Учимся легко

Учимся легко

» » Дом штольца описание. Характеристика образа Штольца по роману Обломов (Гончаров И

Дом штольца описание. Характеристика образа Штольца по роману Обломов (Гончаров И

Характеристика героя

ШТОЛЬЦ - центральный персонаж романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848-1859). Литературные источники образа Ш.- гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том «Мертвых душ»), Петр Адуев («Обыкновенная история»). Позднее тип Ш. Гончаров разрабатывал в образе Тушина («Обрыв»). Ш.- антипод Обломова, положительный тип практического деятеля. В образе Ш., по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой - душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность. Образ Ш. создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца («отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места»); вторая - от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры («она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки, пела ему о цветах, о поэзии жизни мечтала с ним о высокой роли…»). Мать боялась, что Ш., под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Ш. («Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!»), а также княжеский замок в Верхлеве с портретами изнеженных и гордых дворян «в парче, бархате и кружевах». «С одной стороны Обломовка, с другой -княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера». Ш., в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам. Недаром Ш.- выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…» Идеал жизни Ш.- непрестанный и осмысленный труд, это - «образ, содержание, стихия и цель жизни». Этот идеал Ш. отстаивает в споре с Обло-мовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни. В отличие от Обломова, Ш. выдерживает испытание любовью. Он отвечает идеалу Ольги Ильинской: в Ш. сочетается мужественность, верность, нравственная чистота, универсальные знания и практическая хватка, позволяющие ему выходить победителем во всех жизненных испытаниях. Ш. женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе предста вить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок». В дружбе с Обломовым Ш. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо. Образ Ш., по мысли Гончарова, должен был воплотить новый положительный тип русского прогрессивного деятеля («Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»), совмещающего в себе как самые лучшие западнические тенденции, так и русскую широту, размах, духовную глубину. Тип Ш. должен был обратить Россию на путь европейской цивилизации, придать ей подобающее достоинство и вес в ряду европейских держав. Наконец, деловитость Ш. не входит в конфликт с нравственностью, последняя, напротив, дополняет деловитость, дает ей внутреннюю мощь и силу. Вопреки замыслу Гончарова, в образе Ш. ощутимы утопические черты. Рассудочность и рационализм, заложенный в образе Ш., наносит ущерб художественности. Сам Гончаров не вполне был доволен образом, считая, что Ш. «слаб, бледен», что «из него слишком голо выглядывает идея». Чехов выражался резче: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен» (письмо 1889 г.). Неудача образа Ш., возможно, объясняется тем, что Ш. художественно не показан в той масштабной деятельности, которой он с успехом занимается.

Андрей Иванович Штольц - это друг Обломова, ещё с того времени, когда он учился в пансионе, в Верхлёве. Не смотря на их дружбу, жизнь Штольца, сложилась абсолютно по другому, нежели жизнь Обломова. Андрей Штольц еще с детства умел ставить себе цели, стремиться к ним, и добиваться желаемого. Его видение жизни можно прочитать в этих строках: «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».

Андрей Иванович на протяжении всего романа пытается растормошить Обломова, пробудить в нём желание действовать.Но все попытки его в результате оказываются бесполезны, и жизненные пути двух давних друзей расходятся. Тогда как Обломов прозябает на Выборгской стороне, в доме Пшеницыной, Штольц увеличивает свою деятельность, берясь всё за новые предприятия. Андрей Иванович Штольц, в отличие от Обломова шагает по жизненному пути как победитель. В произведении это показано тем, что всё, что было когда-либо дорого Обломову, рано или поздно оказывается у Штольца: он берёт в жёны Ольгу, бывшую некогда невестой Обломова; становится управляющим имения в Обломовке и, в довершение, забирает на воспитание его сына.

Таким образом в романе подтверждается идея: на смену безосновательным мечтателям приходит новая социальная сила, постепенно вытесняя дворянство.

