Учимся легко

Учимся легко

» » Исследование воды в школьной лаборатории. Оценка качества родниковой воды

Исследование воды в школьной лаборатории. Оценка качества родниковой воды

МКОУ «Перегребинская СОШ №1»

«Исследование химического состава

водопроводной воды с. Перегребное

в условиях школьной лаборатории»

Учебно-исследовательская работа

Выполнила: Чернова Анна,

учащаяся 10 класса

Руководитель: Ластаева А.А. , учитель химии

с. Перегребное, 2017

Исследование химического состава водопроводной воды в условиях школьной лаборатории

Чернова Анна

с. Перегребное, МКОУ «Перегребинская СОШ №1», 10 класс

Аннотация

Вода – основное химическое вещество организма. От качества питьевой воды зависит здоровье человека. В своей работе автор в условиях школьной лаборатории анализирует химический состав водопроводной воды, включающий в себя дробный метод, который разработал Николай Александрович Тананаев, позволяющих обнаруживать в растворе какой-либо определенный катион в присутствии большого числа других катионов, не прибегая к их предварительному осаждению.

Цель работы : Определение химического состава водопроводной воды с. Перегребное в условиях школьной лаборатории.

Задачи:

    Изучить литературу по теме исследования

    Найти методы определения качества водопроводной воды.

    Определить факторы, влияющие на качество водопроводной воды

    Выяснить качественный состав водопроводной воды.

    Сопоставить качество водопроводной воды взятой из разных зданий с. Перегребное.

Предмет исследования : качество водопроводной воды

Объект исследования

Методы исследования:

1) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа)

2) теоретические ( анализ , обобщение)

Автор приходит к выводам, что качество водопроводной воды ухудшается вследствие перемещения по водопроводным трубам, о чем свидетельствуют различие в результатах анализа воды в разных зданиях села.

Данная работа может быть использована на уроках химии при изучении тем «Теория электролитической диссоциации», «Соли».

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Всем с детства известна истина, что вода – источник жизни . Однако, далеко не все осознают и принимают тот факт, что вода является залогом здоровья и хорошего самочувствия. Все знают о важности воды в нашем организме. Вода - источник жизни , это - не просто слова. Присутствуя во всех клетках и тканях, играя главную роль во всех биологических процессах. Взрослые теряют каждый день 3,5 литра воды. Поэтому, наше тело постоянно нуждается в пополнении запаса чистой водой.

В настоящее время большую озабоченность вызывают проблемы различных этапов питьевого водоснабжения, в том числе негативные изменения качества питьевой воды в водоразводящих системах при централизованном водоснабжении. Потребление недоброкачественной питьевой воды приводит к росту заболеваний. Большинство из нас, несмотря на все угрозы и предостережения врачей, предпочитают водопроводную - собранную в водохранилищах из рек и озер, прошедшую несколько уровней очистки и поступившую по трубам в кран. Некоторые очищают ее дополнительно в домашних условиях при помощи фильтра, другие покупают чистую питьевую воду в бутылках. Но давайте разберемся, насколько мы можем быть уверены в том, что пьем? Соответствует ли качество водопроводной воды в различных районах с. Перегребное требованиям ГОСТ? Можно ли в домашних условиях или в условиях школьной лаборатории определить качество воды?

Гипотеза: 1) Качество водопроводной воды можно определить в условиях школьной лаборатории.

2) Качество употребляемой нами воды соответствует ГОСТ

Цель: Определение химического состава водопроводной воды с. Перегребное при централизованном водоснабжении в условиях школьной лаборатории.

Задачи:

1.Изучить литературу по теме исследования

2.Найти методы определения качества водопроводной воды.

3.Определить факторы, влияющие на качество водопроводной воды

4.Выяснить качественный состав водопроводной воды.

5.Сопоставить качество водопроводной воды взятой из разных зданий с. Перегребное.

Предмет исследования : качество водопроводной воды

Объект исследования : химический состав водопроводной воды

Методы исследования:

1. Методы эмпирического исследования : наблюдение, эксперимент, беседа

2. Методы теоретического исследования: анализ

Исследовательский инструмент: качественный анализ, включающий в себя дробный метод, который разработал Н.А Танаев. Он открыл ряд новых, оригинальных реакций, позволяющих обнаруживать в растворе какой-либо определенный катион в присутствии большого числа других катионов, не прибегая к их предварительному осаждению.

Теоретический обзор информации по теме исследования

Нормы качества питьевой воды

Министерство экологии РФ по соответствию химического состава питьевой воды норме и ещё ряду экологических показаний, составляет ежегодный рейтинг лучших городов России. Например, 2015-году в число лидеров вошли Кызыл, Нижневартовск, Глазов, Петрозаводск, Ханты-Мансийск (Приложение 1) . Однако на международном уровне при оценке самого чистого и качественного водоресурса Россия не попала в Топ-10, уступив место Швейцарии, Швеции, Норвегии. В этом соревновании оценивались органолептические, химические, микробиологические свойства воды, которые учитываются при установлении нормативных параметров.

Российские нормативные документы тоже включают требования к качеству по органолептическим свойствам (с оценкой запаха, мутности, вкуса и др.), химическому составу (жёсткости, окисляемости, щелочности и др.), вирусо-бактериологическим и радиологическим признакам. Нормы качества питьевой воды по СанПиНу и ГОСТу, установленные для пользования, подробно расписывают параметры содержания химических веществ (Приложение 2).

