Учимся легко

Учимся легко

» » Сообщение на тему расширение пределов страны. Миссия: расширение пределов

Сообщение на тему расширение пределов страны. Миссия: расширение пределов


^ Для измерения сопротивления заземления применяют приборы, использующие один из следующих методов:
- метод амперметра – вольтметра;
- компенсационный метод;
- мостовой метод.

Метод амперметра – вольтметра.







Компенсационный метод.

Широкое распространение получили различные приборы и схемы, основанные на так называемом компенсационном методе измерения заземлений.
При измерении по этому методу, помимо основной цепи тока в земле, создается еще другая цепь – на специальном калиброванном сопротивлении. При этом схема выполнена так, что по калиброванному сопротивлению протекает такой же ток, как в земле. Изменением величины калиброванного сопротивления можно добиться такого положения, что падение напряжения на этом заранее известном калиброванном сопротивлении будет таким же, как и на участке растекания тока в земле.

Мостовой метод.

Мостовой метод, как говорит его название, использует для целей измерения линейный мост переменного тока. Производят три измерения: при первом в измерительное плечо моста включают цепь заземлитель – вспомогательный электрод, при втором – цепь заземлитель – зонд, а при третьем – цепь зонд – вспомогательный электрод.
Этот метод является неудобным, так как необходимо производить три измерения, и недостаточно точным. Блуждающие токи в этом случае оказывают значительное влияние, а иногда вообще делают измерения невозможными.

Из описанных методов наиболее точным является метод амперметра – вольтметра. При наличии хороших и правильно подобранных приборов и при правильно поставленных опытах метод амперметра – вольтметра является лучшим для производства ответственных измерений. Пользуясь этим методом, можно с достаточной точностью снять и картину изменения потенциала по поверхности земли вблизи заземлителя.

^ 49. Методы и средства измерения мощности.

Различают мгновенную, среднюю и импульсную мощности электрических тока.

Мгновенная мощность определяется выражением: p=u*i , где u и i мгновенные значения напряжения и тока в цепи.

^ Средняя мощность P равна среднему значению мгновенной мощности за время, равное периоду колебания,

где T – период напряжения или тока.

^ Импульсную мощность определяют как среднюю мощность за время действия импульса напряжения или тока

где tn – длительность импульса напряжения или тока.

В цепях постоянного тока мощность рассчитывается по формулам

где U и I – значение постоянного напряжения и тока, R – сопротивление цепи.

В цепях синусоидального тока различают средние активную, реактивную и полную мощности, которые рассчитывают по формулам

где U и I – действующие значения напряжения и тока в цепи, R, X и Z – активное, реактивное и полное сопротивление цепи, соответственно: - сдвиг фаз.

Различают прямой и косвенный методы измерения мощности.

Косвенный электрический метод измерения мощности основан на использовании амперметра и вольтметра. Две возможные схемы измерения мощности при помощи амперметра и вольтметра приведены на рис. 1.а и б.

Рис.1

для схемы рис. 1,а или

^ Прямой электрический метод измерения мощности основан на использовании электродинамических, ферродинамических или электронных ваттметров. Схемы включение электродинамических и ферродинамических ваттметров приведены на рис. 2. Схема, изображенная на рис. 2,а. аналогична включению амперметра и вольтметра по схеме рис. 1,а. Схема, изображенная на рис. 2,б. аналогична включению амперметра и вольтметра по схеме рис. 1,б.

Уравнение шкалы ваттметра без учета погрешностей, вносимых обмотками, имеет вид

где - показание прибора, k.- коэффициент пропорциональности.

В связи с тем, что катушки ваттметра имеют сопротивление и индуктивность, в показаниях прибора появляется дополнительная погрешность.

При учете сопротивления Rv и индуктивности Lv катушки напряжения ваттметра появляется дополнительная угловая погрешность

где =arctg(Lv/Rv) - дополнительный фазовый сдвиг, вносимый обмоткой ваттметра.

^ 50. Измерение активной и реактивной мощности в трехфазных цепях.

Активная мощность .

Метод одного Ваттметра.

Метод двух ваттметров.

Метод трех ваттметров.

Реактивная мощность.

Метод одного Ваттметра.

Метод двух ваттметров.

Метод трех ваттметров.

^ 51.Измерение мощности методом вольтметра-амперметра.

