Учимся легко

Учимся легко

» » Мадам помпадур биография личная жизнь. Лавры маркизы помпадур

Мадам помпадур биография личная жизнь. Лавры маркизы помпадур

3 изысканных рецепта в стиле маркизы де Помпадур и немного истории

29 декабря 1721 года родилась Жанна-Антуанетта Пуассон, которая вошла в историю как маркиза де Помпадур . Знаменитая фаворитка Людовика ХV была сильна не только в искусстве любви, но и в кулинарии

Дочери интенданта, обвиненного в растрате и бросившего семью на произвол судьбы, гадалка предсказала жизнь почти королевскую. Но путь к мечте был для Жанны Пуассон не прост. Сначала ей пришлось выйти замуж за Шарля Гийома Этиоля, чтобы восстановить честь семьи. С королем Людовиком XV мадам Этиоль знакомится на костюмированном балу в феврале 1745 года, а уже в июле получает титул маркизы и имение Помпадур .

В течение почти 20 лет маркиза де Помпадур - фаворитка и верный друг короля. Чтобы не наскучить возлюбленному, она придумывает для него все новые и новые развлечения. Приглашает в свою гостиную прославленных драматургов и философов, постоянно примеряет на себя новые образы от сельской пастушки до восточной одалиски. Например, она ввела в моду платья и ленты из ткани в мелкий цветочек, фартук обшитый кружевами, высокую прическу, открывающую лоб. Не забывает маркиза и о том, что «путь к сердцу мужчины лежит через его желудок».

В XVIII столетии кулинария становится при французском дворе модным занятием. Свои таланты в нем пробуют придворные дамы. А королевские повара стремятся не только к изобилию блюд, но и к изысканности вкуса и качеству продуктов.

Маркиза де Помпадур отдавала предпочтение блюдам из дорогих продуктов, но простым, изысканным и возбуждающим .

Среди ее любимых продуктов трюфели, сельдерей, шоколад, спаржа.

Вот что писал о свойствах сельдерея гурман Александр Гримо де ла Реньер :
«Хотя в вареном виде сельдерей теряет часть целебных своих достоинств, не нужно забывать, что растение это ароматическое, полезное для желудка, вызывающее аппетит, горячительное, а следовательно, весьма возбуждающее. Для очистки совести мы обязаны предупредить об этом последнем свойстве сельдерея робких читателей: им лучше вовсе не есть сельдерея или, по крайней мере, употреблять его с величайшей осторожностью. Говоря проще, холостякам сельдерей заказан» .

Подобными же свойствами по его словам отличается и спаржа :
«В конце апреля в Париже на радость тем, кто, наскучив картофелем и прошлогодними бобами, тоскует о зелени, является первая спаржа.
Спаржа в Париже всегда очень дорога и доступна только богачам: пища эта вовсе не сытная и слегка возбуждающая, но зато очень нежная»
.

По одной из версий, мадам Помпадур ежедневно съедала тарелку трюфельного супа с сельдереем на завтрак. А спаржу предпочитала белую голландскую, с фиолетовыми кончиками.

Праздничные рецепты в стиле маркизы де Помпадур

ТРЮФЕЛЬНЫЙ СУП С СЕЛЬДЕРЕЕМ

Ингредиенты:

3 чашки сока сельдерея
Полчашки сухого белого вина
Полчашки концентрированного мясного бульона
4 желтка
1 столовая ложка лимонного сока
1 тонко нарезанный трюфель (Трюфели можно купить в Москве по цене от 650 евро за 1кг. Если выбрать для супа трюфель весом 50 граммов,то это обойдется вам не так уж дорого );
Соль и перец по вкусу

Как готовить:

Соединить сок сельдерея, мясной бульон и вино, довести до кипения.

Взбить желтки, влить в них горячий бульон, постоянно помешивая.

Перелить смесь в кастрюлю, добавить трюфель, лимонный сок, соль и перец. Варить на среднем огне 5 минут, не давая супу кипеть.

Подавать к столу немедленно после готовности.

СПАРЖА А ЛЯ ПОМПАДУР


Ингредиенты для соуса:

1 чайная ложка муки
100 г сливочного масла
2 желтка
4 столовые ложки лимонного сока
Щепотка мускатного ореха

Как готовить:

Очистить и отварить связку спаржи в кипящей подсоленной воде.

Тонко нарежьте спаржу по диагонали на кусочки длиной не более мизинца. Возьмите только лучшие части, подсушите на теплой салфетке.

Приготовьте соус. В водяной бане (раньше для нее рекомендовали использовать серебряную кастрюлю, но подойдет и обычная) растопить кусок сливочного масла, добавить муки, щепотку мускатного ореха, желтки, лимонный сок.

В готовый соус опустить спаржу и накрыть кастрюлю крышкой.

МОРОЖЕНОЕ А-ЛЯ ПОМПАДУР

Ингредиенты:

Ванильное мороженое 1 кг
Бисквит 350 г
Ликер «Куантро» 250 мл
Мелкая клубника 500 г
Белое вино 250 мл ;
Сахар 2-3 ст. ложки
Взбитые сливки по желанию

Как готовить:

Возьмите форму диаметром 22-24 см, дно проложите фольгой и поставьте ненадолго в холодильник.

Добавьте в мороженое несколько чайных ложек ликера и перемешайте, бисквит порежьте на кусочки.

Форму достаньте из холодильника, на дно выложите половину мороженого, сверху положите кусочки бисквита, политые ликером, сверху выложить еще один слой мороженого и бисквита.

Укрыть фольгой поставить на час в холод.

Клубнику промыть в вине, присыпать сахаром, замочить на 15 минут в ликере. Выложить мороженое из холодильника на блюдо украсить пирамидой из клубники и взбитыми сливками.

March 13th, 2010

«Никто не может в полной мере оценить
то, что сделали для Франции женщины», — утверждал писатель и
философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель. А тому, кто прожил
на свете ровно 100 лет и был свидетелем превращения этого государства в
самое авторитетное и просвещенное в Европе, можно доверять. Несомненно
и то, что, воздавая должное слабой половине Франции, де Фонтенель имел
в виду и знаменитую маркизу, вынудившую политиков всерьез рассуждать об
эпохе Помпадур.

Ф.Буше. Мадам де Помпадур

Лишь власть, сосредоточенная в руках самой влиятельной фаворитки Людовика XV, заставляла слишком рьяных ее противников не копаться в подробностях ее происхождения. А это крайне раздражало женщину, стремящуюся к совершенству во всем. Хотя до нас дошли-таки сведения о том, что отец Жанны-Антуанетты Пуассон был лакеем, выбившимся в интенданты, проворовавшимся и бросившим семью.

Самолюбивая маркиза с легкостью могла бы откреститься от подобного родителя, но тогда ей пришлось бы признать, что она вовсе внебрачное дитя. Дело в том, что ее отцом называли также дворянина-финансиста Нормана де Турнэма. Предполагалось, что именно он дал девочке, появившейся на свет в 1721 году, великолепное образование и всячески принимал участие в ее судьбе. И не зря...

Жанна явно была одарена незаурядными способностями: прекрасно рисовала, музицировала, обладала небольшим, но чистым голосом и настоящей страстью к стихам, которые она великолепно умела декламировать. Окружающие неизменно выражали восторг, давая мадемуазель Пуассон необходимую уверенность в себе. Гадалка, предсказавшая 9-летней девочке любовную связь с королем, лишь подтвердила ее избранность и исключительность. Этой доброй женщине будущая маркиза выплачивала пенсию до конца своих дней.

В возрасте 19 лет Жанна пошла под венец с племянником своего покровителя, а возможно, и отца. Жених был мал ростом и совершенно некрасив, но зато богат и страстно влюблен в невесту. Так девица Пуассон рассталась со своей незавидной фамилией и стала мадам д’Этиоль. Ее семейная жизнь текла безмятежно, спустя два года она родила дочь Александру, что, впрочем, не смогло заслонить в ее сознании мечты о короле, гвоздем засевшие в ее хорошенькой головке.

Всякое свое появление в будуарах многочисленных подруг, равно как и в гостиных высшего света, куда ей открыли дорогу имя и богатство мужа, Жанна использовала с выгодой. Слухи, сплетни, а порой и правдивая информация — все шло в копилку ее представлений о жизни короля и его двора.

Она уже знала, что на тот момент король был занят герцогиней де Шатору. И тут начали проявляться главные черты ее характера — настойчивость и целеустремленность. Она стала регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Однако попасться на глаза ей пришлось отнюдь не королю, а амбициозной герцогине де Шатору, быстро рассекретившей цель ее лесных прогулок. И Жанне было запрещено появляться в этих местах. Такой щелчок по носу на какое-то время отрезвил соискательницу, но карты, похоже, все-таки не врали. Герцогиня де Шатору, будучи двадцати семи лет от роду, скоропостижно умерла от пневмонии, и мадам д’Этиоль восприняла это как сигнал к действию.

Франсуа Друа. Портрет мадам де Помпадур

28 февраля 1745 года в Парижской ратуше, которая и по сей день стоит на том же месте, во время бал-маскарада Жанна впервые встретилась с королем лицом к лицу. Впрочем, поначалу на ней была маска, но монарх, заинтригованный поведением незнакомки, попросил ее открыть лицо. Вероятно, впечатление было более чем благоприятное...

Людовика XV называли человеком с «крайне сложным и загадочным характером» и «рано уставшим» королем. О нем говорили, что его «скромность была качеством, которое превратилось у него в недостаток».

А так как раскрепощеннее всего Людовик чувствовал себя в обществе женщин, во Франции короля считали «похотливым грешником».

Людовик XV родился в 1710 году. В пять лет, после смерти прадеда короля Людовика XIV, наследовал трон. Когда ему было 9, в Париж приехал российский император Петр для проведения переговоров «о сватанье за короля из наших дочерей, а особливо за среднею», Елизавету. Версаль не пришел в восторг от перспективы женить Людовика на дочери «портомои». Происхождение жены русского императора Екатерины было хорошо известно. И брак не состоялся. Красивая и бойкая Лизетка, как звал Петр свою среднюю дочь, осталась дома и явно не прогадала, став императрицей российской.

В 11 лет Людовику нашли подходящую невесту — Марию Лещинскую, дочь польского короля Станислава. Когда королю исполнилось 15, их поженили. Супруга была семью годами старше него, чрезвычайно набожна, скучна и малопривлекательна. По некоторым данным, за первые 12 лет брака она родила Людовику десятерых детей. Королю, бывшему все эти годы примерным супругом, и политика, и экономика, и собственное семейство осточертели настолько, что он начал заниматься в основном тем, что доставляло ему истинное удовольствие — изящными искусствами и не менее изящными женщинами.

К моменту встречи на бал-маскараде с Жанной д’Этиоль этому «красивейшему мужчине в своем королевстве», прозванному Людовиком Прекрасным, исполнилось 35 лет.

Хотя внешность этой женщины, столь артистически одаренной, однозначно охарактеризовать вряд ли возможно. Тут, как справедливо было замечено классиком, «все не то, что есть, а то, что кажется». Оттого так разнились описания облика будущей маркизы де Помпадур. Здесь многое, конечно, зависело от отношения к ней. Один из недоброжелателей не находил в ней ничего особенного: «Она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена, хотя и наделена грацией и талантами».

А вот обер-егерьмейстер лесов и парков Версаля мсье Леруа, описавший подругу короля как сущую красавицу, отмечал прекрасный цвет лица, густые, пышные волосы с каштановым отливом, совершенной формы нос и рот, буквально «созданный для поцелуев». Особенно же восхищали его большие, непонятного цвета глаза, оставлявшие впечатление «какой-то смутной точки в мятущейся душе». Поэтично. И вполне совпадает с портретами Франсуа Буше, которому будущая маркиза оказывала неизменное покровительство.

