Учимся легко

Учимся легко

» » Положение во гроб икона. Закончена реставрация иконы "положение во гроб господа иисуса христа"

Положение во гроб икона. Закончена реставрация иконы "положение во гроб господа иисуса христа"

Эпизод относится к числу Страстей Христовых, следует за Оплакиванием Христа и непосредственно предшествует сцене обнаружения пустой могилы, то есть является последним моментом, в котором ещё фигурирует земное тело Иисуса. Согласно христианскому вероучению, после погребения тела Христа Его душа спустилась в ад для победы над смертью и спасения ветхозаветных праведников.

Мастерская Андрея Рублева , Public Domain

Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.

Погребение

Евангельское повествование

О погребении Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности. При этом из всех четырёх евангелистов только Матфей упоминает об опечатывании гробницы и приставлении к ней стражи.

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф. 27:57-66)
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
От Марка
(Мк. 15:42-47)
И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть перед субботою, - пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
От Луки
(Лк. 23:50-56)
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном, где ещё никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
От Иоанна
(Ин. 19:38-42)
После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Историки, изучая евангельский рассказ, приходят к выводу, что погребение Иисуса было выполнено в соответствии с иудейскими погребальными традициями того времени.

Участники погребения

Александр Андреевич Иванов (1806–1858) , Public Domain

Согласно евангельскому повествованию, на погребении Иисуса присутствовали женщины и тайные ученики Христа из высшего слоя общества, то есть те, которые, в отличие от апостолов, меньше рисковали подвергнуться аресту:

  • Иосиф Аримафейский (богатый человек, «знаменитый член совета », тайный ученик Христа): испросил у Пилата тело Иисуса для погребения, купил плащаницу, предоставил свою новую гробницу;
  • Никодим (фарисей, «один из начальников Иудейских », тайный ученик Христа): принёс благовонный состав из смирны и алоя, чтобы умастить тело Иисуса (упоминается только Иоанном);
  • Мария Магдалина;
  • Мария Иосиева (у Матфея - другая Мария ): по мнению ряда богословов (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский) это Богородица: «Мария, мать Иакова и Иосии есть Пресвятая Богородица, поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, то есть мачехою детей его ». При этом также существует мнение, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери.
Николай Николаевич Ге (1831–1894) , Public Domain

Апокрифические сказания

Евангелие от Петра

В апокрифическом «Евангелие от Петра», написанном в первой половине II века, единственным участником погребения Иисуса выступает Иосиф Аримофейский:

«И тогда вытащили гвозди из рук Господа и положили Его на землю. И земля вся сотряслась, и начался великий страх. Тогда солнце засветило, и стало ясно, что час ещё девятый. Обрадовались иудеи и отдали Иосифу тело Его, чтобы он похоронил тело, ибо видел, сколько благого содеял (Он). Взял же он Господа, обмыл и обернул пеленой и отнёс в свою собственную гробницу, называемую садом Иосифа».

Евангелие от Петра (6:21-24)

неизвестен , Public Domain

Автор апокрифа сообщает о выставлении рядом с гробницей охраны и об её опечатывании, повторяя тем самый рассказ евангелиста Матфея. При этом называется имя центуриона, направленного Пилатом для охраны гроба. Им был некий Петроний. Православное предание считает, что в числе стражи у гроба был сотник Лонгин, участвовавший в распятии Иисуса и пронзивший его рёбра своим копьём.

Евангелие от Никодима

Апокрифическое «Евангелие от Никодима» (самые ранние версии датируются IV веком), написанное от лица одного из участников захоронения, придерживается канонических подробностей о погребении.

anonimous , Public Domain

Затем в тексте рассказывается, что Иосиф Аримафейский за участие в похоронах и предоставление гробницы был арестован иудеями:

«И заперли на засов двери темницы, и стражей поставили Анна и Каиафа. И совет держали священники и левиты, чтобы собраться всем после дня субботнего и решить, какой смерти предать Иосифа. Когда же собрались все вместе, приказали Анна и Каиафа привести Иосифа. Они же, видя, что затворы целы, открыли запертые двери и не нашли Иосифа. Увидев это, устрашились, ибо нашли темницу затворённой, Иосифа же не нашли. И ушли Анна и Каиафа».

