Учимся легко

Учимся легко

» » Положение о казначействе. Создание казначейства на предприятии: какой дорогой пойдем? Отдел казначейства на предприятии

Положение о казначействе. Создание казначейства на предприятии: какой дорогой пойдем? Отдел казначейства на предприятии

Положение об отделе казначейство

1 Общие положения

1.1 Область применения

1.1.1 Настоящий документ является основным нормативным документом, устанавливающим цели, задачи, функции, права и ответственность Отдела «Казначейство» ООО "ХХХ", регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с другими структурными подразделениями и должностными лицами ООО "ХХХ", компаний сегмента «Дистрибуция», «ООО "ХХХ"» и внешних компаний.

1.1.2 Отдел «Казначейство» является структурным подразделением в составе Управления финансов и инвестиций Финансового департамента ООО "ХХХ", выполняющим функции по обеспечению ликвидности Компании.

1.1.3 В своей деятельности Отдел «Казначейство» руководствуется:

Законодательством Российской Федерации,

Уставом ООО "ХХХ",

Положением о кадровой номенклатуре ООО "ХХХ" (П-HR-445.04 от 28.06.2004 г.),

Настоящим Положением.

1.1.4 Настоящее Положение является документом прямого действия и обязательно для исполнения со дня его утверждения.

1.1.5 Изменения в Положении утверждаются Генеральным директором ООО "ХХХ".

В настоящем Положении использованы нормативные ссылки на следующие документы:

1. Положение о стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П. PF-230 от 30.05.00 г.);

2. Положение о планировании деятельности отделов (П-283 от 05.06.01);

3. Положение об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00);

4. Принципы управления сегментом «Дистрибуция»;

5. Положение о привлечении внешних консультантов для оказания консультационных и информационных услуг.

1.3 Термины, определения и сокращения

В настоящем Положении использованы следующие термины, определения и сокращения:

ОК – Отдел «Казначейство»;

ГФКУ – Группа финансово-кредитного управления;

ГВП - Группа выполнения платежей;

ГД - генеральный директор;

РКГ – Расчетно-кассовая группа;

ТЭО – технико-экономическое обоснование;

Компания – ООО "ХХХ".

2 Создание и ликвидация

2.1 Отдел «Казначейство» создается и ликвидируется на основании приказа Генерального директора ООО "ХХХ".

2.2 Организационная структура ОК согласовывается с Начальником Управления финансов и инвестиций, Зам. ГД по финансам/Финансовым директором, Начальником Департамента персонала, Начальником Управления корпоративного развития и утверждается приказом Генерального директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению организационной структуры вносятся Начальником ОК или Начальником Управления финансов и инвестиций, Зам. ГД по финансам/Финансовый директор.

2.3 Штатное расписание ОК согласовывается с Начальником Управления финансов и инвестиций, Зам. ГД по финансам/Финансовым директором, Начальником Департамента персонала и утверждается приказом Генерального директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению штатного расписания вносятся Начальником ОК или Зам ГД по финансам/Финансовым директором, Начальником Управления финансов и инвестиций.

2.4 Количество и наименование подразделений, входящих в состав Отдела «Казначейство», численность работающих в них сотрудников может меняться в зависимости от организационно-функциональных и структурных изменений Компании, изменения специфики ее деятельности. Изменения Целей и Организационно-функциональной структуры ОК согласовываются с Начальником Департамента персонала, Начальником Управления корпоративного развития и утверждаются приказом Генерального директора ООО "ХХХ". Предложения вносятся Начальником ОК.

3 Организационная структура

3.1 Организационная структура ОК построена по линейному принципу.

3.2 Организационно-функциональная структура ОК:

Группа финансово-кредитного управления;

Группа выполнения платежей;

Расчетно-кассовая группа.

Деятельность структурных подразделений в составе ОК регламентируется соответствующими Положениями: Положением «Об Отделе «Казначейство» ООО "ХХХ".

3.3 Руководит Отделом «Казначейство» Начальник отдела, деятельность которого регламентируется «Положением О Начальнике отдела «Казначейство».

3.4 В непосредственном подчинении у Начальника ОК находятся:

Руководитель ГФКУ;

Руководитель ГВП;

Руководитель РКГ.

3.5 Порядок назначения на должность и освобождения от должности, распределение обязанностей внутри ОК определяется должностными инструкциями сотрудников подразделения, утверждаемыми Начальником Департамента персонала ООО "ХХХ".

4.1 Главная цель ОК – обеспечение ликвидности компании.

4.2 Подцелями ОК являются:

4.2.1 Обеспечение ликвидности Компании;

4.2.2 Оптимизация затрат на финансирование;

4.2.3 Управление денежными средствами компании;

4.2.4 Организация и координация работы с финансовыми и кредитными организациями по привлечению и размещению кредитных ресурсов.

5 Функции

Функции, выполняемые Отделом «Казначейство»:

5.1 Финансовое планирование;

5.2 Управление структурой активов и пассивов;

5.3 Управление денежными активами;

5.4 Управление привлечением и размещением денежных средств;

5.5 Управление кредитной политикой компании;

5.6 Управление финансовыми рисками;

5.7 Осуществление административного контроля за деятельностью подразделений ОК;

5.8 Осуществление взаимодействия ОК с другими подразделениями Компании.

6 Взаимодействия

6.1 Взаимодействие со структурными подразделениями ООО "ХХХ"

Отдел «Казначейство», выполняя свои функции, осуществляет следующие взаимодействия.

6.1.1 Взаимодействие с Финансовым директором, Генеральным директором и другими руководителями Компании в рамках своих полномочий по всем вопросам, связанным с финансово-экономической деятельностью Компании.

6.1.2 Взаимодействие со всеми структурными подразделениями Компании в рамках своих полномочий по всем вопросам, связанным с финансово-экономической деятельностью Компани

6.2 Взаимодействие с компаниями сегмента «Дистрибуция»

6.2.1 При выполнении задач и функций, указанных в разделах 4, 5 настоящего положения, связаных с вопросами следующего характера:

1. Стратегические вопросы;

2. Вопросы методологического характера;

3. Вопросы межфирменного характера (т. е. затрагивающие интересы разных компаний группы);

4. Существенные вопросы по сумме (цена вопроса – более 5 млн. руб.);

5. Вопросы долгосрочного влияния на деятельность компании;

6. Вопросы, с которыми сотрудники подразделения в своей практике встречается впервые;

7. Другие вопросы, которые сотрудники подразделения не могут решить по причине нехватки рабочего и временного ресурса, или указанные вопросы не могут быть эффективно решены Отделом «Казначейство», начальник ОК имеет право инициировать перед Генеральным директором ООО "ХХХ" привлечение специалистов – внешних консультантов для консультаций по данным вопросам, в соответствии с Положением ООО "ХХХ" «О привлечении внешних консультантов для оказания консультационных и информационных услуг».

В компетенцию Начальника ОК входит принятие управленческих решений по рекомендациям, представленным внешними консультантами, а также внедрение их в практику деятельности подразделения.

6.3 Взаимодействие со структурными подразделениями «ООО "ХХХ"»

Отдел «Казначейство», выполняя свои функции, осуществляет следующие взаимодействия:

6.3.1 Взаимодействие с руководством «ООО "ХХХ"» и всеми структурными подразделениями «ООО "ХХХ"» в рамках своих полномочий по всем вопросам, связанным с финансово-экономической деятельностью Компании и ее взаимодействия по этим вопросам с управляющей компанией.

6.4 Взаимодействие с внешними компаниями.

6.4.1 Взаимодействие с внешними организациями в рамках своих полномочий по всем вопросам, связанным с финансово-экономической деятельностью Компании и ее взаимодействия с внешними компаниями.

7 Планирование деятельности Подразделения

7.1 Планирование деятельности ОК осуществляется на основании «Положения о стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П-509 от 21.04.07), «Положения о планировании деятельности отделов» (П-283 от 05.06.01), Плана мероприятий по достижению Стратегических целей компании на год, ежемесячных оперативных планов и бюджетов, Приказов и Распоряжений Генерального директора ООО "ХХХ".

7.2 Стратегические цели ОК на год устанавливаются Зам. ГД по финансам/Финансовым директором, согласовываются с 1-м Заместителем Генерального директора и утверждаются Генеральным директором ООО "ХХХ".

8 Отчетность по работе Подразделения

8.1 Отчетность ОК ведется в соответствии с «Положением об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00).

8.2 По итогам исполнения Стратегического плана на год Начальник ОК представляет Генеральному директору ООО "ХХХ" Годовой отчет о деятельности Отдела «Казначейство» и достижении стратегических целей.

8.3 По результатам выполнения оперативного (ежемесячного) плана работы ОК Начальник ОК предоставляет отчет Зам. ГД по финансам/Финансовому директору.

8.4 Отчетные и аналитические материалы Отдела «Казначейство» могут предоставляться другим подразделениям и сотрудникам Компании по согласованию с Начальником ОК, Зам. ГД по финансам/Финансовым директором или с Генеральным директором ООО "ХХХ".

9 Ключевые показатели деятельности

9.1 В качестве ключевых показателей деятельности ОК, на основе которых оцениваются результаты его деятельности, принимаются следующие показатели:

9.1.1 Полное страхование имущества компании, минимизация затрат на страхование;

9.1.2 Минимизация курсовых потерь от изменения курса валют, хеджирование валютных рисков при помощи деривативов;

9.1.3 Контроль за соотношениями ПДЗ к ОДЗ, недопущение возникновения безнадежной ПДЗ;

9.1.4 Минимизация финансовых (кредитных) рисков;

9.1.5 Поддерживание оптимальной величины заемного капитала для обеспечения заданного уровня ликвидности, платежеспособности, расходов по обслуживанию долга и ограничений головной компании;

9.1.6 Минимизация затрат на осуществление расчетно-кассового и валютного обслуживания;

9.1.7 Недопущение нарушений валютного законодательства в рамках сферы ответственности отдела;

9.2 Абсолютные и относительные значения ключевых показателей деятельности планируются для ОК в рамках стратегического планирования на год вперед и фиксируются в стратегических планах Компании. Фиксация фактических значений показателей происходит в рамках отчетов об исполнении стратегических планов.

10 Права и полномочия

Отдел «Казначейство» наделяется всеми правами и полномочиями, необходимыми для выполнения своих функций. Права и полномочия ОК осуществляет Начальник ОК.

Функции, права и полномочия Начальника ОК приведены в «Положении о Начальнике Отдела «Казначейство» ООО "ХХХ".

10.1 Вносит на рассмотрение Генерального директора и Правления ООО "ХХХ" предложения по совершенствованию деятельности Компании и ее структурных подразделений.

10.2 Участвует в подготовке перспективных планов развития Компании, составлении бюджета.

10.3 Знакомится с проектами решений руководства Компании, касающимися деятельности ОК, а также оценкой эффективности работы ОК.

10.4 Получает от руководства ООО "ХХХ" информацию, касающуюся деятельности ОК, и любую другую информацию, необходимую для полноценной работы ОК.

10.5 Осуществляет расходование денежных средств Компании в рамках бюджета ОК ООО "ХХХ"

10.6 Привлекает к работе в пределах утвержденного бюджета консультантов, физических и юридических лиц, с заключением соответствующих договоров.

10.7 Направляет в структурные подразделения ООО "ХХХ" методические рекомендации, дает указания и экспертные советы в вопросах, отнесенных к компетенции ОК.

10.8 Дает заключения, в рамках своей компетенции, по проектам нормативных документов, предоставляемых на согласование.

10.9 Направляет в структурные подразделения ООО "ХХХ" для доработки документы, подготовленные с нарушением существующих требований.

10.10 Запрашивает и получает из структурных подразделений ООО "ХХХ" необходимую информацию в пределах, необходимых для решения задач ОК.

10.11 Контролирует деятельность отдела.

10.12 Вносит на рассмотрение Генерального директора и Правления предложения о поощрении отличившихся сотрудников и применении в установленном порядке предусмотренных законом и внутренними нормативными документами дисциплинарных мер к сотрудникам, виновным в нарушениях законодательства, Правил внутреннего распорядка и других нормативных документов Компании.

10.13 Визирует все документы, связанные с деятельностью Компании по вопросам деятельности отдела.

11 Ответственность

11.1 Начальник ОК несет ответственность перед Генеральным директором ООО "ХХХ" за достижение поставленных целей и выполнение Плана стратегического развития в части компетенции ОК в соответствии с Трудовым Кодексом и законодательством РФ.

11.2 Начальник ОК несет ответственность за риски, возникающие в сфере компетенции ОК.

В числе важнейших российских финансовых органов — Федеральное казначейство. Какие задачи оно решает? Как организовано управление данной государственной структурой?

Федеральное казначейство: нормативное регулирование

То, какие задачи решает Федеральное казначейство, функции выполняемые данным регулируются на уровне отдельных нормативных актов. Главным из них можно назвать Постановление Правительства № 703, принятое 01.12.2004 года. Данный нормативный акт регламентирует, как функционирует система Федерального казначейства, как организовано управление данным учреждением, и многие другие аспекты деятельности соответствующей государственной структуры.

Указанный источник права также определяет координаты рассматриваемого ведомства. Где же расположено Федеральное казначейство? Адрес ведомства, что примечательно, обозначен в регулирующем законодательстве несколькими пунктами. Один из них: Москва, ул. Ильинка, д. 7, 9, а также 10/2, строение 1.

Изучим теперь основные положения указанного нормативного акта в части определения задач, полномочий, функций, а также организации управления Федеральным казначейством подробнее.

Правоприменительные функции

В соответствии с положениями регулирующего законодательства рассматриваемое ведомство выполняет следующие основные функции:

  • правоприменительные;
  • контрольные и надзорные.

Фактически они соответствуют ключевым направлениям деятельности, которые осуществляет Федеральное казначейство.

Функции данного ведомства, которые классифицируются как правоприменительные, связаны, главным образом, с исполнением федерального бюджета, а также кассовым обслуживанием платежей, имеющих отношение к иным правоотношениям в рамках России. Федеральное казначейство, выполняя рассматриваемую функцию, выполняет предварительный, а также над соответствующими финансовыми операциями.

Контрольные и надзорные функции ведомства

Собственно, контроль — это другое важнейшее направление деятельности такой структуры как Федеральное казначейство. Функции в данном направлении работы ведомства могут быть связаны как с решением задач в рамках финансово-бюджетной сферы, так и со взаимодействием с частными структурами — например, аудиторскими фирмами. Контроль дополняется надзором — деятельностью, не предполагающей значительного вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов бюджетного процесса и иных имеющих отношение к данной сфере организаций.

Функции государственной структуры, о которой идет речь, могут расширяться и дополняться — исходя из порядка исполнения ее полномочий, а также особенностей решения задач, которые возложены на ведомство.

Какими полномочиями обладает Федеральное казначейство?

Рассмотрим, таким образом, какие полномочия Федерального казначейства установлены регулирующим законодательством. К таковым относятся, в частности:

  • доведение до участников бюджетного процесса сведений по лимитам обязательств, а также объемам государственного финансирования;
  • учет операций, имеющих отношение к кассовому исполнению бюджета страны;
  • открытие в Банке России, а также частных кредитных организациях счетов в целях учета государственных средств в соответствии с нормами законодательства РФ, установление режимов данных аккаунтов;
  • открытие, а также ведение лицевых счетов по операциям участников бюджетного процесса;
  • управление сводным реестром участников бюджетного процесса;
  • учет по показателям сводной росписи государственного бюджета, по лимитам обязательств;
  • предоставление в Минфин России оперативных сведений, а также отчетности, связанной с исполнением государственного бюджета;
  • получение от участников бюджетного процесса материалов, которые нужны для формирования отчетности по исполнению государственного бюджета;
  • распределение доходов от перечисления в бюджет налогоплательщиками федеральных платежей в соответствии с нормами законодательства;
  • прогнозирование, кассовое планирование распределения средств государственного бюджета;
  • управление различными операциями в рамках единого счета государственного бюджета;
  • кассовое обслуживание исполнения различных бюджетов;
  • осуществление кассовых выплат в рамках финансовых операций от лица компетентных государственных органов;
  • проведение предварительного, а также текущего контроля над проведением операций с денежными средствами федерального бюджета, осуществляемых распорядителями и получателями;
  • подтверждение финансовых обязательств государственного бюджета;
  • применение разрешительной подписи в рамках реализации права на осуществление государственных расходов с учетом установленных лимитов;
  • осуществление контроля и надзора в рамках бюджетного процесса;
  • проведение внешнего контроля качества результатов работы аудиторских фирм в соответствии с законодательством РФ;
  • проведение анализа исполнения различных бюджетных полномочий государственными и муниципальными структурами;
  • оценка результатов работы главных администраторов средств государственных бюджетов, которая направлена на проведение внутреннего контроля и аудита, а также передача данным структурам необходимых рекомендаций;
  • утверждение требований к реализации государственными и муниципальными органами контроля установленных законом полномочий;
  • осуществление производства в рамках дел, связанных с административными правонарушениями в соответствии с нормами законодательства РФ;
  • осуществление контроля над своевременностью, а также полнотой устранения различными субъектами бюджетного процесса выявленных нарушений законодательства РФ, а также над возмещением с их стороны причиненного вреда;
  • представление в порядке, определенном законодательством, интересов государства в судебных органах власти в рамках рассмотрения споров, которые имеют отношение к компетенции ведомства.

Полный перечень полномочий рассматриваемого органа власти — очень объемный. Полностью он раскрывается в положениях Постановления № 703. Данные полномочия могут отражать самые разные задачи, которые решает Федеральное казначейство, функции, которые выполняет ведомство. Полномочия — важнейший ресурс осуществления любым органом власти поставленных задач, и они предоставлены законодательством России рассматриваемому ведомству, таким образом, в достаточно широком спектре.

Цели Федерального казначейства

Итак, полномочия Федерального казначейства мы рассмотрели, теперь изучим, какие задачи решает данное ведомство. Прежде всего, стоит отметить, что они определяются ключевыми целями соответствующей структуры. К таковым относятся:

  • формирование общего информационного пространства деятельности государственных и муниципальных структур, которая связана с управлением финансовыми потоками;
  • обеспечение эффективного кассового обслуживания субъектов различных секторов в рамках системы государственной власти;
  • совершенствование расчетов в рамках бюджетного процесса;
  • содействие повышению эффективности управления бюджетными средствами;
  • обеспечение надежности казначейской системы государства;
  • разработка основ, а также реализация эффективной политики в области кадров.

Какие задачи решает Федеральное казначейство?

В свою очередь, задачи Федерального казначейства, определяемые исходя из необходимости достижения отмеченных целей, будут следующими:

  • обеспечение прозрачности, а также доступности для заинтересованных лиц сведений о бюджетном процессе;
  • создание и обеспечение развития государственных информационных систем, имеющих отношение к управлению бюджетными средствами;
  • кассовое обслуживание операций в рамках бюджетной системы на различных уровнях;
  • обеспечение применения новых технологий в работе, совершенствование инфраструктуры взаимодействия с субъектами бюджетного процесса;
  • кассовое обслуживание различных государственных фондов;
  • участие в разработке нормативных актов, регулирующих проведение различных бюджетных платежей;
  • создание необходимых условий для интеграции различных процессов на уровне системы государственных закупок, а также исполнения бюджетов;
  • совершенствование подходов к выстраиванию кадровой политики.

Изучим теперь, каким образом законодательство РФ регулирует организацию работы рассматриваемой государственной структуры.

Организация работы Федерального казначейства

Какое место соответствующая государственная структура занимает в системе органов власти РФ? По закону Федеральное казначейство подотчетно исполнительному органу — Минфину РФ. Главное исполнительное лицо ведомства — руководитель Федерального казначейства. Он получает свою должность, а также освобождается от нее Правительством РФ по представлению главы Минфина РФ.

Руководитель ведомства несет персональную ответственность за осуществление соответствующей государственной структурой возложенных на нее полномочий. У руководителя Федерального казначейства есть заместители, которые также назначаются и освобождаются от занимаемых позиций Правительством РФ по представлению главы Минфина РФ. При этом определяет, сколько у руководителя Федерального казначейства должно быть заместителей.

Специфика работы территориальных органов

Рассматриваемая государственная структура осуществляет деятельность через территориальные органы. При этом то или иное отделение Федерального казначейства в регионах может функционировать наряду с подотчетными рассматриваемой структуре казенными учреждениями.

Представительства соответствующей государственной организации могут взаимодействовать с региональными исполнительными органами, муниципальными структурами, иными управомоченными субъектами. Однако то или иное региональное управление Федерального казначейства, так или иначе, подчиняется федеральному центру. Во многих случаях вступление данных структур в те или иные правоотношения на уровне субъектов РФ может потребовать санкционирования вышестоящими государственными органами власти.

Таким образом, как федеральные, так и региональные органы Федерального казначейства подотчетны его руководителю. Полезно будет рассмотреть подробнее, какие задачи он решает — таковые определены законодательством в достаточно широком перечне.

Задачи руководителя Федерального казначейства

В соответствии с регулирующим законодательством глава Федерального казначейства решает следующие задачи.

Прежде всего, это между назначенными заместителями. Тот объем работы, который выполняют подотчетные Москве органы Федерального казначейства, достаточно велик, и для осуществления эффективного контроля над деятельностью региональных структур руководителю имеет смысл распределить свои обязанности между своими подчиненными.

Человек, занимающий соответствующую должность, также решает задачи, которые связаны с предоставлением Министру финансов РФ:

  • проекта положения о деятельности ведомства;
  • предложения относительно определения предельной численности, фонда оплаты труда специалистов центрального аппарата, а также территориальных структур Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на официальные должности заместителей руководителя ведомства, а также глав территориальных структур;
  • проектных документов по ежегодному плану, а также прогнозным показателям работы ведомства,отчета об исполнении положений, зафиксированных в них;
  • предложений, связанных с разработкой проекта государственного бюджета в части обеспечения деятельности ведомства;
  • проектных документов по положению о территориальных структурах ведомства;
  • предложений, касающихся награждения сотрудников центрального аппарата, территориальных структур ведомства и иных лиц, которые работают в регулируемой сфере, государственными наградами.

Кроме того, руководитель рассматриваемой государственной структуры решает такие задачи как:

  • определение лиц, которые должны работать в центральном аппарате, а также замещать лиц, которые возглавляют управление Федерального казначейства в том или ином регионе;
  • рассмотрение вопросов, связанных с прохождением теми или иными гражданами государственной службы в рассматриваемом ведомстве;
  • утверждение положений, регламентирующих деятельность структурных подразделений в рамках центрального аппарата организации;
  • формирование структуры, а также штатного расписания в рамках центрального аппарата — в пределах тех ресурсов по оплате труда, что определены Правительством РФ;
  • утверждение сметы расходов, связанных с финансовым обеспечением центрального аппарата ведомства в пределах ассигнований, отраженных в государственном бюджете;
  • определение численности штата, а также величины фонда оплаты труда сотрудников, осуществляющих деятельность в региональных структурах Федерального казначейства;
  • установление сметы расходов, связанных с финансированием подразделений ведомства в субъектах РФ;
  • утверждение положения о ведомства, документов, регламентирующих иные ведомственные награды;
  • издание приказов в пределах своей компетенции — в соответствии с положениями Конституции РФ, федеральных нормативных актов.

Резюме

Таковы особенности организации работы ведомства в соответствии с регулирующим законодательством. Деятельность федерального казначейства строго регламентирована, поскольку данное ведомство решает важнейшие задачи управления государственным бюджетом. Рассматриваемая организация функционирует в рамках строгой ведомственной вертикали.

В компетенции такого органа как Федеральное казначейство — исполнение бюджетов на разных уровнях. В свою очередь, ведомство подотчетно главному органу власти, отвечающему за экономическое развитие страны — Министерству финансов России. Специфика правового регулирования деятельности ведомства характеризуется установлением норм, предполагающих решение им широкого круга задачи при наличии, вместе с тем, достаточно большого объема полномочий, установленных федеральным законодательством.

Лекс ван дер Вилен, Виллем ван Альфен, Юст Берген
Филлип Линдоу, Василий Чекулаев
Глава из книги «Организация международного управления денежными средствами»
Издательство «Олимп-Бизнес »

В разных холдингах центрам совместного обслуживания переданы разные финансовые функции. Иногда компании холдинга предпочитают и впредь выполнять часть работы по осуществлению платежных операций. Например, они могут получать счета непосредственно от поставщиков и затем пересылать их в центр входящих и исходящих платежей. Иногда взыскание непогашенной дебиторской задолженности удобнее организовать на местном уровне.

АУТСОРСИНГ

Централизация определенных функций по управлению денежными средствами может дать компании значительную экономию. Однако в определенный момент возможности экономии путем внутренней централизации оказываются исчерпанными. В этом случае дальнейшего снижения затрат можно добиться только путем аутсорсинга (outsourcing) ряда функций. В настоящее время услуги по осуществлению платежных операций предлагают разные участники рынка, в том числе агентства финансового консалтинга, бухгалтерские фирмы и банки.

Все больше компаний среднего размера передают на сторону часть своих функций по управлению денежными средствами, чтобы сконцентрироваться на основной деятельности. В некоторых ситуациях аутсорсинг позволяет существенно сократить накладные расходы. Все же многие компании неохотно пользуются этой возможностью, особенно если уже потратили немало сил и средств на создание собственного центра совместного обслуживания. Кроме того, многие компании считают, что прямое управление денежными потоками компании дает возможность держать руку на ее пульсе. Ведь изменение денежных потоков может быть первым признаком будущего неблагополучия.

Преимущества и недостатки централизации

К преимуществам централизации относятся:

  • концентрация знаний и опыта, позволяющая добиться лучших результатов с меньшим количеством персонала и уменьшить вероятность ошибки;
  • увязка (если это возможно) финансовых позиций и денежных потоков, приводящая к повышению рентабельности и снижению затрат;
  • централизованная закупка финансовых услуг, позволяющая получить скидки с объема;
  • более жесткий контроль за реализацией политики казначейства.

Недостатками централизации являются:

  • ухудшение знаний местных условий;
  • протест на местах против перераспределения полномочий;
  • снижение внимания компаний холдинга к задачам централизованного управления денежными средствами;
  • сложность управленческой информационной системы (management information system, MIS) и необходимость в системах планирования ресурсов предприятия (EPR).

В целом преимущества централизации перевешивают ее недостатки.

Географическая структура казначейской службы

ТНК, располагающие отделениями по всему миру, нередко открывают региональные казначейские центры в трех основных часовых поясах - азиатском, европейском и американском.

Эти региональные казначейские центры выполняют казначейские операции всех дочерних компаний, находящихся в соответствующем часовом поясе. Региональные казначейские центры нередко размещаются не в одной с холдинговой компанией стране, но тем не менее являются ее важнейшими подразделениями.

Региональные центры обычно дислоцируются в странах с благоприятным финансовым и инвестиционным климатом. В Европе их можно найти в таких городах, как Брюссель, Амстердам, Дублин, Цюрих и Лондон, которые называют «финансовыми центрами». На рисунке 3 приводится схема организационной структуры европейской ТНК, располагающей региональными казначейскими центрами.


Рисунок 3. Структура европейского холдинга с казначейскими центрами

Распределение расходов и доходов, связанных с казначейскими операциями

В случае централизации всех или некоторых казначейских функций необходимо определить, кто будет нести связанный с их выполнением риск и как итоговые расходы и доходы будут распределяться между централизованным казначейством и компаниями холдинга. В зависимости от того, является ли централизованное казначейство центром прибыли или центром затрат, здесь возможны два варианта.

ЦЕНТР ПРИБЫЛИ

Если казначейство — центр прибыли, то у него есть своя цель в отношении прибыли. Чтобы добиться ее, казначейство имеет право занимать финансовые позиции, не связанные с позициями компаний холдинга. Могут ли быть применены казначейские скидки или наценки, зависит от принятых правил установления трансфертных цен. Эти скидки и наценки должны устанавливаться, конечно, с учетом мнения налоговых отделов.

ЦЕНТР ЗАТРАТ

Если у казначейского отдела нет своей цели в отношении прибыли, то его называют центром затрат. В некоторых случаях казначейство обязано немедленно хеджировать все занимаемые компаниями холдинга позиции (оборонительная стратегия). В других случаях казначейству разрешается отложить на время необходимую сделку хеджирования или оставить некоторые позиции открытыми (наступательная стратегия). В последнем случае казначейский отдел иногда называют сервисным центром.

Разграничение задач

Четко очертив задачи казначейского отдела в целом, необходимо точно определить и задачи различных служб внутри этого отдела. Повседневная работа казначейства корпорации состоит из управления остатками денежных средств, определения позиций, заключения финансовых договоров. При этом выполняются следующие функции:

Для целей контроля задачи разных служб должны быть разграничены как можно более четко. Один из важнейших организационных факторов риска — недостаточно четкое распределение сферы ответственности, прав и функций. Поэтому необходимо дать совершенно однозначные ответы на вопросы: кому и что разрешается делать, а кому нет; кто и что обязан делать; наконец, кто обязан контролировать, санкционировать и проверять?

Особенно важно распределить обязанности между фронт-офисом и бэк-офисом. Заключающее сделку должностное лицо никогда не должно контролировать итоговые платежи. Рисунок 4 иллюстрирует распределение функций внутри казначейского отдела.


Рисунок 4. Последовательность операций при проведении казначейской сделки

Иногда компании создают специальный отдел между фронт-офисом и бэк-офисом, который называется мид-офисом. Мид-офис берет на себя выполнение ряда задач других отделов: в основном в его обязанности входит составление отчетов о позициях, результатах деятельности и рисках.

Казначейский контроль

Казначейство имеет дело с двумя основными видами риска: операционным и позиционным. Первый возникает из-за недостатков самой организации. Примерами могут служить несовершенные методы работы, системные ошибки, ошибки персонала и мошенничество. Позиционные риски объясняются наличием так называемых открытых позиций, подвергающих компанию валютному риску. Чтобы минимизировать эти риски, компания должна принять определенные меры.

Ограничения

Чтобы облегчить управление риском, нужно ввести систему ограничений. Необходимо точно указать, какие сделки разрешены, с какими контрагентами и на какую максимальную сумму. Заключение сделок, не укладывающихся в эти рамки, требует получения специального разрешения. Система ограничений касается:

  • используемых инструментов;
  • возможных контрагентов;
  • стран и валют;
  • должностных лиц, групп и (или) отделов.

ИНСТРУМЕНТЫ

Большинство компаний устанавливают ограничения на некоторые инструменты, которыми казначей может воспользоваться для покрытия позиций. Например, во многих компаниях запрещено использование производных финансовых инструментов (деривативов). Деривативы — это финансовые продукты, стоимость которых зависит от стоимости других финансовых продуктов.

КОНТРАГЕНТЫ

Компания обязана также указать, с какими сторонами казначею разрешено иметь дело. Зачастую устанавливается предельная сумма по тому или иному контрагенту. Это означает, что общая стоимость всех сделок с этим контрагентом не должна превысить определенного максимума.

СТРАНЫ И ВАЛЮТЫ

Очень часто, проводя свои торговые операции, казначейский отдел обязан соблюдать ограничения в отношении стран и валют. Обычно, помимо валюты страны происхождения, эти сделки могут заключаться в валюте стран ОЭСР (т.е. наиболее развитых стран) и в валюте основных торговых партнеров за пределами зоны ОЭСР.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА И ОТДЕЛЫ

Компания должна определить, какие операции разрешается проводить каждому должностному лицу, а также максимальные суммы, участвующие в этих операциях. Данные суммы называются «лимиты операций». Компания также должна определить для каждого сотрудника (включая казначея), вправе ли он осуществлять или одобрять внешние операции, например, перевод исходящих платежей, операции с валютой, сделки на денежном рынке или с производными финансовыми инструментами, и если вправе, то на каждую сумму. У каждой операции должны быть свой инициатор и свое лицо, санкционирующее ее проведение.

Внутренний и позиционный контроль

Поскольку казначейские операции сопряжены с двумя основными видами риска, в компании должны существовать два вида контроля — внутренний и позиционный.

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

Внутренний контроль — это контроль за операционными рисками казначейства, осуществляемый внутренним аудитором или контролером. Внутренний контроль включает в себя ретроспективные проверки, позволяющие убедиться, что при заключении всех договоров и осуществлении всех расчетов были соблюдены действующие требования и ограничения. В связи с этим внутренний аудитор проверяет следующие моменты:

  • полномочия (кто имеет право подписи и на какую сумму максимально);
  • санкционирование (кто и что должен заранее одобрить);
  • соблюдение ограничений;
  • соблюдение процедур.

ПОЗИЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Позиционный контроль имеет своей целью мониторинг стоимости действующих контрактов. За это отвечает казначей. В связи с этим казначей рассчитывает краткосрочную и долгосрочную прибыль (убытки) по каждой открытой позиции и по всем позициям вместе. Для этого ему требуются составляемые довольно часто (по крайней мере, раз в день) отчеты обо всех открытых позициях. Эта информация позволяет казначею своевременно принять меры в случае разбалансирования позиций. В чрезвычайных ситуациях данные отчетов должны обновляться несколько раз в день.

Казначейские системы

Современному казначею корпорации жизненно необходима хорошая информационная система. Помимо предоставляемой банком системы дистанционного обслуживания у него должна быть казначейская информационная система, отражающая все денежные потоки компании. Важнейшим функциями такой системы являются:

  • сбор информации о сделках;
  • подготовка отчетности;
  • информационное обеспечение принятия решений.

Чтобы предоставлять достоверную информацию, казначейская система должна импортировать ее из других систем (например, систем дистанционного банковского обслуживания и «Дебиторская/кредиторская задолженность», зарплатных ведомостей и др.), а также получить у таких поставщиков информации, как агенства Reuters и Bloomberg. Большинство систем, помимо всего прочего, напрямую связаны с основной бухгалтерской системой предприятия. Поэтому генерируемая казначейской системой отчетность должна соответствовать принятым в компании стандартам бухгалтерского учета.

На рисунке 5 показаны важнейшие источники данных, используемых казначейской системой, ее основные функции, а также назначение генерируемой ею информации.


Рисунок 5. Используемые и генерируемые казначейской системой данные. Функции казначейской системы

Сбор информации о сделках

Сегодня данные о большинстве сделок вводятся в казначейскую систему самими трейдерами, а реальное проведение сделок становится возможным только после их одобрения бэк-офисом. В этом модуле содержится информация обо всех ограничениях и выбранных контрагентах, что позволяет избежать такого ненужного риска, как риск мошенничества.

Подготовка отчетности

Казначейская информационная система может использоваться для оценки результатов всей управленческой деятельности казначейства. Эта система должна периодически предоставлять информацию о процентных доходах и результатах операций с валютой. Кроме того, она позволяет оценивать доходы от депозитов или других финансовых инвестиций, а также затраты на финансирование и сравнивать эти показатели со среднерыночными. Цель — определить, насколько оптимальными были действия казначея корпорации. Аналогично можно оценить эффективность операций с иностранной валютой.

К генерируемой казначейскими системами информации относятся и важнейшие для управления компанией данные о нынешней и будущей денежных позициях, а также о позициях по процентной ставке и по валюте.

Информационное обеспечение принятия решений: управление рисками

В большинстве ТНК казначей играет основную роль в управлении рисками компании. Опыт казначеев в области управления рисками — контрагентскими, валютными, изменения процентной ставки, — а также знание ими методов оценки стоимости и методов измерения риска позволяют им хорошо справляться с этой работой. Поскольку задача управления рисками становится для казначея все более важной, необходимо, чтобы казначейская система помогала ему оценивать открытые позиции по процентной ставке и по валюте.

Важнейшими понятиями управления рисками являются:

  • дюрация;
  • стоимость, подверженная риску (value-at-risk, VaR);
  • стресс-тестирование.

Дюрация позволяет выразить чувствительность к изменению процентной ставки, скажем, портфеля кредитов, и определяется как относительное изменение рыночной стоимости в результате незначительного изменения процентных ставок. С помощью дюрации можно, например, рассчитать снижение стоимости портфеля в случае повышения процентных ставок на 1%. Для полноты заметим, что дюрация всего портфеля примерно равна средневзвешенной из дюраций его составляющих.

В профессиональной торговле ценными бумагами изменения процентных ставок выражаются в базисных пунктах (1 базисный пункт = 0,01%). Снижение стоимости портфеля вследствие роста процентной ставки на 1 базисный пункт называется стоимостью базисного пункта (basis point value, BPV).

СТОИМОСТЬ, ПОДВЕРЖЕННАЯ РИСКУ

Оценить риски любого портфеля позволяет анализ стоимости, подверженной риску (VaR). При этом анализе риск позиции или портфеля в целом отражает один-единственный показатель. Метод VaR основан на расчете вероятности и показывает тот максимальный убыток, превышение которого маловероятно. Этот убыток называется стоимостью данного портфеля, подверженной риску. Метод VaR опирается на модель, основными детерминантами которой являются волатильности рыночных переменных, т.е. параметров риска. Волатильности параметров риска используются для расчета того, насколько рыночная стоимость портфеля может измениться по сравнению с текущей рыночной стоимостью. Таким образом, модель VaR позволяет определить возможные результаты изменения текущей стоимости портфеля. Чтобы рассчитать стоимость портфеля кредитов, подверженную риску, предполагаемое изменение рыночной процентной ставки умножают на дюрацию.

Но какой из возможных результатов является стоимостью, подверженной риску, или «потенциальными убытками»? Чтобы ответить на этот вопрос, все возможные результаты, полученные с помощью данной модели, располагают в определенном порядке — от самых крупных возможных убытков и далее через все менее значительные убытки и более значительные прибыли до самой крупной прибыли. Как вскоре станет ясно, аналитика интересуют в данном случае исключительно возможные убытки. Ведь именно с ними и связан риск, а метод VaR — это инструмент анализа риска. Затем выбирается некий уровень: скажем, 95% наблюдений. Таким образом, мы можем выявить убытки, превышаемые только в 5% случаев.

Пример

Компания располагает портфелем кредитов, оцениваемым в 3 млрд дол. США, с дюрацией в 4,8. Существует 95-процентная вероятность того, что максимальное изменение процентной ставки составит 20 базисных пунктов.

Стоимость такого портфеля кредитов, подверженная риску, составит:

3 млрд дол. × 4,8 × 0,20 = 28,8 млн дол.

Метод VaR может использоваться не только для расчета отрицательного изменения рыночной стоимости. Он может использоваться и для расчета отрицательного изменения процентного дохода или убытков от кредитов. Однако принцип остается прежним.

VaR — надежный показатель возможных убытков при обычных условиях на рынке, т.е. метод VaR дает цифру убытков, которая не будет превышена в 95% случаев. Однако он не показывает, что произойдет в одном из оставшихся 5% случаев и какие убытки понесет при этом компания.

СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ

В нормальных условиях VaR — удобный инструмент оценки риска портфеля. Однако, как мы видели, для чрезвычайных ситуаций он не годится. Вот почему необходим дополнительный метод, позволяющий получить больше информации о рисках при чрезвычайной ситуации на рынке. Этот дополнительный метод называется стресс-тестированием.

Стресс-тестирование — общее название целой группы методов. Их основной принцип — анализ рисков портфеля в условиях предельных изменений цены или процентной ставки. Стресс-тестирование устанавливает, уцелеет ли компания в случае катаклизма на рынке. Чаще всего стресс-тест проводится как сценарный анализ. Казначей должен сделать определенные допущения о том, какие чрезвычайные ситуации могут сложиться на рынке. Однако эти предполагаемые изменения рыночных условий не должны быть незначительными, так как в этом случае стресс-тестирование дало бы практически те же результаты, что и анализ VaR. В то же время параметры теста не должны быть слишком завышенными, чтобы не сделать выбранный сценарий неправдоподобным и маловероятным. Иными словами, казначей обязан выбрать реально возможные варианты неблагоприятного развития событий, к которым совет директоров смог бы отнестись всерьез.

Обычно под бэк-офисом (back-office) понимают подразделение, в обязанности которого входит внутренний учет совершаемых компанией (банком) операций.

Фронт-офис (front-office) — отделы и службы компании (банка), непосредственно участвующие в заключении сделок.

Исполнение бюджета может быть либо банковским, либо казначейским. В России переход к казначейскому исполнению бюджета начался в 1992 г. и закончился в 2000 г. До 1992 г. исполнение бюджета в нашей стране было банковским.

Чем отличаются эти две формы исполнения бюджета?

При банковском исполнении бюджета средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов в Банке России или в коммерческих банках. Один раз в пять дней Банк России получал от коммерческих банков информацию о поступлениях налоговых платежей, зачисляемых в доход федерального бюджета. Эта информация передавалась в Министерство финансов. Она носила обобщенный характер и не детализировалась в соответствии с бюджетной классификацией.

Параллельно с этим процессом налоговые органы собирали информацию о зачисленных на их счета налоговых платежах, обобщали ее и передавали в Министерство финансов два раза в месяц.

Понятно, что данные налоговых органов и Банка России могли не совпадать из-за отсутствия сверки в ходе их получения. Кроме того, эти данные не были оперативными.

При банковской системе финансирование расходов бюджета проводилось через счета в банках отраслевых министерств и ведомств. При этом невозможно было контролировать процесс прохождения выделенных средств до бюджетных учреждений, т. е. конечных получателей. Этим пользовались коммерческие банки, используя бюджетные средства в качестве своих кредитных ресурсов.

Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой — встраивается особая контролирующая структура — казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов — и доходный, и расходный — на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:
  • обеспечивает учет всех доходов бюджета;
  • подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  • осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и осуществляемые расходы в Главной книге Федерального казначейства. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета.

Для учета расходов федерального бюджета используются лицевые счета бюджетных средств, открываемые в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев.

  1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.
  3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

Федеральное казначейство в структуре министерства финансов

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре РФ. Федеральное казначейство руководствуется Положением о Федеральном казначействе.

В Российской Федерации образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
  • организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов Российской Федерации;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства:

  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • представляет министру финансов Российской Федерации:
  • проект положения о Федеральном казначействе;
  • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;
  • предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;
  • проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;
  • назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе;
  • утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства;
  • утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает положение о Почетной грамоте Федерального казначейства;
  • на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

Сергей Блудов, заместитель председателя правления Русславбанка:

Многие выделяют казначейство банка в отдельное подразделение. В крупных банках, с большим количеством операций в различных секторах рынка, казначейство в банке имеет узкие функции: формирует структуру распределения ресурсов, устанавливает и контролирует процентные ставки, портфели активов и пассивов, трансфертные цены, следит за процентным риском, риском ликвидности и т.д. С фронт-офисом (подразделением, совершающим сделки и управляющим портфелями) в таких банках казначейство, как правило, непосредственно не связано.

В банках поменьше фронт-офис зачастую включается в состав казначейства и трейдеры подчиняются непосредственно начальнику казначейства банка. Такая структура позволяет более оперативно принимать решения по тактическим вопросам и корректировать действия в зависимости от ситуации на рынке. С другой стороны, в таких банках уделяется меньше внимания глобальным портфелям, они пользуются меньшим набором финансовых инструментов, у них упрощен процесс фондирования и бюджетирования. Бэк-офис (подразделение, ведущее учет и оформление операций) в этом случае в структуру казначейства банка не входит.

Совсем не выделять казначейство можно, если набор операций, осуществляемых банком, минимален как по ассортименту, так и по объемам. В таких банках подразделение, совершающее операцию, само же ее и оформляет. Своих открытых позиций эти банки или не имеют вовсе, или их контролирует высшее руководство. Процентная политика, а зачастую и ставки для конкретных клиентов и по ряду операций в таких банках исходят от первых лиц. Таким образом, в небольших банках функции казначейства делегируются сотрудникам по следующей примерной схеме:

Распределение ресурсов, процентная политика, объекты инвестирования и т.д. - руководству банка;

Операции на валютном рынке - отделу, обслуживающему клиентскую конверсию, обменные операции с наличными средствами. Он же, как правило, составляет отчетность по открытой валютной позиции;

Операции на фондовом и денежном рынках - отделу, работающему с депозитами банков, юридических лиц и долговыми ценными бумагами.

Выделение казначейства коммерческого банка в самостоятельное подразделение зависит от экономической целесообразности. Деятельность казначейства коммерческого банка, как самостоятельного подразделения должна способствовать совершенствованию процессов управления и контроля над рисками, а также увеличению прибыли. Принимая решение о выделении казначейства в отдельную структуру, необходимо также учитывать размер и количество операций, осуществляемых банком, и степень делегирования полномочий. В целом же выделение казначейства, разделение фронт- и бэк-офисов с различным подчинением крайне необходимо. Во-первых, с точки зрения контроля операционных рисков, во-вторых, с точки зрения пресечения злоупотреблений сотрудников.

В нашем казначействе есть самостоятельный руководитель, действующий в рамках лимитов и делегированных полномочий, которые закреплены соответствующими регламентами и положениями. Он подчиняется непосредственно заместителю председателя правления банка, курирующему деятельность казначейства. Вопросами лимитов, объемов портфелей и прочих предельных показателей ведают кредитный и ресурсный комитеты.

Сергей Зыбин, начальник управления операций на финансовых рынках Интерпромбанка:

Термин «казначейство» в отношении к банкам не определен нормативными документами ЦБ РФ. По сути, в нем отражена идея управления денежной ликвидностью. Зачастую его употребляют, когда говорят об управлении финансовым потоком, cash flow. В нашем банке cash flow контролируется управлением операций на финансовых рынках. В это подразделение стекается вся информация о суммах, сроках расчетов и ставках всех активно-пассивных операций банка, которая и позволяет принимать решения по кратко-, средне- и долгосрочной ликвидности банка и регулировать структуру активов и пассивов. В нормативных документах ЦБ РФ и других регулирующих органов отсутствует требование по обособлению функций казначейства банка в рамках отдельного структурного подразделения. Кредитная организация сама должна определять структуру, которая наиболее адекватно соответствует целям и задачам банка. Необходимо только соблюдать меры по предупреждению конфликта интересов, изложенные в положении ЦБ РФ №242-П.

Понятно, что в любом, даже самом маленьком, банке есть сотрудники, отвечающие за управление ликвидностью. В небольшом банке это может быть дилер или позиционер. По мере роста кредитной организации эта работа требует больше времени и ответственности и, как правило, аккумулируется в подразделениях, осуществляющих операции на финансовом рынке, как это и происходит в нашем банке. Думаю, что выделять казначейство как самостоятельное подразделение имеет смысл в более крупном банке с размерами активов от 0,5 млрд долларов США.

В нашем банке функции главы казначейства возложены на заместителя председателя правления, курирующего управление операций на финансовых рынках.

Артем Шаталов, начальник управления казначейства Славинвестбанка:

Исторически сложилось, что в большинстве банков существует подразделение, которое выполняет казначейские функции обособленно. В зависимости от специфики деятельности банка данное подразделение аккумулирует в себе несколько основных функций. Функции эти зачастую несут в себе конфликт между банковским бизнесом и управлением текущей и стратегической деятельностью банка. Две основные функции, сосредоточенные в таком подразделении, - это торговая функция (операции на денежном и фондовом рынках и конверсионные операции), а также функция управления ликвидностью. Они противоречат друг другу, поскольку поддержание ликвидности снижает объем активов для формирования прибыли.

На этапе небольшого банка, с активами до 100 млн долларов, без четкого выделения различных направлений бизнеса, эти функции выполняет, как правило, одно подразделение, которое осуществляет торговые операции на рынке МБК, а также осуществляет расчет, контроль и управление текущей платежной позицией. Данный симбиоз позволяет довольно оперативно управлять платежной позицией в текущем режиме, однако при дальнейшем увеличении объема банковской деятельности и внедрении системы управленческого учета и ее производных, а также при переходе банка на более качественный уровень управления необходимо осуществлять выделение основных функций.

Необходимость выделения функции казначейства банка в обособленную может возникать как в процессе роста банка по объемным показателям, так и по качественным. Задача казначейства - оптимизировать структуру баланса таким образом, чтобы достичь необходимого уровня рентабельности, выполняя все свои обязательства.

Как правило, выделение осуществляется по принципу консолидации бизнес-процессов: торговые и конверсионные операции - в одно подразделение, а контроль, анализ и управление ликвидностью - в другое. В нашем банке эти два подразделения обособлены, хотя работают в тесном взаимодействии. Это собственно управление казначейства и управление операций на финансовых рынках (УОФР). Они независимы и подчинены разным руководителям. Управление казначейства осуществляет контроль, анализ и прогнозирование уровня ликвидности на всех горизонтах планирования. Управление операций на финансовых рынках осуществляет торговлю на МБК, операции с ценными бумагами, валютные операции. Вместе с тем УОФР поддерживает необходимый уровень средств для финансирования текущей деятельности банка на основании данных управления казначейства.

Функционально управление казначейства подчиняется Комитету по управлению активами и пассивами (КУАП) - коллегиальному органу, одна из функций которого заключается в управлении риском ликвидности. Это означает, что все решения, связанные с средне- и долгосрочным управлением ликвидностью банка, осуществляются на основании решений КУАП, а по вопросам, связанным с текущей ситуацией, управление казначейства наделено необходимыми полномочиями. По решению КУАП определяется структура активов и пассивов, определяются направления формирования активов и пассивов с учетом структуры баланса.

Выделение казначейства в отдельную структуру оправданно при диверсификации бизнес-процессов внутри банка, при построении системы управления рисками банка или приведении ее к более качественному уровню. Полное управление ликвидностью - это управление структурой баланса банка, управление банком как единым механизмом, поскольку ликвидность является основой деятельности банка.

Руслан Щербаков, руководитель казначейства Москомприватбанка:

Рассматривая казначейство как одну из целевых задач развития банковского бизнеса в целом, в основу которого положено проведение высокоскоростных операций с денежными средствами, направленное на получение мгновенной спекулятивной прибыли, следует отметить, что одной из функций управления технологическим процессом межбанковского бизнеса является функция управления краткосрочной ликвидностью банка. Решение такого рода управленческих функций в соответствии с миссией и целевыми установками банка возложено на позиционеров казначейства Москомприватбанка. Для предотвращения конфликтов между другими бизнесами кредитной организации казначейство, вне зависимости от объема операций, должно существовать как самостоятельное подразделение.

Читайте наши материалы на тему "Казначейство банка".