Конспект.
ФМП.
«Состав числа 10 из двух меньших чисел»
Апрельская В.В
Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.
Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами от 0 до 9, «отрез ткани» (лист бумаги), равный 6 мерам по длине и 4 мерам по ширине, полоска бумаги (мера), 10 кругов одного цвета (пирожки), 2 тарелки.
Раздаточный материал . Счетные палочки, 10 кругов одного цвета, 10 треугольников одного цвета, тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12), карандаши.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Назови число».
Воспитатель уточняет у детей: «Какое число называется предыдущим? (Число, меньшеенаодин.) Какое число называется последующим?» (Число, большеенаодин.)
Затем воспитатель по очереди бросает детям мяч и просит назвать предыдущее и последующее число к числам 2 (7, 9, 5…) и пропущенные числа в следующих рядах: 1, …, 3; 5, 6, …, 8; 8, …, 10.
II часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи».
Загорелся кошкин дом:
Пламя, искры, дым столбом.
Мяу, мяу – из окошка.
– Помогите, – просит кошка.
Позвонить при виде дыма «01» необходимо.
Дети на доске с помощью цифр выкладывают номер телефона пожарной службы.
Воспитатель говорит: «Для того чтобы спасти кошку, нужно натянуть кусок плотной ткани, длина которой равна шести мерам и ширина – четырем мерам».
Воспитатель уточняет правила измерения и напоминает, что при измерении длины меру передвигают слева направо, а при измерении ширины – снизу вверх.
Вызванные дети измеряют длину и ширину «отреза ткани», остальные следят за правильностью выполнения задания, считают меры и выкладывают соответствующее количество счетных палочек у себя на столе.
Затем воспитатель спрашивает: «Чему равна длина отреза ткани? Чему равна ширина отреза ткани? Подойдет ли размер вашего отреза ткани для спасения кошки?»
Дети обосновывают свой ответ.
Воспитатель читает стихотворение:
Если вы в беду попали,
Телефон «02» набрали.
К вам полиция придет,
Всем поможет, всех спасет.
Дети выкладывают на доске номер телефона полиции.
Физкультминутка «Делаем зарядку»
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
С добрым утром
Десять, девять,
(Хлопки в ладоши.)
Восемь, семь,
(Хлопки по коленям.)
Шесть, пять,
(Хлопки в ладоши.)
Четыре, три,
(Хлопки по коленям.)
Два, один.
(Хлопки в ладоши.)
Мы с мячом
Играть хотим.
(Прыжки на месте.)
Только надо
Нам узнать,
(Ходьба на месте.)
Мяч кто
Будет догонять.
(Приседание.)
II часть (продолжение). Воспитатель читает стихотворение:
Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Л.Зильберг
Дети выкладывают на доске номер телефона скорой помощи.
Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка принесла бабушке 10 пирожков (круги), и предлагает помочь девочке разложить их на две тарелки. Вместе с детьми он обсуждает, как разложить число 10 на два меньших числа, и записывает возможные варианты на доске при помощи цифр(9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).
III часть. Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка еще принесла 10 фруктов (яблоки и груши) и сложила в одну вазу. Дети составляют число 10 с помощью кругов и треугольников (кто как хочет). Все варианты ответов обсуждаются и обозначаются цифрами на доске.
IV часть. Игровое упражнение «Передаем шифровку для скорой помощи». У детей тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12).
Рис. 12
На доске – такой же рисунок. Воспитатель вместе с детьми обсуждает последовательность расположения точек и линий, уточняет интервалы между ними и предлагает продолжить «шифровку».
Воспитатель читает шифровку: «Спасибо, помощь оказана». Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, оценивает его и предлагает нарисовать улыбающееся или неулыбающееся солнышко. Затем предлагает отгадать загадку:
Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.
(Телефон)
Воспитатель еще раз уточняет номера телефонов экстренной помощи, по которым можно передать срочную информацию.
Когда ребенок идет в школу, то важным предметом для него становится математика. И первой задачей учителя в этом случае будет сформировать у первоклассников навыки вычисления. Устные вычисления нужны не только для дальнейшего изучения предмета, они формируют личностные качества ребенка. Поэтому необходимо каждый день с ребенком тренироваться в вычислениях. Однако не всегда сразу дети понимают, что от них хотят.
Ребенок любит играть в футбол – прекрасно, считайте голы. Любит смотреть мультфильмы – считайте серии или персонажей. Любит лепить – считайте куски пластилина. Любит рисовать – считайте фломастеры, краски или кисточки. Попутно не забывайте про маленькие хитрости: «А можно мне взять одну кисточку? Сколько у тебя теперь осталось кисточек? А сколько у меня кисточек? А сколько кисточек вообще в комнате?» Так, играя и занимаясь любимым делом, ваше чадо освоит азы математики.
В: Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру «Считай дальше», дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10, передавая мяч друг другу. (игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.
Маша: Молодцы, ребята.
Воспитатель: От единицы в каком направлении будем идти? (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол). Куда пришли?
М: Ребята, помогите выполнить следующее задание. 10 бельчат просят меня сшить каждому по шапочке разного цвета.
В: Поможем Маше? Давайте нарисуем шапочки – колпачки в форме треугольников разного цвета.
Сколько шапочек будем рисовать? (10)
Дети под музыку рисуют шапочки колпачки.
В: Сколько шапочек вы «сшили»?
Сколько какого цвета?
Как вы составили число 10?
Скольким бельчатам помогли?
Маша: Спасибо, ребята.
В: В какую сторону пойдем от цифры 2? (к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол)
Маша: Выложите цифровой ряд от 1 до 9.
Дети называют по порядку.
В: Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти (с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)
В: Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
(Воспитатель ставит карточку с цифрой 0 перед 1, обобщаю: Цифр всего десять, а чисел можно составить много)
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
После цифры 9, ставлю карточки с цифрами 1 и 0
В: Сколько цифр обозначает число 10?
Как называются эти цифры?
Маша: Найдите на плане цифру 5, определите направление движения? (из верхнего правого угла в нижней левый угол до середины листа)
Конверт №5
В: Посмотрите на доску (в два ряда расположены треугольники и четырехугольники)
Какие фигуры расположены в первом ряду?
Что между ними общего? (у треугольников три стороны и три угла – это треугольники)
Какие фигуры во втором ряду?
Что между ними общего?
Какими словами можно назвать все эти фигуры? (четырехугольники).
Выставляю на доску изображение медведя составленного из треугольников и четырехугольников.
Из каких фигур составлен медведь?
Рассмотрите где и какие фигуры расположены?
Составьте по образцу медведя из геометрических фигур. (дети самостоятельно выполняют задание, оказывается индивидуальная помощь)
Маша: Вот и пришла я к Мише. Здравствуй Миша. Мне ребята помогли добраться к тебе в гости.
В: Из каких фигур составили медведя? (ответы детей)
Гульнара Суюндукова
Тема интегрированной совместной образовательной деятельности по ФЭМП :
Счет до 10 и обратно, цифра 10.
(разновозрастная группа 5-6лет)
Программное содержание :
· Развивать познавательный интерес ,мыслительную активность,воображение,творческие способности детей
· Продолжать учить составлять число 10 из единиц ,познакомить с обозначением числа 10
· навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10
· Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Цель : посредством интегрированного занятия стимулировать познавательный интерес , обучать новым знаниям, умениям, навыкам.
Звучит музыка из мультфильма «Маши и медведь» . Появляется Маша.
Маша : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Вы узнали меня? (ответы детей) .Помогите мне,пожалуйста! Ребята,сегодня у Мишы День рождения! Ему исполняется 10 лет. Я хочу его поздравить с Днем рождения, но я заблудилась. Миша прислал мне карту - схему, как дойти до него. (показывает карту) .Вы мне поможете добраться до Миши и поздравить его?
Дети :Да!
Маша : Ребята, посмотрите, путь на плане обозначен цифрами, а у нас есть конверты с цифрами и заданиями. Какая цифра будет первой? Ответ детей.
Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру
СОЕДИНИ ЦИФРЫ ПО ТОЧКАМ
Маша : Молодцы, ребята, как вы быстро справились первым заданием!
От единицы в каком направлении будем идти? Ответ детей : (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Куда пришли?
Маша : Ребята, помогите выполнить следующее задание найди соседей
Маша :Спасибо,ребята! Вы такие умные!
В какую сторону пойдем от цифры 2? Ответ детей :(к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол) физкультминутка (по карточкам выполняем упражнения связанные со счетом)
Маша : Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти? Ответ детей :(с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)
Маша : Спасибо, ребята!
Реши задачи (НА СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)
Маша : Молодцы! Вы оказывается такие умные! Куда идем дальше- по стрелке цифра №5. А здесь у нас необычное задание,нам нужно сделать подарок для Миши. Закрасить цифру 10. (Маша-воспитатель побуждает детей к взаимопроверке, дети старшего возраста помогают второй подгруппе)
Раскраска с цифрой 10
Молодцы,ребята! Какие красивые подарки получились! Миша будет очень рад!
Выход Миши
Миша : Здравствуйте,ребята!Как я рад,видеть вас!
Маша : Миша,мы поздравляем тебя с Днем рождения и хотим подарить тебе наши подарки!
Миша :Какие красивые работы! Я только не знаю, что здесь нарисовано?
Дети : Это цифра 10.
Маша :
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице :
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом :
Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль : - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Маша :Ребята, давайте научим Мишу считать?
Дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10 и обратно,называют числа -соседи передавая мяч друг другу. (игра повторяется несколько раз) .
Миша :Дорогие мои! Как я рад и счастлив, что вы пришли ко мне! Спасибо вам за подарки и за то что вы научили меня считать! До свидания (Миша уходит) .
Маша : Спасибо, дорогие ребята, что вы помогли мне! До свидания! До новых встреч!
Публикации по теме:
Тема: «Состав числа три» Задачи: 1. Сформировать у детей представление о составе числа 3, учить составлять число три из двух меньших чисел.
Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.
Конспект занятия по математике - лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 3» Тема: «Состав числа 3» Цель: Познакомить детей с составом числа 3. Задачи: - Учить составлять число 3 из двух меньших чисел. - Учить планировать.
Конспект занятия по математике «Состав числа 4» (старшая группа) Тема: Образование числа 4, его состав, цифра 4. Цель: Дать детям представление об образовании числа 4, его составе. Сформировать умение.
Нередко случается, что дети по той или иной причине не могут выучить состав числа. Либо малыш просто не может сконцентрироваться, либо вы используете не тот метод. Но ситуацию очень просто исправить.
Что нужно для занятия:
Инструкция
Фотогалерея: карточки с числами
Регулярные занятия обязательно дадут результат. Продвигайтесь к цели поэтапно и всё получится!