Учимся легко

Учимся легко

» » Колдуй баба, колдуй дед: страны, где колдовство - это норма. Колдуй баба, колдуй дед: страны, где колдовство - это норма Колдуй баба дед

Колдуй баба, колдуй дед: страны, где колдовство - это норма. Колдуй баба, колдуй дед: страны, где колдовство - это норма Колдуй баба дед

В дни чемпионата мира в ЮАР осьминог Пауль, предсказавший множество исходов, в том числе и итоговую победу Испании, стал самым популярным животным на Земле. Такого внимания несчастное головоногое не пережило – и уже осенью тихо скончалось в возрасте двух с половиной лет в аквариуме "Центра морской жизни" Оберхаузена.

Честно говоря, чемпионат мира мне порядком надоел, - говорил Пауль в интервью одному моему коллеге в июле 2010-го. - Думал, что все это безумие кончится после Euro-2008, но, увы. Теперь я, похоже, обречен исполнять роль шута до конца своих дней. Знаете, в последнее время все мои три осьминожьих сердца посещают дурные предчувствия. Немного мне осталось.

Как видим, бедный Пауль оказался прав и, вопреки обещаниям его хозяев, так и не увидел свободных вод океана. Зато оставил неизгладимый след в истории, и уже после него появилось множество подражателей: свиньи, обезьяны, попугаи, крысы. Все что-то предсказывали и все преподносились миру в качестве оракулов.

Потребность в волшебстве заложена в людях с детства, - считает постоянный эксперт "СЭ-Воскресенья", врач-психиатр из института Сербского Тимур Ненашев . – Футбол – игра, а в любой игре должно быть место чудесам. История с осьминогом, равно как и с его продолжателями-подражателями – как раз прямое тому доказательство. Почему люди с такой легкостью приняли "осьминожью магию"? Потому что она разнообразила пафосную серьезность такого события, как чемпионат мира.

Попытки применить сверхъестественные силы в футболе предпринимались и до, и после знаменитого осьминога.

Накануне того же чемпионата мира-2010 ФИФА направила организаторам письмо, в котором предупредила о недопустимости проведения африканских магических ритуалов во время проведения турнира. Формальным поводом послужил инцидент в Свазиленде, где футболисты испортили поля главного стадиона страны, закапывая в дерн амулеты и обереги, а также опаливая эти места огнем. В Африке черная магия с ее непременными талисманными атрибутами – обычное дело. Все помнят успех сборной Сенегала на ЧМ-2002 и группу мужчин с бубнами и амулетами на трибунах. Говорят, в бюджетах большинства африканских футбольных клубов даже есть особая статья расходов на колдовство (формальным языком это зовется "психологическая подготовка"), и спонсоры всегда щедро оплачивали услуги шаманов. А самые лучшие африканские футболисты, переходя в европейские клубы, приносят свои традиции и в Старый Свет.

FOOTBALL TEAM USING VOODOO по mbalekin

Порой, правда, колдовство приводило к трагическим последствиям. Так, например, в 2008 году английская Daily Telegraph написала о печальном инциденте, который случился в Демократический Республике Конго в городе Бутембо. Вратарь команды "Ниуки Систем" начал колдовать прямо во время игры с клубом "Сокозаки", что спровоцировало сначала драку между футболистами, а потом – и беспорядки на трибунах. В результате все переросло в общегородские погромы, полиция применила специальные средства, и погибли 13 человек.

Совсем серьезно дела обстоят на Гаити, где живут колдуны Вуду. Как известно, с ними шутки плохи, поэтому вся страна относится к данному культу с большим уважением. В 1996 году команда "Расинг" из города Гонаив стала чемпионом страны, однако по заказу кого-то из конкурентов в одну из ночей колдун Вуду окропил двери клубного офиса кровью черного петуха, и "Расинг" не мог ничего выиграть в течение 12 лет. Проклятье удалось снять лишь в 2008 году, когда команда вновь стала чемпионом. Может, нашелся еще более могущественный чародей?

Часто за колдунов Вуду выдают себя обычные проходимцы, предлагающие болельщикам за 10 - 20 евро совершить обряд во славу их любимой команды. Во время крупных турниров таких "магов" хватает во всех городах. В Испании в дни чемпионата Европы 2008 года "наборы Вуду" продавались во всех крупных супермаркетах. Что любопытно, одна из куколок, которую нужно было колоть иголкой, была одета в форму сборной России.

Впрочем, есть и магия другого рода. В частности, в интернете можно найти множество объявлений по типу "потомственная ведунья предсказывает исходы футбольных матчей", или "приворожу футболиста", или "самый сексуальный футболист, подходящий для тебя" ну и все в таком духе. Раз предложения много, значит, есть и спрос – во всяком случае, услуги гадалок стоят недешево.

А есть и такая вещь, как сновидения и их толкования. Вот что, например, говорит сонник старика Фрейда: "Если во сне вы играете в футбол - вы привыкли манипулировать людьми и совсем не думаете о том, что это не всегда может нравиться окружающим. Если для вас важно то, как к вам будут относиться люди, которых вы считаете своими друзьями, то нужно изменить свое поведение. Наблюдать за тем, как кто-то другой играет в футбол, - не придавайте столь большого значения чужому мнению. Наверняка вы и сами не раз убеждались в том, что чужое мнение не всегда бывает верным".

Или вот еще версия. "Играть самому: будут споры из-за имущества, денег, дивидендов".

Что ж, как видим, загадочное и необъяснимое занимает в футболе важное место. Кто-то это назовет волшебством, кто-то – суеверием. Как бы там ни было, без всего этого было бы намного скучнее.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ


Помню, давным-давно моя бабушка Мария рассказывала мне о магических ритуалах: «Чародейством заниматься можно только ночью. Ведь когда солнце на небе, ворожки силу утрачивают…» Бабушка Мария была ровесницей ушедшего столетия. Она и сама ворожила, знала заклинания на все случаи жизни. Ведь во времена ее детства и юности, в 1910-1920-х годах, еще сохранялись древние обычаи и обряды, и не только где-то в высокогорьях Карпат, но и в Центральной Украине.

Неправильное время


Но, как оказалось, до сих пор на Украине многие практикуют ворожбу, так сказать, бытовую белую магию, направленную против темных сил. Впрочем, если верить слухам, не перевелись здесь и настоящие черные ведьмы, насылающие на людей болезни и даже смерть.

Один случай произошел в городке Б., что недалеко от Киева. По вполне понятным причинам название городка мы опускаем. Жили-были, как говорится, муж с женой. Двадцать лет прожили. Двух дочерей на ноги поставили… Но что-то у супругов не заладилось, может, за столько-то лет надоели они друг другу. И тут муж (седина в бороду, бес в ребро) встретил молодую женщину. Был он хозяйственным и непьющим, вот одинокая соперница и увела мужика. Жена слегла от горя, но потом по совету знакомых обратилась к одной бабке. Та слыла настоящей ведьмой, говорили, что и болезнь могла наслать, и жизнь испортить, но и привораживать умела.

Ведьма взяла деньги и принялась за дело. Понятно, что напоить мужа-беглеца приворотным зельем было трудновато. Поэтому ворожея начала следить за мужиком и в один из солнечных дней, прошептав заклинание, наступила на его тень – говорят, это верный способ удержать любимого. Чтобы закрепить действие чар, ведьма принесла во двор брошенной жены рака и закопала его в землю, опять же со специальным заклинанием. Рак, как известно, пятится назад, вот и неверный муж погуляет-погуляет, да и вернется под родимый кров. Кроме того, старуха велела несчастной жене проткнуть сердце крота, которое принесла с собой. Муж, по словам колдуньи, теперь должен был снова слепо, как крот, влюбиться в оставленную жену.


Но прошел месяц-другой, а на мужа все эти колдовские штучки не действовали. Видать, он по-настоящему полюбил молодую. А может, та была более сильной колдуньей, чем старая бабка… Стало ясно, что без приворотного зелья не обойтись. И ведьма нашла человека, который согласился помочь и сумел на одном застолье подлить зелье неверному мужу. А вскоре после застолья муж помер. Позже ведьма призналась бедной вдове, что колдовала над зельем в ночь с понедельника на вторник, а это ворожба не на приворот, а на ненависть и смерть. Говорят, приворотное зелье нужно варить в полночь из сока первоцвета, вербены и черники, мха и пшеницы, меда и листьев клевера. Человеку, которого хотят приворожить, дают буквально несколько капель такого отвара.

Чтобы зубы не наставляли…

А можно ли узнать, есть ли неподалеку от вас ведьма или колдун? В народе утверждали, что можно. Один способ – с помощью творога. В последний день Масленицы нужно взять кусочек творога, обернуть его в полотно и три ночи держать сверточек за нижней губой. Потом высушить, завязать в узелок и носить с собой как оберег. Ведьма сама должна прийти и попросить творога.

Другой способ состоит в использовании пепла из купальского костра. Пепел от погасшего костра нужно собрать в тряпочку и быстро уйти не оглядываясь. На следующий день ведьма придет и попросит у вас огня. Вообще, пепел из купальского костра хорошо закопать перед порогом дома, припрятать у входа в квартиру: это верное средство для отпугивания ведьм и колдунов.

А вот ведьмы избавлены от необходимости искать злодея в своем окружении. Они и так всех видят насквозь. А чтобы колдовская сила не иссякла, они пересыпают свою одежду пеплом от веток ясеня. Такая одежда делает их почти неуязвимыми.


Но что же делать, если вы вдруг поняли, что ваши соседи – сплошные ведьмы и злые колдуны? Как защититься от них? Самый простой способ – встать ночью на пороге своего жилища, посмотреть в сторону «вражеского объекта» и сказать:

Ночь темная, ночь тихая,
Сидишь ты на коне буланом,
На седле соколином,
Закрываешь ты засовы и двери,
Церкви и монастыри!
Закрой же моим врагам
Губы-губищи,
Щеки-пращеки,
Очи-праочи,
Чтобы они на меня,
Рожденного и крещеного (назовите тут свое имя),
Зубы не наставляли,
Очей не пялили,
Гнева в сердце не имели,
Чтобы всех уважали
И добрые мысли имели.

Заверчу, закручу!

Но поговорим о белой магии. Есть ведь ворожеи, которые лечат людей и творят добро. Помолившись (обычно Николаю Чудотворцу), ворожея приступает к лечению. При болях в суставах и сухожилиях, нарывах, бородавках, опухолях обычно проводится обряд «выгрызания» недуга. Больное место слегка обкусывается зубами, при этом шепчется заклинание.


Для исцеления, особенно детей, на Украине существует обряд «заверчевания». Больного ребенка ставят на порог дома, измеряют ниткой его рост и ширину размаха рук. Затем в дверном косяке делают дырочку на уровне его макушки, вкладывают в отверстие эту нитку и забивают осиновым колышком. Иногда нитку трижды обносят вокруг головы маленького пациента и сжигают. А для верности лечения в некоторых местностях «заверчевают», то есть вбивают в дырочку в дверях не только нитку, но и состриженные кончики волос ребенка. Болезнь должна уйти прочь вместе с волосами и ниткой.

Чтобы выгнать из дому или тела больного нечистую силу, ворожки, как называют их на Украине, применяют окуривание. Очищающий целительный дым добывают, сжигая веточки вереска и можжевельника, листья дуба и стебли полыни. Особенно эффективным считают дым от сожжения высушенной летучей мыши, шкуры лягушки, выползка гадюки или от предания огню сорочки, оставшейся после покойника.

Для исцеления хорошо известен способ выливания воска. У изголовья больного ворожея ставит новую миску с водой и выливает в нее растопленный воск. Когда он застывает, по форме образованного им пятна на воде ворожка определяет, кого или чего испугался ребенок и почему заболел. Отсюда и лечение.

Нужно знать и благоприятное время для чародейства. Добрый любовный заговор делают ночью, в полнолуние. В это же время суток заговаривают, зашептывают больные зубы. Простуду лечат словом и зельем перед восходом солнца.

Сама себе ворожея

Но стоит ли ждать помощи от самодеятельных колдунов? Может быть, поворожить самим? Согласно магическим правилам, увидев ранней весной пролет диких гусей, нужно подбросить вверх пучок соломы и приговаривать:

Гуси, гуси, вам – на гнездо,
А нам – на тепло.



Считается, что после этого подобранная солома напитана сильной положительной энергией. Ее используют в домашнем хозяйстве. У кур на такой соломе не пропадают яйца, а пара этих травинок в доме, на подоконнике – сильный оберег.

В народе знают, что первоцвет, найденный на праздник Благовещения, означает скорую свадьбу. И еще если девушка часто смазывает свое тело медом, то парни будут просто липнуть к ней и проходу не давать… Ну а той, которая засиделась в девках, народная магия советует съесть на ночь ложку муки с солью, слегка смоченной водой. Вскоре после этого в доме непременно появится суженый.

Если вдруг встретится вам у водоема русалка (по-украински мавка), то нужно сказать, перекрестившись: «Иван да Марья! Крещу вас во имя Отца и Сына и Святого Духа!» Дух реки или озера немедленно отстанет от вас. Кстати, хорошо бы носить с собой полынь или мяту – как оберег. Ну а ежели вам нужна волшебная палочка, то и ее добыть можно. Нужно только выследить, когда уж глотает пойманную лягушку. Надо схватить его левой рукой так, чтобы он ту лягушку не успел проглотить, а правой, взяв в нее палочку, выковырять из пасти ужа несчастную квакушку. Палочка, при помощи которой вы спасли земноводное, станет волшебной. Ею, например, можно будет тушить пожары, обойдя вокруг горящего строения.


Олесь ИЛЬЧЕНКО
ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

Выражение надежды на то, что кто-л. поможет и в дальнейшем будет лучше.

  • - Крупное хищное, всеядное млекопитающее с большим, тяжелым, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами...

    Россия. Лингвострановедческий словарь

  • - Одну из самых поразительных шекспировских ремарок можно встретить в "Зимней сказке" . Согласно этой ремарке, Антигон должен "уходить со сцены, преследуемый медведем, который его пожирает"...

    Шекспировская энциклопедия

  • - Ср. И здесь нет приступа - вот, того и гляди, какой-нибудь несчастный роман разыграют, и все на нашу шею... мы и отдувайся после. Даль. П.А. Игривый. 2. См. не было печали, так черти накачали. См. роман...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Из песенки «В лесу родилась елочка...» , написанной композитором Л. К. Бекманом на стихи русской поэтессы Раисы Адамовны Кудашевой. См. также В лесу родилась елочка...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ПРОСЬБА - СОГЛАСИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. мол. Шутл. Малолетний пассивный гомосексуалист. Максимов, 382...

    Большой словарь русских поговорок

  • - о нежелании работать...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - СЕ́РЕНЬКИЙ, серенькая, серенькое. уменьш.-ласк. к серый. Жил-был у бабушки серенький козлик. Песенка. «Серенькое утро - красненький денек.» «День серенький; небо, по-осеннему, нахмурилось.» Максим Горький...

    Толковый словарь Ушакова

  • - се́ренький прил. разг. 1. уменьш. к прил. серый II 2. усилит...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - с"...

    Русский орфографический словарь

  • - Ср. И здѣсь нѣтъ приступа - вотъ не знала баба горя, купила баба порося, того и гляди, какой-нибудь несчастный романъ разыграютъ, и все на нашу шею... мы и отдувайся послѣ. Даль. П. А. Игривый. 2...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ...

    Формы слова

  • - неуклюже,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 серенький...

    Словарь синонимов

  • - ненастный, серый, пасмурный, облачный, хмурый, бессолнечный, сумрачный,...

    Словарь синонимов

"Колдуй, баба, колдуй, дед, колдуй, серенький медведь" в книгах

Пришел серенький волчок…

автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Пришел серенький волчок…

Из книги До и после динозавров автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Пришел серенький волчок… Даже древние хищники отличались сложным поведением. Их современные «коллеги» чаще нападают на свои жертвы только с одного бока, поскольку каждое полушарие развитого мозга выполняет строго определенную работу. Эти особенности хищнического

Медведь

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

Медведь В медведя выстрелил лесник. Могучий зверь к сосне приник. Застряла дробь в лохматом теле. Глаза медведя слез полны: За что его убить хотели? Медведь не чувствовал вины! Домой отправился медведь, Чтоб горько дома

Колдуй баба, колдуй дед…

Из книги Господь управит автора Александр Авдюгин

Колдуй баба, колдуй дед… Звонок в дверь.- Отец Александр, мне молитва нужна.Соседка, с крайне растрепанным и жалостливым лицом, этак вопросительно-просяще требует немедленного решения ее проблемы.- Какая еще молитва?Вид у меня не лучше соседкиного. Два дня

Медведь

Из книги В театре и кино автора Анненский Исидор

Медведь По окончании Киноакадемии я, естественно, обратился к своему театральному опыту. И выбрал для дипломной работы «шутку» Чехова (как называл ее автор) – водевиль «Медведь». Возражений против такого выбора было много. В тридцатые годы понятие «кинематографичность»

Медведь

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Медведь Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, обжорства. В античном мире медведица символизировала положительные материнские качества. Кроме того, в Древней Греции кусочек медвежьей кожи использовался как защита от любовных увлечений:

МЕДВЕДЬ

Из книги Шьем мягкие игрушки, подушки и кресла-мешки автора Ивановская Татьяна Владимировна

МЕДВЕДЬ Вам потребуетсяЛоскуты мягкого материала для основных деталей игрушки (флисовое полотно, трикотаж или искусственный мех с коротким ворсом), немного отделочного материала, синтепон, 2 пуговицы или готовые глазки для игрушки, готовая заготовка для носика или

Серенький любимец

Из книги Фелтинг. Удивительные поделки из свалянной шерсти автора Преображенская Вера Николаевна

Серенький любимец Вам потребуется Кардочесная шерсть белого, розового, серого цветов, грубые иглы для валяния № 36 и 38, стеклянные глаза или бусины, клей «Секунда», мат для валяния.Ход работы Белую шерсть распушить и разделить на три неравные части: одна маленькая и две

Медведь

Из книги Английские привидения автора Акройд Питер

Медведь Ричард Бакстер, автор книги «Несомненное существование мира духов» (1691), приводит такой случай. «Саймон Джонс, сильный человек отменного здоровья из Киддерминстера (ничуть не склонный к меланхолии или другим причудам), часто рассказывал мне, что, будучи солдатом

Баба-яга (Яга Ягишна, Ежи-баба)

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Баба-яга (Яга Ягишна, Ежи-баба) В национальных традициях образ многогранен и противоречив: греческая нимфа Калипсо, Нагучица в сказках народов Кавказа, Жалмауыз-кемпир в казахских сказках, бабушка Метелица - в немецких.В русских сказках у Бабы-яги отталкивающая

27.3. Сказочная баба-яга - это золотая баба остяков-ацтеков

Из книги автора

27.3. Сказочная баба-яга - это золотая баба остяков-ацтеков В заключение отметим любопытный штрих. Известный английский автор Джильс Флетчер, побывав на Руси, издал якобы в 1591 году свою книгу «О Русском Государстве». Впрочем, сочинение это было, скорее всего, написано или

Трусишка зайка серенький

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Трусишка зайка серенький Из песенки «В лесу родилась елочка...» (1906), написанной композитором Л. К. Бекманом (1871 - 1933) на стихи (1903) русской поэтессы Раисы Адамовны Кудашевой (1878-?). См. также В лесу родилась

Медведь и баба

Из книги Русские заветные сказки автора Афанасьев Александр Николаевич

Медведь и баба Пахала баба в поле; увидал ее медведь и думает себе: «Что я ни разу не боролся с бабами? Сильнее она мужика или нет? Мужиков довольно-таки я поломал, а с бабами не доводилось повозиться». Вот подошел он к бабе и говорит:- Давай-ка поборемся!- А если ты, Михайла

Глава 1 Придет серенький волчок и укусит…

Из книги автора

Глава 1 Придет серенький волчок и укусит… Второй том академического издания «Истории Европы» просвещает читателя: «Климат средневековой Европы оставался до V века прохладным и довольно сухим, потом, особенно в VI и VII веках, стал влажнее в засушливых зонах и суше во

МЕДВЕДЬ-ЭГАЛИТЭ МЕДВЕДЬ-ЭГАЛИТЭ Есть ли идейная альтернатива «либеральной диктатуре»? Алексей Гордеев 28.11.2012

Из книги Газета Завтра 991 (48 2012) автора Завтра Газета

Шурик у дедушки - рассказ Николая Носова, который будет интересен детям любых возрастов. В нём показана жизнь двух братьев у дедушки и бабушки в деревне. Ребята с первого дня облазили весь дом. Здесь они нашли настоящие сокровища: калошу, стеклянную банку и удочку. Какие приключения ждут братьев ещё, узнайте из сказки вместе с детьми. Она учит умению исследовать окружающее пространство, придумывать игры, погружаться в забавные приключения самостоятельно без помощи взрослых.

Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик — это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки. Я нашел стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашел старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу.

Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из-за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:

— Чур, моя!

Шурик тоже увидел и давай кричать:

— Чур, моя! Чур, моя!

Я схватил удочку, а он тоже вцепился в нее и давай отнимать.

Я рассердился — как дерну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:

— Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.

— Вот и целуйся со своей калошей, — говорю я, — а удочку нечего рвать из рук.

Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, Чтобы ловить рыбу, а Шурик пошел к бабушке и стал просить у нее спички.

— Зачем тебе спички? — спрашивает бабушка.

— Я, — говорит, — разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина.

— Еще чего выдумаешь! — замахала руками бабушка. — Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игрушки с огнем! И слушать ничего не желаю.

Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он — туда и она. Подошел ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:

— Можешь не стараться: все равно ничего не поймаешь.

— Это почему? — спрашиваю.

— Я заколдую рыбу.

— Пожалуйста, — говорю, — колдуй на здоровье.

Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошел к пруду. Пруд был позади двора — там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во все горло:

Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!

Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что-нибудь, еще хуже будет.

Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать.

Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:

— Пошел вон отсюда! — кричу. — Ты распугал мне всю рыбу! А он говорит:

— Все равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.

И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку — и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на веревке так и скачет. Еле убежал от меня.

Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал — ничего не выходит.

Захотелось мне есть, пошел я домой, вдруг слышу — кто-то в ворота колотит: «Бум-бум! Бах-бах!»

Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где-то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.

— Это ты для чего прибиваешь? — спрашиваю.

Он увидел меня, обрадовался:

— Хи-хи! Рыболов пришел. Где же твоя рыба?

Я говорю:

— Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.

— Ничего, — говорит, — пусть две будут. Вдруг одна оторвется.

Прибил ручку, и еще у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздем делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать.

— А это для чего? — спрашиваю.

— Так просто.

— Просто глупо, — говорю я.

Вдруг смотрим — дедушка с работы идет. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.

Дедушка подошел и говорит:

— Вот молодцы, ребятки! Только приехали — и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?

— Это, — говорю, — Шурик.

Дедушка только крякнул.

— Ну что ж, — говорит, — теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.

Тут дедушка заметил калошу:

— А это еще что?

Я так и фыркнул. «Ну, — думаю, — сейчас Шурику от дедушки будет».

Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.

А дедушка говорит:

— Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано.

— Это я сам придумал! — похвастался Шурик.

— Да неужто?

— Честное слово!

— Ну, молодец! — развел руками дедушка.

За обедом дедушка все разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:

— Понимаешь, какой остроумный ребенок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.

— Ладно уж, — усмехнулась бабушка. — Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.

После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:

— Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже, небось, чего-нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.

— Я, — говорю, — ловил рыбу, да рыба не ловится.

— А ты где ловил?

— В пруду.

— Э… — протянул дедушка, — какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки еще не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстрине и полови.

Дедушка ушел на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:

— Пойдем на реку, будем вместе рыбу ловить.

— Ага, — говорит, — испугался! Теперь подлизываешься!

— Зачем мне подлизываться?

— А чтоб я не колдовал больше.

— Колдуй, — говорю, — пожалуйста.

Взял я коробку с червями, банку из-под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошел. А Шурик сзади поплелся.

Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.

А Шурик толчется возле меня и все бормочет:

Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:

Колдуй, баба, колдуй, дед…
Вдруг рыба как клюнет, я как дерну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.

Шурик как крикнет:

— Держи ее!

Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на нее бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.

Наконец он ее схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в нее рыбу и стал разглядывать.

— Это, — говорит, — окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!

— Ладно, пусть будет твой. Мы еще много наловим.

В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырех пескарей и даже ершика одного выудили.

На обратном пути Шурик нес банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо нее на калитке висит новенький голубой ящик для писем.

— Ну и пусть, — сказал он. — По-моему, ящик еще даже лучше калоши.

Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас.

А потом я ему сказал:

— Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твое колдовство не значит. Я в колдовство не верю.

— У! — сказал Шурик. — А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.

Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.

Вдумчивое изучение старинных дел о колдовстве, которыми полны архивы Сыскного и Разбойного приказов, а также Приказа Тайных дел, даёт весьма интересную картину. На поверку выходит, что колдунов как таковых там практически нет. Зато есть другие категории «гулящих людей», которые даже по нынешним гуманным временам должны сидеть в тюрьме.

Наркотрафик XVII века

Вот дело мценских обывателей духовного звания от 1653 года. «Поп Василий челом бьёт, что были дети его Филька да Ивашка на монастыре… И игуменов сын Аничка да успенский дьячок Ивашка поднесли детям его браги, а в браге той смешано не ведомо какое отравное зелье, и они, испивши той травы, хохотали зверообразно до утраты стыда, и стали вне ума, лежат без памяти, не говорят, а как вскочат, так лезут на стену». Впопыхах завели дела о «колдовской порче». Но спустя пару дней выяснились подробности. «Дьячок Ивашка показал, что траву сию незнаемую получил от гостя, Дементия Русинова. Тот же Дементий сказывал, будто семена той травы дал ему прохожий человек, а добыл он их от купца, и уволок на огород, и она там узрела, и стали её мешать в питьё, как тот купец сказывал». Судя по описанию, колдовством здесь и не пахнет, а имеет место банальное употребление наркотического препарата растительного происхождения. Понятия «наркопритон» тогда не существовало, поэтому обвиняемые отделались легко - траву и семена у них изъяли, а самим назначили церковное покаяние.

В 1636 году один кабатчик, боясь конкуренции, донёс на своего коллегу Петрушку, «что он, Петрушка, принёс с поля неведомо какой корень, похваляясь, что от того корня у него в кабаке все пьяные будут». Началось следствие. Поначалу дело тоже имело «колдовской» оттенок. Но концы нашли на удивление быстро. Петрушку подержали в тюрьме и, убедившись, что «колдовской корень» - банальный дурман для крепления пива, всыпали ему батогов и наложили внушительный штраф за жульничество.

Вообще значительная часть «колдовских» дел на поверку оказывается заурядной уголовщиной. И притонодержательство, а также хранение и распространение наркотиков в этом списке явно лидируют.

Лекари без лицензии

Многих вводят в заблуждение термины тех лет. В делах о колдовстве слово «пытать» - чуть ли не самое употребляемое. Воображение дорисовывает мрачный застенок, дыбу, раскалённые клещи… В реальности же «пытать» значило всего лишь «допытываться», то есть проводить допрос. Приставы, которым поручено было вести следствие, к услугам палача прибегали редко. Во‑первых, эти услуги стоили денег, и немалых. Во‑вторых, часто оказывалось, что колдуны - всего лишь лекари. Только действуют без лицензии, на свой страх и риск.

В 1630 году при новом воеводе в Лебедянский уезд была спущена директива: «Беречь накрепко, чтобы на Лебедяни разбоя, убойства, блядни, ворожбы и никакого другого воровства не было». И тут, как назло, приходит донос на некую бабу: «Ворожила де та бабка, смотрела на глазах и шшупала нутро». Дело закрутили: «Велеть тое бабку-ворожейку изымать и, распрося подлинно, какою она ворожбою промышляет и чем ворожит, пытать про всё накрепко, да о том ко государю отписать, а её до указу велеть держать крепко».

Пока бабку держали под замком, были опрошены свидетели. Серьёзного криминала не нашли, однако выяснилась профессиональная склонность «колдуньи». Для XVII века специализация весьма продвинутая - офтальмология. Так, одному свидетелю бабка «лечила глаза, вынев печень из овцы». Другому - «лечила глаза, и сыпала де проса в воду, и меня Назара тою водою умывала, да мне ж Назару пускала в глаза молоко». Третьему - «лечила веред у глаза, да ворожила над ним печёным луком». От каких болезней можно пользовать водой, настоянной на просе, бог весть. А вот веред, то есть нарыв, действительно поддаётся терапии печёным луком - тут квалификации бабки стоит только позавидовать. То же самое можно сказать и о сырой бараньей печени - она отлично помогает от нагноения. Во всяком случае небезызвестный Емельян Пугачёв 150 лет спустя очень даже эффективно лечил так свои раны, полученные как раз в лицо около глаза.

Обыденно и конкретно

Так было ли «настоящее» колдовство? Это смотря что под этим словом понимать. Наш, московский, стиль колдовства обходился без размахиваний волшебной палочкой и полётов на шабаш. Всё обыденно и конкретно. Вот в 1647 году некая «бабёнка Агашка призналась, что делала своему полюбовнику Федьке невстаниху за то, что он ходил мимо нея к Сафрошкиной жене». То есть, проще говоря, пыталась из ревности сделать мужика импотентом. Ещё одна баба, некая Дарьица, тоже, кстати, из ревности решила извести счастливую соперницу. И вот, когда молодые вернулись с венчания и пошли в горницу, «та Дарьица зажгла лучину и ту лучину кинула под невесту под лестницу, а потом начала на ту лучину с приговором и шёпотом сцать, а невеста спустя три дня стала чахнуть». Московское правосудие в подобных случаях показывало себя с гуманной стороны. В просвещённой Европе без разбору жгли направо и налево за гораздо меньшие провинности, а у нас Агашку присудили к батогам и церковному покаянию, Дарьицу - к кнуту, вырыванию языка, ноздрей и ссылке.

Возможно, причиной тому - увлечение колдовством в самых высших кругах государства. Между прочим, Ивану Грозному приписывается колдовское происхождение. Князь Курбский вслед за многими ненавистниками грозного царя утверждал, что Василий III, долгое время будучи бездетным, «искал чаровников презлых повсюду, чтоб помогли ему плодотворением, посылал за ними аж до Корелы, добыл там советников сатанинских и с их помощью от прескверных семян народился ему сын прелютый кровопийца». В свете этого особо интересно то, что в 1584 году, будучи при смерти, Иван Грозный доверился не абы каким колдунам, а как раз карельско-лапландским. В течение нескольких месяцев специальная экспедиция царя наловила в тех областях с шесть десятков «лихих баб», набивших руку в колдовском деле. Их отвезли в Москву и посадили под замок, ожидая предсказаний. И предсказания пошли. Карелки объявили, что 18 марта надо ждать смерти царя. Тот не поверил и велел, дождавшись этого числа, «сжечь скверных баб живьём». Но исполнение опоздало: едва боярин Бельский отправился распорядиться о казни, царь сел играть в шахматы, упал в обморок и скоро скончался.