Учимся легко

Учимся легко

» » Прозаседавшиеся художественные средства. Анализ стихотворения маяковского прозаседавшиеся

Прозаседавшиеся художественные средства. Анализ стихотворения маяковского прозаседавшиеся

Главным оружием В. Маяковского против несправедливости в обществе было резкое саркастичное слово. Образцом этого пласта творчества является стихотворение «Прозаседавшиеся», которое изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Прозаседавшиеся» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1922 г., когда поэт убедился, что Октябрьская революция не стала спасительным кругом для народа.

Тема стихотворения – взаимоотношения простых людей и чиновников, рабочие будни тех, что заседают в кабинетах.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о том, как пытался попасть в кабинет чиновников. Рассказ героя можно разделить на две смысловые части: бесконечные хождения по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Жанр – фельетон.

Стихотворный размер – написан ямбом, стихи разностопные, строки рифмуются непоследовательно, большинство и них объединены перекрестной рифмовкой АВАВ, также использует параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Метафоры «исколесишь сто лестниц», «взъяренный, на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там».

Эпитеты «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» .

История создания

История создания произведения связана с послереволюционной действительностью. Известно, что до переворотов В. Маяковский выступал против царского режима. Он надеялся, что революция изменит жизнь простого народа к лучшему. Очень скоро поэт убедился, что надежды были тщетными. Многое в «новой» стране вызывало у него возмущения и иронию, например, отношение «верхушки» к людям. Невеселые наблюдения стали основой для написания в 1922 г. «Прозаседавшихся». Стихотворение относится к послеоктябрьскому периоду творчества Владимира Владимировича.

Тема

В стихотворении автор развивает тему чиновнических рабочих будней. Свои раздумья он щедро «заправляет» сарказмом и иронией. Проблема раскрывается через восприятие представителя народа, которому пришлось побегать по кабинетам чиновников. Этот мужчина и является лирическим героем.

Сначала герой знакомит нас с представителями власти. Он рассказывает, как те каждый день спешат на свои рабочие места, где их уже ждут сотни бумажек, которые чиновники быстро разбирают и спешат на заседания. Далее лирическое «Я» переходит к описанию своих «скитаний по кабинетам».

В каждом из них его ожидает один ответ: «Товарищ такой-то ушли заседать» . Героя просят подождать час, а когда он возвращается, не застает даже секретарей: те тоже ушли заседать на комсомольских собраниях.

В. Маяковский прекрасно понимает, что на этих заседаниях не решается ничего важного, и это он с неприкрытой иронией демонстрирует читателю: «Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом» .

До конца дня, потраченного на беготню по лестницам, терпение лирического героя иссякает. Он, не сдерживая ругани, врывается на одно из заседаний. Увиденное его ошарашивает: в зале сидят только половины людей. Мужчине кажется, что это происки дьявола. Секретарша, привычная к таким «половинчатым» заседаниям, рассказывает, что по-другому чиновники не успеют побывать на всех собраниях.

В последней строфе оказывается, что герой провел под кабинетами целый день. К вечеру у него созрела единственная мечта, чтобы прошло заседание «относительно искоренения всех заседаний». Последняя строка отражает идею произведения. Автор показывает, что заседания - не показатель того, что чиновники решают важные дела. Это простая трата времени, от которой страдают простые люди.

Композиция

Основой для композиции произведения является время: все события вкладываются в сутки. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о своих «приключениях» под кабинетами чиновников. Монолог делится на две смысловые части: описание бесконечных блужданий по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Формально стихотворение делится на строфы с разным количеством строк. Некоторые стихи состоят из одного-двух слов. Такая хаотичная форма характерна для футуристической литературы.

Жанр

Жанр стихотворения - фельетон, так как В. Маяковский открыто, резко высмеивает современный ему общественный строй. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Автор использует все виды рифмовки, некоторые строки не рифмует вовсе.

Средства выразительности

Художественных средств в тексте не очень много, что объясняется особенностями содержания и системой образов. Большинство тропов являются инструментом для передачи иронического и саркастичного восприятия действительности. В начале произведения используется гипербола, когда рассказывается о «дожде бумажек» и сотнях лестниц, которые прошел за день герой.

Также в тексте есть метафоры - «исколесишь сто лестниц», «взъяренный на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там» и эпитеты - «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» . Особую роль для донесения идеи играет метафора, описывающая раздвоение людей.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 39.

1. История создания. В. Маяковский был преданным сторонником революции и советской власти. Но после победы в Гражданской войне советское общество стало вновь приобретать дореволюционные черты, причем в преувеличенном виде. Возникало новое мещанство. Буквально на глазах распухал бюрократический аппарат. Ответом Маяковского на эти отрицательные явления стало стихотворение "Прозаседавшиеся" (1922 г.).

2. Жанр произведения - сатирический фельетон.

3. Основная тема произведения - беспощадное обличение бюрократизма. В 1922 г. в России было окончательно уничтожено белое движение. Начинался период восстановления разрушенного хозяйства. Новая власть энергично взялась за дело, не имея в нем практически никакого опыта. Единственный выход видели в создании многочисленных бюрократических учреждений. Главный герой с иронией перечисляет: "глав", "ком", "полит", "просвет".

Во всех этих непонятных учреждениях с самого утра лежит груда дел, из которых только самых важных - "с полсотни". Чиновники разбирают дела, но занимается не ими, а отправляются на заседания. Главному герою необходимо решить какую-то проблему. Он вежливо спрашивает "Иван Ваныча", но узнает, что тот заседает по бессмысленному вопросу: "объединение Тео и Гукона" (Театральный отдел Главполитпросвета и Главное управление конезаводства). Начинаются мучительные мытарства просителя по нескончаемым лестницам и коридорам. В очередной раз он узнает, что проходит заседание по поводу "покупки склянки чернил". В конце концов весь состав учреждения, включая секретарей, уходит на заседание комсомола.

Последней каплей для главного героя становится сообщение, что проходит "заседание А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома". Вконец измученный проситель разражается бранью и врывается на это заседание. Перед ним открывается гротескная картина: заседают половинки людей. Главный герой в ужасе, он пытается звать на помощь. Его успокаивает секретарь, спокойно заявляя, что все присутствующие заседают в двух местах одновременно.

Потрясенный проситель возвращается домой, кое-как засыпает и просыпается с одной единственной мечтой о "заседании относительно искоренения всех заседаний!". Советский бюрократизм действительно в короткий срок достиг небывалых размеров. В начале 20-х гг. об этом еще можно было открыто говорить. Маяковский вел решительную борьбу с этим явлением, чем навлек на себя подозрения и последующую травлю критиков.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - классическая "лесенка" Маяковского.

6. Выразительные средства . Стихотворение основано на иронии, гиперболе ("исколесишь сто лестниц"), гротеске ("сидят людей половины"). Маяковский традиционно использует неологизмы ("прозаседавшиеся", "раздвояться") и искаженные слова ("оря").

7. Главная мысль произведения - многочисленные учреждения не помогают восстановлению экономики, а только тормозят развитие страны. Чиновники проводят время в бессмысленных заседаниях, в то время как многим людям необходимо срочно решить какие-то вопросы.

Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»

Китаева О.П., учитель русского языка

литературы МОУ СОШ д. Сарафаново

им. Героя России Ю.П.Яковлева

Стихотворение «Прозаседавшиеся» было написано в 1922 году. Жанр этого стихотворения – сатира. Вспомним, что собой представляют произведения этого жанра. Сатира- художественное произведение, в котором гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные, отрицательные явления общественной и личной жизни. Еще Белинский писал: «Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества». А у Маяковского сатира всегда была «грозным смехом», «грозным оружием». Творчество Маяковского очень своеобразно, его нужно понять и проникнуться теми чувствами, которые пронизывали сознание поэта, встать на его место, перенестись самому или перенести поэта в свое «я». И если это удается, то Маяковский становится понятен и близок как никто другой. Вообще-то был прав Пастернак, говоря: «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он не повинен».

Но несмотря на негативное отношение к творчеству Маяковского большинства рядовых читателей и даже современных критиков, я считаю, что сатира Маяковского актуальна и сегодня, как никогда применимы к нашей жизни такие его произведения, как «О дряни», «Клоп», они очень современны.

Но вернемся к «Прозаседавшимся». На протяжении уже почти 80 лет, с тех пор, как было написано это стихотворение, бюрократизм по-прежнему не изжит из нашей жизни. А в те 20-е годы такому человеку, как Маяковский, верящему в революционные идеалы, были ненавистны бюрократы, засоряющие государственный аппарат, подменяющие живое дело бессмысленным заседательством и бумагоистреблением.

