Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Лексика в русском языке
Давайте разберемся,что же изучет такой раздел языка, как ЛЕКСИКА
Ле́ксика от древне-греческого(τὸ λεξικός) - «относящийся к слову», «слово», «оборот речи».
Ле́ксика -это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.
Попробуем узнать и разобраться в классификации и устройстве лексики поподоробнее …
Лексика бывает
Лексика усной и письменной речи:
Стили речи тоже важный аспект в изучении лексики
Мир слов богат и разнообращен! Лексика помогает нам это понять и изучить.
Язык есть вековой труд целого поколения. В. И. Даль
Я думаю,что у нас получилось доказать Мише,что русский язык необходим каждому для того, чтобы красиво и грамотно изъясняться!
Конец. Спасибо за внимание.
Ознакомление с лексикой "Зимние забавы детей".
Презентация для ознакомления с лексикой " Зимние забавы детей". В конце презентации, на последнем слайде, мини-тест на первичное запоминание лексики....
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языкадля VI класса школ с угл...
Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...
Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)
Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Что изучает лексикология? 2. Какие слова называют исконными? 3. Каковы причины заимствования слов из других языков? 4. Перечислите основные признаки заимствованных слов. 5. В чем различие между архаизмами и историзмами? 6. Что такое авторские неологизмы?
Основные признаки заимствованных слов: 1) двойные согласные в корне слова: касса, баллотироваться; 2) стечение гласных звуков: оазис, мозаика, адажио, дуэль; 3) в конце слова безударный звук [о]: радио, какао, скерцо; 4) произношение твердого согласного перед [э] (буквой е): пар[тэ]р, портмо[нэ], пю[рэ]; 5) буква э в корне слова: поэт, энергия, сэр; 6) сочетание букв йо и ьо: майонез, бульон; 7) неизменяемость имен существительных и имен прилагательных: пальто, кашне, такси, кенгуру; беж, хаки.
Следует обратить внимание на то, что устареть может не все слово целиком, а только его значение. Так, в древнерусском языке слово живот имело ряд значений, не сохранившихся в современном русском языке: 1) «жизнь» (ср. во фразеологизме не щадя живота своего); 2) «имущество»; 3) «всякое живое существо».
В связи с различными изменениями в жизни общества устаревшие слова могут вновь войти в активный лексический запас. Например, в настоящее время вновь вошли в употребление слова губернатор (глава областной администрации), мэр, спикер (председатель парламента), гимназия, кадет (учащийся кадетского корпуса).
1. Подберите русские слова, соответствующие приведенным старославянизмам. Для каких слов задание невыполнимо? Блато, врач, ладья, шлем, платок, есень, невежда. Ответ: блато – болото, ладья – лодка, шлем – шелом, есень – осень, невежда – невежа. Не имеют соответствий в русском языке слова врач, платок.
2. Какие слова являются исконно русскими? Пассажирский, антракт, кроссовки, кенгуренок, лицей, лицеистка, телеграмма. Ответ: слова пассажирский, кроссовки, кенгуренок, лицеистка образованы от иноязычных слов по словообразовательныммоделям русского языка и являютсяисконно русскими.
3. Замените иноязычные слова исконно русскими. Для какого слова это задание невыполнимо? Дискомфорт, голкипер, ревизия, интуиция, пролог. Ответ: дискомфорт – неудобство; ревизия – проверка; интуиция – чутье, проницательность; пролог – вступление. Задание невыполнимо для слова голкипер, так как его синоним – существительное вратарь – заимствовано из старославянского языка (вратарь – ворота).
4. Разбейте слова на две группы. Объясните ответ. Можно ли приведенные слова сгруппировать иначе? Директор, собиратель, похвала, комплект, коллекционер, руководитель, комплимент, набор. Ответ: слова можно разбить на две группы по признаку происхождения: 1) исконно русские: собиратель, похвала, руководитель, набор; 2) заимствованные из других языков: коллекционер, комплимент, директор, комплект. Кроме того, можно составить синонимические пары: собиратель – коллекционер, похвала – комплимент, руководитель – директор, набор – комплект.
5. Установите сходство и различие слов порох, прах, порошок, пороша. Ответ: все слова этимологически связаны со значением «пыль, мелкие частицы». Существительные порох и прах имеют исходное значение «пыль» (в современном языке слово порох это значение утратило). От слова порох образованы существительные порошок (сыпучая масса) и пороша (мелкий снег). Различаются слова происхождением. Исконно русские слова имеют в корне полногласное сочетание -оро-. Слово прах заимствовано из старославянского языка, на что указывает неполногласное сочетание ра. Древнерусское порох и старославянское прах развились из праславянского *роrchъ (пыль).
6. Найдите лишнее слово. Объясните ответ. Провозгласить, влечение, ограда, браслет, среда. Ответ: слово браслет отличается от остальных слов, представляющих собой старославянизмы и содержащих неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, которым в русском языке соответствуют полногласные сочетания оро, оло, ере, ело. Провозгласить – голос, влечение – волочить, ограда – огородить, среда – середина.
7. Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словами: 1) лат. occupo «занимать, захватывать»; 2) лат. humanus «человечный»; 3) итал. fresco «свежий»; 4) лат. disputere «разбирать, спорить»; 5) лат. letum «смерть»; 6) лат. fixus «твердый, неподвижный»; 7) франц. Banal «обыкновенный»; 8) франц. isoler «отделить, обособить»; 9) лат. accentus «ударение»; 10) англ. bluff «обман». Ответ: 1) оккупант, оккупировать, оккупация. 2) Гуманный, гуманность, гуманизм. 3) Фреска (роспись по сырой штукатурке). 4) Диспут, диспутировать. 5) Летальный (исход). 6) Фиксировать, фиксаж, фиксатуар. 7) Банальный, банальность. 8) Изолировать, изоляция. 9) Акцент, акцентировать, акцентуация. 10) Блеф, блефовать
8. В чем сходство перечисленных слов? Распределите их по группам. Обоснуйте ответ. Перст, лакей, кольчуга, дружество, брадобрей, боярин. Ответ: все приведенные слова устаревшие. Их можно распределить на две группы: 1) архаизмы – слова, имеющие синонимы в современном языке: перст – палец, дружество – дружба, брадобрей – парикмахер; 2) историзмы, не имеющие синонимов в современном языке: лакей, кольчуга, боярин.
9. На какие вопросы следует ответить утвердительно? 1) Можно ли в наши дни встретить толмача? 2) Правда ли, что ланиты живут в лесу? 3) Бывают ли рамена жидкими? 4) Правда ли, что целибат – это обязательная часть католического обряда венчания? 5) Правда ли, что рубль и рубить – исторически родственные слова? 6) Правда ли, что кощей в Древней Руси – это человек, ведающий лошадьми в дружине князя? 7) Правда ли, что в XIX в. шапокляк носили на голове? 8) Правда ли, что в наши дни уже не встречаются бонвиваны? 9) Правда ли, что в XVIII в. фортепиано называли тихогром? 10) Правда ли, что кивер – это парадное оружие в русской армии XVIII в.? Ответ: 1, 5, 6, 7, 9.
10. Найдите устаревшие слова, укажите их лексические значения. Объясните, что помогло вам определить значения на первый взгляд непонятных слов 1) Я, детушки, не чван! Вы знатности моей Не трусьте. (В.Жуковский) 2) Знаете ли, князь, я все-таки не понимаю, почему вам вздумалось выбрать именно меня конфидентом ваших тайн. (Ф.Достоевский) 3) И шли года... Гулял в степях Лишь буйный ветер на просторе... Но вот скончался Мономах, И по Руси – туга и горе. (А.Майков) Ответ: в современном русском языке у этих устаревших слов есть однокоренные слова с близкими лексическими значениями. 1) Чван – заносчивый человек (чванство, чванливый). 2) Конфидент – тот, кому доверяют тайны (конфиденциальный). 3) Туга – горе, печаль (тужить).
11. Какие значения сформировались у перечисленных слов за последнее десятилетие? Заморозить, фанера, пират, пароль, ролик. Ответ: заморозить – задержать, не использовать, приостановить движение чего-либо. Заморозить оплату труда. Заморозить стройку. Фанера – жарг. фонограмма. Петь под фанеру. Пират – человек, занимающийся незаконным производством и распространением (аудио-, видеопродукции и т.д.). Ср. видеопират, пиратская копия. Пароль – в информатике слово или набор символов для получения доступа к данным и программам. Ввести пароль. Ролик – разг. аудио- или видеозапись какого-либо небольшого сюжета. Рекламный ролик.
1 слайд
2 слайд
Исконно русские слова Общеславянские слова Древнерусские слова Собственно русские слова
3 слайд
Слова, представляющие ядро языка Мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, внук, отчим, мачеха, лоб, нос, лицо, нога, рука, сердце, ус, бровь, ночь, вечер, утро, сутки, осень, лето, зима, год, век, серебро, вода, лес… Русский язык Украинский язык Белорусский язык Ночь Голова Сон День Нiч Голова Сон День Ноч Галава Сон Дзень
4 слайд
Древнерусский язык выделился из общеславянского языка 1,5 тысячи лет назад Дядя, племянник, белка, снегирь, тёмный, сегодня, после, теперь.
5 слайд
Возникли в эпоху отделения русской народности от белорусской и украинской Слова с суффиксом –щик, -льщик Сложносокращённые слова Существительные на –ость Наречия типа «по-весеннему» Предлоги (вроде, вследствие, благодаря)
6 слайд
Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечке листьев на каждой травинке По огонёчку, по серебринке. Дождь, луг, цвет, чаша, трава, огонь, серебро – слова общеславянского происхождения Цветок – древнерусское слово Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи, зажигали электричество. Найдите заимствованные слова.
7 слайд
Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на древнеиндийский язык, ибо «сахар» – слово индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски. Ну а если вы захотели какао или шоколада, значит, вы потомок ацтеков из далёкой Мексики. (Г. Успенский)
8 слайд
Кофе (арабск.) – имя области в Эфиопии Каффа, родины кофейного дерева Каффи (английск.) кафЭ (франц.) кАффе (немецк.) Коффие (Нидерланды) Кофей (у наших прадедов)
9 слайд
Соседство двух гласных (дуэт, пиала) Сочетание ПЮ БЮ ВЮ (пюре, кювет) Наличие буквы Ф-Э (портфель, фронт, этаж) Удвоенная согласная в корне (аллея, ванна) Слова на –ЦИЯ (секция, революция) Слова на –ЬОН (почтальон, батальон) Сочетание букв ДЖ-ШТ (штаб, джинсы)
10 слайд
Торжественный смотр Вязаная фуфайка с высоким воротом Документ, удостоверяющий полномочия депутата Помещение для стрельбы по цели Для справок. Свитер, тир, мандат, парад
11 слайд
Инструкция Информация Контролировать Антракт Шоссе Агрессивный Указание Сообщение Проверять Перерыв Дорога враждебный
Ученица 10«б» класса Бондина Ксения Учитель русского языка и литературы Александрова Лариса Вячеславовна Учитель информатики Флеонов Вадим Валерьевич
Слайд 3
Слайд 4
слова близкие по звучанию, но различные по лексическому значению.
Слайд 5
слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и принадлежат к разным частям речи.
Лечу самолетом и лечу горло
Слайд 6
слова, которые звучат одинаково, но пишутся по разному.
Слайд 7
слова, которые пишутся одинаково, но различаются произношением.
Слайд 8
слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
Слайд 9
слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Слайд 10
близкие по значению, однокоренные слова, несовпадающие в значении.
Слайд 11
Наиболее важной частью словаря русского языка во всём его многообразии является общеупотребительная лексика.Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий.Выявляют 3 группы: диалектизмы, специальная лексика, а также историзмы, архаизмы и неологизмы.
Слайд 12
слова или обороты речи,употребляемые людьми той или иной местности.
Слайд 13
это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности.
1) Термины
2) Профессионализмы
3) Жаргонизмы
Гипотеза - термин
Окно между уроками - профессионализм
Комп, аська - жаргонизм
Слайд 14
Историзм - слово, вышедшее из живого употребления, поскольку обозначает предмет или явление, которые из современной действительности исчезли.
Архаизм - это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.
Неологизм - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке.
Слайд 15
1) Нейтральные
2) Стилистически-окрашенные
из книжной, разговорной лексики
Слайд 16
{5} самолёт
Слайд 17
Посмотреть все слайды
1.
Лексика с точки зрения смыслового
значения.
2. Однозначные и многозначные слова.
3. Прямое и переносное значение слов.
4. Синонимы, антонимы, омонимы.