Учимся легко

Учимся легко

» » Резидентные и нерезидентные институциональные единицы кратко. Общественное воспроизводство

Резидентные и нерезидентные институциональные единицы кратко. Общественное воспроизводство


Резидентами считаются все экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны (занимаются производственной деятельностью или проживают в стране не менее года).
Таким образом, в отличие от географической территории введено понятие экономической территории, которая не включает территориальные анклавы других стран (военные базы, посольства и т.д.), но содержит анклавы страны, расположенные на территории других стран.
Однако не все работники хозяйственных единиц страны являются ее резидентами. Поэтому часть созданной в стране стоимости выплачивается нерезидентам за их участие в производстве ВВП. В свою очередь, резиденты данной страны могут получать часть дохода из-за рубежа за свое участие в производстве ВВП других стран, например в виде оплаты труда, дохо- дов от собственности (процентов, дивидендов и др.). Поэтому существует различие между тем, в какой стране создан и какой стране принадлежит национальный продукт. Например, часть создаваемого гастарбайтерами национального продукта выплачивается в виде заработной платы и далее делится на две части: одна потребляется в России на покупку товаров и услуг, а другая вывозится на родину.
Если судить по тому, где была произведена данная продукция, то она входит в национальный продукт России. А если задаться вопросом, какой стране принадлежат соответствующие блага и кем они будут потреблены, то следует назвать страну, откуда прибыл работник.
Чтобы учитывать эти оба важных подхода к национальному продукту, используются два разных показателя - ВВП и ВНД. ВВП отвечает на вопрос, где создан продукт, а ВНД - какой стране он принадлежит. Соответственно, оба показателя оказываются взаимосвязанными, а именно ВНД = ВВП + сальдо доходов из-за границы.

Еще по теме 1.7. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы:

  1. 3. Институциональная структура и институциональная среда
  2. Упражнение 14. О «единицах» смысла в концептуальных актах
  3. Про Британскую термальную единицу, колхозный витаминный градус и Джорджа Буша
  4. РЕЙТИНГ КАЧЕСТВА КРЕДИТА: АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ (ФИРМ) (условных единиц
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАВИЛА ПРИНЯТИЯИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ, КОГДА ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА И ФИРМЫ ЯВЛЯЮТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЕДИНИЦАМИ

Институциональная единица - это хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства

На практике существуют два основных типа институциональных единиц: домашние хозяйства и корпорации (юридические лица), чье существование и чьи права признаются независимо от людей или других юридических лиц, которые ими владеют.

Домашние хозяйства обычно состоят из нескольких человек, которые при этом не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Это может быть семья, или просто несколько человек, которые живут совместно, совместно же владеют имуществом и имеют общий бюджет.

В качестве юридических лиц выступают корпорации (то есть предприятия, принадлежащие нескольким владельцам), некоммерческие организации или государственные единицы. Предприятия или организации, как правило, самостоятельно принимают экономические решения, хотя самостоятельность может быть ограничена их владельцами, например, корпорации в конечном счете контролируются акционерами.

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Институциональная единица является резидентом страны, или, точнее, экономики, если центр ее экономических интересов расположен на экономической территории данной страны. Считается, что единица имеет где-либо центр экономического интереса, если она владеет на данной территории землей или недвижимостью, продолжительное время участвует или намерена продолжительное время участвовать в экономической деятельности.

Резидентами считаются все экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны (занимаются производственной деятельностью или проживают в стране не менее года). К резидентным макроэкономическим институциональным единицам); кредитно-инвестиционные институты – экономические единицы, осуществляющие привлечение и использование свободных денежных средств.



К нерезидентным институциональным субъектам, участвующим в макроэкономическом кругообороте относятся: иностранные фирмы и физические лица, занимающиеся импортом продукции; зарубежные инвесторы и заемщики капитала; правительственные и общественные организации других стран.

Секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
домашние хозяйства;
мировая экономика.

Сектор представляет собой совокупностьинституциональных единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.
К сектору «Финансовые учреждения» относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.
Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.

Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т. д.
Отрасль «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.

Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. п. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. е. прирост ВВП за год составил около 7%, а первоначально прогнозировалось, что будет 6%.
Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, а в 2004 г. - на 7,2% и в 2005 г. - на 6,4%, и соответственно 2006 г. - почти 7%.
Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости - т. е. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.
Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая про-мышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инно-вационного типа, о которой сейчас многие говорят.
Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.
Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.
Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.
Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рассматриваются различные варианты сочетания упомянутых показателей.


В качестве базовой единицы учета в СНС используется понятие институциональной единицы, под которой понимается экономическая единица, обладающая единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бухгалтерской отчетности и является юридическим лицом. Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц - резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на
данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах.
Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства. Различные стороны экономической деятельности в совокупности институциональных единиц-резидентов представлены в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделяют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю. Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые
предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся производят материальные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью. Домашние хозяйства относятся ко второй категории и со-
ставляют самостоятельный сектор. Основная функция этих единиц-резидентов - потребление, хотя здесь имеет место и некоторая производственная деятельность, организованная в форме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отдельно от домашнего хозяйства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов и
продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными предприятиями. Категория администрации или сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производителей государственных услуг, включает институционные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги,для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства. Различают 45 типов администрации, в том числе центральное правительство, местные власти, социальное страхование. Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно(например, в виде общественных субсидий). Сектор финансовых учреждений охватывает институционные единицы, которые осуществляют финансовые операции.Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов,образованных в результате принятия финансовых обязательств
(денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и другие).
Помимо этих четырех внутренних институционных секторов французская РСНС выделяет еще два сектора. Сектор частных организаций по оказанию услуг домашним хозяйствам (или производителей частных услуг, по терминологии СНС ООН) объединяет частные организации, производящие в основном нетоварные услуги для домашних хозяйств (например, услуги здравоохранения, образования, культуры и отдыха и прочие) и функционирующие на бесприбыльной основе.Сектор страховых учреждений включает все предприятия, основная деятельность которых состоит в страховании,превращении индивидуального риска в риск коллективный,с гарантией выплаты возмещения ущерба или пособия в случае реализации риска. Ресурсы этих учреждений складываются из добровольных общественных взносов или платы по
страховым договорам.

Кроме внутренних институционных секторов (категорий,агентов) СНС имеет один внешний - сектор «остальной мир»или заграница. Сюда относятся институционные единицы-резиденты, которые работают за пределами территории страны.


Сибирский государственный университет

путей сообщения

Тема: «Резидентные и нерезидентные институциональные единицы в Российской экономике»

Выполнила: Кетрарова Я.С.ст.гр.МПМ-211

Проверил:Шматков Р.Н.,к.ф.м.н, доцент

Новосибирск 2015


Салин В. Н., Медведев В. Г., Кудряшова С. И., Шпаковская Е. П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. С. 31.

Сущность человеческой жизнедеятельности, предполагающей непрерывность процесса потребления, вызывает необходимость постоянного процесса производства. Общественное воспроизводство - это непрерывно возобновляемый процесс общественного производства в беспрестанно повторяющейся взаимосвязи его циклов.

Общественное воспроизводство можно рассматривать в разных аспектах. С точки зрения стадийности развития выделяется воспроизводственный цикл, состоящий из четырех фаз :

  • 1) производство - решающая и определяющая фаза, в которой происходит объединение ресурсов и создается общественный продукт. Производство определяет формы и характер распределения, обеспечивает непрерывность потоков в сфере обращения, а также уровень и состав потребления;
  • 2) распределение и перераспределение охватывает сферу средств производства, рабочей силы и предметов потребления. Для перераспределения ресурсов в воспроизводственный процесс вмешивается государство;
  • 3) фаза обмена обеспечивает эквивалентность товарно-денежных отношений. В сфере обмена происходит реализация созданного общественного продукта и достигается сбалансированность между спросом и предложением, создаются условия для обеспечения дальнейшего воспроизводственного процесса;
  • 4) фаза потребления, в которой удовлетворяются личные и общественные потребности, т.е. осуществляется конечная цель общественного воспроизводства. Но потребление не только заканчивает воспроизводственный цикл, оно также представляет собой начало нового цикла, так как в этом процессе происходит воспроизводство самого человека и его соединение с факторами производства.

Цепочка «производство - распределение - обмен - потребление» никогда не прерывается, более того, все четыре фазы осуществляются одновременно, поскольку ни одну из них невозможно остановить, чтобы не разорвать цепь. Так осуществляется процесс воспроизводства. Схематично этот процесс изображен на рис. 2.1.

Рис. 2.1.

Смена воспроизводственных фаз - естественное функционирование экономики. Только последовательное прохождение ресурсов через каждую фазу, где они принимают определенные формы, представляет собой реальный воспроизводственный процесс.

Выделяют три основных типа экономического воспроизводства: суженное, простое и расширенное . Суженное воспроизводство предполагает уменьшение количественных параметров и деградацию качественных аспектов экономической системы. Простое воспроизводство означает возобновление деятельности экономической системы в прежних количественных и качественных масштабах. В модели простого хозяйственного оборота национальная экономика находится в состоянии стационарного равновесия, т.е. доход (Y) равен потреблению (С): Y= С.

Расширенное воспроизводство характеризуется постоянно возрастающим количеством производимых благ, расширением форм и совершенствованием их потребительских свойств. Оно происходит при увеличении объемов созданного общественного продукта, т.е. доход рассматривается как суммарный показатель потребления и инвестиций (источников сбережения населения) (/): Y= С + I. Расширенное воспроизводство может быть реализовано в рамках интенсивного или экстенсивного способов развития экономики. Интенсивное воспроизводство осуществляется за счет совершенствования качественных параметров экономической системы. Экстенсивное воспроизводство - за счет увеличения используемых в экономических процессах трудовых и природных ресурсов. Ни интенсивное, ни экстенсивное воспроизводство в чистом виде практически не встречаются: зачастую они сосуществуют, образуя смешанный тип общественного воспроизводства.

Субъектами экономических отношений на макроэкономическом уровне выступают не индивидуальные агенты рыночного хозяйства, а их укрупненные «агрегированные» группы - институциональные сектора. Элементами институциональных секторов являются институциональные единицы, под которыми понимают экономические единицы, обладающие единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности.

Национальная экономика выступает как совокупность всех институциональных единиц - резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, функционирующие на данной территории более года. В число резидентов включают и территориальные анклавы: посольства, научные и военные базы, размещенные в других государствах.

Нерезидентные институциональные единицы (экстерриториальные анклавы) - это находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Воспроизводство , осуществляемое на различных уровнях организации хозяйства, представляет собой сложную, циклически организованную систему, охватывающую процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.

Экономика всегда существует в государственных границах и, следовательно, ее ресурсы, возможности, потенциал ограничены не только имеющимися условиями воспроизводства, но и наличием полезных ископаемых, населением, территорией и т.д. Другими словами, общественное воспроизводство, то есть постоянно возобновляемое производство, распределение, обмен и потребление в данной стране осуществляется как национальное воспроизводство .

В системе национальных счетов (СНС) применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики: – нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг); – финансовые учреждения; – государственные учреждения; – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; – домашние хозяйства.

Названия институциональных секторов не полностью соответствуют международному стандарту. По завершении работ по внедрению классификатора институциональных секторов экономики в статистическую практику это несоответствие будет устранено.

Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах «остального мира», объединяющих все институциональные единицы-резиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики.

Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.

Если какая-то единица не обладает обеими характеристиками институциональной единицы, то исходя из следующих принципов: – домашние хозяйства считаются институциональными, так как не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами; – единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью; – единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют.


В качестве базовой единицы учета в СНС используется
понятие институциональной единицы, под которой понима-
ется экономическая единица, обладающая единством пове-
дения, самостоятельностью в принятии решений в сфере
своей основной деятельности. Она ведет полный набор бух-
галтерской отчетности и является юридическим лицом.
Национальная экономика выступает как совокупность всех
национальных единиц - резидентов, к числу которых отно-
сятся экономические единицы, которые функционируют на
данной территории более года. В число резидентов включают
территориальные анклавы - посольства, научные и военные
базы, размещенные в других странах.
Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящи-
еся в стране иностранные дипломатические и иные офици-
альные представительства, а также международные органи-
зации, их филиалы и представительства.
Различные стороны экономической деятельности в сово-
купности институциональных единиц-резидентов представле-
ны в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделя-
ют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю.
Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые
предприятия, которые выполняют функцию производства
материальных благ и услуг нефинансового характера, в ос-
новном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также
относятся квазипредприятия, которые производят матери-
альные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном
объеме, но не обладают юридической самостоятельностью.
Домашние хозяйства относятся ко второй категории и со-
ставляют самостоятельный сектор. Основная функция этих еди-
ниц-резидентов - потребление, хотя здесь имеет место и неко-
торая производственная деятельность, организованная в фор-
ме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни
экономически не может быть отдельно от домашнего хозяй-
ства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хо-
зяйств формируются из заработной платы, доходов от собствен-
ности, получения наследства, трансфертов других секторов и
252

продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными пред-
приятиями.
Категория администрации или сектор государственных
учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производи-
телей государственных услуг, включает институционные еди-
ницы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги,
для которых не существует рынка. Они выполняют функцию
производства нетоварных услуг, а также перераспределения
национального дохода и национального богатства. Различа-
ют 45 типов администрации, в том числе центральное прави-
тельство, местные власти, социальное страхование. Основные
ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных
выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно
(например, в виде общественных субсидий).
Сектор финансовых учреждений охватывает институцион-
ные единицы, которые осуществляют финансовые операции.
Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов,
образованных в результате принятия финансовых обязательств
(денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долго-
срочные государственные фонды и другие).
Помимо этих четырех внутренних институционных сек-
торов французская РСНС выделяет еще два сектора.
Сектор частных организаций по оказанию услуг домашним
хозяйствам (или производителей частных услуг, по терминоло-
гии СНС ООН) объединяет частные организации, производя-
щие в основном нетоварные услуги для домашних хозяйств (на-
пример, услуги здравоохранения, образования, культуры и от-
дыха и прочие) и функционирующие на бесприбыльной основе.
Сектор страховых учреждений включает все предприя-
тия, основная деятельность которых состоит в страховании,
превращении индивидуального риска в риск коллективный,
с гарантией выплаты возмещения ущерба или пособия в слу-
чае реализации риска. Ресурсы этих учреждений складыва-
ются из добровольных общественных взносов или платы по
страховым договорам.
Кроме внутренних институционных секторов (категорий,
агентов) СНС имеет один внешний - сектор «остальной мир»
или заграница. Сюда относятся институционные единицы-ре-
зиденты, которые работают за пределами территории страны.
Категории агентов или институционных субъектов соот-
ветствуют разделению населения, ибо каждый индивид мо-
253

Резидентные и нерезидентные институциональные единицы...
жет входить в несколько категорий или секторов (например,
домашнее хозяйство и финансовые учреждения, если он ра-
ботник данных учреждений).
Для целей анализа производства, вместо классификации
по институционному признаку используется классификация
по степени однородности выпускаемой продукции и услуг.
Заведения (или предприятия, выпускающие однородную про-
дукцию) объединяются в отрасли, понятие которых соответ-
ствует отраслям народного хозяйства по методологии СБНХ.
Национальные счета строятся для каждого сектора и по
содержанию делятся на два типа: счета потоков, где регист-
рируются итоги сделок экономических агентов, и счета иму-
щества, представляющие собой балансы. В активе счета иму-
щества отражаются материальные блага, находящиеся во вла-
дении отдельной экономической единицы, и кредиты, выдан-
ные ею. А в пассив этого счета заносятся долговые обязатель-
ства этой единицы. Сальдо между активом и пассивом со-
ставляет чистую стоимость имущества или богатства.
Счет институционного сектора состоит из девяти счетов:
1) открывающий баланс (показывает материальные и
финансовые активы и пассивы на начало периода и сальдо
счета);
2) счет производства, где в ресурсах указывается валовой
выпуск продукции, а в использовании - промежуточное по-
требление; сальдо же счета характеризует размер добавлен-
ной стоимости;
3) счет эксплуатации (счет образования доходов), где в
ресурсах отражается добавленная стоимость и полученные
субсидии по производству, а использование включает оплату
труда работников, налоги на производство (кроме налога на
добавленную стоимость, который относится к продукции) и
валовую прибыль в виде сальдо счета;
4) счет дохода (счет распределения доходов) показывает в
ресурсной части кроме валовой прибыли, оплаты труда работ-
ников, также полученные налоги на производство и импорт,
проценты и дивиденды (то есть доходы от собственности), стра-
ховку по несчастным случаям, прочие текущие трансферты
(полученный подоходный налог, социальные выплаты, посо-
бия), а использование состоит из выплаченных субсидий на
производство, процентов и дивидендов, оплаты страховки и
т.д. Сальдо счета показывает валовой располагаемый доход;
254
Резидентные и нерезидентные институциональные единицы...
5) счет использования дохода показывает, как использу-
ется валовой доход (в ресурсной части счета) или величина
располагаемого дохода на конечное потребление и валовое
сбережение;
6) счет капитала показывает потоки, формирующие на-
копление. В ресурсной части отражаются сбережения и полу-
ченные трансферты капитала, а в использовании - формиро-
вание основного капитала, изменение запасов, покупка зем-
ли и нематериальных активов. Сальдо счета характеризует
возможность (+) или потребность (-) в финансировании;
7) финансовый счет показывает потоки чистых кредитов
и чистых долгов во всех формах;
8) счет изменения стоимости вне производства учитывает
изменения чистой стоимости имущества;
9) закрывающий баланс отражает размеры имущества на
конец периода.
Для сектора «остальной мир» (заграница) составляются
всего два счета: счет нефинансовых операций и счет финансо-
вых операций. В ресурсы входит импорт, трансферты заграни-
це и чистые долги заграницы, а в использование - экспорт,
трансферты от заграницы и чистые кредиты от заграницы.