После распространения слухов о Воскресении, вызвавшем панику у иудеев, Никодим, который был тайным учеником, занимая при этом видный пост, даёт священникам совет, который позволяет ему защитить Иосифа, оказавшегося к этому времени дома, в Аримафее, от дальнейших нападок.

«Страсти Христовы»

В старообрядческом сборнике XVII века «Страсти Христовы», составленном на основе раннехристианских апокрифов, приводится подробный рассказ «О положении во гроб Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Сына Божия и о погребении Его, и о плаче Пресвятая Богородицы над гробом ».

Mattana - Mattis , GNU 1.2

Основу повествования составляет плач Богородицы над телом сына: она призывает плакать с ней всех матерей, вдов и сирот, старцев, небесные светила и небеса, ангелов:

«О солнце незаходимое Боже мой превечный, и творче всем и зиждителю всей твари, како во гроб зайде; не глаголеши ли слово рабе своей сыне и Боже; не ущедриши ли Владыко тебе родьжия; помышляю бо яко ктому не услышу гласа твоего, и ниже узрю доброты лица твоего».

В ответ на страдания своей матери Иисус втайне обращается к ней со словами утешения: «О мати моя Марие, не рыдай мне зрящи во гробе… воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшаго Адама введу в царство небесное… ». Плач Богородицы лёг в основу православного канона «На плач Пресвятой Богородицы », читаемого в Великую пятницу перед плащаницей (см. ниже раздел «Богослужебное почитание»).

В отличие от евангельского повествования, одним из участником погребения Христа в «Страстях Христовых » упоминается Иоанн Богослов. Это оказало влияние на иконографию данного сюжета, где у тела Христа всегда присутствует фигура этого молодого апостола.

В исламе

Ислам, почитая Иисуса как пророка Ису, считает, что он не был убит, а следовательно и не был погребён. В Коране (сура 4 «Женщины ») об этом говорится так: «Аллах покарал их… за их слова: „Воистину, мы убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха “ (но они не убили его и не распяли, а это только показалось им); воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. А они, конечно же, не убивали его. Это Аллах вознёс его к себе…».

неизвестен , Public Domain

Мусульмане верят, что Иса был взят живым на небо и вернётся перед страшным судом, чтобы сразиться с Даджалем. Победив его, Иса, по мнению мусульманских богословов, проживёт на земле 40 лет, а затем умрёт и будет похоронен рядом с пророком Мухамедом в Медине.

Пророчества о погребении Христа

Христианская традиция связывает два библейских пророчества с указанием на погребение Иисуса Христа:

  • Ветхий Завет: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Пророчество указывает на погребение Иисуса в гробе Иосифа Аримафейского (богатого человека, члена Синедриона).
  • Новый Завет: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:38-40). Пророчество указывает на самое погребение, а также на срок через который Иисус должен воскреснуть после погребения.

Богослужебное почитание

Погребение Иисуса Христа вспоминается в Православной и Католической церквях во время различных богослужений конца Страстной недели. Кроме этого упоминание о погребении Христа вошло в христианский Символ веры, начиная с его самой ранней апостольской редакции, а в 325 году на Первом Вселенском соборе было включено в Никео-Цареградский Символ веры («распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям »).

В Православной церкви

В Православной церкви погребение Христа вспоминается за богослужением Великой пятницы, но прослеживается и в литургических текстах Великой Субботы (соединяется с воспоминанием сошествия во ад). По словам протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Литургическое действо выражает эту тайну много лучше умозрительных утверждений ».

Вынос плащаницы

Вынос плащаницы, плата ткани с изображением тела мёртвого Иисуса Христа, снятого с креста, совершается на вечерне Великой Пятницы, которая обычно совершается днём.

Перед началом богослужения плащаница помещается в алтаре на престоле, читается Апостол и четыре евангельских отрывка, повествующих о смерти и погребении Иисуса. Во время службы при пении известного тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной для неё «гробнице», которую по традиции украшают цветами. Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы, священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы. Данные действия символически повторяют погребение Христа, описанное в Евангелиях.

После вечерни перед плащаницей совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» - песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трёхдневное нахождение во гробе Иисуса Христа.

Церковная утварь

Некоторые используемые в Православной церкви предметы, символически связываются с погребением Иисуса Христа. К ним относятся:

  • Антиминс - плат с зашитыми частицами мощей, без которого невозможно совершение литургии. На нём изображается положение Иисуса Христа во гроб. Антиминс освящается по особому чину только епископом.
  • Престол - символизирует собою Гроб Господень, а также и самого Иисуса Христа, лежащего во гробе. При освящении престола углы его верхней доски (трапеза ) в местах соединения со столпами заливаются воскомастикой (сплав воска, мастики, толчёного порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана). Эти вещества, по толкования Симеона Солунского, «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов ».
  • Дискос - символически изображает гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа, а также Вифлеемские ясли.

В Католической церкви

В Католической церкви погребение Христа также вспоминается во время богослужения Великой пятницы. В этот день после Евхаристической литургии в завершение службы проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню », во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение. В начале процессии предстоятель богослужения выставляет Дары на алтарь и совершает каждение, затем закрывает дароносицу специальной белой вуалью, символизирующей плащаницу, в которую было завёрнуто Тело Христа при погребении. Во время процессии хор без сопровождения музыкальных инструментов исполняет песнопения о Страстях Христовых.

Погребение Христа - заключительное, четырнадцатое стояние богослужения Крестного пути, проводящегося в дни Великого поста и, обязательно, в Великую пятницу.

"ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ" (1602-1604), ПИНАКОТЕКА ВАТИКАНА

В начале XVII века в Риме насчитывалось около двух тысяч художников. был среди них самым ярким и необычным. Он работал в главных церквях Рима, за его картинами выстраивались в очередь крупные коллекционеры. Особый, революционный стиль Караваджо высоко ценили его богатые и знатные покровители.

Но ни богатство, ни слава не могли вскружить голову Караваджо. Его, склонного к разгулу и насилию, манили пороки, чувство опасности и риск. Богатым залам палаццо он предпочитал темные трактиры и публичные дома. Общество кардиналов и аристократов он, не задумываясь, разменивал на сомнительную дружбу с куртизанками, картежниками и простолюдинами. Именно среди них находил Караваджо натурщиков, с которых писал святых для своих знаменитых алтарных образов.

В это время к Караваджо обращается Джироламо Виттриче, представитель богатой и влиятельной римской семьи. Будучи наследником своего дяди, Пьетро Виттриче, умершего в 1600 году, и исполняя его волю, он заказывает художнику алтарный образ для семейной капеллы в церкви Кьеза Нуова. Так, в 1604 году Караваджо создает "Положение во гроб".

Масштабная картина (3х2м) поражает свое глубиной и пронзительностью. Необыкновенная композиция сложна и многогранна, она похожа на симфонию, полную драмы. Караваджо подходит к традиционной для итальянской живописи теме погребения Христа в свойственной ему революционной манере. Никогда еще "Положение во гроб" не было столь реалистичным!

Никодим и Иоанн переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Это момент скорби и прощания. Позади три Марии и три оттенка женского горя. Одна из них, отчаянно кричит, вскинув руки. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе.

На первый план Караваджо помещает фигуру мертвого Христа. Художник с беспощадным реализмом изображает то, как смерть забирает тело 33-летнего мужчины. Он изучал природу во всех ее проявлениях. Караваджо интересовала смерть, он рассматривал и запоминал тела утопленников, убитых и повешенных. Взгляните, как безжизненно лицо Христа, как смерть поднимается по его руке... как ясно можно ощутить тяжесть мертвого тела, которое с таким усилием удерживают двое мужчин.

Работая со светом и пространством, Караваджо наполняет "Положение во гроб" атмосферой траура, скорби и печали. Кажется, от могилы веет холодом, а мясистый кладбищенский цветок усиливает ощущение сырости.

Если вам повезет оказаться перед этим шедевром, вы обязательно заметите, как угол, которым обращена к зрителю могильная плита, и локоть Никодима словно прорывают пространство. У вас будет ощущение, что Никодим и Иоанн передают зрителю свою ношу, боль и скорбь.

"Положение во гроб" Микеланджело Меризи да Караваджо невозможно рассматривать без упоминания другого Микеланджело, великого флорентийского скульптора, художника и архитектора, работавшего в Риме.

Два Микеланджело, два гения и революционера. Погруженный в себя, одинокий и смиренный Буонарроти и полубезумный, развратный Караваджо... трудно вообразить себе два таких далеких друг от друга мира!

Удивительно, но Караваджо, отвергающий всех и вся, не обращающий внимания ни на кого, был околдован гением Буонарроти. Он, безусловно видевший и Пьету, и Сикстинскую капеллу, необычайно ценил и уважал искусство Микеланджело. Только на него он хочет смотреть, только с ним он хочет вести диалог. Под влиянием Микеланджело Караваджо создал несколько картин. Но "Положение во гроб" - самое глубокое и значительное посвящение великому флорентийцу.

"Пьета", созданная Микеланджело в 1499 году для церкви, в последствии разрушенной и включенной в нынешний собор Святого Петра, безусловно повлияла на Караваджо. Он не только видел статую, но и, совершенно точно, в личной библиотеке своего покровителя, кардинала дель Монте, имел возможность изучать творчество Микеланджело по "Жизнеописаниям..." Джорджо Вазари.

Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец.

Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти...

Безусловно, "Пьета" Микеланджело и "Положение во гроб" Караваджо, - очень разные и не поддаются прямому сравнению. Но тысячи невидимых нитей связывают эти шедевры, сшивают время и пространство.

Икона «Положение во гроб» известна многим верующим христианам. Любители искусства знакомы с одноименными картинами, написанными разными художниками. Некоторым авторам довелось создать одновременно и шедевр мировой живописи, и икону, перед которой преклоняют колени верующие.

Описание иконы

Существует несколько вариантов «Положения». Один из них находится в Третьяковской галерее. Икона была написана в XV веке. Центральную часть изображения занимает тело Христа, завернутое в саван. Над Спасителем склонились его близкие. Голову Христа поддерживает Богоматерь. Рядом с ней находится Иоанн — любимый ученик Иисуса. Наибольшую скорбь выражает фигура Марии Магдалины на втором плане. Раскаявшаяся грешница в отчаянии подняла руки к небу. На третьем плане, за скорбящими людьми можно заметить горы, символизирующие земной мир.

Некоторые верующие приходят поклониться «Положению во гроб»: икона находится не в церкви, а в галерее, но христиан это не останавливает. К иконе обращаются скорбящие сердца. Людям часто требуется исцеление не только тела, но и души. Особенно часто к святым ликам обращаются матери, потерявшие детей, или те, чьи дети находятся в большой опасности. Дева Мария считается покровительницей всех матерей мира. Она сама испытала горькую утрату, потеряв единственного сына. Богородица способна понять женщину как никто другой.

Назначение иконы состоит в том, чтобы показать, как должен быть похоронен верующий человек.

Нередко родственники покойных задают вопрос священнослужителям о том, что кладут в гроб умершему. Тело стараются красиво одеть. В карманы платьев и пиджаков вкладывают семейные фотографии, любимые вещи усопшего, деньги. Суеверные люди полагают, что все эти предметы могут пригодиться покойному в могиле.

На иконе тело Христа не наряжено в дорогую одежду, а его похороны не отличаются никакой роскошью. Верующие христиане должны поступать аналогичным образом. Тело допустимо одеть в любую чистую одежду благопристойного вида. Класть в карманы ценные предметы нельзя. Это пережиток язычества.

