Учимся легко

Учимся легко

» » Проблемы малых народов Красноярского края Цель: Узнать какие коренные народы проживают на территории Красноярского края. Сколько всего коренных народов

Проблемы малых народов Красноярского края Цель: Узнать какие коренные народы проживают на территории Красноярского края. Сколько всего коренных народов

Коренное население красноярского края и получил лучший ответ

Ответ от Ђатьяна[эксперт]
Коренные народы Красноярского края
По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Помимо этого немало мигрантов из Хакасии учится или работает в Красноярске, Ачинске, Минусинске, Канске и других городах Красноярского края. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше - 6 466 человек.
На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность - чулымцы. Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры.
До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма»). По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев.
В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки, общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском,Туруханском,Северо-Енисейском районах и на Таймыре.
На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.), большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске.
В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты, их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым), в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет). Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.).
Среди кетов есть потомки родственной им народности - югов. Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит па­мять об этом народе еще жива среди его потомков.
В Туруханском районе расположен единствен­ный в крае селькупский поселок - Фарково. Общее число селькупов состав­ляет в крае 412 человек (в 1989 г. - 359 человек). Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях.
На Таймыре проживают четыре северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ - дол­ганы (2002 г. - 5 805 человек, 1989 г.-5 383 человека). Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.
Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. - 2 622 человека), ареал их основного расселе­ния - северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы.
В двух таймырских поселках - Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек), причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами.
Место обитания еще одно­го северного народа - нганасан - Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках - Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003-2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года.
Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения.

Ответ от Дашуля краева [новичек]
я написала в яндаксе занятие а вышел наров


Ответ от ДЕН СООЛУК ДЕНИ САК [новичек]


Ответ от Ниночка Сергеева [активный]
Там жили долго только енисейские киргизы и от них произошли другие народы...


Ответ от Ирина Разумеева [новичек]
EARRRRRRG


Ответ от Владимир Нелюбин [новичек]
какие народы населяют наш край

Практическая работа №1

Цель работы: приобретение школьниками навыков работы со статистическими данными; умений анализировать и перерабатывать информацию; определение национального состава края, численности и уровень образованности жителей.

Материалы и оборудование: карточки с заданиями.

Ход работы:

1. Инструктаж по выполнению практической работы.

2. Информация для ознакомления с заданиями на карточках и с теоретическим материалом.

3. Выполнение работы (индивидуальная работа с карточками).

4. Вывод .

Теоретические сведения:

Национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюркоязычные и в меньшей степени самодийско- и кетоязычные племена. В конце XVI - начале XVII вв. в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII в. местные коренные народы по численности уже уступали пришлому русскому населению. В XIX в. национальное представительство Енисейской губернии расширялось за счет ссыльнопоселенцев: поляков, немцев, евреев, народов Балтии.

В 1897 г. первая общая перепись зафиксировала на территории Енисейской губернии 570 тыс. жителей. На долю нерусского населения приходилось 97 тыс. человек (17% от общего числа), половина из которых была представлена коренными этносами (северные народы - 9,4 тыс. человек, енисейские тюрки, или хакасы - 37,7 тыс. человек). Среди «пришлых» народов наиболее многочисленными оказались украинцы - 21,4 тыс. человек (3,75%), татары - 6,0 тыс. (1,05%), поляки - 5,9 тыс. (1,04%), евреи - 5,1 тыс. (0,88%), мордва - 3,8 тыс. (0,66%), латыши и эстонцы - по 1,4 тыс. (0,25%), немцы и цыгане - по 1 тыс. человек (0, 16%).

На 2002 г. в крае насчитывалось 132 селения по 21 национальности: у татар - 35, чувашей - 19, эвенков - 16, долган - 12 (в т. ч. 3 смешанных с другими нерусскими национальностями), ненцев - 9, кетов - 7, эстонцев и немцев - по 6, украинцев - 4 (1), мордвы - 3, латгальцев - 3, удмуртов и хакасов - по 2, селькупов - 2 (1), нганасан - 2 (1), якутов, латышей, марийцев, белорусов, поляков и тувинцев - по 1. Практическая работа №1 : Национальный состав населения Красноярского края. Коренные жители.

Задание 1. Изучив таблицу, сделайте вывод о национальном составе Красноярского края, ответив на вопросы.


НАСЕЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ

НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ПО РЕГИОНАМ СИБИРСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Русские

Украинцы

Татары

Немцы

Азербай-джанцы

Белорусы

Чуваши

Эвенки

Хакасы

Киргизы

Казахи

Тувинцы

Буряты

Алтайцы

Шорцы

Сибирский Федеральный округ

Республика Алтай

116510

1437

460

903

266

300

103

163

12108

62192

141

Республика Бурятия

665512

9585

8189

1548

1674

2276

864

2334

121

507

711

405

272910

Республика Тыва

61442

832

584

153

304

220

195

1219

520

117

235313

436

Республика Хакасия

438395

8360

4001

9161

1672

2590

2530

65421

626

424

494

188

1078

Алтайский край

2398117

52700

8899

79502

5852

8280

3385

439

9825

327

166

1880

165

Красноярский край

2638281

68662

44382

36850

19447

18149

16859

4632

4489

3876

2613

1492

1051

215

201

    Люди какой национальности преобладают в Красноярском крае?

    Какая национальность в Красноярском крае находиться в меньшинстве?

    В каком из регионов СФО русских меньше?

    В каком из регионов СФО меньше хакасов?

    В каком из регионов СФО меньше тувинцев?

    Какая национальность преобладает в Республике Хакасия?

Задание 2. Используя данные таблицы, рассчитайте процентное соотношение национальностей в Красноярском крае.

Численность,

кол. чел.

2638281

68662

44382

36850

19447

18149

16859

4632

4489

3876

2613

1492

1051

215

201

Численность, %

Задание 3. Изучив таблицу, сделайте вывод об образованности отдельных национальностей Красноярского края, ответив на вопросы.

НАСЕЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РЕГИОНАМ СИБИРСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

% неграмот-

ных

Профессиональное (техникум, колледж, ВУЗ)

Общее (школа)

послеву-зовское

высшее

неполное высшее

среднее

начальное

среднее (полное)

основное

начальное

Красноярский край

Все население

2440187

5227

346187

72730

672385

298725

446776

367037

194211

24874

14086

Русские

2156824

4672

311994

66786

601304

262234

392235

329743

166887

20160

11230

Украинцы

63998

189

11036

1535

20847

8755

10666

6258

4205

487

211

Татары

39028

4262

836

10400

5114

7342

6219

4184

619

426

Немцы

33424

3201

766

8129

4525

5893

4806

5057

997

627

Белорусы

17370

2522

351

5042

2323

2619

2103

2128

235

129

Чуваши

15964

1129

186

3948

2886

2514

2685

2316

280

151

Азербайджанцы

13017

1368

208

2342

1685

5286

1613

432

Долганы

3957

196

710

399

1017

1006

498

Хакасы

3947

580

124

1027

579

786

543

248

Эвенки

3150

250

562

195

733

950

353

Ненцы

1995

186

103

345

801

415

Кеты

842

137

209

260

107

Нганасаны

538

168

171

Селькупы

270

Энцы

155

    Какая ступень образования преобладает среди населения Красноярского края?

    Какая национальность в Красноярском крае преобладает по количеству неграмотных людей? (рассчитайте последний столбик в %)

    Какую ступень образования предпочитает русское население края?

    Какой % населения Красноярского края имеет высшее образование?

    Какой % населения окончил 11 классов?

    Какой % населения не имеют даже начального образования?

Коренные народы. Тюрки

Автохтонные для Красноярского края народности — , и , принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи.

В ходе миграции вниз по Лене из Прибайкалья тюрко-монгольских племен скотоводов и ассимиляции ими коренного населения, говорившего на юкагирских и тунгусских языках, происходил этногенез якутов (этноним народа — саха) — основного и коренного населения Якутии, традиционных скотоводов. Как этнос оформились к XVII веку, но заимствование других элементов культуры продолжало происходить и в дальнейшем.

На территории Красноярского края якутское население (всего в крае насчитывается около 1,4 тыс. человек) сосредоточено в основном на северо-востоке Эвенкии, в районе озера Ессей (около 900 человек). Особенности языка и природопользования (якуты — оленеводы, охотники и рыбаки) позволяют говорить об особой этнотерриториальной группе якутов. Якуты, проживающие на юге Таймыра, уже практически полностью одолганились.

Переселившиеся в XIX веке из Якутии северные якуты-оленеводы стали одним из трёх компонентов уже другого тюркоязычного этноса — (самоназвания — долган, тыакихи, саха). Два других компонента — русские старожилы (затундренные крестьяне) и мигрировавшие из Якутии на Таймыр в XVIII веке тунгусы. Окончательное оформление долганского этноса происходит в начале XX века. Сейчас большая их часть проживает на востоке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, по рекам Хетта и Хатанга. Незначительные части этноса расселены по Авамской тундре на Енисее и в Анабарском улусе Якутии. Численность долган в Красноярском крае — 5,8 тыс. человек. Долганский язык до недавнего времени рассматривался как диалект якутского, сейчас считается самостоятельным. Этноним «долганы» произошел от названия одной из тунгусоязычных родовых групп — долган, донгот. Традиционные занятия этноса — оленеводство, охота и рыболовство.

И , входящие в ту же языковую группу, проживают на юге нашего края.

Хакасы (самоназвания — схакастар, тадар, хоорай) — основное население Республики Хакасия. В нашем крае их численность чуть более 4 тыс. человек. Проживают они в основном в пограничных с Хакасией районах.

До революции хакасов называли абаканскими и минусинскими татарами. Традиционным занятием хакасов являлось полукочевое скотоводство. Этот этнос является потомком древнего населения Минусинской котловины. Тюркский язык появился здесь примерно в III веке до н.э. Потом тюркская составляющая только усилилась. Одним из главных этнических компонентов хакасов как этноса были кыргызы, основатели известного Кыргызского каганата — государства IX-XIII веков на среднем Енисее, павшего под ударами татаро-монгольского войска. В конце XIX века племенные группы Минусинской котловины создали государственность Хонгорай («Киргизская земля») с кыргызской знатью во главе. Хонгорай объединяла четыре княжества-улуса, в рамках которых в дальнейшем происходила тюркизация племён-данников и формирование на их основе этнических групп современных хакасов: качинцев, сагайцев, кызыльцев, койбалов и бельтиров. Территория Хонгорая вошла в состав России в 1703 году.

В целом процесс формирования хакасской нации завершился уже в XX веке. Этноним «хакасы» официально утвердился с 1920-х годов. Как об административной единице о Хакасии можно говорить только с 1923 года, когда был образован Хакасский национальный уезд, который с 1925 года был преобразован в округ, а в 1930 году стал автономной областью сначала в составе Западно-Сибирского, а с 1934 года — в составе Красноярского края. В 1991 году Хакасия стала республикой — самостоятельным субъектом РФ.

До переписи 2002 года хакасами записывали и , близких к ним по языку (самоназвание этноса — «июс кижилер», «пестын кижилер»; устаревшее название — мелецкие, чулымские или татаульские татары, а также томские карагасы). Зона расселения чулымцев — среднее и нижнее течение реки Чулым, притока Оби. В Красноярском крае проживает около 150 чулымцев (Тюхтетский район, деревня Пасечное). Это среднечулымские, или мелецкие тюрки — одна из двух этнотерриториальных групп, на которые делятся чулымцы. Их предки, выходцы из Южной Сибири, начали переселяться в районы нынешнего обитания с XIV-XV веков, постепенно заимствуя элементы культуры кызыльцев, нарымских селькупов, томских татар, кетской и монгольской традиций. Основным занятием чулымцев исконно было рыболовство.

Россия - удивительная страна! Где еще на столь огромной территории проживает такое количество всевозможных народностей, каждая из которых имеет свою культуру, традиции, религию и взгляды на жизнь? Особенно интересная демографическая ситуация складывается в РФ. Именно на этих территориях проживают народы Красноярского края, среди которых есть не только русские, украинцы, белорусы, но и чуваши, долганы, эвенки и многие другие.

Статистика

Во времена СССР власти предпринимали различные действия, направленные на масштабное насильственное переселение и смешение народов. Все это привело к тому, что некоторые уникальные народности потеряли свою самобытность.

Увы, такая участь не обошла стороной. Однако, по данным переписи населения, наиболее многочисленные народы Красноярского края все же существуют по сей день. Влияние властей, а также программы правительства, направленные на сохранение и восстановление традиций местного населения, способствуют положительной динамике и дальнейшему развитию общин с уникальным наследием и традициями поколений.

Кто здесь?

Какие народы населяют Красноярский край? В ответ на данный вопрос читатель, скорее всего, хочет услышать именно о коренном населении, которое проживало на этой территории испокон веков.

Наиболее яркими представителями являются нганасане, долганы, ханты, энцы и эвенки. Есть еще до десятка разных национальностей, проживающих на Севере, и именно они - коренные народы Красноярского края. К сожалению, очень многое из их традиций, культурного наследия забыто. Быт маленьких этносов растворился в современном мире, ассимилировался. В этом нет ничего удивительного, ведь жизнь в тундре очень сложная, и современные технологии во многом облегчают ее, но приход прогресса становится причиной вытеснения самобытной культуры, несравнимой ни с одной другой.

Мама всему голова

Все народы, населяющие невероятно интересные, и у каждого из них есть свои характерные традиции. К наиболее многочисленным можно отнести долган. Возможно, их высокая численность позволила сохранить много старинных обычаев по сей день. Конечно, многие из них носят чисто символический характер, но они не забыты и используются в семьях.

Коренные народы добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей или собирательством. Нелегкий труд, который людям приходилось выполнять, чтобы прокормить себя и семью, выработал привычку делиться добытым с родней и соседями. Причем это было правилом, не терпящим исключений. Сегодня поделишься ты, завтра кто-то угостит тебя. Единственное, что всегда оставалось в пределах владения одной семьи, это мех, который можно было обменять на дефицитные продукты у приезжих купцов.

Поклонение Вселенной

Народы Красноярского края и их традиции по-разному формировались, многое находилось в зависимости от образа жизни и определенных укладов. Очень характерными являются обычаи хантов и мансийцев.

Их трепетное отношение к природе в наше время кажется диковинным и подобным поклонению. К примеру, нормой было деление окружающей территории на доли. В числе таковых были участки, на которые было запрещено ступать ногой без жертвоприношения.

Такие действия сопровождались рядом ритуалов, включающих в себя подношение, молитву, иногда было достаточно «обуться». Традиционной, привычной обуви в те времена еще не было, и на ноги крепили кусочки древесной коры, таким образом защищая не ступню от земли, а наоборот - природу от человеческого вмешательства.

Кроме того, эти народы Красноярского края по-своему трактуют животных и птиц. Ворона, которую преимущественно считают предвестницей бед и неприятностей, тут считается повелительницей весны. Ее ассоциируют с приходом тепла, благополучием и плодовитостью.

Традиционно во время прилета ворон отмечали праздник. В нем участвовала только женская половина селения. Во время торжества девушки варили кашу по специальному рецепту. Все действия сопровождались пением песен и танцами.

Есть чему поучиться

Народы Красноярского края и их традиции находятся в критическом состоянии, некоторые из них - на грани вымирания. Энцев насчитывается всего две сотни! Немного многочисленнее эвены. Они с большим с трепетом относятся к традициям, что дает надежду на их будущее.

Этот народ привык жить в мире с природой, поклоняется ей и чтит ее. Мудрость и ответственный подход к окружающей среде выражаются в традициях, нарушение которых чревато бедами и горем в семье. Чаще всего традиционные верования описаны в большом количестве запретов. К примеру, энцам нельзя кричать, чтобы не разбудить суровых духов, нельзя бросать камни в воду и даже убивать животных ради забавы. Охотиться нужно лишь для того, чтобы обеспечить себя пищей.

Проявляются привычки поколений и во время торжеств, связанных с важными событиями в жизни человека. Это может быть свадьба, рождение малыша, похороны. Так, когда заключается брак, приданое жены выносится из жилья, чтобы ни у кого не возникло сомнений насчет ее вклада в общий «бюджет».

Вольность или оправданная свобода?

Немногочисленные народы, населяющие Красноярский край, особенные, но, пожалуй, один из наиболее удивительных - это нганасане. Нынешний свободный уклад жизни для пожилых людей кажется кощунственным, вульгарным. Тем необычнее традиционный взгляд на некоторые вопросы у этого народа.

Нганасане очень почитают семейные ценности, после вступления в брак пара обязана хранить супружескую верность. Но до брака позволительны многие «шалости». Девушка свободно может жить с понравившимся ей парнем. Они обмениваются подарками и теперь считаются парой. Дело может дойти до брака, до простого расставания, а может закончиться и внебрачным ребенком. Расценивается это нормально, ведь отношение к детям у северных народов особое. Малыша, которого дочь родила, не будучи замужем, принимают ее родители и воспитывают как родного.

Очень интересны традиции, связанные с уходом в мир иной. Вечная мерзлота не позволяет хоронить умершего в могиле. Тело подвешивают на дереве или кладут на специальный помост. При этом покойный «забирает» с собой все нажитое имущество, и не только личного пользования, но и то, что сделал для детей, второй половины.

Роль властей в жизни коренного населения

Во все времена власть интересовалась тем, какие народы населяют Красноярский край, и это проявлялось по-разному.

Если прошлое столетие наглядно показало, как легко можно уничтожить национальную самобытность, то в веке нынешнем утраченное пытаются если не приумножить, то восстановить и сохранить.

Чтобы малочисленные народы Красноярского края остались существовать и не забывали свои корни, с 2000 года существует государственная поддержка общин и отдельных лиц, идентифицирующихся как представители малочисленной народности.

Считать себя и называться долганом, эвенком или хантом стало выгодно и популярно. Но в таком процессе просматривается существенный недостаток. Очень хочется, чтобы все то, что осталось традиционного и типичного, не стало исключительно способом заработка.

Национальный состав региона отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием. В Красноярском крае проживают представители более ста национальностей и вопрос о национальной принадлежности позволит каждой национальной группе заявить о себе как о реальной силе, важной для нашего многонационального государства. Анализ данных переписи 2002 года позволяет сделать некоторые выводы по современному состоянию этнодемографической ситуации в Красноярском крае.

Во-первых, в регионе существенно уменьшился удельный вес нерусского населения, с 12,4% в 1989 году до 11,0% в 2002 году. Характерно, что численность русских сократилась за 13 лет на 22,3 тысячи человек, или 0,5%, в то время как «потери» национального сообщества за это время составили 50,3 тысячи человек, или 13,3%.

Во-вторых, расширился список национальностей, проживающих на территории края, со 124 до 137. Интересно, что перепись 2002 года не выявила представителей семи национальностей, отмеченных в переписи 1989 года (чуванцы, евреи грузинские и среднеазиатские, ороки и орочи, юкагиры и крымчаки). И наоборот, в последней переписи появилось 19 национальностей, ранее, как правило, не встречавшихся на территории края. Одна из главных причин этого -- всплеск национального самосознания 1990-х годов и либерализация в деле определения этнической самоидентификации.

Таблица 6 - Национальный состав Красноярского края

Национальный состав

Численность, чел.

% от общего

Украинцы

Азербайджанцы

Белорусы

Лица, не указавшие национальность

Молдаване

В-третьих, существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри национального сообщества края. Количество старожильческого (для Красноярья) диаспорного населения уменьшилось вследствие снижения естественного прироста, миграционной убыли, культурно-интеграционных и ассимиляционных процессов. Численность татар региона за последний межпереписной период снизилась на 10%, бурят, немцев и якутов -- на 15-18%, башкир, литовцев, марийцев, молдаван, поляков, тувинцев, удмуртов, финнов, хакасов и чувашей -- на 20-30%, белорусов, латышей, мордвы и украинцев -- в 1,5-1,7 раза, евреев -- в 1,9 раза. По мнению ученых, если численность этноса уменьшилась за столь короткий срок более чем на 20%, то основную причину этого следует искать в смене этнической идентичности. Исключение составляют евреи, у которых главная причина -- эмиграция и старение диаспоры. В отличие от старожильческих национальностей Красноярья значительно увеличили свое представительство в регионе за счет повышенной рождаемости и активной миграции диаспоры Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии.

В-четвертых, в регионе наблюдается стабилизация численности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) с небольшой тенденцией к росту -- 6% за межпереписной период. У долган и эвенков он составил 7-8%, у селькупов -- 15%, ненцев и кетов -- 21-22%. Исключение представляют энцы (рост в 1,8 раза) и нганасаны (убыль на 26%). Прирост северного аборигенного населения в сложных социально-экономических условиях обусловлен достаточно высокой рождаемостью, а также активной самоидентификацией метисов в пользу отнесения себя к народностям Севера. Их ожидания связаны с надеждой на адресную социальную поддержку со стороны государства через принятие и реализацию федеральных и краевых целевых программ.

В-пятых, среди национальных меньшинств ускоренными темпами развиваются урбанизационные процессы. Прибывающие в край мигранты стараются закрепиться в крупных городах, формируя анклавы по этническому признаку, в то время как проживающие на селе старожильческие народы стремительно уменьшаются по причине миграции за пределы региона и «старения» населения. Следствием этого стало неуклонное сокращение мест их компактного проживания.

В целом нерусское население проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского края. В более чем половине из них удельный вес национальностей не превышает 10%, еще в 23 городах и районах данный показатель колеблется от 10 до 20%. В Норильске, Казачинском и Тунгусско-Чунском (ЭАО) районах доля нерусского населения находится на уровне 20-30%, в Дудинском муниципалитете (ТАО), Байкитском (ЭАО) и Пировском районах -- в пределах 40-50 %, в Хатангском районе (ТАО) достигает 65%, а в Усть-Енисейском районе того же округа -- 74%.