Учимся легко

Учимся легко

» » Крестоносцы кто они такие. Крестовые походы (кратко)

Крестоносцы кто они такие. Крестовые походы (кратко)

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Выступление в было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Крестоносцы отправляются в первый крестовый поход. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского, XIII в.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским , герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим , бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого наголову при Аскалоне .

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

Второй крестовый поход – кратко , Бернард Клервоский – краткая биография

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Государства крестоносцев на Востоке

Третий крестовый поход (кратко)

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце . Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Фридрих Барбаросса - крестоносец

Четвертый крестовый поход (кратко)

Подробнее - см. в отдельных статьях Четвёртый крестовый поход , Четвертый крестовый поход – кратко и Взятие Константинополя крестоносцами

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи "Истории" Вильгардуэна, ок. 1330

Пятый крестовый поход (кратко)

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Штурм крестоносцами Пятого похода башни Дамиетты. Художник Корнелис Клас ван Виринген, ок. 1625

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен . За долгие отсрочки начала похода папа отлучил Фридриха от церкви (1227). На следующий год император всё же отправился на Восток. Пользуясь раздорами тамошних мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Угрожаемый ещё и султаном дамасксксим, аль-Камиль подписал с Фридрихом десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим и почти все земли, некогда отнятые у них Саладином. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.

Император Фридрих II и султан аль-Камиль. Миниатюра XIV века

Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело через несколько лет к возобновлению борьбы за Иерусалим и к окончательной его потере христианами в 1244 г. Иерусалим отняло у крестоносцев тюркское племя хорезмийцев, вытесненное из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.

Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход (кратко)

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода и постоянных нападений на христиан Палестины нового египетского (мамлюкского) султана Бейбарса тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 году Восьмой (и последний) крестовый поход. Крестоносцы поначалу вновь думали высадиться в Египте, но брат Людовика, король Неаполя и Сицилии Карл Анжуйский , склонил их плыть в Тунис, который был важным торговым конкурентом Южной Италии. Выйдя на берег в Тунисе, французские участники Восьмого Крестового похода стали ждать прибытия войска Карла. В их тесном лагере началась чума, от которой умер сам Людовик Святой. Мор причинил армии крестоносцев такие потери, что приехавший вскоре после смерти брата Карл Анжу предпочёл прекратить поход на условиях выплаты правителем Туниса контрибуции и освобождения им христианских пленников.

Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия , составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории. (Подробнее - см. в отдельных статьях

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1096-1270), военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа - Иерусалима и Гроба Господня.

Предпосылки и начало походов

Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26 ноября 1095 папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались "крестоносцами". Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Первый крестовый поход

В марте 1096 начался первый этап Первого крестового похода (1096-1101) - т. н. поход бедноты. Толпы крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на восток, отметив свой путь грабежами (они полагали, что, поскольку они воины Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками под Никеей 25 октября 1096.

Осенью 1096 в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями его были Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и др. К концу 1096 - началу 1097 они собрались в Константинополе, весной 1097 переправились в Малую Азию, где совместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня и передали византийцам. Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6 февраля 1098 была взята Эдесса, в ночь на 3 июня - Антиохия, год спустя, 7 июня 1099 они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городе жестокую резню. 22 июля на собрании князей и прелатов было учреждено Иерусалимское королевство, которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское и (с 1109) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский, получивший титул "защитник Гроба Господня" (его преемники носили титул королей). В 1100-1101 в Святую Землю отправились новые отряды из Европы (историки называют это "арьергардным походом"); границы Иерусалимского королевства установились лишь к 1124.

Выходцев из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой Земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии.

Второй крестовый поход

После того, как в 1144 турки завоевали Эдессу, 1 декабря 1145 был объявлен Второй крестовый поход (1147-1148), возглавленный королем Франции Людовиком VII и германским королем Конрадом III и оказавшийся безрезультатным.

В 1171 власть в Египте захватил Салах-ад-Дин, который присоединил к Египту Сирию и весной 1187 начал войну против христиан. 4 июля в длившейся 7 часов битве близ деревни Хиттин христианское войско было разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2 октября город сдался на милость победителя. К 1189 в руках крестоносцев осталось несколько крепостей и два города - Тир и Триполи.

Третий крестовый поход

29 октября 1187 был объявлен Третий крестовый поход (1189-1192). Поход возглавлял император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, короли Франции Филипп II Август и Англии - Ричард I Львиное Сердце. Немецкое ополчение 18 мая 1190 захватило г. Иконий (ныне Кония, Турция) в Малой Азии, но 10 июня при переправе через горную речку Фридрих утонул, и деморализованное этим немецкое войско отступило. Осенью 1190 крестоносцы начали осаду Акры - города-порта, морских ворот Иерусалима. Акра была взята 11 июня 1191, но еще до этого Филипп II и Ричард поссорились, и Филипп отплыл на родину; Ричард предпринял несколько безуспешных наступлений, в т. ч. два на Иерусалим, заключил 2 сентября 1192 крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад Дином и в октябре покинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман, столицей Иерусалимского королевства сделалась Акра.

Четвертый крестовый поход. Взятие Константинополя

В 1198 был объявлен новый, Четвертый крестовый поход, состоявшийся много позднее (1202-1204). Предполагалось нанести удар по Египту, которому принадлежала Палестина. Поскольку у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, Венеция, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, запросила в уплату помощь в завоевании христианского (!) г. Задар на Адриатическом побережье, что и произошло 24 ноября 1202, а затем побудила крестоносцев двинуться на Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом вмешательства в династические распри в Константинополе и соединения православной и католической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204 Константинополь был взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена т. н. Латинская империя. В 1261 православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции - Генуи - снова заняли Константинополь.

Крестовый поход детей

Ввиду неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т. н. крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов). Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

Пятый крестовый поход

Пятый крестовый поход (1217-1221) начался экспедицией в Святую Землю, но, потерпев там неудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 перенесли военные действия в Египет. 27 мая 1218 они начали осаду крепости Дамиетта (Думьят) в дельте Нила; египетский султан пообещал им за снятие осады Иерусалим, но крестоносцы отказались, взяли Дамиетту в ночь с 4 на 5 ноября 1219, попытались развить успех и занять весь Египет, но наступление захлебнулось. 30 августа 1221 был заключен мир с египтянами, по которому воины Христовы возвращали Дамиетту и уходили из Египта.

Шестой крестовый поход

Шестой крестовый поход (1228-1229) предпринял император Фридрих II Штауфен. Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен от церкви. Летом 1228 он отплыл в Палестину, благодаря умелым переговорам заключил союз с египетским султаном и в качестве за помощь против всех его врагов, мусульман и христиан (!), получил без единого сражения Иерусалим, куда вступил 18 марта 1229. Поскольку император находился под отлучением, возвращение Святого Города в лоно христианства сопровождалось запретом богослужения в нем. Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимом ему было недосуг, и в 1244 египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив резню христианского населения.

Седьмой и Восьмой крестовые походы

Седьмой крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254.

В 1270 тот же Людовик предпринял последний, Восьмой крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую Землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.

Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 пала Акра - последний оплот крестоносцев в Палестине.

И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147), еретиков и против турок в 14-16 вв., но они не включаются в общее число крестовых походов.

Итоги крестовых походов

Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

Д. Э. Харитонович

В конце мая 1212 г. в немецкий город Кёльн на берегу Рейна нагрянули вдруг необычные странники. Целая толпа ребятишек заполнила городские улицы. Они стучали в двери домов и просили подаяния. Но это были не обычные побирушки. На одежду детей были нашиты матерчатые чёрные и красные кресты, а на расспросы горожан они отвечали, что идут в Святую землю, чтобы освободить от неверных город Иерусалим. Предводительствовал маленькими крестоносцами мальчик лет десяти, который нёс в руках железный крест. Мальчугана звали Никлас, и он рассказывал, как во сне к нему явился Ангел и поведал, что Иерусалим освободят не могучие короли и рыцари, а безоружные дети, которых поведёт Господня воля. По милости Божьей море расступится, и они посуху придут в Святую землю, а сарацины, устрашась, отступят перед этим воинством. Многие пожелали стать последователями маленького проповедника. Не слушая увещеваний отцов и матерей, они отправлялись в путь - освобождать Иерусалим. Толпами и небольшими группами дети шли на юг, к морю. Сам Папа римский восславил их поход. Он говорил: "Эти дети служат укором нам, взрослым. Пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю".

Но на самом деле радости во всём этом было мало. В дороге дети гибли от голода и жажды, и ещё долго крестьяне находили у дорог и хоронили трупы маленьких крестоносцев. Конец похода был ещё печальнее: разумеется, море перед с трудом добравшимися до него детьми не расступилось, а предприимчивые купцы, как будто взявшиеся перевезти паломников в Святую землю, попросту продали ребятишек в рабство.

Но об освобождении Святой земли и гроба Господня, находящегося, по легенде, в Иерусалиме, помышляли не только дети. Нашив кресты на рубахи, плащи и знамёна, устремились на Восток крестьяне, рыцари, короли. Это произошло в XI в., когда турки-сельджуки, захватив почти всю Малую Азию, в 1071 г. стали хозяевами Иерусалима - священного города христиан. Для христианской Европы это было страшное известие. Турок-мусульман европейцы считали не только "недочеловеками" - хуже! - приспешниками дьявола. Святая земля, где родился, жил и принял мученическую смерть Христос, оказалась теперь недосягаемой для паломников, а ведь благочестивое путешествие к святыням было не только похвальным делом, но могло стать и искуплением грехов как для бедного крестьянина, так и для знатного сеньора. Вскоре стали доходить слухи о злодействах, творимых "проклятыми нехристями", о зверских муках, которым они якобы подвергали несчастных христиан. Христианин-европеец с ненавистью обращал взор на Восток. Но беды пришли и на земли самой Европы.

Конец XI в. стал тяжелейшим временем для европейцев. Начиная с 1089 г. множество несчастий обрушивалось на них. Лотарингию посетила чума, в Северной Германии произошло землетрясение. Суровые зимы сменялись летней засухой, после которой случались наводнения, неурожай порождал голод. Вымирали целые деревни, люди занимались людоедством. Но не меньше, чем от стихийных бедствий и болезней, крестьяне страдали от непосильных поборов и вымогательств сеньоров. Доведённые до отчаяния, люди целыми деревнями бежали куда глаза глядят, а иные уходили в монастыри или искали спасения в отшельнической жизни.

Феодалы также не чувствовали себя уверенно. Будучи не в состоянии довольствоваться тем, что давали им крестьяне (многих из которых унесли голод и болезни), сеньоры начали захватывать новые земли. Свободных земель уже не осталось, поэтому крупные сеньоры принялись отбирать поместья у мелких и средних феодалов. По самому ничтожному поводу вспыхивали междуусобицы, и изгнанный из своего поместья владелец пополнял ря-ды безземельных рыцарей. Без земли оставались и младшие сыновья знатных господ. Замок и земля доставались в наследство только старшему сыну - остальные же были вынуждены делить между собой коней, оружие да доспехи. Безземельные рыцари предавались разбою, нападая на слабые замки, а чаще безжалостно грабя и без того нищих крестьян. Особенно желанной добычей были не готовые к обороне монастыри. Объединившись в банды, благородные господа, как простые разбойники, рыскали по дорогам.

Злое и неспокойное время настало в Европе. Крестьянин, у которого солнце спалило посевы, а рыцарь-разбойник - дом; сеньор, не знающий, где раздобыть средства для достойной его положения жизни; монах, с тоской взирающий на разорённое "благородными" грабителями монастырское хозяйство, не успевающий отпевать умерших от голода и болезней, - все они в смятении и горе обратили взоры к Богу. За что он карает их? Какие смертные грехи ими совершены? Как их искупить? И уж не потому ли гнев Господень настиг мир, что Святую землю - место искупления грехов - топчут "слуги дьявола", проклятые сарацины? Снова взоры христиан обратились на Восток - не только с ненавистью, но и с надеждой.

В ноябре 1095 г. недалеко от французского города Клермон перед огромной толпой собравшегося народа - крестьян, ремесленников, рыцарей и монахов - выступил Папа Урбан II. В пламенной речи он призвал всех взяться за оружие и отправиться на Восток, чтобы отвоевать у неверных гроб Господень и очистить от них Святую землю. Всем участникам похода Папа обещал прощение грехов. Люди встретили его призыв криками одобрения. Возгласы "Так хочет Бог!" не раз прерывали речь Урбана II. Многим было уже известно, что визан-тийский император Алексей I Комнин обратился к Папе и европейским королям с просьбой помочь ему отразить натиск мусульман. Помочь христианам-византийцам победить "нехристей" будет, конечно, богоугодным делом. Освобождение же христианских святынь станет самым настоящим подвигом, несущим не только спасение, но и милость Всевышнего, который вознаградит своё воинство. Многие из слушавших речь Урбана II тут же давали обет идти в поход и в знак этого прикрепляли на свою одежду крест.

Весть о предстоящем походе в Святую землю быстро разлетелась по Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники в церквях и юродивые на улицах. Под влиянием этих проповедей, равно как и по призыву своего сердца, поднялись в святой поход тысячи бедняков. Весной 1096 г. из Франции и прирейнской Германии они двинулись нестройными толпами по дорогам, издавна известным паломникам: по Рейну, Дунаю и дальше - к Константинополю. Крестьяне шли с семьями и всем своим скудным скарбом, который умещался в маленькой тележке. Они были плохо вооружены, страдали от нехватки продовольствия. Это было довольно дикое шествие, так как по дороге крестоносцы нещадно грабили болгар и венгров, через земли которых проходили: отбирали скот, лошадей, продукты, убивали тех, кто пытался защитить своё добро. Будучи едва знакомы с конечным пунктом своего странствия, бедняки, подходя к какому-нибудь большому городу, спрашивали, "уж не есть ли это тот Иерусалим, куда они направляются?". С горем пополам, положив многих в стычках с местными жителями, летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя.

Появление этой неорганизованной, голодной толпы совсем не обрадовало императора Алексея Комнина. Правитель Византии поспешил отделаться от бедняков-крестоносцев, переправив их через Босфор в Малую Азию. Конец похода крестьян был печален: осенью того же года турки-сельджуки встретили их войско неподалёку от города Никеи и почти полностью перебили или, захватив в плен, продали в рабство. Из 25 тыс. "воинства Христова" уцелело только около 3 тыс. Оставшиеся в живых горемычные крестоносцы-бедняки вернулись в Константинополь, откуда некоторые из них стали возвращаться домой, а некоторые остались ждать прихода крестоносцев-рыцарей, надеясь до конца исполнить данный обет - освободить святыни или по крайней мере обрести на новом месте спокойную жизнь.

Крестоносцы-рыцари выступили в свой первый поход тогда, когда крестьяне начали свой печальный путь по землям Малой Азии, - летом 1096 г. В отличие от последних сеньоры были хорошо подготовлены к предстоящим сражениям и трудностям пути - они были профессиональными воинами, и им привычно было готовиться к битве. История сохранила имена предводителей этого воинства: выступивших первыми лотарингцев возглавлял герцог Готфрид Бульонский, норманнов Южной Италии вёл князь Боэмунд Тарентский, а рыцарями Южной Франции предводительствовал Раймонд, граф Тулузский. Их войска не были единой спло-чённой армией. Каждый отправившийся в поход феодал вёл свою дружину, а следом за своим сеньором снова тащились с пожитками сорвавшиеся с насиженного места крестьяне. Рыцари в пути, подобно прошедшим перед ними беднякам, занялись было грабежом. Наученный горьким опытом правитель Венгрии потребовал от крестоносцев заложников, что гарантировало довольно "благопристойное" поведение рыцарей по отношению к венграм. Однако это был единичный случай. Балканский полуостров был разграблен прошествовавшими по нему "христовыми воинами".

В декабре 1096 - январе 1097 гг. крестоносцы прибыли к Константинополю. Они вели себя с теми, кого вообще-то собирались защищать, мягко говоря, недружелюбно: произошло даже несколько военных стычек с византийцами. Император Алексей пустил в ход всё непревзойдённое дипломатическое искусство, так прославившее греков, - лишь бы защитить себя и своих подданных от необузданных "паломников". Но уже тогда чётко проявилась та взаимная неприязнь между западноевропейскими сеньорами и византийцами, которая позднее принесёт гибель великому Константинополю. Для пришедших крестоносцев православные жители импе-рии были хоть и христианами, но (после церковного раскола в 1054 г.) не братьями по вере, а еретиками, что не намного лучше неверных. Кроме того, европейским феодалам - недальним потомкам варварских племён - казались непонятными и достойными презрения древняя величественная культура, традиции и обычаи византийцев. Рыцарей бесил высокопарный слог их речей, а богатство вызывало просто дикую зависть. Понимая опасность подобных "гостей", стремясь использовать их военное рвение в своих целях, Алексей Комнин хит-ростью, подкупами и лестью добился от большинства рыцарей вассальной присяги и обязательства вернуть империи те её земли, которые будут отвоёваны у турок. После этого он переправил "христово воинство" в Малую Азию.

Разрозненные силы мусульман не смогли противостоять напору крестоносцев. Захватывая крепости, они прошли Сирию и двинулись в Палестину, где летом 1099 г. штурмом взяли Иерусалим. В захваченном городе крестоносцы учинили жесточайшую резню. Убийства мирных жителей прерывались на время молитвы, а затем начинались снова. Улицы "святого города" были завалены мёртвыми телами и залиты кровью, а защитники "гроба Господня" рыскали, растаскивая всё, что можно было унести.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории в начале XII в. рыцарями было создано четыре государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское, - сеньоры начали обустраивать свою жизнь в новых местах. Власть в этих государствах строилась на феодальной иерархии. Возглавлял её король Иерусалимский, остальные три правителя считались его вассалами, но на деле были самостоятельны. Огромное влияние в государствах крестоносцев имела церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. Церковные иерархи были одними из самых влиятельных сеньоров в новых государствах. На землях крестоносцев в XI в. возникли прославившиеся в дальнейшем духовно-рыцарские ордена: тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев.

В XII в. под давлением начавших сплачиваться мусульман крестоносцы начали терять свои владения. Стремясь противостоять натиску неверных, европейские рыцари в 1147 г. предприняли 2-й крестовый поход, который закончился неудачей. Последовавший за ним 3-й крестовый поход (1189- 1192 гг.) завершился столь же бесславно, хотя и возглавляли его три короля-воина: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Поводом к выступлению европейских сеньоров послужил захват в 1187 г. Иерусалима султаном Салах-ад-Дином. Поход сопровождали сплошные беды: в самом его начале, переправляясь через горную речушку, утонул Барбаросса; французские и английские рыцари неустанно враждовали между собой; и в итоге освободить Иерусалим так и не удалось. Правда, Ричард Львиное Сердце добился от султана кое-каких уступок - крестонос-цам оставили кусочек Средиземноморского побережья, а христианам-паломникам разрешено было в течение трёх лет посещать Иерусалим. Победой это, разумеется, назвать было трудно.

Рядом с этими неудачными предприятиями европейских рыцарей совершенно отдельно стоит 4-й крестовый поход (1202-1204 гг.), сравнявший с неверными православных христиан-византийцев и приведший к гибели "благородный и прекрасный Константинополь". Инициатором его стал Папа Иннокентий III. В 1198 г. он развернул грандиозную агитацию за очередной поход во имя освобождения Иерусалима. Папские послания были разосланы во все европейские государства, но, кроме того, Иннокентий III не обошёл своим вниманием ещё од-ного христианского правителя - византийского императора Алексея III. Он тоже, по мнению Папы, должен был двинуть войска в Святую землю. Кроме укоров императору за равнодушие к делу освобождения христианских святынь, римский первосвященник в своём послании поднял важный и давний вопрос - об унии (объединении разделившейся в 1054 г. церкви). На самом деле Иннокентий III мечтал не столько о восстановлении единства христианской церкви, сколько о подчинении Византийской греческой церкви Римско-католической. Император Алексей это прекрасно понял - в результате ни договора, ни даже переговоров не вышло. Папа был в гневе. Он дипломатично, но недвусмысленно намекнул императору, что в случае несговорчивости византийцев на Западе найдутся силы, готовые выступить против них. Иннокентий III не пугал - действительно, на Византию с жадным интересом поглядывали европейские монархи.

4-й крестовый поход начался в 1202 г., и первоначально его конечным пунктом намечался Египет. Путь туда лежал через Средиземное море, а крестоносцы, несмотря на всю тщательность подготовки "святого паломничества", флотом не располагали и потому вынуждены были обратиться за помощью к Венецианской республике. С этого момента маршрут крестового похода резко изменился. Дож Венеции Энрико Дандоло затребовал за услуги огромную сумму, а крестоносцы оказались неплатёжеспособны. Дандоло это не смутило: он предложил "святому воинству" компенсировать недоимки захватом далматинского города Задара, купцы которо-го конкурировали с венецианскими. В 1202 г. Задар был взят, воинство крестоносцев погрузилось на корабли, но... отправилось совсем не в Египет, а оказалось под стенами Константинополя. Поводом для такого поворота событий послужила борьба за престол в самой Византии. Дож Дандоло, которому понравилось сводить счёты с конкурентами (Византия соперничала с Венецией в торговле с восточными странами) руками крестоносцев, сговорился с предводителем "воинства Христова" Бонифацием Монферратским. Папа Иннокентий III поддержал предприятие - и маршрут крестового похода был во второй раз изменён.

Осадив в 1203 г. Константинополь, крестоносцы добились восстановления на троне императора Исаака II, который за поддержку обещал щедро заплатить, однако оказался не так богат, чтобы сдержать слово. Разгневанные таким поворотом дела, "освободители Святой земли" в апреле 1204 г. штурмом взяли Константинополь и подвергли его погрому и разграблению. Столица Великой империи и православного христианства была разорена и предана огню. После падения Константинополя была захвачена часть Византийской империи. На её развалинах возникло новое государство - Латинская империя, созданная крестоносцами. Она просуществовала недолго, до 1261 г., пока не рухнула под ударами завоевателей.

После падения Константинополя призывы идти освобождать Святую землю на время затихли, пока дети Германии и Франции в 1212 г. не отправились на этот подвиг, обернувшийся для них гибелью. Последовавшие следом четыре крестовых похода рыцарей на Восток успеха не принесли. Правда, во время 6-го похода императору Фридриху II удалось освободить Иерусалим, но "неверные" через 15 лет вернули себе утраченное. После провала 8-го крестового похода французских рыцарей в Северную Африку и гибели там французского короля Людовика IX Святого призывы римских первосвященников к новым "подвигам во имя веры Христовой отзыва не находили. Владения крестоносцев на Востоке постепенно захватывались мусульманами, пока в самом конце XIII в. не перестало существовать Иерусалимское королевство.

Правда, в самой Европе крестоносцы существовали ещё долго. Крестоносцами были, кстати, и те немецкие псы-рыцари, которых разбил на Чудском озере князь Александр Невский. Римские Папы вплоть до XV в. организовывали в Европе крестовые походы во имя истребления ересей. Но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за "неверными", эта утрата сопровождалась огромными жертвами - сколько паладинов осталось навеки в Святой земле? Но вместе с вернувшимися крестоносцами в Европу пришли новые знания и мастерство, ветряные мельницы, тростниковый сахар и даже такой привычный для нас обычай мыть перед едой руки. Так, многим поделившись и забрав в уплату тысячи жизней, Восток не уступил ни шагу Западу. Великая битва, длившаяся 200 лет, завершилась вничью.

Крестовые походы… эти слова кажутся нам неотъемлемой частью Средневековья - между тем, в Средние века такого термина не существовало (его ввели историки Нового времени), а тогда про тех, кто отправлялся на Святую землю воевать с неверными, говорили просто - «приняли крест»… или же называли их «пилигримами», так же, как и тех, кто отправлялся туда в паломничество - ведь и крестовый поход был для людей Средневековья своего рода паломничеством - правда, с оружием в руках…

Как и почему это началось?

В наше время любят говорить о об алчности и светских феодалов, жаждущих богатой добычи и новых владений, о необходимости призвать к порядку безземельных странствующих рыцарей (читай: грабителей)… да, и это тоже было. Но всё же присмотримся повнимательней к тому, что происходило в Палестине. Ведь там тоже жили христиане… какой была их жизнь?

1009 год. Халиф Хаким приказал разрушить все христианские храмы, начиная с церкви Гроба Господня, христиан же обязал постоянно носить на шее медный крест весом около 5 кг, а евреев - волочь за собой плаху в форме телячьей головы. Правда, в 1020 г. такие откровенные гонения прекратились (а византийцы в 1048 г. восстановили храм Гроба Господня), но христианам стало не намного легче - и тем, кто жил там постоянно, и тем, кто отправлялся в паломничество… впрочем, вторые могли легко перейти в разряд первых: став жертвой грабителей, можно было лишиться всех денег - и попросту не на что было возвращаться домой (то же самое могло произойти с пленником, отпущенным за выкуп).

Впрочем, такие люди ещё должны были быть благодарны судьбе - в отличие, например, от паломников во главе с епископом Гюнтером, которые весной 1065 г. стали жертвами нападения арабов. Те немногие из них, у кого было оружие, в конце концов отказались от сопротивления, умоляя вождя о перемирии - но это не спасло их от расправы… Это происшествие примечательно только большим количеством жертв - а ведь подобных случаев было много. Тех, кого не убили, могли продать в рабство. Отказаться же от паломничеств было немыслимо - хоть это и не являлось обязательным (как хадж для мусульман), всё же каждый христианин того времени считал своим долгом прикоснуться к земле, которая помнит Спасителя…

Информация тогда распространялась не так быстро, как сейчас - и всё же вести о такого рода событиях доходили до христианского мира - и вызывали не меньшее возмущение, чем у нас сейчас - убийства русских детей американскими усыновителями или расправы над косовскими сербами. Вот только не было тогда ни ООН, ни международных трибуналов - и там, где мы ждём какой-то реакции от международных институтов, человек Средневековья мог только действовать. Непосредственным же толчком к началу крестоносного движения послужило вторжение турок-сельджуков в христианскую Византию - и просьба византийского императора о помощи (не будем забывать, что в Средние века национального самосознания ещё не существовало - и то место, которое занимает у нас солидарность национальная, тогда занимала солидарность религиозная).

Словом, когда в 1095 на соборе в Клермоне папа римский Урбан II произнёс свою знаменитую речь с призывом «быстрее поспешить на выручку нашим братьям, проживающим на Востоке», люди, до которых дошёл его призыв, отнюдь не только желанием пограбить… Были и такие, конечно - но увы, определённый процент «человеческой грязи» всегда пристаёт к любому делу - даже самому благородному.

Так или иначе, в Первом крестовом походе, начавшемся в 1096 г., приняло участие около 300 000 человек. Во главе его стоял весь цвет рыцарства тех времен: Раймунд IV Тулузский, брат французского короля Гуго де Вермандуа, герцог Нормандии Роберт Куртгёз, Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Этот самый первый поход был, пожалуй, самым успешным: крестоносцы одержали победу над турками при Дорилее, захватили Антиохию (основав там христианское государство), помогли армянскому правителю Торосу отвоевать область Эдессы (правда, ничего не сделали, чтобы спасти Тороса во время бунта - и правителем Эдессы стал Балдуин Булонский… графство Эдесское просуществовало до 1144 г.), и достигли главной своей цели - взяли Иерусалим. Для сохранения завоеваний было решено назначить Готфрида Бульонского королём Иерусалимским - но он не посчитал возможным принять королевский венец там, где Спаситель принял венец терновый, и ограничился титулом «защитника Гроба Господня». Правда, последующие правители Иерусалимского королевства (начиная с Балдуина, брата Готфрида) не стеснялись именоваться королями… Кроме княжества антиохийского, графства Эдесского и Иерусалимского королевства было основано ещё одно христианское государство - графство Триполитанское.

Неудачи начались со Второго похода, предпринятого в 1147 г. после падения Эдесского княжества - главного форпоста христиан на Востоке. Поход этот был плохо организован, поражение следовало за поражением - и единственным результатом похода стала уверенность мусульман в возможности уничтожения христиан на Востоке.