Неоконченный шедевр

Картины, в том числе и иконы, на которых изображено оплакивание Спасителя, называются пьеты (от итальянского слова pieta - «жалость»). Живописцы Средневековья часто изображали на своих полотнах библейские сюжеты. Сцена положения Христа в гробницу была одной из самых популярных.

В начале XVI века Микеланджело Буонарроти предпринял попытку создания картины или иконы, на которой Спасителя несут к месту погребения. Однако по неизвестным причинам полотно так и не было закончено. Есть также версия, что художник все-таки дописал картину, но полностью она не смогла сохраниться.

Вероятнее всего, Микеланджело рисовал не икону. Исследователи отмечают существенные различия между шедевром великого художника и традициями иконографии. Несоответствие заключается в том, что на полотне присутствует Иоанн, несущий Учителя. В Библии не указано, что любимый ученик Иисуса участвовал в перенесении его тела. Его всегда изображают стоящего рядом с Учителем и Богородицей.

На картине Буонарроти евангелист поддерживает Спасителя при перенесении. На полотне присутствуют 3 женских образа. Все они изображены приблизительно одинаково - это молодые женщины с непокрытыми головами. Отличить Богородицу от Марии Магдалины (женщины относились к разным возрастным категориям) в интерпретации Микеланджело очень трудно.

Шедевр ван дер Вейдена

Нидерландский художник Рогир ван дер Вейден жил и творил в XV веке. Главная особенность его таланта состояла в умении передавать настроение изображенных им людей. Нидерландец представил свою версию картины. Считается, что на создание полотна его вдохновила поездка в Италию.

Образы, созданные ван дер Вейденом, легко идентифицировать. Тело Спасителя занимает центральную часть картины. Даже не зная библейской легенды, зритель может догадаться о том, что Христос подвергался истязаниям: тело измождено. Дева Мария, как и полагается по канонам, находится справа от Своего Сына. Она не несет тело, но поддерживает руку Христа. Слева располагается Иоанн.

Узнать его можно по ярко-красной одежде, в которой принято изображать любимого ученика Иисуса.

У ног Спасителя располагается молодая красивая женщина. В ней легко узнать Марию Магдалину. Непокрытая голова свидетельствует о том, что Мария когда-то вела неправедный образ жизни.

В своей картине Рогир ван дер Вейден сумел соединить традиционность изображения библейских образов и уникальность своего собственного стиля. При этом благодаря особенностям стиля и оттенков опытный зритель может легко узнать представителя фламандской школы.

Рафаэль и Караваджо

Великие итальянские живописцы представили свои версии «Положения». Каждый из них стремился сохранить верность традиции, внеся свое видение известного события:

  1. Рафаэль создал свой шедевр в 1507 году. Картина должна была стать основной частью алтаря Бальони. Заказчиком была Аталанта Бальони. Ее сын погиб в бою в 1507 году. Тело было захоронено в Перудже в церкви святого Франциска. Безутешная мать хотела, чтобы в память о Грифонетто была написана картина. Погребение Христа напоминает о страданиях Девы Марии. Таким образом была проведена параллель между горем Богородицы и Аталанты. Алтарь с картиной оставался в церкви святого Франциска более 100 лет. Но однажды шедевр Рафаэля увидел папа римский Павел V. Он решил подарить картину своему племяннику кардиналу Боргезе, который коллекционировал живопись. Картина была тайно вынесена ночью и отправлена кардиналу. В 1797 году алтарь конфисковали французы и перевезли его в Париж. Почти через 20 лет картину вернули в Италию.
  2. Караваджо написал свое полотно в 1603 году. Заказчиком была церковь Кьеза Нуово. Художник часто вступал в споры с религиозными деятелями. Многие его картины, заказанные священнослужителями, были отвергнуты по разным причинам. Например, если церкви становилось известно, что для образа Богоматери живописцу позировала куртизанка, работа не оплачивалась. «Положение» тоже было отвергнуто. Несмотря на это, картину неоднократно копировали многие известные художники. Исследователи предполагают, что в образе Никодима изображен Микеланджело.


Средневековые художники не просто стремились к изображению библейских сюжетов. Моделями для тех или иных образов часто становились современники великих мастеров. Живописцы Средних веков навсегда обессмертили никому не известных людей в своих полотнах.

- «Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва (рядом с гробом видна свёрнутая плащаница) «Погребение Христа», картина Дирка Боутса Погребение Христа, Положение во гроб описанные в Евангелиях похороны учениками тела Иисуса Христа после его … Википедия

Положение во гроб (Рафаэль) - … Википедия

ПОЛОЖЕНИЕ - положения, ср. 1. Местонахождение, расположение в пространстве. Положение луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить часы в строго вертикальном положении. 2. Поза; особая… … Толковый словарь Ушакова

ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова. Часовня Гроба Господня (Кувуклия) Часовня Гроба Господня (Кувуклия)Г … Православная энциклопедия

Гроб Господень - Святой Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа … Википедия

Положение ризы Пресвятой Богородицы - Положение Ризы Богоматери (икона мастерской Дионисия, ок. 1485 года, ГТГ) Риза Богородицы почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование «Положение честной… … Википедия

положение - я; ср. см. тж. положеньице 1) Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое положе/ние. Менять положе/ние. Определить положе/ние судна. 2) Постановка тела или его частей; поза. Поло … Словарь многих выражений

положение - я; ср. 1. Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое п. Менять п. Определить п. судна. 2. Постановка тела или его частей; поза. П. рук при упоре. Неудобное п. головы. В сидячем, лежачем положении. Вернуться в исходное п. 3.… … Энциклопедический словарь

Святой Гроб - Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа Гроб Господень, Святой Гроб (греч. Αγιος Τάφος) главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия… … Википедия

Безопасный гроб - «Улучшенный гроб» конструкции Франца Вестера. Патент США № 81437 от 25 августа 1868 года. Безопасный гроб тип гроба, оборудованный механизмом спасения на случай ошибочного захоронения человека заживо: например, небольшим колоколом,… … Википедия

Книги

  • Фауст (спектакль) , Иоганн Вольфганг фон Гёте. «Фауст» – одно из величайших произведений мировой литературы, над которым Иоганн Вольфганг Гёте работал почти всю жизнь. Фауст, стремясь познать смысл жизни, заключает союз с дьяволом,… Купить за 249 руб аудиокнига
  • Песнь торжествующего плебея , М. Веллер. Сборник избранного "Песнь торжествующего плебея" - жесткий разговор профессионала об убийстве нашей культуры, о самосожжении писателя в борьбе за совершенство, о карьерах и падениях. В книгу…

Икона "Положение во Гроб Господа Иисуса Христа" была передана храму одним из наших прихожан.

Икона XIX в. была написана на старой иконной доске с сюжетом Успения Пресвятой Богородицы. Во время удаления поверхностных загрязнений и поздних слоев живописи, в центральной части проступил слой более ранней, но практически не сохранившейся живописи.

После проведения всех необходимых реставрационных работ для иконы был изготовлен новый киот. Теперь эта обновленная святыня находится в нише центральной части храма (справа от входа).

ПРИХОДСКОЙ СОВЕТ БЛАГОДАРИТ ВСЕХ, КТО ВНЕС СВОЮ ЛЕПТУ В ДЕЛО ВОССОЗДАНИЯ И БЛАГОУКРАШЕНИЯ НАШИХ ХРАМОВЫХ ИКОН!
ОТДЕЛЬНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ рабе Божией ГАЛИНЕ ЗА ЕЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ КИОТА!

Икона "Положение во гроб" описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа. Тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский упросил у римского наместника Понтия Пилата тело Иисуса для погребения. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале, где еще никто не был положен, и привалили камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосифова смотрели, где Его полагали. Иконография "Положения во гроб" включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейского и Никодима, жен-мироносиц.

Икона до реставрации

Икона во время реставрации
Обратите внимание, что в центральной части проступил слой более ранней живописи - лик Христа.
Ранее на этой доске была написана икона Успения Пресвятой Богородицы.