Буржуазно-капиталистическое сословие вызывало к жизни различные типы энергичных и предприимчивых людей, целью которых было личное обогащение. Как же тогда получилось, что образ Штольца в произведении Гончарова вышел более схематичным и менее ярким, чем образ Обломова, хотя последний и проводил практически всё своё время лёжа на диване, а Штольц всегда двигался, действовал, стремился? Объяснение здесь одно, занятный по замыслу образ Андрея Штольца на деле получился в произведении эстетически недорисованным, и потому маловразумительным. Автор главным образом не столько показывает нам Штольца на деле, сколько рассказывает о нём. Из текста мы постепенно узнаём, что Штольц, по словам Тарантьева, «сделал тысяч триста капиталу», что он всегда легко разбирается с делами, как со своими, так и с делами Обломова. Но как именно Штольц действует, нам не показывают.

В людях, которые приходили на смену безосновательным мечтателям и лодырям, нуждалась сама жизнь и желало общество. Но образ Андрея Ивановича довольно далёк от идеального русского общественного деятеля. Штольц и сам говорит Ольге: «Мы не титаны с тобой… мы не пойдём… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами». И потому Добролюбов отзывается о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!». Для Добролюбова, как и для других революционных демократов, идеальный "человек дела" проявлял себя в служении народу и революционной борьбе. Штольц же этому идеалу совсем не соответствовал. И всё же, на фоне обломовщины он выглядел явлением прогрессивным.

Андрей Иванович Штольц — один из второстепенных героев романа И.А. Гончарова «Обломов» и полная противоположность центральному персонажу, Илье Ильичу Обломову. Раскрытие тонкостей и особенностей характер Штольца играет в произведении немаловажную роль, ведь любая черта его характера это резкое противопоставление качествам его друга детства Обломова. Насколько тот ленив и бездеятелен, настолько Штольц — актив и предприимчив, первый — безволен и слаб духом, второй — педантичен и целеустремлен. Такая разница в характере двух друзей в первую очередь объясняется огромной разницей в их воспитании и сложившемся уже в зрелом возрасте образе жизни. Даже его внешность кардинально отличается: в нем нет округлости мягкости присущей Обломову, он сух и подтянут, слегка смугловат, с ровным цветом лица и полным отсутствием румянца.

Характеристика героя

Андрей Штольц познакомился с Ильей Обломовым еще в школьные годы. Несмотря на кардинальные отличия как в судьбе, так и в характере, чем то они были близки. Андрей родился в семье обрусевшего немца-предпринимателя, его матерью была русская обедневшая дворянка. Отец передал ему свой национальный рационализм, целеустремленность, любовь к труду и предпринимательский талант, заложенные наверное в каждом немце. От матери Штольц получил любовь к чтению, хорошее светское образование. В доме его родителей царили демократичные порядки, его никто чрезмерно не опекал, ограждал от жизненных проблем и потакал во всех прихотях, как это было у Обломова. Наоборот, родители давали Андрюше полную свободу действий, поощряя его развитие и становление как независимой и самодостаточной личности.

Вернувшись с учебы домой Штольц надолго там не задерживается, строгий и требовательный отец отсылает его в столицу, чтобы научился жить своей головой и самостоятельно пробиваться вперед. В Петербурге Штольц становиться известной светской фигурой, достигает карьерных высот на службе. Таким образом, он оправдывает не только мечты и чаяния своей мамы, став блестящим светским молодым человеком, но и папы, для которого были важны достижения по службе и карьерный рост.

(Беседа с Обломовым )

Характер Штольца отличает активная жизненная позиция, стремление всегда двигаться вперед и достигать поставленных перед собой целей. Он умен, оптимистично настроен по жизни, люди тянутся к нему и жаждут общения с ним. Однако ему близки по душе только добросердечные, искренние и глубоко порядочные люди, не способные на низкие поступки.

Именно поэтому он водит дружбу с добряком и ленивцем Обломовым, связывает свою судьбу с всесторонне развитой и умной Ольгой Ильинской. Когда отношения Обломова и Ольги терпят фиаско, Штольц, сам решает жениться на ней, хотя его рациональный и практичный ум никогда до конца не понимал её мечтательности и романтических грез. То что не имело рационального объяснения в реальной жизни, всегда пугало его и настораживало. Он понимает, что никогда не станет для Ольги тем героем её романа, о котором она мечтала, и каким не нашел в себе силы стать его друг Илья Обломов. Их брак становится не пылающим союзом двух влюбленных сердец, а скорое крепкой и верной дружбой, основанной на уважении и понимании.