Начинается стихотворение очень спокойно, звучит лишь легкая ирония в начале рассказа лирического героя: «вижу каждый день я: служащие расходятся на заседания». Казалось бы, обычный трудовой день, но поэт слегка иронизирует: «отобрав с полсотни самые важные!» И ставит в конце восклицательный знак, действительно важные, может быть, но…их полсотни. И эта цифра сразу заставляет замереть, сделать как бы стойку: ага, такого быть не может, не может быть самых важных дел 50. И это сразу как бы срастается с просителем, который ходит «со времени она». Этот фразеологизм заставляет думать, что чтобы получить аудиенцию, нужно иметь очень-очень важное дело. Проситель вот-вот, кажется, поймет никчемность своего дела, но Маяковский сразу же прибегает к гиперболе, показывая занятость неуловимого Иван Ваныча и его подчиненных. Маяковский издевается, ведь их забота – это вопрос об объединении ТЕО и ГУКОНа. Можно ли придумать такое объединение? Это нам сейчас непонятны эти слова, а тогда, когда все учреждения носили лишь краткое аббревиатурное название, эти слова были понятны всем, и всем было понятно, что никак не могут быть объединены Театральный отдел наркомпроса и Главное управление коннозаводства. А поэт развивает гиперболу дальше. Посетитель исколесил 100 лестниц, «свет не мил», но его просят зайти позже: новое важное дело «покупка склянки чернил губкооперативом». Поражаешься многозначности Ива Ваныча и его многодеятельности, и особенно не надо забывать, что все дела «самые важные, и это заседание по поводу копеечной склянки чернил еще в большее приводит недоумение и просителя, и нас, читателей. Нас поражает, что все входит в ведение «Иван Ваныча»: и заседание комсомола, и заседание а-бе-ве-ге-де-же-зе-кома. И попутно Маяковский здесь высмеивает стремление все сократить: и эти буквы алфавита, не имеющие под собой никакого значения, лишний раз показывают нам никчемность, ненужность этой работы.

Далее Маяковский доводит гиперболу до гротеска: перед просителем, ворвавшимся на заседание «лавиной», предстает «страшная картина», он видит там сидящие половины людей и решает, что произошло страшное злодеяние:

И вижу: сидят людей половины.

О, дьявольщина!

Где же половина другая?

Одной из замечательных особенностей этого сатирического стихотворения является преломление внешне серьезного и даже трагического в их противоположность: в забавное и комическое.

Гротескный, т.е. комически-ужасный характер картины, на которой изображены заседающие «людей половины», подчеркивается словом «спокойнейший» (заметьте, слово в превосходной степени)

Благодаря Маяковскому, слово «прозаседавшиеся» стало нарицательным обозначением бессмысленной бюрократической деятельности, КПД которой часто равен нулю.

Можно также проследить следование традициям классиков-сатириков, но это не суть важно. Важно то, что Маяковский актуален сегодня, особенно сейчас, когда начал вновь наиболее ярко проявляться бюрократизм, когда ситуация, изображенная поэтом, начинает проявляться в заседаниях людей, от которых зависит наша жизнь.

«Прозаседавшиеся» Владимир Маяковский

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни -
самые важные! -
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать -
объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет -
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» -
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»

Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои. До революции Маяковский постоянно критиковал самодержавие, однако после смены общественно-политического строя у него появилось гораздо боль поводов для неприкрытой иронии. Одним из них стал бюрократизм, который при советской власти был возведен в абсолют. Именно этому нелицеприятному явлению поэт в 1922 году посвятил свое знаменитое стихотворение «Прозаседавшиеся».

Начинается это произведение вполне буднично и обычно, показывая деловую активность различных слоев населения , представители которых спешат по своим делам. Их ждет масса работы, однако вскоре выясняется, что вся она связана с никому не нужной бумажной волокитой. Однако настоящим бичом общества являются всевозможные заседания, которые отнимают массу времени не только у их участников, но и рядовых граждан, вынужденных обратиться в то или иное учреждение для решения действительно важных вопросов.

«Исколесишь сто лестниц. Свет не мил», - именно такие ощущения вызывает у Маяковского необходимость искать очередного чиновника, который оказывается настолько неуловимым, что застать на месте в рабочее время его попросту не представляется возможным. Выслушивая очередные отговорки секретаря и ссылки на то, что требуемая персона ушла на очередное заседание, поэт, а в месте с ним тысячи советских граждан вынуждены вновь бегать по коридорам учреждения в надежде все же разыскать пропажу. И когда рабочий день уже близится к завершению, оказывается, что поинтересоваться дислокацией до сих пор не вернувшегося чиновника уже просто не у кого. «Через час: ни секретаря, ни секретарши нет - голо!», - с сарказмом отмечает поэт, сообщая читателю, что даже люди, призванные отвечать на вопросы многочисленных посетителей, вынуждены уйти на заседание.

Очередная попытка встретиться с чиновником вновь заканчивается неудачей, после чего Маяковский решает разыскать его во что бы то ни стало и врывается в зал, где проходит еще одно заседание, «дикие проклятья на ходу изрыгая». Картина, которая предстает перед поэтом, описана автором с особым сарказмом, приправленными мистическим ужасом , так как в помещении он видит только половинки людей, точнее, их верхние части до пояса. Умышленный гиперболический прием, использованный автором, признан подчеркнуть, что даже рабочего дня чиновникам не хватает на то, чтобы поспеть на все запланированные заседания, которых в день проводится не менее двадцати. Некоторые мероприятия и вовсе совпадают по времени, поэтому их участники вынуждены в буквальном смысле слова раздваиваться, что вызывает у поэта уже не сарказм, а горькую усмешку. Понимая всю беспочвенность и ненужность культивируемых общественных дебатов, автор, между тем, отдает себе отчет, что эта относительно новая система будет искореняться десятилетиями. В результате же страдают самые обычные люди, которые вынуждены тратить на решение банальных вопросов колоссальное количество времени.

В последние строчки этого стихотворения Маяковский вложил всю свою иронию . Кошмарное видения с раздвоением чиновников мучило его всю ночь, и в итоге рассвет поэт встретил с единственной мечтой – «о, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».

Следует отметить, что элементы преувеличения, использованные Маяковским при написании стихотворения «Прозаседавшиеся», незначительны. Поэту действительно приходилось неделями бегать по различным главкам, чтобы решить простейшие бытовые и творческие вопросы. И именно подобные «походы», часто заканчивавшиеся фиаско, послужили поводом для того, чтобы накопившееся раздражение выплеснулось в сатирическое произведение, ставшее литературным памятником советской эпохи.

Говоря о чертах, определяющих характер сатиры, М. Е. Салтыков- Щедрин писал: «Для того, чтоб сатира была действительно сатирой и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее и, во-вторых, чтоб она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало». Сатира Маяковского полностью удовлетворяет этим требованиям: в ней всегда ощущается тот общественный идеал, за который борется поэт. И четко определено то зло, против которого направлено ее острие. Многообразна сатира Маяковского в жанровом отношении. От весьма своеобразного сатирического «гимна» в дореволюционной поэзии в первые годы после Октября он пришел к веселой остроумной карикатуре с присущей ей тенденцией к сатирическому образумаске, широкому использованию гиперболы. В 20-е годы в стихах о загранице обращается к , используя его часто в сатирических целях. Много и настойчиво работает поэт и в жанре стихотворного сатирического фельетона. Этот жанр, наметившийся в его поэзии уже в начале 20-х годов, наибольшего развития достигает в последний период творческого пути.

К этому жанру можно отнести его известные сатирические стихотворения «О дряни» и «Прозаседавшиеся», посвящены они центральным темам сатирического творчества поэта — мещанству и бюрократизму. Если в стихотворении «О дряни» была поставлена тема обличения мещанства, то год спустя в стихотворении «Прозаседавшиеся» впервые прозвучала вторая стержневая тема послеоктябрьской сатиры поэта — борьба с бюрократизмом. И хотя панорама «бюрократизма «впоследствии нашла отражение в большом количестве произведений поэта, «Прозаседавшиеся» остались одним из лучших образцов на эту тему. Существенной особенностью первого произведения о бюрократах является то, что в нем нет конкретного образа бюрократа. Но зато есть обобщенная картина заседающих бюрократов. Сатирический эффект в стихотворении нарастает постепенно. В начале стихотворения мало что предвещает сатирическое звучание:

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет
расходится народ в учрежденья.

Мы узнаем, что каждое утро поэт видит, как «расходится народ в учрежденья». Настораживает лишь перечень этих учреждений — даже от наименования начал их названий становится немного не по себе. А вот сатирическое звучание второй строфы уже не вызывает сомнения:

Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные! -
служащие расходятся на заседание.

Для Маяковского бюрократизм всегда будет означать слепую власть бумажки, циркуляра, инструкции, которая употребляется в ущерб живому делу. Не случайно «В стихах о советском паспорте «поэт столь резко выразится о бюрократической бумажке («к любым чертям с матерями катись любая бумажка…»).

Образ «бумажного дождя», намеченный в «Прозаседавшихся», в этом отношении весьма примечателен и будет продолжен в целом ряде последующих произведений поэта. Однако в этом стихотворении этот образ не получает развития, ибо Маяковского здесь интересует другое — заседательский раж бюрократов. Неверно было бы полагать, что Маяковский берет под сатирический обстрел заседания вообще. Речь идет о бюрократических заседаниях, которые в полном соответствии с сущностью бюрократизма живого дела подменяют разговорами, решениями, резолюциями, да и сама тематика этих заседаний, собраний, совещаний надуманная. На протяжении всего стихотворения поэт подчеркивает явно бюрократический, архиформальный характер проводимых заседаний:

Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона…,
…Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом…

Проситель, обивающий пороги этого учреждения «со времени она», чтобы взять аудиенцию у одного из его работников (некоего Иван Ваныча), никак не может его застать на месте, ибо неуловимый Иван Ваныч постоянно на каких-то заседаниях. Маяковскому самому пришлось столкнуться с бюрократической волокитой, когда он попробовал (всего за год до создания «Прозаседавшиеся «) опубликовать в Госиздате пьесу «Мистерия-буфф». В своих заявлениях в комиссии, в отделы; в некоторых письмах этого времени Маяковский рассказывает, как ему пришлось столкнуться с «бюрократизмом в чистом виде», с «бюрократизмом, смешанным с издевательством», он пишет о том, что «обивал пороги головы». Конечно в «Прозаседавшихся» эти биографические факты предельно обобщены, но их нельзя не учитывать. Четырежды за день, взбираясь на «верхний этаж семиэтажного дома», несчастный проситель так и не может застать Ивана Ваныча. Каждый раз он слышит один и то же ответ: «заседают». Но главное не в том, что Иван Ваныч заседает, а в том, на каких заседаниях он проводит свое служебное время. Ибо именно здесь и выявляется бюрократическая сущность «прозаседавшихся». Уже после первой попытки встретиться с Иваном Ванычем проситель слышит, что Иван Вааныч «ушли заседать» на «объединение Тео и Гукона». Только в мозгу отъявленного бюрократа могла родиться мысль объединить столь различные по своему характеру учреждения, какими является Театральный отдел Главполитпросвета (ТЕО) и Главное управление коннозаводства при Наркомземе (ГУКОН).

И Маяковский, опираясь на реальный факт (в 1921 году бывший заведующий ТЕО режиссер С. Н. Кель был назначен на работу в… Гукон начальником отдела коннозаводства), идет дальше, заставляя бюрократов вообще ставить вопрос об объединении этих несовместимых учреждений и тем самым добиваясь остросатирического эффекта.

Сатирическое звучание не ослабевает и тогда, когда уже в четвертый раз, уже «на ночь глядя» приходит проситель в учреждение и узнает, что таинственный Иван Ваныч на этот раз «на заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». В этой абракадабре — высмеивание любви к сложным аббревиатурам, характерным для двадцатых годов. И все-таки все эти четыре эпизода поисков «Иван Ваныча» — своеобразный подступ к главной картине, которая развернется, когда «взъяренный» посетитель, «дикие проклятья дорогой изрыгая», врывается, доведенный до белого каления, на заседание и видит «страшную картину» — сидящие половинки людей, ибо «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там». Фантастическая картина заседания бюрократов, где сидят «людей половины», — это, конечно, тот же гротеск, построенный на реализации (дословном понимании) выражения «разделиться пополам «, «раздвоиться (по отношению к людям), что привело поэта к созданию условно-гиперболического, нарушившего внешнее правдоподобие образа, но ярко передавшего его суть — прозаседавшихся бюрократов. Гротесковая картина заседания «людей половинок» вызывает веселый смех. Как ни фантастична нарисованная поэтом картина, она лишь подчеркивает реальность — заседательскую суетню бюрократов. Сатирический эффект усиливается еще и тем, что «взъяренному», метущемуся от «страшной картины» герою противостоит «спокойнейший голосок» секретаря:

Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться…

Идущая после этой картины заключительная строфа звучит как итог, вывод всего стихотворения. «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний» — эти строки приобрели поистине всенародную известность, они применимы ко всякого рода бюрократическим заседаниям, собраниям, совещаниям. Прочно вошел в русскую разговорную речь и неологизм Маяковского «прозаседавшиеся».