В процессе эксплуатации систем водоснабжения ответственность за качество возлагается на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют контроль как в местах водозабора и в точках водоразбора, так и на промежуточном этапе поступления ресурса в распределительную сеть. В зависимости от места, правила регламентируют периодичность и количество проверок.

В местах водозабора микробиологические и органолептические пробы из подземных источников берутся не реже 4 раз в год (по сезонам); из поверхностных источников – не реже 12 раз. Неорганические/органические пробы из подземных источников – раз в году и из поверхностных – ежесезонно. Радиологические – независимо от источника – раз в год.

Соответствие нормам качества питьевой воды с высокой степенью достоверности определяется даже в домашних условиях. Для этого применяют переносные анализаторы, подающиеся уже с готовым к использованию набором реактивов.

Факторы, влияющие на качество водопроводной воды

Исследования проб перед поступлением в водораспределительную сеть проводятся чаще и зависят от большего количества факторов

Работа насосно-фильтровальных станций

Предназначение насосно-фильтровальных станций - очищение (осветление) и обеззараживание воды.

Насосно-фильтровальные станции (НФС) или станции очистки сточных вод представляют собой комплексы очистных сооружений, состав которых определяется качеством исходной воды, требованиями к водоподготовке и рядом других условий (производительностью станции, особенностями ландшафта и пр.).

Обычно в состав НФС входит: насосные станции первого и второго подъема, система обеззараживания, секции очистных сооружений (смесители, камеры хлопьеобразования, горизонтальные отстойники, блоки скорых фильтров), резервуары чистой воды и блок вспомогательных сооружений (реагентное хозяйство). Современные НФС снабжаются системами автоматизированного управления технологическим процессом, значительно повышающими эффективность их работы.

В селе Перегребное действует две НФС. Водоочистительная станция очищает воду перед поступлением ее в водопроводную сеть села. Обеззараживание воды происходит ультрафиолетом, что способствует росту экологической безопасности процесса водоподготовки.

Канализационная очистительная станция служит для очистки воды, поступающую из канализационной сети села. Она построена в 2014 году. Производительность каждой 1 000 м.куб/сут. Диапазон производительности 800 – 1200 м 3 /сут (Приложение 3)

Состояние водопроводных труб

Образующиеся на внутренней поверхности трубопроводов отложения являются продуктами сложных физико-химических процессов, происходящих на ней самой или на нанесённом защитном покрытии, а также в транспортируемой по трубопроводу воде. Кроме того, отложения в трубопроводах в ряде случаев являются продуктами жизнедеятельности микроорганизмов, поселившихся и присутствующих в водопроводных трубах благодаря сложившимся условиям.

Характер отложений в трубопроводах, как правило, определяется:
- физико-химическими свойствами транспортируемых вод,

Условиями эксплуатации сети,

- продолжительностью службы трубопроводов

Запах воды из крана может меняться в худшую сторону по ряду причин. Чаще всего вода начинает неприятно пахнуть из-за металла водопроводных труб, чрезмерного размножения микроорганизмов, химических веществ, использующихся для борьбы с вредоносными бактериями.

К появлению неприятного запаха приводит множество причин. Чаще всего вода изменяет свой запах под воздействием очищающих химических веществ. Не менее распространенной причиной появления рассматриваемой проблемы является плохое качество водопроводных труб.

Химический состав водопроводной воды и его влияние на организм человека

Половина населения России получает воду, опасную для здоровья. Загрязненная вода вызывает до 80 % всех известных болезней и на 30 % ускоряет процесс старения. Химические вещества поступают в организм человека не только при прямом потреблении воды в питьевых целях и при приготовлении пищи, а также и косвенно. Например, при вдыхании летучих веществ и кожном контакте во время принятия водных процедур. Вода, текущая из наших кранов, имеет определенный химический состав. Химические вещества, содержащиеся в воде, можно разделить на несколько групп:1) вещества, которые наиболее часто встречаются в водопроводной воде (фтор, железо, медь, марганец, цинк, ртуть, селен, свинец, молибден,нитраты,сероводород);
2) вещества, остающиеся в воде после реагентной обработки: коагулянты (сульфат алюминия), флоккулянты (полиакриламид), реагенты, предохраняющие водопроводные трубы от коррозии (остаточные триполифосфаты), хлор; 3)вещества, которые попадают в водоемы со сточными водами (бытовые, промышленные отходы, поверхностные стоки сельскохозяйственных угодий, которые были обработаны химическими средствами защиты растений: гербицидами и минеральными удобрениями); 4) компоненты, которые могут попадать в воду из водопроводных труб, переходников, соединений, сварочных швов и др. (медь, железо,свинец). Все эти вещества могут быть как полезными, так и опасными для здоровья человека (
Приложение 4 )

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Лабораторное исследование химического состава водопроводной воды

Для исследования были взяты 3 пробы воды из разных зданий села Перегребное.

Образцы воды :1- эталонная проба воды: негазированная вода Bon Aqua , разливается в г. Самара, производитель фирма « Кока Кола»

2- водопроводная вода ул. Спасенникова 14 a кв.6

3- водопроводная вода ул. Лесная 1б кВ 11 (проба взята 14 февраля после отключения на 2 часа подачи воды).

4- водопроводная вода пер. Школьный, д 1 (химический кабинет).