(Штольц поддерживает Илью Обломова )

Штольц не в силах изменить безвольного и слабохарактерного Обломова и заставить его жить по-настоящему. Последнее, что он может для него сделать, когда-то умирает это позаботиться о его маленьком незаконнорожденном сыне, обеспечить достойное воспитание и светлое будущее.

Образ героя в произведении

В образе Андрея Штольца Гончаров создает портрет практически идеального человека, полного антипода аутсайдеру Обломову. Он может стать образцом для поражения и примером для всех будущих поколений, ведь его успех был уже с детства предопределен прекрасным и всесторонним воспитанием, наличием таких весьма полезных в жизни качеств как целеустремленность, трудолюбие, упорство, активность и предприимчивость.

Но несмотря на все эти неплохие предпосылки Штольц такой же «лишний человек», не умеющий жить настоящим и наслаждаться тем, что дает ему жизнь здесь и сейчас. У него нет понимания и осознанности своих действий, хотя на самом деле он тоже подобно Обломову ищет то спокойное и умиротворенное место, где его никогда не осудят и будут любить таким какой он есть.

(Олег Табаков - Обломов; Юрий Богатырёв - Штольц, х/ф Н. Михалкова "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", 1979 )

Для Гончарова Штольц - идеальный борец с царящей в русском обществе того времени обломовщиной. Но его время еще не пришло, благодатной почвы, в обществе, которая помогла бы ему одержать вверх еще не появилась Нужен компромисс между старым, прогнившим укладом и новой, деятельной жизнью. Именно поэтому по сюжету романа Штольц берет на воспитание сына Обломова. Два героя, Обломов и Штольц символизируют старую и новую Россию, кто победит в борьбе за право существования неизвестно, но перемены уже назрели и они неминуемы.

Меню статьи:

Роман Гончарова Обломов в первую очередь запоминается своим героем Ильей Ильичем Обломовым, который ведет апатичный, бездейственный способ жизни. В противовес ленивому Обломову изображен его друг – Андрей Иванович Штольц – человек незнатного происхождения, который, благодаря своему трудолюбию, удостаивается личного дворянского титула.

Семья и происхождение Андрея Штольца

В отличие от большинства главных героев романа, Андрей Иванович Штольц не являлся потомственным дворянином, как и его отец – Иван Богданович Штольц. Титул дворянина Андрей Иванович получил гораздо позже, благодаря своему трудолюбию и усердию на службе, дослужившись до должности надворного советника.

Отец Андрея Ивановича имел немецкие корни, около двадцати лет тому он оставил свою родину и отправился в поисках лучшей судьбы, которая закинула его из родной Саксонии в деревню Верхлево. Здесь, неподалеку от Обломовки, Штольц был управляющим, а также занимался учительской деятельностью. Благодаря своему трудолюбию ему удалось значительно накопить капитал и удачно жениться. Женой его стала молодая девушка из обедневшего дворянского рода. Иван Богданович был довольно счастливым человеком в семейной жизни.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с в романе И. Гончарова “Обломов”

Вскоре у них родился сын, которого назвали Андреем. Мальчик оказался способным к наукам, он легко освоил базовые знания и активно принимал участие в работах на фабрике и в поле, где активно перенимал знания отца в области агрономии.

Жили Штольцы всегда скромно – отец копил деньги для сына и не тратил их на лишние вещи. По мнению обломовцев, Штольцы жили крайне бедно – еда их не отличалась жирностью, в рационе были простые блюда.


Вскоре отец отправил Андрея на обучение в университет, мать тяжело переживала разлуку с сыном. Встретить его после окончания университета она не смогла – женщина умерла. По традиции отец отправляет сына в свободное плавание. Для него как немца это было обыденной вещью, чего не скажешь о местном населении, но так как матери на тот момент уже не было в живых, то перечить Ивану Богдановичу было некому.

Образование и воспитание Андрея Штольца

Воспитание Андрея Ивановича Штольца с первых дней отличалось от традиционно принятой в обществе системы воспитания. В кругу дворян было принято баловать своих детей и всячески их опекать, однако немецкие корни отца не дают ему права придерживаться такой модели воспитания. Иван Богданович с самого детства старался воспитать сына таким образом, чтобы облегчить его дальнейшую жизнь. Он часто ходил с отцом на фабрику и на пашню, принимал активное участие во всех подготовительных работах, что немало огорчало мать, которая хотела воспитать его в классических традициях дворян.

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с – трилогией длиною в жизнь.

Отец «принял» своего маленького сына на работу в должности мастерового и платил ему за его работу 10 рублей в месяц. Это не было формальностью – Андрей Иванович действительно отрабатывал эти деньги и даже расписывался в специальной книге о их получении, подобно всем работникам Штольца.


Такое трудовое воспитание скоро принесло свои положительные результаты – в 14 лет Андрей Штольц был абсолютно самостоятельным мальчиком и мог в одиночку ездить в город по поручению отца. Андрей Иванович всегда точно выполнял поручения отца и никогда ничего не забывал.

Как и все дети, Андрей Штольц был активным и любознательным ребенком, он постоянно принимал участие в различных шалостях. Однако такая непоседливость не помешала Штольцу получить хорошее образование. Азы он получил в домашних условиях, а затем обучался в пансионе, организованном его отцом для местных детей. После окончания пансиона Штольц продолжает свое обучение в университете.

Андрей Иванович, подобно дворянам, знал французский язык и был обучен музыкальной грамоте, после чего активно играл вместе с матерью на фортепиано в четыре руки. Кроме этого Андрей Иванович знал немецкий язык.

Внешность Андрея Штольца

Гончаров не предоставляет читателям описание внешности Андрея Ивановича во времена его детства и юности. Мы знакомимся с Штольцом во времена его зрелости. Андрей Иванович – ровесник Ильи Ильича Обломова, однако внешне Штольц выглядит значительно моложе своего возраста. Причиной этого стал его активный способ жизни. Андрей Иванович в тридцать лет был хорошо сложенным человеком с атлетической комплекцией. В его телосложении не было ничего лишнего, он по своей комплекции напоминал английскую лошадь, так как подобно ей состоял их мускулов и костей.

Глаза его были зеленого цвета, в них читалось что-то детские, они отличались выразительностью.

Кожа его была смуглая. На этом скудное описание Андрея Ивановича Штольца заканчивается.

Характеристика личности

В образе Штольца в первую очередь бросается в глаза его трудолюбие и страсть к обучению. Еще будучи ребенком, он активно познает мир, старается перенять все знания отца.

Андрей Иванович много времени проводит в путешествиях – таким образом он не просто развлекается и отдыхает, Штольц в своих поездках видит возможность обменятся знаниями и перенять опыт ведения дел у иностранных знакомых. Штольц постоянно что-то изучает, читает различные книги.

Андрей Иванович не пренебрегает светским обществом, его часто можно видеть в свете.

Андрей Иванович – честный и искренний человек, но он напрочь лишенный романтизма. Штольц даже не умеет мечтать, он приземленный, практичный человек. Он сохранил детскую живость и активность –

Андрей Иванович постоянно чем-то занят. Штольц умеет ценить свое время и проводить его с пользой. Андрей Иванович умеет рационально распределить свое время, благодаря этому он успевает сделать много дел и везде успеть. Несмотря на такую внешнюю жесткость и прагматичность, Андрей Иванович не лишен способности к сопереживанию и состраданию, однако он не привык демонстрировать свои чувства при людях. Андрей Иванович – очень сдержанный человек, он умеет управлять своими чувствами и никогда не бывает их заложником.

Жизнь Штольца не такая беззаботная, как это может показаться на первый взгляд, но он не привык никому жаловаться или винить кого-то другого в своих неудачах – все неудачи он связывает в первую очередь с личными недоработками. Андрей Иванович – сильная личность, он не привык отступать перед трудностями и прикладывает все усилия, чтобы их преодолеть.

Он никогда не терялся в сложных ситуациях – Штольц в жизни руководствуется здравым смыслом – его сложно выбить из колеи.

Штольц любит порядок во всем – у него отведено свое место для всех его письменных принадлежностей, бумаг и книг. Андрей Иванович всегда раскладывает свои вещи «на место» и никак иначе.

