Учимся легко

Учимся легко

» » Смотреть что такое "Янус" в других словарях. Значение фразеологизма «двуликий Янус Янус январь

Смотреть что такое "Янус" в других словарях. Значение фразеологизма «двуликий Янус Янус январь

Античная мифология

Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве — входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий. До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию. С ним соотносятся времена золотого века, поскольку он считался первым правителем Лациума, цивилизации, которая традиционно определяется как «Прометеева», поскольку ее существование было инициировано его дарами человечеству: огнем, ремеслами и др. Первый храм Янусa был воздвигнут по преданию царём Нумой Помпилием. Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны; одно – в прошлое, другое – в будущее. В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300 (латинские цифры = CCC), а на левой – 65 (лат. цифры – LXV), что означало число дней в году. Римляне связывали Януса с судьбой, временем и войной; к Янусу италийцы обращались при объявлении войны.

В образе Януса присутствуют и космические коннотации. У Овидия двуликий Янус, как воплощение начала и конца, отождествляется с хаосом, из которого возник упорядоченный мир; в ходе этого процесса сам Янус из бесформенной глыбы-шара превратился в бога, вращающего, по Овидию, ось мира. Возможно, изначально он выступал как верховное божество; его имя упоминали первым при обращении к богам. Его эпитет Гемин означает Двойной; образ Януса может рассматриваться как выражение единства противоположностей и олицетворение всеохватности, власти над всеми сферами бытия. Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечет за собой необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе; это символ неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил и достижений цивилизации. Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.

Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима, -М.:Правда, 1988

Янус был духом-опекуном дверей и ворот, а позже стал богом всякого начала. Ему посвящали рассвет, начало каждого месяца, а январь, как первый месяц года, получил от него название - Януарий. Первое января было общин праздником. В этот день новые сановники торжественно занимали должности, приносили жертвы богам, принимали поздравления от друзей и знакомых. Все жители обязательно посещали друг друга с дружественным визитом, обменивались маленькими подарками, преимущественно лакомством: фигами, финиками, печеньем - на доброе предзнаменование.


Янусу посвящали все двери (по латыни - януа), у которых нередко ставили его статуи. Главный храм Януса стоял на северной стороне Римского Форума, недалеко от курии, где собирался и заседал сенат. Это была просто арка - ворота древнейших укреплений. Когда с расстройкой города древние укрепления развалились, ворота сохранили, считая ее священной. Ее черные, заросшие мхом стены, сложенные из неровных каменных глыб, было покрыто бронзовыми плитами, а внутри поставлен удивительную статую бога. Она изображала почтенного мужчину с двумя бородатыми лицами, обращенными в противоположные стороны: одно смотрело на восток, второе - на запад. В храме был стародавний обычай: закрывать двери на время мира и открывать их, когда Рим воевал. Но как только наступал всеобщий мир и в Римском государстве не было слышно бряцанье оружия, врата Януса очень торжественно, с жертвоприношениями, среди общей радости закрывали. На протяжении всей римской истории, преисполненной войнами, ворота заперли всего несколько раз.

С дальнейшим развитием римской религии представление об этом боге подвергалось различным изменениям. Из обычного бога дверей он стал богом моря и началом всего сущего, будто бы первым божеством, создателем богов и людей. И даже тогда, когда Юпитер превратился в главного бога римлян, Янус сохранил свои почести: во всех молитвах его называли на первом месте. А еще позднее, под. влиянием греческих мудрствований, Янус из бога стал царем, который вроде бы прибыл из Фессалии в Рим и научил еще тогда дикий римский народ правам и законам. Говорили, что он жил на том холме, который в его честь назвали Яникул. Но такие вещи рассказывали ученые или поэты. А народ, как и раньше, верил в бывшего Януса, сторожа дверей, и набожно гранил первые римские монеты-старые, тяжелые, позеленевшие куски бронзы, на которых изображен двуликий бог.

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России.
Дата публикации:25.10.2018


Вас назвали двуликим Янусом? Плохи дела! Конечно, сам Янус, судя по всему, был персонажем весьма интересным, а вот смысл оставшегося в истории фразеологизма никак нельзя назвать лестным. Попробуем разобраться, что к чему.

Значение фразеологизма

Словосочетание «двуликий Янус» характеризует двуличного, лицемерного человека, который в глаза говорит одно, а за спиной – другое. Часто двуликими Янусами именуют политиков, обещающих народу пряник и в то же самое время достающих кнут. Этот фразеологизм встречается, к примеру, в сочинениях, посвящённых И. В. Сталину.

В быту столь обидное прозвище получает тот, кто не выполняет обещания, ведёт себя неискренне, хочет нравиться и тем, и другим, в душе презирая всех. Хитрость и лукавство, подмеченные одним из партнёров в ходе деловых отношений, дают основание окрестить другого этим именем.

Происхождение фразеологизма

Случай с двуликим Янусом – довольно редкое семантическое явление, когда происхождение фразеологического оборота не только не проясняет его значение, но и оставляет читателя в недоумении. Происходит пейоризация – приобретение нейтральным по стилистической окраске выражением негативного оттенка.

Легендарный Янус был полумифическим правителем Лациума, прародины Древнего Рима. Он имел два лица, одно из которых смотрело в прошлое, другое – в будущее. Даром видеть минувшее и грядущее наделил Януса свергнутый Юпитером Сатурн (римский двойник греческого Кроноса). Двуликий правитель устроил Сатурну пышный приём в Лациуме, и свергнутый бог из благодарности наделил того редкостным даром всеведения.

Янус стал символизировать идею перемещения во времени. На одной его руке была изображена цифра 300, на другой – 65. В сумме они давали число дней календарного года.

Отвечал Янус и за движение в пространстве. Его изображали с ключами и называли «отпирающим». Само имя божества, переводящееся как «арка», «дверь», говорило о том, что ему подвластны входы и выходы, начала и концы. При строительстве кораблей и колесниц также обращались к Янусу, ведь это он хранил земные и морские пути.

К двуликому правителю приходили перед любым начинанием. Особенно почитали его легионеры. При царе Нуме Пампилии в Риме стали отмечаться Агоналии — празднества, прославляющие бога начинаний. Горожане одаривали его фруктами, вином, ритуальными пирогами. Исполнялись торжественные гимны. В жертву приносили белого быка. Впоследствии этот период, совпадающий с первым месяцем года, получил название «Январь».

С тех времён частично сохранилась надвратная арка храма Януса с изображением двух ликов божества. Проходя через эти ворота, воины просили об удаче в бою. Врата закрывались только в мирное время, но за 1000 лет такое случалось не более 10 раз – столь воинственная царила обстановка. Представляете, как высок был авторитет двуликого?

Чем же легендарный правитель Лациума не угодил современным людям? А ничем. Нейтральное и, в общем-то, даже уважительное выражение «двуликий Янус» обросло негативным смыслом только из-за слова «двуликий».

Теперь оно скорее стало обозначать «двуличный» или «двоедушный». Ничего общего с прозорливостью и дальновидностью древнего Януса у его современных «тёзок» больше нет.

Так что легендарное божество со всеми его лицами пора оставить в покое. А закрепить нынешний смысл идиомы помогают фразеологизмы со схожим значением:

  • «кривить душой» (лицемерить, вести себя нечестно);
  • «ломать (играть) комедию» (обманывать, совершать нечто напоказ).

Ни того, ни другого лучше не делать. И тогда вас точно не нарекут двуликим Янусом!

Различия в богах. Уже появление рядом с Юпитером и Юноной богини Минервы выглядит немного неожиданным, если мы вспомним, какие боги считались старшими у греков. Но на этом различие в положении и старшинстве греческих и римских богов не заканчивается. Следующими по значению за Капитолийской триадой (а иногда даже важнее нее) у римлян оказываются богиня Веста (греческая Гестия) и бог Янус.

Двуликий Янус. Бога, подобного Янусу, у греков не было, но в Италии он чтился издавна. Самым священным местом в доме римляне считали очаг, которому покровительствовала Веста, и двери. Ведь именно двери связывают любой дом с внешним миром, и двери же отгораживают дом от него. Двери по-латински назывались «януа», а Янус был их богом. Но всякая дверь имеет две стороны: одна обращена внутрь помещения, другая — наружу. Вот и Януса изображали с двумя лицами. Иногда одно из этих лиц делали молодым, а другое — старым; одно из них смотрит вперед, другое — назад, одно на восток, другое — на запад, одно видит прошлое, другое — будущее. Из-за этих двух лиц Януса называли «Двойной», «Двулобый», [а мы называем «двуликим Янусом» лицемерного человека, хотя, конечно же, лицемерие не относится к качествам этого римского бога.]

Покровитель всех начинающих. Постепенно Янус стал не просто богом дверей, а богом всякого входа и выхода, а затем — покровителем всех начал и начинаний, а также завершения любого дела. Считалось, что Янус каждое утро начинает новый день, отпирая небесные врата и выпуская на небосклон светила, а каждый вечер вновь эти врата запирает. Поэтому каждое утро было посвящено Янусу, и ему возносилась первая молитва с просьбой, чтобы день был удачным. Ему были посвящены и календы каждого месяца, а так как месяцев в году двенадцать, то алтарей у Януса в Риме было тоже двенадцать.

«Януариус». Но двенадцать месяцев — это год, поэтому начало и конец года тоже были посвящены Янусу. Его именем был назван первый месяц года — «януариус». В первый день этого месяца в храме Януса ему приносили в жертву белого быка и молились о благополучии римского государства в новом году, а все римляне приносили в дар Янусу медовые пироги, вино, плоды. Они желали друг другу счастья и дарили вкусные вещи, чтобы наступивший год оказался «сладким», счастливым. Был даже принят особый закон, запрещавший в первый день года брань и ссоры: римляне боялись, что Янус, рассерженный тем, что его праздник испорчен по вине одного, нашлет дурной год на всех.

Так как Янус был покровителем всего года, его часто описывали имеющим 365 пальцев на руках, 300 на одной и 65 на другой. Но одно дело описать, а другое изобразить — попробуй-ка нарисовать или сделать у статуи столько пальцев! Римляне нашли выход — число 365 было начертано на руках статуи Януса, стоявшей в его храме.

Храм Януса. Римляне верили, что Янус влияет и на их военные успехи — ведь каждая война имеет начало и конец, и для ее благополучного завершения милость двуликого бога очень важна. Они построили необычный храм, в нем было двое ворот: одни против других. Когда римляне объявляли войну, двойные двери храма (они назывались «двери войны») отпирались и под арками храма мимо статуи бога Януса проходили выступавшие в поход воины. В течение всей войны храм стоял открытым, а когда война заканчивалась, и войска с победой возвращались из похода, вооруженные воины вновь проходили перед статуей бога — и тяжелые дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, закрывались за ними на ключ.

Но римляне воевали постоянно, отправляя свои армии в походы против соседних народов, поэтому за 600 с лишним лет, прошедших со времени его сооружения при втором римском царе Нуме Помпилии до того, как Римом стал править император Август, храм Януса был закрыт всего два раза. Август же, который гордился своим миролюбием, за сорок лет своего правления закрывал храм Януса целых три раза — больше, чем за всю историю Рима до его правления!


Богиня домашнего очага. Как и Гестия, Веста — богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем. Если Янусу были посвящены двери, то Весте — переднее помещение, находившееся за дверями. Оно называлось «вестибулум», и от этого слова происходит наше «вестибюль». Однако в отличие от греческой богини, почитаемой, но не игравшей особой роли ни в мифах, ни в государственном почитании богов, Веста была не только домашней богиней, но и богиней всего Римского государства. В Риме ей был посвящен всего один храм, в котором пылал вечный и негасимый огонь; римляне верили, что пока он не погаснет — не погибнет и их государство.

Храм Весты. Храм Весты находился в центре города, на Форуме — главной площади Рима. Говорят, что построили его в глубокой древности, при втором римском царе Нуме Помпилии. Храм имел круглую форму. Почему? На это было два ответа. Римляне думали, что Вселенная имеет форму шара, а в центре ее находится негаснущий огонь. Храм Весты с ее огнем и должен был изображать Вселенную. А может быть, все было проще — ведь круглую форму имел домашний очаг, в котором тоже горел огонь Весты. Может быть, храм сделали круглым в подражание очагу.


Храм Весты в Риме

«Чистый огонь». В отличие от других римских храмов, в которых стояли изображения богов, в храме Весты не было статуи этой богини. Символом ее образа был огонь, который горел в храме. Этот огонь поддерживался постоянно, а если вдруг он по каким-нибудь причинам потухал, его нельзя было зажечь обычным способом. Делалось это обязательно при помощи трения друг об друга дощечек «счастливого дерева» или от солнца, при помощи зеркала, которым солнечные лучи направлялись на дрова в очаге. Только такой огонь считался «чистым», достойным гореть в очаге богини.

Обновление огня. Огонь в храме Весты тушили только раз в году — при наступлении нового года. Ведь в этот день все должно обновляться, быть молодым. Поэтому обновляли и огонь Весты. Его тушили, а потом разжигали снова одним из описанных способов. Когда римлянин переселялся из Рима, он обязательно брал с собой огонь из очага Весты для того, чтобы от него зажечь очаг в своем доме на новой родине.

Тайное хранилище Весты. Кроме очага в храме Весты находилось хранилище, в которое непосвященным людям вход был запрещен. Все знали, что там хранятся некие священные предметы, но не видел их никто. Говорили, что там находится палладий — деревянное изображение Афины Паллады, которое некогда упало с неба в Трое и которое Эней привез с собой в Италию. Римляне верили, что палладий дает их городу неприкосновенность и пока он здесь, ни один враг не вступит в Вечный город. Кроме палладия, здесь же хранились изображения троянских домашних богов, пенатов, которые тоже прибыли в Италию вместе с Энеем.

Вначале был хаос. Но потом изменения начали систематизироваться и упорядочиваться. Месяц начал сменяться месяцем, на смену одному году приходил другой, за началом чего-либо неизбежно следовало изменение и окончание: зерно становилось колосом, потом снова зерном, человек, начав путь младенцем, становился юношей, потом мужчиной, его жизненный путь неумолимо заканчивался, но на смену ему приходили дети. Естественно, эту важную сферу жизни - переходы, перемены, границы, начало и окончание, а в узком смысле - двери, дверные проемы и проходы - человеку древности совершенно немыслимо было оставить без божественного пригляда. Таким божеством у римлян был двуликий бог Янус. Это в его честь первый месяц года назван январем - ведь он открывает год. Есть предположение, что и город Генуя назван в честь бога Януса.

Многоликий Янус

Двуликий Янус единственный из богов римского пантеона не имел четкого аналога в греческой мифологии. Он был богом всего, что было связано с началом и окончанием - дверей, границ, источников. Одно время римляне ставили его даже выше Юпитера. Считалось, что именно он научил людей летосчислению, земледелию, ремеслам. Открытая дверь - граница между двумя пространствами, поэтому богу, ответственному за границы и двери, мало одного лица. Обычно Янус изображался с двумя ликами. Одно лицо было лицом молодого юноши, а другое - умудренного жизнью мужчины. «Янус двуликий» - фразеологизм, прочно вошедший в языки народов мира. Но есть изображения Януса с тремя и даже четырьмя ликами! Действительно, ведь любой перекресток дорог - это сразу четыре пути, да и перекресток трех дорог совсем не редкость. Атрибутом, с которым обычно изображался Янус, были ключи, что вполне логично для бога дверей и границ.

Храм бога Януса

Храм в Риме представлял собой двойную арку, над которой изображался именно двуликий Янус. Тот Янус, которому был поставлен храм, имел четкую «специализацию» - он определял границу между миром и войной, жизнью и смертью. Вторая дверь этого храма, «дверь войны», открывалась, когда Рим начинал военный действия. Через двойную арку храма шествовали уходящие на битву воины. Когда заключался мир, то «дверь войны» запиралась. По свидетельству Плутарха и Светония, храм за тысячелетнюю историю Рима запирался пять раз - трижды в период до нашей эры и два раза после ее начала. Суммарно эти периоды не составят и ста лет. Это определенным образом характеризует великую Римскую империю. На рынках и холмах Рима были алтари, на которых поклонялись менее воинственной ипостаси Януса. В Велабруме, одном из римских кварталов, двуликий Янус был удостоен арки, сохранившейся до сих пор, которая символизирует, по иронии судьбы, четыре его лика. В начале года Янусу приносили в жертву белого быка. В остальное в

ремя он довольствовался фруктами, медовыми пирогами и вином.

Личная жизнь бога

Двуликий Янус, как и положено богу римского пантеона, имел довольно запутанную личную жизнь. Ему приписывают сразу три жены, правда, не параллельно, а последовательно. Первая из них - царица Лациума Камиса. Детей у них было много, один из них - Тиберинус, бог реки Тибр. Следующей упоминают Ютурну, нимфу источника. От нее двуликий Янус имел сына Фонта, бога источников, что вполне логично, учитывая сферу деятельности родителей. Третьей его женой называют Венилию, древнюю богиню моря, дарившую счастливое возвращение из морского путешествия. Правда, по некоторым данным, Венилия была супругой Нептуна. От Венилии у Януса была дочь Канента, нимфа с трагической судьбой, олицетворявшая песню.