Учимся легко

Учимся легко

» » Тишайший государь Алексей Михайлович Романов. Характеристика правления

Тишайший государь Алексей Михайлович Романов. Характеристика правления

«Но, что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король», — пела в своё время Алла Пугачёва . Ироничные слова этой песни вполне соответствуют исторической правде — европейские короли и русские цари очень редко имели возможность выбирать спутниц жизни по своему вкусу.

Монарший брак — это, в первую очередь, способ укрепления правящей династии и возможность создания нужных политических союзов. Симпатичны ли при этом друг другу супруги, не имеет никакого значения.

Алексей Михайлович Тишайший , второй представитель династии Романовых на русском троне, свою первую супругу формально выбирал сам, но в действительности выбор за него делали влиятельные приближённые.

Алексей Михайлович взошёл на трон 16-ти лет от роду и, разумеется, попал под полное влияние родовитых бояр, самой заметной фигурой из которых являлся его воспитатель Борис Иванович Морозов.

В 1647 году в России прошёл смотр царских невест — подобный обычай пришёл в страну из Византии. Прежде чем предстать перед царём, 200 девушек проходили предварительный отбор у бояр, а затем осмотр у врача. Лекарь должен был дать заключение — способна ли девушка родить здорового наследника.

Мария выходит на замену

Из числа финалисток Алексей Михайлович выбрал Евфимию Всеволожскую , дочь касимовского помещика Рафа Всеволожского . Однако, когда девушку начали готовить к свадьбе, она внезапно упала в обморок. Борис Морозов немедленно объявил девушку больной, и её тут же удалили из царских покоев.

Как считают историки, вся эта сцена разыгралась не без помощи царского воспитателя, которому нужно было устранить невыгодную кандидатку. Вместо неё на очи царя была представлена дочь царского стольника Ильи Милославского Мария.

Девушка была на пять лет старше жениха, но имела огромный плюс в глазах Морозова — её отец, как и все Милославские, принадлежали к морозовской придворной партии.

После свадьбы царя Морозов женился на родной сестре царицы Анне Милославской , став не просто наставником Алексея Михайловича, но и его родственником.

Любил ли Алексей жену? Во всяком случае, со временем он к ней привык, и она его вполне устраивала. Выяснилось, что молодой царь весьма темпераментный мужчина, поэтому царица почти постоянно находилась в интересном положении.

За 21 год брака она родила Алексею Михайловичу 13 детей — 5 мальчиков и 8 девочек. Правда, мальчики, рождённые от Марии Милославской , не отличались крепким здоровьем: Дмитрий и Симеон умерли в раннем детстве, Алексей дожил лишь до 16 лет, а Фёдор и Иван, всё-таки примерившие царскую корону, тоже прожили недолгие жизни, полные болезней.

Мария Ильинична Милославская умерла 13 марта 1669 года от родильной горячки спустя пять дней после рождения своего последнего ребёнка, дочери Евдокии. Девочка не выжила, прожив два дня и умерев на три дня раньше матери.

Воспитанница друга Артамона

Алексею Михайловичу в год смерти царицы исполнилось 40 лет. Возраст для того времени уже немолодой, но и не совсем преклонный. Вдовство монархов на Руси не приветствовалось, поэтому встал вопрос о новой женитьбе государя.

Наталья Кирилловна Нарышкина, русская царица. Фото: репродукция

Бориса Морозова к тому времени уже не было в живых, но придворная партия Милославских была в силе. Перспектива нового брака родню первой жены Алексея Михайловича беспокоила. Во-первых, Милославские были в курсе состояния здоровья царевичей и беспокоились, что рождение здорового мальчика от новой жены может привести к пересмотру всего порядка престолонаследия. Во-вторых, вместе с новой царицей доступ к царю могла получить конкурирующая придворная партия с неприятной перспективой потери Милославскими тёплых и «хлебных» мест в структурах государственного управления.

В этот период на место самого близкого к царю человека выдвинулся Артамон Сергеевич Матвеев , один из первых русских «западников», охотно перенимавший зарубежные новинки и приобщавший к ним царя.

Алексея Михайловича и Артамона Матвеева даже можно было назвать друзьями. И после смерти жены овдовевший царь, ища утешения, часто приезжал в дом к другу.

Однажды у Матвеева царь обратил внимание на юную девушку, лицо которой показалось очень приятным. Алексей Михайлович попрекнул друга: почему, дескать, доселе скрывал, что у тебя растёт красавица-дочь?

Матвеев пояснил: Наташа не дочь, а воспитанница. Наталья Кирилловна Нарышкина была дочерью мелкопоместного дворянина Кирилла Полуэктовича Нарышкина и его жены, Анны Леопольдовны. Артамон Матвеев, дальний родственники Наташи, забрал девушку у родителей на воспитание. Подобная практика была достаточно распространённой в XVII веке.

Выигрышный номер 36

Историки времён Российской империи, описывая знакомство царя и Натальи Нарышкиной, утверждали, что после того, как Алексей Михайлович стал делать намёки на сватовство, перепуганный боярин Матвеев стал слёзно молить освободить его и воспитанницу от столь высокой чести, опасаясь, что завистники испортят девушке жизнь.

Вряд ли это было на самом деле правдой. С таким скромным поведением Артамон Матвеев никогда бы не поднялся столь высоко по властной лестнице государства Российского. Думается, Матвеев понимал все риски, но понимал и огромные перспективы возможного брачного союза.

В 1670 году был официально объявлен новый смотр невест, на который получила приглашение и Наталья Нарышкина. Клан Милославских взамен умершей царицы выставил на конкурс целую россыпь кандидаток, однако всем им Алексей Михайлович дал решительный отвод.

Просмотрев 70 кандидаток, царь решительно остановился на «претендентке номер 36» — ей была Наталья Нарышкина.

Милославские, чувствуя, что власть начинает уплывать из рук, применили старый приём, заявив, что девушка, очевидно, больна и, если не умрёт сразу, то не сможет родить наследника.

Однако, как уже говорилось, воспитателя Морозова в живых не было, и всерьёз повлиять на Алексея Михайловича, заставив его пересмотреть решение, никто не мог.

1 февраля 1671 года 19-летняя Наталья Нарышкина была повенчана с Алексеем Михайловичем, которому было почти 42 года.

Артамон Матвеев возглавил Посольский приказ и фактически стал главой русского правительства.

Царица с «западным» уклоном

Алексей Михайлович, во втором браке получивший редкую возможность выбрать в жёны ту, кого он действительно хотел, души не чаял в молодой жене и всячески её баловал.

Юная Наталья, хотя и получившая неплохое образование в доме Матвеевых, не отличалась выдающимся государственным умом и задатками политического деятеля. Царица Наталья была по характеру доброй и мягкой и при этом превосходно умела доносить до мужа мысли и идеи, выгодные клану Нарышкиных.

В 1672 году Наталья Нарышкина родила мальчика, которого назвали Петром. К великой радости отца и к крайнему раздражению Милославских, младенец родился крепким и здоровым.

После рождения сына Алексей Михайлович готов был носить жену на руках. Ей позволялось то, чего раньше не разрешалось царицам. Воспитанная в доме Артамона Матвеева и пропитавшаяся «западническим» духом, Наталья Кирилловна на всех праздничных торжественных богослужениях в соборах присутствовала сама, а летом ездила в открытой карете, что раньше было просто недопустимо, чем вызывала смущение многих.

Наталья родила мужу ещё двух дочерей — Наталью и Феодору. Вторая дочь, к сожалению, умерла в возрасте трёх лет.

Стремясь порадовать супругу, Алексей Михайлович распорядился построить «Комедийную палату» в Кремле и завёл театр.

Но Наталье кремлёвские палаты были в тягость. Вместе с детьми она предпочитала проводить время за городом, в царских сёлах Измайлове, Коломенском, Воробьёве и Преображенском.

Схватка за престол

Детей у пары могло быть и больше, но в начале февраля 1676 года Алексей Михайлович умер, не дожив до своего 47-летия.

Счастливое время царицы Натальи закончилось — для Милославских она превратилась в ненавистного лидера враждебного клана. На трон взошёл старший из живых сыновей Алексея Михайловича Фёдор Алексеевич, после чего вдовствующую царицу с детьми удалили из столицы.

Как уже говорилось, Наталья за городом чувствовала себя гораздо лучше и увереннее, нежели в Москве, поэтому годы правления царя Фёдора она перенесла сравнительно спокойно.

Но весной 1682 года Фёдор умер бездетным, и спор за трон разгорелся с новой силой. Претендента было два — 15-летний Иван и 9-летний Пётр. Иван имел больше прав, но здоровье его говорило о том, что длительным его царствование не будет. Здоровый и бодрый Пётр на этом фоне казался более перспективной кандидатурой, и боярская дума поддержала его.

Милославские решились на крайнюю меру, подняв стрелецкий бунт. Нарышкиных обвинили в том, что они пытаются отравить царевича Ивана.

Стрельцы ворвались в Кремль, где начались убийства представителей клана Нарышкиных. Погибли Артамон Матвеев, два брата царицы Афанасий и Иван, ещё целый ряд знатных бояр, а также стрелецких начальников, не поддержавших бунт. Престарелого отца царицы сослали в монастырь.

И сама Наталья, и маленький Пётр пережили в эти дни страшное потрясение. Возможно, что вспышки ярости взрослого Петра Алексеевича являлись последствием перенесённого в 9-летнем возрасте ужаса.

Иногда казалось, что царица с детьми тоже станут жертвами разъярённой толпы, но их всё-таки не тронули. В итоге было объявлено о том, что на трон взойдут и Иван, и Пётр, а регентом станет царевна Софья.

Мать первого императора

Наталья Нарышкина с детьми вновь оказалась в ссылке, однако на сей раз обстановка была накалённой. Все понимали, что это ещё не конец — по достижении совершеннолетия Пётр получал все права на престол, и партия Милославских отдавала себе отчёт, что молодой царь не упустит случая поквитаться за убитых родственников.

Как известно, борьба Петра и Софьи в итоге завершилась победой первого в 1689 году. Нарышкины снова получили доступ к государственной власти, поскольку 17-летнего царя больше интересовали потешный флот на Плещеевом озере и потешное войско.

Наталья Кирилловна, несмотря на «прозападность», полученную в доме Артамона Матвеева, увлечений Петра не одобряла и не понимала. Но при этом она очень любила сына и тосковала, когда он уезжал в длительные поездки.

Пётр Алексеевич также был сильно привязан к матери. Под её влиянием состоялся его первый брак — женитьба на Евдокии Лопухиной.

Политические грозы и потрясения, которые Наталья Нарышкина пережила после смерти мужа, сказались на её здоровье. В последние годы жизни она страдала болезнью сердца. 4 февраля 1694 года в возрасте 42 лет мать первого русского императора скончалась.

Эта потеря серьёзно повлияла на сына. Пётр Алексеевич окончательно принял государственную власть в свои руки, дав понять родственникам и приближённым боярам, что отныне они будут лишь послушными исполнителями его воли.

Начиналась эпоха Петра Великого — грандиозный период в русской истории, которого, разумеется, никогда бы не было без его матери.

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «тишайший». Что же оно означает?

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Обыкновенно считается, что второго Романова прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам.Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродАвцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките».

Таков был царь на язык. Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь? Вряд ли.
Протопоп Аввакум обличает: "...И царя тово враг божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, — больше всех святых от века! — да помянет господь бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков».

Но царь-то оказался другим, не тишайшим вовсе: "А царь-ет, петь, в те поры чается и мнится бутто и впрямь таков, святее его нет! А где пуще гордости той!" и т.д.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век — «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Моление о "мире и тишине", о "покое и тишине, и благоденствии" со времён Бориса Годунова в "чашу государеву" (особый словесно-музыкальный жанр). Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии — "развратники тишины".

Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» — это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. Он имеется и в надписании траурного "гласа последнего ко Господу Богу святопочившего о Господе благочестивейшего, тишайшего, пресветлейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича".

И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.
18 июня 1676 года, в день венчания на царство Фёдора Алексеевича, Симеон Полоцкий поднёс ему "Гусль доброгласную" — книжку, посвящённую "нововоцарившемуся благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю".

В 1701 году профессор Славяно-греко-латинской академии чудовский монах Иов, составивший "Букварь, рекше Сократ учения христианского", в предисловии указал, что трудился во славу "яснейшетишайшего и державнешего... Петра Алексеевича". Просто "тишайшим" Петр назван в надписании "Риторической руки" Стефана Яворского — точнее, в русском ее переводе, принадлежащем Феофану Прокоповичу. Он же в "Лексиконе треязычном" перевёл "тишайший" как serenissimus, каковой эпитет употреблялся в титуле римских императоров. А это уже окончательно развенчивает миф о том, что Алексей Михайлович заслужил у современников прозвище "тишайший" благодаря своей кротости и смирению.

Использованная литература:
Ключевский В.О . Алексей Михайлович (в курсе "Лекции по русской истории").
Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 17-21.

29 января (старый стиль) 1676 года скончался второй Царь из Династии Романовых Алексей Михайлович . Его царствование выпало на тяжелую пору в жизни Русского государства: соляной и медный бунты, вызванные неудачными реформами; восстания в Новгороде и Пскове; церковная реформа Патриарха Никона, приведшая к расколу русского общества и Церкви; многолетнее «Соловецкое возмущение» и превратившееся в настоящую войну восстание Степана Разина; кризис в отношениях между церковной и государственной властью, закончившийся низложением и ссылкой Патриарха Никона. Вместе с тем, в годы правления Алексея Михайловича продолжалось совершенствование государственного аппарата и армии: создавались новые приказы, массовым стало создание полков нового строя. В 1649 году было составлено и издано Соборное уложение, ставшее первым полным сводом законов, действующих на всей территории Русского государства. По решению Переяславской Рады и Земского собора 1654 года к России была присоединена левобережная Украина. Продолжалось колонизационное движение в Сибирь, сопровождавшееся основанием новых городов - Нерчинска, Иркутска, Пензы и др.

Алексей Михайлович родился 19 марта 1629 г. и был сыном Царя Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Лукьяновной Стрешневой. С пятилетнего возраста царевич Алексей под надзором боярина Бориса Морозова приступил к учению и на 14-м году был торжественно «объявлен» народу. А уже в 16 лет, лишившись отца и матери, Алексею Михайловичу суждено было взойти на российский престол и принять на себя ответственность за судьбу России.

Каким же был этот русский Царь по своему облику, характеру, привычкам и темпераменту?

«Царь Алексей Михайлович имел наружность довольно привлекательную: белый, румяный, с красивою окладистою бородою, хотя с низким лбом, крепкого телосложения и с кротким выражением глаз» , - отмечал Н.И.Костомаров. По словам другого известного историка, С.М.Соловьева, «новый Царь добротою, мягкостию, способностию сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большею живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению» .

Всеми отмечалась религиозность Алексея Михайловича, строгое соблюдение им постов, ревностное исполнение Государем церковных обрядов. По словам современника, «ни один монах не превзойдет его в строгости постничества» . При этом Алексей Михайлович проявлял большое смирение и к земной славе был равнодушен. «А мне грешному, - писал он, - здешняя честь, аки прах» . «Он был чрезвычайно благочестив, - писал Н.И.Костомаров, - любил читать священные книги, ссылаться на них и руководиться ими; никто не мог превзойти его в соблюдении постов: в великую четыредесятницу этот Государь стоял каждый день часов по пяти в церкви и клал тысячами поклоны, а по понедельникам, средам и пятницам ел один ржаной хлеб. Даже в прочие дни года, когда церковный устав разрешал мясо или рыбу, Царь отличался трезвостью и умеренностью, хотя к столу его и подавалось до семидесяти блюд, которые он приказывал рассылать в виде царской подачи другим. Каждый день посещал он богослужение, хотя в этом случае и не был вовсе чужд ханжества, которое неизбежно проявится при сильной преданности букве благочестия; так, считая большим грехом пропустить обедню, Царь, однако, во время богослужения разговаривал о мирских делах со своими боярами. Чистота нравов его была безупречна: самый заклятый враг не смел бы заподозрить его в распущенности: он был примерный семьянин» . По словам английского доктора С.Коллинза, служившего при царском дворе, Великий пост Государь соблюдал следующим образом: «Царь Алексей обедал только по три раза в неделю, а именно: в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста... Кроме постов, он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам (...) Можно считать, что он постился восемь месяцев в год, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов».

Благодаря трудам известного русского археолога и историка И.Е.Забелина мы можем представить себе, каков был распорядок дня тишайшего Царя:

«Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий при пособии спальников и стряпчих подавал Государю платье и убирал его. Умывшись, Государь тотчас же выходил в Крестовую, где его ожидали духовник или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял Государя крестом, возлагая на чело и ланиты, причем Государь прикладывался ко кресту и потом начинал утреннюю молитву. В то же время один из крестовых дьяков поставлял пред иконостасом на налое образ святого, память которого праздновалась в тот день. По совершении молитвы, которая продолжалась около четверти часа, Государь прикладывался к этой иконе, а духовник окроплял его святою водою. (...) После моленья крестовый дьяк читал духовное слово: поучение, из особого сборника слов, распределенных для чтения в каждый день на весь год. (...) Окончив утреннюю крестовую молитву, Государь, если почивал особо, посылал ближнего человека к Царице в хоромы спросить ее о здоровье, как почивала? Потом сам выходил здороваться с нею в ее переднюю или столовую. После того они вместе слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню. Между тем с утра же рано собирались во дворец все бояре, окольничие, думные и ближние люди - "челом ударить Государю" и присутствовать в царской Думе. (...)
Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, Государь в сопровождении всего собравшегося синклита шествовал часу в девятом к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в собор или к празднику, т.е. в храм или монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества Государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в этих случаях были гораздо великолепнее, торжественнее. Обедня продолжалась часа два. В удобное время и здесь Государь принимал от думных людей доклады, разговаривал о делах с боярами, отдавал приказания. (...) После обедни в комнате в обыкновенные дни Государь слушал доклады, челобитные и вообще занимался текущими делами. Заседание и слушание дел в комнате оканчивалось ок. 12 ч. утра. Бояре, ударив челом Государю, разъезжались, а Государь шел к столовому кушанью, или обеду, к которому иногда приглашал и некоторых из бояр, самых уважаемых и близких; но большею частью Государь кушал один. Обыкновенный стол его не был так изыскан и роскошен, как столы праздничные, посольские и др. В домашней жизни Цари представляли образец умеренности и простоты. По свидетельству иностранцев, к столу Царя Алексея Михайловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или легкое пиво с коричным маслом, а иногда одна только коричная вода. (...) После обеда Государь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерен, часа три. В вечерню снова собирались во дворец бояре и прочие чины, в сопровождении которых Царь выходил в верховую церковь к вечерне. После вечерни иногда также слушались дела или собиралась Дума. Но обыкновенно все время после вечерни до вечернего кушания, или ужина, Государь проводил уже в семействе или с самыми близкими людьми. Время это было отдыхом, и потому оно посвящалось домашним развлечениям и увеселениям, свойственным веку и вкусам тогдашнего общежития».

Но приверженность традициям Церкви причудливо сочетались у Алексея Михайловича с увлечением астрологией, а трепетное отношение к обычаям русской старины с тягой к европейским новшествам. Наряду со старинной царской «забавой» - соколиной и псовой охотой, Государь был увлечен европейской музыкой и завел при Дворе первый театр, пригласив иностранных актеров, которые стали устраивать «комедийные действа», ранее воспринимавшиеся на Руси как «бесовская игра» и «пакость душевная». (Впрочем, тут следует заметить, что Царь Алексей Михайлович советовался по вопросу об учреждении театра со своим духовником, который разрешил ему театральные зрелища, приводя в оправдание примеры византийских императоров).

Побывав в годы войны со Швецией и Польшей в таких «западных» городах как Витебск, Полоцк, Могилев, Ковно, Гродно и Вильно, Алексей Михайлович приступил к переустройству придворной обстановки на западный лад, осуществив во дворце «евроремонт»: на стенах дворца появились «золотые кожи» (обои), обстановку украсила мебель, сделанная на немецкий и польский манер, русскую резьбу сменила резьба во вкусе немецкого рококо. По словам историка В.О.Ключевского, Алексей Михайлович «старался устроить придворную жизнь у себя наподобие польского королевского двора» . Но не только в этих мелочах проявилось «западничество» Государя. Достаточно вспомнить, что учителем к старшим детям Царя - будущему Государю Федору Алексеевичу и царевне Софье - был приглашен Симеон Полоцкий - ученый монах западнических воззрений и тайный униат, принадлежавший к Базилианскому ордену.

Что же касается личных качеств Государя, то современники отмечали мало темных сторон

в его характере. По общему мнению, Алексей Михайлович обладал созерцательной и пассивной натурой. Оказавшись как бы на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, Царь старался примирить и сочетать их.

Являясь по природе своей человеком с мягким и податливым характером, «гораздо тихим», Алексей Михайлович нередко подпадал под влияние более сильных по характеру людей (Борис Морозов, Патриарх Никон, Артамон Матвеев). Но добродушие и мягкость характера сочетались у Царя со вспышками гнева. Бывало, что прогневавшись на кого-то, Алексей Михайлович осыпал провинившегося перед ним бранными словами, а то и «награждал» тумаками. Но при этом Государь был отходчив и довольно часто после вспышки гнева искал примирения и осыпал пострадавшего милостями и подарками. Однажды Царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство. Когда же боярин Родион Стрешнев не согласился, Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить.

«От природы он отличался самыми достохвальными личными свойствами, был добродушен в такой степени, что заслужил прозвище "тишайшего", хотя по вспыльчивости нрава позволял себе грубые выходки с придворными, сообразно веку и своему воспитанию, и однажды собственноручно оттаскал за бороду своего тестя Милославского, - писан Н.И.Костомаров. - Впрочем, при тогдашней сравнительной простоте нравов при московском дворе, Царь вообще довольно бесцеремонно обращался со своими придворными. Будучи от природы веселого нрава, Царь Алексей Михайлович давал своим приближенным разные клички и в виде развлечения купал стольников в пруду в селе Коломенском» . Но, продолжал далее историк, «Алексей Михайлович принадлежал к тем благодушным натурам, которые более всего хотят, чтоб у них на душе и вокруг них было светло; он неспособен был к затаенной злобе, продолжительной ненависти и потому, рассердившись на кого-нибудь, по вспыльчивости мог легко наделать ему оскорблений, но скоро успокаивался и старался примириться с тем, кого оскорбил в припадке гнева» .

Современники и историки также обращали внимание на большой природный ум и хорошую образованность Государя. Царь много читал, писал письма, пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в стихосложении, знал иностранные языки. Кроме того, Алексей Михайлович известен и как гимнограф. Известный русский историк С.Ф.Платонов так писал об этом Царе: «Он был прекрасно знаком с литературой того времени и до тонкости усвоил себе книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях Царь любил пускать в ход книжные обороты, употреблять цветистые афоризмы... каждый афоризм продуман, из каждой фразы глядит живая мысль» .

Ко дню своей кончины Государь еще не был стар. По словам Костомарова, Алексей Михайлович «долго пользовался хорошим здоровьем; только чрезмерная тучность расстроила его организм и подготовила ему преждевременную смерть». В январе 1676 года Государь почувствовал упадок сил. 28 января, когда стало ясно, что конец близок, Алексей Михайлович благословил на царство сына Феодора, приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить из ссылки всех сосланных, простить все казенные долги и заплатить за тех, которые содержались за долги частные, причастился Святых Тайн, соборовался и спокойно ожидал кончины. На следующий день, 29 января, в 9 часов вечера, три удара в колокол Успенского собора возвестили народу о смерти тишайшего Царя, «самого доброго из русских Царей».

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Обыкновенно считается, что второго Романова прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова - ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродАвцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките ».

Таков был царь на язык. Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь? Вряд ли.

Протопоп Аввакум обличает: "...И царя тово враг божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, — больше всех святых от века! — да помянет господь бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков ».
Но царь-то оказался другим, не тишайшим вовсе: "А царь-ет, петь, в те поры чается и мнится бутто и впрямь таков, святее его нет! А где пуще гордости той! " и т.д.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало ». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя ». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век - «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Моление о "мире и тишине", о "покое и тишине, и благоденствии" со времён Бориса Годунова в "чашу государеву" (особый словесно-музыкальный жанр). Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии - "развратники тишины".

Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось ».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. Он имеется и в надписании траурного "гласа последнего ко Господу Богу святопочившего о Господе благочестивейшего, тишайшего, пресветлейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича ".

И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич , затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

18 июня 1676 года, в день венчания на царство Фёдора Алексеевича, Симеон Полоцкий поднёс ему "Гусль доброгласную" - книжку, посвящённую "нововоцарившемуся благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю ".
В 1701 году профессор Славяно-греко-латинской академии чудовский монах Иов, составивший "Букварь, рекше Сократ учения христианского", в предисловии указал, что трудился во славу "яснейшетишайшего и державнешего... Петра Алексеевича ". Просто "тишайшим" Петр назван в надписании "Риторической руки" Стефана Яворского - точнее, в русском ее переводе, принадлежащем Феофану Прокоповичу. Он же в "Лексиконе треязычном" перевёл "тишайший" как serenissimus, каковой эпитет употреблялся в титуле римских императоров. А это уже окончательно развенчивает миф о том, что Алексей Михайлович заслужил у современников прозвище "тишайший" благодаря своей кротости и смирению.

Использованная литература:
Ключевский В.О. Алексей Михайлович (в курсе "Лекции по русской истории").
Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 17-21.

», однако и это в применении к Алексею являет собой неслабый лулз.

Исторический портрет

Приветливый, ласковый царь Алексей Михайлович дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них был готов проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением.


— Костомаров. Русская история..., стр.423. По изданию 2004г.

Современным людям, перед глазами которых прошло невиданное доселе количество войн, революций, смен власти, геноцидов и прочих развлечений матушки Истории, век семнадцатый кажется тихим, мирным и абсолютно не интересным временем. Наверное, большинство читателей этой статьи, которых хоть чуточку забавляло в школе изучение жития собственного отечества, радостно пропускали этот период и спешно перелистывали свой учебник на следующий параграф, где их ждал Петр I и его буйные начинания.

На самом деле, век, в котором довелось править герою нашей статьи, несмотря на свою кажущуюся инертность, был огого каким насыщенным. Русь только-только начинала оправляться от бардака Смуты, ещё не замолкли пушки польской шляхты, а на севере и на юге подымались новые мощные государства. В то же время народ, находившийся между Сциллой и Харибдой разрухи, налогов, а также самоуправства воевод, ещё помнил, что такое «воля», и частенько бунтовал. Малейшая ошибка — и твоя держава рухнет в тартарары, куда ей помогут отправиться как внутренние, так и внешние силы. Срочно требовалась рука, способная бить жёстко и в то же время гладить мягко.
Этой рукой и стал Алексей Михайлович.

Царем он стал очень рано — в 16 лет. Конечно, для того времени мальчик Алеша был довольно просвещенным, любил читать книжки, был вдумчив и миролюбив, был хорошо развит физически, что по сравнению с его слабохарактерным и чуть ли не юродивым отцом Михаилом Федоровичем было несомненным плюсом. Но управлять государством в одиночку, понятное дело, не мог. Помогал ему в этом сложном деле его дядька — боярин Борис Морозов, который первоначально правил за него и даже выступал в роли свахи, устроив всероссийский конкурс красоты и самолично подобрав царю хорошую невесту. После грязной истории с солью от помощи любимого дядьки пришлось отказаться, и на его место встал патриарх Никон. Первоначально они с Алешей были в одной связке, но вскоре властолюбивый патриарх стал перетягивать одеяло на себя, утверждая, что «священство выше царства», как канонiчно и должно было быть. Царь к тому времени уже вырос, окреп, побывал в боевых походах, самолично усмирял восстания, расстрелял миллиард русских людей. В общем — стал привыкать держать вожжи в своих руках. Всякие помощники ему стали не нужны, и вскоре Никон отправился в ссылку. Но обо всех этих перипетиях гораздо подробнее вы прочтёте ниже, здесь же мы вам расскажем конкретно о самом царе.

Как уже говорилось, Алексей Михайлович был мужиком крепким. Особенно поражали габариты его живота, который, однако, по тогдашним эталонам красоты считался очень даже сексуальным как для мужчин, так и для женщин. Впечатляла также его силища — в молодости царь в одиночку ходил на медведя с ножом и рогатиной, и притом удачно, хотя однажды медведь его помял. Вообще, охоту он любил, а в особенности соколиную, которая, по его выражению, «веселит сердца печальных и забавляет весельем радостным». Даже сборник правил соколиной охоты написал, в котором значилось бессмертное «Делу время — потехе час».

Лучше всего Алексея Михайловича характеризует сделанный заезжим голландским художником портрет… его кота. Да-да, это не опечатка , именно кота. Просто самого монарха было рисовать не очень-то по-христиански, вот и изобразили его по тогдашней моде иносказательно, эзоповским языком. Одного взгляда на рисунок достаточно, чтобы понять — у царя был не простой характер. Кошачий лик суров и не располагает к уютному поглаживанию , острота усов обжигает, уши как у разъяренного корридой быка, готового просто пронзить обидчика. Что интересно, его сына Петра тоже звали котом за его усы . Более того, прозвище его прадеда было Кошкин. Так что вполне возможно, что у нас могла быть династия не Романовы, а Кошкины.

А вообще, образ Алексей Михайловича в народе остался вполне даже положительным. Ведь именно с ним связывались все притчи про «Царя-Батюшку, При Котором Молочные Реки и Кисельные Берега». А как иначе, ведь несмотря на все репрессии, ломку сознания, церковные расколы и прочее, он первым начал проводить политику патернализма (от лат. paternus — отцовский), при котором за подданных думает царь . Да и внешне он был похож как раз на того, кого мы называем Царь с большой буквы. Не так ли?

Что сделал?

Если вкратце, то именно на Алексее лежит заслуга тяжкая вина за превращение России в ужасную-преужасную сверхцентрализованную империю. По сути, абсолютизм являлся закономерным историческим этапом любого европейского государства.

Но это, ясное дело, в компетенцию Михайловича не входило. Свою задачу он знал довольно хорошо и был вполне православным тираном: все годы своего правления занимался в основном анальным доминированием своих подданных и расширением границ. Даже создал первую настоящую секретную службу на Руси — Приказ тайных дел, который должен был следить за всякими неблагонадёжными боярами, вояками, чиновниками, да следствие вести цареугодное по делам боярским. Однако благодаря любви к эффектам его младшего сына, сеявшего уже на вспаханной почве и затмившего папашу перед лицом благодарных потомков, о последнем теперь часто вспоминают чуть ли не как о царе-тряпке . А зря, ведь именно его рук дело…

Выпиливание демократии

Хмельницкий не успел и спохватиться — помер. А пшеки навесили шведам и решили разобраться, что у них там такое на востоке делается. Преемник Хмельницкого Выговский (чья легитимность крепко ставилась под сомнение) быстро смекнул, что Речь Посполитая может помочь ему удержать власть (Москва подобное бы не дала сделать однозначно), и решил переметнуться обратно, но не тут-то было — москали уже не отпустили, двинув на усмирение укров приличную армию, которая потерпела от сборной укро-татаро-пшеков одно из самых серьезных поражений за весь семнадцатый век — почти полностью полёг цвет русского дворянства (здесь от источника к источнику количество участников мероприятия и потери отличаются в десятки раз). Это была чуть ли не единственная победа укров над Москвой, сия победа до сих пор упоминается свидомыми по поводу и без. Но как результат укр-общество крепко раскололось, пшеки наладить вертикаль власти не смогли, гетману помощь пшеков тоже не особо сгодилась, и его слегка отбунтовали, появилась сильная промосковская сила. После этого укры потроллили москалей при помощи ляхов в битве при Чудновым , где погибла русская профессиональная армия. Однако царь быстро раздал виновным живительных пиздюлей и стал действовать более тонко: подкупами, обещаниями, агитацией. В результате — укров разорвала эпичная, но малоизвестная гражданская война Руина , длившаяся тридцать лет (1657—1687), где два (а иногда даже три) украинских государства срались, доказывая, что только одно из них тру, а другие — сраные предатели, и выпиливая друг друга под присмотром поляков, турок и царя Алексея Михайловича. А вот крымские татары грабили и убивали сколько хотели, для них все это обернулось лютым вином.

Курощение церкви

Смерть

Царь умер, не дожив до 47 лет, что было несколько неожиданно . Сейчас по этому поводу высказываются интересные версии, связанные со свинцовым водопроводом в Москве семнадцатого века. Якобы Алексей и все его дети, окромя Пети, пили воду из этого водопровода и потому имели нехилые проблемы со здоровьем. Пётр же, сосланный вместе с Нарышкиными за пределы Москвы с раннего возраста, был избавлен от этой участи и сохранил крепкое физическое здоровье (хотя это и не спасло его от тяжелейшей болезни на голову).

холивар между Нарышкиными и Милославскими, последовавший за смертью Алексея, на первый взгляд походил на ослабление гаек. Но на самом деле Система просто выжидала, пока у неё появится достойный главный винтик — и дождалась, пока подрос Пётр Алексеевич. Тогда подразболтавшиеся гайки и были затянуты до срыва резьбы.

При нём значительно выросли границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока и других территорий.

А почему всё-таки Тишайший?

Так хитрожопейший же. Это сынишка мог куражиться по полной — более того, от него даже ждали этого. Алексею же приходилось многократно ломать сопротивление самых разных слоёв общества, и потому ему было жизненно важно изображать из себя доброго дядю хоть перед кем-нибудь. И действительно, «своих» он старался не репрессировать, а максимум вламывал им персональных пиздюлей руками и ногами, что по тем временам канало за отеческую ласку. И то потом заглаживал свою вину подарками.

Кроме того, как уже говорилось, внешне царь проявлял лютую набожность. Это было нужно ещё и для того, чтобы показать себя перед народом не только Хозяином, но и настоящим авторитетом в вопросах веры — чтобы хоть как-то примирились с пиздецом, учинённым над апологетами этой самой веры.

Следует признать, что Алексей не только достиг основной своей цели — закрепления неограниченной власти за домом Романовых на двести с хуем лет и построения сверхмощной империи, — но и умудрился выебать мозги вообще всем.
Похлопаем стоя.