Метод амперметра – вольтметра основан на использовании известного из курса электротехники соотношения R=U/I, являющегося математическим выражением закона Ома. В формуле R – сопротивление участка электрической цепи, на котором при протекании тока I происходит падение напряжения U. Чтобы определить сопротивление заземлителя, надо пропустить через него определенный ток и измерить падение напряжения на участке растекания. После этого произвести простое вычисление по формуле.
Данный способ измерения сопротивления заземления имеет следующие недостатки:
а) Необходимо пользоваться одновременно двумя измерительными приборами, а потом производить расчет.
б) Для того чтобы получить достаточно точные результаты измерений, нужен источник довольно значительного по величине тока (десятки ампер) с хорошей стабилизацией, чтобы обеспечить возможность снятия показаний двух приборов: амперметра и вольтметра.
в) Большой ток может явиться источником дополнительной погрешности, так как при большой плотности переменного тока происходит возрастание полного сопротивления стальных проводников по сравнению с сопротивлением этих же проводников постоянному току.
г) Вольтметр должен иметь достаточно большое внутреннее сопротивление.
д) Блуждающие переменные и постоянные токи в земле могут внести дополнительную и иногда существенную погрешность при измерениях.

Две возможные схемы измерения мощности при помощи амперметра и вольтметра приведены на рис. 1.а и б.

Для схемы, изображенной на рис. 1,а. расчетное значение мощности

отличается от мощности, потребляемой нагрузкой, на величину мощности Рv = UаIv , потребляемой вольтметром.

Для схемы, изображенной на pиc. 1,б, расчетное значение мощности, потребляемой нагрузкой,

отличается от мощности потребляемой нагрузкой, на величину мощности РА=UаIн, потребляемой амперметром.

При измерении мощности в цепях переменного тока формулы можно использовать только при резистивной нагрузке, т.е. при cos=1. При реактивной нагрузке в результате расчета получают полную мощность. Для исключения погрешностей, вызванных: подключением измерительных приборов, в результаты расчетов вводят поправки:

для схемы рис. 1,а или

для схемы рис. 1.б, где Rv - сопротивление вольтметра, а Rа - сопротивление амперметра.

^ 52. Расширение пределов измерения ваттметров.

Расширение пределов измерения ваттметров по току и напряжению достигается с помощью измерительных трансформаторов.

Расширение пределов измерения ваттметров по напряжению производится с помощью добавочных сопротивлений из манганина, включаемых последовательно с подвижной катушкой.

Расширение пределов измерения ваттметров по току и напряжению производится с помощью измерительных трансформаторов тока и напряжения

Для расширения пределов измерения ваттметров их токовые катушки включают в цепь при помощи шунтов или измерительных трансформаторов тока, а катушки напряжения - через добавочные резисторы или измерительные трансформаторы напряжения.

^ 53. История стандартизации.

Можно предположить, что необходимость в стандартизации одними из первых ощутили охотники, использовавшие лук и стрелы, еще во времена первобытнообщинного строя. Действительно, они довольно быстро обнаружили, что для меткого попадания в цель необходимо использовать стрелы определенной длины с наконечниками определенного размера и веса. Использование жердей одинаковой длины при строительстве жилья также следует считать прообразом стандартизации. После изобретения колеса стала очевидной необходимость использования колес стандартных размеров. Другим примером стандартизации можно считать использование монет одинаковых размеров, формы и веса.

В Древнем Риме применяли стандартные трубы для изготовления водопроводов. Еще в древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного "стандартного" размера, при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей. Замечательные памятники греческой архитектуры – знаменитые храмы, их колонны, портики – собраны из сравнительно небольшого числа "стандартных" деталей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительстве водопроводов – трубы этих водопроводов были одного постоянного размера.

В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.

В 1785 г. французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков – 50 штук, причем каждый из этих замков обладал важным качеством – взаимозаменяемостью; его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки.

Элементы национальной стандартизации появились в различных странах, например:

в 1846 г. в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов;

в 1869 г. там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа;

в 1870 г. в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей;

в 1891 г. в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической.

Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги.

Усиленная милитаризация многих стран в начале ХХ столетия требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, что во время первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии (1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.).

После первой мировой войны стандартизация все больше воспринималась как объективная экономическая необходимость.

С развитием промышленного производства стандартизация начала развиваться также и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1939 г. работа ИСА была прервана второй мировой войной.

В 1946 г. в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является крупнейшей международной организа цией, объединяющей более 100 стран.

§ 73. ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ. РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ИЗМЕРЕНИЯ

ВОЛЬТМЕТРА

Для измерения напряжения служат вольтметры, милливольт­метры и микровольтметры различных систем. Эти приборы включа­ют параллельно нагрузке, а потому сопротивление их должно быть как можно больше. В связи с этим уменьшается достоверность про изведенного измерения.

Для расширения пределов измерения вольт­метра к обмотке измерительного механизма последовательно присоединяют многоомное сопротивление, носящее название добавочного сопротивления (r д). Схема включения вольт­метра с добавочным сопротивлением приведена на рис. 85.

При такой схеме из n частей напряжения, подлежащего измерению, на обмотку прибора приходится лишь одна часть, а остальные n-1 частей – на добавочное сопротивление. Это происходит пото­му, что сопротивление r д берется больше сопротивления вольтметра в n -1 раз, а при последовательном соединении напряжение рас­пределяется пропорционально величине сопротивления.

Добавочное сопротивление

Общее измеренное напряжение равно сумме падения напряжения на этих сопротивлениях.

Число n показывает, во сколько раз расширяют предел измере­ния вольтметра.

Пусть имеющийся у нас вольтметр позволяет измерять напря­жение Uв = 30 в, а необходимо измерить этим прибором напряже­ние U=120 в. Значит, нужно расширить предел его измерения

Добавочное сопротивление, которое надо присоединить последо­вательно к вольтметру, можно определить по формуле

Если сопротивление вольтметра r в = 3000 ом, то для расширения предела измерения прибора в 4 раза необходимо, чтобы добавочное сопротивление

После присоединения к вольтметру добавочного сопротивления каждое деление шкалы прибора будет соответствовать величине, в n раз большей, чем указано на ней. Например, в нашем случае, если стрелка прибора установится на цифре 30, то это будет озна­чать, что напряжение

Добавочные сопротивления изготовляют чаще всего из манга­нина или константана. Оба эти материала имеют большое удельное сопротивление и малый температурный коэффициент сопротивле­ния.

Шунты и добавочные сопротивления могут быть установлены внутри корпуса прибора или подключаться к его зажимам на время измерений.

«О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтоб я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил» (1 Пар. 4:10).

Нам хорошо знакомы эти слова и эта потрясающая история через книгу «Молитва Иависа». Вспоминаете: боль, одиночество, отвержение и обреченность. Это не просто удел и переживания данного библейского персонажа, но, присмотритесь внимательно, это участь многих наших соотечественников. Порой даже создается впечатление, что это удел евангельских верующих и евангельской церкви в нашей стране. И вот в такие минуты по-особенному вспоминается Иавис, вдохновляющий нас верить, мечтать, и переживать подобную историю и в нашей личной жизни, молиться и просить о расширении, распространении пределов миссионерского служения, по замыслу и благословению Божьему, при содействии Его поддерживающей руки, оберегающей нас от зла, чтобы и нам не горевать.

Подобно нам, окидывающим взглядом необъятные просторы России, Иисус смотрел с учениками на их родные палестинские нивы и говорил: «Молите господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38). Вначале Он предлагал им молиться о расширении Божьего дела, а затем, в результате их сердечного участия в этой молитве и как следствие расширения их видения, Он посылает их на миссию по двое.

Прежде чем говорить о территориальном распространении и расширении влияния, нам нужно говорить о развитии нашего миссионерского видения и расширении наших сердечных границ. Апостол Павел констатирует верующим: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно… – распространитесь и вы» (2 Кор. 6:12). Нам нужно снова и снова расширять наши сердца для миссии, обновлять и освящать наши намерения. Нам нужны чистые мотивы любви и сострадания к отдельному грешнику и погибающим толпам, сокрушение и непрестанная боль в сердце за близких и далеких наших соотечественников, а также расширение горизонтов принятия разных людей и участия в их особенных судьбах.

Таким образом, вначале – молитвенное сотрудничество с Богом, затем – изменение наших сердец и наших внутренних пределов, после чего распространяются и границы нашего участия, служения и влияния.

Как важен для нас сейчас этот молитвенный подъем, этот вопль и крик в небо: «О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои!» Как необходимы нам эти ходатаи, которые как заступники за земли наши русские, вопиют и плачут перед Господом: «Вышли делателей, Боже, на созревшие поля». Пусть несется к Богу эта представительская молитва за народ Христов: «Распространи и расширь сердца детей Твоих, Господи!» Ведь действительно, только особое, предназначенное для наших дней, специальное благословение Божье может распространить пределы Царствия Его в нашей стране. Это обновление изменит и расширит наше представление о современном миссионерском служении, о новых путях достижения людей спасением во Христе Иисусе, о насаждении новых церквей и об умножении евангельской церкви в стране и далее – за рубежом.

«О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои». Это молитва о бескрайних просторах центральной России, и не только о центральной, где во многих областях есть всего по три – пять евангельских церквей. Есть области, в которых насчитывается всего 200 – 300 христиан. И снова вспоминаю: Иавис – боль, одиночество, обреченность и отверженность. Но есть молитва и мечта, ответ и особое благословение.

Когда я размышляю о городах-миллионниках, я с радостью вспоминаю, что в современной России наши партнеры пережили удивительное благословение умножения церквей в Якутии. Это произошло не где-то за рубежом и не в какие-то древние времена – в наши дни через таких же миссионеров, из наших же церквей, в течение 15 лет было образовано более 60 церквей. При этом в Якутии проживает ровно один миллион жителей. Если бы то же самое происходило в Москве, то в ней сегодня уже было бы основано более 1000 новых церквей. Слава Богу за новые церкви в Якутии! Но остается вопрос: «Господи, возможно ли, чтобы в городах-миллионниках было создано столько церквей и более? О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением и распространил пределы мои!»

Мы можем молиться об особом благословении для наших мегаполисов и городов-миллионников. Мы можем дерзать в молитве, чтобы Господь выслал делателей и на эти нивы. Это возможно для Бога, Он делает это в наши дни в нашей России. Мы нуждаемся в особом благословении, чудесном времени посещения для наших больших пустующих городов и в расширении наших сердечных границ.

Семен Бородин,
епископ ЕХМС по миссии в Центральной России,
старший пастор церкви «Радостная весть», г. Москва

§ 74. Измерение напряжения. Расширение пределов измерения вольтметра

Для измерения напряжения служат вольтметры, милливольтметры и микровольтметры различных систем. Эти приборы включают параллельно нагрузке, а потому сопротивление их должно быть как можно больше. В связи с этим уменьшается потребляемая прибором энергия и увеличивается достоверность произведенного измерения.
Для расширения пределов измерения вольтметра к обмотке измерительного механизма последовательно присоединяют многоомное сопротивление, носящее название добавочного сопротивления (r д). Схема включения вольтметра с добавочным сопротивлением приведена на рис. 88.

При такой схеме из n частей напряжения, подлежащего измерению, на обмотку прибора приходится лишь одна часть, а остальные n - 1 частей - на добавочное сопротивление. Это происходит потому, что сопротивление r д берется больше сопротивления вольтметра в n - 1 раз, а при последовательном соединении напряжение распределяется пропорционально величине сопротивления.
Добавочное сопротивление

r д = r в (n - 1) (99)

Общее измеренное напряжение равно сумме падения напряжения на этих сопротивлениях.
Число n показывает, во сколько раз расширяют предел измерения вольтметра.
Пусть имеющийся у нас вольтметр позволяет измерять напряжение U в = 30 в , а необходимо измерить этим прибором напряжение U = 120 в . Значит, нужно расширить предел его измерения в

Добавочное сопротивление, которое надо присоединить последовательно к вольтметру, можно определить по формуле

r д = r в (n - 1).

Если сопротивление вольтметра r в = 3000 ом , то для расширения предела измерения прибора в 4 раза необходимо, чтобы добавочное сопротивление

r д = r в (n - 1) = 3000(4 - 1) = 9000 ом .

После присоединения к вольтметру добавочного сопротивления каждое деление шкалы прибора будет соответствовать величине, в n раз большей, чем указано на ней. Например, в нашем случае, если стрелка прибора установится на цифре 30, то это будет означать, что напряжение

Новый территориальный рост России начинается с воцарением Екатерины II. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область. Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.). Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России западную Русь. По первому из них в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795-1797 гг.) - литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское.

Павел I Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления. (С. Б. Окунь указывал, что «в отдельных поступках Павла мы можем, действительно, усмотреть желание противопоставить себя матери, и в некоторых распоряжениях явно сквозит стремление опорочить действия Екатерины... Но в основных вопросах внутренней политики, в общем характере режима этого стремления делать все наперекор Екатерине не обнаруживается» .) Во время своей коронации Павел объявил ряд указов. В частности, Павел отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле и установил чёткую систему престолонаследия. С того момента престол мог быть наследован только по мужской линии, после смерти императора он переходил к старшему сыну или следующему по старшинству брату, если детей не было. Женщина могла занимать престол только при пресечении мужской линии. Этим указом Павел исключал дворцовые перевороты, когда императоры свергались и возводились силой гвардии, причиной чему было отсутствие чёткой системы престолонаследия (что, впрочем, не помешало дворцовому перевороту 12 марта 1801 года, в ходе которого он сам был убит).

Павлом была восстановлена система коллегий, предпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны (в том числе знаменитая акция по переплавке дворцовых сервизов в монеты).

Манифестом о трёхдневной барщине запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю (на местах указ почти не исполнялся).

Существенно сузил права дворянского сословия по сравнению с теми, что были пожалованы Екатериной II, а порядки, заведённые в Гатчине, были перенесены на всю российскую армию. Жесточайшая дисциплина, непредсказуемость поведения императора привели к массовым увольнениям дворян из армии, особенно офицерского состава гвардии (из 182 офицеров, служивших в Конногвардейском полку в 1786, к 1801 не уволились только двое).

Павел I затеял военную, как впрочем и другие реформы, не только из собственной прихоти. Российская армия была не на пике формы, страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно: в частности, дворянские дети с рождения были приписаны к тому или иному полку. За нерадивость и расхлябанность, грубое обращение с солдатами император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии. Как реформатор, он решил следовать примеру Петра Великого: взял за основу модель современной европейской армии - прусской. Военная реформа не была остановлена и после смерти Павла. В 1797 году преобразовал Собственную Его императорского высочества чертёжную в новый орган - Депо карт, положивший начало первому централизованному архиву (ныне Российский военно-исторический архив). В правление Павла I возвысились лично преданные императору Аракчеев, Кутайсов, Обольянинов и ценимые им Кутузов, Бенкендорф.

Опасаясь распространения в России идей Французской революции, Павел I запретил ношение «жилетов», выезд молодых людей за границу на учёбу, был полностью запрещен импорт книг, вплоть до нот, закрыты частные типографии. Регламентация жизни доходила до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни и какое платье носить. Специальными указами некоторые слова русского языка изымались из официального употребления и заменялись на другие.

Смена симпатий с антифранцузских на антианглийские выразились в запрете «круглых шляп» и слова «клуб». Пуритански нравственные соображения (читай - показное «рыцарство») обусловили запрет к танцеванию танца «именуемого вальсеном», то есть вальса, потому как в нём опасно сближаются особы разных полов.

Однако, наибольшая неприятность для российского общества заключалась в том, что все эти запреты подлежали неуклонному исполнению, что обеспечивалось угрозой ареста, ссылки, отставки и проч. И все это действительно исполнялось. Подобная мелочная опека частной жизни подданых вне зависимости от личных качеств и реформаторства императора, обусловила почти повсеместную к нему антипатию и существенно облегчила его свержение.

Россия в первой половине XIX в.

Внутренняя политика Александра I

Негласный комитет

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801-1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа».

Государственный совет

Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского "Введение к уложению государственных законов") Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й - по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарем был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача - централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

Святейший Синод

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре II представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицин, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба

В конце 1808 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору.

Задача плана - модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

Сословия:

Дворянство имеет гражданские и политические права;

«среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) - купцы, мещане, государственные крестьяне.

«народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

Разделение властей:

Законодательные органы:

Государственная дума

Губернские думы

Окружные думы

Волостные думы

Исполнительные органы:

Министерства

Губернские

Окружные

Волостные

Судебные органы:

Губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)

Окружные (гражданские и уголовные дела).

При императоре создаётся Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти:

Сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре.

Министры назначаются императором.

Состав Сената назначается императором.

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

Однако 1 января 1810 года был учреждён Государственный совет по плану Сперанского.12 июля 1810 года и 25 июня 1811 года были преобразованы министерства. К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената, а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет.

Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров - министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.

2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

Таким образом из трех отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.

Финансовая реформа

По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга - 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит - 66 млн ассигнаций.

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее - повышать все налоги (прямые и косвенные). 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года - увеличение всех налогов.

Реформа в области образования

В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования:

Бессословность учебных заведений;

Бесплатность обучения на низших его ступенях;

Преемственность учебных программ.

Уровни системы образования:

Университет

Гимназия в губернском городе

Уездные училища

Одноклассное приходское училище.

1804 год - Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

1804 год - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.