Не исключено, что именно покровительство маркизы и повлияло на то, что на портретах кисти Буше она предстает богиней красоты, а заодно и плодородия, со свежим, румяным и достаточно упитанным лицом пейзанки, в то время как история донесла до нас факты, свидетельствующие о том, какого слабого здоровья была эта женщина и каких невероятных усилий требовало от нее поддержание иллюзорной славы цветущей красавицы.

Нэнси Митфорд Мадам де Помпадур .

Так или иначе, но ее «непонятного цвета глаза» оказались напротив королевских не только на бал-маскараде, но и на последовавшем за ним представлении итальянской комедии. Жанне надо было сильно изловчиться, чтобы получить место рядом с его ложей. В итоге король пригласил мадам д’Этиоль поужинать, что и стало началом их связи.

Хотя после свидания король заявил доверенному лицу, подкупленному предусмотрительной Жанной, что мадам д’Этиоль, конечно, очень мила, но ему показалось, что она не совсем искренна и явно не бескорыстна, а еще было замечено, что наследный принц, видевший «эту даму» в театре, нашел ее вульгарной...

Из всего этого становилось ясно, что продвижение Жанны к заветной цели не будет беспроблемным. Следующего свидания ей удалось добиться с большим трудом. Свою роль в этой последней попытке она играла с азартом отчаяния. Королю был предложен просто-таки мелодраматический сюжет: несчастная пробралась в дворцовые апартаменты, рискуя пасть от руки ревнивого мужа, только затем, чтобы взглянуть на обожаемого человека. А дальше — «пускай погибну я...»

Король не стал кричать «браво», он поступил лучше, пообещав Жанне, что по возвращении с театра военных действий во Фландрии произведет жертву ревности в официальные фаворитки.

Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур

Мадам д’Этиоль доставлялись королевские послания, многозначительно подписанные: «Любящий и преданный». Осведомленная о мельчайших привычках и предпочтениях Людовика, она отвечала ему в легком, пикантном стиле. Читать ее письма и наводить в них окончательный блеск доверялось аббату де Берни, знатоку изящной словесности. И вот однажды ею была получена королевская депеша, адресованная маркизе де Помпадур. Жанна, наконец, получила титул хоть и угасшего, но старинного и почтенного дворянского рода.

14 сентября 1745 года новоиспеченную маркизу король представил приближенным как свою подругу. Можно удивляться, но наиболее лояльно отнеслась к ней... жена короля, привыкшая к тому времени буквально ко всему. Придворные же тихо негодовали. Со времен Габриэль д’Эстре, ставшей первой в истории Франции официальной фавориткой монарха — Генриха IV Наваррского, это почетное место занимала дама хорошей фамилии. Им же предлагалось любить и жаловать едва ли не плебейку. Маркизе тут же дали прозвище Гризетка с явным намеком на то, что в их глазах она мало чем отличается от особ, добывающих себе пропитание пошивом дешевой одежды и прогулками по вечерним парижским улицам.

Жанна понимала, что, пока король не будет целиком в ее власти, титул фаворитки вряд ли можно будет удержать надолго. А незаменимой для него она могла стать только в том случае, если сумеет изменить само качество его жизни, избавить от меланхолии и скуки, ставших в последнее время постоянными спутниками Людовика. А значит, Жанне предстояло сделаться эдакой версальской Шахерезадой.

Это превращение совершилось быстро. Маркиза де Помпадур сделала ставку на изящные искусства, столь любимые Людовиком. Теперь каждый вечер в ее гостиной король обнаруживал интересного гостя. Бушардон, Монтескье, Фрагонар, Буше, Ванлоо, Рамо, знаменитый естествоиспытатель Бюффон — вот далеко не полный список представителей художественной и интеллектуальной элиты, которые окружали маркизу. На особом счету был Вольтер. Жанна познакомилась с ним еще в юности и считала себя его ученицей. Наряду с произведениями Корнеля маркиза занималась изданием и его трудов.

Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.

Вольтер посвятил маркизе «Танкреда» — одно из самых знаменитых своих произведений. К тому же специально для ее дворцовых праздников написал «Наваррскую принцессу» и «Храм Славы», прославив таким образом свою покровительницу и в стихах, и в прозе.

Когда маркиза умерла, Вольтер, один из немногих, нашел теплые слова в адрес покойной: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур. Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который... едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы».

Столь изысканное общество развлекало короля, открывая ему все новые и новые грани жизни. В свою очередь, гости маркизы — люди бесспорно талантливые — в глазах общества повышали свой социальный статус, обретая тем самым существенную поддержку. С самого начала своего фавора маркиза почувствовала вкус к меценатству и не изменяла этому пристрастию всю свою жизнь.

В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро— убежденный противник абсолютизма и церковников, не стал в глазах маркизы Помпадур изгоем, она и ему помогала издавать его произведения. При этом неоднократно старалась уберечь его от гонений, призывая Дидро быть осторожнее, хотя ее усилия в этом направлении были абсолютно безрезультатными.

Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.

Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена.

Вообще театр — та сфера, которая оказалась бы для нее истинным призванием, повернись судьба иначе. В ней явно погибла большая и крайне разноплановая — и комедийная, и драматическая, и гротесковая, способная к тому же петь и танцевать, — актриса.

Страсть к преображению до неузнаваемости и созданию потрясающих туалетов, определивших стиль целой эпохи, бесконечные поиски и новации в области парикмахерского искусства и макияжа — во всем этом видится не только желание удержать непостоянного короля, но и насущная потребность богато одаренной натуры маркизы.

Она использовала любую подходящую возможность, дабы обрести зрителей и слушателей. Как свидетельствовали современники, она играла и в прекрасно оборудованных театрах, и на маленьких сценах особняков французской знати.

Очередное купленное маркизой имение носило название Севр. Не питавшая симпатии ни к чему немецкому и возмущавшаяся засильем саксонского фарфора, она решила создать там собственное фарфоровое производство.

В 1756 году здесь были построены два великолепных здания: одно — для работников, другое — для самого предприятия. Маркиза, часто наезжавшая туда, поддерживала и ободряла рабочих, находила опытных мастеров, художников, скульпторов. Эксперименты шли днем и ночью — маркиза была нетерпелива и не любила проволочек. Она сама участвовала в решении всех проблем, помогала в выборе форм и красок для будущих изделий. Редкий розовый цвет фарфора, полученный в результате, назвали в ее честь — «Rose Pompadour». В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

В Версальском дворце маркизой был задуман и воплощен Камерный театр. В январе 1747 года состоялось его открытие: давали мольеровского «Тартюфа». Актеров на сцене вместе с занятой в спектакле маркизой было едва ли не меньше, чем зрителей в зале: приглашено было лишь 14 персон. Каждый входной билет добывался ценой неимоверных усилий и даже интриг. Успех спектакля превзошел все ожидания. Король был в восторге от игры Жанны. «Вы самая очаровательная женщина во Франции», — сказал он ей после окончания спектакля.

Те же, кто имел удовольствие побывать на певческих выступлениях маркизы, утверждал, что «она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверное, знает не менее сотни песен».

Очевидное превосходство маркизы Помпадур над прошлыми фаворитками короля и дамами высшего света всячески укрепляло ее положение как при дворе, так и при Людовике. И она пользовалась этим, не боясь прослыть нескромной. Впрочем, это качество и без того не было сильной стороной ее натуры. И во внешней, и в частной, скрытой от чужих глаз, жизни мадам Помпадур правила свой бал.

Она была очень щепетильна в вопросах этикета и церемониала. Важные визитеры — придворные и послы — принимались ею в роскошном парадном зале Версаля, где располагалось только одно кресло — остальным присутствующим полагалось стоять.

Она добилась того, чтобы к ее дочери обращались как к особе королевской крови — по имени. Прах своей матери маркиза с большими почестями перезахоронила в самом центре Парижа — в монастыре капуцинов на Вандомской площади. На этом месте, специально откупленном маркизой, был сооружен роскошный мавзолей. Родственники маркизы, а также все те, кому она благоволила, дожидались своего часа: кто-то из них выдавался замуж за родовитого жениха, кому-то сваталась богатая невеста, дарились должности, пожизненные ренты, титулы, награды.

А в итоге — нескрываемое, а порой и публичное осуждение ее расточительности. Было подсчитано, что на свои увеселительные затеи она израсходовала 4 миллиона, а ее «хвастливое меценатство» обошлось казне в 8 миллионов ливров.

Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Она владела таким количеством недвижимости, которое вряд ли даже снилось любой другой королевской фаворитке. Каждое ее новое приобретение подразумевало основательную перестройку, если не снос, и обязательно во вкусе хозяйки. Зачастую маркиза сама набрасывала на бумаге контуры будущего здания. Причем в этих проектах тяготение к архитектурным формам рококо неизменно сочеталось со здравым смыслом и практичностью.

Если маркизе не хватало денег на очередную строительную затею, она продавала уже возведенное здание и с увлечением принималась воплощать в жизнь новую идею. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться.

Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.

Королевские дворцы и загородные резиденции Людовика также подвергались изменениям в соответствии с ее вкусами. Не избежал этого и Версаль, где маркиза недалеко от королевского парка повелела соорудить небольшой уютный дом с парком и храмом с беломраморной статуей Адониса.

Визит в знаменитый Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире, навел маркизу на мысль создать в Париже Военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, на что и было получено у короля, не проявившего особого энтузиазма по поводу этой затеи, разрешение.

Строительство началось в одном из самых престижных районов столицы — возле Марсова поля.

Проект здания был заказан первоклассному зодчему Жак-Анжу Габриэлю, создателю знаменитой площади Согласия. Начавшееся в 1751 году строительство было прервано из-за недостаточного государственного субсидирования. Тогда маркиза вложила недостающую сумму из собственных сбережений. И уже в 1753 году в частично отстроенных помещениях школы начались занятия. В дальнейшем помог налог, которым Людовик обложил любителей карточной игры, целиком пошедший на завершение строительства.

С 1777 года в это учебное заведение стали принимать лучших учеников провинциальных военных училищ, в числе которых в октябре 1781 года на обучение прибыл 19-летний кадет Наполеон Бонапарт.

Уже к своему 30-летию маркиза де Помпадур почувствовала, что любовный пыл Людовика иссякает. Она и сама понимала, что давняя болезнь легких делает свое разрушительное дело. Ее былая красота поблекла, и вернуть ее вряд ли было возможно.

Охлаждение августейшей особы во все времена означало безвозвратный уход бывшей фаворитки в тень и дальнейшее забытье, если не опалу.

Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.

Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.

Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.

Но в 1751 году появилась реальная опасность в лице совсем юной ирландки Марии-Луизы о’Мэрфи, беззастенчиво посягнувшей на лавры маркизы Помпадур.

За развитием этой интриги наблюдало пол-Европы. Папский посол сообщал в Рим, что дни Помпадур сочтены: «По всей видимости, главная султанша теряет положение». Он ошибся. Людовик оставил маркизе все ее привилегии. И еще не раз выходила она победительницей в единоборствах с молодыми красотками, впрочем, как и со своими весьма опытными политическими противниками. Хотя ситуация существенно обострилась после дипломатических переговоров маркизы де Помпадур с австрийской эрцгерцогиней Марией-Терезой, приведших к изменению союзнических отношений между двумя странами. В 1756 году Франция, традиционный союзник Пруссии, примкнула к Австрии. К тому же Людовик под давлением своей фаворитки, яро ненавидевшей иезуитов, запретил деятельность их ордена во Франции.

Такого рода перемены слишком явно затрагивали интересы высокопоставленных лиц, чтобы маркиза могла чувствовать себя неуязвимой. И она это понимала. Приготовленная для нее пища тщательно проверялась — из всех способов устранения неугодных отравление оставалось по-прежнему трудно доказуемым.

Неожиданная смерть единственной дочери, которую маркиза надеялась выдать замуж за внебрачного сына короля, привела ее, обладавшую редкой выдержкой, на грань безумия. Подозревая козни врагов, маркиза потребовала вскрытия, но никаких результатов оно не дало.

Тяжело переживая это горе, маркиза, как никогда раньше, остро чувствовала свое одиночество. Ее ближайшая подруга оказалась шпионкой ее противников. Король все более превращался в снисходительного друга.

Душевный кризис заставил маркизу задуматься о возможном удалении от двора. Она даже написала письмо своему мужу, прося прощения за нанесенную ему обиду и явно нащупывая пути возвращения под давно оставленный семейный кров. Д’Этиоль без промедления ответил, что с готовностью прощает ее, но о большем речи не было...

К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!

По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.

15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет».

Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, несмотря на его дурную репутацию, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории.

Была знакома со многими выдающимися писателями своего времени. Её друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Известно, что Руссо был одним из немногих интеллектуалов того времени, не входивших в круг её знакомств.

Расточительство за счёт королевской казны

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили дорого. За двадцать лет при дворе она потратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков . Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она создавала моду своим умением роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Из всех королевских любовниц Помпадур считается самой блестящей, талантливой и безнравственной. Тем не менее, по отзывам современников, Людовик принял известие о её смерти равнодушно.

См. также

Примечания

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon , «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».
  • Эвелин Левер, «Мадам де Помпадур». М.: «Терра-Книжный клуб», «Палмпсест», 2009. Перевод с французского В. Е. Климанова.
  • Так же ей посвящена одна из серий сериала Доктор кто

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 декабря
  • Родившиеся в 1721 году
  • Умершие 15 апреля
  • Умершие в 1764 году
  • Стилистически некорректные статьи ЭСБЕ
  • Маркизы Франции
  • Персоналии:Франция
  • История XVIII века
  • Фаворитки монархов Франции
  • Женщины XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Маркиза де Помпадур" в других словарях:

    Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    - (фр., от фамилии знаменитой фаворитки французск. короля Людовика XV го), 1) сатирическое название губернатора и вообще самодурствующего администратора в России. Помпадурша фаворитка губернатора. 2) легкий, элегантный рабочий мешок у дам. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    маркиза - ы, ж. marquise f. 1. Жена или дочь маркиза. БАС 1. Семнадцатилетняя Маркиза, Полина, была прекрасна, любезна и добродетельна. ММ 4 118. Домом заведует жена, маркиза Тереза, женщина умная, энергическая. Григорович Корабль Ретвизан. || перен. Во… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Помпадур Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де - (Pompadour, Jeanne Antoinette Poisson, Marquise de) (1721 64), фаворитка франц. короля Людовика XV (с 1745). Происходила из кругов очень богатых правит, чиновников и банкиров, отличалась умом и веселым нравом, поддерживала дружеские отношения с… … Всемирная история

    - (Pompadour) Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де (1721 64), фаворитка французского короля Людовика XV. Оказывала влияние на государственные дела … Современная энциклопедия

    Маркиза де (1721 64), фаворитка французского короля Людовика XV. Оказывала влияние на государственные дела … Большой Энциклопедический словарь

    Помпадур (Pompadour) Жанна Антуанетта Пуассон (Poisson), маркиза де (29.12.1721, Париж, ‒ 15.4.1764, Версаль), фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV. Оказывала известное влияние на государственные дела … Большая советская энциклопедия

    - (маркиза де Pompadour, Жанна Антуанетта Пуассон) фавориткафранцузского. короля Людовика XV (1721 1764). Отец ее, Пуассон, былодно время лакеем, потом поставщиком провиантского ведомства, неумелым инечестным. В судьбе Антуанетты принимал большое… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Легенда 18 века. Жанна Антуанетта Пуассон

родилась в 1721 году. Париж. Франция.

Francois Boucher. The Marquise de Pompadour,1755.
Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени - госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую, некрасивую девочку и произнесла пророчество: "Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!"


Итак, Жанне Антуанетте 19 лет, она не красива, не богата, не отличается крепким здоровьем. Каковы ее шансы составить приличную партию? Как ни странно, но жених для Жанны нашелся достаточно быстро - некий Шарль де Этиоль, племянник Нормана де Турнэма. Шарль, конечно, не сказочный принц, но он из хорошей семьи, к тому же богат. Другая бы руками и ногами ухватилась за такое предложение, другая, но не Жанна Антуанетта. Она тянет и тянет с окончательным ответом. Причина? Предсказание, сделанное мадам Лебон 10 лет назад. Какой Шарль, если в перспективе может быть король?


Ф. Буше. Маркиза де Помпадур.
Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон... После чего к ее матери пришел человек, передавший "просьбу" маркизы де Шатору (тогдашней фаворитки Людовика) "избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон".


Francois Boucher. Marquise de Pompadour 1750.
Это был крах ее надежд. Жанна выходит замуж за Шарля де Этиоля, но короля из списков не вычеркивает. Ведь гадалка не сказала, что она будет королевой, она будет фавориткой, значит, нужно быть как можно ближе к двору.


Натье Жан-Марк. Портрет Людовика XV.
В 1744 году неожиданно умирает маркиза де Шатору. Двор начинает лихорадить, сколачиваются "партии" в поддержку той или иной кандидатуры на роль фаворитки.

В марте 1745 года на балу внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и... скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек. Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу. Конкурентки в трауре - платок брошен...


Madame de Pompadour. Jean-Marc Nattier 1748.
Пару слов о характере мужчины, за которого велась столь упорная борьба: Людовик XV стал королем в пятилетнем возрасте. К моменту знакомства с Жанной де Этиоль 35-летний Людовик перепробовал все возможные наслаждения и потому... дико скучал. Жанна Ануанетта интуитивно угадала, чем зацепить пресыщенного короля.


О, женщины, просиживающие вечерами в ожидании телефонного звонка от "единственного и неповторимого", берите пример с маркизы де Помпадур: если обстоятельства к вам не благоволят, сами создайте благоприятные обстоятельства.
Что стоило Жанне получить место рядом с королевской ложей - история умалчивает. Но сколько бы она за это ни заплатила, дивиденды были получены почти мгновенно - король пригласил ее на ужин... В этот вечер Жанна допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она отдалась королю.


Bonnet Louis Marin.
На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения "осчастливленных" им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.


Madame de Pompadour as Diana. Jean-Marc Nattier 1752.
Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. "Лицо" сообщило мадам, что король считает ее "не совсем бескорыстной", к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее "несколько вульгарной".

Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения - может быть, он не понравился ей в постели?


М. К. де Латур. Madame de Pompadour.
Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой. Следующая встреча короля и будущей фаворитки проходила в традициях крепкой мелодрамы. Жанна тайно (с помощью подкупленных лиц) пробралась во дворец и пала к ногам короля. Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа (посмотрел бы Людовик на чахлого Шарля де Этиоля в роли ревнивого Отелло). А дальше — «пускай погибну я...»

Это был гениальный ход - при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.


Ф. Буше 1759 г. Маркиза де Помпадур.
14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую подругу. Двор принял ее в штыки: она была не знатного рода, поэтому получила прозвище Гризетка (этим приближенные короля явно давали понять Жанне, что не видят разницы между ней и уличными девками). Чтобы положить конец кривотолкам, король присваивает своей фаворитке титул маркиза де Помпадур.


Madame Pompadour in blue.
Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева (не удивительно - за первые 12 лет брака она родила королю 10 детей) почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась - интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.


О том, что у новой фаворитки "проблемы с темпераментом" очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, "даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет". А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля - достаточно было развеселить его.


Louis XV. Maurice Quentin de La Tour (1704-1788)
Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество... Его Величеству не бывает скучно. Маркиза была женщиной весьма циничной, во всех сборниках афоризмов содержится ее знаменитое: "После нас? Хоть потоп".


Alexander Roslin. Portrait of Madame Pompadour.
Но этим не ограничивается ее «вклад» в культурное наследие человечества... Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.


Буше Ф. Портрет маркизы де Помпадур.
В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро. Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.


M. V. de Parédès Mozart by Madame de Pompadour , "Monde illustré" 1857.
Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена. Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.


Francois Boucher. Madame de Pompadour.
Именно с подачи маркизы в Париже создается Военная школа для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян. Когда заканчиваются отпущенные на строительство деньги, маркиза вносит недостающую сумму. В октябре 1781 года в школу прибудет для обучения студент Наполеон Бонапарт.


Francois Boucher. Предположительный портрет Жанны Пуассон.
В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour. В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».


Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться. Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.


Самая удачливая любовница Франции вызывала ревность не только у сотен других претенденток на место в королевской спальне. Признанные мастера кулинарии тайно завидовали вторгшейся на их территорию «маркизе-кормилице». Другие восхищались ею. Тому свидетельство - десятки кулинарных шедевров, посвященных Помпадур. Тут и легендарные отбивные из ягненка, и фазаньи крокеты, и турнедо из молодого барашка под соусом Perigue, и заливное из рубленной гусиной печенки, и заливное из языков и грибов с трюфелями под соусом мадера, и абрикосовый десерт, и маленькие пирожные-птифуры…


К 1751 году маркиза поняла, что не сможет долго удерживать внимание короля - рано или поздно он обратит свой взор на более молодых женщин - мадам де Помпадур берет это дело в свои руки. Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.


Francois Boucher.
Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.


Jean-Marc Nattier. Marquise de Pompadour (1722-1764).
Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Многочисленные любовницы отбираются под личным руководством маркизы. Но ни одна из них не задерживается дольше, чем на год. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.


Маркиза же познакомит Людовика с Луизон Морфи. Связь продлится два года, но однажды, решив, что теперь она может все, Луизон спросит Его Величество: "Как там поживает старая кокетка?" Через три дня Луизон вместе с дочерью, которую она родила от Людовика, навсегда покидает знаменитый домик в Оленьем парке. К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Весной 1764 года маркиза де Помпадур серьезно заболела. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!


Madame Pompadour as a Vestal by Fran. David M. Stewart 1763.
По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.


Madame de Pompadour. DROUAIS Franзois-Hubert 1763-64.
15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет». Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.
Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.


Paris Rue de la Paix.
Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений.

Правление французского короля Людовика XV (1710-1774) – это целая эпоха. Началась она 1 сентября 1715 года, а закончилась 10 мая 1774 года. То есть по времени заняла большую часть XVIII века. Эта венценосная личность стала главой государства в 5-летнем возрасте после смерти своего прадеда Людовика XIV. Вполне естественно, что ребёнку назначили регента в лице Филиппа Орлеанского. Лишь в 1726 году король заявил, что будет править самостоятельно. Но всё равно ему пришлось делить власть с кардиналом Флёри, пока тот не умер в 1743 году.

Лишь после этого Его величество попыталось руководить страной единолично, даже не назначив первого министра. Однако столь ответственное занятие у короля получилось не очень хорошо. А дело заключалось в том, что Людовик XV очень легко попадал под влияние своих любовниц, которых у него было великое множество. И это, несмотря на то, что он был женат с 1725 года на Марии Лещинской, родившей ему 10 детей.

Маркиза де Помпадур

В 1745 году доминирующее место среди фавориток заняла маркиза де Помпадур (1721-1764). Эта женщина считалась главной любовницей Его величества до 1751 года, но и после этого не утратила влияния на царствующую особу вплоть до своей смерти и сыграла огромную роль в политической жизни Франции. Что же это за женщина, и как ей удалось сосредоточить в своих слабых нежных руках огромную власть?

История жизни маркизы де Помпадур

Настоящее имя этой женщины Жанна Антуанетта Пуассон, но в историю она вошла как маркиза де Помпадур. Родилась 29 декабря 1721 года в Париже. Отец – Франсуа Пуассон (1684-1754) принадлежал к третьему сословию (первое сословие – духовенство, второе сословие – дворянство, третье сословие – все остальные слои населения, в том числе и буржуазия) и занимался коммерцией. Мать – Мадлен де Ла Мотт (1699-1745).

Предполагается, что биологическим отцом девочки был либо финансист Парис де Монмартл, либо сборщик налогов Ле Нормант Турнехем. В 1725 году Франсуа Пуассон бежал из страны, так как не смог выплатить несколько крупных долгов, а в то время за такое преступление карали смертью (только через 8 лет король аннулировал все его долги и разрешил вернуться во Францию). В результате этого законным опекуном Жанны Антуанетты стал Ле Нормант Турнехем.

Когда девочке исполнилось 5 лет, её отправили в монастырь Урсулине в Пуасси для получения образования. Там ребёнок пробыл до января 1730 года и вернулся домой. Причиной стало слабое здоровье: девочка заболела коклюшем. После этого опекун организовал ребёнку частное обучение. Он пригласил лучших учителей того времени, и Жанну Антуанетту обучили танцам, рисованию, живописи, литературе, музыке. В результате она получила образование, которое давали детям аристократов.

Когда Жанне Антуанетте исполнилось 19 лет, опекун выдал её замуж за своего племянника. Звали этого молодого человека Чарльз Гийом (1717-1799). Но ещё до свадьбы Ле Нормант Турнехем сделал племянника своим единственным наследником. Также он отдал ему в качестве свадебного подарка большое поместье в Этиоле (28 км от Парижа). Это поместье располагалось возле леса Сенарт, где находились королевские охотничьи угодья.

Венчание состоялось в 1741 году в церкви Святого Евстафия в Париже. После этого у Жанны Антуанетты началась семейная жизнь. Муж любил её страстно, а она заверяла суженого, что никогда не покинет его, если только этого не пожелает король. У пары вначале родился сын, умерший во младенчестве, а в 1744 году на свет появилась дочь, которую назвали Александриной. Она умерла в 1754 году. Все остальные роды закончились у будущей маркизы де Помпадур выкидышами.

Наша героиня имела высокий семейный статус, а поэтому могла посещать частные парижские салоны, где собирались такие люди как Вольтер, Монтескье, Чарльз Пино Дюкло, Бернард де Фонтенелле. Освоившись в салонах, Жанна Антуанетта создала свой собственный в Этиоле. Этот салон вскоре стал популярен в среде культурной элиты, так как хозяйка покорила гостей своим тонким юмором, остроумием и широкими познаниями в изобразительном искусстве.

Всё складывалось хорошо, но Жанна Антуанетта с детства привыкла считать себя птицей высокого полёта. Поэтому она очень хотела познакомиться с королём, а в идеале стать его любовницей, чтобы в полной мере испытать пьянящее чувство власти и успеха. Муж в данном вопросе был не помеха. Он страстно любил жену и во всём слушался её беспрекословно.

А та посещала парижские салоны и привлекала мужчин своей красотой и изяществом. О Жанне Антуанетте начали много говорить, и подобные разговоры дошли до ушей Его величества. Вполне понятно, что короля заинтересовала женщина, о которой все мужчины отзывались с восторгом. Но глава государства был, к сожалению, не свободен. У него была фаворитка герцогиня де Шатору, и он не мог вот так сразу с ней расстаться ради мифической красотки.

Королевская охота

В 1744 году Жанна Антуанетта попыталась встретиться с королём. Тот был на охоте в лесу Сенарт, а оттуда было рукой подать до поместья в Этиоле. Наша героиня надела на себя синее платье, села в розовый фаэтон и велела ехать по дороге, пересекающей Сенарт. Как и предполагалось, король увидел и яркий фаэтон, и красивую даму, сидящую в нём. Он распорядился послать прекрасной незнакомке большой кусок оленины.

Этим, правда, всё и ограничилось. Но 8 декабря 1744 года скончалась любовница Его величества герцогиня де Шатору. Людовик XV стал свободным человеком, и уже ничто не мешало Жанне Антуанетте завладеть его сердцем. Но видимо и король уже имел виды на женщину, мечтавшую стать его любовницей. Повод для близкого знакомства нашёлся довольно быстро.

В Версальском дворце 25 февраля 1745 года планировался бал-маскарад по случаю бракосочетания дофина Франции Луи и испанской инфанты Марии Терезы Рафаэлы. По такому случаю разослали множество приглашений. Вполне естественно, что каждое такое приглашение утверждал лично король. И он не обошёл вниманием загадочную женщину, которую видел сидящей в розовом фаэтоне в синем платье.

Одним словом, Жанна Антуанетта получила приглашение на королевский бал-маскарад. А пришли все на него в костюмах, изображавших тисовые деревья. Но наша героиня решила проявить оригинальность и оделась богиней охоты Дианой. Сам король ограничился лишь маской. На этом балу и произошло их близкое знакомство. Пара общалась очень долго на глазах у всех, а через 3 дня вновь встретилась уже на другом балу.

В начале марта король и будущая маркиза де Помпадур стали любовниками, и после этого наша героиня приобрела статус официальной королевской фаворитки. Такое положение при дворе кардинально меняло семейную жизнь молодой женщины. Теперь она принадлежала только королю и больше никому. Новой фаворитке выделили в Версале прямо над покоями короля апартаменты, состоящие из нескольких комнат. Король попадал в них по специальной потайной лестнице, скрытой от посторонних глаз.

А что же бедняга Чарльз Гийом – законный муж Жанны Антуанетты? С ним жена развелась 7 мая 1745 года. Но мужчина стойко перенёс удар судьбы. На это указывает хотя бы тот факт, что он умер в 1799 году, когда и его бывшая жена, и Людовик XV уже давно превратились в прах.

Став разведённой женщиной, наша героиня потеряла все привилегии и ей потребовался титул. Уже 24 июня король подарил своей любовнице усадьбу Помпадур в Лимузене. А 14 сентября 1745 года ей был дарован дворянский титул маркиза, который по своему статусу находился между герцогиней и графиней. С этого момента Жанна Антуанетта исчезла, а на историческую арену вышла маркиза де Помпадур.

После получения титула и герба женщина стала полноправной придворной дамой. Она постаралась наладить хорошие отношения с королевским семейством, а для этого начала оказывать всяческие знаки уважения Марии Лещинской (жене короля). А последняя, родив 10-го ребёнка, отказала Его величеству в интимной близости. Королева посвятила себя воспитанию детей и молитвам, прося Бога спасти многострадальную Францию.

Король Франции Людовик XV

Новая фаворитка короля оказалась чрезвычайно умной, энергичной и предприимчивой женщиной. По сути, она стала играть при Людовике XV роль премьер-министра. Именно по её воле назначались люди на важные государственные посты, раздавались награды, милости, а как известно, реальной властью обладает тот, кто ордена и пенсии даёт. Но самое главное в деятельности новой фаворитки заключалось в том, что она начала влиять не только на внутреннюю, но и внешнюю политику страны.

В 1755 году австрийцы попросили де Помпадур вмешаться в переговоры о дипломатических соглашениях между Францией и Австрией. Маркиза вмешалась, и это привело к подписанию 1 мая 1756 года Версальского договора. Благодаря ему был создан франко-австрийский альянс, просуществовавший 30 лет.

В то же время многие политические решения этой женщины были не только ошибочны, но и вредны для Франции. Так страна потерпела поражение в Семилетней войне (1754-1763) в союзе с Австрией и Россией против Англии и Пруссии и потеряла свои американские колонии. А после битвы при Россбахе 5 ноября 1757 года, в которой французская армия была наголову разбита, фаворитка успокоила короля, сказав знаменитую фразу: «После нас хоть потоп». Из Семилетней войны Франция вышла банкротом, а её территории уменьшились.

Впоследствии историки обвинили именно де Помпадур в том, что Англия превзошла Францию в колониальной политике. Справедливо это или нет? Да, фаворитка кардинально влияла на внешнюю и внутреннюю политику страны, но кроме неё во Франции было много других знатных вельмож, занимающихся аналогичными вопросами. Они тоже внесли свою лепту в дело ослабления государства. А ответственность за всё, в любом случае, нёс Людовик XV, так как именно он являлся главой вверенной ему державы. Все остальные люди назначались только им, и маркиза де Помпадур не была исключением.

Для более полного понимания образа фаворитки следует отметить, что она отнюдь не чуралась брать из казны деньги для личных нужд. На эти средства она покупала драгоценности, одежду, устраивала приёмы и развлечения. В то же время покровительствовала живописи, архитектуре, медицине, коммерции.

Под её защитой находилась школа физиократов (экономическая теория), давшую дорогу теории Адама Смита. Именно де Помпадур поддержала создание общей энциклопедии, хотя против выступали многие авторитетные служители церкви. Именно при ней стал пользоваться наибольшей популярностью такой стиль в дизайне интерьеров как рококо. Этой женщиной восхищался сам Вольтер, считая её выдающейся личностью.

У нашей героини было много врагов при дворе, которые считали её выскочкой из простолюдинов. А женщина имела чувствительную психику и очень болезненно относилась к подобной критике. Чтобы удержаться на вершине власти, она постаралась полностью привязать к себе короля, но, естественно, не через постель, а став ему преданным другом. Она превратилась в необходимого для Людовика XV человека. Фаворитка никогда не обманывала короля, а тот в ответ стал безгранично доверять ей.

Для Его величества были свойственны приступы меланхолии и скуки. И только де Помпадур могла развлечь и увлечь венценосную особу чем-то новым и заманчивым. Она была горазда на выдумки, чрезвычайно остроумна, когда надо весела, а если требовали обстоятельства, то грустна и задумчива. По всей видимости в ней сидела великая актриса, но свою роль та играла только для одного зрителя – Людовика XV.

В конце 1750 года наша героиня и Его величество прекратили интимные отношения. В этом было повинно и слабое здоровье фаворитки. Она часто простужалась, болела, страдала от головных болей. От короля у неё случилось три выкидыша, что тоже негативно сказалось на здоровье. Нужно также учитывать огромное нервное напряжение, в котором постоянно находилась женщина. Она даже минуты не могла побыть сама собой, так как вокруг всегда было множество глаз врагов, а друзей у неё почти не было.

Однажды де Помпадур призналась, что она всегда была женщиной с холодным темпераментом, а любовные утехи её никогда не интересовали. Правда, она пыталась увеличить своё либидо с помощью трюфелей, сельдерея и ванили, но всё оказалось безуспешным. Поэтому на протяжении многих лет она имитировала пылкую страсть в постели, мечтая лишь обо дном, чтобы всё это быстрее закончилось.

Такой маркизу де Помпадур изображают в кинематографе

Прекратив интимную близость с Его величеством, фаворитка взяла на себя роль «друга короля». Она объявила об этом во всеуслышание, чтобы ни у кого не осталось сомнений в её высоком статусе. Однако нужно было позаботиться о своём влиянии и отсечь всех возможных конкуренток, ведь среди знатных дам было много умных, хорошо образованных, честолюбивых и красивых женщин.

Обладая незаурядным умом и хитростью, маркиза де Помпадур организовала подобие гарема в особняке под названием «Олений парк», который находился рядом с Версалем. Туда стали свозить молодых красивых девушек третьего сословия в возрасте от 14 до 17 лет. Эти прекрасные создания были девственницами, и Его величество окунулось в эту юную непорочную красоту с головой. Вполне естественно, что Людовик XV перестал искать себе фавориток, на что и рассчитывала наша героиня.

Благодаря больше уму, чем женской красоте, маркиза сохранила влияние на короля и власть при дворе вплоть до своей смерти 15 апреля 1764 года. Умерла она от туберкулёза в возрасте 42 лет. Король нежно ухаживал за умирающей женщиной, а враги восхищались её мужеством в последние недели жизни.

Когда де Помпадур скончалась, Вольтер написал: «Мне очень грустно, что она умерла. Я был обязан ей многим и искренне оплакиваю её. Кажется абсурдным, что эта развратная развалина продолжает жить, а прекрасная женщина в разгаре великолепной карьеры умирает в возрасте 42 лет».

Во время похорон начался дождь, и король, стоя у гроба, сказал: «Маркиза отправилась в путешествие в плохую погоду».

Похоронили эту выдающуюся личность в Париже, в монастыре капуцинок рядом с матерью и дочерью.