ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение - это слово или группа слов, которые связаны по смыслу, от одного слова к другому можно поставить вопрос. Предложение выражает законченную мысль.
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.
По цели высказывания предложения бывают : повествовательные, вопросительные. побудительные.
Повествовательное предложение - это предложение, в котором о чём-то сообщают (повествуют).
Вопросительное предложение - это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Побудительное предложение - это предложение, в котором побуждают к действию, советуют или просят что-то сделать.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Восклицательное предложение - это предложение, которое произносится с сильным чувством. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).
Невосклицательное предложение - это предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. В конце невосклицательного предложения ставится точка (.) или вопросительный знак (?).
В предложении есть главные и второстепенные члены.
Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.
Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называет то, что совершает предмет. Сказуемое отвечает на один из вопросов: что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделает? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Члены предложения
Главные |
|
Примеры | Информация |
Подлежащее
- главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое - либо состояние, обладает определённым признаком.
Отвечает на вопросы: Кто? Что? |
|
Сказуемое
- главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Отвечает на вопросы: |
|
Подлежащее и сказуемое - основа предложения. | |
Примеры | Информация |
Дополнение
- второстепенный член предложения, который обозначает предмет.
Отвечает на вопросы косвенных падежей. |
|
Определение
- второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы: |
|
Обстоятельство
- второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.
Отвечает на вопросы: |
Предложения
1. Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль. 3. Виды предложений по количеству грамматических основ Простые - одна основа, сложные - две или более грамматических основ. 4. Виды предложений по цели высказывания Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию). 5. Виды предложений по интонации Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное. 6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы). 7. Виды предложений по усложненности Могут быть осложнены обращениями, однородными членами Синтаксический разбор предложения
Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное ).
2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное ).
3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные ).
5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.
6. Отметить наличие однородных членов или обращения.
Предложение 1 (рис. 1).
Рис. 1. Предложение 1
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и ), и первая, и вторая части - нераспространенные (рис. 2).
Рис. 2. Разбор предложения 1
Предложение 2 (рис. 3).
Рис. 3. Предложение 2
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).
Рис. 4. Разбор предложения 2
Выполните синтаксический разбор предложения (рис. 5).
Рис. 5. Предложение
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.
Рис. 6. Разбор предложения
Список литературы
1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. - М.: 2012 Часть 1 - 182 с., Часть 2 - 167 с., Часть 3 - 63 с.
2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 - 192 с.; Часть 2 - 176 с.
3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: 2012 - 318 с.
4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. - М.: Просвещение, 2014. - Часть 1 - 127 с., Часть 2 - 160 с.
1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()
Домашнее задание
1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?
2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?
3. Подчеркните грамматические основы в предложении:
Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
1. Определить тип предложения по цели высказывания
(повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске
(восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения
и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное
(определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное
(указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное
(указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены
(сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
6. Составить схему
предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
1) Мой костер в тумане светит
(А. К. Толстой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа — костер светит
мой
, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане
, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в
.
Схема предложения . В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады
(Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа — сады пахнут
. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые
, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января
, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в
, и обстоятельство образа действия хорошо
, выраженное наречием.
Схема предложения [ , ]. В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.
Простое предложение разбирается по следующей схеме:
Подчеркнуть члены предложения.
Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС.
Сделать описательный разбор по следующей схеме:
По цели высказывания:
— повествовательное,
— вопросительное,
— побудительное.
По интонации:
— невосклицательное,
— восклицательное.
По количеству грамматических основ — простое,
По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное.
2) односоставное. С главным членом
а) подлежащим — назывное;
б) сказуемым:
— определенно-личное,
— неопределенно-личное,
— обобщенно-личное,
— безличное.
По наличию второстепенных членов:
— распространенное,
— нераспространенное.
По наличию пропущенных членов:
— полное,
— неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).
По наличию осложняющих членов:
1) неосложненное,
2) осложненное:
— однородными членами предложения;
— обособленными членами предложения;
— вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
— прямой речью;
— обращением.
Приведем образец разбора простого предложения.
Швейцар , вышедший в этот момент из дверей ресторанной вешалки во двор покурить , затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной целью преградить ему доступ в ресторан , но почему-то не сделал этого и остановился , глуповато улыбаясь (М. А. Булгаков).
Одной из базовых форм синтаксического анализа является выполнение разбора предложения по членам предложения. Это позволяет отслеживать характер связей между разными ЧЛ предложения, определять специфику интонации, а также находить используемые в предложении словосочетания. Несмотря на то, что подобному разбору обучают ещё со школы, многие люди при выполнении подобного анализа сталкиваются с рядом трудностей, и обращаются за помощью к возможностям сети. Ниже я рассмотрю схему подобного анализа ЧЛ предложения, приведу особенности его ключевых шагов, а также расскажу, есть ли онлайн ресурсы, способные помочь нам в выполнении разборов данного типа.
Имеет важное значения для формирования и тренировки у людей орфографической грамотности, оттачивания необходимых орфографических навыков.
Особенно это важно при сегодняшней образовательной конъюнктуре, когда:
При регулярном разборе предложения по членам вы осуществляете сразу несколько базовых задач:
Согласно имеющейся методологии синтаксический разбор предложения возможен в трёх основных формах:
При этом обычно разбираются предложения, в которых их формальная структура не входит в противоречие с коммуникативной и семантической структурой.
Осуществление указанного разбора предполагает следование методологическому шаблону, состоящему в следующем:
Если это предложение простое, тогда определяем его дальнейшую типологию:
Если это предложение сложное, тогда:
При выполнении данного вида разбора необходимо помнить, что:
В Рунете практически не представлены сетевые ресурсы, позволяющие выполнить синтаксический разбор предложения онлайн. В первую очередь это связано со сложностью разработки таких инструментов. К примеру, одно и то же слово в предложении может иметь различную семантическую нагрузку. При этом в англоязычном сегменте существует ряд таких сервисов, позволяющих выполнять разбор англоязычных предложений по членам предложения в режиме онлайн.
В частности, хотел бы обратить внимание читателя на ресурсы:
Давайте теперь на практике разберем несколько предложений по ЧЛ.
«Над одуванчиками порхали белые, жёлтые и голубые бабочки.»
Данное предложение:
По частям речи оно выглядит примерно так:
«Дети рядили новогоднюю ёлку, жена готовила праздничный ужин, мама ей помогала.»
Это предложение:
По частям речи выглядит следующим образом:
«Наступили праздники.»
Это простое повествовательного характера предложение, также оно нераспространённое и невосклицательное.
Имеющийся в сети онлайн ресурсы не дают полноценной возможности разобрать предложения по ЧЛ. Потому рекомендуется воспользоваться приведённой в статье методологией, и оттачивать собственные знания, умения и навыки в проведении синтаксического анализа нужных вам предложений.
Синтаксис – наиболее сложный раздел современного русского языка. В школе синтаксический разбор предложения практически всегда вызывает серьёзные затруднения, так как при анализе необходимо использовать полученные ранее знания комплексно: уметь различать части речи, обращаться к сведениям из лексики, отлично ориентироваться в смысловой нагрузке и функциях разных членов предложения, правильно указывать простые предложения в составе сложного и определять их роль.
Чтобы правильно сделать синтаксический разбор предложения, нужно освоить большой объём теории, уметь точно использовать термины, получить практический навык. Практика играет особенно большую роль, поэтому желательно регулярно тренироваться, анализируя предложения разного уровня сложности.
К синтаксическому разбору предъявляются строгие требования: его можно делать только по чёткой схеме, не отступая от заданного алгоритма. Зачастую нужно также начертить графическую схему предложения, отразив в ней уровни членения, зависимость простых предложений друг от друга. Также члены предложения графически выделяются разными знаками прямо в тексте (несколькими типами подстрочных линий).
Общая схема синтаксического разбора предложения
Существует общая схема, по которой осуществляется синтаксический разбор предложения. Она варьируется в зависимости от конкретных требований, но основная база остаётся прежней.
Способы выражения членов предложения
Знание способов выражения членов предложения поможет сделать синтаксический разбор предложенияправильно, не путая его части. Нередко ученики школ с трудом определяют даже главные члены предложения, поскольку существует ряд сложностей, а общепринятые стереотипы мешают верно найти основу и точно проанализировать второстепенные члены.
Необходимо помнить, что разные части речи обладают практически неограниченными возможностями и могут быть почти любыми членами предложения, за редким исключением. Зачастую школьники привыкают, что подлежащее – это существительное, а сказуемое – глагол. Не увидев подходящих частей речи в предложении, они оказываются в затруднительном положении и не знают, как разобрать его по составу. На самом деле нельзя заключать анализ в подобные рамки.
Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа и выражается разными частями речи: существительными, местоимениями, числительными. Также подлежащее может быть выражено:
Чтобы отличать разные типы сказуемых, важно вспомнить о лексическом и грамматическом значении слов. Лексическое значение отражает смысл слова, а грамматическое содержит грамматические категории (например, наклонение, время, число и род глагола). Типы сказуемых:
Обстоятельство отвечает на общий вопрос как? Выражается наречиями, существительными. Обстоятельства делятся на разряды:
Типы придаточных предложений
Анализируя сложноподчинённое предложение, важно правильно определить тип придаточного предложения. Оно может быть обстоятельственным, изъяснительным и определительным.