Учимся легко

Учимся легко

» » Что отрицает базаров нигилист. Что такое нигилизм? Взгляды Базарова

Что отрицает базаров нигилист. Что такое нигилизм? Взгляды Базарова

Иван Тургенев принадлежит к категории писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы. Самым известным из крупных его произведений является роман «Отцы и дети», который спровоцировал бурную полемику в обществе сразу же после выхода в свет. Тургенев предвидел такую реакцию читающей публики и даже желал ее, специально посвятив отдельное издание Белинскому (тем самым бросая вызов либеральной интеллигенции): «Не знаю, каков будет успех, «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение» — писал автор в своем дневнике 30 июля 1861 года. Именно главный герой и его воззрения вызвали ожесточенные споры среди современников Тургенева.

Основная идея многих романов Тургенева – выражение особенностей времени через типические характеры. В центре внимания оказывается тот общественно-исторический тип, который представляет динамическое начало эпохи. Герой приходит в традиционное консервативное общество и разрушает его стереотипы, оказываясь жертвой той миссии, что возложена на него в силу обстоятельств. Его историческая задача – поколебать устоявшуюся рутину жизни, привнести новые веяния и изменить существующий уклад. Базаров – разночинец (из семьи обыкновенного сельского доктора), который поднимается вверх по общественной лестнице благодаря своим интеллектуальным способностям и личным достижениям, а не титулу, происхождению или богатству. Таким образом, конфликт в романе можно обозначить, как «разночинец в дворянском гнезде», то есть противопоставление человека труда праздному дворянскому обществу. Такой герой всегда одинок, путь его мрачен и тернист, а исход непременно трагический. Он один не может перевернуть мир с ног на голову, поэтому его благие намерения всегда обречены, он, казалось бы, беспомощен, бездеятелен, даже жалок. Но его миссия заключается в том, чтобы вырвать следующее поколения из омута равнодушия дедов, из их нравственного и умственного застоя, а не изменить свое поколение в одночасье. Это же реалистический роман, сюжет развивается по законам самой жизни.

Если Базаров — носитель исторического прогресса, почему же он все подряд отрицает? Кто такой нигилист? Нигилизм – это мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. Герой отрицает даже любовь, поэтому его нигилизм можно назвать гротескным. Тургенев намеренно сгущает краски, чтобы усилить драматизм произведения и провести Базарова через «медные трубы» — взаимное чувство к Одинцовой. Так он проверяет героя (это его излюбленный прием) и дает оценку целому поколению. Несмотря на свое тотальное отрицание, Базаров способен испытывать сильную страсть к женщине, он — настоящий, его порывы и мысли естественны. В отличие от второстепенных героев, которые фальшивят и прикрываются нигилизмом, чтобы произвести впечатление, Базаров искренен и в ненависти к старым порядкам, и в любви к Одинцовой. Он противоречит себе, влюбляясь, а открывает новые грани существования, познает полноту его. Проверку он прошел. Даже Тургенев (дворянин, чиновник, представитель более консервативного лагеря, чем Белинский, например) проникся симпатией к своему герою.

Так автор писал о Базарове: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». То есть, в понимании Тургенева нигилист – революционер, человек, противопоставляющий себя существующему общественному порядку. Герой действительно отвергает утвержденные и освященные государством институты и идейные концепции. Он – материалист, который ставит себе цель служить прогрессу общества и по мере сил очищать его от предрассудков. И впрямь революционный подвиг! Базаров обрекает себя на непонимание и одиночество, вызывает в людях страх и отчуждение, а свою жизнь ограничивает службой. То, что он так настойчиво все отрицает – лишь отчаянный протест человека, который «один в поле воин». Излишний радикализм подобен громогласному крику вопиющего в пустыне. Только так его услышат, только так его поймет следующее поколение. Ему предстоит воплотить все то, что не успеет сделать Базаров. Как и подобает миссии, он умрет молодым, оставляя своеобразных «апостолов» насаждать новые идеи и вести людей к будущему.

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен

против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева,

написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но

оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не

отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность

вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это

произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа

1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в

управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая,

вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой,

революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали

является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров.

Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих

классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть

отрицания.

Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что

относится к минимальным потребностям человека и к познанию

природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на

вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не

храм, а мастерская, и человек в ней работник".

самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не

борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта

нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все

равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих

убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных

ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей

одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем

раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о

его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к

материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта -

признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей

Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность

"романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей.

"Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит

Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели

и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над

Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по

инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное

незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал

скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями

Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что

произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на

любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение

упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям.

Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.

Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и

заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие

ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о

которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и

доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть

учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться

на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,

допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к

Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами

героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался

бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению

Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело...

Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает.

Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и

максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден

благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного,

мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным

поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений

типичен для этого поколения, как любой умный разночинец,

стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства.

Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он

призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно

верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных

людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в

этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать.

Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам,

а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего.

Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих

далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим

необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм

незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как

средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть

вперед и подумать, куда же оно идет.

БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ

Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболее

ярко - это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение по

роману Ф.М. Достоевского "Преступление и Романы, в которых

появились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах.

Непростое это было время. С одной стороны - подготовка и проведение

ряда реформ, обещание царем конституций, с другой - разочарование

реформой 1861 года, распространение социалистических идей и

неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было

время надежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивой

обстановке и родились такие герои, как Базаров и Раскольников.

Стиль их создателей, Тургенева и Достоевского, различен, и это

определяет различие в способах изображения этих образов. Если в

"Отцах и детях" мы постигали Евгения Базарова в основном по его

словам и поступкам, то Раскольникова в романе Достоевского - в

большей мере по его душевным переживаниям, мыслям. Мысль

первична, слово вторично, и поэтому образ Родиона Романовича более

живой, ясный и, самое главное, более глубокий.

Что роднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодые

люди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее.

Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольников

испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей.

Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это

чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы,

только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости

от чужого влияния, а Раскольников к власти.

Оба идут по жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам,

так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей.

Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.

Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не

бросается сразу в глаза.

Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и

сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь ("Не

богам же, в самом деле, горшки обжигать!"), а у Раскольникова это

составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко

и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории

Раскольникова - признание права сверхлюдей на преступление во имя

некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На

основе этих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарно

материалистическими и безнравственными, а Раскольникова -

откровенно фашистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по

совести, ведь нельзя назвать Евгения безнравственным человеком. Его -

да, а если на месте Базарова был другой? Жить по совести, а не по

законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас,

реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть?

Позволила же она Раскольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о

какой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам

скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения выглядят

не такими страшными, как могут, лишь благодаря чистоте души того,

кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле,

Раскольникову нет.

Программы двух героев близоруки. Далеко им можно уйти без каких-

либо ценностей? Что будет делать Родион Романович со своей властью,

на что она ему, конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет у

обоих положительной программы: их идеи базируются на отрицании

и Раскольников - нигилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева:

он, по словам одного критика, изобразил не только идеи нигилизма и

его трагедию. Раскольников и есть ее жертва. Не случайно и Иван

Сергеевич "умертвил" своего героя: скорее всего, он не видел будущего

за нигилизмом.

Базаров и Раскольников - бунтари, только бунт у каждого из них свой:

у первого - революционный, у второго - личностный. Революционность

взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест

происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного

состояния самого общества. Евгений Васильевич уверен, в

необходимости его изменения. Бунт Раскольникова же вышел из

нищеты и самолюбия, он пошел не против устройства общества (какое

ему дело до "муравейника"!), а против угнетенности личности и души.

Поэтому его бунт - индивидуалистический.

Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаров

умер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом

"Отцов и детей" Тургенев хотел показать несостоятельность

революционного бунта (либерал!), а Достоевский в своем романе -

пагубность любого бунта, связанного с насилием, вообще тем самым

призывая к соблюдению покорности. Безусловно, здесь есть доля

истины: последствия таких протестов могут оказаться очень

печальными.

Базаров презирает, а Раскольников просто ненавидит окружающих

людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы,

одиноки, несмотря на то, что есть товарищи, родители. Родион

Романович к тому же просто "задавлен бедностью", что делает его

совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: у

Базарова - когда он полюбил Одинцову, у Раскольникова - когда он

делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешало

этим двум людям оставаться в таком состоянии жизни навсегда?

Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в упрямство

и фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту

построенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долго

нормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступление с

точки зрения теории. Пагубные идеи убивали и в том, и в другом

любовь, а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своих

убеждений и умер. Раскольников же раскаялся и "ожил".

На примере героя "Преступления и наказания" мы видим, что делает с

человеком ненависть, озлобленность. Базаров вложил свою душу в

познание природы, а Раскольников, обладая способностями к учебе,

даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь

уроками. Базаров полюбил Анну Сергеевну, Раскольников же, пока не

раскаялся, не полюбил Сонечку и не мог, даже если бы хотел этого.

Ненависть (в сочетании с нищетой и порожденная ей) отнимает у

человека способность жить в обществе, стремление и любовь к жизни

вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.

Еще один пункт, по которому можно сравнить два данных образа, надо

выделить особо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей,

их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному

Мнение Базарова по этому вопросу неясно. С одной стороны - его

важнее материальных. С другой стороны - его полное неприятие

искусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах.

Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признает

само духовное.. В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся

на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что

привело его в замешательство, чуть ли не в испуг. Базаров не выпутался

из этих противоречий и умер. (Я очень часто ссылаюсь на его смерть,

так как считаю этот факт глубоко символичным).

Раскольников пренебрег нравственными принципами и пошел на

преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали,

все поступались и таким образом выживали. В душе Раскольникова

произошел раскол, борьба двух мнений:, с точки зрения разума,

расчета, теории, преступление было оправданным, с точки зрения

морали - нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с

позиций нравственности, и это вернуло его к жизни. (Мы принимаем

Раскольникова таким, каким он изображен Достоевским. В

действительности, образ этого человека в эпилоге далеко не

правдоподобен).

На примере двух литературных героев - Базарова и Раскольникова - мы

видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от

безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской.

Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этого

явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и

очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме

каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он

усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более

широкий подход к ней (Катерина в "Грозе"). За все это сильно

доставалось Писареву и другим теоретикам нигилизма в полемике с

Достоевским. Несомненно, у этого течения есть положительные черты,

как, например, отношение к общественному устройству, старой морали,

но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают

взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба

оказываются в противоречии и т.п. Но есть и различия, в основном

обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в

Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство

справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове.

Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и

жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и

порицание, а сочувствие - сочувствие к трагической судьбе обоих. У

них есть чему поучиться: у Базарова - силе воли, стремлению к

познанию, у Раскольникова- способности проявлять благородство и

сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Цели романов "Отцы и дети" и "Преступление и наказание" были

разные, но была одна общая - обличение пороков антигуманных форм

общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи

сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым

внеся большой вклад в дело гуманизма.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.

Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.

Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

В жизни Базарова появилась Анна Одинцова. Базаров сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», - впечатлен Евгений. Позже герой осознает, она – особенная. Ему нравится её присутствие, её близость к нему делает его счастливым. Сам того не замечая, Базаров всеми силами пытался произвести на неё впечатление, но отрицал свои чувства, закрывался грубостью. Евгений начал постепенно меняться, злиться, тревожиться. Придерживаясь ранее теории «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – отвернись». Но, несмотря на то, что от Одинцовой было трудно добиться толку, он не мог отвернуться. При воспоминаниях о ней он невольно осознавал «романтическое» в себе. Его борьба с чувством проходила безуспешно. Любовь не могла долго томиться в его душе, требовала признания. «Я люблю вас, глупо, безумно», - задыхаясь, не справляясь с потоками страсти, молвит герой. Анна Сергеевна не способна была любить, Базаров не получил отдачи и бежал в родительский дом. Даже не от Одинцовой, а от самого себя.

Евгений все-таки сильная натура, он не раскис, но разочаровался в теории. Вед то, что он отторгал и презирал, завладело им. Герой понимает, что любовь выше, сложнее теорий, не подчиняется законам физики. Это говорит о несостоятельности нигилизма. Именно любовь привела к кризису взгляды и отношение Базарова к жизни. Неспособность любить Одинцовой, необходимость переосмысления своих ценностей и принципов привели к тому, что герой трагически погибает, ведь это единственный способ достичь спокойствия в полной мере.

И.С. Тургенев показывает, что невозможно бесследно отрицать то, что является основой существования человека. Духовное начало берет верх. Чувства, рождающиеся в душе даже самого ярого нигилиста, способны погубить любые устои и идеи. Настоящие ценности нельзя презирать, как бы люди ни старались это сделать. Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение

    Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.

  • История создания повести Пиковая дама Пушкина

    Вообще, «Пиковая дама» одно из известнейших произведений А.С Пушкина, стоит она в одном ряду с «Онегиным», «Русланом и Людмилой» и другими замечательными его произведениями.

  • В своём рассказе «Тихое утро» Казаков повествует о дружбе двух мальчишек из разных социальных слоев, о взаимопомощи. Ю.П. Казаков рассказывает о деревенской жизни и показывает нам насколько разное деревенское и городское население.

  • Сочинение по повести Гранатовый браслет Куприна

    Повесть Куприна «Гранатовый браслет» по праву считается одним из самых романтичных и печальных произведений русской литературы. Символические образы, которые автор отображает через своих героев

  • Сочинение Римский в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    В московских главах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» финдиректор московского Варьете Римский Григорий Данилович представлен в ряду второстепенных персонажей

Цели уроков: познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся зачитывают все варианты определений понятия «нигилизм». При необходимости учитель дополняет ответы:

Нигилизм - это...

- (от лат, nihil - «ничто») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)

- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)

- «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)

- «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин... приравнивал нигилизм к скептицизму. (М. Катков )

2. Проверка заполнения таблицы. Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.

3. Вывод и ответ на вопрос:

(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)

II. Работа по тексту романа

Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.

Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует?

(В первой сцене, происходящей за утренним чаем, принимают участие братья Кирсановы и Аркадий. Именно здесь впервые прозвучало слово «нигилист», не на шутку встревожившее старшее поколение, обозначавшее критическое отношение ко всем существующим «авторитетам» и «принципам» («нигилист - это человек, которые не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».)

С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?

(Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов и их ошеломляющее воздействие на отца и дядю. Они же переживают подобное состояние именно от осознания всего услышанного. Для Павла Петровича нигилист - это, прежде всего, тот, кто «не склоняется» ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены «существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Таким драматическим выводом Павел Петрович завершает свой разговор с молодым реформатором.)

Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.

Как изменяется разговор с появлением Базарова?

(Говоря о непризнании авторитетов, Базаров корректирует недавнее высказывание Аркадия о нигилисте смягчает его, допуская для себя признание того, что сочтет «делом». Но даже при таком раскладе он остается верен своим убеждениям. Если что-то Базаров и склонен принять, то только лишь пропущенным через собственное «я»: «мне скажут дело, я соглашусь...», - т. е. во главу угла ставится исключительно личный опыт, а не то, что выверено временем, является авторитетным и общепринятым.)

Комментарий учителя.

Две недели спустя в прямой «схватке» с Павлом Петровичем Базаров открыто заявит своему оппоненту можно обойтись и без «логики истории», иначе, без знания объективных закономерностей общественного развития без включенности в общий процесс исторического времени, с тем, чтобы обрести свое место в поступательном движении истории.

Однако всеобщее отрицание тургеневского героя не было стихийным и тем более бесцельным. Оно имело конкретное историческое обоснование, обусловленное противостоянием «новых» людей дворянскому аристократизму. Связывая единственно с ним тяготы русской жизни (не случайно тургеневский роман открывается картинами предреформенной деревни), демократический герой, естественно, не желает иметь ничего общего с наследием «отцов».

(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)

Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?

(Пронзительно страшное запустение во всем: «Церкви... с отвалившеюся кое-где штукатуркой… с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами»; «как нищие в лохмотьях... придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы»; «мужички... все обтерханные, на плохих клячонках»… в церквах, природе, людях, животных, кладбищах... Какая-то всеохватная «обтерханность»! А еще все вокруг необыкновенно уменьшенное, ничтожное, недужное. Причем «ничтожество» и «недуг» выступают в описании крестьянской жизни тесно связанными: «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики». На фоне болезненно измельченного деревенского мира единственное, что впечатляет своими размерами, это «зевающие воротища» молотильных сарайчиков «возле опустелых гумен».)

Какова роль третьей сцены?

(В третьей сцене «схватки» - героев особенно резко обозначились конфликтообразующие стороны, представленные двум диаметрально противоположными общественными сознаниями - демократическим и либеральным: «лекарь» против «аристократишки» и наоборот. Базарова глубоко раздражают рассуждения Павла Петровича об исторической роли английской аристократии, о чувстве собственного достоинства, долге, уважении к личности.)

III. Слово учителя

Базаров - умный и глубокий человек. Его нигилистическое сознание во многом проистекает из присущего ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть все: «пошлость», «доктринерство», «недостаток в честных людях», бесконечные толки о парламентаризме... но где нет главного - «дела». Отрицая все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта Базаров ничего не может предложить взамен, кроме неистового желания разрушить по его твердому убеждению, старое, отжившее. В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как отсутствует опора в прошлом и видение перспективы будущего.

IV. Аналитическая беседа

Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.

Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?

(Теперь герой воспринимает мир не как естествоиспытатель, а внутренним зрением, «глазами души». В таком состоянии он перестает быть зависимым от власти идей, становится, благодаря собственной духовной мощи, для них неуязвимым. Базаров убеждается, что помимо выбранной им цели -отрицания старого жизнеустройства - и движения к ней, в жизни человека есть ценности более важные и необходимые для сохранения и развития самой человеческой жизни. Одна из них - способность видеть мир единичным, неповторимым и принимать этот мир в его же самозначимости. Это открытие стало для Базарова основанием глубокого духовного кризиса, представившего его уже не героем цели, а рефлектирующим героем.)

Можете ли вы привести примеры проявления «обновленного» Базарова?

(Базаров рассказывает Аркадию о «той осине» из детства, воспоминания о которой живы и дороги ему. Ему хочется, чтобы его воспринимали не как «государство какое или общество», т. е. что-то обезличенное, но в отдельности, выделенности из общего. Больше того, прежде воспринимавший человека как слаженный биологический организм, он неожиданно соглашается с мыслью о том, что всякий человек - загадка».)

В чем выражается духовный кризис Базарова?

(Остро сознающий личное«я», Базаров болезненно переживает конечность своего существования на фоне вечного бытия природы. Прежде такая знакомая и полезная («Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), она начинает вызывать у Базарова глухое раздражение и горькие раздумья о собственной ничтожности и оставленности в огромном мироздании («Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет...»), о своей временности и случайности в общем потоке времени, где, по словам героя, «меня не было и не будет». Он не может смириться с мыслью о том, что человек перед вечностью это всего лишь «атом», «математическая точка». И потому говорит о жизни как о «безобразии». В таком состоянии трудно думать о каких-то Филиппе или Сидоре, которые придут после тебя, ушедшего навсегда, тем более посвятить им свою «мгновенную» жизнь.)

Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?

(Неизбывная тоска Базарова от осознания краткости человеческого бытия напрямую связана с мироощущением самого Тургенева, «трагической установкой духа» писателя.)

Какой выход для человека предлагает Тургенев?

(Один выход Тургенев описал в «Записках охотника» - раствориться в природе, войти в стихийное течение жизни. Но Тургенев не мог привести своего героя к «жизни безличной»: у автора «Отцов и детей» была другая установка.

По мысли писателя, чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной жизни природы, человек должен, несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью, сохранить в себе «огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неудержимо летящую вперед. Но не на ту, с какой сравнивает Базаров Аркадия, стремящегося к «гнезду», к обыкновенному человеческому существованию, покою, уюту.)

V. Итог урока

Базаров - бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Путь к цели Базарова - «горькая, терпкая, бобылья жизнь» - это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух, личности, внутренне свободной. Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание

Подумать над вопросом: почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?

Замысел романа Тургенева "Отцы и дети" появился у автора в 1860 году, когда он отдыхал летом на острове Уайт. Писатель составил список действующих лиц, среди которых был и нигилист Базаров. Характеристике этого персонажа и посвящена данная статья. Вы узнаете, действительно ли Базаров - нигилист, что повлияло на становление его характера и мировоззрения и каковы положительные и отрицательные черты этого героя.

Первоначальная авторская характеристика Базарова

Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает "художественного элемента". Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей - "бесплоднейший субъект". Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и "художественного элемента". Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.

Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов

Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, - типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.

Революционность мировоззрения Базарова

Тем не менее в произведении критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда "только болтать" о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.

Отрицание Базарова

Тургенев, воплощая прогрессивные черты молодежи в образе Евгения Базарова, как отметил Герцен, проявил некоторую несправедливость в отношении к опытному реалистическому воззрению. Герцен считает, что Иван Сергеевич смешал его с "хвастливым" и "грубым" материализмом. Евгений Базаров говорит, что придерживается во всем отрицательного направления. Ему "приятно отрицать". Автор, подчеркивая скептическое отношение Евгения к поэзии и искусству, показывает характерную черту, свойственную ряду представителей передовой демократической молодежи.

Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров - нигилист. Он придерживается веры только в науку - физиологию, физику, химию - и не приемлет все другое.

Евгений Базаров - герой своего времени

Иван Сергеевич Тургенев создавал свое произведение еще до отмены крепостного права. В это время в народе все нарастали революционные настроения. На первый план были выведены идеи разрушения и отрицания старого порядка. Теряли свое влияние старые принципы и авторитеты. Базаров говорит, что теперь полезнее всего отрицать, поэтому нигилисты и отрицают. Автор видел Евгения Базарова героем своего времени. Ведь он является воплощением этого отрицания. Однако нужно сказать, что нигилизм Евгения не имеет абсолютного характера. Он не отрицает того, что проверено практикой, опытом. В первую очередь это относится к труду, который считает призванием каждого человека Базаров. Нигилист в романе "Отцы и дети" убежден, что химия является полезной наукой. Он полагает, что в основе мировоззрения каждого человека должно лежать материалистическое понимание мира.

Отношение Евгения к псевдодемократам

Иван Сергеевич не показывает этого героя как лидера губернских нигилистов, какими являются, например, Евдокия Кукшина и откупщик Ситников. Для Кукшиной отсталой женщиной является даже Евгений Базаров понимает пустоту и ничтожество подобных псевдодемократов. Их среда чужда ему. Тем не менее Евгений скептически относится также и к народным силам. А ведь именно на них возлагали главные надежды современные ему революционные демократы.

Отрицательные стороны нигилизма Базарова

Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.

Тем не менее, как заметил К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый-демократ, в образе Базарова автор воплотил лишь намечавшиеся в то время черты типа, который проявил при всех "второстепенных недостатках" сосредоточенную энергию. Именно благодаря ей русскому естествоиспытателю удалось в короткое время занять почетное место как у себя дома, так и за границей.

Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.