Учимся легко

Учимся легко

» » Как появился наперсток – история создания. История наперстка Промышленное изготовление игл

Как появился наперсток – история создания. История наперстка Промышленное изготовление игл

Если бы в каменном веке существовало патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце» , все изобретатели за последующие тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна. Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь всю историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделана дырка - вот и все изобретение. Но этой же «костью», только из металла, мы пользуемся и сегодня. Спустя некоторое время после создания костяной иглы (очень уж она хрупкая!) стали искать ей замену. В дело пошли терновые шипы, затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные в Европе появились в 14 веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели - просто загибали тупой кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид.

В Россию стальная игла была завезена в 17 веке из Германии ганзейскими купцами. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления. Конечно, и ранее Русь знала иглы - их ковали из бронзы и железа, а для богатых домов и дворцов - серебряные. Но все-таки самыми лучшими оказались стальные.

Из рук безвестных мастериц, державших это нехитрое устройство для шитья, выходили и умопомрачительные наряды модниц всех времен и народов, и тончайшие вышивки-картины, и шитые жемчугами и бисером оклады икон, и повседневная одежда, и детские игрушки...

Порой игла приобретала совершенно новые для нее «специальности». Так, в 16 веке ею стали пользоваться художники для создания офортов. Офорт - это вид гравюры, рисунок которой процарапан на металлической доске, покрытой слоем лака. После нанесения рисунка доску погружают в кислоту, которая разъедает бороздки, оставленные рукой художника. Гравировальная игла очень похожа на обычную швейную, только острие заточено в форме конуса, лопатки, цилиндра.

Возможно, этот вид гравюры родился на свет благодаря тому, что игла была в любом доме, всегда «под рукой». А художнику захотелось получить копии своих произведений с помощью бумаги и литографского камня. Но вырезать на камне резцом - довольно тяжкий труд. Тут и пригодилась игла и кислота, которые значительно облегчили и ускорили дело.

Первые офорты создавали в Германии в 16 веке Альбрехт Дюрер, Д. Хопфер и другие художники. В 17 веке с помощью иглы творили А. Ван-Дейк, А. ван Остаде, X. Рибера и величайший из офортистов Рембрандт. 17 век - работы Дж. Б. Тьеполо, А. Ватто, Ф. Буше, У. Хогарта, Ф. Гойи. В России в это время офорт также завоевывает позиции: с помощью иглы работали А. Ф. Зубов, М. Ф. Казаков, В. И. Баженов и другие. Иглой часто рисовали лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, иллюстрации к книгам, карикатуры. И сегодня эта техника жива, ею пользуются многие современные художники.

Следующая «специальность» иглы - медицина.

Всем нам не раз делали уколы. При этом мы испытывали не совсем приятную встречу с иглой шприца. Это трубочка из нержавеющей стали со срезанным под острым углом концом. Такую иглу используют не только для введения лекарств, но и для отсасывания жидкостей и газов (например, из грудной полости). Специальными иглами хирурги сшивают ткани и органы. В зависимости от назначения эти иглы бывают круглыми, трехгранными, овальными. На конце обычно делается разрезное ушко для нити, поверхность хромируется или никелируется, чтобы игла не ржавела. Глазные (офтальмологические) иглы, с помощью которых, например, сшивают разрезы роговицы, имеют толщину в доли миллиметра. Пользоваться такой иглой можно только с помощью микроскопа!


А иглоукалывание, известное с древнейших времен? В строго определенные точки на теле человека (их насчитывается около 660) вводятся специальные иглы. Они бывают длиной от полутора до двенадцати сантиметров, толщиной 0,3 - 0,45 миллиметра.

Но и этим не исчерпывается «послужной список» нашей скромной труженицы. Когда мы ставим свою любимую пластинку на проигрыватель, мы тоже пользуемся ее услугами. Она нужна и при изготовлении ковров, нетканых текстильных материалов (не случайно один из способов) их получения так и называется - иглопробивной).

Если мы заглянем в «Словарь русского языка», то помимо перечисленных значений найдем там, что слово «игла» означает листья хвойных деревьев, твердые, колючие образования на теле у некоторых животных (есть даже особый тип морских беспозвоночных животных - иглокожие), твердые заостренные кристаллы (например, самый обычный иней), а также острый шпиль здания (у Пушкина - «светла Адмиралтейская игла»).

В прошлом веке существовало так называемое игольчатое ружье. При спуске курка игла прокалывала бумажное дно патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. Вытеснено оно было винтовкой. Есть игольчатые подшипники (разновидность роликовых). Словом, трудно даже просто перечислить все сферы «деятельности» иглы.

Но вернемся к нашей обычной, всем хорошо известной швейной иголке. Оказывается, изготовить ее - дело совсем не простое. Лишь в нескольких государствах мира налажено массовое изготовление этого популярнейшего инструмента. Несколько килограммов высокосортных машинных игл могут стоить дороже прекрасного автомобиля!

Для многих женщин обязательным спутником ручной швейной иглы является наперсток. О его появлении существует красивая легенда... В 17 веке жил в столице Голландии Амстердаме золотых дел мастер Николя Беншонтен. Юноша, как полагается, был влюблен. Приглянулась ему Анита, дочь скупого соседа ван Ранселье. Девушка целыми днями сидела перед окном и вышивала. Искусные руки Аниты словно по волшебству создавали на шелке сказочные замки, невиданные заморские растения, небывалых птиц. Но тонкая игла больно колола пальчик мастерицы. И сердце Николя, видевшего это, каждый раз обливалось кровью. И вот в один из прекрасных дней в дом Аниты слуга принес золотой колпачок с маленькими углублениями на нем. Назначение его было понятно. Но подарок хранил и другой тайный смысл. До этого юноша никогда не говорил Аните о любви. Однако колпачок был сделан с таким мастерством и старанием, что она сразу догадалась об этом...

Так ли было на самом деле или по-другому, сказать трудно. Но факт остается фактом: в одном из архивов Амстердама хранится послание: «Уважаемой госпоже ван Ранселье приношу в дар безделушку моей выдумки и творения, дабы служила она защите ее чудных и работящих пальчиков». Подпись: Николя Беншонтен. Дата послания - 1640 год. Возможно, Беншонтен заново изобрел это нехитрое приспособление для шитья, поскольку известно, что уже в средние века были мастера, занятые изготовлением этих вещиц. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. А самые старые, кстати, золотые. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы, но цвет оставался традиционно желтым. В этом был свой смысл: на этом фоне можно легко различить серебристо-белую иглу.

На Руси металлический колпачок для пальца появился в конце 17 века и быстро завоевал популярность. Между прочим, слово «наперсток» (как его стали называть) не было создано специально для него. Так издавна на Руси называли свинцовые грузики для утяжеления руки при ударе в кулачном бою.

Как название грозного и жестокого оружия перешло к мирному приспособлению для шитья, до сих пор остается загадкой для филологов.

А кстати, почему игла называется иглой? Вот один из вариантов происхождения ее названия. В древние времена волов запрягали в ярмо, которое закрепляли тонкой заостренной с одного конца деревянной палочкой - иглой. Отсюда и перешло название на нашу знакомую. Лингвистическим «родственником» иглы является печально знаменитое слово «иго». Ярмо и хомут - слова тюркского происхождения. А древнеславянское название этой упряжи - иго. В народе ярмо и хомут всегда символизировали угнетение, подневольность. Не случайна поговорка «Была бы шея, хомут найдется». И поэтому страшные годы нашествия и владычества Золотой Орды на Руси получили свое краткое и такое емкое название - иго.

Удивительно, как много значений и предметов несет в себе такое простое слово - игла!

Недавно на побережье Флориды под толстым слоем песка искатели сокровищ обнаружили огромный деревянный сундук с надписью «Сан-Фернандо». Действительно, было такое судно и затонуло оно почти 250 лет назад на пути из Мексики в Испанию с солидной добычей на борту: 150 миллионами серебряных песо. Кладоискатели долго возились над замком, наконец раздался долгожданный щелчок, несколько дрожащих рук откинули крышку, и... жадным взорам предстало древнее сокровище: тысячи, десятки тысяч матросских игл для латания парусов!

Мы продолжаем разговор об истории обычных вещей, и сегодня предмет нашей беседы - наперсток. Как гласит толковый словарь, наперсток представляет собой колпачок, который надевается на палец и защищает его при шитье на руках от укола иглой, кроме того, с помощью наперстка иглу проще протолкнуть сквозь толстую ткань.

Слово «наперсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Имя изобретателя наперстка история умалчивает, наперсток - настолько древнее изобретение, что никаких упоминаний об его создателе до наших дней не сохранилось .

Один из дошедших до наших дней ранних примеров наперстка, сделанный в виде бронзового кольца высотой 16 миллиметров с насечками. Находка сделана на территории России

Понятно, что каждая вещь имеет свои истоки и корни основания. Но заслугу в создании наперстка некому конкретно посвятить - так глубоко уходят исторические сведения о нем. Можно предположить, что его изобретение было на территории древней Руси. Более 30 тысяч лет до н. э. на этих землях жили кроманьонцы, и по раскопкам археологов установлено, что они уже пользовались примитивной одеждой, которую сами и шили. Делали они это при помощи костяных игл, которые были не так удобны в применении, как современные. Поэтому, у них имелись простейшие приспособления - пластины, завернутые в круг, которыми они пропихивали далеко не тонкую иглу в подобие ткани. Именно эти незатейливые детали и можно считать прототипом сегодняшнего наперстка.

Найденное в Прикамье (Россия) кольцо, которым пользовались в качестве наперстка (9-10 вв)

Наперсток с донышком, Россия, 14-16 вв.

Самые первые наперстки, похожие на современных собратьев, относятся к II веку, они были обнаружены на территории Китая и России. В раскопках скифских курганов в Крыму были обнаружены латунные наперстки.

До изобретения швейной машины наперсток был совершенно незаменимым предметом при шитье. Их производили в большом количестве, и до сих пор наперстки разных эпох - одна из наиболее частых находок археологов.
Самые первые наперстки были открыты сверху и не имели донышка. При раскопках встречаются даже простейшие варианты, представляющие собой свернутую в трубочку пластину из металла. По всей видимости, потребности в наперстках в те времена были столь высоки, что даже не всегда было время их обработать. Такие наперстки изготавливали из меди, латуни, бронзы, и даже серебра и золота.

Первое найденное письменное упоминание о наперстках на территории России датируется 17 веком. К этому времени в Европе производство наперстков уже было налажено довольно широко, и были мастера, для которых это был основной вид деятельности. Вероятно, наперстков в то время требовалось настолько много, что спрос на них был постоянно.

Традиционный керамический наперсток с рисунком, который выполняет скорее декоративную роль, Голландия. В наши дни такой наперсток - один из наиболее популярных голландских сувениров, продающийся во всех киосках

А этот наперсток состоит из керамики и металла и очень удобен для шитья

Следует заметить, что к 17 веку наперстки уже зачастую становятся не только необходимым предметом для шитья, но и произведением искусства. С появлением ювелирных наперстков в Европе связывают красивую легенду.


Согласно ей, ювелирный мастер Николай Бентотен из Амстердама влюбился в соседскую девушку, которую звали Анита Ван Ранселье. Девушка искусно вышивала, и целый день была вынуждена просиживать над работой по принуждению скупого отца. Все нежные пальцы девушки были исколоты иглой. Видя страдания любимой, мастер сделал специально для нее маленький золотой колпачок с насечками, который был призван защитить ее пальцы во время шитья, и подарил ей на день ее рождения в 1648 году. Свой подарок он сопроводил посланием, в котором просил барышню принять в дар его изобретение, призванное защищать от уколов нежные и столь трудолюбивые пальцы.


То, что было изобретено данным ювелиром вошло в моду и стало стремительно распространяться по всей Европе. Сначала наперсток появился в Англии, а уже в начале 18 века модная вещица появилась во Франции, Германии и в России, куда ее завезли голландские купцы. И до наших дней сохранились изящные ювелирные шедевры, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой. Для того, чтобы на фоне наперстка была лучше видна серебристо-белая сталь швейной иглы, цвет наперстка старались делать желтым.

Образец ювелирного искусства, предназначенный, скорее, не для работы, а для дорогого подарка

С тех самых пор наперстки стали использовать уже не только по прямому назначению для защиты пальца от уколов иглы. Наперстки становятся настоящим украшением. 18 век принес моду на несессеры - наборы предметов туалета или принадлежностей для шитья, заключенные в специальные контейнеры, которые могли быть разных размеров. Маленькие несессеры являлись своеобразным аксессуаром, их прикрепляли к поясу с помощью цепочки. Наперсток, зачастую сделанный из золота и имеющий богатую отделку, являлся неотъемлемой составляющей частью таких несессеров.

Наперстки, украшенные цветной эмалью

Русские ювелиры также изготавливали наперстки, в 19 веке такие ювелирные наперстки производились в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Устюге, Владикавказе и недалеко от Дербента (произведения знаменитых Кубачинских мастеров)

Прекрасный образец русского ювелирного наперстка, сделанный знаменитыми Кубачинскими мастерами из серебра и украшенный затейливыми чернеными узорами. На наперстке можно увидеть пробу или клеймо мастера

Как использовать наперсток при шитье?

Чтобы шитье с наперстком было комфортным и удобным, прежде всего, нужно правильно подобрать размер наперстка. Наперсток должен сидеть на среднем пальце правой руки так, чтобы он не сжимал палец и в то же время не был слишком большим. Наиболее практичны наперстки из стали, хотя есть и удобные наперстки из пластмассы. Для работы лучше выбирать наперстки с донышком, шитье с ними удобнее, чем с их собратьями. Будьте готовы к тому, что при первых попытках работать с наперстком у вас может возникнуть неловкость в движениях пальцев, вам будет неудобно. Со временем вы привыкните, и это ощущение пройдет.


А вот и мой любимый наперсток. Этот пластмассовый 22 мм экземпляр очень удобно сидит на пальце и, в отличие от металлического, не пытается слететь. Поначалу я никак не могла приноровиться использовать наперсток. Все мои попытки научиться были неудачными, скорость шиться резко уменьшилась.

Несколько раз я пыталась, начинала и снова бросала. Но однажды возникла ситуация, когда отступать было некуда - срочная работа и исколотые в кровь пальцы. Тогда я пересилила себя и вновь попыталась надеть наперсток. И тут случилось невероятное - мне стало с ним удобно ! С тех пор все швы мы делаем только вместе. И вот уже больше 10 лет он помогает мне в работе и поднимает настроение своим веселым оранжевым цветом.

Предыдущая наша беседа была об . Поэтому, если вам понравилась статья, подпишитесь на , ведь истории еще не закончены!


Даже если вы не шьёте сами себе наряды, и не занимаетесь вышивкой, всё равно напёрсток у вас есть. Верный помощник, напёрсток, предохраняет наши пальцы от повреждений иглой. Любая женщина знает необходимость этого маленького помощника, ведь нам приходится сшивать не только тонкие, но и грубые материалы, даже пуговицу пришить на джинсы, и то – потребуется надеть напёрсток.



Какие же они были раньше, напёрстки?
Самые ранние напёрстки, сохранившиеся в разных странах Европы, имеют плоские головки. Такие напёрстки были в IX – X веках, они относятся к периоду Византийской Империи. А маленькие, круглые напёрстки были привезены в Европу из Азии несколько позже.


В середине XIV века в Европе делали напёрстки литые, кованые и чеканные из бронзы или меди. Для них характерна желудеобразная форма головки. Эти образцы хранятся в Музее археологии в Мадриде, где можно увидеть большую коллекцию напёрстков, сделанных испанскими мастерами. В Турции делали бронзовые напёрстки. В тех образцах, которые были обнаружены археологами, можно увидеть даты их изготовления – с X по XVI века.


Всем, кто интересуется искусством, известен период – с XV по XVI столетия, который в истории культуры Италии отмечен расцветом во всех областях художественных ремёсел. В это время портной стал уважаемым человеком в обществе.


Но не только пошив одежды требовал определённые инструменты для работы, а также и возрождающееся в ту пору игловое кружево, то есть кружево, шитое иглой. Этот вид рукоделия был особенно развит в Венеции. Здесь же делали и напёрстки, в создании которых принимали участие и ювелиры, и художники, и мастера по бронзовым изделиям. Напёрстки делали золотые, серебряные, а с XVI столетия стали изготавливать из латуни (сплав меди с цинком). На напёрстках из благородных металлов мастера наносили своё имя и дату изготовления. Напёрстки были необходимым предметом в рукоделии, ведь тогда многие занимались не только шитьём, но и вышивкой.





Вышивку любили все, и одежду она украшала и мужскую, и женскую. Да и вышивали не только женщины, но и мужчины. Примером может быть такая известная личность, как кардинал Ришелье (1585–1642), который всё своё свободное время посвящал этому занятию. Вот поэтому сам напёрсток тоже стал произведением искусства, так как он был нужен всем. Его украшали, им любовались.



В это же время в Англии занялись напёрстками всерьёз. В Букингеме основали фабрику Thread-needle («нитка-иголка»), на которой в числе разных предметов для шитья изготавливали и напёрстки. Англичане делали их из латуни, золота и серебра, украшали мелкими рельефами в виде крошечных кружочков и даже наносили тексты религиозного содержания. Английские напёрстки отличались правильными пропорциями и изящными формами.


В конце XVI века появился новый метод литья, возникли крупные предприятия по изготовлению напёрстков в Исландии. В конце XVII века Кристофер Пинчбек создал новый сплав, который состоял из пяти частей меди и одной части цинка, что позволило создавать напёрстки разными по форме и декоративному оформлению. Появляются напёрстки, которые стали отвечать современному стилю, модному в определённый период.







Золотые и серебряные наперстки


Созданием напёрстков так увлеклись, что изготовление их уже не ограничивалось лишь металлом или сплавами. Напёрстки делали из камня ( , ), стекла, кожи, рога животных, панциря черепахи, перламутра, фарфора, глины, дерева и даже из плотной ткани. Конечно, некоторые из них были лишь предметами, украшавшими интерьер, их называли objets de virtue – милые пустячки, но они были прекрасным подарком для женщины. Среди них были фарфоровые напёрстки, украшенные картинками, изображающими прекрасных дам с галантными кавалерами.


В XVIII столетии эти напёрстки были особенно популярны. Большим спросом пользовались в это время и напёрстки из серебряной филиграни, украшенные эмалью. В целом напёрстки стали в этот период изящнее и стройнее, напоминая изящество и галантность XVIII века. В конце XVIII - в начале XIX века приобрели большую популярность напёрстки-игрушки. Внутри этих напёрстков находились маленькие пузырьки с духами.


Перламутровые напёрстки, которые создавали мастера Франции, были настоящими произведениями искусства, их выполняли в единичном экземпляре, украшали вставками из эмали в виде цветочков или имени владельца напёрстка. Создание уникальных напёрстков привело и к их коллекционированию. А в 1851 году на выставке в Лондонском Хрустальном Дворце напёрсткам была посвящена целая экспозиция.



В Англии о напёрстках есть целые монографии с научными статьями. Во многих странах существуют музеи напёрстков: в Нидерландах, Германии, Шотландии, а в Канаде в Торонто ему поставлен памятник. Вот так, оставаясь постоянным помощником всех портных и вышивальщиц, напёрсток стал произведением искусства.


В наш XXI век напёрстки декорируются иной тематикой, например, портретами известных политиков или сюжетами определённых событий наших дней. Есть в Америке напёрсток, украшенный памятником Аврааму Линкольну, а в Англии – с портретом леди Дианы. Такие напёрстки становятся мечтой коллекционеров или являются сувенирами, которые можно приобрести, побывав в той или иной стране, в которой он создан.



Подобные напёрстки украшают сюжетами из старинных легенд, народных преданий или известных исторических событий, происшедших в стране. Например, в Испании есть напёрстки с изображением монаха-пилигрима, что поясняет туристам о том факте, что в городе Сантьяго-де-Компостелло находится святыня, посещаемая паломниками со времён Средневековья, – гробница святого Иакова, обнаруженная в IX веке. И там же, в Испании, есть напёрстки с изображением корриды – жестокого и захватывающего зрелища.


А как вы думаете, что изобразили на своём напёрстке во Франции?... Да, именно лягушку. Есть и напёрстки фарфоровые, выпускаемые на знаменитой фарфоровой фабрике Лиможе.


В Португалии часто на сувенирных изделиях изображают петушка. Ведь петух для Португалии стал символом справедливости. Рассказывают легенду, что однажды пилигрим из Галиции пришёл посетить святые места в Сантьяго-де-Компостелло, и, находясь в небольшом городке, оказался обвинён по ложному доносу. Ему грозила казнь. Тогда, воспользовавшись случаем, он решил оправдаться перед судьёй в своей невиновности. Но судья не верил ему, и, собираясь в этот момент поужинать жареным петухом, сказал, что поверить пилигриму также невозможно, как невозможно, что этот петух сейчас оживёт. И как вы уже догадались, жареный петух ожил и даже закукарекал. Пилигрим был спасён. Вот поэтому и петух стал символом справедливости.


Кто знает, если люди так долго об этом помнят и пересказывают, возможно, это не просто легенда…


На напёрстках Финляндии из тонкого фарфора любят изображать красивые пейзажи страны и девушек в национальных финских костюмах. Греческие напёрстки украшены героями Эллады, чешские фарфоровые напёрстки украшены розами, национальными орнаментами и знаменитыми замками.



Сейчас во всех странах любят и производят фарфоровые напёрстки-сувениры. Особенно превосходит по разнообразию декора Великобритания. В тематике английских напёрстков фрагменты картин великих художников, сцены охоты, есть напёрстки с необычными формами – в виде домиков, книг и т.д. Есть в Англии и Клуб коллекционеров напёрстков.


Напёрсток был и остаётся важным предметом портновского искусства, с помощью которого создаются шедевры. Но он и сам стал не только произведением искусства, но и свидетелем многих событий, происходивших в разных странах.


Если у вас обычный простой напёрсток, не привлекающий к себе внимания, всё равно вы чувствуете в нём необходимость, он остаётся верным помощником.
















Некогда любая хозяйка имела у себя такой предмет первой необходимости, как наперсток, но сейчас им практически перестали пользоваться. И только в антикварных магазинах иногда можно встретить отдельные экземпляры – миниатюрные произведения искусства. Однако в специализированных магазинчиках некоторых стран вам предложат большой выбор наперстков.

История наперстка берет свое начало со времен древних цивилизаций, это подтверждают находки археологов по всему миру. Правда, его прародитель отличался по форме от современного аналога, но предназначение было то же самое – помогать протолкнуть иглу через ткань, не уколовшись. Наперстки находили во время проведения раскопок Помпеи, а также в скифских захоронениях. Родиной древнейших экземпляров, наиболее похожих на современные, является Китай. Первые китайские наперстки изготавливали из плотной кожи в III веке до н.э. Затем их стали делать из меди, бронзы. Состоятельные люди могли себе позволить наперстки из серебра и золота.

Первые в истории письменные упоминания об этом швейном изделии относятся к XII столетию. Тогда наперстки изготавливали вручную методом ковки или литья из меди, железа, бронзы. В Германии, ставшей лидером по производству этого предмета, была организована гильдия наперсточников. Они закрепили за собой право изготавливать наперстки из латуни. Произошло это в XIV веке, после чего процессы производства с годами только совершенствовались.

Фабричный выпуск наперстков начался в XIX веке. В это же время зарождается традиция преподносить в качестве подарка особо красивые изделия. Отсюда и появился спрос на эксклюзивные наперстки, выполненные из драгоценных металлов, украшенные росписью, камнями и эмалью. В дореволюционной России этот предмет для шитья преподносили в качестве подарка женихи своим невестам, по которому судили о материальном положении суженого.

С появлением оригинальных экземпляров наперстки становятся предметом для коллекционирования. Возникло новое понятие – коллекционный наперсток. Такое изделие не использовали по его прямому назначению.

В XIX-XX столетиях появилось огромное количество всевозможных наперстков, изготовленных из фарфора, золота, слоновой кости, серебра, которые украшались различными способами в зависимости от фантазии и умения мастеров.

Появление швейной машинки привело к резкому падению славы наперстка, теперь он является больше предметом для коллекционирования. Однако и сегодня он может оказать верную службу портному и домохозяйке.

Принимая во внимание археологические находки, можно утверждать точно, что история швейных игл начинается достаточно давно, поскольку ими пользовались люди, жившие еще до нашей эры — 40 000 лет назад. Неизвестно, правда, кто именно их придумал и создал, но зато есть данные о том, когда и где появились первые металлические швейные иглы, до этого они были костяными.

Самые древние швейные иглы, изготовленные из металла, археологи обнаружили в Баварии, в Манчинге. Установлено, что время их изготовления – 3 век до нашей эры. Однако не исключена возможность того, что иглы туда могли просто завезти. Ушко швейной иглы того времени было совершенно не таким, как сейчас (привычная для нас — дырочка для нити), просто тупой конец иглы был загнут, образуя таким образом колечко, через которое и проходила нить. Считается, что игла, обнаруженная в Китае, была первой швейной иглой, которую выполнили из стали. И было это в X веке до нашей эры.

Существует две версии того, как швейные иглы попали в Европу. Согласно одной версии, они были завезены в VIII веке людьми мавританского племени, а если придерживаться другой, то иглы в XIV веке привезли арабские купцы.

Важным событием в истории швейных игл стало изобретение дамасской стали, именно из нее стали делать иглы нового поколения. В Европе было открыто в 1370 году первое производство, на котором стали производить швейные иглы (были они без ушка). Делали их вручную, методом ковки. Производство швейных игл повысило свои объемы после того, как для создания проволоки, в Европе стали применять метод волочения (XII век).

В XVI веке (в Германии) метод волочения проволоки становится механизированным (сделать это удается при помощи гидродвигателя), и в изготовлении швейных игл происходит революция. В то время основные производства были расположены в Германии (в Нюрнберге), а также в Испании. В 1556 году, с приходом промышленной революции, предприятия по изготовлению игл появились и в Англии.

Возникновение промышленного производства привело к снижению цен на иглы, что в свою очередь сделало их более доступным товаром, ведь до этого времени портной мог иметь лишь 1-2 иглы, не более. Создание в Англии станков (1850 год), позволяющих делать ушко (то самое, привычное для нас), сотворило настоящий переворот в истории швейных игл и сделало страну монополистом в производстве этого товара.

В Россию стальные швейные иглы завезли ганзейские купцы в XVII веке. А до этого портным приходилось пользоваться железными и бронзовыми иглами. Были и серебряные иглы, но ими пользовались лишь богатые. А вот из золота их не делали, этот металл не подходил для изготовления из-за своей мягкости. В России промышленным производством игл начали заниматься в 1717 году. По указу Петра I две игольные фабрики были выстроены в селах Коленцы и Столбцы (Рязанская область).