Учимся легко

Учимся легко

» » Что такое буква г. Буква г в русском языке

Что такое буква г. Буква г в русском языке

Цель: дифференциация звуков [Г] – [К], [Г"] – [К"] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.

1. Коррекционно-образовательные:

различать звуки [Г] – [К], [Г"] – [К"] на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
  • дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
закреплять навык звукового анализа и синтеза; закреплять образ букв;
  • учить образовывать слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы:

к, ик, очк, чик

формировать связную речь при составлении описательного рассказа.
  • закреплять умение учащихся пользоваться опорами: схемами, символами, таблицами, электронным репетитором “Символ-тест”.

2.Коррекционно-развивающие:

развивать общую моторику, согласовывать движения и речь; развивать познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление; развивать фонематические процессы;

3.Коррекционно-воспитательные:

  • создавать ситуацию успеха;
  • стимулировать речевую активность;

Оборудование:

маршрутные карты на каждого учащегося, индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [Г] - [Г"],

[К] - [К"], схемы звуков и букв, “Звуковая дорожка”, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; карточки букв, таблица цифрового кода, электронный репетитор “Символ-тест” (на каждого ребёнка), презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, тетради.

Ход занятия

Организационный момент

Учащимся предлагается маршрутная карта, в которой цветными стрелками и дорожками обозначен путь движения выполнения заданий. Но прежде чем начать следовать по маршруту, необходимо подготовиться.

Артикуляционная гимнастика

Трубочка

Лопаточка

– иголочка

– качели

Большие качели

– грибок

Характеристика звуков

(артикуляционный профиль на слайде)

уточнить: - почему звуки [Г] - [Г"]

звонкие?

Почему звуки [К] - [К"] глухие?

Почему звуки [Г] - [Г"],

[К] - [К"] согласные?

Чем отличается звук от буквы? (опора на схему)

Какой буквой на письме обозначаются звуки [Г] - [Г"],

[К] - [К"]?

Дифференциация звуков

Игра “Звуковая дорожка” (на слайде)

Логопед указывает на символ, учащиеся называют соответствующий символу звук. Темп постепенно увеличивается.

Закрепление образа букв

(видеофрагмент)

  • В какую сказку мы попали? (Белоснежка и семь гномов)
  • Какой из изучаемых звуков слышится в слове Белоснежка? ([К] – в середине слова), в слове гном?– ([Г] – в начале слова)

    Логопед: Околдована принцесса.

    Но заклятье можно снять,

    Если каждое задание

    Быстро, чётко выполнять.

    Мы по стрелочкам пойдём

    Знания с собой возьмём.

    Выполним задания

    Исчезнет заклинание.

    Ты к колодцу подойди

    И ведёрко в нём найди.

    Выполнишь задание

    Исчезнет заклинание.

    Оставить в карточке только печатные и письменные буквы Г, К. Остальные буквы зачеркнуть.

    Записать под таблицей столько письменных и печатных букв Г, К сколько осталось в карточке.

    Начертить в тетради график слогов

    Под диктовку: ги, ка, гу, ок, аг, ку, окн, аги, укл, згн, вки, гим, ге

    (проверка на слайде)

    Дикие яблоки найдите

    Там задание ищите.

    Коды, цифры и таблицы

    Расшифруйте, запишите.

    Расшифровать слова с помощью цифрового кода

    (проверка на слайде)

    69, 15, 37 _____________________________

    38, 13, 111 _____________________________

    46, 159, 12 _____________________________

    31, 48 _____________________________

    56, 29, 39 _____________________________

    134, 39 _____________________________

    Телега, голуби, качели, руки, дороги, шаги – получившиеся слова

    Назвать слова, в которых слышится твёрдый звук [К]

    Назвать слова, в которых слышится твёрдый звук [Г]

    Назвать слова, в которых слышится мягкий звук [К"]

    Назвать слова, в которых слышится мягкий звук [Г"]

    Звукобуквенный разбор слова

    (проверка на слайде)

    Буквы правильно вставляй

    В символ - тесте проверяй.

    Электронный репетитор “Символ-тест”

    Вставь пропущенные буквы Г или К.

    (ИВН) _ ру_ и, (КЙЯ) _ор _а, (МДА) – лубни _ а, (ЛЗА) _ алит_ а,

    (ЕНД) ля _ уш _ а, (ОПЩ) _ огодо_ , (БИЭ) _ олюч _ и.

    Дифференциация звуков [ Г] - [Г"], [К] - [К"]

    в предложении

    Пальчиковая гимнастика: Здесь стоит какой-то дом.

    Он пустой? Иль кто-то в нём?

    На двери тугой замок,

    Кто его открыть бы смог? (мы)

    Открыли двери, и попали в комнату.

    • Что находится в комнате?
    • Образовать слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

    (к, ик, очк, чик)

    • В комнате находится столик ([К]
    – в конце слова)

    стульчик ([К]- в конце слова)

    диванчик ([К]

    - в конце слова)

    шарики ([К]

    – в середине слова)

    корзиночка ([К] – в начале и в середине слова)

    грибочки ([Г] – в начале и [К"] – в середине слова)

    мячики ([К"] - в середине слова)

    • Записать название предмета, который находится под столиком, слева от столика, над столиком, в корзиночке.
    • Прочитать записанные слова: мячик, стульчик, шарики, грибочки.
    • Выделить в словах изучаемые буквы соответствующим цветом.

    Физминутка

    Кто живёт в домике? (гномы)

    Гномы любят петь и танцевать.

    Кто живёт под потолком? Гном.

    У него есть борода? Да.

    И манишка и жилет? Нет.

    Как встаёт он по утрам? Сам.

    Кто с ним утром кофе пьёт? Кот.

    И давно он там живёт? Год.

    Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь.

    Ну а как его зовут? Скрут.

    Он капризничает, да? Никогда.

    Долгий путь вы все прошли

    Вновь задание нашли

    Текст попробуйте, прочтите

    Белоснежку опишите

    Работа с текстом. Вставить недостающие слова, используя слова для справок

    (на слайде)

    Давным – давно в одном королевстве родилась ____________. Назвали её Белоснежкой, потому что ____________ её была бела, как ____________. Шли годы. Белоснежка росла ______________, доброй девочкой, и все очень любили её.

    У Белоснежки ____________, задумчивое лицо. Добрые, лучистые глаза. У _____________ тёмные волосы. Белоснежка носит простые, старые платья, потому что ___________ заставляет её мыть полы будто служанку. Принцесса очень трудолюбивая: она носит воду из колодца, наводит ___________ в доме гномов.

    Белоснежка любую работу выполняет с ___________.

    Слова для справок: порядок, грустное, глаза, улыбкой, девочки, принцесса, кожа, снег, прекрасной, королева.

    • Какой получился рассказ? – описательный рассказ или повествовательный? (подчеркни правильный вариант)

    Описываются кто? люди, предметы, животные? можно поставить вопросы:

    Какая Белоснежка? Добрая, прекрасная, трудолюбивая,

    Какое лицо у Белоснежки? Белое, как снег.

    Какие глаза? добрые, лучистые.

    Какие волосы? тёмные

    Какая одежда? простая, старые платья.

    Итог урока.

    В какую сказку мы попали?

    Какие звуки выделяли изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте на протяжении всего занятия? Образ каких букв уточняли?

    Какие задания вам наиболее понравилось выполнять?

    При выполнении, каких заданий испытывали затруднения?

    Доброго времени суток, дорогие мои читатели! Рада вновь видеть вас на моем блоге. Сегодня продолжаем рубрику Учим буквы . И следующая буква в алфавите буква «Г».

    Для занятия подберите несколько картинок, с предметами, начинающимися с буквы «Г», можно картинки заменить предметами и игрушками. Для примера я подобрала для вас несколько картинок.

    Ваш ребенок, уже научился определять какой это звук гласный или согласный? Не забывайте это проделывать изучая каждую букву. И напоминайте отличие буквы от звука. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

    И как всегда для изучения буквы размещаю художественное слово и игры , чтобы ваши занятия стали интересны детям используйте их.

    Буква «Г»

    Выгибает шею гусь:

    Никого я не боюсь.

    Веселые стихи

    Г – крючок обыкновенный,Но в труде помощник первый.

    В. Степанов

    Перед нами буква Г

    Стоит подобно кочерге.

    С. Маршак

    Г – громадный кран подъемный,

    Помогает строить нам.

    Без труда он блок бетонный

    Поднимает к облакам.

    В. Степанов

    Не г усь, не г алка буква Г ,

    А цапля на одной ноге.

    И подобно кочерге,Горбит спину буква Г .

    А. Шибаев

    Г схожа с цаплею по виду

    И на одной стоит ноге.

    Я. Козловский

    Букву на плече носил.

    На лугу траву косил.

    Е. Тарлапан

    Г риб растет среди дорожки –

    Г олова на тонкой ножке.

    Г де коса гуляла,

    Г олым поле стало.

    Галка села на забор,Грач завел с ней разговор.* * *Грач качался в гамаке,Гуси – в волнах на реке.Мимо голуби летели

    И на веточку присели.

    Галка, сидя на плетне,Головой кивает мне.* * *Гусь купил себе гармошку,Но дырявую немножко.Хорошо гармошка пела,

    По-гусиному шипела.

    * * *По узкой тропинкеГусиным шажкомГусиное войскоШагает гуськом.* * *

    Глядит не наглядится

    Гусыня на гусят.

    * * *Гром, гром, гром, гром…Где-то рядом, за холмом.Гневно молния сверкает,Гром грохочет, громыхает.Голубь сжался под кустом,

    Гусаки бегут гуськом.

    Наборщик

    Скороговорки

    Перевертыши

    ГОРИ, ПИРОГ.

    ШАРАДЫ

    С буквой Л – в игре в футбол

    Часто слышим слово… (гол).

    С Д уж в слове смысл не тот –

    Мерой стало – просто… (год).

    Игры

    Игра «Кто внимательный?».

    Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли.

    Игра «Доскажи словечко».

    Ежедневно, встав с постели,Поднимаю я… (гантели). * * *Михаил играл в футболИ забил в ворота… (гол). * * *

    Я в любую непогоду

    Уважаю очень воду.

    Я от грязи берегусь –

    Чистоплотный серый… (гусь).

    Говорю я брату: – Ох,

    С неба сыплется горох!

    – Вот чудак, – смеется брат, –

    Твой горох – ведь это… (град).

    На жарком солнышке подсохИ рвется из стручков… (горох). * * *Лодки по реке плывут,Люди веслами… (гребут). * * *

    Всех перелетных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Целый день по пашне вскачь,

    А зовется птица… (грач).

    По весне к нам с юга мчится

    Черная, как ворон, птица.

    Для деревьев наших врач,

    Насекомых ест всех… (грач).

    Игра «Доскажи предложения».

    Вместо точек придумайте слова на букву «г».

    1. Машина стоит в… (гараже).

    2. Гость проживает в… (гостинице).

    3. Брат хорошо играет на… (гитаре).

    4. Виноград рос на… (горе).

    5. Мама купила сочные, сладкие… (груши).

    6. Под березой нашли крепкий… (гриб).

    8. На дереве сидел черный… (грач).

    9. Гриша любит забивать… (гвозди, голы).

    Игра «Занимательные модели».

    Образуйте не менее пяти слов по этой модели: г – – .

    О т в е т: год, гол, газ, гам, гул.

    Игра «Найди лишнее слово».

    1. Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.

    2. Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

    О т в е т: 1. Волк . 2. Клад , так как в них нет буквы «г».

    Игра «Лесенка» .

    Игра «Наборщик» .

    Г, г является 4-й буквой во всех славянских алфавитах и в многих других кириллических (называется: гэ). В церковнославянской азбуке именуется «глаголь», в старославянской — «глаголи», что значит «говори». В кириллице пишется и по числовому значению соответствует трем, в глаголице пишется как и соответствует числу 4.

    Кириллическая форма произошла от гамма (Γ) — заглавной буквы греческого алфавита, глаголическая же берет начало либо от греческого скорописного начертания строчной гаммы, либо от подобной буквы семитской письменности.

    Курсивное и рукописное начертание строчной Г очень отличны от печатного. Также они отличны в русском письме (как отражённая зеркально s) и в сербском (как надчёркнутая i без точки).
    Заглавная Г, повернутая на 180º, не отличается от латинской L.

    Произношение и применение в русском языке

    Как звонкий звук [г] (произносится с голосовым тоном, которому требуется дрожание в голосовых связках, передаваемое воздушным столбом, заключённым в надставной трубе и в гортани); звук заднеязычный, мгновенный (так. наз. — «гортанный»), взрывной (от шума прорывающегося мгновенно воздуха, идущего сквозь плотный створ, который создают задняя часть языка и мягкое небо), так, как в слове горн, например (подобно лат. или нем. g).

    Как мягкий, взрывной звук [г`] перед гласными и и е (крайне редко сочетается с иными смягчающими гласными, а также с ь и встречается лишь в заимствованных словах: Алигьери, Гюльчатай, Гёдель, Гянджа).

    Как звонкий заднеязычный длительный спирант (создается шумом воздуха, который трется о стенки очень узкого сужения в виде щели между мягким небом и задней частью языка), например: Господь, Бóга, благо, иногда, тогда, где он соответствует звонкому фрикативному [ɦ], сходному с немецким или латинским [h]. Указанные выше слова можно и как обычно произносить — [g].

    Тот же самый звук в мягкой альтернативе: о Боге, благие (допустимы, как и выше, произношения [ɦ] и [g]).
    Норма литературного произношения — [g].

    В таких окончаниях, как -его, -ого в местоимениях и прилагательных всегда г произносится как [в].
    «Г» перед глухой согласной и на конце слова означает глухие заднеязычные звуки (произносящиеся без голосового тона, т. е. без применения голосовых связок):

    . [к] взрывной (Буг на слух абсолютно идентично с бук) и

    . [х] спирант (Бог выговаривается: [Бох]).
    (На практике возможное теоретически оглушенное мягкое произношение буквы г, очевидно, не имеет места; напр., нет слов с окончанием -гь.)

    Из-за такого многообразного значения знак г в графике русских природных слов применяется в транскрипции слов иностранных и для обозначения латинско-французско-немецкого g (gu), наподобие Гёте = Göthe, и для латинско-немецкого h, наподобие Гейне = Heine, и для густого придыхания в греческом (spiritus asper), наподобие Гелиос (ήλιος) и т. п.

    Надо сказать, что при письме г почти не комбинируется с ы (кроме нескольких заимствований, таких как Кыргызстан, звукоподражаний, таких как гыкать, и просторечной формы, наподобие Олегыч), а также с э — тоже только в звукоподражаниях (гэкать), заимствованиях (гэг, гэльский, Гэндальф) и аббревиатурах (гэкачепист, Днепрогэс). При этом часто написание и произношение колеблется: гебист /гэбист, Гери/Гэри.

    Применение

    Строчной г сокращённо обозначают грамм — единицу измерения массы.

    В указании дат: г. — сокр. от «год».
    В украинском алфавите является 4-й буквой и обозначает гортанный звук "Г".

    Цели и задачи :

    1. Учить выделять и различать согласные звуки Г-К из слогов, слов, словосочетаний, предложений; соотносить звуки с буквами, формировать навыки звуко-буквенного анализа.
    2. Развивать зрительное внимание и восприятие, пространственно-временные отношения, обогащать словарь по теме «Птицы», повторить правописание парных согласных на конце слова.
    3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

    Оборудование:

    • зеркала, звуковые линейки, предметные картинки, индивидуальные карточки с парными согласными, ТСО, буквы Г-К.

    Ход занятия

    I. Вводная часть.

    1. Орг.момент.

    Логопед: Сядет тот ученик, кто назовёт гласные звуки в своём имени..

    2. Развитие общей, артикуляционной моторики.

    Артикуляционная гимнастика:

    Для губ- Улыбка

    Трубочка

    Покусать нижнюю губу

    Покусать верхнюю губу

    Для языка- Покусать язык зубами

    Расслабить язычок.

    Реснички опускаются,
    Глазки закрываются.
    Раз, два, три, четыре, пять-
    Смотрим глазками опять.

    3. Повторение знаний о парных звонких-глухих согласных.

    Какие звуки учились различать на прошлых занятиях?

    Чем они похожи? (по артикуляции)

    Вспомните, какие пары мы уже изучили. На индивидуальных карточках соедините парные согласные прерывистой линией.

    Взаимопроверка.

    4.​ Знакомство с темой занятия через выделение первых звуков в словах- отгадках.

    Какое время года наступило? (весна)

    Какие признаки весны вы знаете? (птицы возвращаются с тёплых стран)

    Отгадайте загадку:

    Чёрный, проворный,
    Кричит «грак».
    Червякам враг.
    (грач)

    Грач-это перелётная птица. Прилетают самые первые. Ещё кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнёзда вить. Вьют гнёзда грачи на вершине высокого дерева.

    Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)

    Отгадайте загадку:

    Кто там прыгает, шуршит.
    Клювом шишки потрошит.
    Голоском речистым, чистым -
    Клё, клё, клё — поёт со свистом.

    Определите по первым звукам наших отгадок с какой парой звонких- глухих согласных мы сегодня будем работать на занятии. (Парные звонкие – глухие согласные Г-К)

    Характеристика звуков, тактильный контроль, опора на компьютерную программу «Живой звук».

    II. Основная часть.

    1.​ Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах.

    Работа с сигнальными карточками () или в ладоши хлопать на звуки К-Г.

    Ка, го, гы, ку, гор и т.д.

    Работа со звуковыми линейками: определить место звука в слове:

    Кот, гусь, крапива, бумага, главный, пуговицы, марка, попугай, рука.

    2.Соотнесение звуков Г-Г, К-К с буквами Г-К и символами для их обозначения.

    Г- гэ узнаешь без труда,
    очень горбится она.
    К- На прямую палочку
    справа села галочка.
    там поныне и сидит -
    Буквой КА на нас глядит.

    3. Работа со словами, отличающимися буквами Г-К.

    Вставьте в слова буквы Г-К, уточните смысл слов:

    Вставьте пропущенные слоги ГА или КА в слова:

    Доро- , раду- , вил- , но- , ро- , вет- .

    Дописать недостающее слово: (на индивид. карточках)

    Весь чердак уже …,
    Бьются голуби … . (в окне, в огне)

    ФИЗМИНУТКА:

    Аист, аист длинноногий,
    Покажи домой дорогу.
    - Топай правою ногой,
    Топай левою ногой,
    Снова правою ногой,
    Снова левою ногой,
    После правою ногой,
    После левою ногой,
    Вот тогда придёшь домой.

    Мы сегодня загадки отгадывали про птиц. Помогите мне разобрать картинки с перелётными и зимующими птицами: гусь. иволга, скворец. утка, жаворонок, воробей, синица. сорока, ворона. (у каждого на столе картинки, ученики на доске распределяют на две группы).

    Выписать в тетрадь только названия птиц с буквами Г-К.

    Как назвать одним словом эти птицы? (дикие)

    Подчеркнуть буквы. В какой позиции стоят звуки и буквы. (в сильной, можно проверить по работе голосовых связок).

    4. Повторение правописания парных согласных на конце слова

    В каком слове позиция слабая? (на конце слова- индюк, есть выбор написания).

    Вспомните правило: звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.

    ИНДЮК/ Г- ИНДЮКИ- ИНДЮК

    СНЕК/ Г- НЕТ СНЕГА — СНЕГ

    (флаг, шаг, фартук)

    7. Звуковой анализ на уровне предложения.

    Составить предложение с любым из слов-названий птиц..

    В ЛЕСУ ГРОМКО ПОЁТ КЛЁСТ.

    ВЕСНОЙ ПРИЛЕТАЮТ ГРАЧИ. (дифференцированные задания)

    Повторение схемы предложения: ____ ____ ____ .

    III. Итог занятия.

    Оценка работы учеников:

    Какое у вас сейчас настроение? Обозначьте его, нарисовав личики. Какие они у вас получились? (рефлексия)

    Москвитина М.А.,
    учитель-логопед