Учимся легко

Учимся легко

» » Что эссе по русскому языку. Эссе материал по русскому языку на тему

Что эссе по русскому языку. Эссе материал по русскому языку на тему

Единый государственный экзамен, успешное прохождение которого позволяет уже вчерашним школьникам стать студентами престижных вузов - задание довольно непростое. Поскольку экзамен требует повышенной внимательности и достаточного количества необходимых знаний, педагоги рекомендуют учащимся хорошо подготовиться, прежде чем приступать к его прохождению.

В числе множественных испытаний ЕГЭ - сочинение по русскому языку, минимальный объем которого должен составлять 150 слов. При меньшем количестве слов, как показала практика, полностью раскрыть имеющуюся тему довольно тяжело.

Рассмотрим процесс создания плана сочинения, который поможет выразить суть сочинения и полноценно обосновать точку зрения на проблему. Как и для большинства работ такого плана, будет нелишним добавить в структуру текста вводную и заключительную часть. Большинство педагогов рекомендуют план следующего типа для написания сочинения для ЕГЭ :

  1. Суть темы.
  2. Комментарии к ней.
  3. Мнение автора.
  4. Личный взгляд учащегося на проблему.
  5. Обоснование собственной точки зрения (привести как минимум 2 аргумента).

Приведем примеры сочинений для ЕГЭ , которые помогут вам сориентироваться и написать достойное изложение на выбранную тему.

Пример 1

Весь текст Михайлова пронизан мыслью о феномене гениального человека. Автор подчеркивает неспособность науки полностью изучить и объяснить природу гениальности и найти ее источник. Одни мыслители полагают, что известный на сегодня термин «дети индиго»можно обосновать как рождение ребенка от союза человека и инопланетного существа, другие ученые считают возникновение такой одаренной категории детей итогом генетических мутаций.

Как доказательство Михайлов приводит реальную историю о ребенке 8 лет. Девочка вскоре может стать инвалидом, но при этом демонстрирует поразительные способности к рисованию, изучению языков. Можно предположить, что такой случай -феномен, но на самом деле причина талантливости девочки заключается в желании родителей помочь реализовать таланты дочери.

Михайлов выражает мнение о том, что только с помощью усердного труда и помощи родственников и близких людей можно проявить гениальные задатки.

В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага». Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.

Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей. Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.

Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго.

Пример 2

Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?

Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени. Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести. Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне. В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.

Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.

Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.

1. Влияние научно-технического прогресса на людей

2. Человек и наука. Научно-технический прогресс.

3. Быть или не быть?

4. Благородство (по Ю. Цетлину)

5. Польза образования (по А.Ф. Лосеву)

6. Воспитание личности в процессе учёбы (по И. Ботову)

7. Проблема воспитания истинных мастеров искусства (по Л.П. Мозговому)

8. Моральные ценности (по Крюкову)

9. Искусство (по Г.И. Успенскому)

10. Судьба книги (книга или интернет?) (по С. Курию)

11. Может ли компьютер и Интернет вытеснить книги (по К. Журенкову)

12. Книга (по Етоеву)

13. О книге (по Д.Н. Мамину-Сибиряку)

14. О книге (по А. Адамовичу и Д. Гранину)

15. Книги в жизни человека

16. Значимость художественной литературы в жизни людей (по Вересаеву)

17. Отцы и дети (по М. Агееву)

19. О духовности (по Соловейчику)

20. Проблема духовности (по С. Соловейчику)

21. О языке (по Распутину)

22. Проблема сохранения исторической памяти русского языка

23. Канцелярит (по Н. Галь)

25. Проблема понимания красоты

26. Любовь к Родине (по Е. Воробьеву)

27. Родина. Связь с Родиной (по В. Пескову)

28. Проблема любви к Родине (по К. Бальмонту)

29. Родина (по В. Конецкому)

30. Облик земли. Сохранение (по В. Пескову)

31. Проблема взаимосвязи человека и природы (по В. Солоухину)

32. Проблема красоты природы (по В.А. Солоухину)

33. Проблема браконьерства (по В.П. Астафьеву)

34. Экология (Защита окружающей среды)

35. Экология (по Д.С. Лихачёву)

36. Преданность своему (по Э. Матониной)

37. Проблема преданности своему делу (по Сивоконю)

38. Семья. Ценности (по С. Капица)

39. Ответственность человека за жизни окружающих

40. Война

41. Проблема войны (по Л. Андрееву)

42. ВОВ

43. ВОВ. Память (по Е.З. Воробьёву)

44. Проблема исторической памяти (по И. Руденко)

45. Историческая память

46. Проблема храбрости (по Б. Житкову)

47. Чувство патриотизма (по В. Некрасову)

48. Честь и бесчестие

49. Проблема чести в современном мире (по Д. Гранину)

50. Честь (по Шеварову)

51. Проблема чести и совести (по С. Кудряшову)

52. Личности в истории

53. Фашизм (по И. Руденко)

54. Красота оружия (по Бондареву)

55. Счастье. Его достижение (по В. Розову)

56. Одиночество (по И. Ильину)

57. Любовь к человечеству (по К.И. Чуковскому)

58. Наследственность и самоформирование

59. Нравственность. Нравственные качества

60. Вред телевидения (по В. Солоухину)

61. Проблема истинных и ложных ценностей

62. Проблема истинной дружбы (по Д.С. Лихачёву)

63. Проблема неравенства в обществе

64. Проблема соотношения внутренней и внешней красоты (по Сент-Экзюпери)

65. Проблема сострадания (по Д. Гранину)

66. Сострадание, чуткость и милосердие

67. Эгоизм, отсутствие сострадания (по Б. Васильеву)

68. Черствое и бездушное отношение к человеку

69. Проблема безобразного и прекрасного в жизни (по В. Солоухину)

70. Проблема благодарности (по И. Ильину)

1.Влияние научно-технического прогресса на людей

Человек 21 века... Что с ним стало? Как повлиял научно-технический прогресс на людей? И стали ли они чувствовать себя безопаснее, чем те, кто жили век назад? Именно эти вопросы поднимает в своей статье В. Солоухин.

