Учимся легко

Учимся легко

» » Настоящее время в немецком языке правило. Настоящее время – Präsens

Настоящее время в немецком языке правило. Настоящее время – Präsens

Образование презенса в немецком языке

Präsens в немецком языке образуется путем прибавления личных окончаний к основе глагола.

Личные окончания немецких глаголов в Präsens

Спряжение глагола в Präsens в немецком языке

Единственное число Множественное число
ich frag-e я спрашиваю wir frag-en мы спрашиваем
du frag-st ты спрашиваешь ihr frag-t вы спрашиваете
er frag-t он спрашивает sie frag-en они спрашивают
sie frag-t она спрашивает Sie frag-en Вы спрашиваете
es frag-t оно спрашивает
    Немецкие глаголы, корень которых оканчивается на d, t, tm, dm, dn, chn, gn, fn , имеют во 2-м и 3-м лице единственного числа и 2-м лице множественного числа между корнем и личным окончанием соединительный гласный е :
  • du antworte st, er antworte t, ihr antworte t;
  • du zeichne st, er zeichne t, ihr zeichne t.
    Если корень глагола оканчивается на s, z, ß , то во 2-м лице единственного числа присоединяется личное окончание -t :
  • setzen - du setzt ; reisen - du reist ; reißen - du reißt .

Чтобы рассказать о том, чем вы занимаетесь вообще или сейчас, необходимо использовать глаголы в настоящем времени — презенсе (Präsens). Образуется презенс от неопределенной формы глагола, которая в немецкой грамматике называется инфинитивом.

Инфинитив оканчивается обычно на суффикс -еn , например: lernen - учить, учиться, реже на -n , например: tun - делать.

В инфинитиве все глаголы даны в словарях, поэтому эту форму глагола называют также словарной формой или именной.

Окончания глаголов в свою очередь меняются в зависимости от лица, числа и времени, в котором употребляется глагол. Давайте посмотрим, как изменяется в Präsens глагол lernen:

Как и в русском языке, глагол меняет окончания.

Просто сравните: я уч у - ich lern e , ты уч ишь - du lern st , она уч ит - sie lern t и так далее.

Теперь давайте посмотрим, как спрягаются в Präsens глаголы kommen, arbeiten и heißen:


Как видите, тут уже возникают некоторые тонкости (иногда добовляется "лишняя" -e у глагола arbeiten), но всё объяснимо:

Спряжение глаголов в Präsens - это довольно большая тема, поэтому мы специально написали отдельную , которую советуем прочитать!

Präsens служит для обозначения:

1) действия, процесса, состояния, происходящего в настоящий момент или относящегося к данному отрезку времени.

Was mach st du? - Ich kämme mich.
Что ты делаешь. - Я причесываюсь.

Mein Sohn studier t an der Universität, er steht schon im 5. Studienjahr.
Мой сын учится в университете, он уже на 5 курсе.

2) постоянно повторяющегося действия, а также действия или состояния, имеющего вневременной характер, т. е. являющегося констатацией общеизвестного факта, также в пословицах и поговорках.

Die Erde beweg t sich um die Sonne, der Mond beweg t sich um die Erde.
Земля вращается вокруг солнца, луна вращается вокруг Земли.

Die Newa münd et in den Finnischen Meerbusen.
Нева впадает в финский залив.

Alter schütz t vor Torheit nicht.
И на старуху бывает проруха.

3) действия, относящегося к будущему времени, преимущественно в разговорной речи; как правило, в предложениях такого типа есть указание на время совершения действия в будущем

Im kommenden Sommer fahr en wir nach Suden.
Этим летом мы (по)едем на юг.

Ich geh e morgen ins Theater.
Завтра я иду в театр.

Wir seh en uns morgen.
Мы увидимся завтра.

Все приведенные примеры свидетельствуют о значительном сходстве функций Präsens и настоящего времени в русском языке .

Выучив Präsens, вы сможете говорить не только в настоящем времени, но и в будущем (смотри пункт 3)

Выполните упражнения, проспрягав наиболее важные глаголы в Präsens:

Важным преимуществом немецкого языка является то, что в нем относительно простая система времен. в отличии от английского языка, в немецком языке лишь шесть временных форм. А именно: настоящее, прошедшее, прошедшее совершенное, предпрошедшее время, а также две формы будущего времени.

Кроме перечисленных временных форм индикатива, то есть изъявительного наклонения, существуют также сослагательное наклонение- конъюктив и условное наклонение- кондиционалис.

Обычно, почти во всех языках, изучение различных времен начинается именно с настоящего времени.

