Учимся легко

Учимся легко

» » Сделаны окружающие нас предметы. Конспект урока на тему "Из чего состоят все предметы?"

Сделаны окружающие нас предметы. Конспект урока на тему "Из чего состоят все предметы?"

Тема «Из чего что сделано».

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить ; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: у знают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные светофоры, цветные карандаши (фломастеры), клей,

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

Посмотрите друг на друга. Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения на весь учебный день. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы вы были внимательными, активными, находчивыми. а главное трудолюбивыми.

Пусть девизом урока станут слова

«Знаешь сам-расскажи другому!»

Ребята, чтобы приступить к работе, давайте спланируем свои действия. В начале урока мы всегда что делаем? повторить

На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, значит

Знания не будут прочными, поэтому надо их… закрепить

А также обязательно любую работу надо… проверить и оценить

Ну, а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у вас все получится.

2. Проверка домашнего задания.

Какой раздел мы с вами изучаем? (Жизнь города и села)

( ( Промышленность, торговля, транспорт, строительство, сельское хозяйство)

А)Индивидуальные задания по карточкам. (4 детей получают задания)

- Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно -неверно”.

Поиграем в игру “Верно -неверно” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Может ли современная экономика работать без денег? (нет)

В) Мини- проект «Как появились деньги?»

Г) Рассказ Лентицкой Е. о профессии родителей.

К какой отрасли экономики относится эта профессия?

Какие отрасли экономики есть в нашем район? (Сельское хозяйство, транспорт, торговля.)

Можем ли мы сказать. Какая профессия самая главная?

Молодцы, что так много узнали об экономике.

3. Самоопределение к деятельности

Ребята на урок я принесла вот эти предметы.

Какой вопрос возникает у вас при виде этих предметов? (Из чего они сделаны?)

Значит тема нашего урока «Из чего что сделано?»

Прочитайте тему урока в учебнике.с.108.

Какие учебные задачи поставим перед собой?

Используйте для этого фразу: «Я думаю,что…

Прочитаем в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.

4. Совместное открытие знаний.Изучение нового материала.

Что показалось трудным и непонятным? (Производственные цепочки)

Производственная цепочка - порядок изготовления предмета.(Доска )

Из каких материалов сделаны эти предметы? (Глина, металл, шерсть. дерево)

Ребята, что общего у этих предметов? (Сделаны руками человека)

С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.

В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы.

Задание на с.108 из учебника (Взаимопроверка)

Работа в группах. Задание с.109.

Из глины- 1 группа

Из шерсти -2 группа

Из металла- 4 группа

Из дерева-3 группа

Класс знакомится с производством изделий по плану и оформляет плакат:

1.Изучить информацию в учебнике.

2.Рассмотреть рисунки.

3.Порядок изготовления предметов.

4.Изобразить производственную цепочку с помощь моделей.

5.Подготовить плакат.

Работайте дружно-будет успешным результат.

5. ФИЗМИНУТКА.

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет второй класс

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

6. Выступление групп.

Группы провели небольшие исследования и сейчас расскажут, как изготавливают предметы. Перед выступлением дети загадывают загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.(Глина)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу. (Дерево)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Овца, баран)

Иду в воду красен, а выйду чёрен.(Металл)

План выступления.

    Название предмета.

    Для чего нужен?

    Из чего сделан

    Как сделан?

7.Первичное закрепление.

Вопросы в рамке учебника с.111.

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу.

(работа в парах)

Рабочая тетрадь с.79-71

Задание1.

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Задание2.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка

«3» -2 ошибки. ( Проверить работу на мультимедиа )

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

9.Включение в систему знаний.

Человеку нужны разные вещи.

Где но берёт материал для их изготовления? (В природе)

На что должены обращать внимание люди. Добывая в природе различные материалы?

Прочитайте в учебнике на с.111 (выделено жирным шрифтом)

О каких производственных цепочках узнали?

Задание 3. Рабочая тетрадь с.71 №3.

1, 2 цепочки для слабых

Для сильных (Придумать исходный материал)

8. Итог урока.

Проверьте, насколько внимательны вы были на урок.

Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берёт материал для их изготовления? (В природе .)

Для изготовления шапки и шарфа нужна- (шерсть )

Бумагу делают из (дерева )

Для изготовления керамической посуды нужна (глина )

Кастрюли, ложки делают из (металла )

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья)

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, может превратится в овраг на поверхности земли. Вырубленный лес - это уничтоженнный дом многих растений и животных. Природные богатства не вечны, их нужно беречь.

К чему может привести неразумное, расточительное использование природных богатств? (Не будет леса, не будет животных и растений, не будет человека. Наша планета станет безжизненной пустыней.)

Нам надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

Мы совершили путешествие в Страну Мастеров.

На какой вопрос отвечали на уроке? (Из чего что сделано?) – Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи, книги?

А как вы думаете, сегодня на уроке мы узнали обо все природных материалах, из которых можно сделать предметы одежды и посуды? (НЕТ)

Какие предметы в классе сделаны из природного материала?

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вашим домашним заданием будет :

Узнать, какие ещё есть природные материалы и что из них делается? На следующем уроке расскажете об этом своим одноклассникам.(По желанию)
-Выяснить, какие материалы использованы для изготовления вашей игрушки.

Рабочая тетрадь с.71 №4. Для сильных

10.Рефлексия

    Я знаю, что …

    Я научился …

    Я удовлетворён…

Придумайте свое название. - В науке есть название этому поня­тию. Это - вещества . - Как вы думаете, что мы будем иссле­довать на нашем уроке? - Что мы должны узнать о ве­ществах? Какие вопросы у вас возни­кают? - Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.

Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2 класса.

Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.

Проведем исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет. Задание: Проведи наблюдение за предме­том: 1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет? 2. Какого оно цвета? 3. Опиши его поверхность. 4. Имеет ли это вещество запах? 5. Положи предмет в воду и выясни, он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет. 6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздем? 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый пред­мет со свойствами известных тебе веществ. Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?

Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества. а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества. б) Мяч, расческа, ручка состоят из одного и того же вещества. в) Молоко, кефир, творог. г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.

Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить?

Да, есть металл, древесина, пластмасса.

Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу? 1) Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка. 2) Молоко, чай, чернила, сок, вода. 3) Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника. - Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? - Что же их объединяет в этом случае? - Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблю­дения за веществами? - Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твердых и газообразных веществ по плану. 1. Имеет ли вещество постоянную форму? 2. Какое оно на ощупь? (Группам предлагаю взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик)

Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? - Хорошо, продолжаем наблюдение. Попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение. - Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее. Вода, лед, снег, пар из чайника.

Разбейте эти предметы на группы (Т - твердые, Ж - жидкие, Г - газо­образные). - Как сформулировать наше наблю­дение.

Первые бывают твердыми, вторые - жидкими, третьи ­газы (газообразными).

Все жидкости, твердые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.

Почему же вода стала твердой или газообразной? - Какой можно сделать вывод?

Основные выводы: 1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ. 2. Каждое вещество может быть и твердым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе. 3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое. - На все ли поставленные вопросы мы ответили? - Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

Тема «Из чего состоят все предметы»

Методическая справка. На этом уроке ребята знакомятся с новым термином «вещество» и с тем, что любое вещество встречается в природе в трех состояниях, а это новое правило или закономерность (алгоритм). Поскольку детям не­возможно продемонстрировать, как любое вещество переходит из одно­го состояния в другое, ограничиваются одним-двумя примерами. Про­блему, чтобы она была более острой, организовываю как столкновение нескольких мнений. В представленном уроке ис­пользуется для постановки второй проблемы подводящий диалог.

Цели урока: l-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира. 1) Научить правильно употреблять понятие «вещество», разли­чать предмет и вещество, из которого он состоит. 2) Научить различать твердые тела, жидкости и газы. 3) Научить превращать вещество из одного состояния в другое. 2-я линия развития - "формирование оценочного отношения к миру. 4) Научить оценивать свое поведение с точки зрения безопас­ного использования различных веществ. Минимум: к концу второго класса учащиеся должны иметь элементарные представления о трех состояниях веществ. Минимакс: к концу урока ученики должны понимать смысл терминов: вещество, твердое тело, жидкость, газ. Максимум: дети имеют возможность познакомиться с названи­ями разных веществ. Оборудование: наборы предметов (линейка (дерев.), ложка, расческа, молоко; пенал (дерев.), ножницы, ручка (пластмассо­вая, непрозрачная), кефир; мяч (пластмассовый), кнопка, ка­рандаш, творог). Плакат «Из чего состоят все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Актуализация знаний и постановка проблемы

Назовите предметы одним словом: 1) стол, табуретка, шкаф, комод; 2) стакан, банка, графин, тарелка; 3) ложки, чайник, нож, кастрюля. - Что объединяет эти три групп предметов? - Из чего человек делает вещи? - Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы?

Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. - Откуда же человек взял материалы для изготовления пере численных вещей? - Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений?

Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы? - Назовите несколько вам известных природных материалов. - А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на нее? - Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? - Значит, все, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом? - Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? - Что нужно сделать? - Какие вопросы у вас возникают?

При необходимости проводится обсуждение вопросов для актуализации знаний.

Мебель. - Емкости (для жидкости). - Посуда. - Это предметы, которые еде ланы человеком, или вещи. - Из разных материалов. - Предметы первой группы деревянные, второй - стеклянные третьей - металлические.

Это природные материалы. - Все вещи из чего-то сделаны.

Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы. - Конечно, можно. - Камень (горы), вода (реки и озера). - Да, все живое тоже из чего ­то состоит. - Да, это можно назвать понятием. - Да. - Нет, мы не знаем такого слова. - Нужно придумать название. ТЕМА. Из чего состоят все вещи. Из чего состоят живые существа и неживая природа. Как называется то, из чего состоят все предметы.

2. Совместное «открытие» знаний (работа в группах)

Придумайте свое название. - В науке есть название этому поня­тию. Это - вещества. - Как вы думаете, что мы будем иссле­довать на нашем уроке? - Что мы должны узнать о ве­ществах? Какие вопросы у вас возни­кают? - Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.

Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2 класса.

Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.

Проведем исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет. Задание: Проведи наблюдение за предме­том: 1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет? 2. Какого оно цвета? 3. Опиши его поверхность. 4. Имеет ли это вещество запах? 5. Положи предмет в воду и выясни, он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет. 6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздем? 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый пред­мет со свойствами известных тебе веществ. Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?

Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества. а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества. б) Мяч, расческа, ручка состоят из одного и того же вещества. в) Молоко, кефир, творог. г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.

Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить?

Да, есть металл, древесина, пластмасса.

Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу? 1) Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка. 2) Молоко, чай, чернила, сок, вода. 3) Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника. - Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? - Что же их объединяет в этом случае? - Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблю­дения за веществами? - Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твердых и газообразных веществ по плану. 1. Имеет ли вещество постоянную форму? 2. Какое оно на ощупь? (Группам предлагаю взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик)

Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? - Хорошо, продолжаем наблюдение. Попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение. - Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее. Вода, лед, снег, пар из чайника.

Разбейте эти предметы на группы (Т - твердые, Ж - жидкие, Г - газо­образные). - Как сформулировать наше наблю­дение.

Первые бывают твердыми, вторые - жидкими, третьи ­газы (газообразными).

Все жидкости, твердые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.

Почему же вода стала твердой или газообразной? - Какой можно сделать вывод?

Основные выводы: 1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ. 2. Каждое вещество может быть и твердым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе. 3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое. - На все ли поставленные вопросы мы ответили? - Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

Дети предлагают варианты.

Мы думаем, что будем гово­рить о веществах и наблюдать за ними.

Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

1-2 ученика работают у доски, остальные помогают.

*Группы готовят все необ­ходимое для исследования. Каждой из них выдается набор предметов, от 3 до 5, в зависи­мости от скорости работы группы.

Например: l-я группа получает предметы: линейку (дерев.), ложку, расческу, молоко. 2-я группа получает предметы: пенал (дерев), ножницы, ручку (пластмассовую непрозрачную), кефир. 3 -я группа получает предметы: мяч (пластмассовый), кнопку, карандаш, творог. Дети наблюдают, используя план исследования. Далее обме­ниваются результатами.

Это вещество называется древесина . - Это вещество называется пластмасса. - Состоят из молока. - Они состоят из металла.

Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?

– Нет, все они состоят из разных веществ. Тверды е вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде. Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке - они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые. Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, зани­мают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равно­мерно распределиться внутри. Они очень легкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя. - Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твердыми, либо жидкими, либо газообразными. - Все это состоит из воды. - Т- лед, снег; Ж - вода; Г­па р из чайника.

1. Возможно, каждое вещество Может быть и твердым, и жид­ким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состоянии в природе.

Когда тепло - вода жидкая, зимой холодно - вода твердая, плита очень горячая - вода превратилась в пар. 2. Возможно, при охлаждении и нагревании вещества перехо­дят из одного состояния в другое.

На все вопросы получены ответы.

3. Самостоятельное применение знаний

Откройте учебники с. 14-15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах. Игра «Назови, из чего состоит пред­мет». К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества, из которых он состоит.

После обсуждения каждая группа представляет свой ответ.

4. Итог работы

Что нового узнали? Дети отвечают на вопросы. - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты?

Дети отвечают на вопросы


Игнатьева Светлана Анатольевна