Учимся легко

Учимся легко

» » Алексий пензенский. Святой праведный алексий московский

Алексий пензенский. Святой праведный алексий московский

И збранный архиерею и слуго Великаго Архиерея Иисуса, преблаженне Алексие! Яко сподобльшеся многих твоих благодеяний, не имеюще же что воздати, похвальная восписуем ти и от души взываем, проповедающе чудеса твоя: испроси нам от Царя Небеснаго безбедно преити прочее жития сего и достигнути Горняго Иерусалима, да тамо узревше тя в блаженней радости, воззовем к тебе:

Икос 1

А нгеле, от земли прозябый! Великаго Совета Ангел, провидев доброту души твоея, прежде век избра тебе, еже благовестити плененным отпущение и слепым прозрение. Отнюдуже мы, грешнии, светом дел твоих получивше прозрение и грехов отпущение, взываем:

Радуйся, корене благаго отрасль блажайшая; радуйся, честных родителей добрейший сыне.

Радуйся, благоуханнаго сада прозябение; радуйся, духовным возрождением Богу Отцу усыновленный.

Радуйся, миропомазанием Святаго Духа запечатленный; радуйся, имя, яко миро излиянное, свыше восприявый.

Радуйся, от пелен Богу посвященный; радуйся, мужественно иго Христово на себе возложивый.

Радуйся, земная и мимотекущая, яко уметы, вменивый; радуйся, егоже Человек домовит — Иисус утро наят делателя в виноград Свой.

Радуйся, образ Божий и подобие свято соблюдший; радуйся, красото, душевныя и телесныя всех очи увеселяющая.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 2

В идя откровением Духа Святаго, яко не устоят нечестивии на суде праведнем, но суть яко прах, егоже возметает ветр, от младых ногтей, преблаженне Алексие, на совет их не шел еси, ниже на пути грешных человеков стал еси, но, Закону Божию усердно поучался, и прочим внушал еси пети: Аллилуиа.

Икос 2

Р азум свыше прием, мал детищ сущь, еже не труждатися всуе в ловлении птиц, потщался еси вся яже на земли красная оставити. Темже мы приглашаем тебе:

Радуйся, на ловитву человеков призванный; радуйся, к Горним, яко на крилах возлетавый.

Радуйся, море житейское любомудрием испытавый; радуйся, волнение его безопасно прошедый.

Радуйся, земле благая, семя слова Божия восприявшая; радуйся, земле, плод сторичный произрастившая.

Радуйся, пшенице, хлеб Небесный устроившая; радуйся, в житнице Небесной соблюденная.

Радуйся, обретый многоценный бисер и его всем, елика имел еси, купивый; радуйся, зельным пощением, яко благовкусною пищею, от юности питавыйся.

Радуйся, всенощным стоянием и непрестанными молитвами себе в подвизе укрепивый; радуйся, в море слез твоих множества демонов потопивый.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 3

С илою свыше, егда облече тя Дух Всесвятый, пастыря Церкви российстей поставляя, тогда всем людем твоим вдыхал еси хвалу: Аллилуиа.

Икос 3

П одобаше, отче Алексие, с Небесе песни тебе воспеваемей быти, а не от земли: кто бо от человек возможет по достоинству твоея святыни величия поведати? Но мы, любовию твоею побеждаеми, вопием ти сице:

Радуйся, дольняя и красная мира презревый; радуйся, вышних красот желанием воспаленный.

Радуйся, Единаго Христа от сердца возлюбивый; радуйся, Тому Единому всею душею прилепивыйся.

Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, благий делателю винограда Христова.

Радуйся, дарованный талант приумноживый; радуйся, в радость Господа твоего вшедый.

Радуйся, сладостьми духовными нас насыщающий; радуйся, благоприятное Богу кадило.

Радуйся, благоухание молитвы к Престолу Вышняго возносящий; радуйся, любовный к Богу о нас предстателю.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 4

Б урю безместных помыслов, от диавола непрестанно воздвизаемую, до конца укротил еси и, радуяся о такове победе, торжественне Богу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

С лыша и видя премногую твою добродетель, пастыря тя Церкве Христовы избирает сословие православное, мы же, о сем веселящеся, глаголем ти:

Радуйся, достойно возседый на седалище апостольстем; радуйся, кормило корабля Христова.

Радуйся, мудрый наставниче; радуйся, звезде непрелестная, в руце Христовой содержимая.

Радуйся, в подвизе учительства неутомимый; радуйся, безвестных и тайных Премудрости Божия проповедниче.

Радуйся, нелицеприемный Истины поборниче; радуйся, безбожных и нечестивых устен обличителю и заградителю.

Радуйся, благовременне и безвременне в учении апостолу поревновавый; радуйся, властию, данною ти свыше, мудре и душеполезне человеки вязавый и решивый.

Радуйся, кающихся утешителю; радуйся, паствы твоея добрый хранителю.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 5

Б оготочною Кровию искупившаго род человеческий от законныя клятвы верою зря Владыку и усердне к Нему любовию распалаемь, непрестанно возглашал еси: Аллилуиа.

Икос 5

В идев великий князь твое велие духа мужество и любовь к Отечеству твоему, умоли тя поити к безбожному царю Вердевиру: ты же абие шед благими и кроткими словесы зельный гнев его на род христианский утолил еси. Сия благодеяния твоя, отче наш Алексие, мы, сынове российстии, исповедующе, благодарне вопием ти:

Радуйся, мужественный Духа воине; радуйся, столпе крепости нашея от лица вражия.

Радуйся, оружие, без рати супостаты побеждающее; радуйся, щите, от напастей ограждающий.

Радуйся, яко кокош, птенцы своя охраняющий; радуйся, жезле, падающих подкрепляющий.

Радуйся, пастырю, волков от стада отгоняющий; радуйся, душу свою за овцы положити не отрекийся.

Радуйся, любве Христовы истый хранителю; радуйся, не яже своя, но яже ближняго взыскавый.

Радуйся, скорбящих скорое услышание; радуйся, печальми обуреваемым тихое пристанище.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 6

П роповедницы твоея святыни нам суть нетленныя твоя честныя мощи, чрез многа лета пред очами нашими лежащия, иже, аще и запечатанным сущим устом твоим молчанием, обаче вопиют непрестанно: Аллилуиа.

Икос 6

В озсия слава многих чудес твоих не токмо в преславнем граде сем, но и в неверных агарянех, отнюдуже нечестивый царь их Джанибек желаше, да помолишися о ослепшей царице его: ты убо, всю надежду возложив на Врача душ и телес, силою молитв твоих зрение той испросил еси. Мы же, удивльшеся таковому преславному чудеси, взываем ти:

Радуйся, угодное чудес Божиих орудие; радуйся, в скудельном сосуде сокровище силы Божия явивый.

Радуйся, предсказания евангельскаго исполнителю; радуйся, деснице чудотворения Иисусова.

Радуйся, язык Христов, словом исцеляяй; радуйся, апостольския силы сохранителю.

Радуйся, слепых просветителю; радуйся, немощных целебниче.

Радуйся, тайных провидче; радуйся, бесов от человек прогонителю.

Радуйся, силою чудес и невернаго царя Церковь почтити и возвеличити преклонивый; радуйся, не телесное токмо, но и душевное зрение подаваяй.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 7

Х отящу тебе благоугодити Творцу твоему, не седмый токмо день освящал еси, но всю седмицу жития твоего во святости провождал еси, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Н овую тя показа тварь Зиждитель, всеблаженне Алексие, земна ангела и небесна человека. Темже чудящеся воспеваем ти:

Радуйся, отче наш, обитаяй духом в Небеси, а телом на земли опочиваяй; радуйся, дивная величия Божия всем поведаяй земнородным.

Радуйся, плоть духу покоривый; радуйся, пленивый разум свой в послушание веры.

Радуйся, рыкающаго адскаго льва уста заградивый; радуйся, огнь похоти плотския погасивый.

Радуйся, сребролюбия идол сокрушивый; радуйся, над всеми кознями вражиими восторжествовавый.

Радуйся, отвергийся себе и волю свою воле Божией покоривый; радуйся, питавыйся сокровенным хлебом Небесным.

Радуйся, алкавый и жаждавый единыя правды; радуйся, Царствие Божие внутрь себе вселивый.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 8

С транное чудо житие твое, святителю, является притекающим ко всечестным мощем твоим, при нихже и малое моление приносящим, велия всегда благодать от Бога подается, юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.

Икос 8

В есь ум свой имея в вышних вперен, и нижних, паству твою, не оставил еси, молитвы о ней возсылая ко Всевышнему Владыце, преподобне Алексие. Не забуди и ныне нас, приглашающих тебе усердне:

Радуйся, горо, добродетельми выше Небес вознесенная; радуйся, реко, скверны наша омывающая.

Радуйся, источниче, жажду греховную утоляяй; радуйся, каменю драгий, всю Российскую землю украшаяй.

Радуйся, злато, во вся концы блещание от себе испущающее; радуйся, сребро, седмерицею от скверн греховных очищенное.

Радуйся, кимвале, всех на славословие Божие созываяй; радуйся, светильниче, седящих во тьме озаряяй.

Радуйся, древо, от жара греховнаго осеняющее; радуйся, благотучная ветве лозы Христовы.

Радуйся, таинственнаго Тела здравый члене; радуйся, чадо славы Воскресения.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 9

В сякое безместных страстей востание благодатию Господнею до конца потребил еси в мертвенней плоти твоей, святителю Алексие! Темже и был еси яко древо, насажденное при исходищих вод, плод дая во время свое и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 9

В ития многовещанныя превозшел еси духовною силою слова твоего, поведая людем дивная величия Божия и питая гладныя души хлебом с Небесе. Мы же, таковая сердцем объемлюще, благодарне тебе зовем:

Радуйся, кедре, в Церкви Христове, яко в Ливане, умноженный; радуйся, яко финикс, в дому Божием процветый.

Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняяй; радуйся, винограде, сладкое благочестия вино нам источаяй.

Радуйся, крине, горняя поля украшаяй; радуйся, смоковнице благоплодная.

Радуйся, пшенице, чистым хлебом гладныя питающая; радуйся, маслино, елей милости изливающая.

Радуйся, цвете, от корене Христова процветый; радуйся, сладкое вино, в точиле Иисусовом изгнетенное.

Радуйся, безсмертным питием днесь напаеваемый; радуйся, и нам трапезу Небесную уготовляяй.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 10

С пасти хотя вверенныя ти люди, закон и Евангелие по вся дни проповедал еси: да, познавше многая своя прегрешения, прибегают с молением непрестанно ко Христу, Спасителю мира, от Негоже приемлющих прощение, научал еси их пети: Аллилуиа.

Икос 10

С тена еси, всеблаженне Алексие, Горняго Иерусалима, от десяти заповедей, яко от десяти велиих камений, Духом Святым устроенная! Имел бо еси закон Господень посреде чрева твоего, темже и глаголем ти:

Радуйся, Единаго Бога и Егоже послал есть Иисуса Христа познавый; радуйся, яко не поклонился еси кумиру временнаго благополучия.

Радуйся, яко николиже приял еси имене Господа Бога твоего всуе; радуйся, от юности всяк час жития твоего Богови посвятивый.

Радуйся, яко всех, иже отцы и матери наричутся, почтил еси; радуйся, до конца гнев на ближняго в сердце твоем истребивый.

Радуйся, похоти плотския постом и трудами от себе прогнавый; радуйся, руце свои от лихоимания и хищения всегда удержавый.

Радуйся, уста твоя от осуждения и клеветы обуздавый; радуйся, сердце твое от зависти и ненависти очистивый.

Радуйся, удаливыйся от надмения фарисейскаго; радуйся, истый образе мытарева смирения.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 11

П ение ангельское совершашеся, егда святая твоя душа от земных преставляшеся к Небесным, ихже един лик по Едином взываше: Аллилуиа.

Икос 11

М ногосветлыми лучами блистает житие твое, отче Алексие! Отнюдуже многим ликом праведных духов сопричастна тя видяще, вопием ти:

Радуйся, пророче, волю Господню нам открывый; радуйся, апостоле, Евангелие Царствия Божия кающимся благовестивый.

Радуйся, пастырю, о славе Божией ревновавый; радуйся, мучениче, изволением душу свою за паству положивый.

Радуйся, постниче, вземший крест свой на рамо и тесным путем вслед за Христом шедый; радуйся, священниче, Безкровную Жертву о людех приносивый.

Радуйся, Херувиме, на немже опочи Господь Славы; радуйся, шестокрилатый Серафиме, вопияй непрестанно Трисвятую песнь Господу Саваофу.

Радуйся, девственниче ангелоподобный; радуйся, многи обители на славословие Божие устроивый.

Радуйся, друга Божия Преподобнаго Сергия присный друже; радуйся, яко егоже желал еси зде зрети преемником своим, того зриши днесь тамо вкупе с тобою Престолу Божию предстояща.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 12

Б лагодать, яже бысть Иисус Христос, твоими пречистыми усты граду сему всегда бысть проповедана. Отнюдуже вси, Христу поклоняющеся, пояху: Аллилуиа.

Икос 12

П оюще велия твоя, Алексие досточудне, исправления и подвиги, недоумеем воистину, како наречем тя; от всех бо благих дел, яко град красен, себе Творцу устроил еси. Темже взываем ти:

Радуйся, Адамово падение благодатию Христовою в себе исправивый; радуйся, по изгнании из земнаго рая Небесный рай улучивый.

Радуйся, Авелю, Кровию Христовою окропленный; радуйся, новый Енох, угодивый Господеви.

Радуйся, Илие, огненною добродетелей колесницею вознесенный; радуйся, Елисее, сугубую благодать восприявый.

Радуйся, Ное, от потопа беззаконий благодатию Христовою, яко ковчегом древ негниющих, спасшийся; радуйся, Аврааме, не сына, но себе самаго в жертву Богу принесший.

Радуйся, Исаие, на Престоле высоце и превознесенне лицем к лицу Господа зрящий; радуйся, Израилю, молитвою укрепивыйся с Богом и благословение вечное от Него приемый.

Радуйся, Самуиле, царем благословение подаваяй; радуйся, наследниче Божий и сонаследниче Христов.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 13

О, пастырю наш предобрый и светильниче многосветлый, всечестне Алексие! Приими сие малое тебе хваление наше и испроси нам у Христа Бога утверждение в вере, еже ходити во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочно, Отечеству же нашему мир и благоденствие, да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангеле, от земли...» и 1-й кондак «Избранный архиерею...».

Молитва

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы твоея спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.

/carskii-1.ucoz.ru/panel/editor/moz/undefined" target="_blank">http://carskii-1.ucoz.ru/panel/editor/moz/undefined) repeat scroll 0% 0%; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; border-collapse: collapse; width: 100%;">

СТАРЕЦ СХИИГУМЕН АЛЕКСИЙ, РОДИЛСЯ 10 НОЯБРЯ Н.С. 1930 ГОДА В СЕЛЕ ЛОМОВКА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕМЬЕ БЛАГОЧИСТИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ ИОАННА ГРИГОРЬЕВИЧА И АННЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ШУМИЛИНЫХ И ПРИ КРЕЩЕНИИ НАРЕЧЕН БЫЛ МИХАИЛОМ, В ЧЕСТЬ АРХИСТРАТИГА ГОСПОДНИХ СИЛ. В СЕМЬЕ ПОСЛЕ НЕГО РОДИЛОСЬ ТРОЕ ДЕТЕЙ ИЛЬЯ, ЕКАТЕРИНА, ГАЛИНА.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ГОСПОДЬ ЗАБИРЛЕТ ДУШУ ПРАВЕДНИКА, КОГДА ОНА ДОСТИГАЕТ НАИВЫСШЕГО СОВЕРШЕНСТВА, НАИВЫСШЕГО ПОДВИГА. ОН БЫЛ ЛАМПАДОЙ, КОТОРАЯ СВЕТИЛА ДРУЗЬЯМ И НЕДРУГАМ, МОНАХАМ И МИРЯНАМ,

«РАДУЙСЯ, ЛАМПАДА БОЖЕСТВЕННОГО СИЯНИЯ!»

* * *

СКОРВЬ ПОТЕРИ ДУХОВНОГО ОТЦА НЕВОЗМОЖНО ВЫРАЗИТЬ СЛОВАМИ. ОНА СТОЛЬ ВЕЛИКА, ЧТО НЕСРАВНИМО БОЛЬШЕ ПОТЕРИ ЛЮБИМОГО И ЛЮВЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ СТОИТ ПОСЛЕ СПАСИТЕЛЯ И БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. ВСЕОБЩЕЕ ГОРЕ БЫЛО ТАК ВЕЛИКО, ЧТО ДАЖЕ МУЖЧИНЫ ПЛАКАЛИ В ГОЛОС.

ВРЕМЕНАМИ ОТ БАТЮШКИ ИСХОДИЛО БЛАГОУХАНИЕ. КОГДА ВЫНЕСЛИ БАТЮШКУ, ГОЛУВИ КАК БУДТО ЖДАВШИЕ ЕГО, СТАЯМИ СТАЛИ КРУЖИТЬ НАД ГРОВОМ. ВСЕ ПОДНЯЛИ ГОЛОВЫ, УДИВЛЯЯСЬ ЭТОМУ ЧУДУ. МЫ ПЕЛИ «СВЯТЫЙ БОЖЕ» И НАМ КАК БЫ ВТОРИЛО ТВОРЕНИЕ БОЖИЕ, ХВАЛЯ БОГА, ДИВНОГО ВО СВЯТЫХ СВОИХ.

ОБЫЧНО НА ПОХОРОНАХ ИДУТ ЗА ГРОВОМ И ПЛАЧУТ НЕСКОЛЬКО БЛИЗКИХ ЧЕЛОВЕК, НО КОГДА ТАКИМИ СЛЕЗАМИ ПЛАЧЕТ ТОЛПА, ОХВАЧЕННАЯ ОБЩИМ ГОРЕМ, ЭТО БЫЛО ТАК ТРОГАТЕЛЬНО, ПРОСТО НЕПОСТИЖИМО.

БАТЮШКУ ПОГРЕБЛИ, КАК ОН ЗАПОВЕДАЛ, У АЛТАРЯ УСПЕНСКОГО ХРАМА.

«ПОСЛЕ СВОЕЙ СМЕРТИ Я БУДУ ПОМОГАТЬ ВАМ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ И БУДУ ДАВАТЬ О СЕВЕ ЗНАТЬ. В ЗЕМЛЕ Я ДОЛГО НЕ ПРОЛЕЖУ. «СНАЧАЛА МЕНЯ ЗАКОПАЮТ, ПОТОМ РАСКОПАЮТ»,- ГОВОРИЛ СТАРЕЦ.

БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ И ПОСЛЕ СВОЕЙ КОНЧИНЫ НЕ ОСТАВЛЯЕТ ОБРАЩАЮЩИХСЯ К НЕМУ. СВЯЗЬ СО СТАРЦЕМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ КАК И ПРИ ЖИЗНИ. ОЧЕНЬ МНОГИЕ ПОСЕЩЛЮТ МОГИЛУ ВЕЛИКОГО СТАРЦА И ПОЛУЧАЮТ ОТКРОВЕНИЯ И ИСЦЕЛЕНИЯ.

ПРИВЕДЕМ ХОТЯ БЫ ДВА ПРИМЕРА.

ОДНА РАБА БОЖИЯ, МАРИЯ УПАЛА И СИЛЬНО УШИБЛА ТАЗОБЕДРЕННУЮ КОСТЬ. С БОЛЬЮ ОНА ДОШЛА ДО МОГИЛКИ, И КАК ТОЛЬКО С ВЕРОЮ ПРИЛОЖИЛА ПЕСОЧЕК С МОГИЛКИ К БОЛЬНОМУ МЕСТУ, НА НЕЕ СОШЛА БЛАГОДАТЬ - БОЛЬ МГНОВЕННО ИСЧЕЗЛА.

РАССКАЗ ДВУХ ДУХОВНЫХ СЕСТЕР:

«ПОЕХАЛИ МЫ НАВЕСТИТЬ ТЯЖЕЛО БОЛЯЩУЮ МОНАХИНЮ, ПРИКОВАННУЮ К ПОСТЕЛИ. ЕХАТЬ ДО НЕЕ НАДО БЫЛО НА ЭЛЕКТРИЧКЕ НА КУЗНЕЦК, А ОСТАНОВКУ ЗАБЫЛИ, ПОМНИЛИ ЧТО НА БУКВУ «Ш», ПОДУМАЛИ, ЧТО ПРИЕДЕМ НА ВОКЗАЛ И СПРОСИМ. ИЗ ПОСЕЛКА ПОВЕДЫ, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ И ГДЕ ПОХОРОНЕН СТАРЕЦ, В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ АВТОВУСЫ НЕ ХОДЯТ, ПРИХОДИТСЯ 4 КМ ДОБИРАТЬСЯ ДО АВТОБУСА, ОТКУДА ЕДЕШЬ НА ВОКЗАЛ. РАСПИСАНИЕ ЭЛЕКТРИЧКИ НЕ ЗНАЛИ. ИЗ ДОМА ВЫШЛИ В СЕМЬ ЧАСОВ УТРА, БЫЛ МОРОЗ -25°. ПО ДОРОГЕ МЫ ЗАШЛИ НА МОГИЛКУ, И КАК ПРИ ЖИЗНИ БАТЮШКИ ВЗЯЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ЧТОБЫ БАТЮШКА ПОМОГ НАМ ДОВРАТЬСЯ. ОДНА ИЗ СЕСТЕР ДОБАВИЛА: «ТОЛЬКО ВОТ ЗАБЫЛИ, БАТЮШКА, КАКАЯ ОСТАНОВКА». И ВДРУГ ОНА СЛЫШИТ ВНУТРИ СЕВЯ БАТЮШКИН ГОЛОС, С ПРИСУЩЕЙ ЕМУ ЛЮБОВЬЮ И МЯГКОСТЬЮ: «ПРИЕДЕТЕ НА ВОКЗАЛ, СКАЖУ». ОТ НЕОЖИДАННОСТИ ТАКОГО ОТКРОВЕНИЯ ОНА ИСПУГАЛАСЬ, И РЕШИЛА СЕСТРЕ НЕ ГОВОРИТЬ. ОТ МОГИЛКИ МЫ НАПРАВИЛИСЬ К ЛЕСУ И ТОЛЬКО ХОТЕЛИ ЗАВЕРНУТЬ В ЛЕС, КАК ОТ КРАЙНЕГО ДОМА НАМ НАВСТРЕЧУ ВЫЕЗЖЛЕТ «СОБОЛЬ». МЫ ЗАМЕРЗЛИ. ПОДЪЕХАВ К НАМ ШОФЕР, УЛЫБАЯСЬ, ОТКРЫВАЕТ ДВЕРКУ: «ВАМ КУДА? САДИТЕСЬ». МЫ РАДОСТНЫЕ ОТ ЧУВСТВА, ЧТО НАМ ПОМОГАЕТ БАТЮШКА, ДОЕХАЛИ ДО ВОКЗАЛА.

СЕСТРА, КОТОРОЙ БЫЛО ОТКРОВЕНИЕ, ПРИ ВХОДЕ В ВОКЗАЛ, КАК ТОЛЬКО ВЗЯЛАСЬ ЗА РУЧКУ СТЕКЛЯННОЙ ДВЕРИ И ПОТЯНУЛА НА СЕВЯ, ЧЕТКО УСЛЫШАЛА ВНУТРИ СЕВЯ БАТЮШКИН ГОЛОС «ШНАЕВО». ОНА ТУТ ЖЕ ВЫКРИКНУЛА:-«ШНАЕВО!». ДРУГАЯ СЕСТРА В НЕДОУМЕНИИ СПРОСИЛА:

ТЫ ЧТО, ГДЕ УСЛЫШАЛА, ЧТО ЛЬ?!

НЕТ, МНЕ БАТЮШКА СКАЗАЛ!

И ТУТ ОНА РАССКАЗАЛА ЕЙ ВСЕ И ДОБАВИЛА:

ТОЛЬКО НЕ ПОНЯТНО, ПОЧЕМУ МНЕ БАТЮШКА СРАЗУ НА МОГИЛКЕ НЕ СКАЗАЛ.

А ТА ЕЙ В ОТВЕТ:

ТАК ПРАВИЛЬНО БАТЮШКА СДЕЛАЛ, ПОКА МЫ С ТОБОЙ ДО ВОКЗАЛА ЕХАЛИ, СТО РАЗ БЫ ЗАБЫЛИ.

УДИВИТЕЛЬНО БЫЛО И ТО, ЧТО БАТЮШКА ДАЖЕ ВРЕМЯ НАМ РАССЧИТАЛ ТАК, ЧТО МЫ ПОПАЛИ СРАЗУ НА ЭЛЕКТРИЧКУ, А СЛЕДАЮЩАЯ ШЛА С БОЛЬШИМ ИНТЕРВАЛОМ И ТОЛЬКО К ОБЕДУ. И ВОЗВРАЩАТЬСЯ ПРИШЛОСЬ БЫ ПОЗДНО ЗАТЕМНО ЛЕСОМ.

ПРИ ВСТРЕЧЕ С БОЛЬНОЙ МЫ ВМЕСТЕ С НЕЙ РАДОВАЛИСЬ ОТ ТОГО, ЧТО БАТЮШКА С НАМИ И СЛЫШИТ НАС КАК И ПРИ ЖИЗНИ, И ПРОСЛАВЛЯЛИ БОГА, ДИВНАГО ВО СВЯТЫХ СВОИХ - А ДЕНЬ ЭТОТ БЫЛ 3 ФЕВРАЛЯ Н.С. «ОТРАДА» ИЛИ «УТЕШЕНИЕ» ВАТОПЕДСКИХ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

МЫ БЛАГОДАРИМ БОГА, ЧТО ОН ДАРОВАЛ НАМ ТАКОЕ БЕСЦЕННОЕ ДУХОВНОЕ СОКРОВИЩЕ - МОГИЛКУ СТАРЦА СХИИГУМЕНА АЛЕКСИЯ, И ЧТО НАША ЖИЗНЬ НАХОДИТСЯ ПОД БЛАГОДАТНЫМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ И ЗАЩИТОЙ ТАКОГО ВЕЛИКОГО СВЯТАГО! КОГДА ЗАБРАЛИ ОТЦА НА ВОЙНУ, МАТЬ БЕЖАЛА ПЛАЧА ЗА НИМ, И КРИЧАЛА:

«ИВАН, НАУЧИ, КАК МНЕ ТЕПЕРЬ ЖИТЬ?» А ОН В ОТВЕТ; «ЖИЗНЬ ТЕВЯ НАУЧИТ».

ВСКОРЕ ОТЕЦ ПОГИБ НА ВОЙНЕ, И ОСТАЛАСЬ ОНА С ЧЕТЫРЬМЯ ДЕТЬМИ НА РУКАХ - СТАРШИЙ ИЗ НИХ МИШЕНЬКА РОДИЛСЯ С ТЯЖЕЛЕЙШИМ ФИЗИЧЕСКИМ НЕДУГОМ, ИЗ-ЗА КОТОРОГО ЕГО НОЖКИ НИКОГДА НЕ КАСАЛИСЬ ЗЕМЛИ, ЗА НИМ ПРИХОДИЛОСЬ УХАЖИВАТЬ, ЕГО КОРМИЛИ ИЗ ЛОЖЕЧКИ.

ОСОВОЕ ИЗВРАНИЕ СТАРЦА ПРОЯВИЛОСЬ УЖЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ. БЫВАЛО, МАТЬ ПОСАДИТ ДВУХЛЕТНЕГО МИШЕНЬКУ, ОБЛОЖИВ ПОДУШКАМИ, И УХОДИТ НА РАБОТУ, ЛАМПАДКИ ПОТУШИТ, БОЯЛАСЬ ПОЖАРА. ПРИХОДИТ, А ЛАМПАДКИ ГОРЯТ.

-«МИШЕНЬКА, КТО Ж ЗАЖЕГ ТО?»

А ОН ГЛАЗКИ К НЕБУ ПОДНИМЕТ И ПАЛЬЧИКОМ ВВЕРХ ПОКАЗЫВДЕТ. ПРИНЕСУТ ЕМУ ЧУРОЧЕК, А ОН ИЗ НИХ ХРАМ СТРОИТ.

С ПЯТИ ЛЕТ ОН НАЧАЛ ДАВАТЬ СОВЕТЫ ЛЮДЯМ.

В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, БОГОМ ПРИЗВАННЫЙ, ОН ПОЕХАЛ НА ПРОПОВЕДЬ ИЗ СЕЛА ЛОМОВКИ В ГОРОД ПЕНЗУ. САМ БАТЮШКА РАССКАЗЫВАЛ: ПОВЕЗЛИ МЕНЯ НА ЛОШАДИ, ВЕЗ МЕНЯ МАЛЬЧИК, И ЕХАЛ Я КАК ЦАРЬ НА ТРОНЕ, МОЮ КОЛЯСКУ ПОСТАВИЛИ НА ТЕЛЕГУ. НА КОЛЯСКУ, Я СКАЗАЛ, СШИТЬ ЧЕХОЛ И СО ВСЕХ СТОРОН НАШИТЬ ИЗ АТЛАСНЫХ ЛЕНТ КРЕСТЫ. В ТО ВРЕМЯ ГОСПОДЬ ДАВАЛ МНЕ МНОГО ГОВОРИТЬ ЛЮДЯМ.

* * *

ВСЮ ЖИЗНЬ СТАРЕЦ ПРЕТЕРПЕВАЛ ФИЗИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ, ДАЖЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ К ЕГО ТЕЛУ, КОГДА ЕГО ПОДНИМАЛИ И САЖАЛИ В КОЛЯСКУ, ПРИЧИНЯЛИ ЕМУ БОЛЬ, ОН СТОНАЛ ПРИ ЭТОМ. КОГДА ЕГО КОРМИЛИ, ТО ОН КАШЛЯЛ И С ТРУДОМ ПРОГЛАТЫВАЛ ПИЩУ. НА ЕГО МУЧЕНИЯ БЕЗ СЛЕЗ НЕЛЬЗЯ ВЫЛО СМОТРЕТЬ. НО ОН ВСЕЦЕЛО, ПРЕДАВШИЙСЯ ВОЛИ БОЖИЕЙ, ВЫЛ ОЧЕНЬ ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ. СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТАКИХ СТРАДАНИЙ ВЫШЕ САМОГО СТРОГОГО ЗАТВОРА.

БАТЮШКА НИКОГДА НЕ УЧИЛСЯ, НО НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ЗНАНИЯ ЕГО ПРОСТО ПОРАЖАЛИ. ДУХ СВЯТОЙ, ИСТОЧНИК ВСЯКОЙ МУДРОСТИ, НАУЧАЛ ЕГО.

К ОТЦУ АЛЕКСИЮ ПРИЕЗЖАЛИ ЛЮДИ РАЗНЫХ СОСЛОВИЙ: И ПРОСТЕЦЫ, И УЧЕНЫЕ И С КАЖДЫМ ОН ЗНАЛ, КАК РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩЕНИЕ С ПРОСТЫМ НЕОБРАЗОВАННЫМ СТАРЦЕМ ВОСХИЩАЛО ПРОСТОТОЙ И МУДРОСТЬЮ. ОН ОТКРЫВАЛ ЛЮДЯМ ТО, ЧТО ОНИ НЕ МОГЛИ ПОНЯТЬ С ПОМОЩЬЮ НАУКИ, ВСЕХ ПОРАЖАЛО ТО, ЧТО ОН МОГ ДАВАТЬ ДАЖЕ НАУЧНЫЕ СОВЕТЫ.

БЕСЕДУЯ С НИМ, ЛЮДИ ЧУВСТВОВАЛИ ИСХОДЯЩУЮ ОТ НЕГО БЛАГОДАТЬ, ТУ ОСОВУЮ МУДРОСТЬ, КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО ЗНАЕТ, НО И ВИДИТ.

ОН ИМЕЛ ТО, О ЧЕМ ПОЗАБЫЛ МИР, ЧТО ТАК ТРАГИЧЕСКИ ПОТЕРЯЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - СВЯТОСТЬ.

* * *

ПОДРОБНО ДРУГИМ ВЕРНЫМ ИЗБРАННИКАМ БОЖИИМ, СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ СВОЕЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ НЕС ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ: ТЯЖКИЕ БОЛЕЗНИ, КЛЕВЕТЫ И УКОРЕНИЯ. ЖИЗНЬ ЕГО, ТАКИМ ОБРАЗОМ, УПОДОБИЛАСЬ ЖИЗНИ РАСПЯТОГО ХРИСТА. ЕСЛИ В 1908 ГОДУ ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ ПРП. ВАРСОНОФИЙ ГОВОРИЛ СВОЕМУ УЧЕНИКУ БУДУЩЕМУ СТАРЦУ НИКОНУ: «ДОГОРАЕТ ТЕПЕРЬ СТАРЧЕСТВО. ВЕЗДЕ УЖЕ НЕТ СТАРЧЕСТВА, А У НАС В ОПТИНОЙ ДОГОРАЮТ ОГАРОЧКИ».

ТО В НАШЕ ВРЕМЯ СТАРЧЕСТВО ПРОСТО УНИКАЛЬНО И НИ НА ЧТО ТАК НЕ ВОССТАЕТ ВРАГ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КАК НА СТАРЧЕСТВО. СТАРЧЕСКИМ ОКОРМЛЕНИЕМ РАЗРУШАЮТСЯ ЕГО СЕТИ. ПОЭТОМУ ВРАГ СТАРАЛСЯ ВОЗДВИГАТЬ ГОНЕНИЕ НА СТАРЦА.

СТАРЕЦ ПО ПОВЕЛЕНИЮ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОЗДАЕТ ОВИТЕЛЬ. ЖАЖДУЩИЕ ЖИВОЙ ВОДЫ, СТЕКАЛИСЬ К ПРАВЕДНИКУ В ОБИТЕЛЬ, ЖЕЛАЯ СПАСЕНИЯ. ОН КАК ФАКЕЛ ОСВЕЩАЕТ НАШУ ГРЕХОВНОСТЬ И КАК КОЛОКОЛ ПРОБУЖДАЕТ НАШУ СОВЕСТЬ И ВОЗВОДИТ НАШИ ОЧИ ОТ ЗЕМЛИ К НЕБУ.

* * *

ЛЮДИ ОБНОВЛЯЛИСЬ ДУХОВНО БЛАГОДАТЬЮ БОЖИЕЙ ЧРЕЗ БОГОНОСНОГО ОТЦА АЛЕКСИЯ.

КАК-ТО РАЗ К ВАТЮШКЕ ПРИЕХАЛ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК КРУПНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ВЫСОКОГО РОСТА, КОТОРЫЙ ВЕЛ ВОЛЬНУЮ НЕБЛАГОЧЕСТИВУЮ ЖИЗНЬ, И ВОТ ЭТОТ ГРОМИЛА ПОДОШЕЛ К ВАТЮШКЕ ПОД БЛАГОСЛОВЕНИЕ, А ТОТ НАМОТАЛ НА ПАЛЬЧИК ПРЯДЬ ЕГО ВОЛОС И СТАЛ С СИЛОЙ ДЕРГАТЬ, ПРИГОВАРИВАЯ:

БУДЕШЬ КУРИТЬ?

НЕ БУДУ

БУДЕШЬ БЛУДИТЬ?

НЕ БУДУ

БУДЕШЬ ДРАТЬСЯ?

НЕ БУДУ

БУДЕШЬ ПИТЬ?

НЕ БУДУ

БУДЕШЬ МЕНЯ СЛУШАТЬСЯ?

БУДУ

ЭТОТ ГИГАНТ ЗАПЛАКАЛ, СТОЯ НА КОЛЕНЯХ ПРЕД БАТЮШКОЙ.

НА СВЕТЛОЙ СЕДЬМИЦЕ ТЕБЕ НУЖНО ЖЕНИТЬСЯ. ИДИ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕЛАЙ ГРЕХОВ. ТЫ ПОНЯЛ МЕНЯ?

ПОНЯЛ!

А КАК ТЫ МЕНЯ ПОНЯЛ?

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕ ПОВТОРИЛ В ТОЧНОСТИ И ОТОШЕЛ ОТ БАТЮШКИ В СЛЕЗАХ - ЭТОТ БУЯН ПРЕВРАТИЛСЯ В КРОТКОГО ЯГНЕНКА И В НЕДОУМЕНИИ ПОВТОРЯЛ: - «ЧТО ОН СО МНОЙ СДЕЛАЛ?».

А СИЛА ДУХА СТАРЦА ПРОСТО СЛОМИЛА ПОРОК. СЕЙЧАС ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ БАТЮШКИ ОН ПОВЕНЧАЛСЯ, ВЕДЕТ ДОБРОПОРЯДОЧНУЮ СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ. ИЗ ЭТОГО РАССКАЗА ВИДНО, КАК ИЗМЕНЯЛИСЬ, ОБНОВЛЯЛИСЬ И ОСВЕЖАЛИСЬ ДУШИ, ПРИХОДИВШИЕ К БЛАЖЕННОМУ СТАРЦУ.

* * *

БЫЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ОТ ОТЦА АЛЕКСИЯ ИСХОДИЛО НЕБЕСНОЕ СИЯНИЕ, И ЛЮДИ ВИДЕЛИ ЭТО. ОН В САМОМ ДЕЛЕ ВЫЛ ЖИВЫМ ХРАМОМ СВЯТАГО СВЕТА.

В ДУХОВНО БОЛЬНЫХ ЛЮДЯХ ПРИ ВИДЕ БАТЮШКИ БЕСЫ ТРЕПЕТАЛИ, И НЕ ХОТЯЩЕ СЕБЯ ОТКРЫВАЛИ. СТАРЕЦ ИСЦЕЛЯЛ ОТ ОДЕРЖАНИЯ БЕСОВСКОГО. МОЛИТВА СТАРЦА СВЯЗЫВАЛА ИХ - КОГДА В ОДНОЙ ИЗ БОЛЯЩИХ БЕС ОБРАТИЛСЯ К БАТЮШКЕ:

МИХАИЛ, ЕСЛИ Б ТЫ ТОЛЬКО ЗНАЛ, КАК Я ПЕЛ, КОГДА БЫЛ АНГЕЛОМ, ТВОЕ СЕРДЦЕ БЫ РАСТАЯЛО.

ПОЙ,- ГОВОРИТ БАТЮШКА.

НЕ МОГУ. МЕНЯ САТАНА ЗАМУЧАЕТ, ЕСЛИ Я ТЕБЕ БУДУ ПЕТЬ.

ПОЙ. НЕ ЗАМУЧАЕТ.

И БЕС ЗАПЕЛ «БОГОРОДИЦУ» С ПЛАЧЕМ И СО ВСХЛИПОВАНИЯМИ ПО СЛОГАМ:

БО-ГО-РО-ДИ-ЦЕ ДЕ-ВО, РА-ДУЙ-СЯ

НА УТРО БОЛЬНАЯ СКАЗАЛА, ЧТО ЕЙ ЛЕГЧЕ СТАЛО, И ОНА ПОЧУВСТВОВАЛА, ЧТО ЭТОГО БЕСА НЕ СТАЛО В НЕЙ.

ЧТО ЖЕ ЕГО РАЗЖАЛОВАЛИ ЧТО ЛИ? - СПРОСИЛИ ОБ ЭТОМ СТАРЦА И ОН ОТВЕТИЛ, ЧТО БЕС ПРЕВРАТИЛСЯ В АНГЕЛА. СИЛА ЛЮБВИ СТАРЦА ИЗМЕНИЛА БЕСА, ПРЕВРАТИВ ЕГО В АНГЕЛА.

ЭТОТ СЛУЧАЙ - НЕОПРОВЕРЖИМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БОЛЬШОЙ СВЯТОСТИ СТАРЦА.

* * *

МОЛИТВА ИИСУСОВА БЫЛА ДЛЯ СТАРЦД ХЛЕВОМ НАСУЩНЫМ, У НЕГО БЫЛА НЕПРЕСТАННЛЯ МОЛИТВА. ЕГО МОЛИТВЫ ИСХОДИЛИ ИЗ САМОГО СЕРДЦА.

БАТЮШКА ВСЕГДА УЧИЛ БРАТЬ БОЖИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВСЯКОЕ ДЕЛО, ЛЕГ В ПОСТЕЛЬ И ГОВОРИТ: «ГОСПОДИ, Я ЛЕГ. ПОМОГИ МНЕ ОТДОХНУТЬ ДО УТРА».

С ТАКОЙ ВЕРОЙ ОН ГОВОРИЛ ЭТИ СЛОВА, КАК РЕБЕНОК - ОТЦУ, ТАК ПРОСТО И ИСКРЕННО, ЧТО СТОЯВШИЕ РЯДОМ НЕВОЛЬНО УМИЛЯЛИСЬ ЭТОЙ ДЕТСКОЙ ПРОСТОТЕ ЕГО РЕЧИ И УДИВЛЯЛИСЬ НЕПОСТИ-ЖИМОЙ ГЛУБИНЕ ЕГО ВЕРЫ. О СИЛЕ МОЛИТВЫ СТАРЦА РАССКАЗЫВАЕТ СВЯЩЕННИК: «ОТНОШЕНИЕ К СХИИГУМЕНУ АЛЕКСИЮ У МЕНЯ РЕЗКО ИЗМЕНИЛОСЬ, КОГДА Я САМ ПОЧУВСТВОВАЛ СИЛУ ЕГО МОЛИТВЫ. СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, - БУДЬ ОН МИРЯНИН, ИЛИ СВЯЩЕННИК, ВЕСЬМА ПОДВЕРЖЕН ДЕМОНИЧЕСКОМУ ВЛИЯНИЮ, ОН НАХОДИТСЯ КАК - БЫ ПОД ПОСТОЯННЫМ ДЕМОНИЧЕСКИМ ПРЕССОМ. СВОЕЙ МОЛИТВОЙ БАТЮШКА КАК ЯРКИМ СВЕТОМ ПОПАЛИЛ КОЗНИ БЕСОВСКИЕ, И ОНИ СРАЗУ РАССЕЯЛИСЬ СЛОВНО ДЫМ, ТАК ОН ОТОГНАЛ ЛУКАВОГО ДЕМОНА, НА ДУШЕ СТАЛО ТАК СВЕТЛО И СПОКОЙНО, ЧТО ХОТЕЛОСЬ УМЕРЕТЬ, ДАБЫ СОХРАНИТЬ ЭТО СОСТОЯНИЕ. ПОЧУВСТВОВАЛ Я И ТО, НАСКОЛЬКО УКРЕПИЛИСЬ В ДУШЕ СИЛЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ МЕРЗОСТНЫМ ТВАРЯМ, ПОГУБЛЯЮЩИМ МИЛЛИАРДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ». КАК ОБЩАЛСЯ БАТЮШКА С НЕВЕСНЫМИ СИЛАМИ ДЛЯ НАС СОКРЫТО, ЭТО ТАЙНА. ГОСПОДЬ ИНОГДА НЕМНОГО ДЛЯ НАС ЭТО ПРИОТКРЫВАЛ. КОГДА ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ В ДИВЕЕВО НА 100-ЛЕТИЕ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО СПРОСИЛИ БАТЮШКУ, А КОГДА ОН ПОЕДЕТ, ТО БАТЮШКА С УЛЫБКОЙ ОТВЕТИЛ: «МЕНЯ СЕРАФИМ ВЫЗОВЕТ».

ТО ЧТО МНОГИЕ ТАЙНЫ НЕВИДИМОГО МИРА ВЫЛИ ЕМУ ОТКРЫТЫ ОЧЕВИДНО ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПОВЕСТВОВЛНИЙ. БА¬ТЮШКА ГОВОРИЛ:

ВСЕ БОГАТСТВА МИРА НЕ СТОЯТ ОДНОГО ЦВЕТКА В ЦАРСТВЕ НЕВЕСНОМ. НА ВОПРОС:

А ПРАВДА ЛИ ЧТО КАЖДУЮ НОЧЬ В ТРИ ЧАСА МАТЕРЬ БОЖИЯ СПУСКАЕТСЯ С НЕВЕС ПО ЛЕСТНИЦЕ НА ЗЕМЛЮ?

ДА.

А ДОЛГО ЛИ ВЫВАЕТ МАТЕРЬ БОЖНЯ НА ЗЕМЛЕ?

ОНА НЕ МНОГО ВРЕМЕНИ ПРЕВЫВАЕТ НА ЗЕМЛЕ.

ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА В БОЛЯЩЕЙ, БЕС НАВОДИЛ СТРАХ И УЖАС СВОИМИ КРИКАМИ И ДЕЙСТВИЯМИ НА ОКРУЖАЮЩИХ В СТРАХЕ ЗАКРИЧАЛ:

МИХАИЛ. ПРИШЕЛ С БОЖИЕЙ МАТЕРИЮ! - БОЛЯЩАЯ УПАЛА НА КОЛЕНИ И БЕС В НЕЙ ЗАТИХ.

СИЛОЙ БЛАГОСЛОВЕНИЯ СТАРЦЛ МИЛОСТЬ БОЖИЯ ПРЕ¬КЛОНЯЕТСЯ К НАМ. ПО ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЮ К УДИВЛЕНИЮ ВРАЧЕЙ УСПЕШНО ДЕЛАЛИСЬ СЛОЖНЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ, УЧАЩИМСЯ СДАВАЛИСЬ ЭКЗАМЕНЫ: ГОСПОДЬ ПОСЫЛАЛ ЛЮДЯМ ХОРОШУЮ РАБОТУ; РАЗРУШАЛИСЬ НЕВЕРНЫЕ БРАКИ, А ВЕРНЫЕ ОСВЯЩАЛИСЬ, УДАЧНО ПОКУПАЛИСЬ И ПРОДАВАЛИСЬ, СТРОИЛИСЬ ДОМА И КВАРТНРЫ И Т.Д.

* * *

ВОДА ИЗ КОЛОДЦА У БАТЮШКИ ОВЛАДА€Т ЧУДОДЕЙСТВЕННОЙ СИЛОЙ И МНОГИМ ПО ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ЭТА ВОДА ПРИНОСИТ ИСЦЕЛЕНИЯ.

ПРИВЕДЕМ ОДИН ИЗ СЛУЧАЕВ.

ОДНАЖДЫ ЗИМОЙ МУЖЧИНА СЧИЩАЛ СНЕГ С КРЫШИ ГАРАЖА, ГДЕ ПРОХОДИЛИ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА, ВДРУГ НЕОЖИДЛННО ПРОИЗОШЕЛ СИЛЬНЫЙ УДАР ТОКОМ, ТАК ЧТО БОТИНКИ И ОДЕЖДУ РАЗОРВАЛО. В ТЯЖЕЛОМ СОСТОЯНИИ УВЕЗЛИ ЕГО В РЕАНИМАЦИЮ, ГДЕ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ВРАЧЕЙ СОСТОЯНИЕ ЕГО БЫЛО БЕЗНАДЕЖНЫМ. 70-80% КОЖНОГО ПОКРОВА ПОРАЖЕНО ОЖОГОМ. СРОЧНО ПОПРОСИЛИ БАТЮШКИНЫХ МОЛИТВ. И ПО ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВОДА ИЗ КОЛОДЦА БЫЛА ДОСТАВЛЕНА В ДРУГОЙ ГОРОД БОЛЬНОМУ. СОСТОЯНИЕ БОЛЬНОГО БЫЛО УЖАСНОЕ, ОН ЛЕЖАЛ НЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СЕТКЕ, И НА ЕГО ГЛАЗАХ С ТАКИМ ПРОЦЕНТОМ ОЖОГА УВОЗИЛИ ЛЮДЕЙ В МОРГ. ВДРУГ В ПАЛАТУ ЗАХОДИТ ЛЕЧАЩИЙ ВРАЧ СТАВИТ НА ТУМБОЧКУ ВОДУ СО СЛОВАМИ: «СРОЧНО БЕЛЕЛИ ПЕРЕДАТЬ ИЗ ПЕНЗЫ ОТ БАТЮШКИ, СТАРЕЦ СКАЗАЛ, ЧТО БОЛЬНОМУ СТАНЕТ ПОЛЕГЧЕ».

БОЛЬНОЙ СТАЛ ПИТЬ ВОДУ И НАЧАЛСЯ ПРОЦЕСС ЗАЖИВЛЕНИЯ. К УДИВЛЕНИЮ ВРАЧЕЙ ПОСТРАДАВШИЙ ВСКОРЕ ПОПРАВИЛСЯ И ВЕРНУЛСЯ НА ПРЕЖНЮЮ РАВОТУ, СЛЕДОВ ОТ ОЖОГОВ ПОЧТИ НЕ ОСТАЛОСЬ.

* * *

ПРОСТОЕ ПРИСУТСТВИЕ БОГОНОСНОГО СТАРЦА ПРИНОСИЛО МИР И ПОКОЙ. ЛЮДИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ БЕСЕДОВАТЬ С ЭТИМ СВЯТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, И КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА УХОДИЛИ ОТ НЕГО В ДУШАХ ИХ ВОДДРЯЛСЯ ПОКОЙ, КОТОРЫЙ ОХВАТЫВАЛ ВСЕ ИХ СУЩЕСТВО, БГО ДОБРОЕ СЕРДЦЕ ВСЕГДА СОГРЕВАЛО СВОИМ ТЕПЛОМ ТЕХ, КТО ПРИХОДИЛ К НЕМУ ОН БЫЛ ТАК УЧАСТЛИВ К ЛЮДЯМ, ЧТО СРАЗУ ОТЗЫВАЛСЯ НА КАЖДУЮ БОЛЬ И СТАРАЛСЯ ПОМОЧЬ. РАДОВАЛСЯ, КОГДА У ЛЮДЕЙ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО И СМЕЯЛСЯ КАК РЕБЕНОК.

ИСЦЕЛЯЛ БОЛЬНЫЕ СТРАДАЮЩИЕ ДУШИ; ОТВЕЧАЛ НА САМЫЕ СЛОЖНЫЕ, САМЫЕ МУЧИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ЖИЗНИ.МНОГИМ СУПРУЖЕСКИМ ПАРАМ ОН ПОМОГ РАЗРЕШИТЬ СПОРЫ И РАССЕЯТЬ ИСКУШЕНИЯ БЕСОВСКИЕ.

ОН ТИХИМ СЛОВОМ ИЗУМИТЕЛЬНОГО СМИРЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ, ПРОНИКАЛ В ДУШУ И ОТКРЫВАЛ ЕЙ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ, И БЫЛО УДИВИТЕЛЬНО, КАК ЭТОТ ВЕЛИКИЙ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЛАБЫЙ ЗДОРОВЬЕМ ЧЕЛОВЕК, УДОВЛЕТВОРЯЛ ВСЕХ ЖАЖДУЩИХ ЕГО. НИКТО НЕ УХОДИЛ ОТ НЕГО НЕ УТЕШЕННЫМ. ЛЮБОВЬ ЕГО БЫЛА ТАК ВЕЛИКА И ГЛУБОКА, ЧТО ЭТО НАПОМИНАЛО ЧЕЛОВЕКА АПОСТОЛЬСКИХ ВРЕМЕН...

САМ БАТЮШКА ГОВОРИЛ: «Я НЕУЧЕНЫЙ, ТАКОЙ ЖЕ КАК АПОСТОЛЫ. ДВЕРИ МОЕГО ДОМА ВСЕГДА ДЛЯ ВСЕХ ОТКРЫТЫ, ТОЛЬКО НЕ ВСЕ В НИХ ПОПАДАЮТ».

* * *

ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОЗОРЛИВОСТИ СТАРЦА СУЩЕСТВУЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО МНОГО ФАКТОВ. РАССКАЗЫВАЕТ СВЯЩЕННИК СЛУЧАЙ, КОТОРЫЙ ПРОИЗОШЕЛ В ВАЛДАЙСКОМ МОНАСТЫРЕ. КОГДА МЫ СО СТАРЦЕМ ЗАЕХАЛИ В ИВЕРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, ИЕРОМОНАХ НИЛ - НОВОИСПЕЧЕННЫЙ НАМЕСТНИК, ВСТРЕТИЛ НАС КРАЙНЕ ВОИНСТВЕННО.

«ЗАЧЕМ ПРИЕХАЛИ? ГДЕ ДОКУМЕНТЫ?»

МИНУТ ДВАДЦАТЬ ИЗУЧАЛ ИХ, ИСПЫТЫВАЯ НАШЕ ТЕРПЕНИЕ. ПРИКАЗАЛ ЗАКРЫТЬ ВОРОТА, ПОЗВАЛ ЕЩЕ ОДНОГО ОХРАННИКА, СВЕРЯЛ НОМЕРА НА АВТОВУСЕ С ДОКУМЕНТАМИ. ЧУВСТВО БЫЛО ТАКОЕ, ЧТО МЫ ПОПАЛИ В ЗАСАДУ, А НЕ В МОНАСТЫРЬ ПРИЕХАЛИ. ОН ПРЕКРАСНО НАС ЗНАЛ И БЕЗ ВСЯКИХ ДОКУМЕНТОВ, ТАК КАК К БЫВШЕМУ НАМЕСТНИКУ, АРХИМАНДРИТУ ЕФРЕМУ, МЫ ПРИЕЗЖАЛИ ЧАСТО. ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ НИЛ ПРИГЛАСИЛ ВСЕХ НА ТРАПЕЗУ, НО СТАРЕЦ, ДОСЕЛЕ СПОКОЙНО НАБЛЮДАВШИЙ ЗА ПРОИСХОДЯЩИМ, ОТКАЗАЛСЯ.

«УЕЗЖАЕМ». И НЕГРОМКО ПРОИЗНЕС: «НЕ БУДЕТ ЕГО ЗДЕСЬ СКОРО. МАТЕРЬ БОЖИЯ НЕ ДОПУСТИТ». КАК ЖЕ СТАЛО СТРАШНО, КОГДА МЫ УЗНАЛИ О ТРАГЕДИИ В МОНАСТЫРЕ. ИЕРОМОНАХ НИЛ ПРОЖИЛ В СВОЕЙ ДОЛЖНОСТИ ВСЕГО ТРИ МЕСЯЦА И НАСМЕРТЬ РАЗБИЛСЯ НА МАШИНЕ, КАК И ПРЕДСКАЗАЛ СТАРЕЦ.

ПРИ ПОМОЩИ ЕГО ПРОЗОРЛИВОСТИ МНОГИЕ ЛЮДИ ПРИХОДИЛИ К ВЕРЕ, ИНОГДА ОН КАСАЛСЯ ТАКИХ ТАЙНИКОВ ДУШИ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО ОТКРЫВАЛСЯ БОГ.

ОН ПРЕДСКАЗЫВАЛ БУДУЩЕЕ НА МНОГИЕ ГОДЫ ВПЕРЕД.

ОДНОМУ МУЖЧИНЕ СКАЗАЛ: «БУДЕШЬ СВЯЩЕННИКОМ».

ТОТ ОТВЕТИЛ: «ДА ЧТО ВЫ, БАТЮШКА, - Я ИНЖЕНЕР!»

А БАТЮШКА: «БУДЕШЬ, БУДЕШЬ».

ЧЕРЕЗ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ ВСЕ СБЫЛОСЬ. МНОГО СЛУЧАЕВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ПОМОЩИ СТАРЦА ЛЮДЯМ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕЛИКОЙ ПЕРЕЖИВАЕМОЙ СКОРБИ ИЛИ МЫСЛЕННО ПРИЗЫВАЮЩИХ ЕГО НА ПОМОЩЬ, НАХОДЯЩИХСЯ ОТ НЕГО НА ОЧЕНЬ ДАЛЕКИХ РАССТОЯНИЯХ - ЭТО ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫСОКОГО ДАРА ПРОЗОРЛИВОСТИ СТАРЦА.

ВОТ ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ.

ПОСЫЛАЕТ БАТЮШКА ПОСЛУШНИЦУ ДОМОЙ;

-«АННА, ПОЕЗЖАЙ К МАТЕРИ».

ТА ПРИЕЗЖДЕТ И ВИДИТ, МАТЬ СИДИТ НА КРЫЛЬЦЕ И ПЛАЧЕТ:

-«ДОЧКА, А Я ЗАБОЛЕЛА, И МОЛИЛАСЬ, ЧТОБЫ ТЫ ПРИЕХАЛА». ПРИХОДЯЩИЕ СО СВОИМИ НУЖДАМИ ЛЮДИ ПОРОЙ НЕ УСПЕВАЛИ ЗАДАТЬ ВОПРОС, КАК БАТЮШКА ДАВАЛ ОТВЕТ.

ГЛАЗА ЕГО СМОТРЕЛИ В САМОЕ СЕРДЦЕ И ВИДЕЛИ ВСЮ ТВОЮ ДУШУ, ОТ ЕГО ЛЮВЯЩЕГО ОКА НИЧЕГО НЕ ВЫЛО СОКРЫТО.

СТАРЕЦ ПОХОДИЛ НА ЗЕМНОГО АНГЕЛА. СВОЙСТВО АНГЕЛА - СМИРЕНИЕ. АНГЕЛ, НЕВИДИМЫЙ ПЛОТСКИМИ ГЛАЗАМИ ДУХ И СТАРЕЦ СТАРАЛСЯ БЫТЬ НЕВИДИМЫМ И НЕЗНАЕМЫМ ДЛЯ ЭТОГО МИРА. ЛИШЬ ТОТ, КТО ИМЕЛ ДУХОВНЫЕ ОЧИ, МОГ УВИДЕТЬ ЕГО ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ И КРАСОТУ.

ОН БЫЛ ОДНИМ ИЗ ТЕХ, КОТОРЫХ ВЕСЬ МИР НЕ БЫЛ ДОСТОИН ПО СЛОВУ АПОСТОЛА ПАВЛА (ЕВР. 11, 38). С НИМ БЫЛО ОЩУТИМО БОЖИЕ ПРИСУТСТВИЕ, ОСОВЕННО НА ИСПОВЕДИ, ЧУВСТВОВАЛОСЬ, ЧТО ЕГО УСТАМИ ГОВОРИТ С ВАМИ СВЯТОЙ ДУХ - ДУХ СВЯТОЙ ВДОХНОВЛЯЛ ВСЕ ЕГО СЛОВА.

ГОВОРИТ АРХИДЬЯКОН: «НО ВОТ НАСТУПАЕТ ЭТОТ МОМЕНТ, Я КЛАДУ СВОЮ ГОЛОВУ ЕМУ НА КОЛЕНИ, ПЫТАЮСЬ ПЕРЕЧИСЛИТЬ СВОИ СОГРЕШЕНИЯ, НО ВСЕМ СВОИМ СУЩЕСТВОМ ЧУВСТВУЮ, ЧТО БАТЮШКА УЖЕ ВСЕ ЗНАЕТ, ЕМУ НЕТ НУЖДЫ МЕНЯ ВЫСЛУШИВАТЬ, И ТОГДА ГОВОРЮ ПРОСТО: «ОТЧЕ, ПРОСТИ МЕНЯ», ПЕРЕЧИСЛЯЮ ГРЕХИ И СЛЫШУ; «БОГ ПРОСТИТ, БОГ ПРОСТИТ» И С ТАКОЙ ЛЮБОВЬЮ И МИЛОСТЬЮ ОН ЧИТАЕТ НАД ТОБОЙ МОЛИТВУ. «ПРОЩАЮ, РАЗРЕШАЮ ОТ ЮНОСТИ И ДО СЕГО ДНЯ», ЧТО ХОЧЕТСЯ ПРОСТО УМЕРЕТЬ И РОДИТЬСЯ ЗАНОВО.

НАСТУПАЕТ ВЕЛИКОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ, КОГДА СТАРЧЕСКАЯ РУЧКА ЕДВА КАСАЕТСЯ ТВОЕЙ ГОЛОВЫ, И ТЫ НАЧИНАЕШЬ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОТХОДЯТ ВСЕ СОМНЕНЬЯ И ВНУТРЕННИЕ ТЕРЗАНИЯ, ВСЕ КАЖУЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ»

К ВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ, НАСТОЯЩАЯ ИСПОВЕДЬ СЕЙЧАС УПРАЗДНЯЕТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ. А О ТАКОМ ТАИНСТВЕ, КАК ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ, МНОГИЕ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ. ПОЭТОМУ ЛЮДИ ПЕРЕСТАЮТ ЧУВСТВОВЛТЬ СВОИ ГРЕХИ. БАТЮШКА ГОВОРИЛ, ЧТО СВЯЩЕННИК БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ПРЕД БОГОМ ЗА ТО, ЧТО НЕ ВЫТЯГИВАЕТ ГРЕХИ. ОДНАЖДЫ НА ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ К СТАРЦУ ПРИЕХАЛА СХИМОНАХИНЯ МАНЕФА, КОТОРАЯ ПОДВИЗАЛАСЬ В ИЕРУСАЛИМЕ, ДИВЕЕВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОВИТЕЛИ, И НИГДЕ ЕЕ ДУША НЕ НАХОДИЛА РЕШЕНИЯ И ПОКОЯ. И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ИСПОВЕДИ СТАРЦУ ОНА ВЫШЛА РАДОСТНАЯ СО СЛОВАМИ: «НАКОНЕЦ-ТО МОЯ ДУША ОБРЕЛА ПОКОЙ».

ЛИТУРГИИ СТАРЕЦ ПРИДАВАЛ ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. «БЕЗ ЛИТУРГИИ НАША ЖИЗНЬ ПУСТАЯ», - ГОБОРИЛ ОН.ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ, КОГДА ОН БЫЛ КРАЙНЕ НЕМОЩНЫЙ, ОН ТОЛЬКО И ЖИЛ ЛИТУРГИЯМИ.

КОГДА БАТЮШКА В АЛТАРЕ ВОЗНОСИЛ МОЛИТВЫ К БОГУ, ТО ПОЯВЛЯЛОСЬ НЕИЗЪЯСНИМОЕ ЧУВСТВО БЛИЗКОГО ОБЩЕНИЯ СТАРЦА С БОГОМ. ДУШУ ОХВАТЫВАЛА НЕВЕСНАЯ РАДОСТЬ. ЛЮДИ НА ЕГО ЛИТУРГИЯХ ПЛАКАЛИ.

«РАДУЙСЯ, ОЛТАРЯ ГОСПОДНЯ ДОСТОЙНЫЙ ПРЕДСТОЯТЕЛЮ».

* * *

К БАТЮШКЕ ПРИХОДИЛИ РАЗНЫЕ ЛЮДИ. ПРИХОДИЛИ И КОЛДУНЫ И ЭКСТРАСЕНСЫ, И СТАРЕЦ, ПРОСВЕЩЕННЫЙ ДУХОМ СВЯТЫМ, ВИДЕЛ ИХ И ЗНАЛ КАК СЕВЯ С НИМИ ВЕСТИ. У ОДНИХ ОН ОБНАЖАЛ ИХ УТОНЧЕННОЕ, ИЗОЩРЕННОЕ ЛУКАВСТВО ПОД ВИДОМ ДОБРЫХ ДЕЛ И ПРЕМУДРО ОБЛИЧИВ, ИЗГОНЯЛ ИЗ ЦЕРКВИ. А ДРУГИХ ОН ВЫВОДИЛ ИЗ ПОГИВЕЛИ ОБОЛЬЩЕНИЯ И ПРОСВЕЩАЛ ИХ ПОМРАЧЕННЫЙ УМ.

ПРИХОДИЛИ И ВЫСОКО ДУХОВНЫЕ ЛЮДИ, ПОРОЙ ОБМАНУТЫЕ НЕДОСТУПНУЮ ДЛЯ ПОСТИЖЕНИЯ УМА КОЗНЕЮ ЕРЕСЕЙ. И ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ, КАК УЧИТЕЛЬ МНОГОПЛОДНЫЙ ОТ ВОЛКОВ ХИЩНЫХ СПАСАЛ ИХ.

* * *

СМЕРТЬ ЕГО БЫЛА ТАКОЙ ЖЕ БЛАГОСЛОВЕННОЙ И СВЯТОЙ, КАК ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ, ИСПОЛНЕННАЯ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ. БАТЮШКА ПОЗВАЛ НАС СЛУЖИТЬ ВСЕНОЩНУЮ СОБОРУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СВОЮ КОМНАТУ, ГДЕ ОН НА ПОСТЕЛИ ТЯЖЕЛО ДЫШАЛ ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ СВОЕЙ ЖИЗНИ, И МЫ ОТЧЕТЛИВО ВИДЕЛИ ЕГО ГЛАЗА, УСТРЕМЛЕННЫЕ ВВЫСЬ, И ВИДНО БЫЛО КАК ОН ПОГРУЖЕН В МОЛИТВУ.

А МЫ ПРОДОЛЖАЛИ ПРАВИТЬ ВСЕНОЩНУЮ, КАК БУДТО БАТЮШКА ПОВЕЛЕЛ НАМ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ ПРЕКРАЩАТЬ МОЛИТВЫ. ТОЛЬКО НАШЕ ПЕНИЕ ЧЕРЕДОВАЛОСЬ С ПЛАЧЕМ И РЫДАНИЯМИ ПО УМИРАЮЩЕМУ ДУХОВНОМУ ОТЦУ. СТАРЕЦ УГАСАЛ НА НАШИХ ГЛАЗАХ. НА НАШИХ ГЛАЗАХ УГАСАЛ СВЕТИЛЬНИК, КОТОРЫЙ ОСВЕЩАЛ НАС И ДРУГИХ БОЖЕСТВЕННЫМ СВЕТОМ. И КАК ПРП. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ В МОЛИТВЕННОМ ПОДВИГЕ, С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ ПРЕДАЛ ДУШУ СВОЮ ГОСПОДУ.

Я очень почитаю этого старца,потому что он является дляменя примером как не смотря на физическую немощь и беспомощность можно послужить Богу и людям.

Батюшка Алексий,моли Бога о нас!

>

Пензенский старец схиигумен Алексий. Житие.

Предисловие

Про Пензенского батюшку Алексия издано уже семь книг, написал их иеромонах Гавриил, который служил в обители батюшки и общался с ним непосредственно в течение десяти лет. Книги называются: “Придите ко мне все труждающиеся…”

Гавриил пишет, что читая о подвижниках прошлого столетия, задаешься вопросом, почему при жизни этих подвижников о них никто ничего не знал, и мы узнаем об их дарах, способностях и помощи людям только тогда, когда они уже закончили свой жизненный путь, и почти не осталось очевидцев их добродетельной жизни.

Сейчас, как все почти что слышали, время сжимается, по данным японских исследователей в сутках уже не двадцать четыре часа, а семнадцать, а на время написания этого материала похоже, что и меньше. И ритм жизни естественно убыстряется даже по сравнению с прошлым столетием. Да и жить становится все сложнее и сложнее не только в материальном и физическом плане, но и в духовном. Люди не знают, как жить, вокруг столько безнравственности, лжи и обмана и на частном, и на государственном уровне. Поэтому книги о благочестивых, прозорливых старцах, которых в наше время не так много, просто необходимы как воздух.

Поэтому иеромонах Гавриил решил написать о схиигумене Алексие, который жил в наше время и отошел ко Господу 8 января 2005 года. Да и очень многие почитатели старца просили рассказать о случаях благодатной помощи старца, хотя находились они зачастую за многие тысячи километров от старца, но молились, просили о помощи и батюшка им помогал.

Пензенский старец схиигумен Алексий был избранником Божием, он в жизни терпел очень много мучений, поношений и гонений, и Господь наделил его многими благодатными дарами – знанием Божией воли, прозорливостью, изгнанием бесов. Он помогал всем, кто к нему обращался, никому не отказывал, а вот для себя ничего не мог сделать. Старец окормлял и помогал тысячам людей, брал на себя немощи и грехи людей, страдал и мучился за них.

Кондак 1

И збранный угодниче Христов и великий в скорбех помощниче, праведный отче Алексие! К тебе яко к теплому предстателю мы, грешнии, со дерзновением притекаем и умильно взываем: умоли о нас всесильнаго Бога не попустити нам блуждати по распутиям греховным, но просветити и наша сердца духом твоея любве, да зовем ти:

Икос 1

А нгелов Творец яви в рождении твоем молитвенное заступление святителя Филарета, егда, не могущу матери разродитися тобою, родитель твой притече к нему, и того молитвою явлен был еси в мир сей во время совершения Божественныя Евхаристии, показуя тем, яко будеши великий служитель таинств церковных. Сего ради взываем ти:

Радуйся, святителем Филаретом благословенный и воспитанный; радуйся, от пелен того подвижническому житию научивыйся.

Радуйся, отрасль родителей пречестных, плод благий принесшая; радуйся, яко издетска гласом своим Бога прославлял еси.

Радуйся, благоговение и любовь ко службам Божиим от отца унаследовавый; радуйся, от матери твоея странноприимство и попечение о ближних восприявый.

Радуйся, ушеса своя к пению церковному от рождения приклонивый; радуйся, во еже не видети суеты, очеса своя в горняя вперивый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 2

В идя человеколюбец Господь широту сердца твоего, готоваго послужити ближним своим, яви в благословении матери твоея волю Свою, да будеши не врач телес, но пастырь Церкве Христовы, врачуяй души притекающих к тебе, темже вси людие, видяще образ добраго пастырствования твоего, воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Р азумом Божественным просвещен, узрел еси путь спасения во отсечении воли своея, егда поставлен был еси причетником во храм Богоматере, с велием терпением восприял еси суровство начальствующаго и тако возрастил еси в сердце твоем плод Христова смирения. Многолетнее твое терпение славяще, возглашаем ти тако:

Радуйся, послушниче усердный; радуйся, яко Богу работал еси неленостно.

Радуйся, укорения и поругания, яко Божие изволение, восприявый; радуйся, осуждати и укоряти других всегда избегавый.

Радуйся, поучавый обличающих нас яко благодетелей почитати; радуйся, призывавый ради блага ближних своих себе утесняти.

Радуйся, благим супружеством своим и нам образ честнаго брака явивый; радуйся, в супружнице твоей добраго помощника на пути Христовом обретый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 3

С ила Вышняго обрете в тебе сосуд честен и по посвящении во иерея продолжаше вести тя чрез горнило испытаний. Служил бо еси не в веси дальней, якоже хотяше, но во граде Москве, в церкви малаго прихода, идеже осемь лет богомольцев не имев, николиже возроптал еси. Ныне же предстоиши со дерзновением Престолу Божию, поя песнь: Аллилуиа.

Икос 3

И мея тщание к совершению служб церковных, на кийждо день служение Божественныя Литургии учинил еси и к покрову Богоматере и заступничеству святителя Николая прибегая, весь путь жития твоего молитвою озарил еси. Сего ради воспеваем тя сице:

Радуйся, служителю алтаря ревностный; радуйся, яко бодрствовал еси в молитвенном подвизе непрестанно.

Радуйся, в Бозе все упование твое полагавый; радуйся, в долгих испытаниих непоколебим пребывый.

Радуйся, яко крест на перси прияв, сраспинал еси Христу плоть свою со страстьми и похотьми; радуйся, яко получив епитрахиль на выю свою, Дары Духа Святаго неоскудно источал еси.

Радуйся, яко поясом препоясав чресла своя, заутро на нивы делания Господня изшел еси; радуйся, яко взявся за рало Христово, не направлял еси вспять стопы твоя.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 4

Б урю моря житейскаго, сластолюбием, злобою и гордынею волнуемаго, всем житием твоим научал еси преплывати в кораблеце покаяния, да и мы, являя живую веру и трепетную любовь ко Господу, сподобимся воспевати Ему и на небесех песнь хвалебную: Аллилуиа.

Икос 4

С лыша о богоугоднем житии твоем, начата прибегати к тебе ищущии спасения, обретая в тебе чадолюбиваго отца и утешителя, ты же неленостно поучал еси я покаянию и служению ближним самоотреченному. Темже и нас, якоже и чад твоих, научи истинному деланию на пажитех душ наших, да славим тя благодаряще:

Радуйся, в век оскудения благочестия несокрушимым сосудом веры явивыйся; радуйся, неленостным проповеданием в обмирщенная сердца семена благих деяний сеявый.

Радуйся, глашатаю любве Божия всем скорбящим и отчаявшимся; радуйся, ожесточенных злобою любовию своею к покаянию обращал еси.

Радуйся, научивый в живущих с нами образ Божий почитати; радуйся, призывавый почивших неустанно поминати.

Радуйся, не отревая немощных, им по силе их делание полагавый; радуйся, в постоянстве малаго делания залог духовнаго возрастания указавый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 5

З везда еси, на небесех святости возсиявшая, светиши светло, в сонме праведных и исповедников российских землю нашу просвещая, темже, зряще тя, праведный отче Алексие, прославляем прославльшаго тя Господа, зовуще Ему: Аллилуиа.

Икос 5

В идя обильным любовию сердцем своим окрест тебе в нищете живущия, подавал еси им, елико имяше, уповая, яко не оставит Господь и дом твой. Даждь и нам стяжати сердце милосердное и научи ны невозбранно внимати воле Божией, да восхваляюще глаголем ти сицевая:

Радуйся, Христа бо возлюбив, не прилеплялся еси к сокровищам земным; радуйся, яко великий купец небесное богатство стяжал еси.

Радуйся, милосердием души наша обогащати научаяй; радуйся, некрадомое богатство душам верных испрошаяй.

Радуйся, светом трисолнечным сердца человеческая просвещаяй; радуйся, выну о пользе душевной пекийся.

Радуйся, рачителю целомудрия; радуйся, хранителю чистоты.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 6

П роповедал еси пастве своея покаяние и вкушение безсмертныя Трапезы Агнчи, да не взалчут более страстей, но восприимут мир и любовь Христову и поучаются любити ближних своих с самоотвержением и утеснением себе, да благо им будет, и да взывают радостно: Аллилуиа.

Икос 6

В озсиял еси в первопрестольнем граде Москве глашатаем жизни неветшающия, древним отцем, в пустынех подвизавшимся, равный; людем, в суете пребывающим и различными злоучении прельщаемым, открывал еси любовь, милосердие и правду Божию. Таковому о тебе произволению Божию дивящеся, вопием ти:

Радуйся, неустанный проповедниче любве к Богу и ближним; радуйся, яко вслед за апостолом наставлял еси друг друга тяготы носити.

Радуйся, во граде яко в пустыни живый; радуйся, пустыню града богатством слез твоих оросивый.

Радуйся, яко пожил еси в мире премирно; радуйся, яко и на земли выну предстоял еси Христу.

Радуйся, ожесточенная сердца теплотою твоея любве возделавый; радуйся, яко и ныне помогаеши страждущим душевный покой обретати.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 7

Х отя Человеколюбец Господь поставити тя в трудную годину утешителем скорбящих и страждущих, посла тебе скорбь великую в тяжкой болезни и смерти супружницы твоея, да ничто уже земное не связует сердце твое, но да приложиши к ревности ревность и приимеши благодать на благодать, научая пети всех: Аллилуиа.

Икос 7

Н овый путь духоноснаго старчествования на стогнах града Москвы яви тебе Господь в словесех праведнаго Иоанна, пресвитера Кронштадтскаго, указуя, да восприимеши всю скорбь человеческую, яко свою, молитвою и теплотою любве сию врачуя. Темже и наша скорби отыми от нас, да радующеся, взываем ти:

Радуйся, благодать кронштадтскаго светильника обильно восприемый; радуйся, яко врач искусный душ человеческих явивыйся.

Радуйся, вставший на страже скорбных сердец человеческих; радуйся, от обращавшихся к тебе именование добраго пастыря стяжавый.

Радуйся, заблудших овец к Пастыреначальнику приводивый; радуйся, от волков хищных тех неврежденно сохранивый.

Радуйся, яко широтою любве твоея всех объял еси; радуйся, яко надежду на Бога полагати научал еси.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 8

С транноприимная деяния совершати тщашеся, учинил еси при храме приют чадом, не имущим родителей, назидая их словом и житием своим, да возрастая в благом попечении и любве, благодарственно воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 8

В есь еси, праведный отче Алексие, николиже суетою связанный, посреде людей пребывая, выну Богу предстоял и работал еси. И нас, в суету погруженных, научи твоему в мире премирному житию, да усердно тебе воспоим:

Радуйся, детскую младость души твоея сохранивый; радуйся, тою младая сердца к Богу приводивый.

Радуйся, явивыйся сиротствущим чадолюбивая мати; радуйся, порождаяй души чад своих духовных для вечнаго живота.

Радуйся, преизряднейший пастырю; радуйся, яко от скверн мира сего ограждатися чад своих научал еси.

Радуйся, чтущим тя верный пред Богом ходатаю; радуйся, призывающим тя непреложное упование.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 9

В сем, притекающим к тебе в скорби, наставник изрядный явился еси, отче Алексие, подвизая людей к покаянию и самоукорению, терпению же в скорбех неистощимому, да за сие благодаряще Богу поют: Аллилуиа.

Икос 9

В итийствующий язык умолча, зря, како ты, старче Алексие, служение свое в простоте совершая и мудрость века сего посрамляя, всяку гордыню человеческую яко прах от лица ветра возметал еси. Сего ради похваляем тя сице:

Радуйся, яко не хитросплетением словес, но силою правды Божия души призывал еси; радуйся, яко вознесенную гордыню века сего смирением сокрушал еси.

Радуйся, словесы своими не крепость человеческую, но силу Божию являвый; радуйся, яко нестареющую мудрость евангельскую живу и действенну показавый.

Радуйся, исполненный ревности по Бозе Вседержителе; радуйся, ревнителю уставов церковных.

Радуйся, искусный властителю совести человеческия; радуйся, всем бе вся, да спасеши души, Богом тебе врученныя.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 10

С пасения от временных тягот поучал еси в преселении во слывшия хлебородными земли не искати, егда глад, мор и междуусобныя брани постигоша страну нашу. Заповедал еси жительства своего не оставляти и восприяти трудности яко наказание Божие, за умножение беззакония попущенное, Богу взывая: Аллилуиа.

Икос 10

С тена непоколебимая упования на Господа явился еси, отче Алексие, яко скала крепкая сокрушая треволнение житейское, малодушие и уныние в душах людей, к тебе прибегающих и с любовию зовущих ти:

Радуйся, адаманте веры несокрушимый; радуйся, узревший с богомольцы храма пред годиною бедствий, како лияше слезы Богоматерь на чудотворней иконе Ея Феодоровской.

Радуйся, разделивый с народом российским скорби, Богом низпосланные; радуйся, глад и хлад приявый яко наказание Божие.

Радуйся, злато, в горниле скорбей очищенное; радуйся, надеждею на милосердие Божие страждущия души врачевавый.

Радуйся, помощниче скорый; радуйся, призывающим тя в скорбных обстояниих щит и ограждение.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 11

П ение всеумиленное приносим ти, отче досточудне, прославляюще блаженную кончину и погребение твое, молитвами первосвятителя и исповедника Тихона, Патриарха Всероссийскаго, напутствованное. Веруем, яко предстоиши в свете невечернем Престолу Пресвятыя Троицы, выну поя: Аллилуиа.

Икос 11

С ветозарным светильником явился еси, даров Божиих исполнен и умножаяй таланты, яже даде тебе всех Бог, в житии бо твоем являл еси дары прозрения и исцеления, подвизая нас глаголати тебе похвалы сия:

Радуйся, яко от детских лет был еси Господу верен; радуйся, многих дарований от Него сподобивыйся.

Радуйся, лучу благодати, в мире явленный; радуйся, ризами света Христова одеянный.

Радуйся, помогий обрести сына отчаявшейся матери из града Тобольска, юже к тебе преподобный Серафим направи; радуйся, яко и ныне в трудных обстояниих о нас к Богу ходатайствуеши.

Радуйся, прозорливостию и чудотвореньми люди в вере стояти утвердивый; радуйся, отеческим попечением и молитвою не имевшия веры души к Богу обративый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 12

Б лагодати исполнен, яко сосуд Духа Святаго избранный, породил еси духом многая чада твоя, да зряще житие их, окрест живущии уразумеют, яко любовь в Бозе к ближнему залог мира и благоденствия есть, и тако благодарственно воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 12

П оюще житие твое и прославление, веруем, яко многомощно есть пред Престолом Владычним твое за ны ходатайство, мощи же твои сокровище многоценное имуще, к ним припадаем, яко к сосуду благодати неистощимому, и согласно ублажаем тя:

Радуйся, гражданине Иерусалима небеснаго; радуйся, благий наставниче, возрастивый в чадех своих преславных отцев.

Радуйся, яко был еси на земли храм живый, Господу посвященный; радуйся, яко предстоиши днесь Престолу Вседержителя.

Радуйся, старцев оптинских собеседниче; радуйся, кронштадтскаго светильника сомолитвенниче.

Радуйся, яко община твоя образ бысть купножительства христианскаго; радуйся, яко чада твоя свидетельством кровей своих Христа исповедаша.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 13

О предивный пастырю и теплый о нас к Богу молитвенниче, праведный отче Алексие! Не отрини нас немощных, совершающих похвальное пение сие, и научи волю Божию невозбранно творити, да сподобимся и в будущем веце благодарственно воспевати Творцу и Богу нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец…» и 1-й кондак «Избранный угодниче…».

Молитва

О всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкве Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, милующим сердцем болезнуя о всех, просящих твоея помощи. Приими малое сие моление наше, и яко в земном житии твоем отирал еси всяку слезу, облегчал еси всяку скорбь, так и ныне, милосердый молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию, умоли Человеколюбца Бога о прощении безчисленных прегрешений наших, да очистив душу покаянием, к деланию доброму приступим. Ей, старче благий, буди и нам пастырь добрый, наставляя на стезю спасения, да молитвами твоими безпорочно преидем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славяще Безначальнаго Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

П омози в бедах и утеши в скорбех, пастырю добрый, отче Алексие, подвигом бо старчества миру просиял еси, веру и любовь Христову во мраце беззаконий исповедал еси, болезнуя сердцем о всех притекающих к тебе. И ныне моли Бога за ны, любовию чтущия тя.

Кондак

В елии труды любве и милосердия подъял еси, праведный старче Алексие, от святаго пастыря Кронштадтскаго благословение на помощь страждущим прияв, беды и скорби людския яко вериги на рамо свое возложи. Мы же ведуще тя молитвенника дерзновенна ко Господу, со умилением зовем ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Величание

В еличаем тя, святый праведный отче Алексие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

В Пензенской области, в посёлке Победа, существует уже получившая довольно большую популярность, так называемая, «Михайловская обитель». Община «старца Алексия» (это другое название «Михайловской обители») расположена рядом с православным храмом Успения Божией Матери Пензенской епархии РПЦ.

Эта община НЕ имеет канонического общения с Русской Православной Церковью, хотя зачастую объявляет себя не иначе как «Истинной Православной Церковью».

В центре духовной жизни «Михайловской обители» — почитание личности «схиигумена Алексия».

«Старец» «Михайловской обители» — «схиигумен Алексий»

Михаил Иванович Шумилин (это его мирское имя) родился 10 ноября 1930 года в селе Ломовка Лунинского района Пензенской области с тяжёлым физическим недугом. Он - инвалид детства.

В течение всей жизни он не мог полноценно управлять ни руками, ни ногами, передвигался в инвалидной коляске и только с чужой помощью. А главное - речь его была нечленораздельной и неразборчивой. Поэтому, когда в 22-летнем возрасте Михаила перевезли в Пензу, его мать при нём стала «переводчиком».

Совершенно очевидно, что человека в таком физическом состоянии не могли рукоположить в священный сан, который ему приписывают члены общины.

О его постриге (якобы совершённом в 1992 году) вообще стало известно не так давно - в 2007 году из книги «По вере вашей да будет вам…». Это одна из нескольких книг, написанных о «старце Алексии». Один из авторов - «священник» Геннадий Емельянов, ранее являющийся распространителем культа «Чебаркульского отрока Вячеслава».

Литература о «схиигумене Алексии»

В книге, озаглавленной евангельскими словами «По вере вашей да будет вам…», рассказывается о хиротонии «старца Алексия» в присутствии нескольких митрополитов и архимандритов, проживающих и служащих в совершенно разных местах (Тбилиси, Риге, Белгороде) и странным образом собравшихся для хиротонии Михаила Шумилина.

Также говорится о благословении почившего архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, что является ложью. Архиепископ Серафим своего благословения не давал ни на его постриг, ни на строительство «Михайловского храма» и этой «обители».

А на самой книге стоит опять же ложное благословение правящего на тот момент архиерея - архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, которого он не давал. Более того, опроверг сам факт такого благословения. А документов на клирика Алексия (Шумилина) в Пензенской епархии нет, и никогда не было.

Помимо выше упомянутой книги, о нём написано ещё несколько книг сектантского толка с ложно подписанными благословениями: «Дорога к старцу», «Придите ко мне все труждающиеся…» и другие.

Они представляют собой воспоминания людей, которые общались со «старцем» и комментарии автора, призванные направить мысли читателя в нужное русло. Многие воспоминания писались ещё при жизни «схиигумена Алексия» и с его «собственного благословения», вопреки церковным канонам.

Идеи, изложенные в этих книгах, противоречат учению Православной Церкви. В них пропагандируется учение о том, что спасение души невозможно без старца, о том, что доказательством истинности старца являются совершённые им чудеса. А ещё - запрет о поминовении «схиигумена Алексия» как усопшего, так как он однозначно святой.

Скорее всего, сам Михаил Шумилин в силу своего недуга даже не понимал, что на самом деле вокруг него происходит. Окружающие люди использовали этого больного человека, инвалида детства, в своих корыстных целях.

Адепты этой общины распространяют по всей России этупсевдоправославную литературу. В конце книги «По вере вашей да будет вам…» даже напечатан акафист «Преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому». Также прилагается ламинированная фотография «старца» с тропарём и кондаком на обратной стороне.

«Михайловская обитель»

«Михайловская обитель» представляет собой частное подворье, огороженное кирпичным забором. Калитка - с кодовым замком, вокруг - охрана. На куполе колокольни установлен православный крест. Частое зрелище вокруг представляет собой массу машин и паломнические автобусы.

В «обители» свои законы - своё «непереводное» время, генеральная исповедь у могилки «старца» без священника (потом нужно лишь подойти к настоятелю для разрешительной молитвы), освещение воды от «батюшкиной силы» без молебна (расставляя бутылки с водой вокруг его могилы).

Приезжающие сюда люди со всей России и ближнего зарубежья, продолжают считать себя православными и по месту жительства ходить в православный храм… А в «обитель» приезжают для «благодатного общения со старцем» и взять «песочек с могилки».

При этом «Михайловские паломники» обижаются на батюшек из своих приходских храмов, которые не допускают до Причастия тех, кто вместо положенного Правила ко Святому Причащению читает акафист «старцу»…

Как и любая секта, культ «схиигумена Алексия» носит коммерческий характер. Собираются средства на «часовню на могиле старца», «монастырь» и другие цели не только в Пензенской области, но и по всей России.

Также в посёлке Победа скупают дома, ведь здесь действует «благодать старца», в связи с чем цены неоправданно высоки - превышают реальную стоимость более, чем в десять раз.

«Обителью» руководит бывший программист Александр Жуков, именующий себя отцом Рафаилом, и бывший милиционер Григорий Алексеев, называющий себя отцом Гавриилом. Члены общины представляются «последователями старца Алексия».

Наибольшую популярность «Михайловская обитель» приобрела в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Волгоград, Нижний Новгород, а также в Саратовской, Владимирской и Тульской областях. Книги о нём, изданные в Москве и Петербурге активно распространяются по епархиям.

«Михайловская обитель» не зарегистрирована органами юстиции. Представителей Пензенской епархии «михайловцы» в храм не пускают, на вопросы о том, кто благословил строительство храма, кто рукополагал клириков и служащих - отвечать отказываются…

Культ «старца Алексия» — движение сектантского и раскольнического духа, маскирующееся под православие. Члены общины были уличаемы в мошенничестве.