Учимся легко

Учимся легко

» » Народнохозяйственный оборот и система национальных счетов. Народнохозяйственный кругооборот Народнохозяйственный оборот

Народнохозяйственный оборот и система национальных счетов. Народнохозяйственный кругооборот Народнохозяйственный оборот

В результате взаимоотношений, складывающихся между макроэкономическими субъектами в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг, в экономике формируются устойчивые денежные потоки, составляющие в совокупности народнохозяйственный оборот доходов и расходов.

Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве

РЫНОК РЕСУРСОВ

(факторов производства)

Услуги Оплата услуг

факторов факторов

производства производства

Налоги Налоги

ДОМАШИЕ ГОСУДАРСТВО ФИРМЫ

ХОЗЯЙСТВА

Трансферты Субсидии

Продажа Оплата

товаров государственных

закупок товаров

РЫНОК БЛАГ

По часовой стрелке (сплошная линия) от домашних хозяйств через рынок факторов фирмам поступают услуги факторов производства (услуги труда, капитала, земли, предпринимательства). В свою очередь, через рынок благ от фирм к домашним хозяйствам поступают различные материальные и нематериальные блага: продовольствие, автомобили, различные виды сервисного обслуживания и т.п. Движение всех этих реальных потоков ресурсов и конечно продукции оплачивается денежными потоками, движение которых против часовой стрелки показано пунктирной линией. От фирм домашним хозяйствам поступает оплата услуг факторов производства. Для домашних хозяйств – это их доходы, а для фирм эти платежи представляют собой расходы. От домашних хозяйств фирмам поступают платежи за конечные товары и услуги. Для домашних хозяйств эти платежи – расходы, для фирм – доходы.

На данной схеме показана циркуляция реальных благ и денежных потоков в закрытой экономике. Если помимо домашних хозяйств и фирм ввести в схему государство, то увидим, что государство взимает с фирм и домашних хозяйств налоги, предоставляя вместе с этим трансферты и субсидии. Кроме того, государство закупает на рынке ресурсов услуги труда и других факторов, а на рынке благ – различную продукцию, производимую фирмами.

2.4. Методы расчета ВВП как важнейшего показателя для измерения объема национального производства.

При расчете ВВП используются три основных метода:

· Метод добавленной стоимости.

ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории страны. Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров (мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз).

Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм. Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.

Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.

· Метод расчета ВВП по расходам.

Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных товаров и услуг, произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходы экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП на основе расходов или потока благ (этот метод также называют производственным методом) суммируются следующие величины:

1. Потребительские расходы населения (С).

2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig).

3. Государственные закупки товаров и услуг (G).

4. Чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.

ВВП = С + Ig + G + NX

· Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод).

ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль, рента), т.е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. То, что для одних субъектов является издержками, для других – доходами.

Совмещение двух подходов к расчету ВВП по расходам и доходам.

Модель народнохозяйственного кругооборота - это модель экономической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей.

В макроэкономике различаютдва типа количественных переменных: запасы и потоки .

Запас - показатель, измеряемый как количество на данный момент. Поток - величина, измеряемая как количество в единицу времени.

Например, запас - имущество потребителя, поток - его доходы и расходы; запас - количество безработных, поток - количество людей, теряющих работу; запас - накопленный капитал в экономике, поток - объем инвестиций; запас - государственный долг, поток - дефицит бюджета.

В теории макроэкономики различаюттри основные модели кругооборота.

Модель кругооборота в закрытой экономике, в которой участвуют только две группы экономических субъектов: домашние хозяйства и фирмы (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике без участия государства

В этой модели отсутствуют государство и внешний мир, т. е. предполагается замкнутая экономическая система, где доходы одних экономических субъектов показываются как расходы других экономических субъектов. Например, расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продажи готовой продукции. Модель предполагает, что объем продаж фирм равен объему доходов домашних хозяйств. Потоки «доходы–расходы» и «ресурсы–продукция» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются.

Чтобы в данной модели наблюдалось равновесие, необходимо следующее:

  • национальный доход должен быть равен расходам на его приобретение: Y = потребительские расходы + плановые инвестиции. Если же кроме запланированных инвестиционных расходов существуют неплановые инвестиции, то экономическая система выходит из равновесия;
  • соблюдение тождества инвестиций и сбережений на финансовом рынке: C + I = C + S или I = S , поскольку расходы на ВНП и доходы, полученные в результате его производства, равны.

Государство участвует в регулировании экономики тремя основными способами (рис. 2.2):

  • собирает налоги и осуществляет социальные выплаты определенным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например, стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсии, пособия). Налоги государство собирает и с предприятий, и с отдельных граждан, но в модели кругооборота предполагается, что экономические субъекты разделены по функциональному назначению и собственники фирм, уплачивающие налоги, находятся в сфере домохозяйства. Поэтому домохозяйства уплачивают налоги, получая трансферты, разница между ними образует чистые налоги ;
  • выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществляются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки - это закупки на строительство и содержание школ, дорог, армии и государственного аппарата управления. Помимо затрат на товарном рынке государство осуществляет расходы на оплату труда государственных служащих, поэтому эти расходы также входят в государственные закупки;
  • оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя количество денег в экономике. Государственные расходы по закупке и налоги, как правило, не совпадают по величине. Разница между чистыми налогами и государственными расходами образуетсбережения государства . Если сбережения государства - величина положительная, то они составляют бюджетный избыток , если отрицательная - бюджетный дефицит , который может быть профинансирован эмиссией денег или облигаций.

Сбережения государства, как и сбережения домохозяйств, направляются в сектор имущества.

Модель кругооборота с участием заграницы (рис. 2.3).

Еще сложнее становится модель, когда в нее вводится иностранный сектор, который замкнутую систему превращает в открытую экономику. Иностранный сектор (внешний мир, заграница) связан с экономической системой тремя способами:

  • через импорт товаров и услуг;
  • через экспорт товаров и услуг;
  • через международные и финансовые организации.

Реальный и денежный потоки совершаются свободно, если совокупные расходы домашних хозяйств, фирм, государства и внешнего мира равны совокупному объему производства.

Разница между экспортом и импортом образует чистый экспорт , который направляется на рынок благ, но не поступает в сектор имущества.

Если экспорт не покрывает импорта, то разница должна быть оплачена посредством займов у иностранных финансовых посредников или путем продажи реальных или финансовых активов иностранным покупателям. Такие операции называются чистым притоком капитала .

Приток капитала - чистая величина, полученная посредством займов у иностранных финансовых посредников, а также посредством продажи реальных или финансовых активов иностранным покупателям.

Отток капитала - чистая величина кредитов, выданных иностранным заемщикам, и средств, использованных для покупки реальных или финансовых активов у иностранных продавцов.

В рыночной экономике расход одного субъекта является доходом другого субъекта, и наоборот. В связи с этим все бюджеты экономических субъектов взаимосвязаны, а в экономике страны возникает кругооборот денег. С этих позиций кругооборот представляет собой совокупность бюджетов всех экономических субъектов в их взаимосвязи.

Народно-хозяйственный кругооборот может быть представлен четырьмя способами:

  • уравнением;
  • таблицей (матрицей);
  • диаграммой (схемой);
  • бухгалтерским счетом, который используется для построения системы национального счетоводства.

Бюджет будет сбалансирован, если суммарные значения указанных потоков будут равны у всех экономических субъектов:

Домашние хозяйства:

Y = C + T + S.

Y + Z = C + I + G + E.

Государство:

G = T + (G – T).

Заграница:

Z = E + (Z – E),

где (Z – E ) - сальдо торгового баланса.

Основные потоки народно-хозяйственного кругооборота представлены в виде схем (рис. 2.1–2.3). В открытой экономике с государственным вмешательством из потока «доходы-расходы» происходят «утечки» и одновременно вливания дополнительных средств в виде «инъекций».

«Утечки» - это доход, который не используется семейными хозяйствами для покупки произведенной внутри страны продукции. Они выступают в виде сбережений, налоговых платежей и импорта (S + T + Z ).

«Инъекции» - расходы на финансирование национального продукта - инвестиции, государственные закупки, расходы на экспорт (I + G + E ).

Исходя из равенства национального продукта и национального дохода имеем:

C + I + G + (E – Z) = C + T + S.

После преобразования уравнения получим:

I + G + E = S + T + Z,

т. е. общая сумма «инъекций» равна общей сумме «утечек».

Уравнение «утечек» и «инъекций» можно представить в виде:

I + (G – T) = S + (Z – E),

где S - внутренние сбережения; Z – E - чистый импорт, финансируемый притоком капитала.


Похожая информация.


В результате взаимоотношений, складывающихся между макроэкономическими субъектами в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг, в экономике формируются устойчивые денежные потоки1, составляющие в совокупности народнохозяйственный оборот доходов и расходов.
На рис. 3.1 представлено схематичное отображение всех основных денежных потоков. На схеме выделены четыре макроэкономических субъекта (домашние хозяйства, фирмы, государство и заграница), которые выходят на три основных рынка: благ, факторов производства и финансовый рынок.
На рынке факторов производства встречаются домохозяйства и фирмы. Фирмы реализуют по рыночным ценам блага, произведенные с помощью приобретенных у домохозяйств факторов производства, и получают от их продажи доход в размере у.
Так как все полученные фирмами доходы без остатка раскладываются на факторные доходы, то от продажи факторов домашние хозяйства получают доход в размере у.
Домашние хозяйства с полученного дохода уплачивают государству налоги в размере Т, а располагаемый доход (уу = у - Т) распределяют на потребление (С) и сбережение (Б).
Государство взимает с домашних хозяйств налоги в размере Т, и осуществляет государственные закупки в размере С
Взаимоотношения национальной экономики с иностранным сектором отражаются: на рынке благ через показатель чистого экспорта (ЫЕ = Е - 2) и на рынке капитала через показатель чистого экспорта капитала (№СЕ = КЕ - К2).
Взаимосвязь между потоками расходов и доходов отражается в бюджете каждого макроэкономического субъекта. Бюджет будет сбалансирован, если суммарные значения указанных потоков будут равны между собой. На основе схемы, представленной на рис. 3.1, составим бюджеты четырех макроэкономических субъектов.
1 Каждому продуктовому потоку соответствует определенный денежный поток. Продажа товара на рынке благ означает, что производитель получил денежный доход, а покупатель произвел денежный расход. В народнохозяйственном обороте учитываются именно денежные потоки расходов и доходов.
12

В целях упрощения допустим, что экспорт и импорт осуществляется непосредственно между фирмами, в результате отечественные фирмы формируют предложение как отечественных, так и импортных благ.
Тогда бюджет домашнего хозяйства можно представить: у = С + + Т + Б.
Бюджет фирмы: у + 2 = С + 1 + С + Е.
Бюджет государства: О = Т + (О - Т), где (О - Т) представляет собой дефицит государственного бюджета.
Бюджет иностранного сектора: Ъ = Е + (2 - Е),где(2 - Е) представляет собой сальдо торгового баланса, в условиях свободного движения капитала (2 - Е) = ЫКЕ.
Если бюджет не сбалансирован, то это означает, что у данного субъекта произошло изменение в составе имущества: размер имущества уменьшился в случае превышения расходов над доходами и увеличился в случае превышения доходов над расходами.
Если бюджеты сбалансированы, то на основе схемы кругооборота можно сделать некоторые выводы.
13
Весь произведенный национальный продукт будет потреблен, если предложение благ соответствует плановым расходам четырех макроэкономических субъектов:
у(А8) = С + 1 + С + ЫЕ. (3.1)
Данное выражение выступает как основное макроэкономическое тождество. Оно является основой для определения условий равновесия на рынке благ.
Так как полученные факторные доходы за минусом налогов домашние хозяйства направляют на потребление и сбережение, то можно записать:
у» = у_х = С + 8 (32)
Объединив выражения (3.1) и (3.2), после некоторых преобразований получим:
8-1 = (С-Т) + ЫЕ. (3.3)
Выражение (3.3) показывает, что в сбалансированной экономике превышение сбережений над инвестициями равно сумме дефицита государственного бюджета и сальдо торгового баланса. Кроме того, оно постулирует, что каждый экономический субъект, допускающий превышение расходов над доходами, должен оплатить свои избыточные расходы. Следует отметить, что в реальной практике большинства стран абсолютным кредитором являются домашние хозяйства, а абсолютным должником - государство.

Еще по теме 3.2. Модель народнохозяйственного оборота:

  1. Гла ва II Воспроизводство на народнохозяйственном уровне
  2. Глава 3. Система макроэкономических взаимосвязей. Народнохозяйственный
  3. Глава 2 ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРУГООБОРОТ

Государство участвует в регулировании экономики тремя основны­ми способами:

а) собирает налоги и осуществляет социальные выплаты определен­ным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например, стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсии, пособия). На­логи государство собирает и с предприятий, и с отдельных граж­дан, но в модели кругооборота предполагается, что экономические субъекты разделены по функциональному назначению и собственникки фирм, уплачивающие налоги, находятся в сфере домохозяйства. Поэтому домохозяйства уплачивают налоги, получая трансферты, разница между ними образует чистые налоги;

б) выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществля­ются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки - это закупки на строительство и со­держание школ, дорог, армии и государственного аппарата управ­ления. Помимо затрат на товарном рынке государство осуществля­ет расходы на оплату труда государственных служащих, поэтому эти расходы также входят в государственные закупки;

в) оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя коли­чество денег в экономике. Государственные расходы по закупке и налоги, как правило, не совпадают по величине. Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбережения государства. Если сбережения государства - величина положительная, то они составляют бюджетный избыток, если отрицательная - бюджетный дефицит, который может быть про­финансирован эмиссией денег или облигаций. Сбережения государства, как и сбережения домохозяйств, направ­ляются в сектор имущества.

3. Модель кругооборота с участием заграницы. Еще сложнее становится модель, когда в нее вводится иностранный сектор, который замкнутую систему превращает в открытую экономи­ку. Иностранный сектор (внешний мир, заграница) связан с экономи­ческой системой тремя способами: а) через импорт товаров и услуг;б) через экспорт товаров и услуг;в) через международные и финансовые организации.Реальный и денежный потоки совершаются свободно, если совокупные расходы домашних хозяйств, фирм, государства и внешнего мира равны совокупному объему производства. Разница между экспортом и импортом образует чистый экспорт, который направляется на рынок благ, но не поступает в сектор имущества. Если экспорт не покрывает импорта, то разница должна быть оплаче­на посредством займов у иностранных финансовых посредников или путем продажи реальных или финансовых активов иностранным поку­пателям. Такие операции называются чистым притоком капитала. Приток капитала - чистая величина, полученная посредством зай­мов у иностранных финансовых посредников, а также посредством про­дажи реальных или финансовых активов иностранным покупателям.Отток капитала - чистая величина кредитов, выданных иностран­ным заемщикам, и средств, использованных для покупки реальных или финансовых активов у иностранных продавцов.В рыночной экономике расход одного субъекта является доходом другого субъекта, и наоборот. В связи с этим все бюджеты экономичес­ких субъектов взаимосвязаны, а в экономике страны возникает кругоо­борот денег. С этих позиций кругооборот представляет собой совокуп­ность бюджетов всех экономических субъектов в их взаимосвязи. В открытой экономике с государ­ственным вмешательством из потока «доходы и расходы» происхо­дят «утечки» и одновременно вливания дополнительных средств в виде «инъекций». «Утечки» - это доход, который не используется семейными хозяй­ствами для покупки произведенной внутри страны продукции. Они вы­ступают в виде сбережений, налоговых платежей и импорта (S+T+ Z). «Инъекции» - расходы на финансирование национального про­дукта - инвестиции, государственные закупки, расходы на экспорт (I+G + E).

Основные вопросы

Лекция 8. Общественное воспроизводство

Основні поняття

Світове господарство, індустріальні країни, перехідна економіка, індекс людського капіталу, міжнародні економічні відносини, міжнародний поділ праці, міжнародне кооперування, міжнародна спеціалізація, транснаціональні корпорації, транснаціональні банки, глобалізація.

1. Макроэкономика – особый раздел экономической теории.

2. Экономический кругооборот.

1. Макроэкономика – особый раздел экономической теории

Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого, на уровне агрегированных показателей. Макроэкономика изучает общий уровень национального объема производства, безработицы и инфляции, факторы и результаты экономики страны в целом.

Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х годов Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946). Идеи, сформулированные Дж.Кейнсом, были развиты его последователями – Дж.Хиксом, А.Хансеном, П.Самуэльсоном.

Общественным воспроизводством называют процесс непрерывного самоподдержания и самовозобновления экономической активности в рамках отдельной страны или мирового хозяйства в целом.

Макроэкономический подход направлен на изучение совокупности взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. Он оперирует такими агрегированными понятиями, как макроэкономические потребности, блага, ресурсы и результаты; национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, темпы инфляции, уровень безработицы, темпы экономического роста и т.д. Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности.

Макроэкономические проблемы : анализ экономических деловых циклов; взаимодействие инфляции и безработицы; оптимальный объем совокупного производства; взаимодействие реального и денежного секторов экономики; анализ торгового баланса страны; взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностранным сектором экономики; достижение эффективной макроэкономической политики государства.

Макроэкономические цели : устойчивый экономический рост; полная занятость; экономическая эффективность; стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение доходов; экономическая обеспеченность; равновесие международного экономического обмена страны с другими странами.

Построение макроэкономических моделей базируется на учете основных видов функциональных взаимосвязей в экономике:



Поведенческих, отражающих типичные предпочтения экономических субъектов;

Технологических, выражающих те связи между экономическими показателями, которые определяются утвердившимися в обществе методами организации производства, уровнем использования достижения НТП и т.д.

Дефиниционных, характеризующих содержание рассматриваемых понятий, даваемое им по определению;

Институциональных, с помощью которых учитываются связи между рассматриваемыми показателями и параметрами, формируемые государственными институтами.

Теоретической основой анализа воспроизводства является концепция народнохозяйственного кругооборота. Модель народнохозяйственного кругооборота – это модель экономической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей. Различают три основные модели кругооборота.

Одной из простейших моделей является модель кругооборота в закрытой экономике без участия государства, в которой участвуют только домашние хозяйства и фирмы (рис. 16.1). С точки зрения воспроизводства важно подчеркнуть, что между основными субъектами рыночной экономики (фирмами и домохозяйствами) происходит постоянный обмен благами и деньгами. Доходы одних субъектов одновременно являются расходами других экономических субъектов.


Рис. 16.1. Модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике без участия государства

На схеме видно, что от домашних хозяйств через рынок факторов фирмам поступают услуги факторов производства, а от фирм к домашним хозяйствам через рынок благ поступают различные блага. Расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продаж готовой продукции. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-блага» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются. Из модели видно, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величины доходов домашних хозяйств.

Основной вывод из модели: для закрытой экономики, т.е. без каких-либо связей с внешним миром, без государственного вмешательства величина общего объема производства равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.

При вмешательстве государства в закрытую экономику модель кругооборота усложняется и приобретает следующий вид (рис. 16.2). Как видно из модели государство становится посредником между домохозяйствами, фирмами и рынками. Вмешательство государства в процесс воспроизводства вносит существенные коррективы в реальные и денежные потоки.

Рис.16.2. Модель кругооборота в закрытой экономике с участием государства

Государство участвует в регулировании экономики тремя основными способами: через налоги (Т); через государственные закупки (G); через займы.

Модель кругооборота с участием заграницы характеризуется следующими особенностями: в модели появляется внешний мир (заграница); нарушается равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств; из потока «доходы-расходы» образуются «утечки» , представляющие собой использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции, в виде сбережений (S), налоговых платежей (T), импорта (Z); вливаются дополнительные средства в виде «инъекций» , являющихся дополнением к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны, в виде инвестиций (I), государственных закупок (G), экспорта (Е).

Фундаментальным понятием экономического кругооборота является бюджет. Бюджет отражает все доходы субъекта и изменение объема его имущества в текущем периоде.

Народнохозяйственный кругооборот есть совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи. Бюджет будет сбалансирован, если суммарные значения указанных потоков будут равны у всех экономических субъектов. Бюджетное уравнение макроэкономических субъектов:

Домашние хозяйства: Y=C+T+S;

Предприниматели: Y+Z=C+I+G+E;

Государство: G=T+(G-T);

Заграница: Z=E+(Z-E);

- (G-T) – дефицит государственного бюджета;

- (Z-E) – сальдо торгового баланса страны, чистый импорт

Таким образом, реальный и денежные потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств фирм, государства и остального мира совокупному объему производства.