В русском языке из тридцати трех букв алфавита десять букв - гласные. Гласными они называются потому, что звук, который они обозначают, производится говорящим только при помощи голоса (голос - глас).
Это буквы: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
Четыре из этих букв - йотированные, то есть состоят из двух звуков: [й] (поэтому они и называются йотированные) и гласного звука ([а], [э], [о] или [у]). Соответственно, это буквы: Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают по два звука: "е" = [йэ], "ё" = [йо], "ю" = [йу], "я" = [йа].
Прочитайте вслух данные примеры, и вы ясно услышите два звука на месте букв "е", "ё", "ю", "я".
Остальные буквы считаются не йотированными.
Не йотированные гласные буквы - это гласные буквы, которые состоят ТОЛЬКО из одного гласного звука. Это следующие буквы:
Все эти буквы обозначают один звук. Буква "а" обозначает звук [а], буква "и" обозначает звук [и], буква "о" обозначает звук [о], буква "у" обозначает звук [у], буква "ы" обозначает звук [ы], буква "э" обозначает звук [э].
Приведем примеры слов и предложений, в которых ярко видны эти буквы.
Аналогично, прочитайте вслух данные примеры, и вы ясно услышите один звук на месте букв "а", "и", "о", "у", "ы", "э".
, Начальная школа , Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку» , Коррекционная педагогика
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.
Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.
Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.
Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/
По дороге к дому они собирали ягоды.
Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/
Домой они взяли наловленных ершей.
Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.
Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.
Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/
А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.
Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/
Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.
Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.
Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/
Мы собирали ягоды.
Мы наловили ершей.
Мы встретили ёжика.
Мы видели юрких мышей.
Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/
А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.
В начале слова (приведите примеры слов)
После гласной буквы (приведите примеры слов)
После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)
Потренируемся.
Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.
Ягоды, ершей, ёжика, юрких.
В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):
1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.
Яна и Юля пошли за ягодами.
Егор ест яблоки и абрикосы.
Яша наряжает ёлку.
Елисей едет на автобусе.
Ящерица очень юркая.
Елене купили яркую юбку.
3) Выкладывание слов из разрезных букв.
4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.
Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…
О каких звуках и буквах мы говорили?
В каких случаях они образуют два звука?
Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)
Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.
Организационный момент
Основная часть
Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.
Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.
Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/
По дороге к дому они собирали ягоды.
Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/
Домой они взяли наловленных ершей.
Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.
Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.
Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/
А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.
Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/
Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.
Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/
Мы собирали ягоды.
Мы наловили ершей.
Мы встретили ёжика.
Мы видели юрких мышей.
Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/
[й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]
А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.
В начале слова (приведите примеры слов)
После гласной буквы (приведите примеры слов)
После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)
Потренируемся.
Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.
Ягоды, ершей, ёжика, юрких.
В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й - пишем зеленой ручкой, гласную рядом - красной):
1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.
Яна и Юля пошли за ягодами.
Егор ест яблоки и абрикосы.
Яша наряжает ёлку.
Елисей едет на автобусе.
Ящерица очень юркая.
Елене купили яркую юбку.
3) Выкладывание слов из разрезных букв.
4) Разделить слова на два столбика: 1 - где наши гласные будут обозначать один звук, 2 - обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.
Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…
III. Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях они образуют два звука?
Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3/2004
Всем известно, что существуют две формы языка – письменная и устная. Любой язык первоначально существует в устной форме, а на определенном этапе его развития появляется письменность. Теория письма делится на две составляющие – графику и орфографию .
Графикой называется совокупность начертательных средств того или иного письма. Она включает не только буквы, но и знаки препинания, ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания). Графика устанавливает определенные соответствия между звуками и буквами. Буквы – это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки мы произносим и слышим .
Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом . Слово алфавит происходит от названия греческих букв альфа и бета (в новогреческом вторая буква именуется вита ). Ему соответствует русское слово азбука, образованное от названия двух первых букв славянского алфавита – азъ и буки .
Гласных звуков в русском языке 6, а букв 10; согласных звуков – 36, букв – 21, две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
Первую славянскую азбуку создали в 863 (или 855) году греки Кирилл и его брат Мефодий («первоучители славянские»). Многие исследователи полагают, что это была глаголица (от старославянского глаголъ ‘речь’) – азбука, внешне напоминавшая греческую скоропись.
А современный русский алфавит восходит к другой древней славянской азбуке – кириллице, которую составили ученики братьев на основе греческого (византийского) торжественного письма. Для передачи звуков, которых не было в греческом, они ввели новые буквы. Многие буквы кириллицы обозначали также числа, например: а (азъ) – 1, д (добро) – 4.
Среди гласных есть четыре буквы: е , ё , ю , я , – которые называются йотированными, так как могут обозначать сразу два звука, в том числе звук йот – j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а лишь в трех позициях:
1) в начале слова: ель , ёлка , юла , яма ;
2) после гласной: поел [паjэл], моё [маjо], рою [роjу], мая [маjа];
3) после разделительных ъ и ь знаков: разъезд [разjэст], подъём [падjом], вьюга [в’jуга], обезьяна [абиз’jана].
Упражнения
1. В каких словах количество букв и количество звуков не совпадает?
1) Объем; 2) приём; 3) вьёт; 4) веет; 5) шьют; 6) поют; 7) сеял; 8) изъян.
(Ответ: 2, 4, 6, 7.)
2. Определите: в каких словах больше звуков, чем букв?
1) Яблоко; 2) приятный; 3) субъект; 4) поэт; 5) поёт; 6) люстра.
(Ответ: 1, 2, 5.)
3. Определите: в каких словах число звуков и букв совпадает?
1) Соя; 2) актёр; 3) ясный; 4) пьедестал; 5) сюжет; 6) юбка.
(Ответ: 2, 4, 5.)
Обозначение мягкости согласных на письме
Твердые и мягкие согласные звуки в русском языке на письме передаются одними и теми же буквами. Значит, должен существовать способ показа твердости – мягкости согласного звука. Йотированные гласные е, ё, ю, я , а также и: лук [лук], люк [л’ук], мал [мал], мял [м’ал], мыл [мыл], мил [м’ил] – после согласного обозначают мягкость предшествующего согласного и соответствующий гласный.
Когда надо обозначить мягкость согласного не перед гласным, а на конце слова или перед последующим согласным, используется мягкий знак – ь : мел – мель, кон – конь, вес – весь ; серьга, больной, весьма .
Во многих пособиях приводится неверная формулировка функции йотированных гласных: там написано, что они смягчают предшествующий согласный. Желательно дать ученикам четкое представление о том, что буквы – это знаки, которые являются сигналами мягкости предшествующего согласного, а не причиной, эту мягкость вызывающей.
Орфография (от греч. orthos ‘правильно’ и graphо ‘пишу’) – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. В школьной практике мы часто пользуемся термином орфограмма (от греч. orthos ‘правильно’ и gramma ‘буква’), им обозначают написания, определяемые правилами орфографии.
Теория русской орфографии начала складываться еще в XVIII в. Большой вклад в ее становление внесли В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Я.К. Грот, Ф.Ф. Фортунатов.
Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.
Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста Владимира Владимировича Лопатина (М., 2000).
Основной принцип русской орфографии – морфемный , в некоторых пособиях он называется морфологическим . Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов.
Когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией, и его написание определяется по словарю. В этих случаях проявляется традиционный принцип русской орфографии. На нем базируются такие правила: правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных после шипящих и ц , употребление ь после шипящих, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.
Фонетический принцип заключается в том, что написание соответствует произношению; правил, которые основываются на указанном принципе, немного: правописание приставок на з/с , а также гласной в приставке раз-/роз-, правописание и/ы в корне после приставок на согласный.
Кроме того, орфография устанавливает правила слитного, раздельного и дефисного написания, переноса слов, а также употребления прописных и строчных букв.
Упражнения
1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:
1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5) книжка; 6) игрушка.
(Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый; ответ: 2, 4.)
1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон.
(Ответ: 2, 4, 5.)
2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:
1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий; 5) отсталый; 6) подробный.
1) предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка.
(Ответ: 1, 2, 4, 6.)
3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:
1) умирать; 2) миролюбивый; 3) разыгрывать; 4) подбор.
4. Найдите в предложении такие слова, где буква т означает звук [д].
Мы повернули от дороги к избушке лесника, где надеялись отдохнуть и согреться .
(Ответ: о[д]дороги, о[д]дохнуть.)
Цели:
– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
– продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
– воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.
Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).
Ход урока
– На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);
– Как они называются? (йотированными);
– Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)
– Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.
Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.
1. Какая буква не является йотированной?
1. и 2. ю 3. е
1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.
3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?
Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.
Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.
– Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.
– Какая буква нас сегодня встречает?
Эта буква не скромна,
Первой хочет быть она.
Только мудрый алфавит
Встать последней в ряд велит.
2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме
– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.
Физкультминутка: упражнения для глаз.
IV. Работа со словами с йотированными гласными.
– Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?
На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.
Ярмарка маляр боярышник столяр
– Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?
– Запишите каждую группу в отдельный столбик.
"Стол-помощник".
1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]
2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].
Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.
– В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?
Яр – крутой обрывистый берег.
– В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?
V. Словарная работа.
– Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.
– Какое это слово?
– Напишите транскрипцию на общем листе.
– Какая группа хочет поместить свой листок на доске?
– Попробуем записать это слово(1 ученик у доски)
ябл(о/а)чк(о/а)
– Как определить “а” или “о” писать?
Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.
– Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.
После прочтения слово записывается в тетрадях.
– А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?
1) яблоко.
2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать
очень метко, угадать.
3) матросский танец.
Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)
VI. Работа в группах.
Творческая работа.
Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!
1. Разделить слова для переноса:
ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.
2. Сколько букв и звуков в слове:
ЯХТА - ....б., .... зв.
ГАВАНЬ - .... б, .... зв
3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ
Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).
Для каждой группы работает “Стол-помощник”.
Расположить слова по алфавиту:
Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.
Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.
Стол-помощник: алфавит.
Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.
(Сточки стихотворения разрезаны)
Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.
“Стол – помощник”:
1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.
Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
[ноч"й"у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май"ак] к утру шторм стих.
“Стол - помощник”:
ночью ветер маяк
5 предложений
Прочитайте текст.
[й’ул’а] и [й"аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.
Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.
Ответьте на вопросы по содержанию текста.
- Кто пошёл к морю?
- Где Юля нашла рачка?
- Как он оказался на берегу?
- Что сделала девочка?
– В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?
– Какие слова нельзя перенести?
- Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?
– Что такое “шторм”?
– Читает текст
– Что такое “штиль”?
Читает текст
Что могут сказать мичманы о работе своей команды?
Оценка сотрудничества.
VII. Рефлексия.
– Наш корабль взял курс к родному берегу.
– На острове каких букв мы были?
– Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.
– С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?
Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.