Настоящее время в немецком языке или Präsens, обозначает само действие, которое совершается в настоящий момент времени. Нужно заметить, что настоящее время достаточно часто употребляется для обозначения действия, совершение которого произойдет в недалеком будущем. Это очень распространенная форма выражения будущего, особенно в разговорном стиле.

Настоящее время в немецком языке или Präsens у простых глаголов образуется путем изменения окончаний в зависимости от лица. Окончания присоединяются к основе глагола, то есть части, которая является постоянной. Как правило, основу глагола можно получить путем отделения от инфинитивной формы окончания -e или же -n.

Личные окончания глаголов, с помощью которых образуется настоящее время, указаны в представленной ниже таблице.

Для более наглядного примера, просклоняем один из немецких глаголов, например, глагол hören-слышать. Основа данного глагола «hör». Присоединяя к ней окончания, получаем форму настоящего времени.

Hörst du diese wunderschöne Musik? Ты слышишь эту прекрасную музыку?

Возьмем еще один глагол arbeiten- работать. Основа глагола «arbeit». Особенностью подобных глаголов, основа которых имеет окончание t, d или m,n, есть то, что к ним добавляется гласная «e». Это правило служит, прежде всего, для облегчения произношения.

Рассмотрим глагол atmen — дышать.

Это правило легко запомнить, ведь без гласной «e» просто сложно выговорить слово. Сравните «atmest» и «atms-t» или «verspätet» и «versrät-t». Очевидно, что три согласных подряд в последних случаях вызывают значительную сложность в произношении.

Есть еще несколько небольших правил, служащих также облегчению произношения. Так, глаголы, в которых основа оканчивается на согласные -s, -ß, -z, во втором лице единственного числа вместо «-(e)st» прибавляют только «-t». Из-за этого форма второго лица будет совпадать с третьим лицом единственного числа.

Du tanzt auch sehr gut. (Ты танцуешь очень хорошо.)

Aber sie tanzt besser als du. (Но она танцует лучше тебя.)

А глаголы с окончанием «-eln» теряют «-е» в первом лице единственного числа. Например, глагол basteln -мастерить: Ich bastle.

Сильные глаголы в настоящем времени изменяют свою корневую гласную. При этом гласная «e» изменяется на «i» или «ie», а «а» и «u» получают умляуты. Но это происходит только во втором и третьем лицах единственного числа.

Ich meine, dass sie zu viel schläft! Я полагаю, что она спит слишком много!

Неправильные глаголы, они же служебные, образуют настоящее время в немецком языке совершенно другим способом. Эти глаголы полностью изменяют свою форму, поэтому их необходимо выучить наизусть.

Du bist der Student. Ты — студент.

Alle Studenten sind in der Stunde. Все студенты на уроке.

Настоящее время Präsens используется для описания действий или событий, происходящих в настоящий момент или будущем (при наличии обстоятельства времени).

Еще о настоящем времени в немецком языке читайте

Wir gehen zusammen ins Kino. – Мы все вместе идем в кино.
Nächste Woche gehen wir zusammen ins Kino. – На следующей неделе мы все вместе идем в кино.

Все личные и временные формы глаголов образуются от основы, которая, в свою очередь, образуется от начальной формы глагола – инфинитива.

В инфинитиве немецкие глаголы оканчиваются на -en (sehen, machen, schreiben).

Инфинитив есть, конечно, и у русских глаголов, он оканчивается на -(и)ть, -(а)ть, -(о)ть, -(е)ть, -(я)ть, напр.: говорить, давать, полоть, сидеть, применять. Основа (корень) глагола – это глагол без окончания, т.е.: sehen – seh, machen – mach, schreiben – schrei b и т.д.

В немецком языке различают сильные и слабые глаголы . Слабые глаголы спрягаются и образуют временные формы по правилам, в сильных существуют определенные особенности. Сильный глагол или слабый – следует запоминать. Сильные глаголы в словаре обозначаются звездочкой, а их особенности в образовании временных форм обычно указаны в таблице в конце словаря.

К слабым глаголам относятся такие глаголы, как: sagen, machen, warten, erzählen .

В настоящем времени (презенс) такие глаголы спрягаются при помощи присоединения к основе следующих личных окончаний:

ich sag-e wir sag-en
du sag-st ihr sag-t
er sie sag-en
sie sag-t
es Sie sag-en

По такому же правилу спрягаются и многие сильные глаголы:

schreiben gehen verstehen schreiben gehen verstehen
ich schreib-e geh-e versteh-e wir schreib-en geh-en versteh-en
du schreib-st geh-st versteh-st ihr schreib-t geh-t versteh-t
er sie schreib-en geh-en versteh-en
sie schreib-t geh-t versteh-t
es Sie schreib-en geh-en versteh-en

У большинства же сильных глаголов во 2-м и 3-м лице единственного числа происходят корневые изменения.

Глаголы с корневым гласным -е меняют его во 2-м и 3-м лице ед. числа на -(i)e .

sprechen sehen lesen sprechen sehen lesen
ich sprech-e seh-e les-e wir sprech-en seh-en les-en
du spri ch-st sie h-st lie s-t ihr sprech-t seh-t les-t
er sie sprech-en seh-en les-en
sie spri ch-t sie h-t lie s-t
es Sie sprech-en seh-en les-en

Обратите внимание, что у глаголов, основа которых оканчивается на s, -ss, -x, -z, -tz в личном окончании второго лица ед. числа s выпадает и совпадает поэтому с формой третьего лица ед. ч.

→ Lesen – liest (а не liesst!)
→ Beißen – beißt (а не beißst!)
→ Boxen – boxt (а не boxst!)

Глаголы, основа которых оканчивается на -d, -t, а также на -m, -n с предшествующим согласным (-ffn, — gn, -chn, — dm, — tm) , добавляют во 2 и 3 лице ед. ч. соответственно окончания -est и -et .

arbei t en atmen
ich arbeit-e atm-e
du arbeit-est atm-est
er
sie arbeit-et atm-et
es

В немецком языке есть глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками. К отделяемым приставкам относятся: -ab, -an, -auf, -aus, -bei, -ein, -mit, -zu, -vor, -wieder, -her.

Особенностью этих приставок является то, что они в определенных грамматических формах отделяются от глагола. Например, в настоящем времени (Präsens) они отделяются и выносятся на последнее место:

→ Wo kommst du her? (herkommen).
→ Der Zug kommt um 12.30 in München an. (ankommen).
→ Heute ziehe ich was Schönes an, ich habe Besuch (anziehen).
→ Kommt Herr Bauer zum Abendessen mit? (mitkommen).

К неотделяемым приставкам относятся: -be, -ge, -er, -ver, -zer, -ent, -emp, -miss, -wider . Они никогда не отделяются от глагола:

→ Gefällt dir dieses Kleid?
→ Verstehst du, was der Schaffner sagt?
→ Mein Opa erzählt oft von dem Krieg.

Упражнения/ ÜBUNGEN

1. Прочитайте следующие описания и определите, о каком помещении идет речь:

1. Klaus ist wieder zu Hause und ruht sich nach der Arbeit aus. Vor ihm auf dem Tisch liegt eine Zeitung, steht eine Tasse Kaffee, in der Ecke läuft der Fernseher. Klaus sitzt gerne nach der Arbeit im…
2. Du kommst nach Hause, du hast Hunger. Auf dem Tisch findest du eine Obstschale, aber das kann deinen Hunger nicht stillen. Du hast keine Lust, musst aber noch selber was kochen. Du gehst in …
3. Die Kinder sind müde. Sie haben den ganzen Tag getobt und wollen ins Bett. Aber erst sollen sie noch Zähne putzen. Sie gehen in…
4. Ich habe heute Besuch. Die ganze Familie kommt zum Frühstück. Ich backe Brötchen, packe den Aufschnitt aus, mache Kaffee. Den Tisch für 12 Personen im … habe ich schon gedeckt.
5. Es ist so schön warm heute! Viel zu schade, um drin zu sitzen! Wollen wir heute draußen auf der … frühstücken?
6. Willst du gleich die Wohnung sauber machen? Wir helfen dir. Ich räume im Wohnzimmer auf, Anna kann staub saugen und Peter…wo ist er eigentlich? Noch nicht wach?! Er ist doch nicht noch im …?!

Составьте 3 подобные загадки от 1 лица ед. ч.; 1 лица мн. ч.; 2 лица ед.ч.

2. Прочитайте следующий текст, переведите его, выпишите все глаголы, определите их лицо и число и проспрягайте их письменно (глагол werden имеет особое спряжение).

Ich heiße Tanja. Ich bin Betreuerin und warte auf die Studenten, die gleich mit dem Zug in Berlin ankommen. Wenn alle da sind, gehen wir zusammen zum Bus und er bringt uns in die Orte, wo die Studenten ihr Praktikum machen werden. Ihre Gastfamilien warten schon auf sie. Einige Studenten sprechen sehr schlecht deutsch und brauchen besondere Unterstützung. Heute kommen sechs Studenten. Ein Mädchen, Anja, spricht deutsch nicht besonders gut, versteht aber alles. Andere Studenten sagen, dass sie etwas schüchtern ist und überhaupt nicht viel spricht, die schriftliche Prüfung hat sie aber gut bestanden! Na ja, in einem halben Jahr wird sich das ändern! Nach einem Jahr Praktikum können die meisten Studenten Deutsch viel besser! Man muss nur fleißig sein.