По мнению автора, "техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом", но стал ли один человек от этого сильнее? Солоухин заставляет порассуждать нас над тем, что в мире происходит много изменений, которые могут помочь людям почувствовать больше безопасности и комфорта. А если посмотреть с другой стороны, что может один человек? Он остался тем же, что был без самолетов и сотовых телефонов, ведь если ему некуда звонить и лететь, то зачем нужны эти телефоны

и самолеты? Кроме того, мы, люди 21 века, начали забывать нажитое ранее, например, что значит писать письма, ходить пешком на дальние расстояния.

Я согласна с мнением автора. Технический прогресс не сделал одного человека сильнее, чем он был раньше. Вспоминается произведение М.Ю. Лермонтова "Мцыри", где главный герой, будучи один в лесу, встречает дикого зверя - барса. Мцыри начинает схватку со зверем и, благодаря ножу, убивает его. А ведь современный человек, встретив в лесу животное, тоже не смог бы использовать иного приспособления для убийства зверя, даже не смотря на то, что в 21 веке техника стала во много раз более развита, чем во времена М.Ю. Ломоносова.

Что же мы значим теперь в этом мире? Могут ли люди жить теперь без мобильного телефона или компьютера? А сумеем ли мы, как наши бабушки и дедушки, ходить каждый день в школу пешком по 10 км? Думаю, стоит задуматься над этим. Ведь создается такое впечатление, что чем сильнее становится техника, тем все менее сильным

и приспособленным к жизни становится человек…

2.Человек и наука. Научно-технический прогресс.

Уже давно промчался ураганом по земле научно-технический прогресс, и с каждым днем в мире появляются все новые и новые изобретения, способные облегчить жизнь человечеству. Но так ли это хорошо? Попробуем посмотреть на это с нескольких сторон…

Во многих проблемах поставленных автором статьи я с ним согласна. Но, как мне кажется, научный прогресс не всегда благо. Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом.… Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся?

Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, осознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

Примером этому может служить произведение М. Булгакова «Собачье сердце». Ученым движет жажда познания, стремления изменить природу. Но прогресс оборачивается страшными последствиями. Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей.

Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза.…Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на земле. Примеры этому можно отыскать даже в древней мифологии. Есть легенда о ящике Пандоры. В нем говорится о том, как одно необдуманное действие, человеческое любопытство может привести к гибельному финалу.

3.Быть или не быть?

Стоит ли жизнь тех унижений, несчастий, которые испытывает человек на своем пути? Не проще ли одним движением прекратить душевные метания, чем целый век бороться за правду и счастье?

В отрывке из "Гамлета" У. Шекспира говорится о смысле жизни. От лица Гамлета автор размышляет: "...Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?", тем самым поднимая один из вечных вопросов: "Ради чего живет человек?" Уильям Шекспир говорит: "Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят? Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет.", подразумевая, что смысл жизни - в возможности чувствовать: радоваться и любить, грустить и ненавидеть... Таким образом, автор поднимает очень

важную, на мой взгляд, проблему поиска смысла жизни.

Я полностью согласна с автором: нет ничего прекраснее в мире, чем чувства человека, такие разнообразные и яркие в своих проявлениях. Человек, понимающий, в чем суть жизни, никогда не скажет: "Я хочу умереть". Напротив, он будет держаться за жизнь до последнего, превозмогая боль.

Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" полностью раскрывает тему поиска смысла жизни. Главные герои, Андрей Болконский и Пьер Безухов, ищут душевного пристанища. Путем ошибок и страданий герои приобретают спокойствие и уверенность.

Жизнь не всегда благосклонна к человеку, чаще всего она не щадит никого. Вспоминается произведение Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Главный герой, Алексей Мересьев, лишенный обеих ног во время воздушного сражения, не потерял желания жить. Его существование не только не потеряло смысла, напротив, герой острее ощутил потребность в счастье, любви, понимании.

Закончить сочинение хотелось бы фразой из фильма "Форрест Гамп": "Жизнь - как коробка конфет. Никогда не знаешь, с какой начинкой попадется" Действительно, иногда за невзрачной оберткой прячется самая вкусная конфета.

4.Благородство (по Ю. Цетлину)

Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена. Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста.

Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства, он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей.

Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.

Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.

Подтверждение моей точки зрения я нахожу в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Героине романа пришлось выйти замуж не по любви, но даже когда ее возлюбленный, Евгений Онегин, рассказал ей о внезапно вспыхнувшем к ней чувстве, Татьяна Ларина не изменила своим принципам и холодно ответила ему фразой, уже ставшей афоризмом: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Другой идеал благородного человека был великолепно описан Л. Н. Толстым в романеэпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть.

Несмотря на то, что благородных людей становится все меньше и меньше, я думаю, что благородство всегда будет цениться людьми, потому что именно взаимопомощь, взаимовыручка и взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое.

5.Польза образования (по А.Ф. Лосеву)

Мы часто задумываемся о том, какую пользу нам приносят те или иные наши действия. В зависимости от личных потребностей, особенностей характера, жизненных принципов мы отдаем приоритет либо духовному удовлетворению, либо материальной выгоде. Но есть виды деятельности, которые приносят нам пользу как в моральном плане, так и в материальном.

В статье А. Ф. Лосева, обсуждается как раз такой вид деятельности. Автор превозносит науку и просвещение, рассуждает о том, какие преимущества образование дает человеку.

В современном обществе очень важно быть образованным. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого.

В данном тексте А. Ф. Лосев акцентирует внимание читателя не на необходимости образования, а именно на духовном аспекте той выгоды, которую мы получаем от обучения. По его мнению, образование, как мотивированное стремлением к воспитанию

в себе личности, так и обусловленное материальными потребностями, в любом случае приносит человеку «сладкие плоды» – моральное удовлетворение.

Моя точка зрения находит подтверждение в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья». Один из главных героев этого произведения, Дымов, врач по призванию, был по-настоящему предан своей профессии. Он спасал людей, рискуя своей жизнью, и принес себя в жертву ради общества. И на протяжении всего периода своей научной деятельности Дымов формировал свою личность, развивался духовно.

Еще одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» другого русского классика – И. С. Тургенева. Жизненные принципы Базарова складывались в результате его увлечения науками. Он становился личностью, занимаясь медициной, проводя различные опыты.

Образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Оно приносит нам «сладкие плоды» духовного удовлетворения и материальную выгоду. Но самое главное преимущество, которое дает человеку образование, – это, безусловно, фундамент для формирования личности, становления жизненных целей.

6. Воспитание личности в процессе учёбы (по И. Ботову)

Зачастую под словом «образование» мы понимаем знания, которые помогут нам получить высокооплачиваемую и престижную профессию. Всё реже задумываемся над тем, что же ещё предоставляет оно помимо материальной выгоды…

Именно поэтому Игорь Павлович Ботов в своей статье затрагивает проблему необходимости образования нравственного, подчеркивая именно важность правильного воспитания личности в процессе учёбы.

Автор обращает наше внимание на то, что образованный, но безнравственный человек будет разлагающе действовать на общество. Ребенок, не усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно скупым. Именно поэтому так важно учителю вложить в душу ученика всё самое лучшее, и тогда в будущем мы будем меньше сталкиваться с бездушными чиновниками, нечистоплотными политиками и преступниками.

Игорь Ботов неравнодушен к поставленной им проблеме, он считает, что термин «образование» и вовсе следует заменить на иной – «воспитание».

Жизненные примеры, подтверждающие мою позицию, я вижу ежедневно в школе: растущее из года в год безразличие к нравственным ценностям у моих сверстников, их бездуховность действительно вызывают тревогу. Всё реже встретишь учителя неравнодушного, заходящего в класс с желанием научить чему-то детей, а не просто провести очередной урок и скорее идти домой. Подобное положение дел вызывает грусть, ведь именно педагог может заложить в ребенка первые азы «человечности».

К примеру, стоит вспомнить произведение Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, не желающему брать у неё деньги и продукты, стала играть с ним в пристенок на деньги. Когда об этом стало известно директору, она потеряла работу, но поступок учительницы стал для мальчика уроком доброты и понимания на всю его жизнь.

Когда-то давно Аристотель сказал: «Кто двигается в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперед». Слова философа как нельзя лучше отражают положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности.

7.Проблема воспитания истинных мастеров искусства (по Л.П. Мозговому)

Почему необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Возможно, именно поэтому Мозговой обращается к проблеме воспитания истинных мастеров искусства.

Эта проблема очень остро поставлена в современном обществе. Ведь искусство всегда играло одну из самых главных ролей в нашем мире. Многие люди, окончив школу, стремятся посвятить свою жизнь искусству. Все больше и больше учебных заведений, готовящих актеров, музыкантов, певцов, художников, появляется с каждым годом. Однако некоторые считают, что полгода достаточно, чтобы стать лучшим в профессии, связанной с исполнительным искусством. Другие же уверены, что истинный талант приходит спустя время и чтобы появился талантливый певец, музыкант или актер, необходимо затратить немало усилий. Именно к ним относится автор текста.

Леонид Павлович Мозговой, рассматривая проблему воспитания истинных мастеров исполнительского искусства, приходит к выводу, что только по-настоящему талантливые актеры, певцы и музыканты, достигающие высот исполнительного искусства ценой неимоверного труда и терпения, годами шлифующие своё мастерство, способны донести до разума и сердца зрителя драгоценные слова и музыку великих мастеров.

Я точку зрения автора полностью разделяю. Действительно, как можно научиться быть лучшим в своем деле всего за полгода? Особенно, если это касается деятелей искусства. Ведь это тяжелый труд, который достигается большими усилиями. И за полгода научиться петь, играть на музыкальном инструменте или сочинять музыку невозможно. Ведь основное назначение искусства - это сеять «доброе, разумное и вечное». А научиться этому за короткий промежуток времени нельзя. А тот, кто пытается уверить в обратном, просто недостоин называться истинным мастером исполнительского искусства.

К проблеме важности серьезного воспитания деятелей искусства обращались многие русские и зарубежные писатели. Мне вспоминается Гоголь и его «Портрет». Один из главных героев так стремился познать суть искусства, что посвятил этому почти всю жизнь. В конце своей жизни он написал подлинный шедевр, хотя его путь и не отличался подлинной славой. А известный художник Рафаэль, учился искусству всю жизнь, даже когда стал уже знаменитым. И сейчас мы не перестаем восхищаться его работами!

Таким образом, необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства. Необходимо прикладывать много усилий, чтобы стать истинным служителем искусству и восхищать окружающих своими шедеврами. Иначе, ничего хорошего просто не получится.

8.Моральные ценности (по Крюкову)

Верно ли человек оценивает свои способности? К чему может привести ложно понятое, раздутое чувство собственного достоинства? Какова истинная цена человека?

По мнению автора, каждый человек должен занимать соответствующее своим возможностям место, иначе его деятельность будет приносить только вред. Крюков считает что надо так уметь утверждать своё «я», чтобы не вызывать осуждения окружающих. На примере самолюбивого фараона автор акцентирует наше внимание на том, что всё тайное всегда становится явным – истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается.

Каждый человек ищет своё место в жизни. То, как делает это Николка из романа Булгакова «Белая гвардия» - его поступки, моральные ценности, которых он придерживается – всё это пример пути к намеченной цели благородного человека. «Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете», - полагал Николка. Не важно то, чего именно добился в жизни этот человек, главное то, что он шел вперед, оставаясь человеком чести.

Но, к сожалению, не все люди идут к намеченной цели путем праведным. Примером жизненного пути, строившемся исключительно на лжи, жестокости и злодеяниях является путь к власти Лаврентия Берия. Всех людей этот человек считал ниже себя, пытался принизить их в любом удобном случае. Для Берия в жизни важно было выиграть во что бы то ни стало, любыми способами, любой ценой, даже нечестно.

Если мы хотим чего-то добиться в жизни и при этом не потерять уважение окружающих нас людей, мы должны верно оценивать свои способности, быть честными и совестливыми…

9. Искусство (по Г.И. Успенскому)

Какое влияние оказывает истинное искусство на человека? Способно ли оно нравственно его преобразить? Над этими вопросами нас заставляет задуматься автор текста.

Г.И. Успенский в данном тексте размышляет о роли искусства. Он рассказывает о том, как случайно зашёл в Лувр, увидел статую Венеры Милосской. Он долго, как завороженный, смотрел на неё, ощущая в себе неподдельную радость. Что-то необычное происходило с ним в тот момент. После этой встречи Г.Успенский сильно изменился.

В рассказе А.И. Куприна «Тапёр» главный герой Юра Азагаров своей блистательной игрой на фортепиано заинтересовал А.Г. Рубинштейна. В конце этого рассказа читатель понимает, что у Юры в жизни всё складывается хорошо благодаря любви к искусству.

Теме искусства посвящено одно из стихотворений Анны Ахматовой «Уединение». По мнению поэтессы, любовь к прекрасному может исцелить человека, вывести его из круга обступивших интересов и страстей, подавленности и уныния. И привести к прекрасной мудрой жизни.

…Так много камней брошено в меня,- Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою, среди высоких башен…

Прочитав статью, я поняла, как велика роль искусства, которое способно сделать наш мир добрее и лучше. Ведь, как сказал великий Ф. Достоевский, «Красота спасёт мир».

10. Судьба книги (книга или интернет?) (по С. Курию)

Книга или Интернет? Что выбирает современное общество? В чем преимущество библиотечной информации перед компьютерной? Какова судьба книги? Об этом размышляет С. Курий в своей статье.

С. Курий в данном тексте поднимает проблему будущего книги. Данная проблема, поставленная С. Курием очень актуальна в современном обществе. Телевидение, компьютер, Интернет, конечно, во многом облегчают работу, в них есть свои достоинства. Но только книга способна пробудить в читателе настоящие чувства.

Факты, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, говорят в пользу авторской позиции. Давайте вспомним, как в детстве мама читала на ночь сказку. В эту пору мы начинаем знакомиться с книгой. Благодаря ей мы можем перенестись в неизведанные места, познакомиться с удивительными персонажами, совершить подвиг. Какие чувства посещали нас? Только светлые, радостные, беззаботные. На это способна только книга.

Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

Таким образом, в наше время компьютер делает жизнь человека более комфортной и удобной, но книга всегда будет оставаться «бескорыстным и верным другом».

11. Может ли компьютер и Интернет вытеснить книги (по К. Журенкову)

«Компьютер» и «Интернет» - это два понятия, прочно вошедшие в нашу жизнь, они стали ее неотъемлемой частью, без которой сейчас уже практически невозможно представить существование человека.

Именно проблему вытеснения книги компьютером и Интернетом затрагивает автор исходного текста. К. Журенков рассуждает о плюсах и минусах Интернета, утверждая его необходимость в качестве справочного средства. Несомненным его преимуществом автор считает электронную почту, которая активно возрождает эпистолярный жанр. Кроме того, Журенков уверен, что Интернет можно использовать, чтобы обучать импровизации и сочинительству, но не более того.

Автор не без оснований считает, что книга, несмотря ни на что, продолжит существовать, так как имеет несомненные преимущества: во-первых, бумага долговечнее, во-вторых, она не требует источника питания, в-третьих, ее не «съедят» вирусы и не сотрет невнимательный пользователь, в-четвертых, книга не может зависнуть на самом интересном месте.

Продолжая размышлять над затронутой проблемой, я хотела бы привести другие аргументы в пользу книг. Помимо рассмотренной выше возможности через страницы соприкоснуться с героями и автором произведения, есть еще один аспект, ратующий за бумажные носители: перелистывая страницы и глядя на них, мы запечатлеваем в памяти не только текст, но и образы, рождающиеся в нашем воображении в связи с каждым новым листом. Монитор не дает возможности вручную перевернуть страницу, а, следовательно, исчезает и осязаемая образность, настолько важная для запоминания и понимания художественного произведения.

Совершенно невозможно не сказать и о большей утомляемости глаз, вызываемой даже самым современным экраном, что, помимо вреда здоровью, также снижает уровень восприятия информации из компьютера и Интернета.

В заключение хотелось бы процитировать автора исходного текста, который, на мой взгляд, использует поистине гениальное сравнение, выражающее одновременно суть настоящей проблемы и ее решение: « Одно дело - законченная и закрепленная на магнитофонной ленте или ином носителе музыка, и совсем другое - джаз как не загнанная в рамки импровизация».

12.Книга (по Етоеву)

Книга…Что это для вас? Хороший советчик или обычная бумага в переплете? Для некоторых – это мир. И даже жизнь.

Каково значение же значение книги в судьбе человека? Как первые книги могут повлиять а дальнейший жизненный путь? Над этими актуальными вопросами размышляет Етоев в своем тексте.

В мировой и русской литературе множество примеров, в которых найдется отражение данной в тексте проблемы - “Золотая роза” Паустовского, “Детство” Горького, “Джейн Эйр” Бронте, статьи Аракчеева, Астафьева, Гениса… Этот ряд можно долго продолжать. Но стоит уделить особое внимание одному из “Писем о добром и прекрасном” Лихачева: публицист рассказывает, как он с семьей любил читать Лескова и Мамина-Сибиряка, и что книги именно этих авторов повлияли на его дальнейшее творчество.

Кроме того, можно сказать, что одна книга может повлиять на ход истории. Например, Адольф Гитлер рос в религиозной, верующей семье, но после прочтения книги “Как говорил Заратустра” Ницше он изменил свое отношение к миру в сторону нацизма и фашизма.

Таким образом, книга – это наш учитель, наставник, наша путеводная звезда, с которой мы идём по жизни. Как раз от того, какую книгу мы выберем настольной, зависит наши принципы и убеждения. Именно поэтому она играет важную роль в нашей жизни.

13.О книге (по Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Книга - "спутник" нашей жизни. Она с детских лет отвечала на самые главные вопросы: "Что такое "хорошо", а что такое "плохо"? Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему значимости и необходимости книги в жизни каждого человека.

Данная проблема, безусловна, актуальна и имеет место быть. Мамин -Сибиряк доказывает это, повествуя нам о том, как книга является лучиком солнце среди пасмурного неба, когда отвечает на самые каверзные вопросы.

Д.Н. Мамин-Сибиряк - публицист и философ. Он с трепетом говорит, что "...каждая датская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу..." Автор обращает внимание читателя на неведомые силы книги, которые заставляют биться миллионы детских сердец.

Трудно не согласиться с автором текста. Книга - это посредник между теми людьми, которые все знают, и теми, кто хочет что-то узнать. Умные люди доверяют свои знания бумаге, пишут книги. Человек может умереть, а его умения, навыки будут жить вечно на страницах книг.

Например, Евгений Базаров (главный герой рассказа "Отцы и дети") постоянно обращался к иностранным учебникам, дабы стать мастером своего дела, стать искусным врачом. Нигилист был уверен, что подчеркнет для себя полезную информацию, необходимую ему для достижения главной цели.

Сегодня же, увы, "бумага в переплете" не так актуальна, как раньше. Книга была одним из методов проведения досуга. Сейчас ее заменили компьютер, Интернет.

14.О книге (по А. Адамовичу и Д. Гранину)

Книга помогает нам в сложных ситуациях, учит нас правильно мыслить и излагать свои соображения и является средством развлечения и досуга. Но актуальна ли она сейчас так же, как в прошлом, как в те прекрасные времена, когда чтение книг считалась самым желанным удовольствием?

В своем повествовании авторы А. Адамович и Д. Гранин пытаются донести до читателей тот факт, что книга во все времена, даже самые непростые и страшные, находила свое оправданное применение. Для человека она полезна в любом случае: будь ли то досуг, учеба, быт. Особенно это подтверждает тот изложенный авторами факт, что в моменты отчаяния и трудностей люди использовали книгу как источник обогрева, в более благоприятное времена были очень увлечены чтением. То есть книга была нужна всегда.

Однако время идет. Все меняется с сумасшедшей скоростью. На замену старому приходит что-то новое, более интересное и легкое в обращении. Так на смену книге пришло телевидение, чуть позже Интернет. Я думаю, каждый со мной согласится в том, что, придя домой, гораздо проще и удобнее включить телевизор и как следует расслабиться, нежели напрягать и без того уставшее зрение чтением. Так мы и делаем. Мы привыкли к средствам «роскоши», цивилизации, современных технологий.

Очень поразил недавно прочитанный мной рассказ В. Некрасова «Посвящается Хемингуэю». А именно поразил тот мальчик, Лешка, который даже во время войны читал практически всегда и везде: «Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал». Книга была его лучшим другом, и за это его знали и уважали. Такие, как Лешка и называются начитанными, во все времена пользующиеся уважением. Ими восторгаются и по сей день. А большинство из нас читает лишь надписи на этикетках и газетные сплетни.

самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, самым выстраданным словом в произведениях писателей, оно является просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей. Я считаю, что милосердие имеет для человека в жизни два значения: первое - облагораживающее душу твою и помогающее другим людям преодолеть одиночество и холод жизни, и второе - ускоряющее процесс разрушения личности, которая лишена милосердия

Аргументы: Песни и былины, сказки и рассказы, повести, и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! Добро помни, а зло забывай, Доброе дело два века живет, Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души, - гласит народная мудрость. Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих сторон.

Заключение: Да, жизнь сурова. Некоторые в процессе жизненных испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата люди смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

67. Эгоизм, отсутствие сострадания (по Б. Васильеву)

Невозможно представить наш мир без сочувственного, живого отношения друг к другу. Люди всегда очень нуждаются в чьем-то сострадании и понимании. Но, к сожалению, мы не так часто задумываемся об этом.

В данном тексте Б. Васильев поднимает проблему эгоизма, отсутствия сострадания у некоторых людей. На мой взгляд, она достаточно актуальна. Эта нравственная проблема заставляет читателя глубоко задуматься о своем поведении. Автор рассказывает о детях, которые ради создания музея забрали у матери самое дорогое - письма о погибшем на фронте сыне.

Позиция автора текста однозначна. Б. Васильев считает, что люди порой совершенно не задумываются о том, какую боль может принести другим их необдуманный поступок. Так для матери после того, как у нее забрали письма, сын «угас, умер, погиб вторично, и теперь уже навсегда».

Данная проблема нашла отражение в рассказе И. Тургенева «Муму». Дворник Герасим подобрал щенка. Он очень полюбил его, ухаживал за ним, кормил, заботился. Муму стал единственной радостью в жизни немого дворника. Но щенок не понравился барыне, и поэтому Герасим был вынужден утопить Муму. Невозможно передать словами его состояние после такого поступка. Из-за прихоти барыни он потерял единственного друга.

К данной проблеме обращался литературовед и общественный деятель Д.С.Лихачев. В одном из своих писем он говорит о том, что в наше время, к сожалению, становится все больше черствых и бездушных людей, неспособных на жалость, сострадание к другим, заботившихся только о себе.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу: люди должны относиться друг к другу с пониманием и состраданием.

68.Черствое и бездушное отношение к человеку

Комментарии к проблеме: Черствость, бездушие, как часто мы слышим эти слова. Эти понятия слились в единое с нашей жизнью – это страшно. Когда на улице ты упадешь, никто не поможет, даже не подойдет. Но это не показатель, надо бороться с равнодушием общества.

Собственная позиция и аргументация: Черствость души - самая страшная болезнь на свете. А.П. Чехов говорил: "Спешите делать добро". Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество - способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. После потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. Такой человек способен уже на все. Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека, и не удивительно, что очень большая часть произведений современных писателей посвящена этой теме. Авторы призывают нас быть добрее и сердечнее относиться друг к другу, вспоминая историю, уроки прошедшей войны. Одним из таких авторов был В. Шукшин. Так, например, герой произведения "Живет такой парень..." поражает непосредственностью и добротой. В повести Г. Щербаковой "Вам и не снилось" показано неправильное понимание нравственности взрослыми. Их нечуткое отношение к душам любящих привело к трагедии.

Заключение: Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. "Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека", - говорил Саади. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

69.Проблема безобразного и прекрасного в жизни (по В. Солоухину)

В наше время людям становится всё труднее почувствовать что-то красивое в этом мире. Каждый желает видеть только красоту без каких-либо недостатков, но, к сожалению, не всем это удается.

В предложенном для анализа тексте В. Солоухин затрагивает проблему безобразного и прекрасного в жизни. Автор задается вопросом: насколько важно для нас понятие красоты?

Вопрос о проблеме красоты никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Приведу в пример ситуацию из обычной жизни: красивая машина с грязным капотом или интеллигентный человек, ругающийся нецензурной бранью. В. Солоухин считает, что явления такого рода никак не совместимы.

По мнению В. Солоухина, прекрасное не может сочетаться с некрасивым.

Я полностью согласен с автором данного текста о том, что красивое не должно сосуществовать с неказистым.

Особенно остро эта проблема поставлена в произведении «Мертвые души». В этой поэме Чичиков ведет двуличную жизнь. Он обходителен со своим учителем, вежлив, даже ждет его после уроков, чтобы поднести ему пальто. Но в конечном итоге, когда его учитель остался в нищете, он даже не удосужился узнать о его здоровье, а просто передал ему «пятак», чтобы тот не помер с голоду. Таким образом, перед нами предстает ситуация низкого поступка с показной добродетелью.

Еще одним примером может стать недавний случай, произошедший на центральном телевидении. Известный журналист, написавший много политических статей о России и

зарубежных странах, был публично объявлен безработным. По причине того, что он в грубой и жесткой форме выразился о тех, кто был ему ненавистен, в своем блоге.

В заключение хотелось бы сказать, что, наверное, человек еще не скоро сможет понять, что красиво, а что – нет.

70. Проблема благодарности (по И. Ильину)

Что такое настоящая благодарность? Именно над этой важной проблемой размышляет известный русский литературный критик и публицист.

Проблема, выдвинутая И. Ильиным, никого не может оставить равнодушным, она в большей или меньшей степени касается каждого из нас, потому что каждый человек в своей жизни испытывает чувство благодарности в ответ на "оказанное ему благодеяние".

Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности И.А. Гончарова. В своем произведении "Обломов" знаменитый русский писатель показывает читателю ту силу, которой обладает благодарность, под ее влиянием человек способен на многое. Илья Ильич Обломов - молодой человек, который потерял интерес к жизни: он все свое время проводит дома, не выходит в свет, без помощи прислуги ничего сам сделать не может. Однако у него есть друг, который всячески пытается вернуть его к жизни. Штольц никогда не забывает друга, навещает его, пытается вывести в свет. И кажется, что ему удалось вернуть интерес к жизни своему приятелю, но это не совсем так. Илья Ильич лишь из чувства большой благодарности встает с постели и вливается в столичную жизнь, он даже влюбляется. Обломову хочется сделать приятное своему другу, ответить добром на добро. Вот она - настоящая благодарность.

К сожалению, зачастую в наши дни многие люди забывают о светлом чувстве, которому посвятил статью И. Ильин. Можно заметить, что молодое поколение с пренебрежением относится к такому празднику, как день победы. Они забывают те великие старания и поступки, которые совершили ветераны. Но мы должны быть благодарны им, ведь благодаря им мы живем сейчас на этом свете.

Таким образом, я пришла к выводу, что настоящая благодарность - светлое чувство, которое каждого делает свободным и счастливым.

Письма выпускников и сочинения показывают, что многие не понимают, что от них требуется при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Будем разбирать работы выпускников и оценивать их вместе. Так «Критерии оценивания» станут яснее.

Лучшие сочинения 2015

Лучшие работы 2014—2015 учебного года. Всем авторам решением Учебно-методического совета интернет-ресурса «Русский на 5» выданы свидетельства о публикации в СМИ

  • Сочинение по тексту К. Акулинина

  • Сочинение по тексту Ю. Полякова

  • Сочинение по тексту В. Шефнера

  • Сочинение по тексту С. Покровского

  • Сочинение по тексту Ю. Ляликовой

  • Сочинение по тексту Д. Лихачева

  • Сочинение по тексту Л. Кассиля

Работы разных лет с оценками и комментариями

Это реальные работы выпускников. Будем разбирать и оценивать их вместе. Так "Критерии оценивания" станут яснее. Примеры сочинений помогут стать грамотнее, а также избежать типичных ошибок в собственной работе.

  • Провальное сочинение (по тексту Е. Кореневской)

    В работе сформулирована проблема, выражено отношение к ней автора и собственное мнение. Всё это потянуло только на 5 исходных баллов из 23 возможных

  • Хорошее сочинение (по тексту С. Соловейчика)

    Полшага до отличного сочинения. 22 балла из 23 возможных

  • Ещё одно неплохое сочинение по тексту С. Соловейчика

  • Типичное сочинение (по тексту С. Довлатова)

    Работа набрала 18 баллов только благодаря грамотности её автора. Содержание оказалось далеким от идеального. Автор даже не пытался следовать "Критериям оценивания": К1, К2, К3 и частично К4 смешаны. Отсутствие абзацного членения в первой части работы закономерно: скудного содержания не хватило бы на несколько абзацев

  • Неграмотное сочинение (по тексту Н. Коршуновой)

  • Сочинение с большим количеством лексических ошибок (по тексту Д. Лихачёва)

    Лексические ошибки особенно досадны. Совет: точнее подбирайте слова при формулировании своих мыслей. И не используйте слов, значений которых вы не знаете. 17 баллов из 23 возможных

  • Сочинение из стобалльной работы 2012 г. (по тексту Ю. Нагибина)

    Для многих отрывки из художественных произведений — самые сложные исходные тексты. По такому непростому тексту и была написана данная работа. Вполне удачное сочинение, стройное, логичное и грамотное. Оценка: 23 балла

  • Чёткое сочинение, автор которого действительно осознал все требования к С1 (по тексту Д. Гранина)

    Работа может быть оценена максимальным количеством баллов. 23 балла из 23 возможных

  • Сочинение с 55 орфографическими ошибками (по тексту Д.Н. Медведева)

    В сочинении допущено 55 орфографических ошибок. При этом "Критерии оценивания" позволяют выставить за него 19 баллов. Из 23 возможных баллов 3 балла "сняты" за орфографию и 1 балл — за пунктуацию

  • Сочинение на 0 баллов (по тексту Л. Леонова)

    Узнай, за какие работы ставят 0 баллов

  • Слишком короткое сочинение (по тексту академика А. Мигдала)

  • Слишком длинное сочинение (по тексту В. Солоухина)

    Эта работа в два — два с половиной раза больше того объёма, который требуется. Хорошо ли это? Было бы лучше, если бы автор сформулировал мысли более внятно и чётко и избежал множества ошибок, снижающих впечатление от данного сочинения. Работа от этого только выиграла бы

  • Сочинение без плана (по тексту Р. Рождественского)

    Сочинение без плана, соответствующего требованиям К1, К2, К3 и К4, не может получить 23 исходных балла

  • Сочинение с нарушениями логики (по тексту И. Ильина)

    Очень поверхностная работа. Много нарушений логики. Нет связи с исходным текстом. Автор решил: «А-а-а, текст про дружбу! Сейчас я напишу про дружбу». Но для С1 этого оказалось мало. 8 баллов из 23 возможных

  • Сочинение по неверно понятому тексту Ф. Кривина

    Исходный текст понят и интерпретирован ошибочно. За работу можно поставить 8 баллов. Это максимум при самом лояльном отношении к её автору. При более жестких личностных установках балл будет еще ниже

  • Сочинение без абзацного членения (по тексту И. Серкова)

    Сочинение, которое могло бы быть лучше. Запомните: абзацное членение - обязательное требование К5. Думайте о проверяющих, помогите им понять вашу работу. И не соглашайтесь с авторами исходных текстов бездумно: это чревато осложнениями

  • Содержательное сочинение (по тексту Ю.Бондарева)

    Пример хорошей, содержательной работы, но автора подвела грамотность. 17 баллов из 23 возможных. Обязательно обратите внимание на нарушение фактологической точности. К сожалению, допущенная автором фактическая ошибка типична для многих

  • Сочинение с типичными недочётами в содержании (по тексту В. Астафьева)

    Что бывает, когда исходный текст прочитан невнимательно. Автору удалось верно сформулировать проблему, но прокомментировать её и выразить своё мнение у него не получилось. Комментарий и аргументация есть! Просто они имеют малое отношение к исходному тексту. Это типичная ошибка многих выпускников. 16 баллов из 23 возможных

  • Сочинение, в котором своё мнение превалирует над писательским. О чём не писал Вл. Солоухин

  • Не самое грамотное сочинение (по тексту В. Никляева)

  • Сочинение с неудачным тактическим приёмом (по тексту Н. Галь)

    18 баллов из 23 возможных. В работе использован тактический приём ссылок на номера предложений из исходного текста, приём неудачный, стоивший автору сочинения 2 исходных баллов

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку - достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.

Самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.

Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.

Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже .

В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, . Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Взаимоотношения человека и природы

Как деятельность человека влияет на природу?

Как нужно относиться природе?

Почему природа важна для человека?

Должен ли человек беречь природу?

Как природа влияет на человека?

Чем плохо потребительское отношение к природе?

Зависит ли человек от природы?

Почему человек часто не видит в природе прекрасного?

Как природа может вдохновить человека?

Как проявляется разрушающая сила природы?

Почему нужно жить в гармонии с природой?

В чем проявляется красота природы?

Взаимоотношения человека и животных

Почему человек должен заботиться о животных?

Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?

Как люди должны относиться к своим питомцам?

Все ли люди любят животных?

Почему человек так часто жесток по отношению к животным?

Что заставляет человека убивать животных?

Может ли животное быть полезно человеку?

Всегда ли человек разумнее животного?

Отношения в семье, детство

Как семья влияет на формирование личности ребенка?

Есть ли что-то сильнее материнской любви?

Как проявляется забота родителей о своих детях?

Почему родители строги с детьми?

Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?

Всегда ли материнская любовь идет во благо?

Как воспитание отражается на будущем человека?

Должны ли дети бросать своих родителей?

Какая атмосфера должна быть в семье?

Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?

Почему родители должны быть честны с детьми?

Почему случаются конфликты "отцов" и "детей"?

Что значат для человека детские воспоминания?

Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

Красота и богатство русского языка

Что значит для человека родной язык?

Почему нужно беречь русский язык?

К чему приводит безответственное отношение к родному языку?

Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?

В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги

Почему человеку важно получить хорошее образование?

Как школа участвует в формировании личности ребенка?

Чем важны школьные уроки?

Почему нужно помнить своих учителей?

Каждого ли учителя можно назвать хорошим?

Каким должен быть настоящий учитель?

Почему человек должен стремиться к знаниям?

Чем плохо нежелание учиться?

Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?

Как книги влияют на мировоззрение человека?

Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Внутренний мир, нравственные качества человека

О чем может сказать внешность человека?

Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?

В каких ситуациях проявляется характер человека?

Какие внутренние качества человека можно считать правильными?

Каков по-настоящему богатый внутренний мир?

Почему люди совершают безнравственные поступки?

Можно ли чем-то оправдать предательство?

Почему люди встают на путь духовной деградации?

Как проявляется малодушие?

Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?

К чему приводит человеческая жестокость?

Почему происходят внутриличностные конфликты?

Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Дружба

Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?

Почему происходят ссоры между друзьями?

Почему дружба не терпит предательства?

Какого человека можно назвать настоящим другом?

Могут ли друзья быть соперниками?

Любовь

Какова настоящая любовь?

Как нужно относиться к человеку, которого любишь?

Всегда ли любовь бывает счастливой?

Что может совершить человек во имя любви?

Чем опасна безответная любовь?

Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы

Как нужно относиться к бедным?

Почему следует помогать бездомным?

Всегда ли можно доверять власти?

Как проявляется проблема чинопочитания?

Почему богатые могут управлять судьбами бедных?

Почему процветает преступность?

Можно ли чем-то оправдать воровство?

Что может сделать человека пьяницей?

Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Воспитание

Какого человека можно назвать воспитанным?

Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?

Почему человек должен быть отзывчивым?

Кто дает человеку воспитание?

Почему важно уважать окружающих?

Должен ли человек быть вежливым?

Искусство в жизни человека

Всегда ли талантливого человека замечают?

Что дает человеку искусство?

Как музыка влияет на человека?

Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?

Что значила для людей музыка в военное время?

Всегда ли гениальные люди живут счастливо?

За что люди любят искусство?

Как искусство помогает человеку?

Военное время

Почему в военное время героизм был обычным делом?

На что готовы люди, любящие свою Родину?

Какого человека можно назвать патриотом?

Как проявляется ложный патриотизм?

Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?

Почему война - горе для каждой семьи?

Почему мы должны помнить героев войны?

Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.