В школьной лаборатории были проведены следующие исследования:

в пределах 6-9

Общая минерализация (сухой остаток)

мг/л

1000 (1500)

1000

Жесткость общая

мг-экв/л

7,0 (10)

Окисляемость перманганатная

мг О2/л

5,0

Нефтепродукты, суммарно

мг/л

0,1

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), анионоактивные

мг/л

0,5

Фенольный индекс

мг/л

0,25

Щелочность

мг НСО3 -

Алюминий (Al 3+ )

мг/л

0,5

с.-т.

0,2

Азот аммонийный

мг/л

2,0

с.-т.

1,5

Асбест

милл.во-локон/л

Барий (Ва 2+ )

мг/л

0,1

с.-т.

0,7

Берилий(Ве 2+ )

мг/л

0,0002

с.-т.

Бор (В, суммарно)

мг/л

0,5

с.-т.

0,3

Ванадий (V)

мг/л

0,1

с.-т.

0,1

Висмут (Bi)

мг/л

0,1

с.-т.

0,1

Железо (Fe,суммарно)

мг/л

0,3 (1,0)

орг.

0,3

Кадмий (Cd,суммарно)

мг/л

0,001

с.-т.

0,003

Калий (К + )

мг/л

Кальций (Са 2+ )

мг/л

Кобальт (Со)

мг/л

0,1

с.-т.

Кремний (Si)

мг/л

10,0

с.-т.

Магний (Mg 2+ )

мг/л

с.-т.

Марганец (Mn, суммарно)

мг/л

0,1 (0,5)

орг.

0,5 (0,1)

Медь (Сu, суммарно)

мг/л

1,0

орг.

2,0 (1,0)

Молибден (Мо,суммарно)

мг/л

0,25

с.-т.

0,07

Мышьяк (As,суммарно)

мг/л

0,05

с.-т.

0,01

Никель (Ni,суммарно)

мг/л

0,1

с.-т.

Нитраты (поNO 3 - )

мг/л

с.-т.

50,0

Нитриты (поNO 2 - )

мг/л

3,0

3,0

Ртуть (Hg, суммарно)

мг/л

0,0005

с.-т.

0,001

Свинец (Pb,суммарно)

мг/л

0,03

с.-т.

0,01

Селен (Se, суммарно)

мг/л

0,01

с.-т.

0,01

Серебро (Ag + )

мг/л

0,05

Сероводород (H 2 S)

мг/л

0,03

орг.

0,05

Стронций (Sr 2+ )

мг/л

7,0

орг.

Сульфаты (SO 4 2- )

мг/л

500

орг.

250,0

Фториды (F) для климатических районов I и II

мг/л

1,5 / 1,2

с.-т.с.-т.

1,5

Хлориды (Cl - )

мг/л

350

орг.

250,0

Хром (Cr 3+ )

мг/л

0,5

с.-т.

Хром (Cr 6+ )

мг/л

0,05

с.-т.

0,05

Цианиды (CN - )

мг/л

0,035

с.-т.

0,07

Цинк (Zn 2+ )

мг/л

5,0

орг.

3,0

Колифаги

Число бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл

Отсутствие

Споры сульфоредуцирующих клостридий

Число спор в 20 мл

Отсутствие

Цисты лямблий

Число цист в 50 мл

Отсутствие

Требования к органолептическим свойствам воды

Приложение 2


Рис. 1 Канализационно-очистная станция Рис.2 Фильтрующее устройство

Приложение 3

Влияние некоторых химических загрязнителей воды на организм человека .

Хлор в водопроводной воде

Хлор (Cl) , а точнее хлорсодержащие соединения, один из основных реагентов, используемых на водоочистных станциях для обеззараживания и осветления воды, поступающей в дома россиян. В воде хлор образует гипохлорную кислоту и гипохлорид натрия . Эти химические соединения, производные хлора, могут быть опасны для здоровья при их высоких концентрациях в воде. Особенно чувствительны к действию хлора дети.
Небольшие дозы хлора могут способствовать развитию воспаления слизистой оболочки полости рта, глотки, пищевода, вызывать спонтанную рвоту. Вода, содержащая большое количество хлора, оказывает токсическое действие на организм человека.

Алюминий в водопроводной воде

Алюминий (Al) присутствует в природной воде. Сульфат алюминия широко используется в процессах водоподготовки в качестве коагулянта, и присутствие его в питьевой воде является результатом недостаточного контроля при выполнении этих процессов. При изучении влияния на организм человека соединений алюминия было установлено, что алюминий в больших количествах может вызывать повреждение нервной системы .
Магний в водопроводной воде

Магний (Mg ) также необходим человеческому организму, он содержится в каждой клетке тела человека и постоянно вводится в организм с пищей и водой. Выявлено также и негативное влияние повышенного содержания магния на нервную систему человека, ионы магния обратимое угнетение центральной нервной системы, так называемый магниевый наркоз.

Железо в водопроводной воде

Железо (Fe) - это один из основных элементов природной воды. Иными источниками железа в водопроводной питьевой воде являются железосодержащие коагулянты, которые используются в процессах водоподготовки. Это может быть железо, проникающее в водопроводную воду из участков стальных и чугунных водопроводных труб, подвергшихся коррозии. При повышенном содержании железа в питьевой воде она приобретает ржавый цвет и металлический привкус. Такая вода непригодна к употреблению. Регулярное употребление питьевой воды повышенным содержанием железа может привести к развитию заболевания, которое носит название гемохроматоза (отложение соединений железа в органах и тканях человека).

Кальций в водопроводной воде

Кальций (Са) , поступающий в организм, обладает благоприятной для человека способностью уплотнять клеточные и межклеточные коллоиды, а также влиять на процессы образования клеточной оболочки. Выявлена способность ионов кальция уплотнять клеточную оболочку и снижать клеточную проницаемость, что приводит к снижению кровяного давления, а при недостаточной концентрации ионов кальция происходит растворение межклеточных спаек, разрыхление стенок кровеносных капилляров и увеличение клеточной проницаемости, что приводит к повышению кровяного давления. Известна положительная роль кальция в процессе свертывания крови .

Медь в водопроводной воде

Уровень меди (Cu) в подземных водах довольно низок, но использование меди в составляющих водопровода может способствовать значительному повышению ее концентрации в водопроводной воде. Концентрация меди более 3 мг/л может вызвать острое нарушение функции желудочно-кишечного тракта. У людей, страдающих либо перенесших заболевания печени (например, вирусный гепатит), собственный обмен меди в организме нарушен.
Наиболее чувствительны к повышенной концентрации меди в воде грудные дети , находящиеся на искусственном вскармливании. У них еще в младенческом возрасте при употреблении такой воды существует реальная, угроза развития цирроза печени.

Свинец в водопроводной воде.

Источниками свинца (Рb) в питьевой водопроводной воде могут быть: свинец, растворенный в природной воде; свинец загрязнителей, попадающих в природную воду различными путями (например, бензин); свинец, содержащийся в водопроводных трубах, переходниках, сварочных швах и др. При употреблении воды с повышенным содержанием свинца могут развиваться острые или хронические отравления организма человека. Острое отравление свинцом опасно тем, что может привести к смертельному исходу. Хроническое отравление свинцом развивается при постоянном употреблении малых концентрации свинца. Свинец откладывается практически во всех органах и тканях человеческого организма.

Цинк в водопроводной воде

Цинк (Zn) содержится практически во всех продуктах, в воде в том числе. В ней он присутствует в виде солей и органических соединений. Его содержание в природной воде нe превышает 0,05 мг/л , но в водопроводной питьевой воде его концентрация может быть выше за счет дополнительного поступления из водопроводных труб.
Высокое содержание солей цинка в питьевой воде может вызвать серьезное отравление организма человека. Установлено, что уровень солей цинка в водопроводной питьевой воде более 3 мг/ л делает ее непригодной к употреблению

Потребление недоброкачественной питьевой воды приводит к росту заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной природы, связанной с химическим составом воды. Нарушение приведенных качеств питьевой воды наблюдается при неблагополучном состоянии поверхностных водоисточников, низкой эффективности водоподготовки, а также неудовлетворительном состоянии внутренней поверхности труб водоразводящих систем

Приложение 4

Таблица по определению характера запаха

Интенсивность

запаха

Характер проявления запаха

Оценка

интенсивности

запаха

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды).

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание.

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде.

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья.

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению.

5

Приложение 5

Таблица по определению цветности воды

Цветность воды

Мутность воды

Слабо-желтоватая

Слабо опалесцирующая

Светло-желтоватая

Опалесцирующая

Желтая

Слабо мутная

Интенсивно-желтая

Мутная

Коричневая

Очень мутная

Красно-коричневая

Чрезвычайно мутная

Другая (укажите какая)

Приложение 6

Таблица определения мутности воды

Анализ воды представляет собой исследование свойств и веществ, входящих в состав. Возможна проверка питьевой воды в квартирах и на предприятиях, где она используется для регулярного употребления. Также проводится исследование воды в бассейнах и частных домах. Анализ выявляет содержание вредных микроорганизмов и веществ, превышение органических показателей и содержание основных составляющих. Как сделать анализ воды правильно, чтобы выявить все вредные факторы и определить химический состав?

Для анализа воды в Москве обратитесь в аккредитованную лабораторию, имеющую необходимое оборудование с высокой точностью измерений.. Исследование проводится при соблюдении установленным нормативов и требований, не допускаются погрешности. Только при обращении в подобную лабораторию можно быть уверенным в юридической силе и достоверности полученных протоколов. В компании «РосЭкология» доступны любые виды проверок. Вы можете провести исследование воды с учетом существующих методик и нормативов. Эксперт не упустит ни одной детали, а проверка выполняется в стерильных и нейтральных условиях.

В каких случаях необходимо проводить анализ качества воды

Анализ качества проводится в различных ситуациях, часто входит в состав проектной документации. Поэтому важно серьезно подходить к выбору лаборатории. Проверка требуется в таких ситуациях:

  • экспертиза, необходимая при устройстве скважины или колодца;
  • оценка содержимого бассейна;
  • определение качества питьевой воды, поступающей по городскому водопроводу;
  • проверка качества бутилированной воды;
  • состояние дистиллированной воды, используемой в технических и медицинских целях;
  • определение эффективности очистки и контроля оставшегося ресурса сменного фильтра;
  • проверка на предприятии, сбрасывающем стоки в канализацию или природный водоем.

Бывают ситуации, когда анализ воды в Москве не просто желателен, но и необходимо. Если вода внезапно изменила цвет, запах или вкус, пригласите экспертов для взятия образцов и проведения проверки. Исследование определит, что послужило причиной изменения. Проблема выявляется в источнике водоснабжения или трубах.

Если рядом со скважиной возводится промышленный объект, важно обезопасить ее. Желательно провести проверку на разных стадиях постройки сооружения, так как проблема может появиться не сразу. Анализ воды определяет мельчайшие изменения в составе. Даже если при бурении проводилась проверка, которая не выявила отрицательного воздействия, экологическая обстановка может испортиться со временем. На нее оказывает влияние оживленное шоссе, завод или хранилище удобрений. Проблема возникает, если рядом произошла техногенная авария.

Чтобы провести грамотный анализ, необходимо сотрудничать с аккредитованной лабораторией. Она проходит регулярные проверки на достоверность и надежность результатов. Учитывайте, что юридическую силу имеет заключение только такой лаборатории. Его можно использовать при различных ситуациях для подтверждения результата.

По желанию эксперт даст рекомендации по выбору оборудования, объяснит, как могут повлиять определенные показатели на здоровье. Особенно важно проводить исследование перед покупкой участка для личного пользования или предпринимательской деятельности. Это позволит избежать в дальнейшем серьезных проблем и расходов на очистительные мероприятия.

Бактериологический и химический анализ воды

При выполнении тщательного анализа воды требуется полное исследование на различные параметры. Бактериологическая проверка необходима, чтобы подтвердить отсутствие в составе вредных бактерий и микроорганизмов, которые могут привести к серьезным заболеваниям. Особенно это опасно для детей и при установке колодца на собственном участке. В этом случае многие считают воду безопасной, но на нее могут воздействовать внешние факторы. Может произойти настоящая эпидемия, поэтому специалисты проверяют воду на конкретные виды инфекций.

Во время химического анализа проводятся следующие виды исследований:

  1. 12 параметров. Подходит для проверки правильности функционирования фильтров.
  2. 24 параметра. Используется для оценки уровня загрязнения.
  3. 31 параметр. Используется для Мосводоканала, чтобы предотвратить любые виды загрязнений и инфицирования.

Показатели химического состава

Показатели
Органолептические показатели (запах, привкус) Цветность Мутность Водородный показатель, ед. рН
Сульфаты Фосфаты Хлориды Нитраты
Цианиды Сероводород Алюминий Барий
Бериллий Железо Кадмий Кобальт
Литий Марганец Медь Молибден
Натрий Никель Ртуть Селен
Серебро Свинец Стронций Хром
Цинк Бор Мышьяк Бромид-ион
Хлор остаточный связанный Хлор остаточный свободный Аммиак и аммонийные соли Нитриты по нитрит-иону
Перманганатная окисляемость Хлороформ Бромоформ Дибромхлорметан
Общая минерализация (сухой остаток) Жесткость Фторид-ион (F) Взвешенные вещества
Силикаты Сурьма Озон Анионоактивные ПАВ
Неионогенные СПАВ Нефтепродукты Летучие фенолы (суммарно) Четыреххлористый углерод
Формальдегид Бенз(а)пирен Ди(2-этилгексил)фталат Гексахлорбензол
Линдан (гамма-изомер ГХЦГ) 2,4-Д Гептахлор ДДТ (сумма изомеров)
Атразин Симазин Удельная суммарная α-активность Удельная суммарная β-активность
Щелочность Кальций (Са) Магний (Мg) Калий (К)
Бикарбонаты (НСО) Йодид-ион (I–) БПК ХПК
Жиры Летучие органические соединения (ЛОС) Сульфиды Хлор и хлорамины
Полихлорированные бифенилы

Обычно анализ проводят по 10-20 параметрам, которые составляют представление о качестве воды. Оцениваются органические и неорганические показатели. Учитываются внешние характеристики, такие как запах, привкус, цвет и прозрачность. Также учитываются обобщенные (интегральные показатели) – плотность, жесткость, PH. Только при проведении полноценного использования можно говорить о высоком качестве или каких-то проблемах. Незначительное превышение нормативов говорит о начавшейся недавно проблеме.

Даже если вода добывается из артезианского источника, она может быть заражена. Это связано с плохим качеством трубы обсадки, плохой сваркой труб, попаданием поверхностных вод в процессе бурения. Микробиологический анализ включает следующие проверки:

  • на радиацию – альфа и бета активность, радон;
  • санитарно-микробиологическая проверка.

Проверку следует проводить как минимум раз в год, чтобы определить сохранение основных параметров на допустимом уровне. Это позволяет подобрать подходящие фильтры, провести очищение и обеззараживание источника. Чтобы не затрачивать лишние средства на ненужные процедуры сначала важно определить, какое состояние воды и что послужило ее изменению. В противном случае оборудование может быть неэффективным.

После проведения анализа качества воды предоставляются соответствующие протоколы со штампом организации, подписанные руководителем. Они содержат данные лаборатории, результаты исследований, подробные сведения об испытуемом объекте и ссылки на основные нормативные требования. В таком виде документ используется в государственных инстанциях и при судебных спорах.

Микробиологические показатели воды

Экспертиза воды в РосЭкология

Среди наших клиентов отечественные и зарубежные организации различного профиля. Мы гарантируем надежный результат и предоставляем комплекс услуг. К нам можно привести пробу, взятую самостоятельно. Но большей эффективности и точности можно добиться, если доверить все этапы экспертам высокого уровня. Правильный забор пробы и стерильная емкость – залог достоверности результата.

Мы обеспечиваем завершение проверки в кратчайшие сроки, а результаты могут использоваться в различных целях, так как протоколы имеют юридическую силу. Мы проводим лабораторные анализы на следующих условиях:

  • длительный опыт успешных проверок;
  • в штате квалифицированные эксперты с профильным образованием и практикой;
  • современное оборудование, методы подготовки проб и референтные образцы, позволяющее получать точные данные;
  • наличие действующей аккредитации, дающей дополнительную гарантию безопасности;
  • регулярные проверки со стороны контролирующих органов.
Наименование компонента Нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01, не более
1 Реакция среды, рН 6,0-9,0
2 Цветность, град 20
3 Мутность, ЕМФ 2,6
4 Жёсткость 7,0 (10,0) мг-экв/л
5 Железо общее 0,3 мг/л
6 Щелочность Не нормируется
7 Перманганатная окисляемость 5 мг/л
8 Аммоний, ионы по азоту 2 (N)
9 Сульфаты, ионы 500,0 мг/л
10 Сульфиды 0,003 мг/л
11 Марганец 0,1 мг/л
12 Сероводород 0,003 мг/л
13 Нитриты 3 мг/л
14 Нитраты 45 мг/л
15 Электропроводность среды Не нормируется

«Загрязнение воды» - Стоки с полей поступают в реки и озера. Промышленные предприятия сбрасывают сточные воды прямо в реки. Пресная вода – основа жизнедеятельности любого организма, в том числе с/х растений и животных. В результате испарения образуется гигантский объем воды, достигающий 525 тыс. км (куб) в год. Всего 2% гидросферы приходится на пресные воды.

«Берегите воду 3 класс» - Твердое. Не бросайте мусор в воду! Много людей. Жидкое. Газообразное. Где росли ели и березы, где человек – редкий гость. Над рекой, над долиной Повисла белая холстина. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!».

«Ресурсы воды» - Грунтовые воды: Тепловое загрязнение. Одним из основных загрязнителей поверхностных вод является нефть и нефтепродукты. Необходимые мероприятия. Электростанции, промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Бактериологическая загрязненность. Функции воды: Определенное и постоянное содержание воды.

«Качество питьевой воды» - Химические показатели: Анализ воды – надежный способ проверки воды на качество. Результаты исследований химических показателей водопроводной воды села Хлопуново показали: Результаты химического анализа по неорганическим показателям Дата: 25.02.10-26.02.10. Вода содержит 13 000 потенциальных токсических элементов.

«Проект на воду» - Среднесрочный. 3 класс. Данный проект ориентирован на обучающихся 3 класса начальной школы. Состав УМК. Окружающий мир. Может ли вода быть нам другом? Предмет: Цели проекта. Кругом вода… Этапы проекта. Удивительное вещество-вода. Проблемный вопрос: Типология проекта: Информационный. Частные вопросы и темы исследований.

«Свойства воды» - Свойства воды. Готовим воду для питья. А если масса человека 90 кг? Урок окружающего мира 3 класс. 3. Без запаха. Ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами: Прочитайте текст учебника. Вычислите сколько воды в вашем организме. Кого из приложения можно поместить на первый рисунок? Цели и задачи урока.

Исследовательский проект по экологии для школьников.

Мухина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, г.Котовск, Тамбовская область.

Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу, направленную на выяснение качества питьевой воды из разных источников в черте города: скважины, родника и водопровода.

Цель: Изучение качества питьевой воды в городе Котовск Тамбовской области.
Задачи:
1.Освоить методику определения качества питьевой воды.
2.Провести сравнительный анализ воды из разных источников: скважины, родника и водопровода
3.Провести опрос среди жителей города об источниках воды, которую они употребляют.
Гипотеза: Вся вода, которую мы пьем, пригодна для питья.

Объект исследования:
Вода из скважины, родника и водопроводная вода.
Предмет исследования: Качество воды.
В ходе выполнения исследовательской работы прошли следующие этапы :
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Выбор темы работы, постановка цели и задач.
3. Отбор воды на анализ.
4. Проведение сравнительного анализа и очистки воды.
5. Систематизация результатов.
6. Оформление работы.
Для выполнения данного исследования мы использовали следующие методы: изучение научно-популярной литературы и интернет - ресурсов по данной тематике, обобщение и систематизация сведений о воде, взятие проб, анализ и очистка воды, анализ проделанной работы, формулирование выводов.

Опытно - экспериментальная часть.
Анализ воды.
Проведя опрос среди жителей города, мы узнали, какие источники воды они используют. Основными источниками воды для жителей города являются водопровод, родник, скважина.
Воду из этих источников мы и взяли для сравнительного анализа.


Прозрачность воды:
Устанавливают, глядя на шрифт из книги сквозь слой воды высотой 20 см, налитой в бесцветный стакан: все буквы в строчках должны хорошо читаться
Родниковая вода - шрифт из книги видно сквозь слой воды высотой в 20 см. Все буквы хорошо читаются. Отсутствуют посторонних частицы.
Водопроводная вода – высота водного столба 12 см. Присутствуют песчинки.
Вода из скважины - шрифт из книги видно сквозь слой воды высотой в 17 см. Отсутствуют посторонние частицы.


Запах:
улавливают при температуре 20 и 60 градусов
Родниковая вода - нет запаха.
Водопроводная вода – присутствует запах ржавчины.
Вода из скважины - нет запаха.
Вкус:
«дегустируется» после 5 минутного кипячения и охлаждения до 20-25 градусов. Гнилостный вкус укажет на продукты распада животных и растительных организмов, соленый – на присутствие поваренной или других щелочных солей, горький – солей магния, вяжущий – солей железа, сладковатый – гипса.
Родниковая вода – слегка сладковатый.
Водопроводная вода - вкус вяжущий, значит, в воде присутствует соль железа.
Вода из скважины - вкус слегка вяжущий, значит, в воде присутствует немного солей железа.
Посторонние частицы:
фиксируют, наливая воду в сосуд и дав осадку отстояться, затем ее фильтруют.
Родниковая вода – небольшое количество частиц песка.
Водопроводная вода - наличие частиц песка и следов ржавчины.
Вода из скважины - немного посторонних частиц (песок, глина).

Цветность:
вода, налитая в бесцветный стакан рассматривается на фоне белого листа бумаги.
Родниковая – прозрачная.
Водопроводная - мутная, рыжеватого оттенка.
Вода из скважины - прозрачная.



Проведя данный этап исследовательской работы, мы пришли к выводу, что вода из всех взятых источников, в окрестностях города Котовск, пригодна для питья, но, так как место в районе родника не имеет соответственного оборудования: навеса, отводов для воды и т.д. мы решили дополнить органолептические показатели воды из родника лабораторными исследованиями и обратились в лабораторию ТОГБОУ СПО КИТ, с целью проведения химического и бактериологического анализа воды из родника.

На данном этапе мы выдвинули гипотезу , что вода из родника, исходя из органолептических показателей, пригодна для питья.
В ходе этого этапа исследования, нами проделаны были следующие шаги:
- совершить экскурсию к роднику «Северный»;
- провести наблюдение за использованием воды из родника для питьевых целей;
- взять пробу воды на анализ для исследования (пригодна ли вода из родника для использования в питьевых целях?);
- отнести воду из родника на анализ в лабораторию ТОГБОУ СПО КИТ.
- получить анализы исследования и сравнить их с данными СанПиН 2.1.4. 1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Место нашего исследования находится в 250 метрах к западу от центральной части нашего города Котовска, в лесу, в районе кафе «Бумеранг». Оно характеризуется тем, что река Цна в этом участке имеет ширину 28 метров. Берега реки Цна песчаные, левый берег – пологий, правый- крутой. Наш родничок вытекает из правого берега. Родник имеет сток в реку Цна.
Мы выявили тот факт, что в течение 2 часов пришли 3 человека и наполнили 4 ёмкости водой.
Воду из данного источника мы предоставили в лабораторию для исследований.
Данные лабораторных исследований.

Химические исследования воды.
РН 63
Общая жесткость - 5,0 мг экв/дм
Сухой осадок – 255,0 мг/дм
Хлориды - 50,0 мг/дм
Сульфаты- 57,0 мг/дм
Железо - 0,1 мг/дм
Окисляемость - 5,3 мг/дм
Фтор - 0,55 мг/ дм
Аммиак - 0,19 мг/дм
Кальций - 37 мг/дм
Магний - 11.6 мг/дм
Нитритов - следы
Нитратов - следы
Результат анализа показал соответствие требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «вода питьевая» по химическим и органолептическим показателям.

Санитарно-микробиологические исследования.
ОКБ (общие колиформные бактерии) обнаружены /норма-отсутствие/
ОМЧ (общее микробное число) – 7 КОЕ
/норма – до 50 КОЕ/
ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии) обнаружены /норма-отсутствие

Исходя из данных исследования, сделали вывод:
бактериологическое исследование воды показало несоответствие требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «вода питьевая», т.к. нет санитарно - защитной зоны, родник находится в непосредственной близости с рекой (родниковая вода смешивается с речной), родник должен иметь сруб.
Наша гипотеза не подтвердилась, вода из данного источника не пригодна для питья.
Заключение.
Выполненная исследовательская работа показывает, что не вся вода, взятая из источников в окрестностях города Котовск, пригодна для питья. Более чистой, содержащей меньше всего примесей и посторонних частиц, является вода из скважины. Водопроводная вода содержит примеси солей железа, причем в достаточно большом количестве и соли кальция. Поэтому перед употреблением водопроводную воду рекомендуется очистить. Вода из родника не соответствует нормам питьевой воды.
Для определения качества питьевой воды из водопровода и скважины мы основывались только на органолептических показателях, так как эти источники соответственно оборудованы и в условиях городского водоснабжения за состоянием воды обязаны следить соответствующие коммунальные службы, и ее состав отличается достаточной стабильностью. Всё же мы планируем в дальнейшем произвести лабораторные исследования воды и из этих источников.
Акция "Живи, родник!"

Введение

Вода "из-под крана" используется нами повсеместно. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, нефтепродуктов и солей тяжелых металлов - это катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект: к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии - кишечные палочки, патогенные микроорганизмы, холерный вибрион и т.д. Поэтому актуальность данной проблемы очень высока.

Объект исследования

Объектом исследования является обычная водопроводная вода, взятая из централизованного источника водоснабжения МОУ лицей №22, которая не подвергалась никакой предварительной обработке и фильтрации, чтобы была возможность составить объективную картину состояния воды, используемой в быту.

Гипотеза

Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.

Цель исследования

В соответствие с гипотезой, целью исследования является проверить, удовлетворяет ли водопроводная вода некоторым требованиям ГОСТа.

Обзор литературы

Был проведен обзор литературы по изучению влияния качества питьевой воды на здоровье, нормативов качества питьевой воды и образования мутагенов в результате хлорирования воды.

Методика "СОСТАВ И КАЧЕСТВО ВОДЫ"

Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л, поэтому от её качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах, делают её то сладковатой, то солёной, а то и горькой. Существует 5-балльная шкала оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды. При сомнении в качестве питьевой воды для очистки её от примесей следует использовать специальные фильтры.

Метод физического изучения воды включает:

  • Исследование прозрачности воды
  • Определение в воде взвешенных частиц
  • Запах
  • Вкус.

Данные показатели определяются по специальным методикам, описанным в различных источниках литературы (например, С.В.Дружинин "Исследование воды и водоемов в условиях школы", 2008).

Метод химического анализа включает определение:

  • Ионов в воде с помощью качественных реакций
  • рН, водородного показателя
  • Жесткости воды титриметрическим методом.

Определение ионов

Большинство известных элементов, входящих в состав вод в сравнительно больших количествах, существуют в виде ионов. Для доказательства наличия этих ионов в воде использовалась методика качественного химического полумикроанализа. Качественный анализ пробы воды проводился на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), кальция, свинца, меди; анионов брома, йода, хлора, сульфата.

Жесткость воды.

Жесткость воды обуславливается присутствием в ней солей кальция и магния. Это общая жесткость. Она складывается из карбонатной (временной, обусловленной присутствием гидрокарбонатов кальция и магния) и некарбонатной (постоянной, обусловленной присутствием хлоридов кальция, Mg 2+ и Fe 2+). Оставшиеся в растворе после кипячения соли обуславливают постоянную жесткость воды. Общая жесткость воды определяется следующим образом. В коническую колбу на 250 мл вносят 100 мл исследуемой воды, прибавляют 5 мл аммиачного буферного раствора(NH4OH+NH4Cl) для установления щелочной реакции, а затем 7-8 капель индикатора (эриохрома черного). Проба окрашивается в интенсивный вишнево-красный цвет. Раствор перемешивают и медленно титруют 0,05 нормальным раствором трилона "Б" до изменения окраски пробы от вишневой до синей. Это происходит из-за того, что трилон "Б" в щелочной среде взаимодействует с ионами кальция и магния, образуя комплексное неокрашенное соединение и вытесняя индикатор в свободном виде. Расчет общей жесткости производят по формуле:

где: V - объем раствора трилона "Б", израсходованного на титрование, мл.

N - нормальность раствора трилона "Б", мг экв/л (0.05)

V 1 - объем исследуемого раствора, взятого для титрования, мл.(100 мл)

Водородный показатель.

Вода тестируется различными индикаторами (лакмус, универсальная индикаторная бумага, метил оранжевый) и по изменению их окраски формулируются соответствующие выводы.

Результаты см. в таблице №1.

Сравнительный анализ данных, полученных в ходе исследования.

Он приведен в таблице "Соответствие физико-химических показателей пробы воды требованиям ГОСТ".

Параметр Единица измерения Полученное значение Предельно допустимая норма
по ГОСТу 2874-82
Прозрачность воды 5-балльная шкала 1 1.5
Присутствие взвешенных частиц 1 2
Вкус воды 1 2
Запах воды при t=20 o C
Запах воды при t=60 o C
1 2
Водородный показатель рН ~6.5 6.0 - 9.0
Жесткость моль/м 3 ~4.5 7.0

Выводы.

В ходе проведенного исследования было установлено:

  • Показатель мутности оптимален
  • Каких-либо взвешенных частиц в воде не обнаружено
  • Проба воды не обладала привкусом и запахом
  • Качественный анализ пробы воды дал отрицательный результат на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), свинца, меди; анионов, брома, йода; сульфатов
  • Были обнаружены катионы кальция (незначительное выпадение гипсового осадка) и анионы хлора (незначительное выпадение белого творожистого осадка хлорида серебра)
  • Причиной слабо кислой среды, вероятнее всего, является, установленное выше, наличие в воде ионов хлора
  • Жесткость воды была получена в пределах 4-4.5 ммоль/литр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проба воды, взятая из централизованного источника водоснабжения МОУ лицей №22, соответствует требованиям ГОСТ согласно тем критериям, по которым проводилось исследование, а, значит, наша гипотеза подтвердилась.

  • продолжать мониторинговые исследования качества питьевой воды из разных источников;
  • провести сравнительный анализ полученных результатов;
  • исследовать пробы воды по методикам количественного анализа;
  • продолжать исследование в условиях лабораторий, обеспеченных соответствующим оборудованием и реактивами.

Список литературы.

  1. Боголюбов А.С. Экосистема. - М., 2001.
  2. Газета "Биология". Издательский дом "Первое сентября". №23, 2008
  3. Газета "Иваново-Пресс". №41 от 11.10.2007
  4. Попова Т.А. Экология в школе. - М., 2005. - 64 с.
  5. Сайт: www-chemistry.univer.kharkov.ua. Раздел: файлы, лекция 5 по экологии.
  6. Сайт: www.ijkh.ivanovo.ru . Раздел МУП "Водоканал".
  7. Сайт: www.prechist-ecologia.narod.ru . Раздел "Водная гладь".
  8. Федорос Е.И.Нечаева Г.А. Экология в экспериментах. -М, 2006. - 384 с.