Учимся легко

Учимся легко

» » Франция в начале xx века. история франции

Франция в начале xx века. история франции

  1. Перегруппировка политических сил и президентские выборы 1995 г.
  2. План А. Жюппе и подъем общественного движения.
  3. Досрочные парламентские выборы 1997 г. Тактика «сосуществования» с социалистом Л. Жоспеном и политика «левого реализма».
  4. Президентские выборы 2002 г.: голлист или националист?
  5. Российско-французские отношения в конце 1990-х - начале 2000-х гг.
  6. Президентство Н. Саркози: конституционная реформа.

Цель занятия – комплексное изучение развития Франции на этапе постиндустриального общества.

Проследите тактику предвыборной кампании Ж. Ширака в 1995 г. Что обеспечило ему победу на выборах?

Критики называют политическую систему, сложившуюся в правление Ширака шестой республикой. На чем основана их позиция?

Обратите внимание на демократический имидж Ж. Ширака. Чем стиль поведения пятого голлисты отличался от предыдущих? Удалось ли Ж.Шираку в конце 90-х гг. укрепить авторитет государственной власти?

По сложившейся во Франции традиции Ж. Ширак основное внимание уделял внешней политике страны. Какие преимущества давала такая позиция на последующих президентских выборах?

Почему многие знаменитые французы предпочитают жить за пределами страны?

Раскройте сущность корсиканской проблемы. Является ли деятельность террористической организации Фронт национального освобождения Корсики (ФНОК) единственной в Европе, насколько проблема национализма актуальна для современного европейского общества?

Чем вы можете объяснить стремительный рост популярности Национального фронта во главе с Жан-Мари Ле Пеном в начале 2000-х? На какие социальные слои опирается эта партия?

Какие меры предпринимает правительство с целью сохранения богатого культурного наследия французской нации?

Какие проблемы существуют в левом политическом лагере Франции? К каким последствиям приводит их нерешенность?

Определите круг самых насущных проблем, с которыми прошлось столкнуться правительству Ж.-П. Раффарена.

Какие условия предъявляет социально-экономическому развитию Франции участие в ЕС?

Литература:

1. Арзаканян М.Ц. Николя Саркози // Вопросы истории 2009 № 11. С. 50-60.

2. Виноградов В. Социальный взрыв во Франции в 1995 г. и его уроки // Новая и новейшая история. 1998. № 4. С. 54-60.

3. Деляттер Люк. Шаги Франции навстречу европейскому будущему // Интернациональная политика. 1997. № 11. С. 67.

4. Европа. ХХI век. Европа и США перед вызовом терроризма: Сб. науч. тр. 2003. №1.

5. Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Америки. Конец XX – начало XXI века. М., 2004. гл. 3.

6. Клинова М. В. Сфера государственных услуг в городах Франции и ЕС // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление: Пробл. - тем. сб. /ИНИОН РАН. 1999. [Вып.] 5: Современный город: инвестиции, инфраструктура, услуги. С. 80-105.

8. Обичкина Е.О. Голлистская традиция в современной французской дипломатии // Новая и новейшая история. 2004. № 6. С. 66-78.

9. Преображенская А. Парламентские выборы 1997 г. во Франции // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 1.

10. Рыбаков В. Французская лихорадка (к итогам социального кризиса конца 1995 г.) // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 6.

11. Рыбаков В. Сто дней Лионеля Жоспена // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 1.

12. Садыкова Л.Р. Проблема интеграции североафриканских мусульман во французском обществе // Новая и новейшая история 2011 № 1. С. 52-59.

13. Смирнов В.П. Франция на исходе XX века // Новая и новейшая история. 2000.

№ 2. С. 46-48.

Тема № 27. Европейская интеграция: этапы и значение.

1. Первый этап послевоенной западноевропейской интеграции. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)– прообраз «единой Европы».

2. «Римская хартия» 1957 г. и формирование системы европейских сообществ.

3. «Общий рынок» в конце 50-х – начале 80-х гг. Европейские сообщества и начало «хельсинкского процесса».

4. Великобритания и европейская интеграция: образование ЕАСТ (1960 г.) и отношения с Общим рынком. Условия членства Великобритании в ЕЭС (с 1973 г.).

5. Политические и правовые аспекты трансформации ЕЭС в Европейский Союз. Маастрихтский договор 1992 г.

Цель семинара – системное изучение интеграционных процессов в Европе во второй половине XX - начале XXI вв.

Определите экономические, идейные и идеологические предпосылки европейской экономической и военно-политической интеграции. Какие точки зрения на форму будущего объединения существовали в 50-е гг.?

Официальной датой начала оформления европейской интеграции принято считать 1951 г. С каким событием это связано?

В мае 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС или «Общий рынок»). Какие международные организации руководили деятельностью «Общего рынка»?

Третьим европейским сообществом, созданным в 50-е гг. стал Евратом. Какие функции выполняла эта организация?

Первым общеевропейским консультативным политическим органом стал Европейский совет (1949 г.). Какие органы действовали в его составе? Какое значение имела его деятельность в условиях «холодной войны»?

Раскройте основные положения плана Р. Плевена и условия договора, учреждавшего Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) в 1952 г. Почему попытка создания ЕОС закончилась провалом?

Какие изменения произошли после подписания в 1954 г. Парижского соглашения в образованном в 1948 г. ЗС.

Какую роль в углублении экономических взаимосвязей капиталистических государств играли транснациональные корпорации (ТНК)?

Проследите этапы работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Какую роль в политике континента играет деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)?

Официальное создание экономического и валютного союза в Европе относят к 1 июля 1990 г., когда вступил в силу Единый европейский акт. Что предусматривал этот документ?

Детально проанализируйте этапы экономической и валютной интеграции:

  1. 1 июля 1990 - 31 декабря 1993 г. – создание ЕС;
  2. 1 января 1994 – 31 декабря 1998 г. – учреждение Европейского валютного института:
  3. С 1 января 1999 г. – 1 января 2002 г. - введение единой европейской валюты (евро).

Раскройте функции центральных управленческих структур ЕС: Европарламент, Европейский совет, Совет министров, Европейская комиссия, Европейский суд.

Источники:

1. Сергеев Ю.В. Новейшая история. Подробности. М., 2000. гл. 4 У истоков экономической интеграции Европы, гл. 28. Углубление интеграционных процессов в Европе.

2. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 225-227.

Литература.

1. Бейлс Д. Открытые вопросы расширения ЕС // Intern.Politik. 1997 №12. С.46-51.

2. Глинкина Г.П., Куликова Н.В. Глобальный кризис и его особенности в новых странах - членах ЕС // Новая и новейшая история 2010 № 2.

3. Европа. ХХI век. Европа и США перед вызовом терроризма: Сб. науч. тр. 2003. №1.

4. Европейский интеграционный процесс после Второй мировой войны, институты европейских сообществ (опорный методический материал) // Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 152-153.

5. Европейские сообщества по единому европейскому акту 1986 г., Европейский союз по договору 1992 г. (опорный методический материал) // Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. Ч. 3. М., 2000. С. 330-331.

6. Европейский союз на рубеже веков. М., 2000.

7. Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Америки. Конец XX – начало XXI века. М., 2004. С. 18-24.

8. Загорский А.В. Хельсинский процесс. М., 2005.

9. История новейшего времени стран Европы и Америки 1945-2000. под ред. Е.Ф. Язькова М., 2003. Ч. 1.пар. 3; Ч. 2. пар. 4; Ч. 3. пар. 4; Ч. 4. пар. 2.

10. Кемпе И. Новые соседи ЕС: Стратегия отношений со странами Юго-Восточ. и Восточ. Европы по завершении расширения ЕС // Inter. politik. 2002. № 5. С. 36-46.

11. Костусяк А.В. Великобритания и "Общий рынок": от противостояния к сближению. 1957-1973 годы // Новая и новейшая история 2010 № 4.

12. Курнягин И.С. Жискар Д` Эстен и история европейской интеграции // Вопросы истории. 2005. № 11. С. 151-157.

13. Мирошниченко Н. Политика экономического и социального сплочения в ЕС после Маастрихта // Мировая экономика и международные отношения. 1997 №1. С.108-117.

14. Трухин Б. Н. Современный мир и международная политика. Барнаул, 1998. Гл. 4. пар. 2.

15. Франкенбергер К.-Д. Где кончается Европа? О политической и географической идентичности ЕС // Intern.Politik. 1998 №6. С.20-28.

16. Хьюджез К. Можно ли интегрировать в ЕС государства Центральной и Восточной Европы? Отношения к интеграции стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз // Intern. Politik. 1999. № 4. С. 58-66.

17. Шишков, Ю.В. Европейская интеграция: Западный образец и его отражение в восточном зеркале // Развитие интеграционных процессов в Европе и Россия. 1997. С.174-201.

18. Шмелев Д.В. Народно-республиканское движение во Франции и послевоенная европейская интеграция // Вопросы истории 2009 № 11. С. 37-49.

В IX в. во Франции наступил период раздробленности. Каролинги утратили всякое влияние в стране. В 987 году после смерти бездетного Людовика V Каролинга на совете знати новым королем был избран граф Парижский Гуго Капет (отсюда название династии - Капетинги ). Его отец был самым могу-щественным феодалом Франции.

Первые Капетинги не имели контроля даже над своим доменом (коро-левским феодом). Страну потрясали междоусобные войны. Росло понимание, что эти войны могут прекратить короли. Позиции королей стали укрепляться. В борьбе против герцогов и графов королей поддержали города (они хотели безопасности). Затем королей поддержали священники, крестьяне и рыцари.

Наибольший вклад в дело объединения Франции внесли 4 короля: Филипп II Август, Луи IX Святой, Филипп IV Красивый и Луи XI.

Король Филипп II Август (1180-1223) воспользовался тем, что король Англии Ричард Львиное Сердце был занят в крестовом походе, начал войну с Англией и отвоевал Нормандию. У короля стало крупное земельное владение во Франции, он создал и большое войско.

Король Луи IX Святой (1226-1270) участвовал в последних крестовых походах. Это не помешало ему укреплять Французское королевство. Король стал чеканить обще-французские монеты и создал обще-французский суд, в который мог обратиться любой феодал Франции, которому угрожали войной. До решения суда в течение 40 дней запрещалось начинать войну.

Король Филипп IV Красивый (1285-1314) увеличил территорию королевства: захватил графство Шампань. Королю постоянно были нужны деньги. Он взял деньги взаймы у евреев и выгнал их из страны. Взял деньги в долг у ордена тамплиеров и обвинил его магистра в связях с дьяволом. Руководители ордена были сожжены на костре. Король стал собирать налоги с церковных земель, что вызвало возмущение папы римского. Чтобы получить поддержку французов, король созвал в 1302 г. Генеральные штаты , которые представляли интересы всех трех сословий. Позже Генеральные штаты стали органом представительной власти, который имел право одобрять введение новых налогов.

Сбылось проклятие магистра ордена тамплиеров. Вскоре после казни ма-гистра ордена тамплиеров умер король Филипп IV Красивый, а после его смерти недолго правили его сыновья. Пресеклась династия Капетингов (1328 г.). Совет знати выбрал нового короля из семьи Валуа. В это время в Англии королем был Эдуард III, внук Филиппа IV. Он считал, что имеет больше прав на французский престол, чем Валуа. Династия Валуа были потомками брата Филиппа IV Красивого. Таков был повод к Столетней войне (1337-1453 гг.)

Война шла с переменным успехом. Англичане и их союзники бургундцы захватили большую часть Франции. Перелом в ход войны внесла фран-цузская девушка Жанна д Арк, которая встала во главе французской армии под Орлеаном и добилась его освобождения от власти англичан. Эта победа воодушевила французов, которые стали одерживать победы. Бургундцы перешли на сторону короля Франции. Англичане ушли из Франции.

После победы в Столетней войне Францию охватил подъем. Этим восполь-зовался король Луи XI , который завершил дело объединения страны. Он пос-сорил между собой своих врагов: они начали войну против герцога Бургун-дии, главного противника объединения страны. Герцог погиб, Бургундия потерпела поражение. Затем король разбил поодиночке своих ослабевших врагов.

Создание единого Французского королевства ускорило развитие страны. Франция страна одним из сильных государств в Европе.

Политическое развитие Испании в VIII -ХV вв.

В VIII в. территорию Пиренейского полуострова завоевали арабы, они разгромили Вестготское королевство и подчинили своей власти местное христианское население. Пиренейский полуостров стал частью Арабского халифата. В 750 г. в халифате произошел переворот. Омейяды бежали на Пиренейский полуостров и создали свое государство. В X в. его правитель присвоил себе титул халифа. Так возник Кордовский халифат .

Омейяды поощряли развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли, построили ирригационную систему в засушливых районах. В многолюдных городах Кордовского халифата (в Кордове проживало 500 тыс.чел., таких городов тогда в Европе не было) процветали ремесло и торговля. Кордовский университет был самым знаменитым в Европе. Однако христиане, не желавшие менять веры, были обложены податями. Христианам такая политика халифов не нравилось. Они постоянно обращались к папе римскому с просьбами организовать крестовые походы и освободить их землю от арабов - мавров. Ослабляли халифат и мятежи наместников, которые отказывались повиноваться халифу.

Реконкиста (обратное завоевание) началась в 718 г., с момента арабского завоевания. Она активизировалась при Карле Великом. В IX в. в ходе реконкисты франки опирались на единственное государство христиан на севере полуострова –Астурию. В X в. крестоносцы смогли отвоевать у арабов крайний север полуострова. Астурия, Леон и Галисия были объединены в королевство Леон.

В первой половине XI в. в Кордовском халифате началась междоусобная война, в итоге которой он распался (1031 год). Этим воспользовались крестоносцы и начали наступление на Кордову. Им удалось захватить более половины полуострова (Толедо, Мадрид). Вскоре между бывшими союз-никами началась междоусобная война. Страна басков вместе с соседней областью Гарсией была провозглашена королевством Наваррой. В 1057 г., после непродолжительного подчинения Наварре королевство Леон выде-лилось и объединилось с Кастилией в королевство Кастилию. В 1076-1134 г. королевство Наварра было соединено с Арагоном, но потом снова стало самостоятельным. Из Испанской марки было создано маркграфство Барселона, или Каталония.

Призванные севильским эмиром из Африки Альморавиды благодаря победам в 1086 г. и 1108 объединили арабскую Испанию. Но на помощь христианам пришли крестоносцы. Король Арагона заключили брачный со-юз с наследницей Кастилии и временно (до 1127 г.) соединил оба коро-левства, приняв титул императора Испании. В 1118 г. он завоевал Сарагосу и сделал ее своей столицей. Позже наследница короля Арагона вышла замуж за правителя Каталонии.

В 1147 г. Альморавиды, свергнутые Альмохадами, обратились за помощью к христианам. Против Альмохадов, подчинивших южную Испанию, успешно сражались испанские рыцарские ордена, которые одержали победу при Лас-Навас-де-Толоза (16 июля 1212), за которой вскоре последовало падение власти Альмохадов.

В начале XIII в. начался новый этап Реконкисты. Король Кастилии завоевал Кордову, Севилью и Кадикс. Мусульмане тысячами переселялись в Африку и в Гранаду, или Мурсию, но и эти государства должны были признать главенство Кастилии. Оставшиеся под кастильской властью му-сульмане принимали религию и обычаи победителей; многие богатые и знатные арабы, приняв крещение, переходили в ряды испанской арис-тократии.

Между участниками Реконкисты вновь вспыхнула война, так как они не смогли мирно поделить захваченные у арабов земли. Бушевали и междо-усобные войны. Дворянам, городам и сельским общинам удалось получить особые права. Стали собираться кортесы.

Реконкиста продолжалась и в XIV в. В начале XV в. представители королевской династии в Леоне захватили власть в Кастилии. Но здесь междоусобицы удалось прекратить только королеве Изабелле. В 1469 г. она заключила брачный договор с королем Сицилии Фердинандом. После смерти отца в 1479 г. он стал королем Арагона. Так было создано Испанское королевство, у которого было два правителя.

Вскоре начался заключительный этап Реконкисты. В 1492 г. Гранада сда-лась после того, как Изабелла и Фердинанд пообещали мусульманам, что мавры и дальше могут свободно проживать в Гранаде. Но правители Испании нарушили свое обещание: они решили укрепить свою власть, изгнав из страны евреев и арабов. Они пригласили инквизицию (специальный суд церкви). В едином королевстве стали созываться кортесы , представительные органы власти. Они должны были утверждать новые налоги.

Так на карте Европы появилось еще одно крупное королевство.

Кризис XIV в.

В начале 1340-х гг. в Азии началась пандемия чумы. Из Турции она пришла в Европу. За 5 лет умерли 30 млн.чел. Самые большие потери были во Франции - 8 млн.чел. «Черная смерть» вызвала серьёзные последствия во всех сферах жизни общества. Стало не хватать работников-крестьян, поэтому после мощных восстаний крестьян феодалы Западной Европы согласились на выкуп крестьянами своих повинностей.

В Центральной и Восточной Европе таких восстаний не было, поэтому там установилось крепостное право.

В политической сфере произошло усиление королевской власти (все сплотились вокруг королей перед лицом «черной смерти»). Стали уста-навливаться абсолютистские порядки. В Европе наступил третий период Средневековья.

Людовик XIII умер в 1643 г. Наследнику престола, Людовику XIV, не было еще пяти лет. Регентшей при нем была назначена его мать Анна Австрийская, а фактическим правителем стал ее фаворит, преемник кардинала Ришелье на посту первого министра, итальянец кардинал Мазарини. Прозорливый и энергичный государственный деятель, продолжатель политики Ришелье, Мазарини в течение 18 лет (1643-1661) неограниченно правил Францией. Регентство началось, как это обычно бывало и ранее в периоды несовершеннолетия королей, с повышенных претензий высшей знати, особенно «принцев крови» (дяди короля - Гастона Орлеанского, принцев Конде и Конти и др.), на долю в дележе государственного добра. Мазарини принужден был ограничить аппетиты этих вельмож, а также умерить проявлявшуюся по отношению к ним щедрость Анны Австрийской, так как участие в Тридцатилетней войне и борьба с внутренней оппозицией исчерпали финансовые ресурсы Франции. Дворцовый «заговор вельмож» во главе с герцогом Бофором, имевший целью устранение Мазарини и прекращение войны с империей, был легко подавлен. Вельможи на время притихли. Но в стране росла гораздо более грозная оппозиция. Крестьянско-плебейские восстания приобрели огромный размах еще при Ришелье, особенно в 1635 г. Мазарини в 1643-1645 гг. пришлось иметь дело с новой волной восстаний. В юго-западные провинцииФранции, в частности в область Руэрг, против восставших крестьян приходилось направлять крупные военные силы. Вместе с тем Мазарини, изыскивая новые источники доходов для завершения войны, ввел ряд налогов, вызвавших недовольство широких кругов буржуазии, особенно парижской, и отбросивших ее в лагерь оппозиции. Сверх того, потребовав с членов парламента дополнительный побор за признание наследственности их должностей, он задел право собственности «людей мантии» на их должности и тем лишил абсолютизм поддержки влиятельного судейского чиновничества. Только «финансисты» процветали еще более, чем прежде. «Люди мантии» во главе с членами парижского парламента, раздраженные политикой Мазарини и вдохновленные к тому же вестями об успехах английского парламента в войне с королем, пошли временно на союз с широкими кругами недовольной буржуазии, на путь разрыва с абсолютизмом, на путь блока с народными антифеодальными силами.

Так начался серьезный кризис феодально-абсолютистской системы, известный под названием Фронды (1648-1653). Историю Фронды делят на два этапа: «старую», или «парламентскую», Фронду 1648-1649 гг. и «новую», или «Фронду принцев», - 1650-1653 гг.

На первом этапе парижский парламент выдвинул программу реформ, несколько напоминающую программу английского Долгого парламента. Она предусматривала ограничение королевского абсолютизма и содержала пункты, отражавшие интересы не только парламентских «людей мантии», но и требования широких кругов буржуазии и чаяния народных масс (введение налогов только с согласия парламента, запрещение ареста без предъявления обвинения и др.). Благодаря этому парламент получил широчайшую поддержку в стране. Ссылаясь на решения парламента, крестьяне повсюду прекращали уплату налогов, а заодно кое-где и выполнение сеньориальных повинностей, с оружием преследовали агентов фиска.


Мазарини попытался обезглавить движение и арестовал двух популярных лидеров парламента. В ответ на это 26-27 августа 1648 г. в Париже вспыхнуло массовое вооруженное восстание - за одну ночь возникло 1200 баррикад. Это было уже значительное выступление революционногонарода, заставившее трепетать двор. В эти бурные дни баррикадных боев парижские буржуа сражались против королевских войск плечом к плечу с беднотой. В конце концов правительству пришлось освободить арестованных. Через некоторое время оно издало декларацию, принимавшую большую часть требований парижского парламента.

Но втайне Мазарини готовился к контрнаступлению. Чтобы освободить французскую армию от участия в военных действиях вне страны, он всеми силами стремился ускорить подписание Вестфальского мира, даже в ущерб интересам Франции. Вскоре после подписания мира двор и правительство неожиданно бежали из Парижа в Рюэль. Находясь вне мятежной столицы, Мазарини отрекся от всех данных парламенту и народу обещаний. Началась гражданская война. Королевские войска осадили в декабре 1648 г. Париж. Парижане превратили свою буржуазную гвардию в широкое народное ополчение и мужественно сражались более трех месяцев. Некоторые провинции - Гиень, Нормандия, Пуату и др. - активно поддерживали их. Деревни вооружались для войны против мазаринистов, и крестьяне то тут, то там, в частности и в окрестностях Парижа, вступали в схватки с королевскими войсками и жандармами.

Во время осады Парижа скоро возникла между буржуазией и народом трещина, которая стала быстро расширяться. Голодная парижская беднота поднимала бунты против хлебных спекулянтов, требовала конфискации их имуществ на нужды обороны. Из провинций в парижский парламент поступали сведения об усилившейся активности народных масс. Парижская пресса своим радикализмом и нападками на существующие порядки пугала законопослушных парламентских чиновников. Особенное впечатление произвело на них полученное в феврале 1649 г. известие о казни в Англии короля Карла I. К тому же некоторые парижские листовки прямо призывали поступить с Анной Австрийской и Людовиком XIV по английскому примеру. Плакаты на стенах домов и уличные ораторы призывали к установлению во Франции республики. Даже Мазарини опасался, что события могут пойти во Франции английским путем. Но именно перспектива углубления классовой борьбы и напугала руководящие круги буржуазии во главе с парижским парламентом.

Парламент вступил в тайные переговоры с двором. 15 марта 1649 г. был неожиданно оглашен мирный договор, являвшийся в сущности капитуляцией парламента. Двор торжественно въехал в Париж. Парламентская Фронда окончилась. Это не было подавлением вспышки буржуазной оппозиции силами правительства: буржуазия сама отказалась от продолжения борьбы и сложила оружие.

Таким образом, история парламентской Фронды 1648-1649 гг. наглядно продемонстрировала, что в середине XVII в. во Франции уже имело место заметное несоответствие между новыми производительными силами и старыми, феодальными производственными отношениями, но это несоответствие пока еще могло вызвать только отдельные революционные движения, породить отдельные революционные идеи, но не революцию.

«Новая» дворянская Фронда 1650-1653 гг., искаженный отголосок «старой», была попыткой кучки вельмож использовать для своих частных ссор с Мазарини не остывшее еще в Париже и других городах возмущение народа, покинутого буржуазией. Впрочем, отдельные радикальные элементы французской буржуазии пытались активно действовать и в годы новой Фронды. Особенно характерны были в этом отношении события в Бордо. Там дело дошло до установления подобия республиканского демократического правительства; лидеры движения находились в тесных сношениях с английскими левеллерами и заимствовали для своих программных документов их идеи, в том числе требование всеобщего избирательного права. Но это был только изолированный эпизод.

В деревне Фронда принцев не рисковала играть с огнем, напротив, отряды фрондеров во всехпровинциях производили чудовищную расправу с крестьянством; в этом отношении они делали общее дело с правительством Мазарини. Междоусобная война закончилась тем, что двор договорился с мятежными вельможами поодиночке, дав одним богатые пенсии, другим - доходные губернаторства, третьим - почетные титулы. Мазарини, дважды вынужденный покидать Париж и Францию и дважды возвращавшийся в столицу, в конце концов укрепил свое политическое положение и стал более сильным, чем когда-либо прежде.

Некоторые требования феодальной Фронды отражали не только частные интересы вельмож, но и настроения более широких кругов дворянского класса. Сущность их: а) уничтожить «узурпацию» королевской власти первым министром (дававшую всегда повод к борьбе фракций при дворе и, следовательно, мешавшую консолидации дворянства); б) уменьшить права и влияние парламентов и вообще всей бюрократии; в) вырвать из рук откупщиков и вообще «финансистов» ту гигантскую долю прибавочного продукта, которую они захватывали, и таким образом урегулировать финансовую проблему, не ущемляя доходов придворного и военного дворянства; г) увеличить получаемую сельскими дворянами долю крестьянского прибавочного продукта, перенеся государственное обложение в большей мере, чем прежде, на торговлю и промышленность; д) запретить исповеданиепротестантизма, который вызывал раскол в среде дворянства и давал лишний повод буржуазии и народу не повиноваться властям.

Эта дворянская программа и стала в дальнейшем программой всего царствования Людовика XIV. Опьяненный победой, абсолютизм после Фронды начал меньше считаться с буржуазией как потенциальной общественной силой и сильнее поддавался реакционным настроениям феодального дворянства. На первых порах осуществление этих дворянских требований привело к тому, что во Франции наступил «блестящий век» «короля-солнца» (как называли придворные льстецы Людовика XIV), в дальнейшем же оно ускорило гибель французской монархии.

Уже в правление Мазарини в ближайшие годы после Фронды указанные дворянские принципы стали проводиться в жизнь, однако сначала довольно сдержанно. С одной стороны, международная обстановка еще оставалась крайне напряженной: Франция должна была продолжать войну с Испанией. Для победы над Испанией пришлось пойти на союз с кромвелевской Англией, хотя втайне Мазарини мечтал совсем о другом - об интервенции в Англии для восстановления Стюартов. С другой стороны, внутри Франции, до предела истощенной к концу 50-х годов, назревали новые оппозиционные выступления, сплетавшиеся с остатками Фронды. В городах разных районов Франции не прекращались плебейские движения. В провинциях происходили самочинные съезды (ассамблеи) отдельных групп дворянства, которые правительству иногда приходилось разгонять силой. Дворяне порой брали на себя роль вооруженных «защитников» своих крестьян от солдат и агентов фиска, фактически увеличивая под этим предлогом размеры крестьянских платежей и повинностей в свою пользу. В 1658 г. в окрестностях Орлеана разразилось крупное и с трудом подавленное крестьянское восстание, прозванное «войной саботье» (сабо - деревянная крестьянская обувь). Между прочим, это событие было одной из причин, заставивших Мазарини отказаться от довершения разгрома Испании и поспешить заключить Пиренейский мир 1659 г.

Военные силы Франции полностью освободились. Их не понадобилось употреблять и для вмешательства в английские дела, ибо после смерти Кромвеля в Англии произошла в 1860 г. реставрация Стюартов - на престол вступил Карл II, всецело преданный Франции, в которой он провел почти все годы своей эмиграции. Наконец, французский абсолютизм, достигший наибольшего могущества, мог пожать и плоды внутренних побед. Можно было широко удовлетворить пожелания и требования господствующего класса - дворян.

К началу XX столетия Франция по-прежнему оставалась одной из наиболее мощных по экономическому потенциалу держав мира. Интенсивно проходила модернизация французской индустрии, в том числе формирование новых отраслей - алюминиевой, химической, цветных металлов. По объему продукции тяжелой индустрии Франция занимала тогда второе место в мире, по производству автомобилей - первое. Чрезвычайно бурно в эти годы развивалось металлургическое производство. Началось все более широкое производственное использование электрической энергии. Франция оставалась лидером Европы по использованию водной энергии. Возросли грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте, увеличилась общая длина железных дорог в стране. Их протяженность в начале века составила уже более 50 тыс. км (Фракция занимала четвертое место в мире после США, России и Германии). Французский торговый флот насчитывал почти полторы тысячи судов общим тоннажем 2 млн. тонн (пятое место в мире). Всемирная выставка в Париже в 1900 г. продемонстрировала высокий уровень французской научно-технической мысли.

Одновременно все более очевидным становилось и нарастание тревожных тенденций в развитии французской экономики . За период 1870-1913 гг. французское производство в целом выросло в три раза, но в те же годы мировое производство увеличилось в пять раз. По этому суммарному показателю Франция переместилась со второго на четвертое место, уступив стремительно набирающим темпы промышленного роста США и Германии. Отставание Франции не носило фатальный характер. Более того, французская экономика, не пережившая столь стремительного взлета на рубеже веков, оказалась менее уязвима для циклических кризисов перепроизводства, приобретавших в этот период мировой, универсальный характер. Кризис 1900 г. сказался, главным образом, на развитии металлургической промышленности, переживавшей бум в предыдущие годы. К 1905 г. уровень производства был не только восстановлен, но и значительно возрос. Причем он почти целиком обеспечивался внутренним спросом. Сравнительно легко пережив кризис 1907 г., французская экономика вступила накануне первой мировой войны в период дальнейшего устойчивого роста. Так, производство стали в 1909-1913 гг. выросло на 54 %. По добыче железной руда Франция вышла в эти годы на третье место в мире, по разработке бокситов - на первое. Однако эти успехи все же не позволили Франции добиться таких же темпов роста, как ее основным конкурентам на мировой арене.

Главной причиной относительного замедления темпов экономического развития Франции была структурная специфика французской экономики. Значительное место в отраслевой структуре французской индустрии занимало производство средств потребления. Ювелирные изделия, парфюмерия, обувь, мебель, текстильные изделия оставались наиболее предпочтительными видами экспорта. Лишь накануне первой мировой войны, встав на путь милитаризации экономики, Франция достигла существенных успехов в наращивании продукции машиностроения, судостроении, строительной промышленности. Но при этом более 80 % станков по-прежнему ввозилось из-за границы.

Процесс концентрации промышленного производства во Франции привел к образованию на рубеже XIX-XX вв. мощных монополистических объединений - металлургического синдиката «Комитэ де форж», сахарного и керосинового картелей, военного концерна «Шнейдер Крезо», автомобильных трестов «Рено» и «Пежо», химического концерна «Сен-Гобен». Тем не менее мелкая промышленность в целом преобладала - в 1900 г. 94 % всех предприятий имели от 1 до 10 работников. По-прежнему значительные масштабы сохранял и некапиталистический сектор. По материалам переписи 1906 г. из 2,3 млн. предприятий только 76,9 тыс. были капиталистическими, из которых лишь 9 тыс. являлись предприятиями индустриального типа, тогда как остальные были мануфактурами.

Несмотря на общий рост промышленного производства, в начале XX в. в сельском хозяйстве во Франции было занято более 40 % населения. Аграрный сектор переживал затяжной кризис, начавшийся еще в 80-е годы XIX столетия. Парцеллярный характер крестьянского землевладения препятствовал формированию экономически эффективных, рентабельных хозяйств. В 1908 г. 38 % крестьянских семей владели земельными наделами менее 1 га. Мелкие хозяйства не давали возможность крестьянам сосредоточить инвестиционные средства, достаточные для технической модернизации производства. Стоимость продукции оказывалась слишком высокой (например, французская пшеница стоила в 20 раз дороже, чем американская). Низкая рентабельность сельскохозяйственного производства стала причиной сокращения площадей виноградников и посевов зерновых культур. Рост животноводства, производства фруктов и овощей не мог компенсировать общие потери аграрного сектора.

Чем больше росли противоречия в развитии реального сектора французской экономики, тем более важной в обеспечении доходов национального бюджета и частного предпринимательства оказывалась роль финансовой системы. Франция уверенно лидировала по уровню централизации банковского капитала. Из 11 млрд. франков общей суммы вкладов внутри страны 8 млрд. сосредоточились в пяти крупнейших банках. Четыре из них обладали монополией на выпуск ценных бумаг. При этом сложилась чрезвычайно разветвленная система банковских отделений, охватившая всю территорию страны и позволявшая привлекать клиентуру из самых дальних регионов.

В начале XX века из 40 млн. французов - 2 млн. были вкладчиками национальных банков. В результате складывалась мощная кредитно-финансовая система, способная обеспечить высокий уровень доходности капиталовложений. Но основной разновидностью финансовых операций стало не промышленное инвестирование внутри страны, а экспорт капитала. Подобная тенденция была универсальной для эпохи монополистического капитализма, но во Франции она приобрела гипертрофированный характер. К 1914 г. из 104 млрд. франков, в которых оценивались ценные бумаги на французском финансовом рынке, лишь 9,5 млрд. приходилось на национальную промышленность. Остальная масса ценных бумаг предоставляла ссудный капитал, преимущественно - зарубежные капиталовложения. Доходность иностранных вложений (4,2 %) превышала доходность внутренних ценных бумаг (3,1 %). Неудивительно, что в таких условиях за период с 1880 по 1914 г. французские капиталовложения за границей утроились и составили 60 млрд. франков. По этому показателю Франция вышла на второе место в мире после Великобритании. Основной сферой размещения капитала были Россия, Испания, Португалия, Австро-Венгрия, Турция. Причем в структуре капиталовложений преобладали централизованные ссудные займы, а не инвестиции в иностранную промышленность.

Такое своеобразное ростовщичество стало отличительной чертой французской экономической системы в начале XX в. Оно не только питало гигантские состояния финансовой элиты, но и обеспечивало существование сотен тысяч мелких рантье. Негативным последствием такой практики явилась угроза инвестиционного голода в самой французской промышленности, чрезмерная зависимость национальной экономики от благополучия финансовой системы. Последствия такой зависимости станут очевидны уже после первой мировой войны.

После подавления Парижской коммуны во Франции свирепствовала политическая реакция. Разногласия в лагере монархистов стали причиной победы в 1875 г. сторонников республики при голосовании в Национальном собрании. В 1875 г. была принята конституция Третьей республики . По ней высшая власть в гос.-ве принадлежала президенту, палате депутатов и сенату. Президент избирался на 7 лет. Двухпалатному Национальному собранию принадлежала законодательная власть. Палата депутатов и Сенат на совместном заседании назывались Конгрессом.

· В 1879 году пост президента занял умеренный республиканец Жюль Греви, Республиканцы перевели правительство из Версаля в Париж. Марсельезу сделали национальным гимном, провозгласили национальным праздником Французской республики 14 июля, день взятия Бастилии.

1880 год - закон об амнистии участникам Парижской коммуны, о свободе собраний, печати и т.д.. 1884 – закон о легализации профсоюзов и ограничение эксплуатации детей и женщин. Но постоянно возрастали косвенные налоги, протекционистские ввозные пошлины. Поэтому популярность падала. Боролись против влияния церкви на школу и за роспуск иезуитских конгрегаций. В начале 80-х были реформы по введению всеобщего бесплатного обязательного светского обучения. На выборах 1881 года республиканцы выиграли, но от них отделились радикалы.

Политические кризисы. Среди политических скандалов конца 19 в. выделяется т.н. «дело Буланже». Спекулируя на широком недовольстве различных групп населения, генерал Жорж Буланже завоевал себе популярность и развернул массированную кампанию против республиканского правления под эгидой реваншистских идей. На дополнительных выборах в Париже в январе 1889 Буланже нанес решительное поражение официальному правительственному кандидату. Толпа требовала, чтобы генерал арестовал правительство, но он не решился на такой шаг. промедлением воспользовались республиканцы. Они изменили закон о выборах. Правительство пригрозило генералу арестом, и он бежал за границу.

Дело Дрейфуса и его последствия. В 1894 капитан Альфред Дрейфус был арестован по обвинению в государственной измене. Этому аресту и разыгравшейся на его почве трагедии способствовали многие другие факторы, включая растущий антисемитизм. Во время следствия были вскрыты свидетельства утечки информации к германскому военному атташе и факты причастности к преступлению ряда офицеров Генерального штаба. Дрейфус был осужден, признан виновным и приговорен к пожизненной каторге. Однако постепенно появлялись сомнения в справедливости приговора, и началась кампания за его пересмотр. Дело получило огласку, в него оказались втянуты многие общественные деятели. Критики этой истории добились доступа к некоторым документам, и выяснилось, что виноват был другой офицер. Поворотный момент в разбирательстве наступил, когда главный свидетель полковник Анри признал, что подделал документы, и покончил жизнь самоубийством.

Дело Дрейфуса глубоко потрясло весь цивилизованный мир. Франция приобрела репутацию страны, разрушаемой мощными силами милитаризма, клерикализма и антисемитизма. Решение о пересмотре дела было вынесено правительством, которое с 1899 возглавлял Рене Вальдек-Руссо.

Радикалы у власти. 1901год – объединение радикалов в единую республиканскую партию радикалов и радикал-социалистов. Официальная программа была утверждена на конгрессе в Нанси. Это борьба с клерикализмом, отделение церкви от государства, установление светского образования, установление прогрессивного подоходного налога, демократизация институтов власти, реформа армии и снижение срока службы. Кабинет Комба (1902-1905) в 1902 году выпустил декрет о закрытии 125 школ, основанных конгрегациями, а в 1904 запретил конгрегационное обучение вообще. В 1906 году радикал Саррьен возглавил кабинет, куда вошли Бриан и Клемансо (защитник интересов буржуазии). Активная борьба с революционным движением.

В то время, как правительство вело дело к отделению церкви от государства в 1905, социалисты оживленно обсуждали вопрос о своем участии в коалиционных правительствах.

Жюль Гед, лидер социалистов в парламенте, утверждал, что участие Мильерана в правительстве Вальдека-Руссо не способствует достижению важных социальных льгот для трудящихся и вместо политической борьбы толкает их на выступления в составе профессиональных объединений. Об этом вспомнили, когда профсоюзы включились в борьбу за права трудящихся, начиная с всеобщей забастовки 1 мая 1906. Период интенсивной деятельности профсоюзов достиг апогея во время массовой забастовки железнодорожных рабочих в 1910, которая могла перерасти в «революцию», однако премьер-министр Аристид Бриан беспощадно расправился с забастовщиками. Численность социалистической партии возросла, и после выборов 1914 она получила значительное число голосов в палате депутатов. Однако борьба этой партии за социальные реформы была приостановлена из-за разразившейся войны.

32. Международные отношения последней трети XIX – начала XX вв. (создание Тройственного союза, Антанты, кризисы).

Система МО . К концу XIX в. система международных отношений в результате раздела мира между европейскими державами имела глобальное значение. Борьба за передел сфер влияний стала органической частью взаимоотношений между европейскими странами.

После франко-германской войны 1870 г. соотношение сил следующее:

1. Франция ослабла, но продолжает расширять колонии и готовиться к реваншу;

2. Германия – 2-е место по объему промышленности, добивается гегемонии в Европе и «места под солнцем» во всем мире;

3. Россия – воспользовалась ситуацией, чтобы избавиться от поражения в Крымской войне;

4. Великобритания вынуждена предоставить своим колониям права доминионов + ищет союзников в Европе;

5. Австро-Венгрия – усилила экспансию на Балканах;

Военные столкновения происходили почти непрерывно. Войны и конфликты стимулировали гонку вооружений. Напряженность между державами возрастала.

Бисмарк – инициатор сближения России, Германии и Австро-Венгрии.

Союз трёх императоров ", 1873 г. союз между Россией, Германией и Австро-Венгрией, оформленный рядом соглашений, заключённых в 1873-84. Обострение англо-русских отношений в Средней Азии и на Ближнем Востоке толкало Россию к сближению с Германией и Австро-Венгрией. Германия, проводя политику нажима и угроз по отношению к Франции, была заинтересована в улучшении отношений с Россией. Австро-Венгрия надеялась заручиться поддержкой Германии на случай столкновения с Россией на Балканах и вместе с тем договориться с Россией о разделе сфер влияния в этом районе.

В 1875 союз был серьёзно поколеблен. Поддержка, оказанная Бисмарком Австро-Венгрии в период рус.-тур. войны 1877-78 и особенно при пересмотре Сан-Стефанского мирного договора 1878, также вызвала недовольство России. В 1879 был заключён секретный австро-германский союз, направленный против России. Этот договор положил начало формированию одной из двух коалиций, столкнувшихся в 1914 г.

Однако, стараясь задержать сближение России с Францией, Бисмарк предложил возобновить "С. т. и.". 6(18) июня 1881 в Берлине был подписан новый договор трёх императоров. Стороны обязывались соблюдать благожелательный нейтралитет в случае войны одной из них с другой державой.

Добиваясь изоляции Франции, Бисмарк поощрял притязания Италии в отношении Франции. Австро-Венгрия считала Россию своим основным противником. В 1882 г. был заключен Тройственный союз , военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, который положил начало разделу Европы на враждебные лагери, сыграл важную роль в подготовке и развязывании первой мировой войны 1914-1918. Было создано ядро агрессивной военной группировки в Европе, направленной против России и Франции. Германии, Австро-Венгрии и Италии взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран. Германия и Австро-Венгрия обязались оказать Италии помощь в случае, если она «без прямого вызова с её стороны подверглась бы нападению Франции». Италия должна была сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Австро-Венгрии отводилась роль резерва на случай вступления в войну России.

В ответ на создание Тройственного союза в 1891-93 оформился русско-французский союз, в 1904 было заключено англо-французское, в 1907 англо-русское соглашения, образовалась Антанта. Антанта завершила размежевание великих держав накануне Первой мировой войны. Создание Антанты было реакцией на усиление Германии и попыткой не допустить её гегемонии на континенте, первоначально со стороны России (Франция изначально занимала антигерманскую позицию), а затем и со стороны Англии. Последняя перед лицом угрозы германской гегемонии была вынуждена оставить традиционную политику «блестящей изоляции» и перейти к - впрочем тоже традиционной - политике блокирования против самой сильной державы континента. Особенно важным стимулом для такого выбора Англии послужила германская военно-морская программа, а также колониальные притязания Германии. Безусловно, Антанта открывала широкие возможности сотрудничества в борьбе против Германии, хотя о ней в документе не было сказано ни слова.

В Германии, со своей стороны, такой поворот событий был воспринят как «окружение» и послужил стимулом для новых военных приготовлений, воспринимавшихся как сугубо оборонительные.

По заверениям руководителей держав все договоры тех лет имели благие цели и были направлены на упрочение мира. В конце XIX в. дипломатии удалось избежать ряда военных столкновений - между Германией и Францией; Россией и Англией; Австро-Венгрией и Россией; Францией и Англией.

В 1899 г. в Гааге была проведена конференция мира, в которой участвовало 26 государств. Принятые ее конвенции рекомендовали мирное разрешение международных споров, устанавливали некоторые нормы ведения войны. Во второй конвенции приняло участие 44 государства. Многие положения этих конвенций не утратили значение и сейчас.

Однако государства придерживались конвенций лишь в той мере, в которой это отвечало их интересам. Войны становились все более разрушительные, гонка вооружений усиливалась.

С 1907 г. соперничество Антанты и австро-германского блока стало основным стержнем межгосударственных отношений.