Учимся легко

Учимся легко

» » Презентации по теме лексика. Лексика презентация к уроку по русскому языку на тему

Презентации по теме лексика. Лексика презентация к уроку по русскому языку на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лексика в русском языке

Давайте разберемся,что же изучет такой раздел языка, как ЛЕКСИКА

Ле́ксика от древне-греческого(τὸ λεξικός) - «относящийся к слову», «слово», «оборот речи».

Ле́ксика -это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.

Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Попробуем узнать и разобраться в классификации и устройстве лексики поподоробнее …

Лексика бывает

Лексика усной и письменной речи:

Стили речи тоже важный аспект в изучении лексики

Мир слов богат и разнообращен! Лексика помогает нам это понять и изучить.

Язык есть вековой труд целого поколения. В. И. Даль

Я думаю,что у нас получилось доказать Мише,что русский язык необходим каждому для того, чтобы красиво и грамотно изъясняться!

Конец. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с лексикой "Зимние забавы детей".

Презентация для ознакомления с лексикой " Зимние забавы детей". В конце презентации, на последнем слайде, мини-тест на первичное запоминание лексики....

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Что изучает лексикология? 2. Какие слова называют исконными? 3. Каковы причины заимствования слов из других языков? 4. Перечислите основные признаки заимствованных слов. 5. В чем различие между архаизмами и историзмами? 6. Что такое авторские неологизмы?


Основные признаки заимствованных слов: 1) двойные согласные в корне слова: касса, баллотироваться; 2) стечение гласных звуков: оазис, мозаика, адажио, дуэль; 3) в конце слова безударный звук [о]: радио, какао, скерцо; 4) произношение твердого согласного перед [э] (буквой е): пар[тэ]р, портмо[нэ], пю[рэ]; 5) буква э в корне слова: поэт, энергия, сэр; 6) сочетание букв йо и ьо: майонез, бульон; 7) неизменяемость имен существительных и имен прилагательных: пальто, кашне, такси, кенгуру; беж, хаки.


Следует обратить внимание на то, что устареть может не все слово целиком, а только его значение. Так, в древнерусском языке слово живот имело ряд значений, не сохранившихся в современном русском языке: 1) «жизнь» (ср. во фразеологизме не щадя живота своего); 2) «имущество»; 3) «всякое живое существо».




В связи с различными изменениями в жизни общества устаревшие слова могут вновь войти в активный лексический запас. Например, в настоящее время вновь вошли в употребление слова губернатор (глава областной администрации), мэр, спикер (председатель парламента), гимназия, кадет (учащийся кадетского корпуса).




1. Подберите русские слова, соответствующие приведенным старославянизмам. Для каких слов задание невыполнимо? Блато, врач, ладья, шлем, платок, есень, невежда. Ответ: блато – болото, ладья – лодка, шлем – шелом, есень – осень, невежда – невежа. Не имеют соответствий в русском языке слова врач, платок.


2. Какие слова являются исконно русскими? Пассажирский, антракт, кроссовки, кенгуренок, лицей, лицеистка, телеграмма. Ответ: слова пассажирский, кроссовки, кенгуренок, лицеистка образованы от иноязычных слов по словообразовательныммоделям русского языка и являютсяисконно русскими.


3. Замените иноязычные слова исконно русскими. Для какого слова это задание невыполнимо? Дискомфорт, голкипер, ревизия, интуиция, пролог. Ответ: дискомфорт – неудобство; ревизия – проверка; интуиция – чутье, проницательность; пролог – вступление. Задание невыполнимо для слова голкипер, так как его синоним – существительное вратарь – заимствовано из старославянского языка (вратарь – ворота).


4. Разбейте слова на две группы. Объясните ответ. Можно ли приведенные слова сгруппировать иначе? Директор, собиратель, похвала, комплект, коллекционер, руководитель, комплимент, набор. Ответ: слова можно разбить на две группы по признаку происхождения: 1) исконно русские: собиратель, похвала, руководитель, набор; 2) заимствованные из других языков: коллекционер, комплимент, директор, комплект. Кроме того, можно составить синонимические пары: собиратель – коллекционер, похвала – комплимент, руководитель – директор, набор – комплект.


5. Установите сходство и различие слов порох, прах, порошок, пороша. Ответ: все слова этимологически связаны со значением «пыль, мелкие частицы». Существительные порох и прах имеют исходное значение «пыль» (в современном языке слово порох это значение утратило). От слова порох образованы существительные порошок (сыпучая масса) и пороша (мелкий снег). Различаются слова происхождением. Исконно русские слова имеют в корне полногласное сочетание -оро-. Слово прах заимствовано из старославянского языка, на что указывает неполногласное сочетание ра. Древнерусское порох и старославянское прах развились из праславянского *роrchъ (пыль).


6. Найдите лишнее слово. Объясните ответ. Провозгласить, влечение, ограда, браслет, среда. Ответ: слово браслет отличается от остальных слов, представляющих собой старославянизмы и содержащих неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, которым в русском языке соответствуют полногласные сочетания оро, оло, ере, ело. Провозгласить – голос, влечение – волочить, ограда – огородить, среда – середина.


7. Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словами: 1) лат. occupo «занимать, захватывать»; 2) лат. humanus «человечный»; 3) итал. fresco «свежий»; 4) лат. disputere «разбирать, спорить»; 5) лат. letum «смерть»; 6) лат. fixus «твердый, неподвижный»; 7) франц. Banal «обыкновенный»; 8) франц. isoler «отделить, обособить»; 9) лат. accentus «ударение»; 10) англ. bluff «обман». Ответ: 1) оккупант, оккупировать, оккупация. 2) Гуманный, гуманность, гуманизм. 3) Фреска (роспись по сырой штукатурке). 4) Диспут, диспутировать. 5) Летальный (исход). 6) Фиксировать, фиксаж, фиксатуар. 7) Банальный, банальность. 8) Изолировать, изоляция. 9) Акцент, акцентировать, акцентуация. 10) Блеф, блефовать


8. В чем сходство перечисленных слов? Распределите их по группам. Обоснуйте ответ. Перст, лакей, кольчуга, дружество, брадобрей, боярин. Ответ: все приведенные слова устаревшие. Их можно распределить на две группы: 1) архаизмы – слова, имеющие синонимы в современном языке: перст – палец, дружество – дружба, брадобрей – парикмахер; 2) историзмы, не имеющие синонимов в современном языке: лакей, кольчуга, боярин.


9. На какие вопросы следует ответить утвердительно? 1) Можно ли в наши дни встретить толмача? 2) Правда ли, что ланиты живут в лесу? 3) Бывают ли рамена жидкими? 4) Правда ли, что целибат – это обязательная часть католического обряда венчания? 5) Правда ли, что рубль и рубить – исторически родственные слова? 6) Правда ли, что кощей в Древней Руси – это человек, ведающий лошадьми в дружине князя? 7) Правда ли, что в XIX в. шапокляк носили на голове? 8) Правда ли, что в наши дни уже не встречаются бонвиваны? 9) Правда ли, что в XVIII в. фортепиано называли тихогром? 10) Правда ли, что кивер – это парадное оружие в русской армии XVIII в.? Ответ: 1, 5, 6, 7, 9.


10. Найдите устаревшие слова, укажите их лексические значения. Объясните, что помогло вам определить значения на первый взгляд непонятных слов 1) Я, детушки, не чван! Вы знатности моей Не трусьте. (В.Жуковский) 2) Знаете ли, князь, я все-таки не понимаю, почему вам вздумалось выбрать именно меня конфидентом ваших тайн. (Ф.Достоевский) 3) И шли года... Гулял в степях Лишь буйный ветер на просторе... Но вот скончался Мономах, И по Руси – туга и горе. (А.Майков) Ответ: в современном русском языке у этих устаревших слов есть однокоренные слова с близкими лексическими значениями. 1) Чван – заносчивый человек (чванство, чванливый). 2) Конфидент – тот, кому доверяют тайны (конфиденциальный). 3) Туга – горе, печаль (тужить).


11. Какие значения сформировались у перечисленных слов за последнее десятилетие? Заморозить, фанера, пират, пароль, ролик. Ответ: заморозить – задержать, не использовать, приостановить движение чего-либо. Заморозить оплату труда. Заморозить стройку. Фанера – жарг. фонограмма. Петь под фанеру. Пират – человек, занимающийся незаконным производством и распространением (аудио-, видеопродукции и т.д.). Ср. видеопират, пиратская копия. Пароль – в информатике слово или набор символов для получения доступа к данным и программам. Ввести пароль. Ролик – разг. аудио- или видеозапись какого-либо небольшого сюжета. Рекламный ролик.

1 слайд

2 слайд

Исконно русские слова Общеславянские слова Древнерусские слова Собственно русские слова

3 слайд

Слова, представляющие ядро языка Мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, внук, отчим, мачеха, лоб, нос, лицо, нога, рука, сердце, ус, бровь, ночь, вечер, утро, сутки, осень, лето, зима, год, век, серебро, вода, лес… Русский язык Украинский язык Белорусский язык Ночь Голова Сон День Нiч Голова Сон День Ноч Галава Сон Дзень

4 слайд

Древнерусский язык выделился из общеславянского языка 1,5 тысячи лет назад Дядя, племянник, белка, снегирь, тёмный, сегодня, после, теперь.

5 слайд

Возникли в эпоху отделения русской народности от белорусской и украинской Слова с суффиксом –щик, -льщик Сложносокращённые слова Существительные на –ость Наречия типа «по-весеннему» Предлоги (вроде, вследствие, благодаря)

6 слайд

Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечке листьев на каждой травинке По огонёчку, по серебринке. Дождь, луг, цвет, чаша, трава, огонь, серебро – слова общеславянского происхождения Цветок – древнерусское слово Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи, зажигали электричество. Найдите заимствованные слова.

7 слайд

Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на древнеиндийский язык, ибо «сахар» – слово индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски. Ну а если вы захотели какао или шоколада, значит, вы потомок ацтеков из далёкой Мексики. (Г. Успенский)

8 слайд

Кофе (арабск.) – имя области в Эфиопии Каффа, родины кофейного дерева Каффи (английск.) кафЭ (франц.) кАффе (немецк.) Коффие (Нидерланды) Кофей (у наших прадедов)

9 слайд

Соседство двух гласных (дуэт, пиала) Сочетание ПЮ БЮ ВЮ (пюре, кювет) Наличие буквы Ф-Э (портфель, фронт, этаж) Удвоенная согласная в корне (аллея, ванна) Слова на –ЦИЯ (секция, революция) Слова на –ЬОН (почтальон, батальон) Сочетание букв ДЖ-ШТ (штаб, джинсы)

10 слайд

Торжественный смотр Вязаная фуфайка с высоким воротом Документ, удостоверяющий полномочия депутата Помещение для стрельбы по цели Для справок. Свитер, тир, мандат, парад

11 слайд

Инструкция Информация Контролировать Антракт Шоссе Агрессивный Указание Сообщение Проверять Перерыв Дорога враждебный

Ученица 10«б» класса Бондина Ксения Учитель русского языка и литературы Александрова Лариса Вячеславовна Учитель информатики Флеонов Вадим Валерьевич

Слайд 3

Основные разделы лексических единиц

Слайд 4

Омонимы

слова близкие по звучанию, но различные по лексическому значению.

Слайд 5

Омоформы

слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и принадлежат к разным частям речи.

Лечу самолетом и лечу горло

Слайд 6

Омофоны

слова, которые звучат одинаково, но пишутся по разному.

  • плод - плот
  • бал - балл
  • умолять - умалять
  • Слайд 7

    Омографы

    слова, которые пишутся одинаково, но различаются произношением.

    • бе́рег - берёг
    • бе́регу - берегу́
    • бо́льшая - больша́я
    • бо́ры - боры́
  • Слайд 8

    Синонимы

    слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

    • бродить - блуждать
    • пригласить - позвать
    • шёл - влачился
  • Слайд 9

    Антонимы

    слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

    • говорить - молчать
    • правда - ложь
    • добрый - злой
  • Слайд 10

    Паронимы

    близкие по значению, однокоренные слова, несовпадающие в значении.

    • отборный - отборочный
    • компания - кампания
    • нетерпимый - нестерпимый
  • Слайд 11

    Лексика общеупотребительная и не общеупотребительная

    Наиболее важной частью словаря русского языка во всём его многообразии является общеупотребительная лексика.Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий.Выявляют 3 группы: диалектизмы, специальная лексика, а также историзмы, архаизмы и неологизмы.

    Слайд 12

    Диалектизмы

    слова или обороты речи,употребляемые людьми той или иной местности.

    • хутор - поребрик
    • гутарить - говорить
  • Слайд 13

    Специальная лексика

    это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности.

    1) Термины

    2) Профессионализмы

    3) Жаргонизмы

    Гипотеза - термин

    Окно между уроками - профессионализм

    Комп, аська - жаргонизм

    Слайд 14

    Историзмы, архаизмы, неологизмы

    Историзм - слово, вышедшее из живого употребления, поскольку обозначает предмет или явление, которые из современной действительности исчезли.

    Архаизм - это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.

    Неологизм - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке.

    • Очи -архаизм
    • Кольчуга -историзм
    • Луноход -неологизм
  • Слайд 15

    Стилистические разряды русской лексики

    1) Нейтральные

    2) Стилистически-окрашенные

    из книжной, разговорной лексики

    • Воплотиться - книжная лексика
    • Задира - разговорная лексика
  • Слайд 16

    В данной презентации использовались следующие иллюстрации:

    {5} самолёт

    Слайд 17

    Теоретические сведения получены из учебника русского языка 10-11 класс

    Посмотреть все слайды

    1.
    Лексика с точки зрения смыслового
    значения.
    2. Однозначные и многозначные слова.
    3. Прямое и переносное значение слов.
    4. Синонимы, антонимы, омонимы.

    о

    Основной лексической единицей языка является слово, которое обозначает
    предметы (дом, дерево), понятие (справедливость, доброта), явление
    (электричество, дождь), действие (думать, работать),признаки действий и предметов
    (чистый, сильный), количество (пять, много).
    Слово имеет форму (звуковую и географическую) и содержание (значение, смысл).
    То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим
    значением.
    Лексика русского языка тесно связана с его словообразовательной системой. Слова
    можно разделить на две группы: первичные, или непроизвольные (то есть
    необразованные не от каких других слов), и производные (образованные
    различными способами от первичных слов и других производных). Непроизводные
    слова являются базовым материалом слообразовательного процесса.
    Лексический запас русского языка представлен в толковых словарях, которые
    толкуют значение слов. В словарной статье толкуются грамматические
    характеристики слова, стилистические пометы, отражающие различные аспекты
    рассмотрения лексики, а после знака приводятся устойчивые словосочетания с
    данным словом.
    п

    р

    У одного слова может быть несколько значений.
    Например слово край имеет следующие значения: 1. Предельная линия,
    предельная часть чего – нибудь. 2. Страна, область. 3. Крупная административно –
    территориальная единица.
    Такие слова называются многозначными, поскольку в зависимости от контекста,
    они могут иметь разные лексические значения.
    В русском языке большинство слов многозначные. Но есть и определенное
    количество слов, у которых только одно лексическое значение. Такие слова
    называют однозначными. К таким словам относятся названия растений,
    животных, рыб, птиц (берёза, воробей, кот, карась), числительные (три, четыре),
    терминологические названия (молекула, постфикс), а также другие слова,
    например, алтын, могучий, кашель, сродни.

    р

    Среди значений многозначных слов различают прямое и переносное значения.
    Прямое значение – основное лексическое значение слова, непосредственно
    связанное с явлениями объективной действительности (предметами,
    признаками предметов, действиями, количеством и т.д.). Переносное
    значение слова возникает в результате переноса прямого значения с одного
    явления на другое.
    Переносное значение может формироваться:
    1)
    За счёт сходства по форме, качеству, свойству (хвост у животного – хвост у
    самолёта)
    2)
    На основе временной, пространственной, логической смежности.
    3)
    По функции.

    дпп

    Ты чё сюдв залез, умныый блин что_ ли!!ра

    Среди слов находятся пары или группы, близкие или противоположные по смыслу.
    Такие слова называют синонимами или антонимами.
    Синонимы – слова одной части речи, совпадающие в основном значении и
    сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой
    принадлежности.
    Синонимы могут быть лексическими, словообразовательными и синтаксическими.
    Лексическими синонимами называются слова, отличающиеся друг от друга или
    оттенками смысла употребления, или экспрессивно – эмоциональной окраской.
    Синонимы объединяются в синонимический ряд, каждому из которых присуще общее
    для всех членов ряда значения. Общее значение выражает обычно один из членов
    ряда, называемый доминантой. Как правило, доминантна – это слово с
    минимальной экспрессией и относительной стилистический нейтральностью.

    Ты чё опять сюда смотришь?

    Антонимы – это слово одной и той же части речи с противоположным
    лексическим значением.
    Антонимы могут быть однокоренными и разнокорневыми.
    Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а
    также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и
    противоположности, создания необходимой полноты и выразительности.

    а

    Омонимы – слова одной и тойже части речи, одинаковые по звучанию и
    написанию, но разные по лексическому значению.
    Слова лук1 и лук2 совпадают по звучанию. написанию и относятся к одной и
    той же части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Лук -огородное
    растение и лук- оружие.Эти слова – лексические омонимы. Кроме того, каждое
    из слов имеет несколько значений.
    Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах
    значения связаны между собой Например, слово спутник в современном
    русском языке несколько значений,связанных друг с другом: 1) человек,
    который вместе с кем-нибудь совершает путь: Мои спутники оказались
    приятными собеседниками; 2) небесное тело: Луна-спутник Земли.
    Омонимы- разные слова, в значении которых нет ничего общего: 1) коситьотклоняться от прямого направления; 2) косить-срезать косой.

    Выполните задания

    К выделенным словам подберите антонимы.
    1. На чужбине и калач не в радость, а на … и чёрный
    хлеб власть.
    2. Маленькое дело лучше … .
    3. Корень ученья горек, да плод его … .
    4. Легко сказать, да … доказать.
    5. Впереди беги, да.. Оглядывайся.

    п

    Прочитай предложения, взятые из сочинений
    учащихся.
    1. Царевна была добрая, а царица плохая.
    2. Герасим был хороший, а барышня жестокая.
    3. Эта речка не широкая, а мелкая.
    п
    Ответы: 1. злая; 2. добродушный; 3. полноводная.

    н

    Найдите синонимы.
    Был чудесный зимний день. Солнце светило
    ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь,
    сосульки сверкали, отливая всеми цветами
    радуги. Небо над городом сияло чистейшей
    голубизной.

    Прочитайте предложения. Какое значение имеют выделенные слова?

    1. Мы долго искали ключ.
    2. Завод работает хорошо.
    3. Жаль, что они потеряли очки.
  •