Учимся легко

Учимся легко

» » Что называется индульгенцией. Индульгенция – это разрешение грешить? Учение о сверхдолжных заслугах

Что называется индульгенцией. Индульгенция – это разрешение грешить? Учение о сверхдолжных заслугах

В своей судебной практике Бейт дин, когда ему случается привести еврея к присяге, имея в виду существующие индульгенции, приходит в смущение от трудности обеспечить за евреем верность присяги и поэтому предварительно требует исполнения ее, чтобы он формально и торжественно уничтожил, отрекся от всех родов индульгенций, к которым он прибегнет, а может, и прибегнул уже в подрыв присяге [неавторитетный источник? ]

Примечания

Литература и источники

  • Катехизис католической церкви . Ст. 1471
  • «Индульгенция» //Католическая энциклопедия. Т. 2, Издательство францисканцев. М, 2005.
  • Е. В. Казбекова, В. В. Тюшагин, М. С. Иванов. Индульгенция // Православная Энциклопедия. Т. 22
  • А. Д. Щеглов. Индульгенция // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189

Ссылки

  • Предоставление индульгенций на сайте Святого Престола (лат.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Индульгенция" в других словарях:

    - (лат. indulgentia, от in в, и dulcis сладкий). Отпущение грехов, даваемое папами при соблюдении некоторых условий; проща (добыть прощу). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ лат. indulgentia … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского indulgentia милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом … Современная энциклопедия

    - (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12 13 вв.) явилась средством обогащения духовенства … Большой Энциклопедический словарь

    - (по латыни милость) в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов. В 12 13 вв. католическая церковь вела широкую торговлю… … Исторический словарь

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, индульгенции, жен. (лат. indulgentia прощение) (ист., церк.). В католической церкви папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, и, жен. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию кому н. (также перен.: дать разрешение на какие н. действия, поступки;… … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. выдаваемые папою прощения, отпуски грехов прошлых, а иногда и будущих; наши униаты называли это прощею; добыть прощу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 2 грамота (14) отпущение грехов (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ближайшим образом означает разрешение от наложеннойцерковью эпитимии. Первоначально церковные наказания состояли впубличном, по большей части годичном покаянии, посредством которогосогрешивший и исключенный из общины должен был доказать… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12 13 вв.) явилась средством обогащения духовенства. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

    Индульгенция - (indulgence), полная или частичная отмена христ. церковью наказания за грех, а также отпущение грехов. Идея И. существовала в той или иной форме еще на заре христианства, однако широкое распространение получила с 11 в., когда ее давали тем, кто… … Всемирная история

Книги

  • Католичество в третьем тысячелетии , Рауш Томас , Как и во что верят католики? Что такое индульгенция и конфирмация? Что ожидает церковь в третьем тысячелетии? Какие проблемы волнуют христианский мир сегодня? На эти и другие вопросы вы… Категория: Католичество. Протестанство Серия: Современное богословие Издатель:

Индульгенция. Определение ее следующее - это полное или частичное освобождение от наказания за совершенные грехи, которое дает церковь верующему. самое отпущение греха) давалось обычно во время исповеди. Почему нужно было вводить такое сложное понятие? Придет верующий к

священнику. Покается. Священник назначит ему наказание. Верующий выполнит. И будут ему прощены все прегрешения. Так было в обычных условиях. Но все чаще стали возникать такие ситуации, когда еженедельное посещение Храма становилось невозможным. Например, повсеместно находились верующие, желающие предпринять паломничество к Святым местам. Что делать в этом случае? Не покаяться - немыслимо. Но в паломничестве нет ничего не угодного Богу.

Было придумано понятие «индульгенция»

Это своеобразное отпущение грехов наперед. То есть человек, заплатив определенную сумму, передавал церкви свою обязанность искупать грехи. За него это делали уже священники и монахи, выполняя его «наказание». При этом верующий освобождался от обязательного посещения Церкви, так как возможности такой он в путешествии не имел. Вроде все совершенно логично. Человек заплатил за то, чтобы его духовные обязательства выполняли церковные

служащие, в то время как он сам будет занят другими богоугодными делами.

Значение слова индульгенция

Латинское indulgentia переводится как «милость» или «прощение». Эта привилегия не даровалась просто так. Для того чтобы получить свиток (а индульгенция была письменным документом), нужно было иметь достаточно серьезные основания. Если на начальных этапах с причинами, по которым верующий просил «милость» очень серьезно разбирались (к таковым относились: паломничество, участие в крестовых походах и некоторые иные), то со временем индульгенцию стало возможным получить любому желающему за мзду. Деньги жертвовались на нужды церкви. Таким образом, со временем стало возможным несколько перефразировать понятие: индульгенция - это получение искупления еще не совершенного греха за денежное вознаграждение. Но этот смысл понятие обрело не сразу.

Расцвет индульгенции

С момента введения понятия фактически его использовали очень редко, считая, что покаяние должно все же совершаться лично. Допускать перекладывание этого ответственного поступка на чужие плечи Церковь не хотела. Только в очень редких случаях человеку могла быть выдана индульгенция.

Это считалось своеобразным доказательством несовершенства человека. Он слаб и грешен. Нечастыми случаями использования индульгенции Церковь только подчеркивала этот факт. А вот во времена все резко изменилось. Множество воинов Церкви отправлялись в дальние страны с богоугодной миссией. Мало того, что они лишались возможности выполнять покаяние, так еще и грехов за время похода у них скапливалось бесчисленное множество. Таким образом, каждый, кто отправлялся в поход во имя Христа, получал от Церкви отпущение всех грехов, которые он совершит во время странствия.

Расширение понятия

В средние века «покаяние» уже выдается не только путешественникам. Так как в широком смысле «индульгенция» - это «милость», то ее начинают использовать в менее принципиальных случаях. Так появляется возможность «купить» себе право употреблять яйца в пост. Особую «милость» получали Со временем само понятие индульгенции сильно изменилось. Оно воспринималось не как покаяние, а как разрешение Церкви на совершение любого греха. Стали считать, что документ освобождает не только от искупления, но и от самого неугодного Богу деяния. Такая позиция вызывала большую критику со стороны просвященных умов.

Полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования . Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых . Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи . Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших .

История

Термин indulgentia появился в XI веке, при папе Александре II . До этого использовались исповедные книги (с конца VII века), которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями (которые использовались как средство личного обогащения духовенства ) и иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение (indulgentiae plenariae ) перешло мало-помалу в руки одного папы. Утверждая, что заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis ), и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным, церковь в лице папы Климента VI в первой половине XIV столетия утвердила это учение, признав апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища .

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усиливая его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв , дел милосердия и т. д .

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим. Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:

  • Исповедь.
  • Причащение.
  • Молитвы в интенциях Папы.
  • Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).
  • Отсутствие привязанности к какому-либо греху.

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния , проявляющегося в добрых делах (пост , милостыня , паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа , Богоматери , святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел », дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Индульгенции за пределами католической церкви

В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, после Флорентийской унии и взятия турками Константинополя, в отличие от Русской церкви, подвергалась большему влиянию западного христианства. Католическая пропаганда значительно активнее действовала здесь, особенно с учреждением в 1622 году лат. Sacra Congregatio de Propaganda Fidei («Конгрегации распространения веры»), большинство греческих учёных и богословов училось на Западе. Благодаря католическому влиянию в практику Греческой Церкви вошла выдача христианам индульгенций: свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ). Это были настоящие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить любой, за определенную сумму денег. Согласно Христосу Яннарасу , отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии .

Выдача индульгенций вначале была неофициальной, уже в XVI веке практика получила широкое распространение. В начале XVIII века Патриарх Иерусалима Досифей Нотара писал о ней как о древней и всем известной практике . Официальное подтверждение практика выдачи индульгенций получила на Константинопольском соборе 1727 года . В 13-м пункте соборного определения говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“ (греч. συγχωροχαρτια ), а латиняне - „индульгенциями“ (лат. intulgentzas ),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.» . Например, в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить .

Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных (отпустных) грамот, выданных восточными патриархами (в основном Константинопольским и Антиохийским в XVII веке) .

На Востоке в ряде мест практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ) существовала вплоть до середины XX века

Примечания

  1. О временной и вечной каре за грехи см. раздел в этой статье
  2. о. Г. Церох , А. Горелов. Индульгенция , Католическая энциклопедия , том II, издательство Францисканцев, 2005 год
  3. М.С. Иванов, Е.В. Казбекова, В.В. Тюшагин. Индульгенция // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. - Т. XXII. - С. 632-645. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-040-0 .
  4. Индульгенции. – 1471 – (неопр.) . Катехизис Католической церкви . Дата обращения 6 июля 2016.
  5. Индульгенция // Казахстан. Национальная энциклопедия . - Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. - Т. II. - ISBN 9965-9746-3-2 .
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  7. Χρήστος Γιανναράς «Ορθοδοξία και Δύση στη Νεώτερη Ελλάδα» (Х. Яннарас, «Православие и Запад в новейшей Греции», Афины, 1996, стр. 150.)