Андрей Иванович, бесспорно, обладает целеустремленностью и настойчивостью, он способен упорно работать для достижения поставленной цели.

Штольц умеет оценить свои достоинства. Он мало беспокоится о том, что про него говорят люди. Андрей Иванович – человек открытый. Он охотно знакомится с новыми людьми, готов поддерживать со своими знакомыми дружеские отношения.

Илья Обломов и Андрей Штольц

Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц были друзьями с самого детства. Они росли в соседних деревнях, поэтому были знакомы с детских лет. После того, как отец Андрея Ивановича открыл пансион, общение Андрея Ивановича и Ильи Ильича перешло на новый уровень – за время совместной учебы они крепко сдружились, несмотря на разницу в характерах и происхождении. Андрей Иванович часто выполнял задания Обломова из жалости к своему другу – ленивый Илья часто пренебрегал выполнением заданий, не мог себя заставить что-либо выучить – большинство заданий выполнял Штольц. Делал он это не из-за корыстных целей – им руководствовали исключительно дружеские чувства и желание помочь своему товарищу.

Время от времени Андрей Иванович приезжает к своему другу на съемную квартиру и пытается его расшевелить. В один из таких визитов Штольц решает кардинально изменить жизнь своего друга – он насильно вовлекает его в круговорот светской жизни. Жалобы на усталость Обломова умиляют Штольца, но он все же целенаправленно идет к цели. Андрей Иванович совершает немыслимое – успешно агитирует Обломова поехать вместе с ним за границу и даже помогает ему организовать сборы, но планируемая поездка не совершается – влюбленный Обломов решает остаться с предметом своего обожания, а не присоединиться к другу. Обиженный апатией Обломова Штольц некоторое время не общается с ним, а занимается своими делами. В следующую встречу Штольц без тени обиды приходит в гости к своему другу и обнаруживает, что его опять накрыло волной Обломовщины, но, на этот раз, он уже не настолько активно пытается вытащить Обломова из его болота лени.

Несмотря на такие существенные разногласия в характере, темпераменте и способе жизни, Штольц и Обломов сохраняют свою дружбу. Этому парадоксу находится два объяснения. Первое заключается в том, что их дружба зародилась его в их детские годы, а второе в том, что они оба в первую очередь в человеке видят положительные качества характера. Исходя из этого, Штольц замечает не лень Обломова и его апатию, а добрый нрав Ильи Ильича.

Время от времени Андрей Иванович занимается делами своего друга – так как он не может перебороть свою лень и наладить дела в своем поместье самостоятельно, а лишь нанимает людей на роль управляющего, которые не пренебрегают воспользоваться доверчивостью и необразованностью Обломова в делах ведения хозяйства в свою пользу.

Несмотря на все старания Штольца, ему так и не удалось вытащить своего друга из болота обломовщины. Илья Ильич начал сожительствовать с владелицей снимаемого жилья и вскоре у них родился сын, которого назвали в честь Штольца – Андреем. После смерти Ильи Ильича Штольц берет на воспитание его сына и занимается делами Обломовки до совершеннолетия маленького Андрея.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

Ольга Ильинская и Андрей Штольц были давними знакомыми. Значительная разница в возрасте не позволила изначально построить им какие-либо отношения, кроме дружеских. Андрей Иванович воспринимал Ольгу, несмотря на то, что девушке было 20 лет, как ребенка (на тот момент Штольцу было 30). Сама же девушка питает симпатию к Штольцу, но сделать первый шаг не решается.

Андрей Иванович непреднамеренно становится причиной самой большой трагедии в жизни девушки – в один из вечеров он знакомит Ольгу со своим другом – Ильей Обломовым. Игнорирование Ольги как женщины со стороны Штольца стало причиной романа между Обломовым и Ильинской. Несмотря на искренность чувств влюбленных и серьезность их намерений дальше тайной помолвки дело не пошло – Обломов и Ильинская расстаются.

Ольга Сергеевна уезжает за границу, где встречает ничего не подозревающего об ее неудачном романе Штольца. Андрей Иванович часто посещает Ильинских – он приносит Ольге цветы и книги, а затем поспешно удаляется работать. Незаметно для себя Штольц влюбляется и впервые в своей жизни становится заложником чувств. Штольц решает, что его жизнь уже будет немыслима без этой милой девушки и делает Ольге предложение. Ильинская оказывается в затруднительном положении – отношения с Обломовым напрочь отбили у нее желание связывать себя узами брака с кем-либо, девушка не решается дать какой-либо ответ Штольцу и поэтому решается все рассказать ему об их взаимоотношениях с Обломовым. После этого разговора многое в сознании Штольца становится на свои места, ему теперь понятны причины нежелания ехать Обломова заграницу, Андрей Иванович также ясно осознает, почему помолвка Ильинской и Обломова не закончилась свадьбой – ленивая обломовщина все-таки затянула окончательно его друга в свое болото.

Несмотря на такой пессимизм Ольги, Андрей Иванович не отказывается от своего намерения и вскоре времени он становится мужем Ольги Ильинской. Неизвестно как происходила их свадьба, но точно известно, что в браке и Ольга и Андрей смогли себя реализовать и достичь гармонии. Нельзя сказать, что брак с Штольцем стер неприятные воспоминания об отношениях с Обломовым, но, со временем Ольга стала гораздо спокойнее относиться к этому периоду в своей жизни.

Ольга оказалась хорошей мамой – у них в браке рождаются дети. Гармония в отношениях Ольги и Андрея была достигнута в первую очередь схожестью их характера и отношению к жизни – и Ольга, и Андрей привыкли быть активными деятелями, они готовы к переменам и преодолению жизненных сложностей, поэтому такой брак их не тяготит. Ольга становится мамой не только своим детям, но и сыну Ильи Обломова – ее бескорыстие и ее мужа, доброжелательное отношение и позитивный настрой позволили создать не только гармоничную платформу для развития собственных детей, но и для маленького Андрюши, к которому они относились как к своему ребенку.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц сумел не поддаться характерной лени большинства дворян и добиться значительных результатов в нескольких видах деятельности – он зарекомендовал себя и как хороший хозяин владений, и как хороший друг, и как замечательный муж и отец. Его активная жизненная позиция позволила ему стать гармоничной личностью и принести счастье в жизнь других людей.

Характеристика Андрея Штольца в романе “Обломов”: описание внешности, характера, происхождения в цитатах

5 (100%) 4 votes

ШТОЛЬЦ

ШТОЛЬЦ - центральный персонаж романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848-1859). Литературные источники образа Ш.- гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том «Мертвых душ»), Петр Адуев («Обыкновенная история»). Позднее тип Ш. Гончаров разрабатывал в образе Тушина («Обрыв»).

Ш.- антипод Обломова, положительный тип практического деятеля. В образе Ш., по замыслу Гончарова, должны были гармонично 471 соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой - душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность. Образ Ш. создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца («отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места»); вторая - от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры («она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки <...>, пела ему о цветах, о поэзии жизни <...> мечтала с ним о высокой роли...»). Мать боялась, что Ш., под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Ш. («Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!»), а также княжеский замок в Верхлеве с портретами изнеженных и гордых дворян «в парче, бархате и кружевах». «С одной стороны Обломовка, с другой -княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера».

Ш., в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам. Недаром Ш.- выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости...» Идеал жизни Ш.- непрестанный и осмысленный труд, это - «образ, содержание, стихия и цель жизни». Этот идеал Ш. отстаивает в споре с Обло-мовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни.

В отличие от Обломова, Ш. выдерживает испытание любовью. Он отвечает идеалу Ольги Ильинской: в Ш. сочетается мужественность, верность, нравственная чистота, универсальные знания и практическая хватка, позволяющие ему выходить победителем во всех жизненных испытаниях. Ш. женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе предста вить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой <...> как мечтал и Обломов... Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок». В дружбе с Обломовым Ш. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Образ Ш., по мысли Гончарова, должен был воплотить новый положительный тип русского прогрессивного деятеля («Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»), совмещающего в себе как самые лучшие западнические тенденции, так и русскую широту, размах, духовную глубину. Тип Ш. должен был обратить Россию на путь европейской цивилизации, придать ей подобающее достоинство и вес в ряду европейских держав. Наконец, деловитость Ш. не входит в конфликт с нравственностью, последняя, напротив, дополняет деловитость, дает ей внутреннюю мощь и силу.

Вопреки замыслу Гончарова, в образе Ш. ощутимы утопические черты. Рассудочность и рационализм, заложенный в образе Ш., наносит ущерб художественности. Сам Гончаров не вполне был доволен образом, считая, что Ш. «слаб, бледен», что «из него слишком голо выглядывает идея». Чехов выражался резче: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен» (письмо 1889 г.). Неудача образа Ш., возможно, объясняется тем, что Ш. художественно не показан в той масштабной деятельности, которой он с успехом занимается.

Лит.: см. к статье «ОБЛОМАН».

А.Б.Галкин


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ШТОЛЬЦ" в других словарях:

    - (нем. Stoltz, швед. Stoltz) немецкая и шведская фамилия. Известные носители: Штольц, Гёста (1904 1963) шведский шахматист, гроссмейстер (1954), шестикратный чемпион Швеции (1927 1953). Штольц, Тереза (1834 1902) сопрано, одна… … Википедия

    Делец Словарь русских синонимов. штольц сущ., кол во синонимов: 1 делец (58) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Штольц - Штольц, а, твор. п. ем (лит. персонаж; делец) … Русский орфографический словарь

    - (Stoltz) Розина (наст. имя и фам. Викторина Ноэль, Noлl) (13 II 1815, Париж 30, по др. данным 28 VII 1903, там же) франц. певица (меццо сопрано). Пению обучалась в муз. школе А. Э. Шорона (Школа классической и духовной музыки) в Париже … Музыкальная энциклопедия

    - (Stolz) Роберт Элизабет (25 VIII 1880, Грац 27 VI 1975, Зап. Берлин) австр. композитор и дирижёр. Ученик Р. Фукса (Вена) и Э. Хумпердинка (Берлин). С 1898 дирижёр ряда т ров, в т.ч. Театр ан дер Вин (Вена), гастролировал в странах Европы… … Музыкальная энциклопедия

    - (Stolz) Тереза (наст. имя и фам. Терезина Штольцова, Stolzovб) (2 VI 1834, Костелец, Чехия 23 VIII 1902, Милан) чеш. певица (драм. сопрано). Происходила из семьи музыкантов и певцов. В 1849 51 училась в Пражской консерватории у Дж. Б.… … Музыкальная энциклопедия

    ШТОЛЬЦ (Stolz) Тереза (наст. имя и фам. Терезина Штольцова; Stolzova) (1834 1902), чешская певица, драматическое сопрано, одна из ярчайших оперных звезд второй половины 19 века. Воспитанница итальянской оперной школы, ученица Л. Риччи и Ф.… … Энциклопедический словарь

    ШТОЛЬЦ (Stoltz) Эрик (р. 1961), американский киноактер. Дебютировал в 1982 в главной роли в фильме П. Богдановича (см. БОГДАНОВИЧ Питер) «Маска». Обладает даром передавать подтекст с помощью скупых деталей и жестов. В 1990 е гг. стал известен как … Энциклопедический словарь

    - (р. 1961) американский киноактер. Дебютировал в 1982 в главной роли в фильме П. Богдановича Маска. Обладает даром передавать подтекст с помощью скупых деталей и жестов. В 1990 е гг. стал известен как один из членов т. н. клана Тарантино,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Stolz) (1880 1975), австрийский композитор, дирижёр. С 1940 жил в США, работал в Голливуде, в 1946 вернулся в Вену. Прославился как автор оперетт (свыше 60). Первый европейский автор фокстрота. Свыше 2000 песен (главным образом для кабаре),… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , Владислав Картавцев , Ольга Трофимова Категория: Разное Серия: The Superior Spider-Man Издатель: ИПЦ Маска , Производитель: ИПЦ Маска ,
  • Вера Штольц звезда экрана. Вера Штольц и солнечный остров , Владислав Картавцев , Ольга Трофимова , Вы держите в руках книгу - продолжение серии романов о приключениях Веры Штольц. Вера уже не та скромница, какой была еще несколько месяцев назад. Она - настоящая звезда, она сверхпопулярна,… Категория: Романы Серия: