Учимся легко

Учимся легко

» » Рынок систем апк безопасный город. АПК «Безопасный город»

Рынок систем апк безопасный город. АПК «Безопасный город»

Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования на них оперативных служб, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности играют современные средства оповещения о пожарной опасности, средства охранной сигнализации, средства контроля доступа на объекты, системы охранного телевидения. Для дальнейшего повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, противодействия росту преступности, обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан на улицах и в других общественных местах, безопасности дорожного движения на наиболее оживленных улицах и транспортных развязках, террористической устойчивости объектов особой важности и объектов жизнеобеспечения в городах создаются аппаратно-программные комплексы (АПК) «Безопасный город». В состав комплекса, как правило, входят: распределенная сеть видеонаблюдения (РСВ), сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» (ПЭС) и система мониторинга подвижных средств правоохранительных органов (СМПС ПО). Управление такими системами осуществляется централизованно сотрудниками городского УВД, для чего создается Ситуационный центр (СЦ) АПК «Безопасный город» (рис. 6.16).

Рис. 6.16 Функциональная схема АПК «Безопасный город»

Целью создания АПК «Безопасный город» является повышение уровня безопасности по основным направлениям жизнедеятельности населения города, в том числе антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов различных степеней важности, а также повышение оперативности работы правоохранительных органов за счет оптимизации управления силами и средствами органов внутренних дел.

Задачи АПК «Безопасный город»:

1. Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан.

2. Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма » населения.

3. Обеспечение безопасности объектов особой важности.

4. Повышение безопасности дорожного движения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.

5. Обеспечение безопасности образовательных учреждений.

6. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде.

7. Обеспечение безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками.

8. Обеспечение безопасной перевозки по территории города опасных грузов за счет дистанционного контроля и управления транспортными средствами, перевозящими их.

9. Обеспечение безопасного перемещения по территории города VIP-персон.


10. Обнаружение фактов угона транспортных средств граждан, оснащенных специальным оборудованием и дистанционный контроль за ними.

11. Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города.

12. Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степеней.

13. Снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные вызовы.

14. Снижение уровня уличной преступности.

15. Повышение раскрываемости преступлений и сокращение сроков расследования преступлений.

16. Профилактика правонарушений.

В основе общих подходов к решению поставленных задач лежит системный анализ ситуации, осуществляемый в Ситуационном центре и определение объектов, требующих особой защиты в рамках функционирования АПК «Безопасный город».

Ситуационный центр представляет собой группу помещений оборудованных аппаратурой приема, обработки, визуализации, передачи и архивации всей необходимой информации, циркулирующей в рамках системы «Безопасный город».

Основными функциями городского Ситуационного центра являются:

  • контроль на экранах мониторов за информацией, поступающей с распределенной сети видеонаблюдения;
  • получение информации от граждан города через сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» и реагирование на нее;
  • мониторинг сети стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» и дислокации сил правопорядка на электронной карте города;
  • мониторинг на электронной карте города местоположения охраняемых VIP- персон;
  • мониторинг на электронной карте города маршрутов следования транспортных средств для перевозки особо опасных грузов;
  • мониторинг на электронной карте города маршрутов следования угнанных автомобилей, охраняемых специальными охранными системами.

Размещение элементов системы охранного телевидения удаленных объектов и стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» осуществляется, прежде всего, на следующих объектах и участках территории городского округа:

Объекты и участки территории с повышенной криминогенной обстановкой;

Объекты культуры и отдыха;

Развлекательные и спортивные сооружения;

Места массового пребывания граждан при проведении публичных мероприятий;

Места наиболее частого совершения дорожно-транспортных происшествий;

Объекты системы образования;

Объекты системы здравоохранения;

Объекты жизнеобеспечения городского округа;

Объекты повышенной опасности;

Остановки общественного транспорта;

Районы транспортных развязок; мосты;

Торговые центры;

Объекты промышленности и связи;

Объекты органов местного самоуправления;

Объекты правоохранительных органов.

К основным задачам, решаемым в рамках создаваемой системы, следует отнести первые одиннадцать, поэтому остановимся на них подробнее.

Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан включает:

  • осуществление контроля за обстановкой на: улицах и площадях, парках, территориях, прилегающих к торговым и развлекательным центрам, спортивных сооружениях, других местах массового пребывания людей;
  • организация контроля обстановки на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах; автоматическое определение оставленных и забытых предметов; осуществление розыска и распознавание лиц.
  • оперативное реагирование на осложнение оперативной обстановки и оперативное управление силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка;
  • оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества.

Решение данной задачи осуществляется путем установки обзорных видеокамер наблюдения в местах массового пребывания граждан и передачи информации в ситуационный центр УВД и в районные отделы внутренних дел. Информацию анализируют в режиме реального времени операторы видеонаблюдения и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, оператор видеонаблюдения докладывает оперативному дежурному. Оперативный дежурный принимает решение в соответствии с существующими инструкциями. Одновременно вся поступающая информация сохраняется в видеоархиве.

Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма» населения включает организацию канала экстренной связи граждан с органами внутренних дел для получения информации о правонарушениях, преступлениях, чрезвычайных ситуациях и оперативного реагирования на поступившие сообщения.

Указанная задача решается путем установки оконечных устройств ПЭС. Желательно оборудовать такие устройства встроенной видеокамерой (аналогично вызывному блоку видеодомофона) с целью визуального наблюдения за развитием событий непосредственно рядом с кнопкой экстренного вызова.

Такой сигнал от гражданина поступает в СЦ оператору видеонаблюдения, который после регистрации сообщения докладывает оперативному дежурному. Одновременно осуществляется запись переговоров с последующим архивным хранением и высвечивается расположение ПЭС на электронной карте города. Оперативный дежурный принимает решения согласно складывающейся ситуации а оператор видеонаблюдения осуществляет контроль за развитием ситуации.

Обеспечение безопасности объектов особой важности является важнейшей задачей как ведомственной службы безопасности, так и правоохранительных органов. Грамотно размещенная система внешнего видеоконтроля такого объекта, вписанная в структуру «Безопасного города», позволит обнаруживать угрозы на ранних стадиях их проявления. При возникновении угроз террористического или криминального характера, влекущих нарушение функционирования данных объектов, оператор видеонаблюдения передает сигнал тревоги оперативному дежурному, который принимает решение по предотвращению или ликвидации последствий выявленных угроз, а также информирует соответствующие службы.

Повышение безопасности дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий обеспечивается:

  • организацией мониторинга дорожной обстановки; потоков автотранспорта; чрезвычайных дорожных ситуаций, включая нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия;
  • автоматическим обнаружением и регистрацией аварийных ситуаций, нарушений правил дорожного движения (нарушение скоростного режима, правил парковки, пересечения двойной сплошной, проезда под запрещающие знаки и сигналы) и транспортных средств - нарушителей;
  • оперативным реагированием на чрезвычайные дорожные ситуации, включая оповещение всех заинтересованных органов власти, МЧС , медицину катастроф и т.д.;
  • розыском угнанного, похищенного и скрывшегося с мест дорожно-транспортного происшествия автотранспорта;
  • определением номерных знаков транспортных средств;
  • мониторингом подвижных объектов специальных служб и, прежде всего, правоохранительных органов.

Указанные задачи решаются путем установки обзорных камер наблюдения на основных магистралях города и идентификационных камер для определения государственного номера транспортного средства по каждой полосе движения. Поступающая видеоинформация анализируется операторами видеонаблюдения, сотрудниками ГИБДД . В случае выявленных нарушений дорожного движения или осложнения дорожной обстановки подается сообщение оперативному дежурному полка ДПС. Одновременно видеоинформация поступает на сервер специализированного программно-аппаратного комплекса для автоматизированной обработки и распознавания номеров.

Обеспечение безопасности образовательных учреждений является актуальной задачей. Из потенциальных угроз, подстерегающих сегодняшних школьников, стоит особенно выделить наиболее характерные из них, а именно:

  • кражи личных вещей учащихся и педагогов, расхищение и порча школьного имущества;
  • террористические акты, захват детей в заложники;
  • поступление на школьную территорию алкоголя, наркотикови употребление учащимися;
  • распространение среди школьников нежелательных изданий порнографического, сектантского и прочего характера;
  • техногенные аварии и природные катаклизмы .

Анализ потенциальных угроз позволяет сделать вывод о необходимости наличия в составе системы безопасности образовательного учреждения следующих подсистем:

  • система видеонаблюдения;
  • пункт экстренной связи с полицией;
  • система контроля доступа;
  • охранно-пожарная сигнализация.

Видеомониторинг школьной территории и внутренних помещений позволяет оперативно выявлять случаи проникновения посторонних лиц на территорию школы, предупреждать их действия, создающие угрозу учащимся, и регистрировать конфликтные ситуации и случаи нарушений дисциплины, предотвращать порчу школьного имущества, хищений личных вещей учителей. Для обеспечения безопасности учащихся и персонала образовательного учреждения, а также сохранности материальных средств применяются стационарные видеокамеры, установленные в следующих местах:

  • внешний периметр школьной территории;
  • ходы/выходы здания;
  • холлы и лестницы, раздевалки;
  • столовые и буфеты;
  • спортивный зал и уличные площадки.

Сеть пунктов экстренной связи с полицией обеспечивает незамедлительную связь с оператором Ситуационного центра УВД города любого учащегося или сотрудника образовательного учреждения.

Подсистема контроля доступа - еще один обязательный компонент системы безопасности. Она призвана обеспечить идентификацию всех входящих в школу через оборудованные считывателями турникеты . Система позволяет решать задачи предотвращения несанкционированного доступа в школу посторонних лиц, осуществлять контроль посещаемости учащихся с регистрацией времени их прихода и ухода и ряд других.

Охранно-пожарная сигнализация обеспечивает мониторинг состояния охраняемых помещений, зданий образовательного учреждения с выводом тревожных извещений на пункт централизованной охраны отдела вневедомственной охраны .

В рамках проекта «Безопасный город» задействуются две первые подсистемы, причем выводы сигналов осуществляются, в первую очередь, из зоны центрального входа в образовательное учреждение.

Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде обеспечивается:

  • круглосуточным контролем обстановки в жилом секторе путем видеонаблюдения за подъездами и дворовыми территориями, а также, при необходимости, входами в технические помещения жилых зданий;
  • двухсторонней связью с диспетчером предприятия, ответственным за эксплуатацию жилых помещений;
  • видеомониторингом кабин лифтов, подвалов, чердаков и других служебных помещений;
  • оперативным оповещением служб охраны правопорядка о возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, а также сохранности муниципального имущества .

Указанные задачи решаются путем установки видеокамер в жилых подъездах и обзорных камер на придомовой территории. Видеоинформация поступает через сервер муниципального инженерно-технического центра в районные отделы внутренних дел.

Система обеспечения безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками, позволяет гражданам, нуждающимся в дополнительной защите, в случае угрозы нападения или по медицинским показаниям нажать кнопку на брелоке. Сигнал по радиоканалу поступит в Ситуационный центр, а дежурный центра направит в район бедствия ближайший наряд полиции.

Система обеспечения безопасной перевозки по территории города опасных грузов предназначена для дистанционного контроля и управления маршрутами следования транспортных средств, которые перевозят по территории города опасные грузы , и речевой связи с их экипажами. Для обеспечения безопасности транспортные средства на период перевозки по территории города опасных грузов оборудуются легкосъемными бортовыми комплектами.

Система обеспечения безопасного перемещения по территории города VIP- персон позволяет осуществлять:

  • санкционированное определение местоположения VIP-персон и отображение их на экране компьютера городского Ситуационного центра на электронной карте города в реальном масштабе времени;
  • голосовые переговоры с дежурным Ситуационного центра;
  • передачу сигналов тревоги.

Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города позволит:

  • повысить эффективность действий нарядов полиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений и оказанию помощи гражданам;
  • увеличить территорию контроля правопорядка за счет внедрения технических средств;
  • повысить уровень информационного обеспечения дежурной части УВД, что даст возможность обеспечить наличие необходимых сил и средств правопорядка в нужном месте и в нужное время;
  • сократить время реагирования органов внутренних дел на сообщения граждан, осложнение оперативной обстановки;
  • улучшить условия несения службы нарядами полиции;
  • осуществлять постоянный контроль за несением службы нарядами полиции общественной безопасности.

Для решения этой задачи необходимо осуществить:

  • интеграцию создаваемых в рамках системы информационных ресурсов различных подсистем, автоматизированных банков данных общего пользования, существующих автоматизированных информационных систем по линии ЕИТКС в единое информационное пространство правоохранительных органов, организация санкционированного оперативного доступа сотрудников к информационным ресурсам общего и специального назначения в режиме реального времени;
  • доступ к информационным ресурсам регионального и федерального уровня;
  • визуализацию на электронной карте города местонахождения дежурных нарядов патрульно-постовой службы, мест установки видеокамер и пунктов экстренной связи;
  • организацию автоматического документирования и анализа информации о чрезвычайных событиях и правонарушениях с элементами прогнозирования развития оперативной обстановки;
  • использование системы МЧС России «Оксион» по демонстрации видеоинформации в общественных местах: криминальной обстановки, складывающейся на территории города; ориентировок на разыскиваемых и без вести пропавших граждан; профилактических сюжетов по направлениям деятельности охраны общественного порядка (действиям граждан при обнаружении подозрительных предметов в общественных местах, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны);
  • защиту информации, циркулирующей в системе, а также каналов передачи данных.

Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степеней, снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные вызовы, снижение уровня уличной преступности, повышение раскрываемости преступлений, сокращение сроков расследования преступлений, профилактика правонарушений базируется на результативном решении и развитии первых одиннадцати задач.

Слышали о концепции АПК «Безопасный город» многие наши соотечественники, но далеко не всякий гражданин представляет себе достаточно точно, что скрывается под этим понятием. АПК расшифровывается как «аппаратно-программный комплекс». Такая система была создана, дабы гарантировать повышенный уровень безопасности социума и среды, в которой обитает современный человек. Рассмотрим эту тему подробнее.

О чем идет речь?

Сегменты АПК «Безопасный город» разработаны таким образом, чтобы держать под контролем все происходящее. Задача этого комплекса - прогнозировать угрозы, отслеживать текущие чрезвычайные события, по возможности предупреждать угрожающие социуму ситуации. Одна из задач комплекса - контролировать, как устраняются последствия произошедшего. Цель специалистов - следить и предупреждать, мониторить правонарушения и работать с тем, что ими спровоцировано. Комплекс создается как сборная система многочисленных элементов уровнем ниже, предусмотренных для сбора сведений и управления данными. Все подсистемы должны эффективно работать друг с другом. Основная идея функционирования такого комплексного продукта - соблюдение и обеспечение интересов социума в целом, отдельного образования, области, населенного пункта в частности.

Задача АПК - защита населения и территорий, увеличение уровня безопасности в аспекте разных сфер жизнедеятельности современного социума в городе. Этот проект включает проработку мер, предупреждающих террористические угрозы, а значит, обеспечивающих большую безопасность местам, где люди скапливаются в большом количестве. АПК направлен на обеспечение безопасности разных объектов, важность и значимость которых для социума варьируется. Одна из задач, преследуемых реализацией комплекса, - улучшить оперативность работы отделений, отвечающих за охрану правового порядка. Внедрение информационного и аппаратного комплекса позволяет оптимизировать контроль за рабочей силой, более эффективно распределять средства, которыми располагают ответственные за порядок структуры.

О направлении работы

Задачи АПК «Безопасный город» декларируются для каждого конкретного населенного пункта, в котором внедряется этот комплекс. В общем случае при оформлении работы необходимо наладить процесс так, чтобы посредством АПК гарантировать общественный порядок в тех местах, где люди часто находятся в большом количестве. Не менее важно обеспечить безопасность каждой отдельной персоны, находящейся в пределах населенного пункта, на который распространяется комплекс. При внедрении программы необходимо продумать меры, за счет которых особенно важные объекты находились бы в безопасности. Это распространяется на учреждения, входящие в систему образования.

Один из аспектов социального проекта - повышение уровня безопасности движения на дорогах. Цель, преследуемая органами, ответственными за внедрение каждого конкретного комплекса - снизить количество аварий, случающихся на дорогах. Декларированная задача программы - минимизировать тяжесть последствий таких событий. Вместе с тем разработчики лица, ответственные за внедрение, преследуют цель гарантировать безопасность каждой персоны, имущества, принадлежащего ей, а также собственности муниципалитета, жилого фонда. Одна из задач АПК - вовремя выявлять факты угона транспорта, увеличивать степень результативности раскрытия правонарушений, более эффективно предупреждать такие происшествия.

Коммуникации и АПК

Поскольку социальный проект можно реализовать только с применением новейших средств и техники, для его воплощения в реальность необходимо привлекать лучших специалистов в сфере техники, информационного обеспечения, коммуникаций, технологий. В каждом городе нашей державы есть госорган, ответственный за такие вопросы. Именно на него обычно возлагаются обязательства по проработке реальных технических решений, которые бы позволили контролировать происходящее в пределах населенного пункта. Чтобы правоохранительные структуры могли работать эффективно, быстро и надежно, следует использовать возможности для съемки фотографий и видео, дабы наблюдать за ситуацией в особенно важных участках. Госотделы, отвечающие за технические аспекты реализации, должны контролировать и отслеживать, как работает оборудование, насколько эффективна система в целом, а также гарантировать ее постоянное действие без перерывов.

Чтобы программа «Безопасный город» могла полноценно функционировать, должны быть отделы, на которые возложена ответственность за развитие технического обеспечения рабочих процессов. Необходимо совершенствовать системы фотографирования, записи видео, дабы увеличить уровень безопасности. В первую очередь это касается ситуации на дорогах. Полезными будут комплексы, созданные для фиксации нарушений норм и правил. Не менее важно развивать ситуационное видеонаблюдение как инструмент, позволяющий повысить уровень безопасности для каждой отдельной персоны. Чтобы это было результативнее, разумно создать единую сеть, включающую все важные хозяйствующие транспортные субъекты. Кроме транспортной сети для повышения уровня безопасности необходимо обеспечить хорошую работу всех иных технических аспектов АПК, дабы исключить ситуацию отказа. Оборудование, используемое для этого, регулярно проверяют и обслуживают.

А если детальнее?

Программа «Безопасный город» сформирована для обеспечения комплексного решения проблемы социальной безопасности. Информационная система, посредством которой гарантирована работа, должна объединять разные сферы и аспекты жизни. Такой продукт создается для формулировки точных прогнозов. Чтобы работа была действительно эффективной, для АПК необходимо обеспечить возможности соединить дежурных, диспетчеров, службы муниципалитета, дабы они могли взаимодействовать. Единый подход, систематизированность решения проблемы обусловлены повышенной вероятностью не только природных опасностей, но и техногенных рисков. Во многом это связано с высоким темпом урбанизации. Системный подход, как считают эксперты, важен для общественного, экономического, инвестиционного развития населенных пунктов нашей державы.

Развитие и построение АПК «Безопасный город» реализуется с учетом достаточно высоких требований к функциональности всех обеспечивающих безопасность населения систем. До недавнего времени не существовало единого системного подхода, направленного на управление безопасностью, поэтому перед профессионалами стояла задача создания уникального решения, которое бы складывалось из многочисленных уровней, тем самым позволяя контролировать жизнь социума во всех аспектах. Кроме, собственно, безопасности такой комплекс - это еще и залог сохранения порядка, соблюдения законов. Как отмечают инженеры, все это достижимо, если использовать самые современные методы и средства, подходы к контролю обстановки, составлению прогнозов по ее развитию.

Автоматизация и безопасность

Чтобы единый центр оперативного реагирования мог эффективно работать, необходимо обеспечить для этого соответствующие условия. Ключевой аспект - это автоматизированный комплекс, который сформирован из программ и технического оборудования, позволяющего информатизировать работу диспетчерской службы, обслуживающей конкретный населенный пункт. Внедрение комплексного решения помогает сделать жизнь в городе безопаснее, комфортнее, а процессы управления населенным пунктом - эффективнее.

Если АПК представить в виде своеобразного организма, тогда центр реагирования можно сравнить с головой, которая всегда знает, чем заняты разные отделы, как контролировать их работу максимально продуктивно и с наилучшим результатом, координируя все движения. За счет единого центра можно скомпилировать сведения, полученные из разных источников и на первый взгляд выглядящие несвязными, обрывистыми. Повышается эффективность процесса формирования целостной картины происходящего, причем контролируется динамика ее развития. Важный аспект - контроль происходящего в реальном времени. За счет АПК можно отслеживать и мелкие, и крупные ситуации, а также прогнозировать их развитие, рассчитывать, какие решения по устранению и предупреждению самые эффективные, и реализовывать их, координируя все необходимые службы.

Внедрение АПК «Безопасный город» реализуется для обеспечения госструктур, исп. власти, для повышения эффективности реализации функций управляющей системы, самоуправления. Чтобы лица, занимающие управляющие должности, принимали эффективные решения, они должны располагать максимально точной, надежной, отражающей реальность информацией. Обеспечение такими сведениями - одна из задач АПК. Через него координируется работа дежурных, спасателей, коммунальных структур, коммерческих организаций, диспетчеров, органов быстрого реагирования.

Если происходит чрезвычайная ситуация, случается кризис, именно посредством АПК и комплексной информатизации можно добиться максимума эффективности взаимной работы служб. Следовательно, внедрение системы помогает увеличить безопасность социума и соблюдение правил и законов, а также гарантировать - среда обитания человека будет безопасной.

Все взаимосвязано

Действующие единые требования к АПК «Безопасный город» обязывают тех, кто ответственен за реализацию таких программ в конкретных населенных пунктах, обеспечивать эффективную агрегацию сведений, поступающих от федеральных, региональных структур. Через АПК исп. власть получает максимум подробной и своевременной информации об инцидентах, связанных с безопасностью социума, соблюдением законов и правил. Технический комплекс позволяет делать выборку по отдельному образованию или всему региону в целом. Система работает и в обратном направлении: внедренный на местном уровне АПК передает данные о развитии ситуации федеральным структурам и отвечающим за регионы. Лица, реализующие проект, прорабатывают алгоритмы составления аналитических сводок, отчетов о задачах, поставленных перед службами. Отчеты направляются в адрес местных и федеральных структур, контролирующих исполнение проектов и анализирующих особенности происходящих ЧС и пути борьбы с ними.

Работающая в рамках АПК дежурно-диспетчерская служба взаимодействует с местными структурами управления, муниципалитетом, предприятиями, ответственными за безопасность жизни в населенном пункте. Чтобы эффективнее организовать совместную работу, необходимо создать единое информационное пространство, через которое можно было бы комбинированно контролировать развитие кризисных ситуаций. Такое решение помогло бы максимально эффективно включить в процесс региональные структуры. Одна из задач АПК - объединение должностных лиц, ответственных за проработку, принятие, реализацию решений, которые бы помогли предупреждать ЧС и ликвидировать последствия случившегося.

О нюансах

Одна из задач, тесно связанных с обеспечением безопасности в населенном пункте, - повышение качества управленческих решений, составляемых прогнозов, планов. Для ее реализации можно применить АПК «Безопасный город». Что это такое, могут рассказать инженеры, занимающиеся проработкой нюансов рабочего процесса. Именно они знают, как важны аналитические методы исследования происходящего, насколько существенно подбирать правильные количественные подходы к оценке событий, учитывая все варианты развития ситуации. Посредством АПК оптимизируется подбор наиболее рационального варианта коррекции происходящего.

Информационные потоки в некоторой степени - это хаотичный объем данных, упорядочить которые можно посредством АПК «Безопасный город». Что это такое, можно узнать из специализированной документации, регламентирующей значимость многократного анализа первичных сведений, получаемых через системы наблюдения. Чем активнее они используются, чем больше порядка в информационной базе, тем достовернее будут данные, применяемые для дальнейшего анализа, а значит, прогнозы окажутся точными. Сведения используются для проработки ситуации по регламенту, и итог во многом определяется полнотой информации и ее надежностью.

Инфраструктура и социальная жизнь

В последнее время проводится немало форумов и конференций, собраний и совещаний, посвященных реализации в разных регионах АПК «Безопасный город». Что это такое, знают многие журналисты, освещающие вопрос. Как отмечается в рамках таких собраний, во многом безопасность обусловлена надежностью работы системы ЖКХ, которая, в свою очередь, связана как с аспектами безопасности, так и с социальной обстановкой и экономическим состоянием региона. Относительно инфраструктуры на уровне представляет собой объект, зависимый от многих факторов. Оборудование может давать сбои, сети изнашиваются, инфляция не позволяет получать достаточное количество денег для качественного обслуживания техники. Дополнительную проблему составляет безработица.

Как считают специалисты, из года в год все важнее своевременно и точно прогнозировать угрозы - а это возможно посредством АПК «Безопасный город». Что это такое - прогнозирование угроз? Лучше всего вопрос могут раскрыть аналитики, работающие в сфере изучения тенденций развития ситуаций. Отмечается, что ситуационные центры, ответственные за составление прогнозов, во многом корректируют работу управленческих структур. Информация, получаемая ответственными за сбор информации отделами, используется для энергетического мониторинга.

Актуально ли на самом деле?

Уже сегодня многие системы внедряют интеллектуальные решения, которые помогают повысить качество работы. Как выше было указано относительно АПК «Безопасный город», камеры видеонаблюдения и средства фиксации происходящего на фото - неотъемлемые аспекты такого комплекса. Еще ранее их значимость проверена на практике некоторыми предприятиями, отвечающими за снабжение населения водой, энергией, теплом. Как показали наблюдения, информационные решения и промышленная виртуальная паутина - это значимые аспекты, за счет которых можно увеличить безопасность. Контроль позволяет в некоторой степени в динамичном режиме решить проблему нехватки ремонта и денег на него. Актуальность ремонтных работ связана с тем, что коммуникации в большинстве населенных пунктов довольно старые, а поменять все и сразу возможностей просто нет. Не секрет, что регулярно граждане сталкиваются с перебоями в подаче жизненно важных ресурсов, причем иногда страдают целые районы или даже города.

Составляющие АПК «Безопасный город» камеры видеонаблюдения, программные решения, сети и подсистемы - это метод контроля ситуации и поиска самых слабых мест, имеющихся в настоящий момент. Реализация АПК - это не только многочисленные плюсы, которые можно получить, воплотив идею в жизнь, но еще и ряд проблем, требующих решения.

Отмечается: воплощение инженерных проектов в жизнь усложнено обустройством систем наблюдения, а действующие сигнализации, призванные сообщать о пожарах, зачастую устарели и работают ненадежно. Все это ухудшает возможность оперативного реагирования, а значит, повышает уровень рисков для граждан.

Проблемы и их решения

Предполагается, что АПК «Безопасный город» будет проще воплотить эффективно, если ввести ряд изменений в действующую нормативную документацию (включая Жилищный кодекс). Активисты предлагают пересмотреть нормы, связанные с возведением и использованием объектов и систем, обеспечивающих безопасность. Если удастся организовать результативную работу, на федеральном уровне посредством систем мониторинга получится дать нуждающимся доступ к максимально актуальным сведениям об объектах, потенциально представляющих собой опасность для социума. Контроль за ними важен, дабы граждане могли ощущать себя в безопасности, а для его осуществления у оперативных структур всегда должна быть точная сводка о текущем состоянии.

Только это позволит предупредить внештатные ситуации и вовремя отреагировать на них.

Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования на них оперативных служб, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности играют современные средства оповещения о пожарной опасности, средства охранной сигнализации, средства контроля доступа на объекты, системы охранного телевидения. Для дальнейшего повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, противодействия росту преступности, обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан на улицах и в других общественных местах, безопасности дорожного движения на наиболее оживленных улицах и транспортных развязках, террористической устойчивости объектов особой важности и объектов жизнеобеспечения в городах создаются аппаратно-программные комплексы (АПК) «Безопасный город». В состав комплекса, как правило, входят: распределенная сеть видеонаблюдения (РСВ), сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» (ПЭС) и система мониторинга подвижных средств правоохранительных органов (СМПС ПО). Управление



Целью создания АПК «Безопасный город» является повышение уровня безопасности по основным направлениям жизнедеятельности населения города, в том числе антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов различных степеней важности, а также повышение оперативности работы правоохранительных органов за счет оптимизации управления силами и средствами органов внутренних дел.

Задачи АПК «Безопасный город»:

    Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан.

    Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма» населения.

    Обеспечение безопасности объектов особой важности.

    Повышение безопасности дорожного движения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.

    Обеспечение безопасности образовательных учреждений.

    Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде.

    Обеспечение безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками.

    Обеспечение безопасной перевозки по территории города опасных грузов за счет дистанционного контроля и управления транспортными средствами,

    перевозящими их.

    Обеспечение безопасного перемещения по территории города VIPперсон.

    Обнаружение фактов угона транспортных средств граждан, оснащенных специальным оборудованием и дистанционный контроль за ними.

    Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города.

    Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степе-


    Снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные

    Снижение уровня уличной преступности.

    Повышение раскрываемости преступлений и сокращение сроков расследования преступлений.

    Профилактика правонарушений.

В основе общих подходов к решению поставленных задач лежит системный анализ ситуации, осуществляемый в Ситуационном центре и определение объектов, требующих особой защиты в рамках функционирования АПК «Безопасный город».

Ситуационный центр представляет собой группу помещений оборудованных аппаратурой приема, обработки, визуализации, передачи и архивации всей необходимой информации, циркулирующей в рамках системы «Безопасный город».

Основными функциями городского Ситуационного центра являются:

    контроль на экранах мониторов за информацией, поступающей с распределенной сети видеонаблюдения;

    получение информации от граждан города через сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» и реагирование на нее;

    мониторинг сети стационарных пунктов экстренной связи «Гражданинполиция» и дислокации сил правопорядка на электронной карте города;

    мониторинг на электронной карте города местоположения охраняемых VIPперсон;

    мониторинг на электронной карте города маршрутов следования транспортных средств для перевозки особо опасных грузов;

    мониторинг на электронной карте города маршрутов следования угнанных автомобилей, охраняемых специальными охранными системами.

    Размещение элементов системы охранного телевидения удаленных объектов и стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» осуществляется, прежде всего, на следующих объектах и участках территории городского округа:

    объекты и участки территории с повышенной криминогенной обстанов-


    объекты культуры и отдыха;

    развлекательные и спортивные сооружения;

    • места массового пребывания граждан при проведении публичных мероприятий;

      места наиболее частого совершения дорожно-транспортных происшествий;

      объекты системы образования;

      объекты системы здравоохранения;

      объекты жизнеобеспечения городского округа;

      объекты повышенной опасности;

      остановки общественного транспорта;

      районы транспортных развязок; мосты;

    • торговые центры;

      объекты промышленности и связи;

      объекты органов местного самоуправления;

      объекты правоохранительных органов.

      К основным задачам, решаемым в рамках создаваемой системы, следует отнести первые одиннадцать, поэтому остановимся на них подробнее.

      Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан включает:

      осуществление контроля за обстановкой на: улицах и площадях, парках, территориях, прилегающих к торговым и развлекательным центрам, спортивных сооружениях, других местах массового пребывания людей;

      организация контроля обстановки на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах; автоматическое определение оставленных и забытых предметов; осуществление розыска и распознавание лиц.

      оперативное реагирование на осложнение оперативной обстановки и оперативное управление силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка;

      оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества.

Решение данной задачи осуществляется путем установки обзорных видеокамер наблюдения в местах массового пребывания граждан и передачи информации в ситуационный центр УВД и в районные отделы внутренних дел. Информацию анализируют в режиме реального времени операторы видеонаблюдения и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, оператор видеонаблюдения докладывает оперативному дежурному. Оперативный дежурный принимает решение в соответствии с существующими инструкциями. Одновременно вся поступающая информация сохраняется в видеоархиве.

Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма» населения включает организацию канала экстренной связи граждан с органами внутренних дел для получения информации о правонарушениях, преступлениях, чрезвычайных ситуациях и оперативного реагирования на поступившие сообщения.

Указанная задача решается путем установки оконечных устройств ПЭС. Желательно оборудовать такие устройства встроенной видеокамерой (аналогично вызывному блоку видеодомофона) с целью визуального наблюдения за

развитием событий непосредственно рядом с кнопкой экстренного вызова.

Такой сигнал от гражданина поступает в СЦ оператору видеонаблюдения, который после регистрации сообщения докладывает оперативному дежурному. Одновременно осуществляется запись переговоров с последующим архивным хранением и высвечивается расположение ПЭС на электронной карте города. Оперативный дежурный принимает решения согласно складывающейся ситуации а оператор видеонаблюдения осуществляет контроль за развитием ситуации.

Обеспечение безопасности объектов особой важности является важнейшей задачей как ведомственной службы безопасности, так и правоохранительных органов. Грамотно размещенная система внешнего видеоконтроля такого объекта, вписанная в структуру «Безопасного города», позволит обнаруживать угрозы на ранних стадиях их проявления. При возникновении угроз террористического или криминального характера, влекущих нарушение функционирования данных объектов, оператор видеонаблюдения передает сигнал тревоги оперативному дежурному, который принимает решение по предотвращению или ликвидации последствий выявленных угроз, а также информирует соответствующие службы.

Повышение безопасности дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий обеспечивается:

    организацией мониторинга дорожной обстановки; потоков автотранспорта; чрезвычайных дорожных ситуаций, включая нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия;

    автоматическим обнаружением и регистрацией аварийных ситуаций, нарушений правил дорожного движения (нарушение скоростного режима, правил парковки, пересечения двойной сплошной, проезда под запрещающие знаки и сигналы) и транспортных средств нарушителей;

    оперативным реагированием на чрезвычайные дорожные ситуации, включая оповещение всех заинтересованных органов власти, МЧС, медицину катастроф и т.д.;

    розыском угнанного, похищенного и скрывшегося с мест дорожнотранспортного происшествия автотранспорта;

    определением номерных знаков транспортных средств;

    мониторингом подвижных объектов специальных служб и, прежде всего, правоохранительных органов.

Указанные задачи решаются путем установки обзорных камер наблюдения на основных магистралях города и идентификационных камер для определения государственного номера транспортного средства по каждой полосе движения. Поступающая видеоинформация анализируется операторами видеонаблюдения, сотрудниками ГИБДД. В случае выявленных нарушений дорожного движения или осложнения дорожной обстановки подается сообщение оперативному дежурному полка ДПС. Одновременно видеоинформация поступает на

сервер специализированного программно-аппаратного комплекса для автоматизированной обработки и распознавания номеров.

Обеспечение безопасности образовательных учреждений является актуальной задачей. Из потенциальных угроз, подстерегающих сегодняшних школьников, стоит особенно выделить наиболее характерные из них, а именно:

    кражи личных вещей учащихся и педагогов, расхищение и порча школьного имущества;

    террористические акты, захват детей в заложники;

    поступление на школьную территорию алкоголя, наркотиков и употребление учащимися;

    распространение среди школьников нежелательных изданий порнографического, сектантского и прочего характера;

    техногенные аварии и природные катаклизмы.

    Анализ потенциальных угроз позволяет сделать вывод о необходимости наличия в составе системы безопасности образовательного учреждения следующих подсистем:

    система видеонаблюдения;

    пункт экстренной связи с полицией;

    система контроля доступа;

    охранно-пожарная сигнализация.

    Видеомониторинг школьной территории и внутренних помещений позволяет оперативно выявлять случаи проникновения посторонних лиц на территорию школы, предупреждать их действия, создающие угрозу учащимся, и регистрировать конфликтные ситуации и случаи нарушений дисциплины, предотвращать порчу школьного имущества, хищений личных вещей учителей. Для обеспечения безопасности учащихся и персонала образовательного учреждения, а также сохранности материальных средств применяются стационарные видеокамеры, установленные в следующих местах:

    внешний периметр школьной территории;

    ходы/выходы здания;

    холлы и лестницы, раздевалки;

    столовые и буфеты;

    спортивный зал и уличные площадки.

Сеть пунктов экстренной связи с полицией обеспечивает незамедлительную связь с оператором Ситуационного центра УВД города любого учащегося или сотрудника образовательного учреждения.

Подсистема контроля доступа – еще один обязательный компонент системы безопасности. Она призвана обеспечить идентификацию всех входящих в школу через оборудованные считывателями турникеты. Система позволяет решать задачи предотвращения несанкционированного доступа в школу посторонних лиц, осуществлять контроль посещаемости учащихся с регистрацией времени их прихода и ухода и ряд других.

Охранно-пожарная сигнализация обеспечивает мониторинг состояния охраняемых помещений, зданий образовательного учреждения с выводом тревожных извещений на пункт централизованной охраны отдела вневедомствен-

ной охраны.

В рамках проекта «Безопасный город» задействуются две первые подсистемы, причем выводы сигналов осуществляются, в первую очередь, из зоны центрального входа в образовательное учреждение.

Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде обеспечивается:

    круглосуточным контролем обстановки в жилом секторе путем видеонаблюдения за подъездами и дворовыми территориями, а также, при необходимости, входами в технические помещения жилых зданий;

    двухсторонней связью с диспетчером предприятия, ответственным за эксплуатацию жилых помещений;

    видеомониторингом кабин лифтов, подвалов, чердаков и других служебных помещений;

    оперативным оповещением служб охраны правопорядка о возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, а также сохранности муниципального имущества.

Указанные задачи решаются путем установки видеокамер в жилых подъездах и обзорных камер на придомовой территории. Видеоинформация поступает через сервер муниципального инженерно-технического центра в районные отделы внутренних дел.

Система обеспечения безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками, позволяет гражданам, нуждающимся в дополнительной защите, в случае угрозы нападения или по медицинским показаниям нажать кнопку на брелоке. Сигнал по радиоканалу поступит в Ситуационный центр, а дежурный центра направит в район бедствия ближайший наряд полиции.

Система обеспечения безопасной перевозки по территории города опасных грузов предназначена для дистанционного контроля и управления маршрутами следования транспортных средств, которые перевозят по территории города опасные грузы, и речевой связи с их экипажами. Для обеспечения безопасности транспортные средства на период перевозки по территории города опасных грузов оборудуются легкосъемными бортовыми комплектами.

Система обеспечения безопасного перемещения по территории города VIPперсон позволяет осуществлять:

    санкционированное определение местоположения VIP-персон и отображение их на экране компьютера городского Ситуационного центра на электронной карте города в реальном масштабе времени;

    передачу сигналов тревоги.

    Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города позволит:

    повысить эффективность действий нарядов полиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений и оказанию помощи гражданам;

    увеличить территорию контроля правопорядка за счет внедрения технических средств;

    повысить уровень информационного обеспечения дежурной части УВД, что даст возможность обеспечить наличие необходимых сил и средств правопорядка в нужном месте и в нужное время;

    сократить время реагирования органов внутренних дел на сообщения граждан, осложнение оперативной обстановки;

    улучшить условия несения службы нарядами полиции;

    осуществлять постоянный контроль за несением службы нарядами полиции общественной безопасности.

    Для решения этой задачи необходимо осуществить:

    интеграцию создаваемых в рамках системы информационных ресурсов различных подсистем, автоматизированных банков данных общего пользования, существующих автоматизированных информационных систем по линии ЕИТКС в единое информационное пространство правоохранительных органов, организация санкционированного оперативного доступа сотрудников к информационным ресурсам общего и специального назначения в режиме реального времени;

    доступ к информационным ресурсам регионального и федерального уровня;

    визуализацию на электронной карте города местонахождения дежурных нарядов патрульно-постовой службы, мест установки видеокамер и пунктов экстренной связи;

    организацию автоматического документирования и анализа информации о чрезвычайных событиях и правонарушениях с элементами прогнозирования развития оперативной обстановки;

    использование системы МЧС России «Оксион» по демонстрации видеоинформации в общественных местах: криминальной обстановки, складывающейся на территории города; ориентировок на разыскиваемых и без вести пропавших граждан; профилактических сюжетов по направлениям деятельности охраны общественного порядка (действиям граждан при обнаружении подозрительных предметов в общественных местах, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны);

    защиту информации, циркулирующей в системе, а также каналов передачи данных.

    Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степеней, снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные вызовы, снижение уровня уличной преступности, повышение раскрываемости преступлений, сокращение сроков расследования преступлений, профилактика правонарушений базируется на результативном решении и развитии первых одиннадцати задач.

      Диспетчерский центр межрегионального кординационного центра (ДЦ МКЦ) по Московской области



      Основой АПК «Коридор безопасности» являются спутниковые диспетчерские системы, в которых транспортные средства определяют свое местонахождение с помощью глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС и /или GPS, а результаты местоопределения по каналам связи передают в диспетчерские центры.

      Центральным звеном спутниковой системы диспетчерского управления городским и пригородным автомобильным транспортом, перевозящим специальные грузы, является диспетчерский центр предприятия-грузоперевозчика, обеспечивающего указанные перевозки. В МВД России безопасность транспорта, перевозящим специальные грузы, обеспечивает межрегиональный координационный центр (МКЦ) ГУВО МВД России.

      Объектами управления являются закрепленные за ним автомобили, перевозящие специальные грузы. Взаимодействующими с диспетчерским центром организациями являются территориальные органы исполнительной власти (Ро-

      странснадзор, МВД (ГИБДД) и МЧС России) и предприятия грузоотправители (грузополучатели).

      Основными функциями системы диспетчерского управления транспортными средствами, перевозящими специальные грузы, являются следующие:

      1.Мониторинг, заключающийся в:

      • контроле местонахождения транспортных средств, маршрута следования, скоростного режима;

        контроле состояния транспортных средств, их водителей, состояния грузов и условий перевозки.

        Принятие управленческих решений на основе мониторинговой и другой актуальной информации.

        Доведение до исполнителей (водителей, сопровождающих груз лиц, работников транспортной компании, взаимодействующих организаций) принятых управленческих решений.

        Контроль исполнения принятых решений.

      Система информационного сопровождения и мониторинга городских и пригородных автомобильных перевозок опасных грузов не может подменять действующие системы диспетчерского управления. Она должна обеспечивать их актуальными и достоверными данными, т.е. являться информационной, но не управляющей системой. Поэтому на рассматриваемую систему следует возлагать только функции мониторинга, сбора, обработки, представления и отображения полученных данных, а также, возможно, функции информационного обмена, в том числе с взаимодействующими организациями. При этом формирование и согласование с ГИБДД схем движения транспортных средств, оперативное управление (формирование команд водителю, принятие решений о задействовании резервных транспортных средств и т.п.) не должно возлагаться на эту систему. Однако вся информация, необходимая для контроля перевозок органами внутренних дел и организации реагирования на внештатные ситуации, должна передаваться в дежурные части органов внутренних дел. В распространенных ныне системах мониторинга этот вопрос, как правило, не решен. В лучшем случае, органы внутренних дел информируются о уже имевшем место происшествии по каналам телефонной связи, без достаточной конкретизации сведений о характере происшествия и текущем местонахождении транспортного средства.





        Для надежного функционирования аэропортов должна быть обеспечена комплексная безопасность, наиболее важной составляющей которой является инженерно-техническая система безопасности, которая позволяет обеспечить надежную защиту любого объекта, а также обнаружить и нейтрализовать террористические угрозы практически при любых условиях и сценариях развития событий. Мировой опыт убедительно показывает, что одно только применение надежных технических средств охраны, созданных на базе новейших технологий, позволяет существенно снизить процент террористических посягательств на охраняемые объекты.

        Важнейшим шагом в обеспечении авиационной безопасности и защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств является устройство ограждений по периметру основной территории аэропорта и периметрам его жизненно важных центров.

        Ограждения представляют собой инженерно-технические сооружения, препятствующие умышленному или непреднамеренному проникновению людей и транспорта на территорию охраняемого объекта либо на отдельные его участки. Для защиты аэропортов оборудуются основное, дополнительные и предупредительные ограждения.

        Служебные КПП аэропортов для авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, должны иметь шлюзовые кабины с встроенными автоматизированными системами контроля и управления доступом, противокумулятивными ограждениями, средствами противопулевой защиты персонала КПП. Дверь или ворота на выход, для находящегося внутри шлюзовой кабины человека, должны открываться только после блокирования входной двери или ворот шлюза, определения полномочий на проход (идентификация) и количест-

        ва проходящих (телеконтроль, взвешивание и т.п.). Шлюз рекомендуется оборудовать:

        • металлообнаружителями;

          обнаружителями взрывных устройств и взрывчатых веществ;

          обнаружителями отравляющих веществ;

          аппаратами рентгеновского досмотра.

        Шлюзовая кабина позволяет предотвратить проход по принуждению, например, под угрозой применения оружия, проход группы по одному идентификационному признаку и локализовать нарушителя (нарушителей).

        КПП, через которые осуществляется проезд автотранспортных средств, должны быть оборудованы автоматизированными устройствами блокирования их движения. Участки возможного подъезда автотранспортных средств с внешней стороны ограждения должны быть оборудованы устройствами ограничения скорости их движения (железобетонными блоками, столбами и т. п., расположенными в определенном порядке).

        Для обнаружения попытки преодоления основного ограждения территории объекта и на подступах к нему используют средства раннего обнаружения проникновения – средства периметровой сигнализации. Это позволяет работникам охраны оперативно реагировать на появление нарушителя и оказать надлежащее противодействие. Выбор системы периметровой сигнализации для организации охраны аэропортов и прилегающих территорий инфраструктуры достаточно сложная задача, так как система должна устойчиво функционировать в экстремальных для данной местности почвенно-климатических условиях и при высоких уровнях электромагнитных помех. Сегодня для решения такой задачи активно внедряются различные виды периметровой сигнализации: радиоволновые извещатели («Радий», «Фон»), оптико-электронные извещатели («Вектор», «СПЭК»), проводноволновые и вибрационные извещатели и пр.

        Одним из наиболее эффективных подходов к решению задачи обеспечения комплексной безопасности аэропортов является использование интегрированных систем безопасности (ИСБ), которые представляют собой объединение на единой программно-аппаратной основе систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС), систем охранного телевидения (СОТ) и систем контроля и управления доступом (СКУД). Такие системы обеспечивают:

          модульную структуру, позволяющую оптимально оборудовать как малые, так и очень большие распределенные объекты;

          контроль и управление доступом через точки входа (двери, турникеты, шлюзы, шлагбаумы);

          видеонаблюдение, видеоконтроль и видеорегистрацию тревожных ситуаций;

          управление установками пожарной автоматики;

          управление инженерными системами здания (кондиционирования, отопления, вентиляции, оповещения, аварийной сигнализации);

          защищенный протокол обмена по каналам связи, имитостойкие шлейфы сигнализации;

          возможность использования для взятия под охрану/снятия с охраны дистанционных радиокарт и электронных ключей;

          речевое предупреждение дежурного о тревожных событиях, возможность записи и воспроизведения речевых сообщений;

          отображение состояний зон, разделов, точек доступа, приемноконтрольных приборов, считывающих устройств, видеокамер на графических планах помещений с подробными текстовыми пояснениями;

          разграничение полномочий дежурных, операторов, администраторов за счет многоуровневой системы паролей и возможность подключения биометрических систем ограничения доступа к программам АРМ;

          протоколирование всех событий, происходящих в системе

          развитую диагностику работоспособности всех блоков и устройств сис-


        Успешная борьба с терроризмом невозможна без специальной досмотро-

        во-поисковой техники, которая позволяет своевременно обнаруживать практически все средства, используемые террористами для совершения диверсий, до того как они будут применены в преступных целях.

        Широкая номенклатура досмотрово-поисковых средств объясняется множественностью ситуаций, возникающих при оперативной работе правоохранительных органов, служб охраны, розыскной и следственной деятельности. Примеры таких ситуаций: контроль посетителей и клиентов на наличие у них оружия и взрывных устройств; пассажиров в аэропортах, их ручной клади и багажа; контроль транспорта; зданий; почтовых поступлений и подозрительных предметов; поиск заранее установленных взрывных устройств и др.

Комплекс инженерно-технических средств систем физической защиты предназначен для обеспечения противодиверсионной защиты мест стоянок судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) и судов обеспечения с ядерными материалами. Комплекс также предназначен для обеспечения охраны объектов инфраструктуры морских портов, а также для создания протяженных рубежей обнаружения нарушителей на границах охраняемых территорий со стороны береговой линии и решает задачи по:

Оптическому обнаружению и сопровождению малых надводных целей в охраняемой зоне до 10 км от охраняемого объекта;

Гидроакустическому обнаружению и сопровождению подводных целей в охраняемой зоне до 1 км от охраняемого объекта;

Автоматическому оповещению и определению параметров движения целей (курса, скорости, глубины);

Передаче данных на центральный пост управления охраняемого объекта и катер охраны;

Выдаче данных целеуказания для средства поражения плавцов нарушителей;

Нелетальному воздействию на обнаруженных и классифицированных подводных нарушителей;

Обеспечению обнаружения объектов на границах охраняемых террито-


Для решения данной задачи производится выдвижение Комплекса (или

его составных частей) автомобилем-буксировщиком к месту дислокации, где в течение не более 24 часов осуществляется его развертывание.

Мобильный пост управления предназначен для управления Комплексом; сбора, обработки и хранения информации, а также для перевозки (10 человек) и длительного проживания (4 человек) личного состава, обслуживающего Комплекс. В состав поста входит оборудование систем охранного телевидения, беспроводной передачи видеоинформации WI–FI, спутниковых телефонии и телевидения, УКВ-радиосвязи и средств радиационного контроля.

Мобильный пост быстроразворачиваемого комплекса физической защиты предназначен для создания рубежей обнаружения нарушителей на границах охраняемых территорий и формирования зон наблюдения за их перемещением внутри территорий с использованием системы технических средств периметровой охранной сигнализации: сейсмических, вибрационных и радиоволновых средств обнаружения.

Система обеспечивает скрытное автоматическое обнаружение нарушителей, движущихся шагом или бегом, в момент их входа в зону действия технических средств. Тревожные извещения поступают на встроенный экран блока обработки и отображения информации, информируя о месте и направлении движения целей.

Мобильный пост сбора и обработки надводной и наземной обстановки включает в себя радиолокационный комплекс и комплекс электрооптического обнаружения.

Мобильный пост отображения подводной обстановки и противодействия подводным нарушителям включает в себя комплекс гидроакустический подводной охраны и установку для нелетального воздействия на пловцовнарушителей.

Скоростной патрульный катер с жестким корпусом, усиленной днищевой частью, позволяющей работать в мелкобитом льде и каменистом рельефе, открытой рубкой, надувным бортом из прочного синтетического материала, подвесным мотором предназначен для оперативного реагирования и доставки наряда к месту тревожной ситуации. В состав оборудования катера входит комплекс гиростабилизированной оптико-электронной системы, комплект высокочастотного гидролокатора звуковизора секторного обзора, комплекс переносного малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата и подводный громкоговоритель.

Комплекс средств инженерной защиты элементов комплекса включает в себя: контейнер с панелями системы решетчатых ограждений, контейнер с концертинами спиральной армированной колючей ленты системы быстровозводимого барьера безопасности пирамидального типа.


Контрольные вопросы‌
Для чего предназначены средства усиления речи?
Как классифицируются средства усиления речи?
Какие требования предъявляются к речевым сообщениям, передаваемым по средствам усиления речи?
Как определяется местоположение с помощью спутниковых навигационных систем?
Классификация технических средств дежурных частей.
Принцип работы автоматизированной системы оповещения.
Принципы работы системы регистрации телефонных переговоров.
Назначение и структура аппаратно-программного комплекса «безопасный город».
Назначение и структура аппаратно-программного комплекса «коридор безопасности».
Какие технические средства применяются для обеспечения безопасности аэропортов?
Какие задачи решаются с помощью комплекса инженернотехнических средств и систем физической защиты стоянок судов?

Литература‌

Гаврилов Л.Н., Демидов В.А., Досычев А.Л. и др. Специальная техника органов внутренних дел: учебно-наглядное пособие/ под общей редакцией В.П. Сальникова, А.В. Шайтанова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 56 с.
Декшне В.И, Силантьев Ю.Н. Средства усиления речи: Учебное пособие. – М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1992. – 32 с.
Зарубин В.С. Технические системы антитеррористической и противокриминальной защиты объектов: учебное пособие / В.С. Зарубин – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009. – 194 с.
Методические рекомендации по применению спутниковых навигационно-мониторинговых систем на основе радионавигационной системы
ГЛОНАСС в интересах органов внутренних дел./ Д.В. Дьяченко, Ю.А. Макаров, А.Н. Поддубровский и др. – М.: ГУ «Специальная техника и связь» МВД России, 2009. – 112 с.
Поваляев Е., Хуторной Системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS.// Новости микроэлектроники. № 1, 2010.

Заказчиком работ по построению (развитию) АПК "Безопасный город" может быть определен:

государственный орган (в том числе орган государственной власти), либо государственное казенное учреждение, действующее от имени субъекта Российской Федерации, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации и осуществляющее закупки;

муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Заказчик обязан:

разрабатывать, согласовывать и утверждать установленным порядком техническое задание на проектирование АПК "Безопасный город";

определять организацию-проектировщика (Исполнителя) по построению (развитию) АПК "Безопасный город" в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 февраля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Общими критериями для конкурсного отбора проектной организации, выполняющей комплекс работ по обследованию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, разработке проектной документации, специального программного и информационного обеспечения АПК "Безопасный город" являются:

цена контракта;

качественные, функциональные характеристики проектной документации;

квалификация участника конкурсного отбора, в том числе наличие финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В конкурсной документации заказчик обязан указать используемые при определении исполнителя работ по проектированию АПК "Безопасный город" критерии и их величины значимости. При этом предложенная цена контракта не должна стать доминирующим показателем при выборе проектировщика и главным критерием должны являться оценка его квалификации и заявляемого качества работ.

Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных конкурсной документацией, должна составлять сто процентов.

В целях выполнения работ по проектированию АПК "Безопасный город" на высоком научно-техническом уровне предлагается применять следующие величины значимости критериев оценки заявок участников закупки:

цена контракта - 30;

качественные, функциональные характеристики проектной документации - 35;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 35.

5.2. Порядок оценки возможностей имеющихся программно-аппаратных средств в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания

Оценка возможностей имеющихся систем безопасности, жизнеобеспечения, программно-аппаратных средств в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания для каждого муниципального образования, в котором предполагается создание АПК "Безопасный город", проводится на основании первичного анализа. Порядок его проведения указан в Приложении N 3 .

Муниципальные образования представляют собранные сведения установленным порядком в МРГ соответствующего субъекта РФ.

По результатам анализа собранных данных МРГ делает вывод о целесообразности включения комплекса средств автоматизации существующих автоматизированных систем безопасности, жизнеобеспечения в состав АПК "Безопасный город", а также общий вывод о достигнутой степени удовлетворения функциональных требований к АПК "Безопасный город".

Результаты анализа собранных данных за субъект РФ руководитель МРГ представляет в МЧС России.

Для автоматизированной обработки собранных данных и учета ведущихся работ по созданию АПК "Безопасный город" в субъектах РФ в МЧС России создается информационно-аналитический комплекс.

5.3. Подходы к разработке и согласованию с МЧС России Технического задания на создание АПК "Безопасный город", в том числе его целевой архитектуры

Проектно-сметная документация на создание АПК "Безопасный город" разрабатывается в соответствии с требованиями:

ТЗ на создание АПК "Безопасный город";

Системы пожарных сигнализаций

Системы экстренного вызова и тревожных сигнализаций (типа кнопки "SOS" в метро)

Поисковые и навигационные системы (ГЛОНАСС/GPS)

Система мониторинга ЖКХ

Системы экологического мониторинга

Конкретный перечень АС уточняется на этапе проектирования АПК "Безопасный город".

В пилотной зоне АПК "Безопасный город" должны быть интегрированы все существующие на территории муниципального образования автоматизированные системы из вышеуказанного перечня, но в обязательном порядке в полном объеме должны быть системы оповещения и информирования, система-112, системы мониторинга.

Согласованное с территориальным органом управления МЧС России ТЗ утверждается руководителем субъекта Российской Федерации (местного самоуправления) и направляется на согласование в Совет главных конструкторов автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе ресурса Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - СГК АИУС РСЧС).

Техническое задание на создание АПК "Безопасный город" является основным документом, определяющим требования к системе в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.

Техническое задание на создание АПК "Безопасный город" разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления и согласовывается с территориальным органом управления МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.

При разработке ТЗ на создание АПК "Безопасный город" должны учитываться состояние и особенности построения, функционирования существующих систем безопасности, жизнедеятельности населения, в том числе РАСЦО, КСЭОН, ГЛОНАСС, СМИС, системы-112 и др. в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании.

5.4. Типовые регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций

Регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций предназначены для определения общей схемы и порядка информационного обмена с использованием комплексов средств автоматизации федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, совместно решающими задачи по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории муниципального образования.

Регламенты должны разрабатываться в каждом муниципальном образовании, в котором осуществляется дальнейшее развитие (создание) АПК "Безопасный город". Регламент вводится в действие путём согласования и подписания соглашения об обмене информацией в рамках АПК "Безопасный город" органов государственной власти на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, статья 10, пункт 4), приложением к которому должен являться соответствующий регламент.

Нормативную основу для разработки регламента взаимодействия составляют, в основном, ведомственные нормативные документы, определяющие порядок приёма, обработки и передачи информации.

Информационный обмен в рамках АПК "Безопасный город" между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций будет осуществляться через подчиненные им дежурные и диспетчерские службы с использованием соответствующих комплексов средств автоматизации (КСА).

Центром сбора, обработки и представления информации в АПК "Безопасный город" будет являться КСА ЕДДС муниципального образования.

Регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" должны содержать следующую структуру:

1. Основные термины, сокращения и определения;

2. Общие положения;

3. Порядок работы ЕДДС и её информационного взаимодействия с органами управления и организациями;

4. Состав получаемой в ЕДДС и передаваемой из ЕДДС информации;

5. Ответственность за неисполнение регламента.

Перечень получаемой и передаваемой информации определяется исходя из необходимости подготовки комплексных межведомственных мероприятий по защите населения и территорий от угроз природного, техногенного, криминального и террористического характера с использованием геоинформационной системы и различных расчетных задач оценки последствий чрезвычайных ситуаций и подготовки управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для приема и передачи информации должны использоваться формализованные сообщения и, в дальнейшем, обмен должен осуществляться в рамках распределенной базы данных всех взаимодействующих структур.

В ЕДДС, должны также поступать сведения от людей об угрозе или факте происшествий, полученных через систему 112. Должен быть обеспечен прием от автоматизированных систем мониторинга за состоянием: потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектов, природными ЧС; систем ЖКХ; автодорогами и др.

В рамках взаимодействия с федеральными структурами должен обеспечиваться прием необходимых космических и авиационных снимков. Поступающая в КСА ЕДДС из различных источников информация обрабатывается и обобщается, а затем в соответствии с регламентом взаимодействия передается в согласованном виде и объемах в КСА взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций для удовлетворения их информационных потребностей.

Конкретный состав сведений, предоставляемых каждому из взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций в целях информационно-аналитического обеспечения его управленческой деятельности, определяется соответствующим разделом регламента.

Органом местного самоуправления, уполномоченным решать задачи по построению и развитию АПК "Безопасный город", подготавливается обобщенный регламент взаимодействия и проводится его согласование со всеми взаимодействующими в рамках АПК "Безопасный город" структурами. После согласования регламент утверждается заместителем главы муниципального образования или заместителем руководителя местной администрации, осуществляющим общее руководство мероприятиями по построению и развитию АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования.

    Необходимость применения операционной системы (ОС) с открытыми исходными кодами (Linux и др.)

    Исходный код таких программ доступен для просмотра, изучения и изменения, что позволяет пользователю контролировать работу программы, принять участие в доработке самой открытой программы, использовать код для создания новых программ и исправления в них ошибок. Операционная система с открытым исходным кодом делает невозможной установку шпионского программного обеспечения и прослушку и исключает возможность утечки информации. Отличие подобной операционной системы заключается в том, что открытый исходный код исключает наличие закладок.

    ОС с закрытыми исходными кодами (зарубежные производители как Windows, MS-Office, Android, iOS и др.) автоматически подразумевает возможность удаленного управления данными или снятия какой-то информации, делая систему незащищенной и уязвимой со стороны обладателей исходного кода.

    Использование открытых протоколов обмена данными устройств и программных продуктов.

    Это позволяет интегрировать ПО и оборудование разных производителей в единый Аппаратно-программный комплекс. В противном случае объединить разрозненные устройства и подсистемы в единый АПК невозможно.

    Визуализация состояния объектов и территорий в 3D ГИС исполнении с привязкой всех компонентов системы мониторинга (видеокамер, датчиков, приборов и др.) к географическим координатам и времени.

    Это позволяет вести мониторинг объектов размещенных на различных уровнях от земли, в том числе и под землей (коммуникации, тоннели, метро), получая на экране привычное для глаз человека изображение, вызывать отображение нужной точки местности или помещения не выбором камер, направленных на требуемую точку, а простым клик-приказом на точку карты-схемы, по которому выводятся на экран изображения всех камер, в чьей зоне действия находится интересующее место. Поворотные камеры, в этом случае, автоматически разворачиваются в нужном направлении (на указанные координаты). В свою очередь при возникновении критической ситуации или тревожного события естественное восприятие обстановки ускоряет и обеспечивает адекватное принятие решения и его корректное воплощение.

    Привязка всех компонентов системы безопасности на 3D-плане объекта с отражением их функционального состояния повышает оперативность устранения возможных технических отклонений в работе системы.

    Шифрование передаваемых данных до степени секретности объекта

    Применение электронной подписи (ЭП) для обеспечения санкционированного доступа к информации

    Электронная подпись идентифицирует владельца сертификата ЭП, а также защищает от несанкционированных изменений информации в электронном документе. Применение ЭП в системах безопасности обеспечивает надежную защиту от несанкционированного доступа, персональную ответственность за передаваемую информацию и ее искажение (дезинформацию).

    Полицентрическое построение системы безопасности

    То есть передача информации осуществляется не в единый центр, где обрабатывается и далее передается пользователю, а анализируется и обрабатывается, а также хранится локально на объектах (распределенные центры) и передает события одновременно всем пользователям в соответствии с их правами доступа по любым каналам передачи информации. Нарушение работы части системы или отдельных ее каналов не приводит к потере информации и потере работоспособности всей системы, что обеспечивает ее устойчивость и надежность жизнедеятельности.

Использование отечественного "ПО" при создании АПК «Безопасный город»

«Интегра-С» и «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ» ведут совместную деятельность в области создания единой интеграционной платформы безопасности объектов Государства. Данный проект уникален и не имеет аналогов, это полностью отечественная разработка, в которой соединены и Российское программное обеспечение – «Интегра 4D-Планета Земля» и Российская операционная система – «Заря».

Защищенная ОС «Заря» является отечественным сертифицированным дистрибутивом Linux и предназначена для управления рабочими станциями, построенными с использованием современной высокопроизводительной 64-разрядной архитектуры в автоматизированных системах специального назначения в защищенном исполнении, работающими в составе центров обработки данных или отдельных программно-технических комплексов. ОС Заря также используется для создания АРМ разнообразного назначения, предназначенные для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, коммерческими и персональными данными.

«Интегра 4D-Планета Земля» позволяет обеспечивать эффективную комплексную защиту и управление за счет интеграции подсистем безопасности в единое целое:

Результат

  • Снижение количества преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах и повышение их раскрываемости.
  • Обеспечение постоянного мониторинга оперативной обстановки в местах с массовым пребыванием людей.
  • Повышение оперативности реагирования на сообщения граждан.
  • Профилактика преступлений и повышение уровня защищенности объектов особой важности.
  • Улучшение дорожной обстановки, снижение количества ДТП и связанных с ним последствий, активизация работы по розыску похищенных транспортных средств и лиц, их совершивших, пополнение доходной части бюджета.
  • Усиление защиты всех форм собственности, обеспечение общественного порядка в жилом секторе.
  • Усиление антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение общественного порядка во время передвижения кризисных групп (спортивных фанатов, экстремистских молодежных и иных группировок и т.п.).
  • Повышение инвестиционной привлекательности региона.