Учимся легко

Учимся легко

» » Посёлок Сокол. Посёлок "Сокол" История поселка сокол

Посёлок Сокол. Посёлок "Сокол" История поселка сокол

Это первый советский жилищно-строительный кооперативов, памятник деревянного зодчества, самоуправляемая община.

8 августа 1921 года В.И. Ленин подписывает декрет о кооперативном жилищном строительстве.
Суть его: те, кто имеет средства — рабочие, специалисты, творческая интеллигенция, —
могут строить жилье сами.
В Москве к этому времени велась разработка генерального плана ее развития. Возглавили эту работу архитекторы И. Жолтовский и А. Щусев. План так и назывался: "Новая Москва".

Кооперативное товарищество "Сокол" было создано в марте 1923 года. Почему такое название — Сокол?
Дело в том, что первоначально поселок планировали строить в Сокольниках, в московской Швейцарии, как тогда называли этот окраинный район столицы. Однако изыскательские работы показали, что почва здесь для малоэтажного деревянного строительства непригодна.


Жилой дом (арх. Н. В. Марковников)

Стали подбирать другой участок. Выбор пал на восточную окраину Москвы. А поскольку к этому времени уже была изготовлена какая-то документация, имелся штамп и эмблема товарищества (летящий сокол с домиком в лапах), название его не стали менять, а лишь подсократили. И получилось — Сокол. Впоследствии Соколом будет названа станция метрополитена, а затем — и административный район столицы.

В товарищество вошли люди, в общем-то, зажиточные, так как предусматривались значительные денежные взносы: 10,5 золотых червонца вступительных, 30 — при выделении участка и 20 — при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Деньги по тем временам немалые. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет — без изъятия жилья и уплотнения его. К сожалению, норма эта не была выдержана: позже последовали и изъятия, и уплотнения…
Кто же они, первые застройщики? Сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Часть паев предназначалась для рабочих в строящихся многоквартирных домах.

В проектировании поселка участвовали выдающиеся русские зодчие А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, Н.Дюрнбаум, Н. Колли, И. Кондаков, А. Семилетов, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов. Строился поселок десять лет.


Здание территориальной общины и музея.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.
Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.
Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.
Особое внимание — поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.
Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли — под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно — по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это — рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.
Типичный дом — односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.
Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.


«Вологодская изба» (арх. братья Веснины)

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит — спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

По мере заселения домов складывалась и социально-бытовая инфраструктура поселка: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Благо этому способствовали так сказать внутренние ресурсы. В числе застройщиков были архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи, зоотехники… Такой профессионально разнообразный состав товарищества позволял большую часть вопросов решать своими силами и, конечно же, на общественных началах. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.
Корчевали пни, засыпали рвы и колдобины, в складчину закупали дрова, заготавливали овощи. Этот начальный этап в жизни поселка поистине отмечен мощнейшей энергией созидания.

Большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.

В поселке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Художники в Соколе — тема особая. Поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья, коллеги по ВХУТЕМАСу П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Часто наезжали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Целая плеяда в будущем ведущих русских художников — Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие — получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

8 мая 1935 года на поселок рухнул самолет-гигант "Максим Горький". К счастью, никто из жителей не пострадал…

В 1937 году правительственным постановлением в стране сворачивается кооперативное жилищное строительство, а уже имеющиеся строения передаются в собственность государства в лице местных органов власти. Такая же участь постигла и поселок Сокол: весь его жилой и нежилой фонд стал собственностью Моссовета.
Коснулись поселка и репрессии. Многие проживавшие в нем выдающиеся ученые и профсоюзные деятели были арестованы. На памяти старожилов и времена, когда коттеджи перепланировали (потеснитесь, мол) и приспосабливали их под коммуналки, общежития.

В начале 50-х, поселок вообще оказался на грани сноса. По соседству развернулась ударно-показательная стройка, поглотившая территорию летного поля Центрального аэропорта до самой Песчаной улицы (теперь улица Алабяна).
Поселок, говорят, спас Сталин: во время посещения стройки он якобы высказался против сноса поселка. Возможно, это легенда. И, тем не менее, красивая, спасительная.
Но по-прежнему Сокол оставался лакомым кусочком. В октябре 1958 года появилось распоряжение исполкома Моссовета о предоставление части земли Сокола (естественно, со сносом ряда коттеджей) Управлению делами ЦК КПСС. Четыре года длилось противостояние соколян с городскими властями. И добились-таки своего. Распоряжение было отменено.

