Коренное население красноярского края и получил лучший ответ
Ответ от Ђатьяна[эксперт]
Коренные народы Красноярского края
По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Помимо этого немало мигрантов из Хакасии учится или работает в Красноярске, Ачинске, Минусинске, Канске и других городах Красноярского края. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше - 6 466 человек.
На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность - чулымцы. Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры.
До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма»). По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев.
В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки, общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском,Туруханском,Северо-Енисейском районах и на Таймыре.
На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.), большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске.
В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты, их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым), в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет). Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.).
Среди кетов есть потомки родственной им народности - югов. Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит память об этом народе еще жива среди его потомков.
В Туруханском районе расположен единственный в крае селькупский поселок - Фарково. Общее число селькупов составляет в крае 412 человек (в 1989 г. - 359 человек). Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях.
На Таймыре проживают четыре северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ - долганы (2002 г. - 5 805 человек, 1989 г.-5 383 человека). Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.
Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. - 2 622 человека), ареал их основного расселения - северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы.
В двух таймырских поселках - Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек), причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами.
Место обитания еще одного северного народа - нганасан - Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках - Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003-2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года.
Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения.
Ответ от Дашуля краева
[новичек]
я написала в яндаксе занятие а вышел наров
Ответ от ДЕН СООЛУК ДЕНИ САК
[новичек]
Ответ от Ниночка Сергеева
[активный]
Там жили долго только енисейские киргизы и от них произошли другие народы...
Ответ от Ирина Разумеева
[новичек]
EARRRRRRG
Ответ от Владимир Нелюбин
[новичек]
какие народы населяют наш край
Практическая работа №1
Цель работы: приобретение школьниками навыков работы со статистическими данными; умений анализировать и перерабатывать информацию; определение национального состава края, численности и уровень образованности жителей.
Материалы и оборудование: карточки с заданиями.
Ход работы:
1. Инструктаж по выполнению практической работы.
2. Информация для ознакомления с заданиями на карточках и с теоретическим материалом.
3. Выполнение работы (индивидуальная работа с карточками).
4. Вывод .
Теоретические сведения:
Национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюркоязычные и в меньшей степени самодийско- и кетоязычные племена. В конце XVI - начале XVII вв. в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII в. местные коренные народы по численности уже уступали пришлому русскому населению. В XIX в. национальное представительство Енисейской губернии расширялось за счет ссыльнопоселенцев: поляков, немцев, евреев, народов Балтии.
В 1897 г. первая общая перепись зафиксировала на территории Енисейской губернии 570 тыс. жителей. На долю нерусского населения приходилось 97 тыс. человек (17% от общего числа), половина из которых была представлена коренными этносами (северные народы - 9,4 тыс. человек, енисейские тюрки, или хакасы - 37,7 тыс. человек). Среди «пришлых» народов наиболее многочисленными оказались украинцы - 21,4 тыс. человек (3,75%), татары - 6,0 тыс. (1,05%), поляки - 5,9 тыс. (1,04%), евреи - 5,1 тыс. (0,88%), мордва - 3,8 тыс. (0,66%), латыши и эстонцы - по 1,4 тыс. (0,25%), немцы и цыгане - по 1 тыс. человек (0, 16%).
На 2002 г. в крае насчитывалось 132 селения по 21 национальности: у татар - 35, чувашей - 19, эвенков - 16, долган - 12 (в т. ч. 3 смешанных с другими нерусскими национальностями), ненцев - 9, кетов - 7, эстонцев и немцев - по 6, украинцев - 4 (1), мордвы - 3, латгальцев - 3, удмуртов и хакасов - по 2, селькупов - 2 (1), нганасан - 2 (1), якутов, латышей, марийцев, белорусов, поляков и тувинцев - по 1. Практическая работа №1 : Национальный состав населения Красноярского края. Коренные жители.
Задание 1. Изучив таблицу, сделайте вывод о национальном составе Красноярского края, ответив на вопросы.
НАСЕЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ
НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ПО РЕГИОНАМ СИБИРСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Русские
Украинцы
Татары
Немцы
Азербай-джанцы
Белорусы
Чуваши
Эвенки
Хакасы
Киргизы
Казахи
Тувинцы
Буряты
Алтайцы
Шорцы
Сибирский Федеральный округ
Республика Алтай
116510
1437
460
903
266
300
103
163
12108
62192
141
Республика Бурятия
665512
9585
8189
1548
1674
2276
864
2334
121
507
711
405
272910
Республика Тыва
61442
832
584
153
304
220
195
1219
520
117
235313
436
Республика Хакасия
438395
8360
4001
9161
1672
2590
2530
65421
626
424
494
188
1078
Алтайский край
2398117
52700
8899
79502
5852
8280
3385
439
9825
327
166
1880
165
Красноярский край
2638281
68662
44382
36850
19447
18149
16859
4632
4489
3876
2613
1492
1051
215
201
Люди какой национальности преобладают в Красноярском крае?
Какая национальность в Красноярском крае находиться в меньшинстве?
В каком из регионов СФО русских меньше?
В каком из регионов СФО меньше хакасов?
В каком из регионов СФО меньше тувинцев?
Какая национальность преобладает в Республике Хакасия?
Задание 2. Используя данные таблицы, рассчитайте процентное соотношение национальностей в Красноярском крае.
Численность,кол. чел.
2638281
68662
44382
36850
19447
18149
16859
4632
4489
3876
2613
1492
1051
215
201
Численность, %
Задание 3. Изучив таблицу, сделайте вывод об образованности отдельных национальностей Красноярского края, ответив на вопросы.
НАСЕЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РЕГИОНАМ СИБИРСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
% неграмот-
ных
Профессиональное (техникум, колледж, ВУЗ)
Общее (школа)
послеву-зовское
высшее
неполное высшее
среднее
начальное
среднее (полное)
основное
начальное
Красноярский край
Все население
2440187
5227
346187
72730
672385
298725
446776
367037
194211
24874
14086
Русские
2156824
4672
311994
66786
601304
262234
392235
329743
166887
20160
11230
Украинцы
63998
189
11036
1535
20847
8755
10666
6258
4205
487
211
Татары
39028
4262
836
10400
5114
7342
6219
4184
619
426
Немцы
33424
3201
766
8129
4525
5893
4806
5057
997
627
Белорусы
17370
2522
351
5042
2323
2619
2103
2128
235
129
Чуваши
15964
1129
186
3948
2886
2514
2685
2316
280
151
Азербайджанцы
13017
1368
208
2342
1685
5286
1613
432
Долганы
3957
196
710
399
1017
1006
498
Хакасы
3947
580
124
1027
579
786
543
248
Эвенки
3150
250
562
195
733
950
353
Ненцы
1995
186
103
345
801
415
Кеты
842
137
209
260
107
Нганасаны
538
168
171
Селькупы
270
Энцы
155
Какая ступень образования преобладает среди населения Красноярского края?
Какая национальность в Красноярском крае преобладает по количеству неграмотных людей? (рассчитайте последний столбик в %)
Какую ступень образования предпочитает русское население края?
Какой % населения Красноярского края имеет высшее образование?
Какой % населения окончил 11 классов?
Какой % населения не имеют даже начального образования?
Автохтонные для Красноярского края народности — , и , принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи.
В ходе миграции вниз по Лене из Прибайкалья тюрко-монгольских племен скотоводов и ассимиляции ими коренного населения, говорившего на юкагирских и тунгусских языках, происходил этногенез якутов (этноним народа — саха) — основного и коренного населения Якутии, традиционных скотоводов. Как этнос оформились к XVII веку, но заимствование других элементов культуры продолжало происходить и в дальнейшем.
На территории Красноярского края якутское население (всего в крае насчитывается около 1,4 тыс. человек) сосредоточено в основном на северо-востоке Эвенкии, в районе озера Ессей (около 900 человек). Особенности языка и природопользования (якуты — оленеводы, охотники и рыбаки) позволяют говорить об особой этнотерриториальной группе якутов. Якуты, проживающие на юге Таймыра, уже практически полностью одолганились.
Переселившиеся в XIX веке из Якутии северные якуты-оленеводы стали одним из трёх компонентов уже другого тюркоязычного этноса — (самоназвания — долган, тыакихи, саха). Два других компонента — русские старожилы (затундренные крестьяне) и мигрировавшие из Якутии на Таймыр в XVIII веке тунгусы. Окончательное оформление долганского этноса происходит в начале XX века. Сейчас большая их часть проживает на востоке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, по рекам Хетта и Хатанга. Незначительные части этноса расселены по Авамской тундре на Енисее и в Анабарском улусе Якутии. Численность долган в Красноярском крае — 5,8 тыс. человек. Долганский язык до недавнего времени рассматривался как диалект якутского, сейчас считается самостоятельным. Этноним «долганы» произошел от названия одной из тунгусоязычных родовых групп — долган, донгот. Традиционные занятия этноса — оленеводство, охота и рыболовство.
И , входящие в ту же языковую группу, проживают на юге нашего края.
Хакасы (самоназвания — схакастар, тадар, хоорай) — основное население Республики Хакасия. В нашем крае их численность чуть более 4 тыс. человек. Проживают они в основном в пограничных с Хакасией районах.
До революции хакасов называли абаканскими и минусинскими татарами. Традиционным занятием хакасов являлось полукочевое скотоводство. Этот этнос является потомком древнего населения Минусинской котловины. Тюркский язык появился здесь примерно в III веке до н.э. Потом тюркская составляющая только усилилась. Одним из главных этнических компонентов хакасов как этноса были кыргызы, основатели известного Кыргызского каганата — государства IX-XIII веков на среднем Енисее, павшего под ударами татаро-монгольского войска. В конце XIX века племенные группы Минусинской котловины создали государственность Хонгорай («Киргизская земля») с кыргызской знатью во главе. Хонгорай объединяла четыре княжества-улуса, в рамках которых в дальнейшем происходила тюркизация племён-данников и формирование на их основе этнических групп современных хакасов: качинцев, сагайцев, кызыльцев, койбалов и бельтиров. Территория Хонгорая вошла в состав России в 1703 году.
В целом процесс формирования хакасской нации завершился уже в XX веке. Этноним «хакасы» официально утвердился с 1920-х годов. Как об административной единице о Хакасии можно говорить только с 1923 года, когда был образован Хакасский национальный уезд, который с 1925 года был преобразован в округ, а в 1930 году стал автономной областью сначала в составе Западно-Сибирского, а с 1934 года — в составе Красноярского края. В 1991 году Хакасия стала республикой — самостоятельным субъектом РФ.
До переписи 2002 года хакасами записывали и , близких к ним по языку (самоназвание этноса — «июс кижилер», «пестын кижилер»; устаревшее название — мелецкие, чулымские или татаульские татары, а также томские карагасы). Зона расселения чулымцев — среднее и нижнее течение реки Чулым, притока Оби. В Красноярском крае проживает около 150 чулымцев (Тюхтетский район, деревня Пасечное). Это среднечулымские, или мелецкие тюрки — одна из двух этнотерриториальных групп, на которые делятся чулымцы. Их предки, выходцы из Южной Сибири, начали переселяться в районы нынешнего обитания с XIV-XV веков, постепенно заимствуя элементы культуры кызыльцев, нарымских селькупов, томских татар, кетской и монгольской традиций. Основным занятием чулымцев исконно было рыболовство.
Россия - удивительная страна! Где еще на столь огромной территории проживает такое количество всевозможных народностей, каждая из которых имеет свою культуру, традиции, религию и взгляды на жизнь? Особенно интересная демографическая ситуация складывается в РФ. Именно на этих территориях проживают народы Красноярского края, среди которых есть не только русские, украинцы, белорусы, но и чуваши, долганы, эвенки и многие другие.
Во времена СССР власти предпринимали различные действия, направленные на масштабное насильственное переселение и смешение народов. Все это привело к тому, что некоторые уникальные народности потеряли свою самобытность.
Увы, такая участь не обошла стороной. Однако, по данным переписи населения, наиболее многочисленные народы Красноярского края все же существуют по сей день. Влияние властей, а также программы правительства, направленные на сохранение и восстановление традиций местного населения, способствуют положительной динамике и дальнейшему развитию общин с уникальным наследием и традициями поколений.
Какие народы населяют Красноярский край? В ответ на данный вопрос читатель, скорее всего, хочет услышать именно о коренном населении, которое проживало на этой территории испокон веков.
Наиболее яркими представителями являются нганасане, долганы, ханты, энцы и эвенки. Есть еще до десятка разных национальностей, проживающих на Севере, и именно они - коренные народы Красноярского края. К сожалению, очень многое из их традиций, культурного наследия забыто. Быт маленьких этносов растворился в современном мире, ассимилировался. В этом нет ничего удивительного, ведь жизнь в тундре очень сложная, и современные технологии во многом облегчают ее, но приход прогресса становится причиной вытеснения самобытной культуры, несравнимой ни с одной другой.
Все народы, населяющие невероятно интересные, и у каждого из них есть свои характерные традиции. К наиболее многочисленным можно отнести долган. Возможно, их высокая численность позволила сохранить много старинных обычаев по сей день. Конечно, многие из них носят чисто символический характер, но они не забыты и используются в семьях.
Коренные народы добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей или собирательством. Нелегкий труд, который людям приходилось выполнять, чтобы прокормить себя и семью, выработал привычку делиться добытым с родней и соседями. Причем это было правилом, не терпящим исключений. Сегодня поделишься ты, завтра кто-то угостит тебя. Единственное, что всегда оставалось в пределах владения одной семьи, это мех, который можно было обменять на дефицитные продукты у приезжих купцов.
Народы Красноярского края и их традиции по-разному формировались, многое находилось в зависимости от образа жизни и определенных укладов. Очень характерными являются обычаи хантов и мансийцев.
Их трепетное отношение к природе в наше время кажется диковинным и подобным поклонению. К примеру, нормой было деление окружающей территории на доли. В числе таковых были участки, на которые было запрещено ступать ногой без жертвоприношения.
Такие действия сопровождались рядом ритуалов, включающих в себя подношение, молитву, иногда было достаточно «обуться». Традиционной, привычной обуви в те времена еще не было, и на ноги крепили кусочки древесной коры, таким образом защищая не ступню от земли, а наоборот - природу от человеческого вмешательства.
Кроме того, эти народы Красноярского края по-своему трактуют животных и птиц. Ворона, которую преимущественно считают предвестницей бед и неприятностей, тут считается повелительницей весны. Ее ассоциируют с приходом тепла, благополучием и плодовитостью.
Традиционно во время прилета ворон отмечали праздник. В нем участвовала только женская половина селения. Во время торжества девушки варили кашу по специальному рецепту. Все действия сопровождались пением песен и танцами.
Народы Красноярского края и их традиции находятся в критическом состоянии, некоторые из них - на грани вымирания. Энцев насчитывается всего две сотни! Немного многочисленнее эвены. Они с большим с трепетом относятся к традициям, что дает надежду на их будущее.
Этот народ привык жить в мире с природой, поклоняется ей и чтит ее. Мудрость и ответственный подход к окружающей среде выражаются в традициях, нарушение которых чревато бедами и горем в семье. Чаще всего традиционные верования описаны в большом количестве запретов. К примеру, энцам нельзя кричать, чтобы не разбудить суровых духов, нельзя бросать камни в воду и даже убивать животных ради забавы. Охотиться нужно лишь для того, чтобы обеспечить себя пищей.
Проявляются привычки поколений и во время торжеств, связанных с важными событиями в жизни человека. Это может быть свадьба, рождение малыша, похороны. Так, когда заключается брак, приданое жены выносится из жилья, чтобы ни у кого не возникло сомнений насчет ее вклада в общий «бюджет».
Немногочисленные народы, населяющие Красноярский край, особенные, но, пожалуй, один из наиболее удивительных - это нганасане. Нынешний свободный уклад жизни для пожилых людей кажется кощунственным, вульгарным. Тем необычнее традиционный взгляд на некоторые вопросы у этого народа.
Нганасане очень почитают семейные ценности, после вступления в брак пара обязана хранить супружескую верность. Но до брака позволительны многие «шалости». Девушка свободно может жить с понравившимся ей парнем. Они обмениваются подарками и теперь считаются парой. Дело может дойти до брака, до простого расставания, а может закончиться и внебрачным ребенком. Расценивается это нормально, ведь отношение к детям у северных народов особое. Малыша, которого дочь родила, не будучи замужем, принимают ее родители и воспитывают как родного.
Очень интересны традиции, связанные с уходом в мир иной. Вечная мерзлота не позволяет хоронить умершего в могиле. Тело подвешивают на дереве или кладут на специальный помост. При этом покойный «забирает» с собой все нажитое имущество, и не только личного пользования, но и то, что сделал для детей, второй половины.
Во все времена власть интересовалась тем, какие народы населяют Красноярский край, и это проявлялось по-разному.
Если прошлое столетие наглядно показало, как легко можно уничтожить национальную самобытность, то в веке нынешнем утраченное пытаются если не приумножить, то восстановить и сохранить.
Чтобы малочисленные народы Красноярского края остались существовать и не забывали свои корни, с 2000 года существует государственная поддержка общин и отдельных лиц, идентифицирующихся как представители малочисленной народности.
Считать себя и называться долганом, эвенком или хантом стало выгодно и популярно. Но в таком процессе просматривается существенный недостаток. Очень хочется, чтобы все то, что осталось традиционного и типичного, не стало исключительно способом заработка.
Национальный состав региона отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием. В Красноярском крае проживают представители более ста национальностей и вопрос о национальной принадлежности позволит каждой национальной группе заявить о себе как о реальной силе, важной для нашего многонационального государства. Анализ данных переписи 2002 года позволяет сделать некоторые выводы по современному состоянию этнодемографической ситуации в Красноярском крае.
Во-первых, в регионе существенно уменьшился удельный вес нерусского населения, с 12,4% в 1989 году до 11,0% в 2002 году. Характерно, что численность русских сократилась за 13 лет на 22,3 тысячи человек, или 0,5%, в то время как «потери» национального сообщества за это время составили 50,3 тысячи человек, или 13,3%.
Во-вторых, расширился список национальностей, проживающих на территории края, со 124 до 137. Интересно, что перепись 2002 года не выявила представителей семи национальностей, отмеченных в переписи 1989 года (чуванцы, евреи грузинские и среднеазиатские, ороки и орочи, юкагиры и крымчаки). И наоборот, в последней переписи появилось 19 национальностей, ранее, как правило, не встречавшихся на территории края. Одна из главных причин этого -- всплеск национального самосознания 1990-х годов и либерализация в деле определения этнической самоидентификации.
Таблица 6 - Национальный состав Красноярского края
Национальный состав |
Численность, чел. |
% от общего |
Украинцы |
||
Азербайджанцы |
||
Белорусы |
||
Лица, не указавшие национальность |
||
Молдаване |
||
В-третьих, существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри национального сообщества края. Количество старожильческого (для Красноярья) диаспорного населения уменьшилось вследствие снижения естественного прироста, миграционной убыли, культурно-интеграционных и ассимиляционных процессов. Численность татар региона за последний межпереписной период снизилась на 10%, бурят, немцев и якутов -- на 15-18%, башкир, литовцев, марийцев, молдаван, поляков, тувинцев, удмуртов, финнов, хакасов и чувашей -- на 20-30%, белорусов, латышей, мордвы и украинцев -- в 1,5-1,7 раза, евреев -- в 1,9 раза. По мнению ученых, если численность этноса уменьшилась за столь короткий срок более чем на 20%, то основную причину этого следует искать в смене этнической идентичности. Исключение составляют евреи, у которых главная причина -- эмиграция и старение диаспоры. В отличие от старожильческих национальностей Красноярья значительно увеличили свое представительство в регионе за счет повышенной рождаемости и активной миграции диаспоры Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии.
В-четвертых, в регионе наблюдается стабилизация численности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) с небольшой тенденцией к росту -- 6% за межпереписной период. У долган и эвенков он составил 7-8%, у селькупов -- 15%, ненцев и кетов -- 21-22%. Исключение представляют энцы (рост в 1,8 раза) и нганасаны (убыль на 26%). Прирост северного аборигенного населения в сложных социально-экономических условиях обусловлен достаточно высокой рождаемостью, а также активной самоидентификацией метисов в пользу отнесения себя к народностям Севера. Их ожидания связаны с надеждой на адресную социальную поддержку со стороны государства через принятие и реализацию федеральных и краевых целевых программ.
В-пятых, среди национальных меньшинств ускоренными темпами развиваются урбанизационные процессы. Прибывающие в край мигранты стараются закрепиться в крупных городах, формируя анклавы по этническому признаку, в то время как проживающие на селе старожильческие народы стремительно уменьшаются по причине миграции за пределы региона и «старения» населения. Следствием этого стало неуклонное сокращение мест их компактного проживания.
В целом нерусское население проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского края. В более чем половине из них удельный вес национальностей не превышает 10%, еще в 23 городах и районах данный показатель колеблется от 10 до 20%. В Норильске, Казачинском и Тунгусско-Чунском (ЭАО) районах доля нерусского населения находится на уровне 20-30%, в Дудинском муниципалитете (ТАО), Байкитском (ЭАО) и Пировском районах -- в пределах 40-50 %, в Хатангском районе (ТАО) достигает 65%, а в Усть-Енисейском районе того же округа -- 74%.