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (латинский indulgentia - снисхождение, милость, освобождение от долга, наказания, налоговая льгота), в католической церкви начиная с 11 века освобождение от епитимии, а также от налагаемого Богом в чистилище временного наказания за грехи; грамота, содержащая такое освобождение (латинский littera indulgentialis).

Никейский собор (325) разрешил епископам при искреннем раскаянии грешника сокращать длительные сроки покаяния, предусмотренные практикой ранней Церкви. Институт индульгенции формировался на основе практики отпущения грехов (absolutio), допускавшей в католической церкви в раннем Средневековье возможность замены одной епитимии другой (commutatio), а также её смягчения при определённых условиях (redemptio); эта практика нашла отражение в исповедных книгах (poenitentiale). Термин «indulgentia» применительно к практике отпущения грехов прослеживается с 11 века, на ранних этапах он фигурирует одновременно с «рах», «remissio», «donatio», «condonatio». На Клермонском соборе (1095) папа Римский Урбан II (1088-99) издал индульгенцию для крестоносцев «с отпущением всех грехов» (pro omni poenitentia); эта практика позднее вошла в традицию. Ранние епископские индульгенции из Южной Франции и Северной Испании (начало 12 века) содержали отпущение грехов 20-дневного или 40-дневного периода, впоследствии этот срок увеличился до нескольких лет. Распространённым поводом для издания индульгенции были церковные празднества, связанные с культом святых. Епископы и кардиналы широко предоставляли храмам и монастырям право на продажу индульгенции по церковным праздникам для сбора средств на церковное строительство, помощь бедным, содержание храма и клира, госпиталей. Теоретическое обоснование индульгенции базировалось на разработанной теологами 13 века (Фомой Аквинским, Бонавентурои) теории «сокровищницы Церкви» (thesaurus ecclesiae) - находящегося в распоряжении Церкви неиссякаемого «запаса» благодати, накопленного страданиями Христа и подвигами святых и мучеников во имя веры, от которого Церковь могла по своему усмотрению черпать благодать для верующих. Хранителями «сокровищницы Церкви» признавались апостол Пётр и его наместник на земле - папа Римский. Учение о «сокровищнице Церкви» было официально утверждено папой Климентом VI (1342-52) буллой «Unigenitus Dei Filius» (1343). Согласно церковному учению, в таинстве покаяния совершалось очищение грешника от вины за грех, снималось вечное наказание за смертный грех, но налагалось временное наказание, которое грешник должен был понести в земной жизни или в чистилище и которое можно было снять посредством индульгенции, заменявшей личные покаянные труды заслугами Христа и святых из «сокровищницы Церкви». Индульгенция давалась в чрезвычайных обстоятельствах, при наличии разрешения от духовника и признаков раскаяния, при внесении достаточной суммы пожертвований (для бедных в некоторых случаях бесплатно). Было выработано учение о папской полной индульгенции (indulgentia plenaria; например, в отношении инквизиторов, крестоносцев, паломников в Святую землю и др.). В 1300 году папа Римский Бонифаций VIII (1295-1303) провозгласил полную индульгенцию для всех римских паломников по случаю юбилейного года (смотри «Annus sanctus»), папа Климент VI повторил её в 1350 году. В 14 веке практика индульгенции была распространена в отношении душ умерших, находящихся в чистилище [официально закреплена в 1476 буллой «Salvator noster» папы Римского Сикста IV (1471-84)]. В этом случае Церковь действовала не в силу своей юрисдикции, но посредством молитвы, прося Бога сократить срок пребывания души умершего в чистилище (per modum suffragii - «посредством ходатайства» - ектений). Тогда же, в связи с распространением эпидемии чумы, возникла практика индульгенции с отпущением грехов на смертном одре.

Продажа индульгенции была возложена на особых проповедников-квестуариев. IV Латеранский собор (1215) регламентировал их деятельность и ограничил права епископов на выдачу индульгенции: сроком на один год в честь храмового праздника или на 40 дней по другим поводам. Многочисленные злоупотребления, связанные с индульгенцией, вызывали критику в самой Церкви и в обществе (Вальтер фон дер Фогельвейде, Данте), подрывали положение Церкви и папства, стали одним из основных объектов критики в эпоху Реформации. Индульгенции стали восприниматься, как продаваемое за деньги разрешение совершить грех, прощение будущих грехов, прощение грехов умерших, находящихся в чистилище. Папа Климент V (1305-14) запретил выдачу индульгенции с формулой освобождения «от вины и от наказания» (а culpa et а poena). Констанцский собор провозгласил недействительными все индульгенции с этой формулой (1418). Тем не менее, в конце 15 - начале 16 веков в Западной Европе торговля индульгенциями принимала всё большие масштабы. Критика связанных с этим злоупотреблений сыграла важную роль в подготовке Реформации, началом которой считается обнародование М. Лютером 95 тезисов против индульгенции (1517). Необходимость более строгой регламентации раздачи индульгенции ощущалась и внутри католической церкви. В 1567 году папа Пий V (1566-72) отменил все индульгенции, выданные без соблюдения соответствующих требований за деньги или пожертвования. Тридентский собор осудил злоупотребления, связанные с выдачей индульгенции, возложил борьбу с ними на местные церковные власти и папу Римского (1563), способствовал созданию Конгрегации индульгенций (окончательно оформилась в 1669, реорганизована в 1710), регламентировавшей их выдачу и боровшейся со злоупотреблениями. В 1904 папа Пий Х (1903-14) объединил Конгрегацию индульгенций с Конгрегацией обрядов.

В «Codex Iuris Canonici» (1917) представлена подробная классификация индульгенции в соответствии со способом, местом, временем выдачи, адресатами и т. д. Наиболее значительным является различие, установленное между полной и частичной индульгенцией. Полная индульгенция полностью освобождает от земного наказания за грех и не требует дальнейшего искупления в чистилище. Частичная индульгенция, выдаваемая на определённое количество дней или лет в соответствии с покаянной практикой ранней Церкви, снимает лишь часть наказания в чистилище. Право выдавать полную индульгенцию закреплено исключительно за папой Римским. Частичную индульгенцию выдают высшие церковные иерархи, начиная с епископов. Клирики, священники, генеральные викарии, аббаты, генералы религиозных орденов могут выдавать индульгенцию только по специальному разрешению понтификов. Обязательными условиями получения индульгенции являются раскаяние и отпущение грехов; для полной индульгенции необходимы также исповедь, причастие, совершение добрых дел (молитва, милостыня, посещение храма и т.д.). В современном церковном праве индульгенции регламентируются канонами 992-997 «Codex Iuris Canonici» (1983) и апостольскими постановлениями. Папа Павел VI (1963-78) апостольской конституцией «Indulgentiarum doctrina» (1967) упразднил различия индульгенции, кроме полной и частичной, ужесточил условия получения полной индульгенции, сформулировал современное толкование учения о «сокровищнице Церкви». Апостольская пенитенциария постановлением «Enchiridion indulgentiarum» («Руководство по индульгенциям», 1968) регламентировала условия получения индульгенции. В честь юбилейного года условия получения полной индульгенции обычно смягчаются; постановление Апостольской пенитенциарии «Il dono della indulgenza» («Дар индульгенции», 2000) регламентировало широкую раздачу индульгенции в связи с празднованием 2000-летия христианства.

Лит.: Paulus N. Geschichte des Ablaßes im Mittelalter. Darmstadt, 2000. Bd 1-2; Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры / Под редакцией А. Я. Гуревича. М., 2003; Церох Г., Горелов А. Индульгенция // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2 (библ.); Нödl L. Ablaß // Lexikon für Theologie und Kirche. 3. Aufl. Freiburg u.а., 2006. Bd 1.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. "отпущение грехов") - главный документ дореформационной католической практики прощения грехов за плату, подготовленной учением Церкви раннего Средневековья о покаянии.

Согласно анализу Л. П. Карсавина, в каролингскую эпоху покаяние рассматривалось как наказание грешником самого себя, как суд его над самим собою и раскаяние. Последнее должно было сопровождаться смирением, доверием к благости Божьей и приводить к акту исповеди и добрым делам, вместе с ними составляя удовлетворение Бога и даруя примирение с Ним или прощение, отпущение грехов. Таким образом, для исцеления человека от греха считалось необходимым не только внутреннее раскаяние, но и выражение его в удовлетворяющих справедливого Бога делах, или "плодах покаяния". Постепенно становится все более обычным, а потом необходимым акт исповеди священнику; "дела же покаяния" с давних времен налагаются Церковью и определяются ею в соответствии с величиной и характером греха. Взгляд на покаяние как на удовлетворение Бога переносит центр тяжести на дела, рассматриваемые как своего рода эквивалент греха; такое понимание их создает возможность замены одной из их категорий (молитвы, аскетические упражнения, паломничества, милостыни) другою. Такие "замены", или "выкупы", - явление, вполне аналогичное И., столь же естественно вырастающее из учения об исповеди и столь же необходимое ввиду тяжести и длительности считаемых десятками лет епитимий (благих деяний-эквивалентов греха). Уже до 11 в. появляются И. как (первоначально частичные) сокращения наложенных епитимий, даруемые в индивидуальных случаях епископами по их усмотрению и в зависимости от усердия кающегося и внешних обстоятельств. Сопровождающие дарование таких "сокращений покаяния" милостыни или паломничества являлись в данном случае не заменой или выкупом части покаяния, а внешним показателем раскаяния и религиозности грешника, позволяющим дать ему льготу. Собственно И. появляются лишь с 11 в., когда Церковь начинает иметь дело не с индивидуальной, а с общей, распространяющейся на всех удовлетворивших требуемым условиям, мерою, исходящей от верховной церковной инстанции (епископа, папы) и принципиально освобождающей от дел покаяния (частично или вполне). Церковь, наложившая епитимию во имя Бога, считает себя вправе и освободить от нее. И. даются за участие (личное либо денежное) в крестовом походе, за помощь при построении храма, за паломничество в Рим и т. п. Ранее всего они встречаются на юге Франции; с конца 11 в. их раздают и Папы, сначала только в виде частичного отпущения, потом и полного. Появление И. как следствия, выводимого из учения о покаянии, было вызвано религиозными потребностями, особенно - непомерным ростом епитимий; но сразу же обнаружилось их экономическое значение для Церкви, что, в свою очередь, способствовало их дальнейшему развитию и злоупотреблению ими. Уже в 12 в. И. вызвали энергичные протесты П. Абеляра, затем Папа Иннокентий III, который и сам, впрочем, был повинен в злоупотреблении ими, стремился урегулировать дарование их. Развитие учения о покаянии, признанном в 12-13 вв. таинством, существо которого стали видеть в самом акте раскаяния и исповеди и отпущении грехов священником, выделило идею удовлетворения и заставило иначе ее обосновать. По мнению схоластиков, начиная с Абеляра, грех-вина отпускается священником в силу раскаяния грешника, но это раскаяние лишь в исключительном случае достаточно для удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому необходимо выкупить у Бога наказание за грех делами покаяния на земле или муками в чистилище. Таким образом, И. становится не только освобождением от наложенной Церковью епитимии (что также имеет некоторое трансцендентное значение как совершаемое во имя Бога), но главным образом отпущением земных и загробных наказаний за грех. Но ввиду того, что при таком понимании удовлетворения человек рассматривается как должник не Церкви, а Бога, Церковь же расширяет свою власть на трансцендентную загробную сферу, нужно было найти основание отпущения Церковью дел покаяния без соответствующего видимого эквивалента, требуемого идеей справедливости Божьей, иначе говоря, представить И. как выкуп, в чем не было необходимости, пока отпускалась наложенная Церковью епитимия. Это основание было найдено в учении о "сокровищнице добрых дел", находящейся в распоряжении Церкви (епископов и главным образом Папы). Дальнейшим шагом в развитии теории И. оказывается сочетание ее с отпущением самого греха. С 14 в. высшим видом И. является И., освобождающая и от вины, и от наказания, - причем, конечно, предполагалась исповедь этих грехов до или после получения И., так что под отпущением греха следовало разуметь отпущение его в случаях, резервированных епископу или Папе, путем ли назначения особых пенитенциариев, или путем передачи особому священнику права отпускать такие грехи лицам, получившим И. С другой стороны, предполагаемое И. расширение прав Церкви и Папы на чистилище привело к тому, что сначала епископы, а с 15 в. и Папы стали даровать И. душам умерших, находящимся в чистилище, т. к. и на них распространялась дарованная Церкви власть отказывать и разрешать. Молитвы и мессы за умерших давно признавались действенными. И. продавались родственникам и друзьям умершего; в них пропадал момент предполагаемых раскаяния и исповеди грешника, но зато и отпускались только несовершенные дела покаяния, т. к. вина находящимся в чистилище была отпущена уже на земле. Доходность И. приводила все к большему их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Значение И. по случаю крестовых походов пало, но с 14 в. появились И. по поводу юбилейных годов; позднее их стало больше, и они могли приобретаться без посещения Рима. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория И.; откровенно денежными интересами руководствовались проповедники и продавцы их. Все это давно уже вызывало протесты и против самих И., и против торговавшей ими Церкви, главным образом Папства. На И. нападали и противники католичества, как еретики 12, 13 и следующих веков, так и богословы, и соборы, тем более что в массах терялось понимание самой природы И. и забывалось о ее необходимой связи с искренним раскаянием и исповедью. Некоторые отрицали возможность и даже существование "полных И.", другие нападали на И. для умерших, третьи возвышались до принципиального их отрицания. Нападки на И. были одним из первых моментов реформационного движения (см. Реформация ).