Однако успокаиваться, как оказалось, было преждевременно. В кабинетах уже зрел план сноса 54 коттеджей (из 119). Определен был даже дом для отселения жильцов. Желающих покинуть Сокол не нашлось. Напротив, соколяне все как один стали на защиту своего поселка. К их голосу — не допустить разрушения поселка как единого градостроительного и архитектурного комплекса — присоединились Министерство культуры, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, союзы архитекторов, художников, ряд других организаций. Целостность поселка снова удалось отстоять. Наверное, тогда и придумали ту самую легенду, мол, сам Сталин сказал: поселок не трогать!
Более того, удалось добиться решения Мосгорисполкома о придании поселку как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Это означало, что отныне на поселок не только никто не смет посягнуть, но он всячески будет охраняться государством, в данном случае городской и районной властью.

К сожалению, ожидаемых мер по сохранению поселка-памятника не последовало. Поселок же все более терял свой первозданный вид.
К этому времени (1988-1990 гг.) Моссовет, понимая, что многие местные вопросы ему не решить без участия самих жителей, стал пропагандировать идею формирования территориального общественного самоуправления. Соколянам эта идея пришлась по душе, ведь их домком, по сути, уже был органом самоуправления. Поэтому на общем собрании 14 июля 1989 года постановили: восстановить в поселке самоуправление. Каким оно было в 20-х годах. Утвердили Устав поселка (в соответствии с Положением об общественном самоуправлении, утвержденном решением Моссовета от 22 июня 1989 года), избрали его руководящие и контролирующие органы. Основную же задачу видели в том, чтобы, воссоздав прежний вид Сокола, сохранить его как памятник градостроительства. И снова — в райисполком, в Моссовет. И получили «вольную».

Это был дар свободы. Но и бремя ответственности: не только сохранить памятник-поселок (жилищный фонд, нежилые помещения, скверы и прочее, прочее), но и обеспечить нормальный быт жителей: отопление, водоснабжение и все другое сопутствующее. Не получая при этом ни копейки из районной и городской казны.

В 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников».

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова — клёны татарские, на улице Кипренского — клёны остролистные (разновидность schwedleri), а на улицах Шишкина и Врубеля — ясени. На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные. Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями.


«Сторожевая башня» (арх. братья Веснины)


Местная школа.

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы с Москомнаследием, некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes.

В феврале 2010 года после скандала со сносом нескольких домов в московском посёлке «Речник» префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь обратился в прокуратуру для проверки законности строительства 30 новых домов посёлка «Сокол». Вскоре в посёлке состоялся митинг, на котором собравшиеся требовали сохранить исторические постройки. Ситуация вокруг посёлка «Сокол» широко освещалась в прессе, но тем не менее никакого развития она не получила, и новоделы сносить не стали.


Дом «Инь-Ян» (архитектор Владислав Платонов)


Дом-мастерская Александра Герасимова.

Поселок художников «Сокол» - необычный для современной Москвы, тихий, почти дачный, квартал. Он занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Симпатичные домики с островерхими двускатными крышами поселка «Сокол» - это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. Сегодня поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.

7 сентября 2013 года «Поселок Художников» торжественно отметил свое 90-летие. Позади осталась непростая история борьбы за выживание в условиях развивающегося мегаполиса.

Купить дом в поселке «Сокол»

Когда то в поселке преобладали три вида домов: рубленые избы в традициях русского зодчества, каркасно-засыпные дома в стиле английских коттеджей, кирпичные особняки с мансардами по немецкому типу. Сейчас значительную долю домов (более 30) составляют современные элитные особняки с участками от 8 до 16 соток .

История и проектирование

Проект поселка был разработан в соответствии с Генеральным планом «Новая Москва» 1920-х годов. «Сокол» стал одним из первых районов, соединенных с историческим центром столицы напрямую транспортными магистралями.

Ведущим архитектором поселка, а в дальнейшем и его жителем (дом № 12/24 по улице Шишкина), стал архитектор Марковников. В проекте участвовали известнейшие архитекторы: братья Веснины, Щусев, Кондаков, Павлинов, Флоренский и другие.

«Элитный» и для того времени поселок стал известен далеко за пределами Москвы. Сюда стекались делегации, приезжали экскурсии, чтобы осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры, познакомиться с воплощением современной концепции «города-сада».

Описание и архитектура «Поселка Художников»

На участках площадью 8-9 соток строились кооперативные дома, рассчитанные на одну-две семьи. Разрешено было возводить небольшие (до 70 кв.м) дома с низкими изгородями, так, чтобы сохранялась целостное восприятие общей застройки. Как правило, такие дома были рассчитаны на 3-4 жилые комнаты, гостиную, кухню и открытую террасу с выходом в сад.

Проекты отличались планировкой, количеством комнат, типами эркеров и балконов. Одинаковых домов здесь не было .

В 1928 году, когда большая часть домов была уже построена, с тем, чтобы подчеркнуть связь поселка с миром искусства, его улицам присвоили имена русских художников - Поленова, Верещагина, Сурикова, Левитана, Врубеля, Шишкина, Кипренского, Серова, Саврасова, Брюллова, Венецианова.

Каждая из 11 улиц была засажена деревьями определенной породы: на улице Шишкина росли дубы, на улице Брюллова -красные клены, на улице Сурикова - липы… С тех пор стала бытовать легенда о том, что раньше здесь жили все эти художники. В дальнейшем, декрет об образовании поселка «Сокол» c подписью Ленина да эта притча о художниках не раз служили охранной грамотой для поселка, который городские власти неоднократно готовили к сносу.

В последний раз очередной «атаке» поселок художников «Сокол» подвергся в 2010 году. Тогда Олег Митволь - борец с «самостроем», занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати «новоделов» . Они возводились на месте старых домов, которые вопреки их историческому статусу были уничтожены. Жилая площадь домов была увеличена в разы - до 500 −700 и более квадратных метров. Там, где по документам числились малогабаритные квартиры, вырастали целые особняки.

Тем не менее, «нуворишам» удалось отстоять свою собственность в поселке художников. Сейчас все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.

Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.

«Недвижимость в поселке взлетела в цене до нескольких миллионов долларов и стала фигурировать в списках самых дорогих домов по рейтингу Forbes, наряду с современными московскими особняками класса deluxe»

Возможность жить на своей земле с собственным садом в 10-15 минутах езды от центра столицы - в наше время предложение в высшей степени уникальное.

Социальный состав поселка также со временем изменился. Списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.

Меня сложно удивить, но это чувство для меня очень важно. Когда я его долго не испытываю, то мир кажется скучным, а люди – посредственными. Но прошлой осенью я открыла для себя место, о котором знала, в относительной близости от которого живу, но никогда там не была, о чем жалею. Но, к счастью, я туда попала – лучше поздно, чем никогда. Это — поселок Художников в районе Сокола, занимающий квартал в районе пересечения улицы Алабяна и Волоколамского шоссе. Всего семь-десять минут неспешным шагом от Ленинградского проспекта – и оказываешься в другом мире.

Я, конечно, знала, что поселок находится в черте города, но чтобы настолько – даже не представляла. Когда стоишь в его центре, на своеобразной местной «площади» с большой деревянной-резной детской площадкой, белыми кружевными мостиками и памятником в честь погибших на войне в палисаднике, а совсем близко возвышаются многоэтажки — дух захватывает, без преувеличения! Как будто глоток свежего воздуха в центре пустыни. Удивительно, но каждая улица здесь засажена определенным видом деревьев: клены, ясени, липы — поселок утопает в растительности. Так, на улице Сурикова растут липы, на улице Брюллова - красные клёны, на улице Шишкина - ясени.

Все улицы (кроме Малого Песчаного переулка, проходящего по его границе) названы в честь русских художников — Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина, Венецианова (это самая короткая улица Москвы, кстати), здесь как будто витает сам дух интеллигентности, дух той старой Москвы, которую мы увы потеряли.

Здорово, что эта атмосфера сохранена не только местными жителями, чаще всего потомками творческих людей, которые первоначально заселяли это место, но и жителями, вновь прибывшими. И если в 90-х сюда нахрапом пробивались свежеиспеченные нувориши, стремящиеся установить свои порядки не только в плане «понятий», но и архитектуры, понастроив безобразные дома с гигантскими заборами, то сейчас люди, способные приобрести здесь недвижимость, чаще всего просто облагораживают старые домики, сохраняя их внешний вид. И понятно, что внутри, за счет пристроек и цокольных этажей, там есть сауны, бассейны, спортзалы и бильярдные, но на внешний облик поселка это никак не влияет.

И немного истории: Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок. Основан в 1923 году. С 1979 года посёлок находится под охраной государства, как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок Сокол перешёл на самоуправление.

В проектировании посёлка участвовали знаменитые архитекторы Н. В. Марковников, братья Веснины, И. И. Кондаков и А. В. Щусев. Архитекторами была реализована популярная в то время концепция города-сада. При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения, а дома посёлка строились по индивидуальным проектам. Несколько домов возводилось по образцу русских построек XVII-XVIII веков. Особую известность получили рубленные деревянные избы братьев Весниных, построенные в стиле вологодского деревянного зодчества. Симметрично расположенные деревянные дома на улице Поленова напоминают сибирские казачьи крепости. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

Посколько в числе жителей были архитекторы, художники, инженеры, учителя, врачи, большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.

В поселке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.

В 1935 году на посёлок упал самолёт «Максим Горький». Из официального сообщения ТАСС:

«18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома произошла катастрофа. Самолёт „Максим Горький“ совершал полёт под управлением лётчика ЦАГИ т. Журова. В этом полёте „Максим Горький“ сопровождал тренировочный самолет ЦАГИ под управлением лётчика Благина. Несмотря на категорическое запрещение делать фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, Благин нарушил этот приказ… При выходе из мёртвой петли, лётчик Благин своим самолётом ударил в крыло самолёта „Максим Горький“. „Максим Горький“ стал разрушаться в воздухе, перешёл в пике и отдельными частями упал на землю в посёлке „Сокол“. При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолета „Максим Горький“ и 36 человек пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. При столкновении погиб также лётчик Благин, пилотировавший тренировочный самолёт. Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение».

Текст: Ирина Шконда.
Фото: Ze Antonio Daniel, Dave Odgers, Андрей.

Поселок художников «Сокол»

В центре Москвы можно увидеть самый настоящий поселок в деревянными домиками, утопающими в зелени. Этот островок деревенской застройки чудом сохранился в столице. Всего десять минут нужно пройти от станции «Сокол», чтобы попасть в это уникальное место – поселок художников. Здесь ощущаешь, что находишься не в огромном мегаполисе, а далеко за городом, словно на машине времени переносишься в другое время.
Деревянные дома очень разные. Одинаковых не увидишь. Улицы названы в честь знаменитых русских художников Левитана, Поленова, Шишкина, Врубеля, Кипренского, Венецианова, Сурикова. А строили его именитые архитекторы и проектировщики – Алексей Щусев, Иван Кондаков, Николай Марковников, братья Веснины.
Как же родилась идея создать такой уникальный поселок? История его возникновения началась так: в 1920-х годах в Москве строилось очень много промышленных предприятий и в столицу со всех концов России стекались работники. Быстрый рост населения привел к тому, что необходимо было жилье, а средств у руководства страны не хватало. Тогда В. И. Ленин летом 1921 года подписал особый документ – декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому все, кто имел средства, могли строить жилье самостоятельно. Вот и развернули свою кипучую деятельность по проектированию нового образа Москвы известные архитекторы. Историки отмечают, что началачь эра бумажного строительства. В своем плане «Новая Москва» группа архитекторов И. Жолтовский и А. Щусев решили связать центр города с его окраиной. Они предлагали вдоль Московской окружной железной дороги посторить целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады. Неслучайно поэт Владимир Маяковский (1893-1930) написал: « Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть». В то время идея города-сада была очень популярна по всему миру. Принадлежала она английскому архитектору Э. Говарду (1850 -1928), который считал, что город с многоэтажными домами давит на человека, нужно быть ближе к природе, застраивать территории невысокими домами с приусадебными участками. В нашей стране поселок «Сокол» стал первым и единственным воплощением этой идеи в жизнь.
Так, образованный в 1923 году кооператив, куда вошли представители из разных слоев населения, должны были получить землю под строительство поселка в районе Сокольники. Однако земля там оказалась малопригодна для такого проекта. Поэтому выделили участок на восточной окраине Москвы: между селом Всехсвятским (от названия храма Церковь Всех Святых, возвышающегося и ныне на Песчаной площади) и станцией Серебряный Бор Московской окружной железной дороги. Не необходимые для строительства документы уже был поставлен штамп с эмблемой товарищества (летящий сокол с домиком в лапах). Название чуть сократили. Получилось - Сокол. Так же впоследствии назвали станцию метрополитена, а затем - и административный район столицы. Вот такое интересное происхождение названия района Сокол.

Каким же архитекторы представляли себе город-сад? Кстати, в подготовке проекта участвовали помимо именитых русских зодчих А. Щусева, братья Весниных, Н. Марковникова, Н.Дюрнбаума, Н. Колли, И. Кондакова, А. Семилетова, и художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, и живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, и скульптор И. Ефимов. Они стремились к одной цели: создать на не очень большой территории впечатление пространственного величия поселка. Поэтому улицы здесь так причудливо изгибаются, то визуально удлинятся, то, к удивлению, кажутся короткими, растворяются в зелени. Например, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, и воспринимается как бесконечная. А если встать на поворотной улице, то дома словно вращаются.
Названия улиц - (по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся, а изначально они были такими: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.
Теперь расскажем о самих домах. Они построены в разных архитектурных стилях: здесь стоят избы с широкими свесами (т. е. частями крыши, которые выступают за линии стен домов), избы-башни (как отмечают специалисты по истории архитектуры, образ сибирских казачьих крепостей), кирпичные дома с мансардами по типу особняков.
Кроме экспериментальных архитектурных решений, использовались и новые материалы (например, спрессованная с цементом древесная стружка - фибролит) и новые технологии (новая конструкция фундамента – бетонная чаша).
Тщательно был продуман план озеленения: внутри кварталов расположены скверы, парки, широкие зеленые посадки вдоль улиц. Породы деревьев подбирались по-особому: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. Здесь высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Огораживает территорию поселка невысокий забор из штакетин, накрываемых слегой-крышей. Завершают образ мелкие детали – уличные фонари, скамейки.
Строительство поселка продолжалось десять лет.

Как жили соколяне? Поселок заселялся представителями разных профессий. Среди них: архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи … Когда возникали трудности, связанные с обустройством быта, их разрешали все вместе, сообща. Основной принцип жизни соколян звучал так: от каждого по способностям. Так, со временем в поселке появились магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр.
Воспитанию детей здесь уделялось большое внимание. Были построены спортивные площадки, действовал свой, в летнее время, пионерский лагерь. Развивать художественные и музыкальные способности можно было в мастерской скульптора Н. Крандиевской, в домашней школе графики П. Павлинова, в школе музыки А. Шимановского.
Старожилы поселка до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.
Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Конечно, поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья: П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Бывали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Как отмечают историки искусства, целая плеяда в будущем ведущих русских художников - Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие - получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

Кроме художников, среди жителей поселка были и секретарь Л. Н. Толстого В. Г. Чертков, ветераны революции и гражданской войны. Многие жили, не только одни художники. Поэтому его можно назвать, скорее, поселком ученых.
Для того времени он был «элитным». Осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры приезжали делегации, экскурсии.

На протяжении существования «Сокола» не раз приходилось его жителям вставать на защиту своего поселка: в 1930 годы, когда он перешел в собственность Моссовета, в 1950 годы, когда власти хотели снести его.

В последний раз он подвергся очередной «атаке» в 2010 году. Олег Митволь, занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати новых домов. Они возводились на месте старых домов, уничтоженных. Жилая площадь домов была значительно увеличена, выросли целые особняки.

В настоящее время все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.
Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.
Со временем списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.

СПРАВКА:
Поселок художников «Сокол» занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. В настоящее время поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.
Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году. Он находится в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина, дом 1. В музее имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка.