Может быть и «Святой праведницей»-воплощением женственности, покорности. Но в то время, когда сознание не активно, в него будет внедряться Тень Безумной женщины. Дочери таких матерей могут интуитивно чувствовать скрытый гнев, бушующий в бессознательном матери. Часто таким детям снятся сны, в которых садистские персонажи насилуют или мучают маленьких девочек или женщин.
Я бы хотела вернуться к образу Женщины- дракона и вспомнить один из самых известных мифов- миф о Золотом Руне. Этот миф, являясь одним из самых трагичных, представляет образ Безумной женщины, которая в порыве ярости, отдавшись чувству мести, готова на самые бесчеловечные поступки.
Медея, единственная дочь царя Колхиды Эета, чье сердце пронзила золотая стрела Эрота, влюбилась в Ясона. Она сделала для него все: помогла добыть Золотое Руно, убить дракона. Она отреклась от отца. Вернувшись в Иолк с Ясоном, Медея возвратила молодость отцу мужа Эсону. Безжалостно убила царя Иолка Пелия, родила Ясону двух сыновей, но через 10 лет Ясон изменил Медее, решив жениться на дочери царя Креонта Главке. Не было предела отчаянию Медеи, разум покинул ее. «Словно обратившись в бездушный камень, сидела Медея, погружённая в печаль. Понемногу неистовый гнев овладел Медеей». » Приходят дети. Увидев их, плачет Медея, она обнимает, целует своих сыновей, жажда мести ее сильнее любви к детям.» после убийства Креонта и Главки она решает убить своих детей, чтобы еще сильнее заставить страдать Ясона.
Детоубийство может принимать разные формы: необязательно все должно кончаться убийством, но злость на мужа может принимать разные формы- отыгрываться жена может на детях- игнорировать их одаренность, мучать физически, завидовать их будущему и т.д. «они могут убить сами в себе свои творческие импульсы, перестав творить или разрушая то, что они уже сделали.»
Еще один яркий архетипический образ- Снежная королева. Сколько их разбросано по миру- по реальному и миру искусства.» Это деспотичная, жаждущая власти женщина, часто имеющая скрытый комплекс неполноценности. Хотя втайне такая женщина жаждет эмоционального тепла, она отталкивает от себя других людей своим холодом в ответ на их проявление чувств. Мать- » Снежная Королева» отстраняется, отвергает и бросает своего ребенка. Зачастую она застывает в ощущении собственного превосходства, придавая высшую ценность порядку, чистоте и совершенству. Если ее дочерям не хватает дисциплинированности и стремления к совершенству, Снежная королева часто их наказывает, отпуская в их адрес колкие и язвительные замечания, унижающие их достоинтво и вызывающие стыд. «Снежная королева» стремится прекратить выражение любых теплых чувств, потому что боится или испытывает ревность к чужому эмоциональному теплу.» Дети зачастую и сами на всю жизнь остаются замороженными, так и не получив родительского тепла, а холод в сердце так и блуждает из поколения в поколение. Они, быть может, и рады принять этот бесценный дар, но какова будет цена? Может быть, как-нибудь без него? Это вряд ли можно получить даром… За такое, наверняка, надо платить своей любовью, нежностью. А откуда их взять? У Марины Цветаевой много печальных стихотворений о детстве.

«С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров.

Все бледней лазурный остров- детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о, мама, девочкам своим!»

Ее мама, Мария Александровна, вышла замуж молодой за вдовца с детьми. Блестящая пианистка, рано оставшаяся без матери. Отец был добрым, но консервативным человеком. Он не одобрял карьеру пианистки, ему не понравился юноша, который был единственной любовью Марии, и она разорвала помолвку. «Несчастная любовь и несчастная жизнь всегда очаровывали Цветаеву. Они были- она это чувствовала- получены в наследство от матери. » пишет ее биограф Л. Фейлер. Она выходит замуж за известного ученого, будучи подругой его умершей жены, которую он страстно любил. Родив дочерей, не испытав страсти любви, не став пианисткой, Мария Александровна была одержима идеей сделать пианисткой Марину. Она открыла девочкам мир музыки и литературы. «Мать залила нас музыкой.. Мать затопила нас всей горечью своего несбывшегося призвания, своей несбывшейся жизни, музыкой залила нас, как кровью, кровью второго рождения..»
Но с ранних лет Марина почувствовала подавленную тоску и гнев матери. В ее дневниках есть воспоминание о встрече матери с тем, кого она отвергла. Когда он спросил, счастлива ли она, мать будущей поэтессы ответила: «Моей дочери год, она очень крупная и умная, я совершенно счастлива…». «Боже- напишет впоследствии Цветаева,- как в эту минуту она должна была меня, умную и крупную, ненавидеть за то, что я- не его дочь!»
Все в доме, включая и мужа, знали о постоянных страданиях Марии Александровны.
В возрасте 22 лет поэтесса пишет: «Ее мятущаяся душа жила в нас, только мы демонстрируем то, что она скрывала: ее мятеж, ее страсть, ее тоска стали криком внутри нас.»
Холод, презрение, критичность матери — «Снежной королевы»- об этом много строк ее воспоминаний: «Все мое детство, все дошкольные годы, вся жизнь до семилетнего возраста, все младенчество — было одним тотальным криком о листке белой бумаги. Подавленным криком.» под запретом были очень многие вещи. «Мать никогда ничего не запрещала словами; глазами все»
Женщина, не прожившая свою жизнь, как мечтала… Может ли такая женщина найти в себе силы, мудрость, чтобы дать своим детям возможность реализовать свои мечты? Она не смогла, не услышала, не захотела, наверное, и приревновала. Какая же сила вырывалась из души Марины Цветаевой, чтобы идти своим путем вопреки… А, может быть, именно благодаря этому сопротивлению ее стихи такие мощные и незабываемые.
Еще одна колоссальная проблема — конкуренция детей за те крохи родительской любви, которые им доставались. Чем меньше любви- тем жестче конкуренция. И об этом тоже много написано и Мариной, и Анастасией Цветаевыми.

К образу Снежной королевы меня вернула моя первая клиентка Светлана. Она выросла в семье, где не приняты были нежность, доверительные беседы, дружные семейные ужины. Они с сестрой всегда были предоставлены сами себе. Мама целый день работала, отец пил, часто наказывал и даже бил детей. К воспоминаниям детства Света возвращалась без удовольствия: «Нет ничего хорошего, чтобы вспоминать.» Со временем картинки из детства стали проясняться, но там, и вправду, ничего теплого. Светлана удивлялась: «Странно, мама никогда ничего вкусного не готовила.». «Когда отец на нас кричал, наказывал — она нас не защищала.» Где-то через 6 месяцев пациентка рассказала о том, что мама сделала 20 абортов. И в этой кровавой бойне уцелели только 2 девочки. Где же взяться любви и нежности?
И сама клиентка так и шла по жизни — родила дочь, была с ней очень строгой, целый день работала, муж- алкоголик. Дочь росла сама по себе, мать о ней, практически, ничего не знала. Опомнилась только, когда дочь погибла. С тех пор прошло 10 лет, но говорить об этом мы смогли не сразу. Через 2 года после смерти дочери Света взяла под опеку двухлетнюю девочку из детского дома, сейчас ей 12 лет. За год терапии в ее жизни многое изменилось, и главное, что изменилось ее отношение к жизни, семье. В ней стало больше тепла, заботы, любви. Она часто возвращалась к образу своей матери, вспоминала ее равнодушие (от которого ребенок становился бессильным); нейтральность во всем, что касается быта и семьи; вечную усталость, которая лишала дом энергии и радости. Ей многое пришлось переоценить. Она долго работала над своими отношениями с мужем, со временем муж перестал пить.
Она очень переживала за отношения с сестрой. Как пишет Линда Леонард: «Некоторые дочери Снежной королевы не могут получить душевного тепла из других источников и, оледенев от холода, сами становятся Снежными королевнами.». » Другие такие дочери, пытаясь растопить ледяную атмосферу, созданную матерями, стремятся получить тепло, недополученное в детстве, поэтому становятся крайне зависимыми и находятся в постоянном поиске заботы и внимания, которых были лишены…»
Светлана очень хотела теплых отношений с сестрой, но конкуренция все осложняла. Почти все разговоры ее сестра сводила к скандалам, и Светлана не получала ни заботы, ни внимания. Она очень переживала по этому поводу. Часто возвращалась к этой теме. Со временем она перестала об этом говорить, а когда я спросила о сестре, она сказала, что ей почему-то уже и не хочется часто звонить, да и не о чем говорить; а про изменения в своей жизни- здоровье мужа, успехи дочери — она говорить боится. Слишком все хорошо. Вдруг сглазит. Значит, терапия дает возможность найти все, что нужно — и тепло, и внимание — внутри себя. Надо искать в себе эту любящую, заботливую женщину и мать.
В этой работе я обратилась только к двум из множества женских архетипических образов. Каждый из них заслуживает особого внимания. В заключении я бы хотела снова обратиться к словам К. Г. Юнга: «Архетип никоим образом не является нелепым предрассудком, он становится им только тогда, когда используется не к месту. Сами по себе архетипические образы -это высшие ценности человеческой души; они населяют небеса всех рас с незапамятных времен. Было бы очевидной ошибкой считать их незначимыми. Поэтому наша задача не отвергать архетипы, но избавиться от проекций, чтобы восстановить их содержание в памяти индивида, который невольно утратил его, проецируя их вне себя.

Список Литературы
К.Г. Юнг. «Архетипы и коллективное бессознательное
Э. Самуэлс «Юнг и постъюнгианцы»
Э. Нойман «Великая мать»
Л. Леонард «Встреча с Безумной Женщиной»
Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
Л. Фейлер «Марина Цветаева»

Одной из базовых идей концепции швейцарского психиатра К.Г. Юнга является понятие «архетипы личности», перевернувшее в общественном сознании представление о структуре человеческой личности.

В конце ХІХ – начале ХХ века жил и творил выдающийся швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Будучи учеником и последователем З. Фрейда, Юнг позже обособился и стал родоначальником собственного, отличного от классического психоанализа, направления в психологии – аналитической психологии .

Разногласия между К. Юнгом и З. Фрейдом возникли на почве понимания содержания либидо. Фрейд определял его как сексуальную энергию, половой инстинкт, который обуславливает стремление к жизни, в отличие от мортидо (второго главного инстинкта), определяющего стремление к разрушению и смерти.

К. Юнг определял либидо не только как сексуальную энергию, но и как творческую жизненную энергию , проявляющуюся в разных областях, в том числе в культуре, религии, власти.

З. Фрейд большое значение отводил бессознательному (Оно, Ид), инстинктивной части личности, в которой хранятся подавленные влечения и побуждения. Юнг не соглашался с тем, что бессознательное имеет границы, поэтому развил учение о коллективном бессознательном. При этом он не исключал из структуры личности личное сознание (Эго) и личное бессознательное.

Таким образом, в структуре личности по К. Юнгу есть:

  1. Эго – цент сознания и самосознания. Это ощущения, чувства, мысли, хранящиеся в памяти воспоминания, которые позволяют человеку воспринимать себя как относительно постоянное «Я», оценивать себя, строить планы и совершать сознательную деятельность.
  2. Личное бессознательное . Здесь хранятся подавленные конфликты, воспоминания, страхи, комплексы. Содержание личного бессознательного может быть осознанно и, так или иначе, влияет на личность.
  3. Коллективное бессознательное – универсальное и всеобщее «духовное хранилище», оно содержит все знания и опыт человечества и наследуется каждым новым человеком вне зависимости от того в какое время и в каком обществе он родился.

Общечеловеческие первичные психические образы, находящиеся в коллективном бессознательном и определяющие модели и мотивы поведения и есть то, что Юнг назвал архетипами .

Архетипы являются врожденными и наследуемыми психическими структурами, которые часто проявляются в образах, символах, грезах, снах, мифах и сказках. Неосознанно через эти образы человек воспринимает мир и действует, отталкиваясь от них.

Архетипы – это формы, которые принимают разные части души человека, вырабатывающиеся веками в коллективном бессознательном людей.

Всего на сегодняшний день выделяют около тридцати архетипов, но сам Юнг только четыре из них обозначил как основные архетипы личности.

Самость

Самый важный, центральный архетип, формирующий личность. Это ядро личности, в котором сочетается и сознание и бессознательное. Самость – это гармоничное, зрелое «Я» человека.

Архетип Самости не реализуется до тех пор, пока человек не интегрирует все аспекты своей индивидуальности, не примет себя полностью, не станет гармонично развитой, уравновешенной личностью. Достичь этого чрезвычайно сложно и возможно только в зрелом возрасте.

Самость требует мудрости, постоянства, настойчивости, целеустремленности, высокого уровня осознанности, жизненного опыта для того, чтобы раскрыться.

Сам Юнг изображал Самость в виде круга или мандалы (сакральное схематическое изображение модели вселеннной).


Персона

Персона – это совокупность социальных ролей, «масок» («персона» – латинское «маска»), которые человек надевает перед другими людьми, выполняя требования общества и одновременно стараясь либо произвести впечатление, либо скрыть свое истинное «Я».

Этот архетип – необходимая защитная модель поведения в социуме, позволяющая адаптироваться и приспособиться к нему. Архетип может стать опасным, если «маска» будет не просто защищать Эго, а станет заменять его собой.

Тень

Тень – противоположность Персоны, это «темная сторона» личности, олицетворяющая дикость и хаос. Все аморальное, инстинктивное, животное, агрессивное, страстное, сексуальное, подавленное – Тень.

Но Тень – не однозначно негативная сторона личности, а еще и источник жизненной энергии и творчества. Желания и порывы Тени направлены на удовлетворение потребностей личности, с целью достичь личного блага и счастья. Но не всегда поступки, на которые Тень провоцирует человека, нравственны и приемлемы. Регуляцией инстинктивной энергии Тени и удовлетворением потребностей социально приемлемым образом занимается Эго.

Анима или Анимус

«Анима» и «Анимус» в переводе с латыни – «душа » (в женском и мужском роде). Анима – архетип Женщины в бессознательном мужчины, Анимус – архетип Мужчины в женщине.

В каждом мужчине есть внутренний образ Женщины, его бессознательная женская сторона, его женская душа, в каждой женщине есть Мужчина, который является частью ее личности.

Такая особенность человеческой души, которую можно назвать психологической андрогинией, говорит о том, что для гармоничного развития личности, мужчина не должен подавлять те качества, которые в обществе принято считать женскими (чувствительность, заботливость и так далее), а женщина, те, что считаются мужскими (агрессия, принципиальность и прочие).

Без проявления всех сторон души нет гармоничного развития личности и ее самореализации. Но плохо, когда Анима берет верх над мужчиной, делая его слишком феминным, а Анимус управляет женщиной, делая ее чрезмерное маскулинной.

Для обозначения пары Анима – Анимус Юнг использовал термин «сизигия ». Сизигия – это гармония, целостность, завершенность, воплощенные в паре мужчина – женщина. Поэтому мужчина и женщина, подбирая себе сексуального партнера, бессознательно проецируют Аниму и Анимуса на встречающихся им мужчин и женщин соответственно. Мужчина ищет свою «родственную душу», а женщина – свою.

К. Юнг отмечал, что архетипы могут пересекаться, совпадать или замещать друг друга. В структуре личности может содержаться множество других архетипов, например, такие как Отец, Герой, Мать, Ребенок, Мудрец и другие.

Если Вы хотите глубже изучить аналитическую психологию, читайте классические труды К. Г. Юнга.

Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология , индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного .

Эго

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы , или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

Коллективное бессознательное

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным . Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” . Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Определение

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы , являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Интроверты и экстраверты

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции , выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция .

Мышление и чувство

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентированна на вынесение суждений о том, является опыт, прежде всего приятным или неприятным.

Ощущение и интуиция

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.

Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд . Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как “обретение самости”, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Самость - высшая точка личностного роста, воплощающая тотальность, целостность; центр всей психики, в ней сосредоточена идентичность человека, в которой соединены все противоположности.

Юнг выделяет следующие эле-менты (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость.

Персона (личность) — самый верхний слой личност-ного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное.
Самый верхний слой бессознательного — двойник Я, его тень; следующий слой — душа (Анима и Анимус); самый нижний слой — объективное Я (самость).
Персона — это визитная карточка Я. Это мане-ра говорить, мыслить, одеваться. Это характер, соци-альная роль, способность самовыражаться в обществе. Persona— латинское слово, обозначающее маску, кото-рую одевали греческие актеры для условного обозна-чения той или иной роли (сравни русское: «личина», «личность»).

Различают позитивные и негативные качества персо-ны.

В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредо-носных влияний среды. Во втором случае, если социаль-ной роли придается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Юнг называл персо-ну «архетипом конформности».

Эго — центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и дей-ствий. В то же время Эго, находясь на грани с бессозна-тельным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Тень — центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими со-циальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и ста-раемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности.

Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому как отра-жается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Поэтому экстравертированная личность в своем бес-сознательном интровертирована: робкий человек в своем бессознательном храбр, храбрый — робок, добрый — зол, а злой — добр и т. п.

Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой.
Тень — не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивиду-уму (и аналитику) к материалу, который обычно недосту-пен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь, — пишет Юнг, — и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».
Анима и Анимус — это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) — маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессоз-нательном — женщина, а каждая женщина — мужчина.

«Каждый мужчина, — пишет Юнг, — несет в себе вечный образ женщины — не той или иной опреде-ленной женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ — отпечаток, или «архетип», всего родового опыта женственности, сокровищница, так сказать, всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен; он всегда так же бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания».

Анима и Анимус — наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознатель-ному, так же как персона — к внешней среде, и оказы-вают большое влияние на поведение индивидуума.
Юнг углубил идеи Фрейда и разработал понятие коллективного бессознательного, отличающегося от личного бессознательного. Он считал, что коллективное бессознательное - это часть психики, которую можно отделить от личного бессознательного, поскольку его существование не связано с личным опытом. В то время как личное бессознательное образуется в основном из элементов, которые ранее были сознательными, но впоследствии были забыты или вытеснены; составляющие коллективного бессознательного никогда не были в сознании и не приобретены лично, а обязаны своим существованием исключительно наследственности. Индивидуальное бессознательное состоит прежде всего из «комплексов» (в понимании Юнга); коллективное бессознательное образовано в основном из «архетипов». Архетипы представляют собой нечто вроде органов дорациональной психики. Это постоянно наследуемые, всегда одинаковые формы и идеи, еще лишенные специфического содержания. Специфическое же содержание появляется лишь в индивидуальной жизни, где личный опыт попадает именно в эти формы.

Содержания коллективного бессознательного не контролируются волей и ведут себя так, словно никогда в нас и не существовали — их можно обнаружить у окружающих, но только не в самом себе. К примеру, плохие абиссинцы нападают на итальянцев; или, как в известном рассказе Анатоля Франса: два крестьянина живут в постоянной вражде. И когда у одного из них спрашивают, почему он так ненавидит своего соседа, он отвечает: «Но ведь он на другом берегу реки!»

Как правило, когда коллективное бессознательное констеллируется в больших социальных группах (эгрегорах ), то результатом становится публичное помешательство, ментальная эпидемия, которая может привести к революции или войне и т. п. Подобные движения очень заразительны — заражение происходит потому, что во время активизации коллективного бессознательного человек перестает быть самим собой. Он не просто участвует в движении, он и есть само движение.

Ничего не напоминает?

Самость — архетип целостности личности. «Са-мость, — пишет Юнг, — означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «со-знательное и бессознательное не обязательно противосто-ят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».

Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания. В сновидениях Самость может проявляется в виде опреде-ленных знаков, которые может распознавать любой человек; это некий символ, к которому человек чувствует трепетное от-ношение.

Архетип Самости, представляющий собой психическую целостность и полноту, соответствует образам, символизирую-щим процесс развития и трансформации - как путь /Дао/, Золотой Цветок, Божественный Младенец, Бог /Христос, Митра, Будда, Брахма/ и олицетворяет гармонию, вечность, святость и красоту.

В личной беседе с одним из представителей восточной мыслей на конференции в Мексике, при обсуждении связи сознания и бессознательного Хисаматсу спросил у Юнга: «Что является подлинной Самостью, сознательное или бессознательное?». Юнг ответил: «Сознание называется Я, в то время как Самость отнюдь не равна Я. Самость - это единое целое, потому что личность, как целое, состоит из сознания и бессознательного. Но мое Я знакомо только с сознанием. Бессознательное остается мне неизвестным». Юнг в разговорах часто повторял, что «бессознательное всегда остается непознанным именно потому, что оно бессознательное»).

Понятие об интроверсии и экстраверсии.

Юнг считал, что каждый индивидуум, вернее, фокус его интересов, может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интровертами, второй — экстравертами. Экстраверсия исключает интроверсию, но ни ин из этих типов не имеет предпочтений перед другим.
Обычно человек не бывает чистым интро- или экстра-вертом, хотя и склонен к той или иной ориентации. В идеале Юнг видит «пластичность», то есть умение поль-зоваться одной из этих двух ориентации там, где она более подходит. Но в жизни так почти не бывает. Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, сво-им внутренним миром. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внут-реннее Я, то можно утратить контакты с внешним окру-жением. Экстраверты преимущественно заняты внешним миром, они легче устанавливают социальные связи и лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы. Такие люди вместо того, чтобы развивать собственные идеи, занимаются анализом чужих.
Истерические личности больше склонны к экстравер-сии, астеники и аутичные — к интроверсии.
К. Г. Юнг был первым из западных психологов, кто уделял серьезное внимание психологии восточных религий и философии, направленной на изучение человеческой души.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | | | | |