Учимся легко

Учимся легко

» » История персонажа. Что означает выражение «Двуликий Янус Бог с двумя лицами

История персонажа. Что означает выражение «Двуликий Янус Бог с двумя лицами

Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» - арка. В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года - януарий (Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.

В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры, чтобы не навлечь на себя гнев бога Янус, который мог сменить милость на гнев и ниспослать плохой год для всех.

Двуликий бог Янус - древнее италийское божество, дверей, входов, выходов, арочных проходов, а также начала и конца года, начала и конца жизни. Богу Янусу был посвящен утренний час каждого дня, его имя призывали в начале молитвословия, в начале всяких дел, в первых числах каждого нового месяца.

Жизнь, как и годовой цикл, представляет собой бесконечно вращающееся, колесо Времени. На ведическом санскрите Яна - Yāna – колесница (от корня «yā»), существует семантическая связь с латинским словом «janua» - дверь, которая, подобно колесу, тоже вращается на уключинах, открываясь и закрываясь, пропуская человека в будущее и закрывая за ним дверь в прошлое. Колесница вечного и бесконечного Времени – на санскрите «eka-yāna» – эка-яна - единая колесница; три-яна - tri-yāna - три колесницы.

Атрибутами Януса служили ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. У Януса был посох , необходимое оружие привратника, чтобы отгонять непрошеных гостей. Янус - божественный привратник, «отворяющий» (Patulcius) и «замыкающий» (Clusius или Clusivius) дверь.

Янус – древнейшее греко-римское божество, охраняющее входные двери дома, как и богиня Веста – хранительница домашнего очага , почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути.

В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты - Vesta populi Romani Quiritium , от которого зажигали семейный очаг все горожане. Древние греки почитали богиней домашнего очага Гестию, что созвучно с Вестией.

В каждом городе строили городские ворота, входные двери римского форума Янус Квиритус - Janus Quirinus.

Второй царь Древнего Рима Нума Помпилий, правивший в Риме с 715 по 673 год до н. э., ввёл новый луно-солнечный календарь, год состоял из 355 дней, разделил их на будни и праздники (фесты). Римский царь Нума Помпилий добавил два новых месяца в календарном году - Январь , посвящённый богу Янусу, и Февраль (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa - «праздник очищения»). Февраль посвящался Фебруусу - этрусскому богу подземного царства, куда уходили, очищенные от грехов, души умерших людей. Обряды очищения – «februa, februare, februum», происходили в праздник Луперкалий - 15 февраля (dies februatus), в полнолуние, и совпадали по времени с празднеством в честь бога Природы Фавна (от лат. Favere – добрый, милостивый). В новом календаре Нума Помпилия год начинался с марта, и заканчивая декабрём. Считалось, что бог Янус научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Нума Помпилий приказал построить в северной части римского форума святилище бога Януса, из двух крытых арочных сводов, в центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Сквозь двери в арке бога Януса римские войны уходили на войну, и двери Януса оставались отрытыми, ожидая их возвращения. Возвращающиеся домой с победой римские войны проходили сквозь арку дверей Януса, где жители города ждали и приветствовали их. В мирное время римская арка Януса запиралась на ключ, оберегая жителей города от бед и врагов. По числу месяцев года было построено 12 алтарей янусов (ворот) в разных частях Рима, посвященных богу Янусу. Римляне называли его

Портус (portus - ворота), как и Янус (janus -двери) был божествами входа и выхода. Портус стал божеством гавани, воротами рек, или моря. Янус был покровителем дорог и путников, и почитался италийскими моряками, верившими, что именно Янус научил людей строить первые корабли.

В правлении Нума Помпилия проведена перепись всех земель и населения Рима, граждан объединили по профессиям в ремесленные союзы - гильдии. Торговля товарами велась по бартеру, но цена товара приравнивалась к голове крупного рогатого скота pecus, отсюда первая латинская денежная единица – пекуния - Pecunia. За одну пекунию давали 10 овец. Нума Помпилий запретил римлянам приносить человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам, в виде медовых пирогов, вина, плодов. Богу Янусу в храмах приносили в жертву белого быка , жертвоприношение - «яджна» - yajna.

Янус – древний греко-римский бог Времени, изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Молодое лицо бога Януса смотрело в будущее, вперед, а второе бородатое лицо старца Януса было обращено вглубь времён, назад, в прошлое. Таким образом, Янус олицетворял единство и борьбу противоположностей – прошлого и будущего, старого и молодого, жизни и смерти.

Янус царствовал в Италии (Сатурнии) ещё до появления культа Сатурна, Юпитера. Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим врата за уходящим солнцем.

Во время археологических раскопок этрусских городов на севере Италии, процветавших задолго до Рим, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше, а другое - смеющемуся бородатому старику. Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах.

Прообразом бога Януса, возможно, было божество Яма из древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите. В Ригведе Яма - это бог подземного мира и умерших предков. На санскрите Яма - jama - конец, смерть. Яма – сын солнечного бога Вива-свата, (Vīuuahuuant) – «Живого света» , первый человек, принесённый в жертву для миропорядка. Яма - Бог смерти, обитающий в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.

В древнеславянской, дохристианской культуре языческий бог Световид изображался с четырьмя лицами, обращенными в разные стороны.

Античная мифология

Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве — входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий. До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию. С ним соотносятся времена золотого века, поскольку он считался первым правителем Лациума, цивилизации, которая традиционно определяется как «Прометеева», поскольку ее существование было инициировано его дарами человечеству: огнем, ремеслами и др. Первый храм Янусa был воздвигнут по преданию царём Нумой Помпилием. Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны; одно – в прошлое, другое – в будущее. В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300 (латинские цифры = CCC), а на левой – 65 (лат. цифры – LXV), что означало число дней в году. Римляне связывали Януса с судьбой, временем и войной; к Янусу италийцы обращались при объявлении войны.

В образе Януса присутствуют и космические коннотации. У Овидия двуликий Янус, как воплощение начала и конца, отождествляется с хаосом, из которого возник упорядоченный мир; в ходе этого процесса сам Янус из бесформенной глыбы-шара превратился в бога, вращающего, по Овидию, ось мира. Возможно, изначально он выступал как верховное божество; его имя упоминали первым при обращении к богам. Его эпитет Гемин означает Двойной; образ Януса может рассматриваться как выражение единства противоположностей и олицетворение всеохватности, власти над всеми сферами бытия. Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечет за собой необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе; это символ неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил и достижений цивилизации. Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.

Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима, -М.:Правда, 1988

Различия в богах. Уже появление рядом с Юпитером и Юноной богини Минервы выглядит немного неожиданным, если мы вспомним, какие боги считались старшими у греков. Но на этом различие в положении и старшинстве греческих и римских богов не заканчивается. Следующими по значению за Капитолийской триадой (а иногда даже важнее нее) у римлян оказываются богиня Веста (греческая Гестия) и бог Янус.

Двуликий Янус. Бога, подобного Янусу, у греков не было, но в Италии он чтился издавна. Самым священным местом в доме римляне считали очаг, которому покровительствовала Веста, и двери. Ведь именно двери связывают любой дом с внешним миром, и двери же отгораживают дом от него. Двери по-латински назывались «януа», а Янус был их богом. Но всякая дверь имеет две стороны: одна обращена внутрь помещения, другая — наружу. Вот и Януса изображали с двумя лицами. Иногда одно из этих лиц делали молодым, а другое — старым; одно из них смотрит вперед, другое — назад, одно на восток, другое — на запад, одно видит прошлое, другое — будущее. Из-за этих двух лиц Януса называли «Двойной», «Двулобый», [а мы называем «двуликим Янусом» лицемерного человека, хотя, конечно же, лицемерие не относится к качествам этого римского бога.]

Покровитель всех начинающих. Постепенно Янус стал не просто богом дверей, а богом всякого входа и выхода, а затем — покровителем всех начал и начинаний, а также завершения любого дела. Считалось, что Янус каждое утро начинает новый день, отпирая небесные врата и выпуская на небосклон светила, а каждый вечер вновь эти врата запирает. Поэтому каждое утро было посвящено Янусу, и ему возносилась первая молитва с просьбой, чтобы день был удачным. Ему были посвящены и календы каждого месяца, а так как месяцев в году двенадцать, то алтарей у Януса в Риме было тоже двенадцать.

«Януариус». Но двенадцать месяцев — это год, поэтому начало и конец года тоже были посвящены Янусу. Его именем был назван первый месяц года — «януариус». В первый день этого месяца в храме Януса ему приносили в жертву белого быка и молились о благополучии римского государства в новом году, а все римляне приносили в дар Янусу медовые пироги, вино, плоды. Они желали друг другу счастья и дарили вкусные вещи, чтобы наступивший год оказался «сладким», счастливым. Был даже принят особый закон, запрещавший в первый день года брань и ссоры: римляне боялись, что Янус, рассерженный тем, что его праздник испорчен по вине одного, нашлет дурной год на всех.

Так как Янус был покровителем всего года, его часто описывали имеющим 365 пальцев на руках, 300 на одной и 65 на другой. Но одно дело описать, а другое изобразить — попробуй-ка нарисовать или сделать у статуи столько пальцев! Римляне нашли выход — число 365 было начертано на руках статуи Януса, стоявшей в его храме.

Храм Януса. Римляне верили, что Янус влияет и на их военные успехи — ведь каждая война имеет начало и конец, и для ее благополучного завершения милость двуликого бога очень важна. Они построили необычный храм, в нем было двое ворот: одни против других. Когда римляне объявляли войну, двойные двери храма (они назывались «двери войны») отпирались и под арками храма мимо статуи бога Януса проходили выступавшие в поход воины. В течение всей войны храм стоял открытым, а когда война заканчивалась, и войска с победой возвращались из похода, вооруженные воины вновь проходили перед статуей бога — и тяжелые дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, закрывались за ними на ключ.

Но римляне воевали постоянно, отправляя свои армии в походы против соседних народов, поэтому за 600 с лишним лет, прошедших со времени его сооружения при втором римском царе Нуме Помпилии до того, как Римом стал править император Август, храм Януса был закрыт всего два раза. Август же, который гордился своим миролюбием, за сорок лет своего правления закрывал храм Януса целых три раза — больше, чем за всю историю Рима до его правления!


Богиня домашнего очага. Как и Гестия, Веста — богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем. Если Янусу были посвящены двери, то Весте — переднее помещение, находившееся за дверями. Оно называлось «вестибулум», и от этого слова происходит наше «вестибюль». Однако в отличие от греческой богини, почитаемой, но не игравшей особой роли ни в мифах, ни в государственном почитании богов, Веста была не только домашней богиней, но и богиней всего Римского государства. В Риме ей был посвящен всего один храм, в котором пылал вечный и негасимый огонь; римляне верили, что пока он не погаснет — не погибнет и их государство.

Храм Весты. Храм Весты находился в центре города, на Форуме — главной площади Рима. Говорят, что построили его в глубокой древности, при втором римском царе Нуме Помпилии. Храм имел круглую форму. Почему? На это было два ответа. Римляне думали, что Вселенная имеет форму шара, а в центре ее находится негаснущий огонь. Храм Весты с ее огнем и должен был изображать Вселенную. А может быть, все было проще — ведь круглую форму имел домашний очаг, в котором тоже горел огонь Весты. Может быть, храм сделали круглым в подражание очагу.


Храм Весты в Риме

«Чистый огонь». В отличие от других римских храмов, в которых стояли изображения богов, в храме Весты не было статуи этой богини. Символом ее образа был огонь, который горел в храме. Этот огонь поддерживался постоянно, а если вдруг он по каким-нибудь причинам потухал, его нельзя было зажечь обычным способом. Делалось это обязательно при помощи трения друг об друга дощечек «счастливого дерева» или от солнца, при помощи зеркала, которым солнечные лучи направлялись на дрова в очаге. Только такой огонь считался «чистым», достойным гореть в очаге богини.

Обновление огня. Огонь в храме Весты тушили только раз в году — при наступлении нового года. Ведь в этот день все должно обновляться, быть молодым. Поэтому обновляли и огонь Весты. Его тушили, а потом разжигали снова одним из описанных способов. Когда римлянин переселялся из Рима, он обязательно брал с собой огонь из очага Весты для того, чтобы от него зажечь очаг в своем доме на новой родине.

Тайное хранилище Весты. Кроме очага в храме Весты находилось хранилище, в которое непосвященным людям вход был запрещен. Все знали, что там хранятся некие священные предметы, но не видел их никто. Говорили, что там находится палладий — деревянное изображение Афины Паллады, которое некогда упало с неба в Трое и которое Эней привез с собой в Италию. Римляне верили, что палладий дает их городу неприкосновенность и пока он здесь, ни один враг не вступит в Вечный город. Кроме палладия, здесь же хранились изображения троянских домашних богов, пенатов, которые тоже прибыли в Италию вместе с Энеем.

Вначале был хаос. Но потом изменения начали систематизироваться и упорядочиваться. Месяц начал сменяться месяцем, на смену одному году приходил другой, за началом чего-либо неизбежно следовало изменение и окончание: зерно становилось колосом, потом снова зерном, человек, начав путь младенцем, становился юношей, потом мужчиной, его жизненный путь неумолимо заканчивался, но на смену ему приходили дети. Естественно, эту важную сферу жизни - переходы, перемены, границы, начало и окончание, а в узком смысле - двери, дверные проемы и проходы - человеку древности совершенно немыслимо было оставить без божественного пригляда. Таким божеством у римлян был двуликий бог Янус. Это в его честь первый месяц года назван январем - ведь он открывает год. Есть предположение, что и город Генуя назван в честь бога Януса.

Многоликий Янус

Двуликий Янус единственный из богов римского пантеона не имел четкого аналога в греческой мифологии. Он был богом всего, что было связано с началом и окончанием - дверей, границ, источников. Одно время римляне ставили его даже выше Юпитера. Считалось, что именно он научил людей летосчислению, земледелию, ремеслам. Открытая дверь - граница между двумя пространствами, поэтому богу, ответственному за границы и двери, мало одного лица. Обычно Янус изображался с двумя ликами. Одно лицо было лицом молодого юноши, а другое - умудренного жизнью мужчины. «Янус двуликий» - фразеологизм, прочно вошедший в языки народов мира. Но есть изображения Януса с тремя и даже четырьмя ликами! Действительно, ведь любой перекресток дорог - это сразу четыре пути, да и перекресток трех дорог совсем не редкость. Атрибутом, с которым обычно изображался Янус, были ключи, что вполне логично для бога дверей и границ.

Храм бога Януса

Храм в Риме представлял собой двойную арку, над которой изображался именно двуликий Янус. Тот Янус, которому был поставлен храм, имел четкую «специализацию» - он определял границу между миром и войной, жизнью и смертью. Вторая дверь этого храма, «дверь войны», открывалась, когда Рим начинал военный действия. Через двойную арку храма шествовали уходящие на битву воины. Когда заключался мир, то «дверь войны» запиралась. По свидетельству Плутарха и Светония, храм за тысячелетнюю историю Рима запирался пять раз - трижды в период до нашей эры и два раза после ее начала. Суммарно эти периоды не составят и ста лет. Это определенным образом характеризует великую Римскую империю. На рынках и холмах Рима были алтари, на которых поклонялись менее воинственной ипостаси Януса. В Велабруме, одном из римских кварталов, двуликий Янус был удостоен арки, сохранившейся до сих пор, которая символизирует, по иронии судьбы, четыре его лика. В начале года Янусу приносили в жертву белого быка. В остальное в

ремя он довольствовался фруктами, медовыми пирогами и вином.

Личная жизнь бога

Двуликий Янус, как и положено богу римского пантеона, имел довольно запутанную личную жизнь. Ему приписывают сразу три жены, правда, не параллельно, а последовательно. Первая из них - царица Лациума Камиса. Детей у них было много, один из них - Тиберинус, бог реки Тибр. Следующей упоминают Ютурну, нимфу источника. От нее двуликий Янус имел сына Фонта, бога источников, что вполне логично, учитывая сферу деятельности родителей. Третьей его женой называют Венилию, древнюю богиню моря, дарившую счастливое возвращение из морского путешествия. Правда, по некоторым данным, Венилия была супругой Нептуна. От Венилии у Януса была дочь Канента, нимфа с трагической судьбой, олицетворявшая песню.

Сыном - Фонт, зятем - Вультурн . В греческой литературе его упоминает Прокл , отождествляя с Зевсом .

Янус в литературе

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу » Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович - один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эсперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
  • В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть», царь Александр автором называется двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Николаю I.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Янус (бог)" в других словарях:

    - (Janus) один из древнейших римских богов индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестою, выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в Я., уже в древности высказывались различные мнения.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Janus). Древнее латинское божество, первоначально бог солнца и начала, поэтому первый месяц года называется его именем (Januarius). Он считался богом дверей и ворот, привратником Неба, посредником в каждом человеческом деле. Янус призывался при… … Энциклопедия мифологии

    - (миф.) у древних римлян бог первоначально солнца, впоследствии всякого начинания, входов и выходов, ворот и дверей. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположн. стороны, также со скипетром и ключом. Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. См. идол, любимец.. в бозе почивший, воссылать молитву к богу,… … Словарь синонимов

    - (Janus) один из древнейших римских богов индигетов,занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся место в римскомритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось вЯ., уже в древности высказывались различные мнения. Так,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    В мифах древних римлян бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека). Изображался с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал) и с двумя смотрящими в… … Исторический словарь

    Янус (лат. Janus, от janus ‒ крытый проход и janua ‒ дверь), в древнеримской религии и мифологии бог входов и выходов, дверей и всех начал. Храм Я. (перекрытые сводом ворота с двумя створками) находился на Форуме, в мирное время его ворота были… … Большая советская энциклопедия

    Январский Словарь русских синонимов. янус сущ., кол во синонимов: 4 бог (375) божество (… Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Янус (значения). Янус (лат. Ianus, от … Википедия

    Янус (лат. Ianus): В Викисловаре есть статья «Янус» Янус двуликий бог дверей, входов, выходов, проходов, начала и конца в римской мифологии. Янус (спутник), Сатурн X внутренний спутник планеты Сатурн. Назван именем бога Януса.… … Википедия

Книги

  • Бог со звезды , Чащина А. , Инспектор Богдан Шептунов прилетает на орбитальную станцию далекой планеты Янус. На одном из нелегальных транспортных шаттлов при невыясненных обстоятельствах погибло более двухсот вывезенных… Категория: