Учимся легко

Учимся легко

» » Составить 8 сложноподчиненных предложений. СПП с несколькими придаточными: примеры

Составить 8 сложноподчиненных предложений. СПП с несколькими придаточными: примеры

Понятия главного и придаточного предложения были введены в русскую синтаксическую науку в начале XIX столетия Н. И. Гречем. Он же подразделил придаточные предложения на предложения-существительные, предложения-прилагательные и предложения-обстоятельства (в последнем случае последовательней было бы сказать «предложения-наречия»).

Например, что дом его сгорел - придаточное-существительное, которого вы знаете - придаточное-прилагательное, когда возвратились из города - придаточное-обстоятельство (или, если быть последовательным, наречие).

Итак, в основе классификации Н. И. Греча лежит хотя и не вполне выдержанная, но достаточно ясная идея о параллелизме между придаточными предложениями и частями речи. Такой параллелизм действительно существует, и иметь его в виду необходимо.

На ином основании строится классификация Ф. И. Буслаева, разработанная в середине XIX столетия. В ней последовательно проведена идея о параллелизме между придаточными предложениями и членами простого предложения. Ф. И. Буслаев выделяет придаточные подлежащные (Кто вспыльчив, тот не зол), дополнительные (Говори, что полезно), определительные (Интересно беседовать с человеком, который многое испытал), обстоятельственные (Иди, куда должно). В свою очередь, обстоятельственные делятся на придаточные места, времени, образа действия, меры и счёта, причины, условные, уступительные и сравнительные. Ф. И. Буслаев не выделяет придаточного сказуемостного, т. к. преувеличивает организующую роль сказуемого и считает, что оно не может быть выражено придаточным предложением1 . (Этот тип выделил в начале XX столетия Д. Н. Овсянико- Куликовский. Пример сложноподчинённого предложения с придаточным сказуемостным: Я тот, кого никто не любит.)

Несомненно, что и параллелизм придаточных с членами предложения - это также реальный факт.

Грамматистам следующих поколений оставалось преодолеть частные упущения этих двух подходов и увязать их, как были увязаны теория частей речи и теория членов предложения. Однако развитие теории сложноподчинённого предложения пошло иным путём, путаным и полным разного рода неувязок. Обе теории стали подвергаться критике, зачастую необоснованной. Так, оба подхода оценивались как сводящие классификацию сложноподчинённых предложений к классификации придаточных. И если относительно подхода Н. И. Греча это было справедливо, то Ф. И. Буслаева в этом обвиняли напрасно: ведь он классифицировал в сущности не сами придаточные, а занимаемые ими позиции, вопрос же о наличии той или иной позиции того или иного члена предложения решается лишь в рамках предложения в целом, а не его придаточного звена. Скорее у Ф. И. Буслаева преувеличена как раз роль главного предложения, наличия в нем «свободного места» для того или иного члена, замещаемого придаточным. Но база для подхода к сложноподчинённому предложению как к целостному явлению в буслаевской концепции всё-таки есть.

Более обоснованным является упрёк этой теории в том, что не все типы придаточных укладываются в принятую схему. И если обстоятельства условия или уступки, не выделявшиеся в старых синтаксических работах, впоследствии были выделены, то так называемые относительные придаточные, которые относятся к главному в целом, явно нарушают определяющий принцип данной классификации.

Примеры таких предложений: Неисправная машина вышла в рейс, что и стало причиной катастрофы. Как уже говорилось ранее, не все мухоморы ядовиты. Из двадцати участников концерта вовремя прибыли только семеро, отчего начало представления сильно задержалось. Но и этот недостаток рассматриваемой классификации, как мы увидим далее, оказывается мнимым.

Тем не менее на протяжении всего XX столетия в русском синтаксисе предпринимаются попытки построить классификацию сложноподчинённых предложений на каких-то иных основаниях.

В так называемой формальной грамматике, господствовавшей у нас в 20 - 30-е годы, была предпринята попытка сгруппировать придаточные предложения по тем союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединялись к главным предложениям. Фактически это был возврат к идее HL И. Греча, но возврат неосознанный и ослож ненный эклектическим соединением с «логико-грамматическим» (бус- лаевским) подходом. Выделялись, например, придаточные с союзом что, но вместо того, чтобы попытаться найти в этих предложениях какую-то общую грамматическую семантику, их делили на предложения изъяснительные (представляющие собой объединение подлежащных и дополнительных), образа действия, сравнительные, а затем эти же типы обнаруживали в придаточных с другими союзами или союзными словами и т. д.

Однако самой путаной и непоследовательной оказалась так называемая структурно-семантическая классификация сложноподчинённых предложений, которая появилась во второй половине 50-х годов и к концу 60-х была внедрена в большинство учебников синтаксиса, включая и школьные.

Положительной чертой этой классификации является стремление подойти к сложноподчинённому предложению как к целостной структуре. Но и это стремление реализовано крайне неудачно. Сложноподчинённые предложения делятся на одночленные и двучленные, или, в более поздней терминологии, на предложения нерасчленённой и расчленённой структуры. Не говоря уж о неудачности терминов (выражение «нерасчленённая структура» применительно к сложному предложению звучит странно), сама суть этих понятий оказалась очень зыбкой и не достигла той цели, с которой они вводились. Предложениями расчленённой структуры были объявлены сложноподчинённые с обстоятельственными придаточными без соотносительных слов в главной части. Без какой-либо аргументации объявлялось, что они относятся не к глаголу, а ко всей главной части в целом. Правда, некоторые факты столь явно этому противоречат, что авторы новой схемы вынуждены делать оговорки. Например, В. А. Белошапкова признаёт, что в предложении Я хочу, если у меня будет свободное время, сегодня же прочесть эту книгу придаточное относится к глаголу прочесть. 2 Ср. ещё такую конструкцию: Играть, как мы играем сейчас, я тогда не умел, как не умел этого и мой брат. Здесь два придаточных образа действия, и если принять, что оба относятся к главной части в целом, то они должны быть признаны однородными. Ясно, однако, что однородности здесь нет, поскольку первое относится к глаголу играть, а второе - к глаголу неумел. Видимо, под давлением подобных фактов в академической «Русской грамматике» констатируется даже, что «разграничение двух групп предложений по признаку присловности или неприсловн ости придаточной части или, что то же самое, по признаку нерасчленённости или расчленённости их структуры не является абсолютным: при определённых условиях это разграничение может быть ослаблено ми вообще теряет свою значимость»1®. При всём том и в этой книге оно поставлено во главу угла.

Между тем, придавая такое значение «присловности», то есть наличию соотносительного слова, авторы новой схемы повторили ошибку Ф. И. Буслаева - преувеличили роль структуры главного предложения. Разумеется, надо различать случаи, когда придаточная часть занимает позицию того или иного члена главной, и случаи, когда она раскрывает содержание того или иного семантически неполноценного слова, занимающего такую позицию, но вряд ли на этом основании можно относить к разным типам придаточные в таких, например конструкциях, как Я иду, куда меня послали и Я иду туда, куда меня послали. (Тем более что авторы структурно-семантической схемы критикуют «логикограмматическую» классификацию за то, что в ней к разным типам относится придаточное, например, что трудно было дышать при разной главной части; Было так жарко, что... - обстоятельственное, Наступила такая жара, что.. - определительное, Жара была такая, что... - сказуемостное) .

Однако структура главной части не выдерживается как основание рассматриваемой классификации. Так, придаточные определительные, включённые в разряд присловных, квалифицируются как присубстан- тивные независимо от наличия при существительном соотносительного словам Я беспокоюсь о молодёжи, которая не нашла себя е новых условиях и...о той молодежи, которая не нашла себя в новых условиях - там и там придаточное присубстантивное. Между тем во втором случае придаточное относится к соотносительному слову, что видно из такой, например, перестройки: Я беспокоюсь о тех из молодёжи, которые..., а не которая (не говоря уж о возможности конструкций вида о тех, которые..., т. е. вообще без субстантива). Кроме того, определительным признаётся лишь предложение с относительной связью. Не включаются в этот разряд конструкции типа Я подобрал такую ширину дверного полотна, что (чтобы) дверь подходила к двум из четырёх проёмов. С явной натяжкой они включаются в придаточные степени. Таким образом, в данном случае во главу угла ставится уже структура придаточной части. Но и это не все. В конструкциях Дед ушёл в комнату, которую ему отвели под жильё и Дед ушёл в комнату, которую больше уже не покидал придаточные также квалифицируются как различные, несмотря на идентичность структуры обеих частей, главной и придаточной: во втором случае обнаруживается так называемое повествовательно-распространительное предложение - на основании семантики придаточной части.

Таким образом, в разных случаях в рассматриваемой

классификации за основу берется то структура главной части, то структура придаточной, то семантика (имеется в виду лексическая семантика) той или другой. Лишь в условиях стремления к безальтернативности учебников столь неудачная и непоследовательная схема могла столь широко распространиться в учебной литературе.

Возвращаясь к «логико-грамматической» классификации,

рассмотрим внимательнее тот тип придаточных, который не укладывается в параллели с членами простого предложения, - придаточные относительные. Вот несколько примеров: Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами (А. Пушкин); На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся (К. Чуковский); Случай этот, как я понял впоследствии, свидетельствовал о необыкновенном творческом покое артиста (R Черкасов). Почему во всех этих случаях в главной части действительно невозможно найти слово, к которому относится придаточное звено? Почему здесь придаточное действительно относится ко всему главному в целом? Потому что если в других конструкциях придаточные либо замещают, либо разъясняют член главной части, то здесь, наоборот, главные разъясняют член придаточной части: в 1-м примере - подлежащее что, во 2-м - дополнение чего, в 3-м обстоятельство как. Уже из этих трёх примеров видно, что на самом деле перед нами не однотипные, а весьма разнообразные придаточные, объединяемые однако тем, что главная часть здесь как бы включается в придаточную.

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Разделы: Русский язык

  • совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: создание проекта урока для 8-го класса;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к искусству, умение работать в команде.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-презентация мини-проектов.

Оборудование: компьютер, фото-картины.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Мотивация. Постановка темы и целей урока.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике для составления проекта урока русского языка “Виды сложноподчинённых предложений”для ваших младших товарищей.

– Ребятам из восьмого класса предстоит ещё познакомиться с данной темой в следующем году, и мы должны сегодня вызвать у них интерес, чтобы в будущем они тоже представили своим одноклассникам свои проекты и были моими главными помощниками.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы, ведь у вас надежная поддержка.

(Выступление восьмиклассников)

Метафора на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”– известная притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

– Друзья, все в ваших руках!

3. Актуализация опорных знаний.

– Проверим, готовы ли мы к работе.

  1. Какие предложения называются простыми? (8-му классу)
  2. Какие предложения называются сложными? (8-му классу)
  3. Какие предложения называются бессоюзными? (8-му классу)
  4. Какие предложения называются союзными? (9-му классу)
  5. На какие группы делятся союзные предложения?
  6. Какие предложения называются сложносочиненными?
  7. Какие предложения называются сложноподчиненными?
  8. Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
  9. Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
  10. Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова?
  11. Как различать подчинительные союзы и союзные слова?
  12. Что используется в главном предложении для выделения содержания придаточного?
  13. Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?

– Я рада вашим ответам, друзья.

4. Защита мини-проектов.

– У вас на партах лежат незаполненные страницы справочной тетради, по мере работы ведите записи. Последняя страница практическая, постарайтесь слушать внимательно, чтобы выполнить предстоящие задания.

– Ребятам 9-го класса было дано задание создать мини-проекты, чтобы в доступной форме изложить вам материал.

– Предоставляется слово ребятам 9-го класса, которые расскажут нам подробнее о видах СПП.

– Предлагаю занять место у доски и предоставить ваши проекты.

1 страница – “СПП с придаточным определительным”.

(Учащиеся подготовили сообщение с презентацией по данной теме).

– Любознательным девчонкам и мальчишкам! Хотите разбираться в СПП? Мы поможем вам!

– Внимание! 1 страница– СПП с придаточным определительным!

– Придаточные определительные относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая признак. Отвечают на вопросы: какой? который? чей?

– “Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы”. Анализ предложения.

– Присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, когда, кто, что и др.

– “Мы любим дом, где любят нас”. Анализ предложения.

– Определяемое существительное в главной части может иметь при себе указательные слова такой, тот.

– “Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. (Л.Н.Толстой)”. Анализ предложения.

– Придаточные определительные всегда располагаются после определяемого слова.

– “Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей. (С.Т.Аксаков)”

– СПП с придаточными определительными делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее.

– Такие предложения необходимо использовать в текстах – описаниях.

– Перед вами фото-картины, опишем их, используя СПП с придаточными определительными.

– “На картинах изображены зимние пейзажи, которые вызывают у нас чувства легкости, одухотворённости и ощущение небольшого морозца”.

– “Изображены деревья, которые спрятались под толстым слоем снега”.

– Предлагаем вам составить СПП с придаточными определительными по данным картинам и записать их.

(Эксперты с учителем подходят и помогают, лучшие варианты зачитываются)

Учитель: – Спасибо, ребята, вам удалось своим проектом дать понятие о СПП с придаточными определительными.

2 страница – СПП с придаточным изъяснительным.

– Внимание! 2 страница – СПП с придаточным изъяснительным

(Исполняется песня на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной”)

“Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня – не зная сами!-
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наше негулянье под луной,
За солнце не у нас над головами,-
За то, что Вы, увы, больны не мной
За то, что я, увы, больна не вами”.

– Почему Вика исполнила эту песню?

– Верно, состоит из СПП с придаточными изъяснительными.

– Изъяснительные придаточные предложения относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (глаголу, наречию, отглагольному существительному, краткой форме прилагательного) в главной части, уточняя или поясняя смысл этих слов, отвечают на вопросы косвенных падежей, которые ставятся от поясняемого слова в главной части.

– “Дети чувствуют, кто их любит”. “Я был уверен, что виною всему было самовольное моё отсутствие из Оренбурга. (А.С.Пушкин)”. Анализ предложений.

– Присоединяются союзами: что, чтобы, как будто, как, присоединяются союзными словами: кто, что, где, когда, куда и др. и союзом – частицей ли.

– “Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. (А.С.Пушкин) Она не знала, куда ей идти. (А.И.Куприн)”. Анализ предложений.

– В главной части может быть указательное слово то в разных формах.

– “Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость. (А.А.Ахматова)”

– Придаточные изъяснительные располагаются после поясняемого слова, реже – перед ним.

– “Что он дурной человек, я не могу сказать… (А.П.Чехов)”. Анализ предложения.

– Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

– “К.Г. Паустовский писал: “Слова у Пришвина цветут, сверкают”. “ К.Г. Паустовский писал, что слова у Пришвина цветут, сверкают”.

– Задание: Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, используя СПП с придаточными изъяснительными.

– Внимание, предложение 1 группе (8-му классу): Вика: “Я люблю петь и танцевать”.

– Внимание, предложение 2 группе: Вета: “Какая замечательная сегодня погода!”

Внимание, предложение 3 группе: Нуркен: “Вы меня любите?”

(Зачитываются лучшие предложения.)

– Нуркен: Так любите или нет?

Учитель: Я довольна вашим проектом, молодцы!

3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным.

– Внимание, 3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным!

– СПП с придаточными обстоятельственными имеют значения обстоятельства и делятся на группы: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

– Нам стало интересно найти такие предложения в художественной литературе.

– Учитель нам посоветовал рассмотреть роман “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова.

– Почемучка: Почему именно этот роман?

– Мы недавно изучили его.

1) “И лицо её стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Он бежал так, как раньше не бегал”

– Предложения имеют значение образа действия и степени.

– Почемучка: На какие вопросы отвечают?

– Как? Каким образом? В какой степени?

2) “Он едет туда, где никто не бывал”

– Почемучка: Это легко! Ребята, что обозначает? На какой вопрос отвечает?

– К придаточным места от главной части можно задать вопросы: Где? Куда? Откуда?

3) – Почемучка: “Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь”

– Ребята, догадайтесь сами. (СПП с придаточным времени)

– Верно, вопросы когда? с какого времени? как долго?

4) “Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали”

– Придаточное условия.

– Почемучка: приведите свой пример.

5) “ Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов, потому что дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня”

– Придаточное причины.

6) “Я дал ей слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от неё внимание”

– Почемучка: Знаю, знаю, а вы догадались?

7) “Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа”

– СПП с придаточным сравнения, отвечает на вопрос как?

8) “Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признаётся”

– СПП с придаточным уступки, отвечает на вопрос вопреки чему? Несмотря на что?

9) “Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти”

– Можно поставить вопрос что из этого следует?

– Задание: зачитываем предложения, вы определяете вид придаточных обстоятельственных устно.

  1. Куда ни взглянешь, всюду холмы.
  2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
  3. Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.
  4. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
  5. Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя.
  6. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.
  7. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
  8. Он бежал так, как раньше не бегал.
  9. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок.

Учитель: Молодцы, ребята, вам удалось дать основное представление об этом виде СПП. Присаживайтесь.

4 страница – “Практическая”.

Учитель: Откроем последнюю практическую страницу, на которой увидим задания. Проверим и закрепим наши знания. Должны выполнять правильно и быстро. Работаем группами.

– Два ученика выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложений, остальные работают на своих страницах вместе с учителем.

1) Укажи номер СПП с придаточным определительным.Предложение выпиши, начерти его схему.

  1. Воздух так чист что видна каждая ветка.
  2. Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи.
  3. Когда я первый раз увидел море оно взволновало и поразило меня.

2) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

  1. Письмо что ты мне написала меня обрадовало.
  2. Нет истины где нет любви.
  3. Недаром говорится что дело мастера боится.

3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.

  1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
  2. Вы знаете что облака – точные предсказатели погоды.
  3. Куда ни оглянись всюду рожь густая.

(На доске в это время выполняет ученик синтаксический разбор предложения, один на месте.)

1) Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.

2) Синтаксический разбор предложения: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.

(Проверка разборов)

Резервное задание: составьте по схемам предложения.

(Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой).

[…сущ. ], (которая…).

(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя).

[…, (когда),… ].

(Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье).

Чтоб (…), .

(Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят).

Хотя (…).

Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел.

[…, (как ни),…].

Преподнесение домашнего задания.

– Найти и выписать предложения на каждый вид СПП из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

Оценивание.

– Вы сегодня молодцы!

Подведение итогов.

– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.

– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.

  1. Главным для меня на уроке было то, …
  2. Теперь я буду знать, что …
  3. Меня огорчило то, что …
  4. Я рад, что…
  5. Я хотел бы, чтобы …

– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Проверочная работа по русскому языку по теме

«Сложноподчинённое предложение»

8 класс

Вариант 1.

А. Барин смотрел на сад, и ему уже не хотелось уезжать отсюда.

Б. Открыли входную дверь, и с улицы повеяло запахом весны.

В. Конец зимы, и на деревьях без умолку кричат птицы.

Г. Он пригласил в гости товарища, который жил недалеко от него.

2. Найдите

А. Михаил Сергеевич даже не представлял, сколько сил отнимет болезнь.

Б. В саду красовались прекрасные цветы и кустарники, красивые деревья плодовые и хвойные.

В. Не то снег пошёл, не то кто-то разорвал перьевую подушку.

Г. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега полые холмы.

3. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания .

А. Всё произошло в мае когда деревья уже нарядились листвой.

Б. Дворник не рассказывал об этом случае никому, потому что ему никто бы не поверил.

В. Где нет любви к своему делу, там нет и критики.

Г. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.

4. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания .

А. Мария вбежала в коридор, где были разбросаны игрушки Феденьки.

Б. В том месте где зашло солнце, ещё рдели багряные полосы.

В. Теперь необычайная тишина стоит там, где раньше гремела война.

Г. Я отдыхал в роще, где красиво пел соловей.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждый надеялся(1) что(2) свернув на восток (3) товарищи большую часть пути пройдут по суровой местности(4) где не встретится ни одного поселения(5) и выйдут к южным склонам горного хребта.

А 1,3, Б 1,3,5 В 1,2,3,4. Г 1,2,4,5

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сегодня каждый слушает радио (1) смотрит телевизор (2) читает печатные издания(3) чтобы узнать всё (4) что происходит в нашем обществе (5) нашей стране.

А 1,2,3, Б 2,3,4, В3,4,5, Г 1,2,3,4,5

7. Укажите предложение с придаточным места.

А. В том саду, где маялись от солнца мелкие зверьки, пытались выжить и растения.

Б. Они не знали, где останутся на выходные.

В. Мы мечтали уйти туда, где можно спокойно поговорить наедине.

8. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.

А. Он поведал, где прошло детство брата.

Б. Он поспешил туда, где прошло детство брата.

В. Он побывал в городе, где прошло детство брата.

9. Укажите предложение с параллельным подчинением .

А. И потому, что я готовился все дни, я прошепчу, что всё на свете повторимо.

Б. Не думали они, что я в непроглядном тумане, в быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас страшный поток.

В. Мечталось мне, что сердце ярче вспоминает деревню, где под музыку сверчков я встретил тебя.

10. Укажите предложение, соответствующее данной схеме [ ,(), ]

А. Старик дошёл до нижнего пруда, куда врезался овраг, и повернул к деревне.

Б. Вот тот пригорок, где я недавно отдыхал.

В. Открыв глаза, я не смел подумать даже, где я, и долго-долго надо мной кружили птицы.

11. Укажите предложение, соответствующее данной схеме

, (), (), ()

А. Солнечным утром, когда пели птицы, когда ещё не просохла роса на кустарниках, вся команда прибежала встречать Гальку.

Б. В жизни девочки есть дни, которые ничто не радует из подаренных свертков, которые так ярко бросаются в глаза.

В. Мы отправились в путешествие, когда пошел теплый дождь, выглянуло из-за туч солнце.

12. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощь союзного слова.

А. Мирон исполнил так, как требовалось по закону.

Б. Пишу на фантике, потому что нет визитки.

В. С тех пор как я тебя нашел, прошло не меньше века.

13. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

А. В город мы попали вместе, что было всем понятно.

Б. Дожди размыли дорогу, так что дальше пришлось идти пешком.

В. Свет был очень тусклый, так что пришлось включить лампу.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

г

а

а

б

в

г

в

б

а

а

а

б

а

Вариант 2

1.Найдите сложноподчинённое предложение

А. Не соседи говорят о человеке, а те, кто с ним живет

Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

В. Их было очень много, все хотели пить.

Г. Кофе подали на веранде, где еще догорали последние лучи солнца.

2.Найдите сложноподчинённое предложение

А. Он то поднимался вверх, то начинал спускаться, то выбегал из дома.

Б. К утру совсем потеплело, зато в квартире стало заметно холоднее.

В. По вибрации пола можно было догадаться, едет машина или нет.

Г. Чем больше он слышал, что она пела, тем быстрее ему хотелось сбежать.

3. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания.

А. Наконец все знали, что Тамара не могла играть и, что недостаток это ничем нельзя было исправить.

Б. Скоро ты поймешь, сколько горя она тебе принесет.

В. Санки катились с горки словно, имели сзади огромный мотор.

Г. Ты не думай, что я шучу.

4. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания .

А. Мы совсем не помнили где сестра, оставила свою шубу и туфли.

Б. Как ни старался сторож, огурцы исчезали с поля всё чаще.

В. Все понимали, как Санька страдал в последние дни.

Г. Мари часто провожала сиротку до школьного забора, где всегда встречала подружка.

5. Укажите предложение, в котором на месте всех цифр должны стоять запятые.

А. Смысл задания заключался в том (1) чтобы все вовремя прибежали к столбу (2) окрашенному красной лентой (3) и поставили флаг на место.

Б. Мы с тобой еще не знали (1) мама (2) и папа с Таней будут ждать до вечера.

В. Снег падал крупными хлопьями (1) поэтому нам очень хотелось (2) чтобы он не заканчивался.

Г. Пес жалобно посмотрел на хозяина(1) который стоял (2) не двигаясь (3) и начал жалобно (4) во весь голос скулить.

6. Укажите цифры в каждом предложении, на месте которых должны стоять запятые.

А. А я утверждал ( 1 ) что все вместе ( 2 ) должны покупать продукты.

Б. Оттуда ( 1 ) где до этого теплился огонек ( 2 ) веяло совсем не добром ( 3 ) и заботой.

В. Трясясь все больше ( 1 ) при одной мысли ( 2 ) что они не вернутся ( 3 ) Василий понимал ( 4 ) всю опасность операции.

Г. Мишка долго не мог заснуть (1) потому что в мечтах приходила она (2) и манила мысль в те моменты совсем в другую сторону.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м времени .

А. Только на сегодня было заказано меню, когда приезжали на целую неделю.

Б. Мы проснулись ровно в тот момент, когда все уже собирались по домам.

В. Ты знаешь, сколько времени?

8 . Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м времени .

А. Человек живет ровно столько, сколько ему отмерил Бог.

Б. Ты спроси, как долго он будет меня изводить.

В. Машка знала, как долго продлится наказание.

9 . Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

А. В то время проходили солдаты, поэтому в деревне было шумно, а собаки лаяли все разом.

Б. Мы знали, как больно было расставаться, как слезы капали из глаз.

В. Самой большой ошибкой в своей жизни она считала момент, когда поступила в колледж и стала заниматься этим делом.

10.Укажите предложения, соответствующие схемам:

1. , (что), (что) и ().

2. , (которая), (как будто).

А.Когда я вспомню, что это случилось на моем веку и что нынче дожил я до царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения.

Б. Он вдруг перестал думать о войне, которая уже с год грозила государству, как будто опасности вовсе не было.

В. Пьер подумал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается и что Пьер должен прийти на помощь ему.

Г. Я был твердо убежден, что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос, выдержу ли я экзамен.

11. Укажите предложение, соответствующее схеме [ ,(), ].

А) Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких-нибудь глупостей.

Б) Чтоб избавиться от них, он закрыл глаза.

В) Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шепот.

12. Укажите предложение, соответствующее схеме:

, (когда…), (где).

А) Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

Б) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски.

В) Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.

Г) Никогда не следует одному бродить по тем местам, где вы были вдвоем.

Ответы.

1-В 2-Б