Учимся легко

Учимся легко

» » Что делают для охраны воздуха в городе. Чистота воздуха и здоровье

Что делают для охраны воздуха в городе. Чистота воздуха и здоровье

Все направления охраны атмосферы можно объединить в четыре большие группы:

1. Группа санитарно-технических мероприятий – сооружение сверхвысоких дымовых труб, установка газопылеочистного оборудования, герметизация технического и транспортного оборудования.

2. Группа технологических мероприятий – создание новых технологий, основанных на частично или полностью замкнутых циклах, создание новых методов подготовки сырья, очищающих его от примесей до вовлечения в производство, замена исходного сырья, замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми, автоматизация производственных процессов.

3. Группа планировочных мероприятий – создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом розы ветров, вынос наиболее токсичных производств за черту города, рациональная планировка городской застройки, озеленение городов.

4. Группа контрольно-запретительных мероприятий – установление предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ, запрещение производства отдельных токсичных продуктов, автоматизация контроля за выбросами.

К основным мероприятиям по охране атмосферного воздуха относится группа санитарно-технических мероприятий. В этой группе важным направлением охраны воздуха является очистка выбросов в сочетании с последующей утилизацией ценных компонентов и производством из них продукции. В цементной промышленности - это улавливание цементной пыли и ее использование для производства твердых покрытий дорог. В теплоэнергетике – улавливание летучей золы и утилизация ее в сельском хозяйстве, в промышленности строительных материалов.

При утилизации уловленных компонентов возникают два вида эффекта: экологический и экономический. Экологический эффект состоит в снижении загрязнения окружающей среды при использовании отходов по сравнению с применением первичных материальных ресурсов. Так, при производстве бумаги из макулатуры или использования металлолома в сталеплавильном производстве загрязнение атмосферы уменьшается на 86%. Экономический эффект утилизации уловленных ингредиентов связан с появлением дополнительного сырьевого источника, имеющего, как правило, более благоприятные экономические показатели по сравнению с соответствующими показателями производства из природного сырья. Так, производство серной кислоты из газов цветной металлургии по сравнению с производством из традиционного сырья (природной серы) в химической промышленности имеет более низкую себестоимость и удельные капитальные вложения, более высокую годовую прибыль и рентабельность.

К наиболее эффективным способам очистки газов от газовых примесей относятся три: абсорбция жидкостью, адсорбция твердым веществом и каталитическая очистка.

В абсорбционных способах очистки используются явления различной растворимости газов в жидкости и химические реакции. В жидкости (обычно воде) используются такие реагенты, которые образуют с газом химические соединения.

Адсорбционные методы очистки основаны на способности мелкопористых адсорбентов (активных углей, цеолитов, простых стекол и др.) улавливать из газов при соответствующих условиях вредные компоненты.

Основу каталитических методов очистки составляют каталитические превращения вредных газообразных веществ в безвредные. К этим методам очистки относятся инерционная сепарация, электрическое осаждение и др. При инерционной сепарации осаждение взвешенных твердых частиц происходит благодаря их инерции, возникающей при изменении направления или скорости потока в аппаратах, называемых циклонами. Электрическое осаждение основано на электрическом притяжении частиц к заряженной (осадительной) поверхности. Электрическое осаждение реализуется в различных электрофильтрах, в которых, как правило, зарядка и осаждение частиц происходит совместно.

Для уменьшения загрязнения атмосферы выбросами транспорта необходимо осуществлять следующие мероприятия:

1. совершенствование двигателей и создание новых двигателей;

2. применение альтернативных видов топлива (сжатого природного газа, сжиженных нефтяных газов, синтетических спиртов и т.д.) При использовании природного газа выброс автомобилями вредных компонентов сокращается в 3-5 раз, хотя расход горючего в двигателях внутреннего сгорания больше (при этом экономится нефть);

3. создание новых транспортных средств (электромобилей) и замена одних транспортных средств другими (автобуса – троллейбусом);

4. защита от шума (пассивная и активная). Автотранспорт снижает шум за счет развития шумоподавления дорог, снижения скорости в населенных пунктах, сооружения поперечных валков. Снижение шума на железнодорожном транспорте обеспечивается созданием экранов, тоннелей, улучшением аэродинамики локомотивов;

5. специальные мероприятия административного характера: ограничения на въезд, запреты на парковку, транспортные сектора и др.

Нормативной основой управления охраной атмосферы является стандарты качества воздуха. Показателями качества воздуха является ПДК вредных веществ, ПДВ. ПДК – это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека. При определении ПДК учитывается влияние загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

Для санитарной оценки воздушной среды используется ПДК для рабочей зоны (ПДК р.з.), максимально разовая (ПДК м.р.) и среднесуточная (ПДК с.с.). ПДК р.з. – предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны. Эта концентрация не должна вызывать у работающих при ежедневном вдыхании в течение 8 ч за все время рабочего стажа каких-либо заболеваний или отклонений от нормы в состоянии здоровья. При этом рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой расположены места пребывания работающих.

ПДК м.р. – максимально разовая концентрация вредного вещества в воздухе населенных пунктов, которая не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека.

ПДК с.с. – среднесуточная предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.

Для гигиенической оценки загрязнения воздуха используется комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). ИЗА, учитывающий m примесей в атмосфере, рассчитывается по формуле:

ИЗА m = (gср i/ПДКс.с.i)К

Что делается в вашем городе для охраны воздуха или как защитить воздух от загрязнения? Такая серьезная тема изучается по предмету окружающий мир во 2 - 3 классах начальной школы.

На этой странице попробуем разобраться с ответом на этот вопрос.

Процесс загрязнения воздуха начался в XIX веке, в связи с быстрым развитием промышленности. Все фабрики того времени использовали один вид топлива – каменный уголь. Несмотря на то что уже тогда знали о вредности данного сырья для окружающей среды, оно все равно оставалось самым востребованным. Это было связано с его дешевизной и отличной доступностью.

Приближаясь к крупным металлургическим комбинатам, прежде всего обращаешь внимание на ряды гигантских труб, которые выбрасывают дым высоко в небо.

Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Такие же высокие трубы делаются на крупных электростанциях.

Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей, но ведь ядовитые газы все равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах.

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнён

Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомо­били выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что делается для охраны воздуха в городах?

1. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха в городах. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. На котельных устанавливают пыле и газо-улавливающие устройства.

2. Осуществляется вывод вредных предприятий за черту города.

3. Происходит замена общественного транспорта на более экологические. Создаются новые троллейбусные и трамвайные маршруты по городам. Учёные разработали новые автомобили - электромобили, которые не будут загрязнять воздух.

4. Кроме того, все большегрузные автомобили, а выхлопные газы автомобилей еще один вредный фактор, отправляются по объездным дорогам, им запрещено заезжать в центр городов.

5. Вводятся запреты на сжигание мусора в черте города.

6. Большую роль в защите воздуха играют зеленые насаждения, поэтому в городах много много внимания уделяется посадке скверов, аллей, парков.

7. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

    Мероприятий по охране воздуха довольно много, приведу примеры основных из них:

    1) как известно растения очищают воздух, поэтому есть множество программ по озеленению городов;

    2) в городах запрещают строить вредные производства, их выносят за черту города. На фабриках и заводах устанавливают более современные очистные сооружения;

    3) одним из крупных источников загрязняющих веществ является транспорт, поэтому постепенно старый транспорт заменяют на более новый и экологичный. Сейчас в Москве и других крупных городах активно развивают велосипедный транспорт, строят велосипедные дорожки, чтобы большее количество людей пересело с автомобиля на велосипед, который не загрязняет воздух.

    4) в Европе активно развивается использование электромобилей, можно предположить, что через некоторое время и в России электромобили станут популярны.

    5) также в Европе установлены высокие налоги на автомобили, в которых не установлены современные фильтры на выхлопной трубе, будем надеяться, что и в России изменят систему налогообложения автомобильного транспорта.

    В больших городах воздух всегда насыщен сернистым газом. Это можно увидеть по деревьям, верхушки которых становятся сухими. Когда этот газ соединяется водой, образуется сернистая кислота, которая потом выпадая вместе с кислотными дождями, отравляет все живое.

    Чтобы воздух очистить проводятся такие мероприятия:

    1. Установка электрофильтров на предприятиях и заводах.
    2. Замена автомобильного транспорта на электрический (редко, но бывает). Усовершенствование автомобильных двигателей.
    3. Посадка деревьев, кустарников, растительности.
    4. Метро вместо автобусов.
    5. Установка крупных сборов за загрязнение окружающей среды.
  • Этот вопрос нужно понимать в сравнении. Перечисление списков документации или законов не даст наглядного представления об истинном положении дел.

    Я живу в крупном промышленном городе-миллионнике. В его черте находится только металлургических и литейных предприятий не менее ПЯТИ! А ещ тракторный завод, два завода ЖБИ, кирпичные заводы и несколько предприятий по производству строительных материалов. Есть и машиностроительные заводы…

    Так вот, сравнивать городской воздух советских времн и нынешней — это как ливерная колбаса и сервелат. Над городом давно уже нет дымящих труб и мы уже не боимся и не замечаем, когда ветер дует с ЧТЗ, с ЖБИ или с ЧМЗ. А раньше определяли направление ветра не по флюгеру, а ПО ЗАПАХУ!

    Вс это работа природоохранительной прокуратуры и природозащитных организаций (НЕ ПУТАТЬ С ЭКОЛОГАМИ!)

    Городские власти уже много лет занимаются озеленением города. А в последние года три-четыре появилось такое городское движение, даже не знаю, кто придумал, но ранней весной всем желающим раздают бесплатно саженцы хвойных деревьев, чтобы люди сажали их в своих дворах. За один день раздатся более десяти тысяч саженцев.

    С улучшением благосостояния увеличилось количество автомобилей и главным загрязнителем воздуха стали не заводы и фабрики, а автотранспорт.

    У нас в городе по центральным магистралям запрещена эксплуатация маршруток отечественного производства не имеющих экологического стандарта, только импортные. Принято решение постепенно перевести рейсовые городские автобусы на электродвигатели. Собственно говоря городские автобусы и так давно уже не дымят и не чадят выхлопами. В основном это импортные или современные отечественные с хорошими показателями по экологическим стандартам.

    Лучшее, что мы можем своими силами сделать — это перестать пользоваться старыми авто. Понятное дело, что когда выбора, не разгуляешься. Но качественное авто-это первый показатель того, что нам не все равно.

    На уровне предприятий так же работа должна проводиться.

    Те же парниковые выбросы весьма портят ситуацию.

    К примеру, квоты углеродные -очень хороший шаг на пути к улучшению состояния воздуха. И еще момент-

    Все предприятия, у которых есть выбросы вредных веществ в атмосферу, производят отчисления в виде налога за загрязнение окружающей среды. Сумма отчислений зависит от многих факторов. Там довольно сложные методики расчетов. Только специалисты могут в этом разобраться. Например, на железной дороге учитывают и вид подвижного состава, и количество и вид инструментов на бензине или дизтопливе, какие вещества сгорают и образуются от сжигания угля, шпал и т.д. Ну а потом от этих отчислений государство планирует траты на мероприятия по улучшению атмосферы, также сами предприятия планируют такие мероприятия в рамках улучшения охраны труда и экологической безопасности. Например, ставят современное очистное оборудование, фильтры на выхлопные трубы, меняют производственные процессы. В некоторых случаях есть прямые запреты на законодательном уровне. Например, сжигание чего-либо с образованием ядовитых выбросов в некоторых областях производства.

    Ну как охраняется. Запреты на выбросы определнных выхлопов машин, заводов и всяких производственных отраслей.

    В помощь проводятся различные мероприятия, например с высадкой саженцев различных деревьев. Правда с вырубкой леса не могут разобраться никак.

    Слышал даже Россия продат свои квоты на чистый воздух другим странам. Все страны с развитой промышленностью загрязняют атмосферу, но по размерам с Россией они маленькие по масштабу. А выбросов в атмосферу больше, по соотношению выбросов к масштабу страны. Вот и зарабатывает Россия на этом, ведь все их выбросы попадают в общую атмосферу.

    А у нас как всегда-всего полно, только распорядиться не можем или не дают.

    По факту Россия не делает ничего. Есть некоторое движение по Москве и Московской области, где люди более собраны и ответственны, а вся остальная страна как жила, так и продолжает и загрязнять собственный воздух и задыхаться в нм. Причем это по всей е территории начиная от Владивостока и кончая Калининградом. Ни кому ни чего не нужно и ни кто наш воздух не охраняет…

    В России действительно пытаются охранять воздух. Я часто вижу, как занимаются службы посадкой деревьев и кустарников. Очень много охраняемой территории, где воздух очень чистый и ничем не загрязнен. Например, это те же заповедники.

    А еще многие люди отказываются от автомобилей, либо выбирают те машины, в которых современный . И еще иногда заменяют бензин на газ!

    Да, кому-то из россиян повезло больше — они живут в условиях чистого атмосферного воздуха. А кому-то повезло меньше — они живут в условиях сильной загазованности, запыленности воздушной среды. Я знаю человека, у которого голова от чистого воздуха у речки или в лесу, когда он приезжает к родителям, начинает болеть, поскольку он уже совсем адаптирован к условиям промышленных выбросов.

    А ведь среду воздушную загрязняют более всего промышленные выбросы, автомобильный транспорт и уже в меньшей степени другие источники. Так что этот фактор загрязнения — чисто антропогенный (человеческий) — сами себе люди плохо делают. Помогают загрязнять воздух лесные пожары.

    Однако заводы никто не закроет, поскольку это экономика, это рабочие места, это градообразующие факторы. Конечно, за чистый воздух ведется борьбы. На государственном уровне изданы законы

    Прежде всего, это природоохранные мероприятия, безопасность условий проживания населения.

    Контролируют состояние воздушной среды Роспотребнадзор, комитеты по экологии, природоохранные организации, прокуратура, суд. У них есть права проверять работу промпредприятий, наказывать штрафами за нарушение законов, проводить лабораторные исследования и мониторинг состояния атмосферного воздуха.

    Строительство промышленных предприятий должно проводиться с учетом розы ветров, с закладкой очистительных сооружений (пыле-саже-уловителей и так далее).

    А полиция обязана проводить тщательный техосмотр автомобилей, запрещая к выезду авто с большим выбросом выхлопных газов.

    Но поскольку все отрицательные явления все же сохраняются, значит, эффективность работ по охране воздуха желать лучшего оставляет.

    Все что делается в России для охраны атмосферы, воздуха, явно недостаточно, и я в этом убеждаюсь каждое утро, особенно зимой, в безветренную погоду, когда по утрам солнце встает в облаке смога. Смог образуется главным образом от выбросов предприятий крупной промышленности и от выхлопных газов автомобилей, которых сейчас стало необычайно много. Значит и основные направления работы по охране воздуха направлены на снижение выбросов и выхлопов.

    На предприятиях везде уже стоят очистные системы, фильтра. за состоянием которых следит природоохранная прокуратура. Автомобили также переходят на все более чистое топливо, большие грузовые автомобили не пускают в города, заставляя объезжать их по транспортным кольцам. В центре многих городов устраивают пешеходные зоны.

    Ну и конечно озеленение. Причем деревья хвойных пород — на само эффективное решение этой проблемы. Лучше всего улавливает пыль и примеси тополь, несмотря на его пух.

    А вот какое небо можно наблюдать над нашими заводами:

Страница 30 из 55


Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы

В Москве принимаются меры по повышению качества атмосферного воздуха, удовлетворяющего требованиям социально-гигиенического мониторинга, хотя эта задача представляет собой значительные трудности.

Организовано 50 стационарных и передвижных постов контроля за состоянием атмосферы. Они расположены на пересечениях крупных автомагистралей, в том числе на участке третьего транспортного кольца и в промышленных зонах. Правительством Москвы приобретено и установлено специальное оборудование, нейтрализующее выхлопные газы автомобильного пассажирского транспорта. Начато использование новых, экологически менее опасных, видов автомобильного топлива.

Социологические исследования, проведенные в начале 2003 года, показали, что среди наиболее актуальных мер по улучшению экологической ситуации в городе население называет:

1) постепенное закрытие промзон с выводом из Москвы вредных и опасных для жизни предприятий;

2) преимущественное развитие электротранспорта – трамвай, троллейбус, метро;

3) строительство третьего автомобильного кольца;

4) установка нейтрализаторов выхлопных газов на автотранспорте.

Согласно научным исследованиям и данным социологических опросов в целях уменьшения негативного воздействия транспорта на состояние атмосферного воздуха Генеральный план предусматривает:

– строительство автомагистралей с непрерывным движением протяженностью 600–650 км;

– строительство автомагистралей с преимущественным движением грузового транспорта
220 км и со смешанным движением 130 км;

– строительство и реконструкцию подземных пешеходных переходов и транспортных пересечений;

– совершенствование организации дорожного движения и повышение пропускной способности на 20 пересечениях в одном уровне улично-дорожной сети;

– строительство многоэтажных гаражей и паркингов для личных автомобилей суммарной емкостью 2040 тыс. маш./мест;

– развитие пассажирского электрического транспорта – трамвай, троллейбус, метрополитен – путем уменьшения парка автобусов на 15% с одновременным увеличением количества троллейбусов в 2 раза, трамваев в 2,4 раза;

– оснащение автобусного парка и парка легковых автомобилей нейтрализаторами отработанных газов;

– установление сажевых фильтров на автобусах с дизельными двигателями;

– изменение структуры используемых моторных топлив за счет увеличения количества автомобилей на сжиженном и сжатом газе (7500 автомобилей);

– повышение экологических характеристик моторных топлив путем производства ежегодно
200 тыс. т высокоактанового бензина с моющими присадками, бензина из газоконденсатного сырья и дизельного топлива с антидымными присадками.

Сейчас в России действует стандарт топлива «Евро-2». Предполагается, что стандарт топлива «Евро-3» для всех автомобилей в России будет введен с 1 января 2008 года.

При этом стандарт топлива «Евро-4», который уже действует во всех странах Европы, будет введен в России для вновь сертифицированных автомобилей не ранее 2009 года, а для всех автомобилей – к 1 января 2010 года. Кроме этого, планируется ввести стандарт «Евро-5» для вновь сертифицированных автомобилей с 1 января 2012 года, а для всех автомобилей - к началу 2014 года.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы