Учимся легко

Учимся легко

» » "правительство примакова, маслюкова и геращенко было правительством профессионалов, в отличие от нынешнего". Самые закрытые люди

"правительство примакова, маслюкова и геращенко было правительством профессионалов, в отличие от нынешнего". Самые закрытые люди

Скончался депутат Госдумы от КПРФ Юрий Маслюков — последний председатель Госплана СССР, бывший член политбюро ЦК КПСС и заместитель председателей правительств СССР и России. В историю экономики РФ Юрий Маслюков вошел, впрочем, не своими свершениями, а тем, что ему не удалось. В должности главного экономиста правительства Евгения Примакова он не стал использовать последнего шанса на возврат к плановой экономике и тем самым вольно или невольно стал одним из отцов посткризисного восстановления экономики РФ в 1998-1999 годах.


В Москве на 73-м году жизни скончался член фракции КПРФ Юрий Маслюков, пожалуй, самый известный коммунист-экономист в истории постсоветской России. "Важных и великих страниц в биографии Маслюкова множество. От руководства оборонной промышленностью великого Советского Союза до работы заместителем председателя совета министров СССР, председателем Госплана СССР",— говорится в официальном некрологе КПРФ. Для чествования заслуг Юрия Маслюкова КПРФ было бы достаточно и коммунистической биографии покойного, но роль господина Маслюкова в истории РФ более необычна.

В роли главы Госплана на долю господина Маслюкова пришлись с точки зрения статистики наилучшие и одновременно самые тяжелые для плановой экономики СССР эпизоды. Именно ему пришлось управлять системой в ходе ее распада, который не остановили реформы его предшественника в Госплане Николая Талызина — разработка и внедрение в жизнь законов СССР "О кооперации" и "О госпредприятии". О роли Юрия Маслюкова в этом известно немного. Так, Госплан в эти же годы содействовал оформлению советских "концернов". Из одного из них, концерна "Газпром" (1988 год), создано АО "Газпром", из большинства других, например концерна "Алюминий", не вышло почти ничего. С итогами работы господина Маслюкова в Госплане пришлось иметь дело первым правительствам РФ — тесных контактов с ними у главы Госплана не было.

С распадом СССР Юрий Маслюков, исторически — экономист советской "оборонки" (см. биографию), ни на покой, ни в частный бизнес не ушел, хотя и пытался — он вернулся в политику. В КПРФ господин Маслюков был одним из главных раздражителей всех правительств России. С 1995 по 1998 год, когда КПРФ была наиболее сильна в парламенте, Юрия Маслюкова считали "экономическим лидером" коммунистической оппозиции и соавтором наиболее громких инициатив КПРФ — от законопроектов, блокирующих социальные реформы в 1997 году, до непрерывных попыток пересмотра итогов приватизации. Поэтому летом 1998 года его назначение в правительство Сергея Кириенко вызвало настоящую панику в частном секторе экономики.

С назначением Евгения Примакова премьер-министром Юрий Маслюков стал его первым заместителем. На тот момент в руках бывшего главы Госплана был карт-бланш на почти любое госрегулирование экономики, ослабленной финансовым кризисом августа 1998 года. Воззрения Юрия Маслюкова на будущее были широко известны из его выступлений в Госдуме: это и опора на ВПК, и национализация крупнейших промышленных предприятий, и жесткое госрегулирование в нефтяной отрасли, и возврат к "плановому" кредитованию ЦБ банковской системы, и, по сути, планомерный возврат к экономическому укладу 1988-1989 годов.

Опасений хватило лишь на несколько месяцев. К отставке господина Маслюкова в мае 1999 года он имел отличные рабочие отношения и с владельцами крупнейших финансово-промышленных групп, и с "либералами" в правительстве, серьезно не поссорившись буквально ни с кем. Все эти месяцы Юрий Маслюков последовательно обнародовал версии программы посткризисного восстановления экономики РФ правительством Евгения Примакова. Каждая новая версия была умереннее и мягче, а масштабные меры госрегулирования, упоминавшиеся в промежуточных версиях, Юрий Маслюков реализовывать не спешил, хотя и воззрений не поменял. Вернувшись в Госдуму, коммунист продолжил гнуть свою линию — в экономической теории.

Можно лишь предполагать, чем бы закончился для экономики приход на пост первого вице-премьера и министра экономики человека, более склонного к претворению идей Коммунистической партии в жизнь. "Регуляторная пауза" конца 1998 года была определяющей для успешного восстановления промышленности в 1999-2001 годах, старта импортозамещения (которое Юрий Маслюков планировал организовать на основе госинвестиций, что впоследствии не удавалось и не удается и много более либеральным экономистам в Белом доме), всего посткризисного роста. Во многом это определило и неудачу несостоявшегося кандидата в президенты Евгения Примакова и его сторонников в предвыборной политической борьбе 1999 года — господин Маслюков с большой вероятностью стал бы при этом президенте премьер-министром. Удивительно: последний руководитель Госплана останется в памяти не тем, что он сделал, а тем, чего все же не сделал. Почему — теперь уже неважно.

Маслюков, Юрий Дмитриевич

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго (1995-1998) и третьего (с декабря 1999 г.) созывов, член фракции КПРФ, член Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; родился 30 сентября 1937 г. в г. Ленинабаде Таджикской ССР; окончил Ленинградский механический институт в 1962 г.; работал на различных инженерных должностях в научно-исследовательском институте и на оборонных предприятиях г. Ижевска; с 1970 г. - главный инженер филиала Ижевского машиностроительного завода; 1974-1979 - начальник Главного технического управления - член коллегии, 1979-1982 - заместитель министра оборонной промышленности СССР; 1982-1985 - первый заместитель председателя Госплана СССР; 1985-1991 - заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, затем первый заместитель Председателя Совета Министров СССР - председатель Госплана СССР; 1991 - заместитель Председателя Кабинета Министров СССР, председатель Государственной военно-промышленной комиссии СССР, член Президентского совета СССР; 1993-1994 - ведущий специалист Воронежского промышленно-торгового акционерного объединения "Сокол"; в 1995 г. - генеральный директор АО "Югтрастинвест"; в декабре 1995 г. был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, являлся членом совета фракции КПРФ, председателем Комитета по экономической политике; в июле 1998 г. принял предложение занять пост министра промышленности и торговли РФ в кабинете С. Кириенко, приступил к формированию нового министерства и концепции его деятельности; после отставки кабинета, в августе-сентябре 1998 г. исполнял обязанности министра, не слагая полномочий депутата Государственной Думы; сентябрь 1998 г. - май 1999 г. - первый заместитель Председателя Правительства РФ; находясь на посту первого вице-премьера, был руководителем Правительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами, председателем Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, председателем Комиссии Правительства РФ по вопросам Всемирной торговой организации, управляющим от РФ в Международном банке реконструкции и развития и членом Совета Безопасности РФ; перед избранием в Государственную Думу третьего созыва работал советником директора НИИ автоматической аппаратуры им. академика В. С. Семенихина; в декабре 1999 г. был избран депутатом по Ижевскому одномандатному избирательному округу № 28, выдвигался непосредственно избирателями; в Государственной Думе третьего созыва с начала 2000 г. являлся председателем Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, освободил этот пост в апреле 2002 г. после изменения пакетного соглашения между фракциями о разделе руководящих постов в комитетах; избирался членом ЦК КПСС в 1985 г., кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС в 1988 г., членом Политбюро ЦК КПСС в 1989 г.; член Центрального комитета КПРФ с апреля 1997 г., член Координационного совета общероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России"; был депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва; участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; женат, имеет сына.

Общепризнан как умеренный, авторитетный политик. Его высказывания об экономической политике правительства критичны, но всегда аргументированы и точны. Считался автором идеи создания "бюджета развития", предусматривавшей создание своего рода неприкосновенного мини-бюджета в размере 18 триллионов рублей, предназначенных исключительно на инвестиции, с которой в итоге согласилось правительство в 1997 г. Заявлял, что сложившиеся структуры, включая Министерство экономики не смогли на должном уровне выполнить поставленные перед ними задачи, что все продекларированные нововведения, такие как программное планирование, внедрение механизмов стимулирования инвестиций и другие, не были подкреплены эффективным управленческим механизмом. В России, по словам Ю. Маслюкова, "по сути никогда не было, да и сейчас не существует ни инвестиционной, ни промышленной политики" ("Независимая газета, 15 августа 1998 г.). Главной задачей своей деятельности на посту Министра промышленности и торговли Ю. Маслюков назвал выбор единой системы приоритетов в сфере развития конкурентоспособной отечественной промышленности, обеспечения национальной обороны и безопасности. Он высказался за осуществления государственных целевыхт программ развития базовых отраслей промышленности, импортозамещения, производства вооружений и военной техники и других, которые должны представлять собой комплекс проектов, позволяющих не только окупать вкладываемые в них государственные средства, но и приносить существенную прибыль. В условиях катастрофической нехватки ресурсов, по мнению Министра, необходимо сочетать долгосрочные стратегические программы с успешной реализацией "быстрых" проектов в тех секторах, которые дают возможность получить "быструю" отдачу и тем самым увеличить ресурсную базу для решения перспективных задач. В представленном Ю. Маслюковым в августе 1998 г. проекте постановления правительства, определяющего компетенцию Министерства промышленности и торговли, отражено намерение в числе прочих вопросов получить контроль над всей сферой военно-технического сотрудничества и стать куратором федеральных государственных предприятий "Росвооружение", "Промэкспорт", "Российские технологии". По мнению ряда экспертов, это отражало тенденцию к созданию нового "сверхминистерства". В августе 1998 г. после отставки кабинета С. Кириенко Ю. Маслюков, как и другие члены Правительства, получил статус исполняющего обязанности министра на период формирования нового кабинета. В сентябре подал в отставку с должности и. о. министра, мотивируя это решение отказом и. о. Председателя Правительства В. Черномырдина подтвердить силу уже подписанного его предшественником прямо накануне отставки постановления кабинета министров о структуре и функциях Министерства промышленности и торговли на основе проекта Ю. Маслюкова. Возвратился к исполнению обязанностей депутата и председателя Комитета Государственной Думы, полномочий которых не был лишен в связи с нерешенным вопросом о формировании министерства. Фракцией КПРФ в сентябре рассматривался как один из кандидатов на пост Премьера, вместо В. Черномырдина. Однако сам Ю. Маслюков заявил, что 3 сентября, что и без него "есть много людей, которые могут исполнять обязанности премьер-министра" ("Независимая газета", 4.09.98). По его мнению, председателем правительства должен быть человек более молодой, чем он, "более подвижный и легкий на подъем". В мае 1999 г. сделал заявление о своем уходе с поста первого вице-премьера сразу же после отставки главы кабинета Е. Примакова.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Маслюков, Юрий Дмитриевич" в других словарях:

    - (р. 30 сентября 1937, Ленинабад), российский государственный деятель, заместитель председателя правительства СССР (1985 1991), депутат Государственной думы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской Федерации) второго пятого созывов (с 1995), первый… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1937) российский государственный деятель. С 1988 1 й заместитель председателя Совета Министров СССР и председатель Госплана СССР. С 1995 депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Маслюков. Юрий Дмитриевич Маслюков … Википедия

    Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР … Википедия

    Юрий Дмитриевич Маслюков Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР … Википедия

Ровно 17 лет назад - 24 марта 1999 года - произошло одно из самых знаковых событий в новейшей истории РФ и ее внешнеполитическом курсе. Выдающийся политик Евгений Максимович Примаков совершил легендарный "разворот над Атлантикой ", продемонстрировав миру силу суверенности на фоне ельцинского безволия. Независимость и профессиональность принимаемых решений лежали и в основе действий правительства под руководством Примакова. Уникальный опыт экс-премьера и его соратников - Юрия Маслюкова и Виктора Геращенко - обеспечили вывод страны из пропасти в 1998 г. Однако современные финансовые власти те здравые идеи игнорируют. В рамках Московского экономического форума состоялся "круглый стол", посвященный обсуждению реформ Примакова-Маслюкова. Участники дискуссии поделились мнениями о том, возможно ли сегодня применить опыт антикризисного правительства времен дефолта и при каких условиях может состояться новый разворот в сторону реального сектора экономики. Подробности - в материале

Эксперты, принимавшие участие в дискуссии, в голос твердили о необходимости как можно скорее . Такая потребность, по мнению участников встречи, назрела. Однако сейчас финансовый блок правительства не спешит внимать таким призывам. Более того, за отказ от применения реформ, способных стабилизировать экономику в стране, и за слепое следование инструкциям "западных партнеров" министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев был награжден м едалью Столыпина I степени (как отмечается, "за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны и многолетний добросовестный труд"). "Заслуги", и впрямь, выдающиеся.

За последние два года спекулянты, "кормящиеся" по воле "добросовестных" денежных властей, извлекли гигантские сверхприбыли за счет обесценения рубля и скачков на валютном рынке в размере порядка 50 млрд долларов . Такие данные привел в своем докладе советник президента РФ, академик Сергей Глазьев . По его словам, заинтересованность влиятельных игроков в валютно-финансовых спекуляциях мешает развернуться в сторону реального сектора экономики, что было сделано в 1998 году.

Тогда правительство Примакова, Маслюкова и Геращенко совершило настоящее "экономическое чудо" , отказавшись делать то, что сегодня активно применяет экономический блок. "Тот период очень похож на нынешний с резкой девальвацией рубля, скачком инфляции. Экономика оказалась в стагфляционной ловушке. Нам рекомендовали со стороны Вашингтона делать то, что сегодня делается в России. Инфляция зашкаливала тогда за 20% за месяц. Предлагали не вводить никаких валютных ограничений, все отдать на стихию рынка в расчете на то, что все вернется в равновесие, и за счет притока иностранных инвестиций наша экономика опять пойдет вверх. Тогдашнее правительство и ЦБ сделали все наоборот - не стали поднимать процентные ставки, ввели валютные ограничения, зафиксировав валютные позиции коммерческих банков, не стали ограничивать кредиты… Были предприняты меры пресечения поднятия тарифов крупными монополиями. Меры были реализованы, и мы получили экономическое чудо", - прокомментировал Глазьев.

"Антикризисное" правительство 1998 г. продемонстрировало простой пример достижения стабилизации, резко увеличив количество кредита, обеспечив рост промышленности с темпом более 2% в месяц и снижение инфляции в три раза . Что сегодня мешает реализовать идеи, которые внедряло то правительство, непонятно, отметил экономист.

Отсутствие профессионализма и квалификации у центральных персонажей сегодняшнего кабинета - вот один из барьеров. На момент девальвации 2014 г. власти могли бы применить механизмы стабилизации курса рубля, и мы получили бы такой же эффект, какой был получен в то время, пояснил Глазьев. Вместо этого страна получила повышение ставок по кредитам, что сделало невозможным импортозамещение и развитие производств в целом.

"Сейчас внедрять идеи правительства Примакова и Маслюкова значительно сложнее, так как мы наблюдаем деквалификационные процессы. Ситуация 18 лет назад была другой, промышленность еще была работоспособной , хоть и страдала от недофинансирования, были кадры. Надо выстраивать всю вертикаль: сейчас она подобрана по личной преданности, но управленческая квалификация отсутствует. Это страшная проблема, ее комплексно можно решать. Маслюков и Примаков опирались на профессионалов, задача правительства - решать экономические проблемы таким образом, чтобы менять отношение общества к правительству. Это они делали", - прокомментировал депутат Госдумы, зампред ЦК КПРФ Николай Коломейцев .

Он подчеркнул, что этой самой квалификации у правительства того времени было не занимать.

"Маслюков прошел все ступени до председателя Госплана, руководил крупнейшим ВПК. Примаков был дипломат, академик. Триединство возникло, когда объединились технарь, плановик и финансист. Сегодня нет ни одного министра, кроме Колокольцева, руководящего отраслью, в которой работал… Даже если сегодня поднять вопрос о национализации, то чтобы его реализовать, надо иметь сильную политическую волю и предварительно подобранных людей, способных это сделать", - выразил мнение парламентарий.

Вместе с тем депутат Госдумы Оксана Дмитриева привела пример удачного "внедрения" чиновника без должной квалификации. Так, она назвала успешным приход Сергея Шойгу в руководство Министерством обороны РФ. По ее словам, ему удалось наладить ситуацию в сфере, которая, казалось, уже была необратимой, и даже навести финансовый порядок в ведомстве.

Правительство Примакова, Маслюкова и Геращенко было не только правительством профессионалов, но и настоящих государственников , отмечали участники дискуссии. Однако от участия высокого уровня профессионалов - государственников в решении общегосударственных задач страна отказалась, что привело к неустойчивой экономике. Сегодня идеи, которые родились тогда, совершенствуются, но уже не на пространстве России.

Мешает то, что у власти находится пятая волна гайдаровцев, продолжил Коломейцев. "За прошедшие 18 лет нас фактически обставили капканами противоречащих друг другу законов. За это время также принят закон о техническом регулировании, который отправил нас в "никуда" по конкурентоспособности. На сегодняшнее утро монетизация составляет 44,7% ВВП, что делает бессмысленными разговоры о развитии страны. Кроме того, главная проблема кризиса - отсутствие доступа к финансовым ресурсам производящих отраслей", - сказал депутат.

За последние два года на 45% уменьшились золотовалютные резервы, а за прошлый год объем вывезенного из России капитала оценили в 220 млрд долларов. "Кроме спекулянтов и жуликов никто не нажился", - отметил Коломейцев.

На этом фоне идет откачка ресурсов из реального сектора в виртуальный сектор, в продолжение темы отметила депутат Госдумы Оксана Дмитриева. "Наши финансовые власти умудрились обеспечить спад экономики и рост безработицы на фоне сильной девальвации, которая сама по себе является фактором экономического роста и огромных финансовых резервов и возможностей . Это кризис без банкротств, кризис на фоне беспрецедентного роста прибыли и огромного накопления средств на банковских депозитах юридических лиц. Это означает, что экономика просто купается в деньгах. И надо полагать, что возможная дополнительная эмиссия уйдет туда же. Это кризис абсолютной апатии бизнеса, государственного менеджмента и населения", - пояснила Дмитриева.

Преодолеть этот кризис может опыт проведенных реформ Примакова-Маслюкова. Так, участники дискуссии акцентировали внимание на том, что восстановление экономики невозможно без установления жесткого курса рубля . "Финансовый сектор сегодня давит промышленный сектор экономики", - сказал в ходе круглого стола экс- председатель Государственного комитета СССР по стандартам Георгий Колмогоров . Он также заявил о необходимости возрождения системы государственного планирования .

"Сегодня этого принципа не существует. Мы заменили планирование рыночными отношениями. Кто сказал, что при плане невозможно их вести? Ведущие страны мира с высоко развитой экономикой планируют: Япония - на 20-30 лет, США, Европа - на 10-15 лет вперед. Надо восстановить Госплан ", - считает специалист.

Кроме того, добавил Коломейцев, необходимо вернуться к отраслевому управлению и оторваться от долларизации экономики. "Кроме того, надо ограничить аппетиты монополистов. Надо принять закон о Центральном банке и пяти базовых структурных банках по возрождению России", - подчеркнул он.

Было сказан и о важности восстановления взаимодействия всех элементов рыночной системы.

"Состояние, при котором работал Примаков в 1998 году, не отвечает критериям подобия… Мы вошли в конфликт с метрополией мирового капитализма и хотели создать свой капитализм. Это невозможно, глупо строить его. Можно было в отдельной стране построить социализм, сотрудничая, но сейчас вся эта система не имеет перспектив. Мы находимся в состоянии холодной гражданской войны ценностей . Все институты прежние разрушились, а новые не созданы. Произошла деиндустриализация, глубокая архаизация не только в экономике, но и в сознании людей", - выразил мнение российский ученый Сергей Кара-Мурза.

Кроме того, позитивного сдвига в экономике страны не получится, если публично не называть виновников сложившейся ситуации. "У всякой проблемы есть фамилия, имя и отчество. 70% конечных собственников в России - это иностранные и офшорные компании. Почему вывоз капитала не может прекратить ни госпожа Набиуллина, ни наш президент? Потому что эти люди вывозят свои деньги отсюда. Экспорт в 2014 году составил более 500 млрд долларов, по данным ВТО - 1 трлн 150 млрд долларов. Где разница, что это за деньги? Это контрабанда, демпинг, отмывание, неуплата налогов. Необходимо пофамильно пройтись по виновникам, иначе ничего не получится. Но ЦБ отказывает, потому что после этого ЦБ не будет", - отметил в свою очередь академик РАН, доктор экономических наук Василий Симчера.

Эксперты уверены: рано или поздно опыт деятельности "большой тройки" - Примакова, Маслюкова и Геращенко - придется обобщить.

Вопрос значимости проводимых Примаковым и командой реформ тем или иным образом обсуждался на 38 тематических площадках Московского экономического форума, напомнил в комментарии модератор дискуссии, экономист, публицист Юрий Болдырев . "Налоги, кредиты, ЦБ, таможенная политика, организация госуправления, бедность и неравенство - все это более подробно обсуждается на дискуссиях. В истории есть прецедент, когда их идеи были востребованы. Никаким иным способом вsтащить страну после дефолта 1998 г. было невозможно. Наша проблема только одна - проблема политической воли , чтобы нынешние унии власти олигархата обратились к своим идейным противникам - к нам. Это не отдельно коммунисты, Оксана Дмитриева или "Партия дела", а ориентированное на созидание сообщество", - рассказал эксперт.

Важным это обсуждение становится и на фоне предстоящих выборов в Госдуму, уверен он. "Госдума отвечает за председателя правительства, главу Центробанка, руководителя Счетной палаты, налоги, бюджеты. Нам предстоит переформатирование социально-экономического блока расширенной власти , которым все недовольны, который мы и будем выбирать осенью… Если бы у нас впереди были выборы президента, я бы сказал, что вся проблема в отсутствии политической воли президента. Но сейчас над президентом нет никакой угрозы. Мы должны приложить все усилия, чтобы сменить экономический блок на альтернативный . И тогда можно будет пытаться оказать давление на правителя. Когда придет время, будем ставить вопрос о достаточности или недостаточности политической воли главы государства. Вопрос "делать или нет" - не вопрос рационального выбора или мировоззрения, это вопрос морального выбора", - подытожил Болдырев.

Одним из знаковых предложений участников дискуссионной площадки стало обращение к организаторам о возможности назвать Московский экономический форум именем Евгения Максимовича Примакова и Юрия Дмитриевича Маслюкова.

Юрий Дмитриевич Маслюков (1937-2010) - советский и российский государственный деятель, член Политбюро ЦК КПСС (1989-1990), Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР (1988-1990), первый заместитель Председателя Правительства России (1998-1999). С 2007 года председатель Комитета Государственной Думы по промышленности.

Юрий Дмитриевич Маслюков - Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР
5 февраля 1988 года - 26 декабря 1990 года
Премьер-министр: Николай Иванович Рыжков
Член Политбюро ЦК КПСС 20 сентября 1989 года - 14 июля 1990 года
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
11 сентября 1998 года - 12 мая 1999 года
Премьер-министр: Евгений Максимович Примаков
Министр промышленности и торговли Российской Федерации (23 июля 1998 года - 11 сентября 1998 года)
Председатель Государственного планового комитета СССР (1988 год - 1991 год)
Партия: КПСС с 1966 года
Образование: Ленинградский механический институт, Ленинградское высшее инженерное артиллерийское училище
Рождение: 30 сентября 1937
Ленинабад, Таджикская ССР, СССР
Смерть: 1 апреля 2010
Москва, Российская Федерация

Юрий Дмитриевич Маслюков родился 30 сентября 1937 года в таджикском городе Ленинабаде в семье шофёра. Отец погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.

До 1957 года Юрий Маслюков учился в Высшем артиллерийском инженерном училище в Ленинграде, в 1962 году окончил Ленинградский механический институт (квалификация - «инженер-механик»).
В 1962-1970 годах Юрий Маслюков работал инженером, начальником отдела, главным инженером Ижевского научно-исследовательского технологического института.
В 1970-1974 годах Юрий Маслюков был главным инженером - заместителем директора филиала № 1 Ижевского машиностроительного завода.

В 1974-1979 годах Юрий Маслюков - начальник Главного технического управления Министерства оборонной промышленности СССР.
В 1979-1982 годах - заместитель министра оборонной промышленности СССР.
В 1982-1985 годах Юрий Маслюков - первый заместитель Председателя Госплана СССР.

В 1985-1988 годах Юрий Маслюков - заместитель Председателя Совета Министров СССР. Участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Председатель Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР (1985-1991).
В 1988-1990 годах - первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Госплана СССР.
В 1991 году Юрий Маслюков - заместитель Председателя Кабинета Министров СССР, председатель Государственной военно-промышленной комиссии Кабинета Министров СССР.

В 1992 году учредил Институт оборонных исследований и руководил им до 1995 года. Был генеральным директором АО «Югтрастинвест».
В 1995 году возглавил Комитет по экономической политике Государственной Думы России.
После дефолта 1998 года оставил работу в Госдуме и вошёл в правительство Е. Примакова.
С июля по август 1998 года - министр промышленности и торговли Российской Федерации.

В 1998-1999 годах (до отставки правительства ) был первым заместителем Председателя Правительства России.

В декабре 1999 года был избран депутатом Государственной Думы России по одномандатному округу № 28 (Удмуртия), в 2000 году стал председателем Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям. В том же году избран председателем Союза производителей нефтегазового оборудования. В апреле 2002 года ушел в отставку с поста председателя Комитета.

В декабре 2003 года был избран депутатом Государственной Думы по списку КПРФ, член Комитета по бюджету и налогам. В 2007 году вновь избран в Госдуму по федеральному списку КПРФ, стал председателем Комитета по промышленности Государственной Думы.

В 2008 году избран сопредседателем Комиссии Государственной Думы по рассмотрению расходов, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации.

Член ЦК КПСС в 1986-1991 годах, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1988-1989), член Политбюро ЦК КПСС (1989-1990). Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва (1984-1989), депутат Госдумы России со второго по пятый созывы (1995-2010).

Сын Ю. Д. Маслюкова погиб в автокатастрофе в 1999 году.
Умер 1 апреля 2010 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Награды
* Орден Ленина
* Орден Октябрьской Революции
* Орден Трудового Красного Знамени
* Орден «Знак Почёта»
* Почётная грамота Правительства Российской Федерации (1997) - за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд
* Почётная грамота Правительства Российской Федерации (1999) - за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд
* Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2002) - за многолетнюю плодотворную государственную деятельность
* Благодарность Правительства Российской Федерации (2007) - за многолетнюю и плодотворную государственную деятельность

Сегодня, когда со страниц газет не сходят сообщения о криминальных войнах, об убийстве Япончика, о ранении Деда Хасана, у молодого поколения возникает ощущение, что в стране нет героев. Олигархи и преступники, теледивы и гламурные персонажи сливаются в бесконечную череду героев ложных, пену истории. К сожалению, зачастую эта пена скрывает от глаз людей настоящих, тот самый хребет, на котором стоит и стояла Россия. Эти люди незаметны и не склонны ко всякого рода внешним эффектам, однако именно они являются теми самыми героями нашего времени, жизнь которых должна стать примером служения родине и осознания своего гражданского долга. Таким был и Юрий Дмитриевич Маслюков, фамилия которого сегодня мало что говорит широкому кругу российских граждан. Но когда во время парада в честь Дня Победы по Красной площади шла военная техника, сидевшие на трибунах специалисты говорили: «А ведь без Юрия Дмитриевича этой ракеты у нас бы не было… Смотри, видишь – идут боевые машины? Это тоже он». И не было практически ни одного военного изделия, чтобы люди не вспомнили о Маслюкове.

К сожалению, я не был достаточно близко знаком с Юрием Дмитриевичем – мы встречались всего несколько раз. Меня в тот момент интересовали некоторые особенности российских космических технологий и деятельность заводов, имеющих к этому отношение. Когда я искал специалиста, способного проконсультировать меня по этим вопросам, знающие друзья в один голос заявили: «Только Маслюков! Человека, который знает лучше, больше, детальнее, чем он, просто нет». Я несколько удивился: «Ну ладно, но где Маслюков и где современные ракетные технологии?» Мне ответили: «Да, ты прав. К сожалению, Маслюкова сейчас там нет, и в этом беда российских ракетных технологий, да и не только их. Маслюков знает все». Я не поверил, попросил перестать рассказывать мне сказки. Не бывает людей, которые знают все! Друзья подтвердили: «Бывает. Это Маслюков».

И действительно, оказалось, что Юрий Дмитриевич непосредственно причастен практически ко всему, что происходило и происходит сейчас в данной отрасли: в качестве конструктора, в качестве директора завода, в качестве руководителя Госплана и члена Политбюро, а впоследствии – в качестве первого вице-премьера правительства России.

Маслюков принимал участие и в восстановлении оборонного завода в Ижевске, и в ликвидации последствий страшной чернобыльской аварии, и в расследовании причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Он знал советскую промышленность лучше, чем многие другие. Он – человек-легенда в Индии и Китае: идеи Маслюкова оказались страшно популярны и востребованы в этих странах, их руководители почитали за честь общаться с ним, его портреты висят в самых высоких кабинетах. В Китае Юрия Дмитриевича называли «товарищ Мо». И вот с этим гигантом мне предстояло встретиться.

К сожалению, большинство современных журналистов предпочитают приходить на интервью неподготовленными. Когда речь идет об областях специфического знания, таких, например, как ракетная техника, это особенно заметно. Поэтому от встречи, на которую я напросился, Юрий Дмитриевич, конечно, был вправе не ожидать многого. Не могу сказать, что я волновался, – просто тщательно готовился. Я понимал, что если этот человек уделит мне хотя бы десять минут – это уже честь. Не потому, что он в свое время занимал высочайшие государственные посты, вовсе нет. Просто я понимал, о личности какого масштаба идет речь.

Маслюков произвел на меня колоссальное впечатление. Высокий, идеально сложенный, красивый мужчина, похожий на античного героя, обладатель огромной физической силы и совершенно нереального, потрясающего интеллекта. Не могу вспомнить, когда еще мне доводилось встречать настолько остроумного, легкого, четкого в формулировках человека – а я в силу моей профессии общался с очень большим количеством людей самого разного рода занятий и общественного положения. Впоследствии Юрий Дмитриевич тоже проникся ко мне симпатией, и хотя немалая разница в возрасте мешала установлению совсем уж дружеских отношений, я был удостоен чести присутствовать у него на дне рождения. Там был весь цвет российского оборонного комплекса, и надо было видеть, какими глазами эти люди смотрели на Маслюкова!

Когда возникла идея сделать фильм ко дню рождения Юрия Дмитриевича, то казалось – ну должен же хоть кто-то в стране сказать о Маслюкове плохо, взять хоть его идеологических противников. Однако таких не нашлось. Все, с кем бы мы ни беседовали, включая Чубайса, Грефа, Примакова, Горбачева, – все говорили о Маслюкове с глубочайшим, невиданным уважением.

Что же это за странный человек?

Как правило, народ не знает, как работает власть, и не знает людей, находящихся во власти. Простому обывателю они представляются – или, по крайней мере, представлялись раньше – этакими небожителями, персонажами неизвестной параллельной реальности, бесконечно далекими от нас и в силу этой удаленности воспринимавшимися как некая однородная масса. Как выразилась одна моя знакомая, помогавшая мне в написании этой книги, – шеренга мужчин в одинаковых серых пальто на трибуне Мавзолея. Их имена произносились подряд и звучали в рифму, напоминая какой-то детский стишок: «Делегацию встречали Слюньков, Воротников, Зайков…» При этом нам, людям молодым, они казались старыми и априори не очень умными. Как выяснилось, те, кто пришел им на смену, хотя и были моложе – по крайней мере, взрослели вместе с нами, – но не смогли даже на малую толику приблизиться к этим зубрам по уровню профессионализма.

По роду службы я общался и общаюсь со многими людьми, занимающими высокие государственные должности, и не устаю удивляться тому, что даже среди этих облеченных властью мужей Маслюков производил впечатление Гулливера в стране лилипутов. Конечно, и сейчас есть замечательные министры, глубокие, умные. Но Маслюков вообще – человек отдельный.

Всю свою жизнь он отличался удивительным вниманием к деталям, способностью анализировать и оценивать даже те, на первый взгляд незначительные, явления и события, которые, как правило, остаются незаметными для стороннего наблюдателя. В детстве эта его особенность заставляла родителей думать, что мальчик у них растет какой-то необычный. Например, когда ребенок слышал традиционные «страшилки» о дядьке под диваном, он, прекрасно понимая, что подобное невозможно, тем не менее искренне хотел убедиться – а теоретически мог бы дядя поместиться под диван? И маленький мальчик отрабатывал все варианты, внимательно наблюдая и глубоко анализируя происходящее.

Я не знаю, как появляются такие люди. Что это – генетическая мутация? Ведь Маслюков – абсолютный герой эпохи, образец всех агиток. Его биография – это биография обычного советского человека. Родился в Таджикистане, в многонациональной семье. Отец погиб на войне. Сам Юрий Дмитриевич – блестяще образованный инженер-механик, получивший военное и гражданское образование: окончил Суворовское училище, затем Высшее артиллерийское инженерное училище, после которого, не чувствуя в себе призвания к дальнейшей воинской службе, поступил в Ленинградский механический институт. Работал в оборонном комплексе, пройдя путь от инженера до заместителя министра оборонной промышленности СССР. Без всякого блата добился самых высоких постов в государстве: был первым заместителем председателя Госплана, первым заместителем председателя Совета Министров, затем председателем Госплана СССР и председателем Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР. Параллельно с этим поднимался по партийной иерархической лестнице, став в 1989 г. членом Политбюро ЦК КПСС. Избирался депутатом Верховного Совета СССР и депутатом Государственной Думы РФ, где принимал участие в деятельности различных комитетов и комиссий. В 1992 г. учредил Институт оборонных исследований и стал его руководителем, затем, в 1995 г., возглавил думский Комитет по экономической политике. В 1998 – 1999 гг. занимал пост первого заместителя председателя Правительства России при Евгении Максимовиче Примакове.