По настоящему тяжёлые времена для христиан в Палестине наступили в 1187 г., когда «стараниями» бездарного короля Иерусалимского Гвидо де Лузиньяна христианская армия потерпела поражение при Хаттине, а затем мусульмане захватили несколько христианских владений: Аккру, Яффу, Бейрут и наконец - Иерусалим.

Ответом на эти события стал Третий Крестовый поход (1189-1192гг.), который возглавили четыре могущественных монарха: Ричард I Львиное Сердце, Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и австрийский герцог Леопольд V. Главным же их противником султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (известный в Европе как Саладин) - тот самый, который незадолго до этого победил христиан при Хаттине и взял Иерусалим. Его уважали даже враги - за такие "рыцарские добродетели", ценимые и в Европе, как храбрость и великодушие к противнику. И Саладин оказался достойным противникам: Иерусалим взять так и не удалось… рассказывают, что королю Ричарду посоветовали подняться на холм, с которого виден Иерусалим, но Ричард отказался: он считал, что раз он не смог отвоевать свящённый город - то и видеть его недостоин… Правда, крестоносцам удалось отвоевать Аккру, которая стала теперь столицей Иерусалимского королевства. Кроме того, было основано ещё одно христианское государство - Кипрское королевство, существовавшее до 1489 г.

Но пожалуй, самым позорным событием в истории крестоносного движения стал Четвёртый Крестовый поход (1202-1204 гг.). Началось всё с того, что венецианцы, пообещав предоставить корабли, в последний момент заломили за них такую цену, что денег не хватило. В счёт долга венецианский дон Энрике Дандоло предложил вождям крестоносцев оказать услугу Венеции, а именно… разгромить Задар - город в Далмации (разумеется, христианский), составлявший конкуренцию Венеции - что и было сделано. Надо отдать должное папе Иннокентию III - он отлучил от церкви всех, кто принял в этом участие, но вскоре отменил отлучение, оставив его в силе только в отношении зачинщиков-венецианцев.

Затем в лагерь крестоносцев явился Алексей Ангел - сын свергнутого византийского императора Исаака Ангела - и попросил помощи в деле возвращения трона его отцу. Он обещал щедрое вознаграждение, а главное - передачу Византийской церкви (православной) под власть папского престола. Вопрос был оставлен на усмотрение папы римского, папа - как умный политик - напомнил крестоносцам о главной цели их экспедиции, но твёрдого «нет» не сказал… на языке дипломатии это означало «да» - и крестоносцы двинулись на Константинополь. Справедливости ради следует заметить, что некоторые вожди крестоносцев (в частности, Симон де Монфор - тот самый, о котором чаще всего вспоминают в связи с расправой над катарами и фразой «Убивайте всех - господь отличит своих») отказались воевать с христианами (пусть даже не католиками) и отвели свои войска, но большинство крестоносцев соблазнились посулами Алексея. Константинополь был взят, престол был возвращён Исааку. Правда, слепой престарелый император уже не владел реальной властью…

Впрочем, не намного больше её было и у Алексея. Во всяком случае, выполнить свои обещания он не мог: во-первых, казна оказалась пустой (стараниями сбежавшего узурпатора), во-вторых, подданные были отнюдь не рады непрошенным спасателям… В конечном итоге, Исаак снова бы свергнут, Алексей убит - а новый правитель не желал иметь дела с крестоносцами. И тогда они решили, что сами возьмут своё.

Последовал новый штурм Константинополя, а затем - варварский грабёж, сопровождавшийся расправой над мирными жителями и откровенным святотатством: не щадили ни гробницы императоров, ни храмы, куда откуда выносили всё, что было ценного (а святые мощи просто разбрасывали), в храмы приводили мулов и лошадей, чтобы вывезти награбленное. Глумление над православным святынями дошло до того, что в в храмы приводили уличных девок и заставляли их обнажёнными танцевать на святых престолах.

Остаётся только догадываться, как всё это объяснили тем рядовым участникам похода, которые отправились не пограбить, а « за идею»… и если в отношении Константинополя ещё можно было пришить какую-то идеологическую подкладку - борьба с «православной ересью» (впрочем, как мы уже видели, и это не со всеми «работало») - то как им объяснили разгром Задара?

Наверное, неудивительно, что после этих событий в Европе стали сомневаться, что отвоевание Святой Земли возможно - слишком уж грешны стали христиане… а такое дело только тем по плечу, кто безгрешен. А безгрешны только дети!

Если идея носится , то непременно найдётся тот, кто её реализует… 12-летний пастушок Этьен увидел во сне Христа, повелевшего ему отправиться на святое дело - освобождение Святой Земли. Конечно же, нашлись взрослые, которые этот случай - как бы сказали сейчас - «раскрутили» - и в 1212 г. «войско» французских и немецких подростков двинулось в путь. Многие погибли ещё по дороге к морю - а перед теми, кто его достиг, море почему-то не расступилось (как ожидали). На помощь пришли купцы, предоставившие корабли юным крестоносцам. Но у купцов были свои планы: тех детей, которые не погибли во время шторма, они продали в рабство…

Впоследствии состоялось ещё 4 Крестовых похода: в 1217 г., в 1228г., в 1248 г. и 1270 г. - но крестоносному движению так и не удалось подняться до высот Первого крестового похода: всё больше было распрей между самими крестоносцами, всё меньше успехов в Святой Земле… Сарацины отвоёвывали христианские владения на Востоке одно за другим - и финалом стал захват Триполи в 1289 г. - это означало конец христианских государств в Святой земле.

Ещё больше опозорили саму идею крестоносного движения Крестовые походы в Европе: крестовые походы против славян в земли за рекой Лаба (ныне - Эльба) в 1147 г., крестовые походы в Прибалтике, Эстонии, Финляндии - и, конечно, на Русь (когда с крестоносцами успешно воевал князь Александр Невский), а также Альбигойский крестовый поход - когда под предлогом борьбы с ересью катаров были захвачены и разграблены земли Окситании…

Крестоносное движение правильнее всего будет охарактеризовать одним известным изречением времени: «Хотели как лучше - получилось как всегда»… неужели это вечная судьба человечества - любую идею опошлить, обесчестить и превратить в полную противоположность?

Так кто же такие крестоносцы , кто с конца XI века до полного завершения эпохи Средневековья, а то и позже стал главной действующей силой Западной Европы? В главном разделе сайта хотим уделить внимание именно этому вопросу, здесь мы и будем рассматривать корни, причины и следствия этих явлений. Итак, немного обзорной аналитики по историческому периоду.

После покорения Палестины туркам-сельджукам в Европе стали все чаще появляться истории, будоражащие ум и совесть неимоверно, о несметном количестве бесчинств и преступлений мусульман по отношению к христианским святым местам, о жестоком отношении и преследовании верующих во Христа. Византийским императором Алексеем Первым Комнином был кинут клич к народам Запанной Европы о помощи и поддержке своих единоверных братьев и сестер, проживающих на землях, порабощенных неверными. Случилось это в 1094-ом. Католически глава Папа Римский Урбан Второй, несмотря на противостояние с византийцем, поддержал идею, и была провозглашена папская булла об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Именно его проповедь зажгла в сердцах католиков «благородный гнев» мести и религиозное рвение многих народов нашло своё русло и направление. На полтора века хватило всего этого зажигательного посыла - вооруженное паломничество европейского сборного христианского воинства к Палестинским берегам не прекращалось ни на год, освободить Святую Землю стремились все участники походов. Со временем получивших название «крестовые». Участникам на одежду нашивали красные кресты, отсюда и пошло самоназвание, прижившееся со временем и относящееся потом только к рыцарям-крестоносцам, что исторически не верно. Крестоносцами считались все участники похода на Палестину. Однако традиция сильнее логики оказывается подчас.

К двенадцатому столетию Европа имела в наличии удачное сочетание обстоятельств для сбора многочисленного воинства для Крестовых походов. По законам геополитики они воспринимались как средство для очищения перенаселенной Европы, давали возможность энергию недовольных своим экономическим и социальным положением людей, агрессию полукриминальных и криминальных кругов, направить в русле справедливой «священной войны» к достижению той или иной задачи стоящей перед Римским Папой или королем более значимого в тот момент государства. Высокие христианские идеалы давали возможность облагородить темный и несведущий народ, привить ему хотя бы отдаленные нормы морали и ответственности. Вторым посулом от вдохновителей были несметные богатства Восточных земель, обогатиться попутно с внедрением христианских ценностей, или освобождением реликвий своих - что тут могло смутить средневекового крестоносца? Да ничего. Тогда были свои порядки и взгляды на ситуацию, как и сейчас, кстати, ментальность западная намного отличается от нашей. Церковь преследовала увеличение своего влияния, приобретение земель, плодородных и дающих небывалый урожай, сочетанием необходимости религиозного подвига/искупления грехов и своей личной выгоды - вот главные рычаги управления католических церковников. Идеальным воплощением соединения всего этого многообразного калейдоскопа, стали крестовые походы.

Крестоносцы, сперва одиночно и разрозненно, а потом всё более организованно создавали свои походы, потом образовались целые ордена рыцарей-крестоносцев, некоторые для защиты и обороны паломничества в святых землях, а иные и как вооруженные военные бригады, для захвата и порабощения непокорных земель. История крестоносцев многопланова, она включает в себя по времени огромный срок. По влиянию на жизнь современной Европы нет более таких примеров. Крестоносцы и ныне продолжают существовать, они не воинственны, но тайны, и закрыты в рамках собственного исторического знания и наследия прошлого. Ознакомиться с их историей и предлагаем в нашем разделе.

Для того, чтобы представить себе тот или иной исторический факт, надо сперва четко представлять его подоплеку. В ноябре 1095 г. Урбан II созвал церковный собор во Франции, в Клер-моне, на котором присутствовали 14 архиепископов, 200 епископов и 400 аббатов. Собор решил организовать Крестовый поход на Восток - «ради освобождения Гроба Господня в Иерусалиме».
Итак, епископы провозгласили начало крестового похода. Находившаяся под постоянной непрекращающейся угрозой голода и смерти от него Западная Европа (смотрите европейские хроники и читайте европейские же сказки, не только фольклор, но и, например, братьев Гримм, Гофмана и других) сбросила часть своего лишнего населения. Безземельные крестьяне, обедневшие рыцари, не имевшие за душой ничего, «кроме гонора да вострой сабли», ринулись в Восточное Средиземноморье искать себе лучшей доли. Разумеется, за счет местного населения. Первым пунктом их следования были христианские же страны Венгрия и Болгария. Об их «манерах» можно судить по тому факту, что венгерский король (между прочим, католик, как и крестоносцы) в дальнейшем соглашался пропускать их через свои земли, только лишь взяв предварительно заложников из их среды.
С 1096 по 1099 год эти толпы прошли от Константинополя до Иерусалима. По пути они везде являли собой «образец высокой морали и добродетели». Примером этого является описание одним из крестоносцев взятия богатого сирийского города Маары. "В Мааре наши варили язычников (последним словом крестоносцы называли всех своих врагов - мусульман, евреев, различных еретиков, под которыми понимали и восточных христиан) в котлах, а детей насаживали на вертела, жарили и ели", - пишет франкский летописец Рауль де Каэн. "Фарандж (франки, арабское собирательное название для западноевропейцев) имеют превосходство в отваге и ярости в бою, но больше ни в чем, подобно тому, как животные имеют превосходство в силе и агрессивности", - писал сирийский аристократ Усама. Никогда арабы не забудут о "людоедстве" крестоносцев - факте, подтверждаемом рыцарем Альбером д"Эксом ("Наши ели не только турок и сарацин, но и собак"). В литературе тех лет крестоносцы описаны как ужасные людоеды. Отличалось оригинальностью и их отношение к своим, казалось бы, естественным союзникам - местному христианскому населению. Прибыв сюда, в том числе и под предлогом защиты христиан, крестоносцы нередко истребляли их наравне с мусульманами. Так, например, в городе Эдесса, значительную часть которого составляли армяне, с радушием принявшие поначалу своих единоверцев, армянская аристократия была чуть позже попросту вырезана «освободителями».
Таким образом, к 7 июня 1099 года остатки от 300-тысячного отряда крестоносного воинства, наводя страх и ужас на местное население, потеряв в пути более половины своего состава, приблизились к Иерусалиму. По сведениям летописцев, Святой город с семидесятитысячным населением охранялся тысячным египетским гарнизоном, на помощь которому пришли местные жители.
В анонимной итало-нормандской хронике XI века «Деяния франков и прочих иерусалимцев» описывается взятие Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 г. «И вот мы подошли к Иерусалиму во вторник, за 8 дней до июньских ид. Роберт Нормандский осадил Иерусалим с северной стороны, возле церкви первомученика святого Стефана, где тот был побит камнями за Христа. К герцогу Нормандскому примыкал граф Роберт Фландрский. С запада город осаждали герцоги Гот-фрид и Танкред. С юга, укрепившись на горе Сион, вел осаду граф Сен-Жиль. В пятницу 15 июля мы ринулись на укрепления. Была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови». Другие летописцы, разумеется, из числа крестоносцев (местное население было поголовно истреблено, поэтому описать уже ничего не могло) упоминают про горы отрубленных рук, ног и голов, издевательства над телами убитых. Эти же летописцы-свидетели сообщают про факт убийства всех жителей - мусульман, евреев, христиан-несториан.
Было образовано три государства - Иерусалимское, Антиохийское и Эдесское во главе со знатными феодалами - вождями крестоносцев. Но соседние мусульманские правители не могли мириться с таким соседством и поступили так, как только и можно вести себя по отношению к новоявленному соседу - маньяку-убийце, отличающемуся склонностью к каннибализму. Борьбу с крестоносцами поначалу возглавляли эмиры Мосула из тюркской династии Занги - Имад ад-Дин и Нур ад-Дин. Позже это знамя подхватил их бывший военачальник курдского происхождения Юсуф Салах ад-Дин ибн Айюб (в Европе известен под именем Саладина), захвативший власть в Египте и упразднивший там исмаилитскую династию Фатимидов.
В 1187 году мусульманскими войсками под командованием Салах ад-Дина войска крестоносцев были разбиты у Тивериадского озера, после чего Иерусалим был сдан жителями по условиям договора, заключенного между победившими мусульманами и жителями Иерусалима.
2 октября 1187 года Салах ад-Дин вступает в Иерусалим. Он приказывает: никакой резни, никаких грабежей. Ни один христианин, франкский или восточный, не должен быть обижен. И бедняки могут уйти без выкупа. Без выкупа! Казначей аль-Асфахани приходит в ярость, видя, как патриарх Иерусалима вывозит телеги, груженные золотом, коврами, драгоценностями: "Мы позволили им унести свое имущество, но не сокровища церквей и монастырей. Их нужно остановить!" Салах ад-Дин отказывается: "Мы должны выполнять соглашения, которые подписали. Так христиане будут повсюду рассказывать о тех благодеяниях, которыми мы их осыпали".
Вечером 9 октября в мечети Аль-Акса имам воздает хвалу Богу и "Салах ад-Дину Юсуфу, сыну Айюба, вернувшему этой нации ее попранное достоинство". В той самой мечети Аль-Акса, с места расположения которой когда-то совершил путешествие на седьмое небо пророк Мухаммад, и которую упорно пытаются разрушить крестоносцы современности. История Аль-Аксы и ее освобождения имеет для российских мусульман и еще одно немалое значение - дело в том, что большинство войск Салах ад-Дина составляли мамлюки. Подразделения мамлюков - кыпчаков и черкесов (под черкесами подразумеваются не только адыги, но и остальные коренные народы Северного Кавказа), формировались из купленных невольников, которых воспитали воинами. Основным источником пополнения мамлюков были бесчисленные междоусобные войны, потрясавшие степи Дешт-и-Кыпчака (от Алтая до юга современной Украины) и горы Кавказа. В процессе воспитания этих мальчиков не только учили воевать, им давали необходимые знания по исламу (наши предки, за исключением булгар, тогда не были еще мусульманами). Впоследствии из среды мамлюков выходили не только военачальники и госчиновники, но также ученые и поэты. Через считанные годы мамлюки захватили власть в Египте и продолжали править этой богатой страной с древней культурой на протяжении многих столетий. Из них произошли знаменитые султаны Бейбарс и Котуз, остановившие продвижение монголов и уничтожившие крестоносцев.
А что же крестоносцы? Некоторые остались. Их потомками считают ливанских и палестинских католиков. Часть же приняла ислам, и потомки принявших религию, с которой боролись их предки, до сих пор живут в этом регионе. Немалая часть уехала. Некогда прибывшие в Палестину, Ливан и Сирию в поисках «лучшей доли», они и вовсе разучились работать. Вместе с тем нельзя отказать им в умении воевать - это было их единственное ремесло. После краха их государств они были вынуждены вернуться на историческую родину, в Западную Европу. Но и там их ждали безземелье и бедность. Обычно из подобных людей сколачиваются банды разбойников и грабителей... Папа римский нашел им хорошее применение - направил их в новый крестовый поход - на берега Балтийского моря, земли пруссов, балтов, финнов и славян.

Ахмад МАКАРОВ