Учимся легко

Учимся легко

» » Реформирование сферы образования в развитых странах. Реформа образования в России: реальность и перспективы

Реформирование сферы образования в развитых странах. Реформа образования в России: реальность и перспективы

Процессы реформирования или модернизации системы об­разования характерны и для других стран. Естественно, что не все в них происходило и происходит одинаково. Они находят­ся в разных социально-экономических и политических услови­ях, решают разные проблемы. Несмотря на существенные раз­личия, в этих процессах можно выделить определенные общие характеристики и попытаться установить их зависимость от типов систем образования, сложившихся в той или иной стра­не и от уровня ее экономического развития.

В современном мире можно выделить по крайней мере сле­дующие основные типы систем образования и соответствующие им подходы к реформированию.

Системы образования развитых стран характеризуются не только устойчиво высоким уровнем финансирования, о чем уже упоминалось в лекции по финансированию, но и регулярным и целенаправленным их реформированием для обеспечения необ­ходимой обществу и отдельным социальным группам динамики социально-экономических процессов.

В последние 15-20 лет в развитых странах происходил постоянный рост расходов на образование. К настоящему вре­мени они достигают в среднем 5-7% валового внутреннего продукта (ВВП). В программах и прогнозах развития образо­вания намечается довести этот показатель в перспективе до 10% ВВП. Оценивая эти проекты как оптимистичные (даже из­лишне оптимистичные) нельзя не отметить их общую направ­ленность на увеличение объема общественных ресурсов, нап­равляемых в систему образования.

Такая политика позволила государствам этой группы обес­печить бесплатное (государственное) среднее образование для всех детей в возрасте до 16-18 лет (11-12 лет обязательного обучения) и существенно расширить базу высшего образования. В настоящее время в развитых странах примерно 33% выпуск­ников средних школ продолжают обучение в высших учебных заведениях, в США эта цифра доходит до 44, а в Японии - до 40%. В результате в обществе формируется или начинает фор­мироваться потребность к переходу на всеобщее высшее обра­зование.

В общем образовании развитых стран стратегической ли­нией является переход от качественного элитарного образова­ния, доступного лишь для некоторой части общества, и от дос­тупного для всех остальных массового общего образования к всеобщему качественному индивидуализированному образова­нию, позволяющему все большему числу выпускников школ продолжать обучение в высших учебных заведениях. Реализа­ция этой стратегической линии осуществляется через повыше­ние качества массового образования и обеспечивается расту­щим объемом общественных ресурсов.

Одновременно задачами средней школы стали социализа­ция подрастающего поколения, т. е. повышение степени его го­товности к жизни в условиях современного общества, и снятие за счет удлинения сроков обучения избыточного давления на рынок труда.

Негосударственное среднее образование охватывает до 5% контингентов обучаемых.

Высшее образование развитых стран, как уже отмечалось, характеризуется резким ростом контингентов обучаемых. Рас­ширяется доступность высшего образования для выпускников средних школ в связи с ростом качества их подготовки (раз­витие системы послесреднего образования для компенсации не­доработок общего образования и преодоления разрыва между общим и высшим образованием) и, следовательно, степени их готовности к получению образования более высокого уровня.

В образовательный процесс вовлекаются также представи­тели более старших возрастов, получающих первое высшее об­разование. Одновременно расширяются различные формы дис­танционного обучения (например открытые университеты), сти­раются границы между формальным и неформальным процес­сами получения высшего образования, расширяется охват им населения.

Быстрое расширение сферы высшего образования требует изыскания дополнительных, помимо бюджетных, источников финансирования. В условиях отставания роста объемов бюджет­ного финансирования расширяется практика привлечения до­полнительных источников финансирования деятельности выс­ших учебных заведений. Расширяется объем частичного возме­щения студентами (семьями) затрат на образование в государ­ственных университетах, развивается образовательное креди­тование, интенсивнее привлекаются негосударственные инве­сторы (фирмы, фонды и т.п.), увеличивается доля научно­исследовательских и иных работ, выполняемых учебными за­ведениями по контрактам.

Одновременно складывается система привязки источников финансирования к основным статьям расходов. При возникно­вении финансовых проблем государственный бюджет сосре­дотачивается в первую очередь на финансировании заработной платы профессорско-преподавательского состава, а содержание и развитие материальной базы и инфраструктуры системы обра­зования в основном начинает осуществляться за счет привле­чения дополнительных (негосударственных) средств.

Можно предположить, что наличие высшего образования и его широкая доступность скоро (в первой половине ХХ1 в.) ста­нут важнейшей и в то же время обыденной характеристикой как современного экономически развитого общества, так и его гра­ждан по аналогии с повсеместным распространением среднего образования во второй половине ХХ в.

Вместе с тем отмечается тенденция снижения качества высшего образования при расширении его доступности, что не­избежно происходит в условиях недостаточности имеющихся ресурсов. Для сохранения потенциальных точек (зон) качест­венного роста высшего образования развитые страны вынужде­ны сохранять подсистемы элитарного высшего образования, ко­торые все в большей степени становятся элементом, определя­ющим состояние всей системы высшего образования в той или иной стране. Мощность таких подсистем определяет способ­ность всей системы высшего образования обеспечить высокий уровень подготовки. Выделение и поддержание именно данной составляющей образовательной системы становится важней­шим фактором образовательной политики в развитых странах.

Расширение сферы высшего образования в развитых стра­нах не приводит к сокращению сферы начального и среднего образования, поскольку базируется на общем увеличении ре­сурсов, направляемых в данную систему.

Фокус внимания общества смещен в сторону высшего обра­зования, что отражается в увеличении доли расходов на высшее образование в общем объеме расходов на образование.

Создание необходимых условий для расширения ресурс­ной базы, в первую очередь, высшего образования при обеспе­чении стабильного финансирования общего образования;

    совершенствование содержания образования и обеспече­ние большей гибкости системы в целом и доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспе­ченных слоев населения;

    поощрение интегративных процессов - встраивания на­циональных систем в общеевропейскую и мировую образова­тельные системы.

Системы образования развивающихся стран характеризу­ются низким уровнем финансирования из государственных бюджетов. Экономический потенциал этих стран позволяет вы­делить ресурсы для решения задач, связанных с обеспечением получения большинством населения начального образования. Оно в той или иной форме доступно практически всем семьям, что обеспечено, главным образом, реализацией национальных и международных программ по борьбе с неграмотностью. При этом доступ населения к более высоким уровням образования существенно ограничен.

Полное среднее образование в настоящее время могут по­лучить примерно 30-40% детей (по разным странам), полу­чивших начальное образование.

Высшее образование представляет собой достаточно ло­кальную (элитарную) составляющую системы образования. В целом оно ориентировано на встраивание в зарубежные образо­вательные системы (через стажировки, доучивание, обмен и т.п.) Доступ к высшему образованию ограничен уровнем 10- 15% от выпускников средних школ.

Таким образом, в развивающихся странах высшее образо­вание могут реально получать от 3 до 6% детей.

Управление такими системами образования, как правило, сильно централизовано, что объясняется необходимостью кон­центрации весьма небольших ресурсов. На практике это приво­дит к резкому возрастанию влияния (власти) органов управле­ния на распределение средств, особенно в кризисных ситуациях.

Привлечение средств населения в образование ограничено в си­лу бедности его основной массы.

Основной проблемой образования в развивающихся стра­нах является переход от начального образования как основно­го к обязательному среднему образованию.

В этих условиях совершенствование системы образования находится в прямой зависимости от размера средств, которые государство может выделить в сферу среднего (общего) обра­зования. Основная цель государственной образовательной по­литики состоит в обеспечении:

    стабильного функционирования систем начального и высшего образования в достигнутых (сложившихся) масштабах;

    привлечения дополнительных средств в систему сред­него образования для ее расширения и, следовательно, роста ее доступности для всего населения.

Системы образования новых индустриальных стран (НИС) характеризуются повышенной динамичностью и выступают как инструмент экономической и социальной модернизации, как элемент технологического развития. Поэтому основной упор сделан в первую очередь на построение систем целевой подго­товки начального и среднего уровней профессионального обра­зования. Основная задача, которая решалась этими системами, состояла и состоит в подготовке высококвалифицированных ра­бочих и техников, способных эффективно обслуживать прихо­дящие в страну извне современные технологии и оборудование.

Этот путь был использован на практике при экономиче­ских модернизациях Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и дру­гих стран азиатско-тихоокеанского региона. Добившись высо­кого и устойчивого уровня технологического развития, эти стра­ны создали базу для рывка (крупномасштабного расширения) в сфере высшего образования для захвата ведущих позиций в ми­ровой экономике при одновременном совершенствовании струк­тур начального и среднего профессионального образования.

Среднее образование здесь является массовым и практиче­ски обязательным (следовательно - доступным) для всех детей соответствующего возраста, но пока еще мало индивидуализи­рованным по сравнению с развитыми странами.

Начальное и среднее профессиональное образование харак­теризуются специфической организацией, высоким уровнем подготовки и широкой доступностью. Они в массовом порядке готовят для сферы производства работников, способных осво­ить поступающие в страну современные технологии.

Высшее образование постепенно становится доступным для значительной части выпускников школ (35-40%), утрачивая свою первоначальную элитарность. Роль государства в систе­ме высшего образования является решающей. Именно госу­дарство финансирует подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Помимо государственного финансирования и поощрения притока негосударственных средств в образовательную сферу (престижные вложения), ши­роко практикуется оплата государством подготовки специали­стов в лучших университетах мира.

В странах НИС велики (часто выше, чем в развитых стра­нах) доли ВВП, расходуемые на нужды образования.

Меры по реформированию системы образования, взятые на вооружение в странах ЦВЕ, можно разделить на краткосрочные и среднесрочные.

В краткосрочной перспективе осуществляется:

Поддержание высоких стандартов дошкольного и базо­вого образования, т.к. недовложение средств в базовый челове­ческий капитал может привести в результате к огромным затра­там в будущем, поскольку плохо образованные люди потребля­ют непропорционально больше государственных услуг;

    перестройка среднего образования для того, чтобы соз­дать гибкую и реактивную на обучение рабочую силу, адекват­но реагирующую на резкие изменения, происходящие на рынке труда.

Реформы охватывают и послешкольный уровень. Важным компонентом любой преуспевающей рыночной экономики яв­ляется диверсифицированная система послесреднего и высше­го образования для предоставления возможности реализации широкого круга личных наклонностей и обеспечения экономики высококвалифицированными и образованными работниками. Возможно, последнее следует поставить на первое место.

В среднесрочной перспективе:

    реформируется система образования и профессиональ­ного обучения взрослых для облегчения повышения квалифи­кации или изменения сферы профессиональной деятельности с тем, чтобы они могли конкурировать на быстро изменяющем­ся рынке труда. Здесь можно выделить следующие меры:

    меры, связанные с повышением качества образова­ния и поиском оптимального соотношения общеобразователь­ной и профессиональной подготовки;

    меры, нацеленные на повышение эффективности при реализации мероприятий первого типа;

    меры, связанные, в основном, с институциональными преобразованиями;

    расширяетсяпослешкольное и высшее образование для удовлетворения растущего спроса на него;

    реорганизуется подготовка школьных учителей и пре­подавателей вузов. Это чрезвычайно существенно, поскольку учителя являются ключевыми фигурами в системе образова­ния и профессионального обучения;

    осуществляются меры по поддержке производителей об­разовательных услуг в частном секторе, в значительной мере в связи с необходимостью диверсифицировать источники финан­сирования этой сферы.

В то же время реальные изменения в сфере организации и финансирования образования происходили и происходят как своего рода реакции на рост бюджетных ограничений и не не­сут какой-либо целевой нагрузки за исключением общих слов о повышении качества и доступности образования. В результате в развитии образования преобладают инерционные тенденции.

Вопрос № 37: Основные направления реформирования образования на современном этапе.

Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по трем основным направлениям:

    создание необходимых условий для расширения ресурсной базы, в первую очередь, высшего образования при обеспечении стабильного финансирования общего образования;

    совершенствование содержания образования и обеспечение большей гибкости системы в целом и доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспеченных слоев населения;

    поощрение интегративных процессов - встраивания национальных систем в общеевропейскую и мировую образовательные системы.

    Образование оказывает многостороннее значительное влияние на развитие экономики. Это воздействие идет главным образом через повышение производительности труда. Рабочий, имеющий более высокий уровень образованности и культурного развития, как правило, быстрее осваивает специальность и достигает высокой квалификации, производительнее и экономнее использует оборудование, материалы. Разумеется, производительность труда зависит не только от уровня образования рабочего и его квалификации. Она определяется многими факторами, прежде всего уровнем технической вооруженности труда и его организации. Внедрение новой техники, прогрессивной технологии и методов организации труда не может обеспечить желаемых результатов, если уровень образования и квалификации не будет повышаться. Не всегда возможно точно определить, какая часть прироста производительности труда обеспечивается за счет техники, и какая часть - за счет роста квалификации рабочих. Следовательно, рост образования и квалификация рабочих - один из основных факторов повышения эффективности труда, ускорения социально-экономического развития общества.

    Экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.

    Экономическая оценка образования как отрасли человеческой деятельности требует количественного измерения затрат в этой сфере с его экономической отдачей. Однако, поскольку результаты труда в сфере образования нельзя выразить в каких-либо стоимостных показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией).

    В сочетании двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования.

    С другой стороны, многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что его эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.

    Сейчас наблюдается снижение экономической ценности вузовских дипломов. Ослабевает связь между российской экономикой и системой образования. Высшее образование становится всеобщим. Это приводит к размыванию его преимуществ. Возможно, отечественная образовательная система станет работать по теории фильтра. Студентов начнут меньше учить, но больше проверять их способности и потенциал. Диплом будет служить пропуском на вакантные высокооплачиваемые места только для тех, кто доказал свои таланты и высокую производительность.

39.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества и прежде всего, потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.

Образование оказывает многостороннее значительное влияние на развитие экономики. Это воздействие идет главным образом через повышение производительности труда. Рабочий, имеющий более высокий уровень образованности и культурного развития, как правило, быстрее осваивает специальность и достигает высокой квалификации, производительнее и экономнее использует оборудование, материалы. Разумеется, производительность труда зависит не только от уровня образования рабочего и его квалификации. Она определяется многими факторами, прежде всего уровнем технической вооруженности труда и его организации. Внедрение новой техники, прогрессивной технологии и методов организации труда не может обеспечить желаемых результатов, если уровень образования и квалификации не будет повышаться. Не всегда возможно точно определить, какая часть прироста производительности труда обеспечивается за счет техники, и какая часть - за счет роста квалификации рабочих. Следовательно, рост образования и квалификация рабочих - один из основных факторов повышения эффективности труда, ускорения социально-экономического развития общества.

Экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.

Экономическая оценка образования как отрасли человеческой деятельности требует количественного измерения затрат в этой сфере с его экономической отдачей. Однако, поскольку результаты труда в сфере образования нельзя выразить в каких-либо стоимостных показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией).

В сочетании двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования.

С другой стороны, многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что его эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.

Реформирование среднего (общего) образования началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы,

б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся

Проблема качества, обострившаяся в связи с введением платного образования, негосударственного сектора высшего образования, многочисленных филиалов государственных вузов, - эта проблема на сегодня является главной опасностью для дискредитации российского высшего образования как внутри России, так и за ее пределами.

В ноябре 2004 года в министерстве было принято решение перейти к двухуровневой системе высшего образования (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). При этом между четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой возможен перерыв. По официальной версии, такая схема поможет студенту сознательно выбрать траекторию дальнейшего образования.

Еще одной проблемой является снижение бюджетных мест в российских вузах.

С 1 сентября 2013 за исключением отдельных положений вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» (далее – ФЗ № 273-ФЗ).

Таким образом, можно выделить основные направления реформирования сферы образования.

Государственной политикой в сфере образования становится политика субсидиарного государства (ответственность государства); однако наряду с государственными образовательными учреждениями возникают и действуют альтернативные, в т.ч. и частные.

Вывод системы образования, в том числе и высшего, из финансового кризиса и обеспечение ее стабильного развития. Уровень финансирования не должен быть ниже среднего уровня ведущих стран, в которых расходы на образование рассматриваются как социально-приоритетные.

Повышение среднего образовательного уровня населения страны до уровня наиболее развитых стран. Ставится задача повышения уровня охвата детей и молодежи дошкольным, полным средним и высшим образованием до уровня развитых стран.

Для решения названных задач необходимо введение в России всеобщего среднего образования продолжительностью не менее 12 лет как необходимого условия для развития высшего образования.

В рамках проводимой реформы в сфере образования, расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов до университетов.

Осуществляется переход на нормативное бюджетное финансирование, причем оплата каждого учащегося должна осуществляться адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов планируется распределять на конкурсной основе, как между государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Развивается нормативно-правовая база в области образования. Утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений; государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Реализация государственных социальных гарантий обучающимся выражается в реализации прав граждан на бесплатное общее образование. Необходимо обеспечение равного доступа к высшему образованию всей молодежи, отвечающей конкурсным требованиям для поступающих в вузы, независимо от материального положения родителей. Создание эффективной системы поиска талантов и обеспечение поступления талантливой молодежи в наиболее престижные университеты России.

Определена задача постоянного увеличения доли лиц с высшим образованием

Необходимо осуществить выход и последующее закрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг путем увеличения доли иностранных студентов в общем студенческом контингенте страны до уровня, достигнутого ведущими странами.

Одно из главных направлений реформирования системы образования – это повышение качества образования на всех уровнях путем ужесточения требований к квалификации учительских и преподавательских кадров, объективной оценки их труда, разработки и внедрения в действие эффективных механизмов стимулирования их деятельности.

Происходит расширение автономии образовательных учреждений (особенно высших учебных заведений) в определении содержания учебных планов и программ по основным направлениям подготовки как главной гарантии их своевременного обновления или замены на новые в связи с новыми требованиями науки, техники и технологии.

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Совместная Декларация европейских министров образования принята в г. Болонья 19 июня 1999 года

Она была подписана министрами 29 европейских стран. Декларация основывается на заявлении, сделанном в Сорбонне 25 мая 1998 г. по инициативе Франции, Германии, Великобритании и Италии; в нем указывается на основную роль университетов в развитии европейской культуры, укреплении интеллектуального, культурного, социального, научно-технического потенциала, создании базы «европейских знаний», а также сохранении стабильности, мира и демократии во всей Европе. В заявлении подчеркивалась необходимость создания европейской сферы высшего образования, которая содействовала бы мобильности и занятости граждан, а также развитию континента в целом. В заявлении министры брали на себя обязательства предпринять политические шаги для достижения ряда целей, важнейшими из которых являются :

– принятие системы академических степеней, легко читаемых и понимаемых;

– принятие системы, которая основывалась бы на учебных программах двух типов – программах высших профессиональных учебных заведений (ведущих к получению степени бакалавра) и программах вузов академического ранга (ведущих к получению степени магистра);

– содействие устранению препятствий для свободного передвижения студентов, преподавателей, а также исследователей и работников сферы высшего образования;

– формирование европейской системы обеспечения качества.

Следующие цели, как имеющие первостепенную важность для создания образовательного пространства в Европе и повышения международного престижа европейского высшего образования были обозначены в Болонской Декларации:

введение системы точно определенных и сопоставимых степеней , в том числе через введение выдачи диплома с целью облегчения трудоустройства выпускников и увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного . Доступ ко второму этапу требует успешного завершения первого этапа обучения, продолжительностью не менее трех лет. Степень, получаемая после первого этапа обучения, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

принятие системы кредитов – аналогичной системе ECTS – как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов. Кредиты могут действовать на любом уровне системы образования, включая непрерывное образование, при условии их признания всеми принимающими учебными заведениями;

стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения:

– для студентов – обеспечение доступа к образованию, обучению и связанных с ними услугам;

– для преподавателей, исследователей, административного персонала – признание и оценка их работы в странах Европы без ущемления их законных прав;

развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

развитие европейских аспектов высшего образования, особенно в таких областях, как разработка учебных программ, межвузовское сотрудничество, планы мобильности, программы образования, обучения и исследований.

На тот момент документ был подписан следующими государствами: Австрия, Бельгия (фламандская община), Бельгия (французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

Болонская Декларация – это публичное обещание 29 стран реформировать структуру своих систем высшего образования в направлении их сближения.

Реформы образования в нашей стране обрели статус государственной политики. Организационной основой государственной политики в области образования стала Федеральная Программа развития образования, принятая Государственной Думой в апреле 2000 года. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

Главная цель Федеральной Программы – создание организационных, институциональных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере образования.

Концепция модернизации образования определила ведущие направления в развитии экономики образования:

· переход на нормативное финансирование;

· модернизация межбюджетных отношений, восстановление государственной ответственности за учреждения общего образования;

· реформирование оплаты труда в соответствии с особенностями отрасли;

· развитие хозяйственной самостоятельности учреждений образования, их внебюджетной деятельности.

Введение нормативного (подушевого) финансирования – одно из ключевых направлений федеральной стратегии модернизации образования.

В общем виде, норматирно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизированных услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Основной целью внедрения нормитивно-подушевого финансирования является обеспечение определения объема бюджетных средств (субсидий) для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственные (муниципальные) услуги, по единым методикам путем умножения нормативной стоимости единицы государственных (муниципальных) услуг на количество предоставляемых услуг.

Одна из ключевых идей модернизации – обеспечить равные стартовые возможности учащихся. Поэтому должны финансироваться расходы не на образовательное учреждение, а на удовлетворение образовательных потребностей конкретного учащегося. В этом суть нормативного финансирования в образовании. Бюджет учебного заведения должен быть простым и прозрачным: сколько учащихся и их родителей выбрали это образовательное учреждение, столько финансовых средств оно должно получить. Повсеместный переход к нормативному финансированию, при котором деньги будут следовать за учащимся, приведет к системным изменениям в сфере образования.

На принципы нормативного финансирования переходит система общего среднего образования. Пока норматив затрагивает только то, что связано с учебной деятельностью (зарплата педагогов, расходы на материалы и оборудование и т.п.) Однако содержание зданий, сооружений по-прежнему финансируется по факту, хотя, конечно, наивысшие общие расходы на учащегося приходятся именно на эту статью.

Переход на нормативное финансирование начался с системы общего среднего образования, но, безусловно, должен распространиться и на другие типы образовательных учреждений. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего выпускнику школы поступать без экзамена в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, а вместе с этим идет финансирование на студента.

Переход к нормативно-подушевому финансированию в образовании, по сути, приводит характер отношений в системе образования в состояние, адекватное характеру отношений в рыночной экономике.

Много нерешенных проблем и во взаимоотношениях образовательных учреждений с органами власти разных уровней. Законопроекты, устанавливающие нормы в разграничении функций органов власти федерального, регионального и местного уровней отнесли школьное образование к вопросам местного значения, что конечно же, осложняет процесс реформирования межбюджетных отношений в системе образования, может ослабить государственную ответственность за функционирование и развитие системы образования, ухудшить качество образовательных услуг.

Однако, принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части финансирования общеобразовательных учреждений» и «О государственном стандарте образования» устанавливают правовые нормы финансирования на нормативной основе в объемах, позволяющих реализовать устанавливаемый государством стандарт образования.

Общеобразовательные школы должны финансироваться на основании федерального, регионального и местного нормативов, однако отсутствие федерального норматива в результате тормозит переход на нормативное финансирование.

Таким образом, можно видеть борьбу двух направлений в государственной политике в области образования. В одном случае, через нормативный характер финансирования, введения государственных стандартов, реформирование межбюджетных отношений создаются условия для построения эффективной экономической системы в образовании, позволяющей осуществить принципы равных возможностей в получении качественного образования. В другом случае, из-за желания минимизировать затраты федерального бюджета на поддержку региональных бюджетов в области социальных затрат, уравнять в налоговой политике коммерческие и некоммерческие организации, ужесточить контроль за планированием и расходованием средств в бюджетной сфере, наблюдается тенденция к минимизации бюджетного финансирования и ухудшение условий для внебюджетной деятельности, что в конечном счете формирует двухуровневую систему образования: нищую бюджетную и более обеспеченную коммерческую, что, конечно же, недопустимо.

Таким образом, можно выделить основные направления реформирования сферы образования.

Государственной политикой в сфере образования становится политика субсидиарного государства (ответственность государства); однако наряду с государственными образовательными учреждениями возникают и действуют альтернативные, в т.ч. и частные.

Вывод системы образования, в том числе и высшего, из финансового кризиса и обеспечение ее стабильного развития. Уровень финансирования не должен быть ниже среднего уровня ведущих стран, в которых расходы на образование рассматриваются как социально-приоритетные.

Повышение среднего образовательного уровня населения страны до уровня наиболее развитых стран. Например, в ряде стран более 80% населения в возрасте 25-64 лет имеют полное среднее образование, т.е. закончили 12-13-летнюю среднюю школу). Конечно есть страны, в которых полное среднее образование имеет менее 50% населения указанной возрастной группы. В таких странах, как Канада, США, Норвегия, Швеция более 25% населения в возрасте 25-64 года имеют высшее образование. На достижение этого уровня и должна будет ориентирована государственная политика России в области образования.

Ставится задача повышения уровня охвата детей и молодежи дошкольным, полным средним и высшим образованием до уровня развитых стран.

Для решения названных задач необходимо введение в России всеобщего среднего образования продолжительностью не менее 12 лет как необходимого условия для развития высшего образования. По данным ЮНЕСКО, продолжительность школьного образования (начальное + среднее) в мире выглядит следующим образом: 10 лет обучаются в 8 странах; 11 лет – в 35 странах; 12 лет – в 124 странах; 13 лет – в 47 странах; 14 лет – в 5 странах. Таким образом, страны, имеющие 12-летнее и более продолжительное школьное образование, составляют 80%.

В рамках проводимой реформы в сфере образования, расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов до университетов. Постоянно развивать стимулирование негосударственного сектора высшего образования в качестве равноправной составной части системы высшего образования России.

Осуществляется переход на нормативное бюджетное финансирование, причем оплата каждого учащегося должна осуществляться адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов планируется распределять на конкурсной основе, как между государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Развивается нормативно-правовая база в области образования. Утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений; государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Реализация государственных социальных гарантий обучающимся выражается в реализации прав граждан на бесплатное общее образование. Необходимо обеспечение равного доступа к высшему образованию всей молодежи, отвечающей конкурсным требованиям для поступающих в вузы, независимо от материального положения родителей. Создание эффективной системы поиска талантов и обеспечение поступления талантливой молодежи в наиболее престижные университеты России.

Определена задача постоянного увеличения доли лиц с высшим образованием (включая университетское образование и неуниверситетское) в совокупной рабочей силе. Например, в таких странах, как Канада она составляет 51%, США - №?5, Бельгия – 31%, Германия – 26%, Великобритания – 24%. Для этого необходимо устойчивое увеличение численности студенческого контингента как в абсолютных, так и в относительных величинах настолько, насколько позволяет демографическая ситуация в России. В качестве ориентиров могут служить страны с числом студентов вузов в расчете на 10 тыс.человек населения, превышающим 200 человек. К ним относятся: Канада (354); Испания (344); США (341); Австрия (321); Новая Зеландия (314) и другие.

Необходимо осуществить выход и последующее закрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг путем увеличения доли иностранных студентов в общем студенческом контингенте страны до уровня, достигнутого ведущими странами. Например, доля иностранных студентов в общей численности студенческого контингента в Австрии и Швейцарии составляет 11%, в Бельгии – 10 %, более 5% - в Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Норвегии. Одной из главных задач ставится сохранение единого образовательного пространства РФ и укрепление общего образовательного пространства стран-участниц СНГ.

Одно из главных направлений реформирования системы образования – это повышение качества образования на всех уровнях путем ужесточения требований к квалификации учительских и преподавательских кадров, объективной оценки их труда, разработки и внедрения в действие эффективных механизмов стимулирования их деятельности и поднятия общественного статуса, внедрения в учебный процесс инновационных методов обучения и новых информационных технологий.

Происходит расширение автономии образовательных учреждений (особенно высших учебных заведений) в определении содержания учебных планов и программ по основным направлениям подготовки как главной гарантии их своевременного обновления или замены на новые в связи с новыми требованиями науки, техники и технологии.

Необходима интеграция фундаментальных исследований, осуществляемых в университетах и институтах Российской Академии Наук, и других государственных и общественных академиях, укрепление связей высших учебных заведений с производством в целях быстрой реализации достижений фундаментальных наук в новых технологиях и производстве конкурентоспособной продукции.

Одно из направлений реформирования системы высшего профессионального образования - это переход на многоступенчатую систему образования , сущность и содержание которой можно представить следующим образом.

В начале девяностых годов во многих вузах и технических университетах России стала вводиться система многоуровневого высшего образования, которая призвана диверсифицировать существующую систему и придать ей большее разнообразие. За основу новой структуры высшего образования взята многоступенчатая система США, которая в процессе своего развития вобрала в себя лучший мировой опыт, трансформировала его применительно к своим социально-экономическим условиям и стала эталоном, к достижению которого стремятся многие страны.

Для России эта система представляет несомненный интерес, позволяя в силу своей гибкости обеспечить быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Однако российская система образования имеет свои специфические отличия и не должна слепо копировать американскую структуру. В частности, американская система базируется на многообразных формах среднего образования. Наша образовательная система лишь в последнее время обогатилась новыми школьными учреждениями наподобие лицеев, колледжей, гимназий и т.п. В силу их малочисленности они пока что не являются определяющими в формировании уровня подготовки абитуриентов.

В настоящее время сложились две веду-щие формы организации образования в ву-зах:

а) система подготовки специалистов , как правило, с пятилетним сроком обучения – это традиционная система образования;

б) двухуровневая подготовка кадров (уровни бакалавриата и магистратуры) со сроком обучения, как правило, 4+2 года со-ответственно.

В нашей стране в течение почти восьми-десяти с лишним лет сформировалась и ус-тойчиво функционирует система подготов-ки специалистов. Пятилет-ний срок обучения оказался весьма эффек-тивным, что доказано многолетним опытом отечественной образовательной системы.

Однако такая подготовка не лишена не-достатков: довольно сжатый срок обучения не позволяет развернуть широкую систему спецкурсов, особенно не основного профи-ля знаний, и др.

В мировой практике образования суще-ствует и развивается двухуровневая система образования: бакалавриат со сроком обуче-ния 4 года и магистратура со сроком обуче-ния 2 года. Основная масса обучаемых (до 80%), как правило, «оседает» на уровне ба-калавриата. Уровень знаний бакалавра во многих случаях позволяет удовлетворить потребность общества в профессионалах та-кого уровня. Это значит, что пятый год для большой массы выпускников является как бы лишним. Однако это справедливо лишь для некоторых специальностей и для опре-деленного уровня и определенной сложно-сти задач. Экономический фактор - «эконо-мия за счет ликвидации пятого года обуче-ния» - необходимо оценивать с позиции го-товности «бакалавриатской массы» решать определенный уровень задач в будущем!

В нашей стране техникумы, как средние специальные учебные заведения (ссузы), решали фактически образовательную зада-чу бакалавриата и тем самым представляли как бы первый уровень двухуровневого за-рубежного образования.

Введение магистратуры создает другую структуру высшего образования в стране, поскольку отсекает многих от «настояще-го» высшего образования по следующим основаниям:

а) психологическому - бакалавр уже имеет высшее образование, т.е. мотивация к обучению более высокого уровня резко ослабевает («А может быть, магистратура и не нужна?», «Обойдусь и этим!»);

б) экономическому - магистратура для всех платная. Это означает экономический отсев массового контингента обучаемых;

в) стратегическому - оставаясь на уровне бакалавра, обучаемый не исполь-зует своевременно энергетику молодос-ти, теряет темп обучения, и в более зре-лом возрасте исправить это решение, как правило, затруднительно.

В России сегодня действуют две системы образования: подготовка специалистов и двухуровневая система образования. Сведе-ние отечественной пятилетней системы об-разования только к четырехлетнему на уров-не бакалавриата, конечно, является шагом назад и резко снижает эффективность отечественного образования. Введение же шес-тилетнего обучения (4+2 года обучения) по-вышает в целом уровень вузовского обуче-ния, но только для 20% обучаемых.

Такое соотношение отечественной сис-темы образования и зарубежного двухуров-невого образования побуждает к поиску путей компромиссного решения этой про-блемы.

Совмещение отечественной системы под-готовки специалистов и двухуровневой систе-мы можно осуществить следующим образом.

1. Создается двухуровневая совмещен-ная однопрофильная система образования (4+2 года обучения).

2. Первый уровень - бакалавриат. Он завершается защитой выпускной работы и получением диплома государственного об-разца, который свидетельствует о получе-нии первого высшего образования.

3. Второй уровень - магистратура. Этот уровень состоит из двух ступеней: Первая ступень - 5-й год обучения, ко-торый завершается защитой диплома госу-дарственного образца и получением квали-фикации специалиста по соответствующей специальности.

Дипломная работа по специальности яв-ляется квалификационной работой, которая свидетельствует о практической и теорети-ческой подготовке специалиста-магистра.

Вторая ступень - 6-й год обучения, который завершается защитой выпуск-ной работы и присвоением академичес-кой степени «Магистр по...» или «Мас-тер по...». На шестом году обучения осу-ществляется научно-исследовательская, методическая и т.п. заключительная ву-зовская подготовка.

Практически и на основании имеющей-ся шестилетней подготовки по данному на-правлению-профилю часть выпускников в состоянии выполнить диссертацию «Докто-ра философии».

Данное компромиссное решение не раз-рушает ни одну из совмещаемых систем. Более того, оно значительно обогащает и рас-ширяет возможности каждой из них. Система подготовки специалистов остается. После четырех лет обучения, защиты выпускной работы и получения диплома бакалавра выпускник может покинуть вуз, имея первое высшее образование. Однако | студент может непрерывно продолжать обучение на 5-м курсе, защитить диплом и получить квалификацию специалиста, а также удостоверение о завершении обуче-ния на 1-й ступени магистратуры.

Первые пять лет непрерывного обуче-ния базируются на бюджете.

Вторая ступень второго образования - всегда платная. Срок обучения 1 год. Од-нако после бакалавриата возможно сразу, т.е. непрерывно или с некоторым переры-вом, поступить в двухступенчатую плат-ную магистратуру со сроком обучения два года. Тем самым минуется подготовка спе-циалиста и защита диплома по специаль-ности.

При двухгодичной магистратуре обуче-ния тем не менее используются два базис-ных метода обучения: практико-технологическое - на первом году обучения и тео-ретическое, научно-исследовательское -на втором году.

Основные проблемы «совмещенной си-стемы» выражаются в следующем:

а) базисный набор дисциплин бакалав-риата, с одной стороны, должен содержать учебные дисциплины,необходимые для возможной магистратуры, а с другой -иметь соответствующую завершенность на уровне бакалавра;

б) учебный процесс двухуровневого об-разования должен создаваться на основе взаимосвязанности, т.е. перечень всех дисциплин бака-лавриата и магистратуры представляет со-бой логически взаимосвязанную пирамиду знаний, которая разделяется на уровни и ступени без потери логики и необходимого содержания обучения;

в) взаимосвязанность принципа постро-ения процесса обучения означает в первую очередь, что все предыдущие знания являются необходимыми фрагментами последующих ступеней и уровней обучения;

г) принцип взаимосвязанности позволяет осуществлять жесткую логику построения учебных планов, устранить дублирование, а главное – совместить интересы всех уровней и ступеней обучения.

Программа подготовки бакалавров рассчитана на получение (не менее чем за 4 года) высшего профессионального образования, начальных навыков научно-исследовательской деятельности и при этом - профессиональной мобильности, умения быстро входить в разные виды трудовой деятельности.

Программа же специалистов (не менее 5 лет) рассчитана на отраслевую экономику, она готовит человека к профессиональной деятельности в конкретной сфере, готовит узкого специалиста. Эта схема подготовки была незаменима в условиях плановой экономики и целевой подготовки, когда выпускник знал место своей будущей работы.

Сегодня, когда система распределения выпускников отсутствует, как отсутствует и административно-командная экономика, обладатели дипломов бакалавров (а дипломы о высшем образовании у бакалавров абсолютно полноценные) находятся в ничуть не худшем положении, чем обладатели дипломов специалистов. Бакалавры, имеющие хорошую фундаментальную подготовку, успешно устраиваются на любую экономическую должность, а при необходимости получают затем узкое специальное образование с учетом потребностей организации.

Цель обучение на стадии магистратуры - подготовить в магистратуре специалистов высокого класса с широким научным потенциалом, готовых к научно-исследовательской, научно-педагогической работе и к продолжению обучения в аспирантуре и докторантуре.
Таким образом, следует признать справедливым мнение, что главным в реформе образования считается изменение содержания обучения, его новое наполнение, позволяющему создать необходимые условия для выявления и формирования творческой индивидуальности будущего специалиста. Конвертировать следует не диплом (или не только диплом), а содержание образования, соотнеся его с существующими мировыми стандартами. Вместе с тем, делать это необходимо осторожно, не допуская бездумного разрушения фундаментальности, глобальности действующей национальной образовательной системы, отрицания или игнорирования накопленного положительного опыта, а, наоборот, максимально учитывая и используя его, сохраняя сложившиеся отечественные традиции.

Реформы образования в нашей стране обрели статус государственной политики. Организационной основой государственной политики в области образования стала Федеральная Программа развития образования, принятая Государственной Думой в апреле 2000 года. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

Главная цель Федеральной Программы - создание организационных, институциональных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере образования.

Концепция модернизации образования определила ведущие направления в развитии экономики образования:

  • * переход на нормативное финансирование;
  • * модернизация межбюджетных отношений, восстановление государственной ответственности за учреждения общего образования;
  • * реформирование оплаты труда в соответствии с особенностями отрасли;
  • * развитие хозяйственной самостоятельности учреждений образования, их внебюджетной деятельности.

Введение нормативного (подушевого) финансирования - одно из ключевых направлений федеральной стратегии модернизации образования.

В общем виде, норматирно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизированных услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Основной целью внедрения нормитивно-подушевого финансирования является обеспечение определения объема бюджетных средств (субсидий) для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственные (муниципальные) услуги, по единым методикам путем умножения нормативной стоимости единицы государственных (муниципальных) услуг на количество предоставляемых услуг.

Одна из ключевых идей модернизации - обеспечить равные стартовые возможности учащихся. Поэтому должны финансироваться расходы не на образовательное учреждение, а на удовлетворение образовательных потребностей конкретного учащегося. В этом суть нормативного финансирования в образовании. Бюджет учебного заведения должен быть простым и прозрачным: сколько учащихся и их родителей выбрали это образовательное учреждение, столько финансовых средств оно должно получить. Повсеместный переход к нормативному финансированию, при котором деньги будут следовать за учащимся, приведет к системным изменениям в сфере образования.

На принципы нормативного финансирования переходит система общего среднего образования. Пока норматив затрагивает только то, что связано с учебной деятельностью (зарплата педагогов, расходы на материалы и оборудование и т.п.) Однако содержание зданий, сооружений по-прежнему финансируется по факту, хотя, конечно, наивысшие общие расходы на учащегося приходятся именно на эту статью.

Переход на нормативное финансирование начался с системы общего среднего образования, но, безусловно, должен распространиться и на другие типы образовательных учреждений. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего выпускнику школы поступать без экзамена в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, а вместе с этим идет финансирование на студента.

Переход к нормативно-подушевому финансированию в образовании, по сути, приводит характер отношений в системе образования в состояние, адекватное характеру отношений в рыночной экономике.

Много нерешенных проблем и во взаимоотношениях образовательных учреждений с органами власти разных уровней. Законопроекты, устанавливающие нормы в разграничении функций органов власти федерального, регионального и местного уровней отнесли школьное образование к вопросам местного значения, что конечно же, осложняет процесс реформирования межбюджетных отношений в системе образования, может ослабить государственную ответственность за функционирование и развитие системы образования, ухудшить качество образовательных услуг.

Однако, принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части финансирования общеобразовательных учреждений» и «О государственном стандарте образования» устанавливают правовые нормы финансирования на нормативной основе в объемах, позволяющих реализовать устанавливаемый государством стандарт образования.

Общеобразовательные школы должны финансироваться на основании федерального, регионального и местного нормативов, однако отсутствие федерального норматива в результате тормозит переход на нормативное финансирование.

Таким образом, можно видеть борьбу двух направлений в государственной политике в области образования. В одном случае, через нормативный характер финансирования, введения государственных стандартов, реформирование межбюджетных отношений создаются условия для построения эффективной экономической системы в образовании, позволяющей осуществить принципы равных возможностей в получении качественного образования. В другом случае, из-за желания минимизировать затраты федерального бюджета на поддержку региональных бюджетов в области социальных затрат, уравнять в налоговой политике коммерческие и некоммерческие организации, ужесточить контроль за планированием и расходованием средств в бюджетной сфере, наблюдается тенденция к минимизации бюджетного финансирования и ухудшение условий для внебюджетной деятельности, что в конечном счете формирует двухуровневую систему образования: нищую бюджетную и более обеспеченную коммерческую, что, конечно же, недопустимо.

Таким образом, можно выделить основные направления реформирования сферы образования.

Государственной политикой в сфере образования становится политика субсидиарного государства (ответственность государства); однако наряду с государственными образовательными учреждениями возникают и действуют альтернативные, в т.ч. и частные.

Вывод системы образования, в том числе и высшего, из финансового кризиса и обеспечение ее стабильного развития. Уровень финансирования не должен быть ниже среднего уровня ведущих стран, в которых расходы на образование рассматриваются как социально-приоритетные.

Повышение среднего образовательного уровня населения страны до уровня наиболее развитых стран. Например, в ряде стран более 80% населения в возрасте 25-64 лет имеют полное среднее образование, т.е. закончили 12-13-летнюю среднюю школу). Конечно есть страны, в которых полное среднее образование имеет менее 50% населения указанной возрастной группы. В таких странах, как Канада, США, Норвегия, Швеция более 25% населения в возрасте 25-64 года имеют высшее образование. На достижение этого уровня и должна будет ориентирована государственная политика России в области образования.

Ставится задача повышения уровня охвата детей и молодежи дошкольным, полным средним и высшим образованием до уровня развитых стран.

Для решения названных задач необходимо введение в России всеобщего среднего образования продолжительностью не менее 12 лет как необходимого условия для развития высшего образования. По данным ЮНЕСКО, продолжительность школьного образования (начальное + среднее) в мире выглядит следующим образом: 10 лет обучаются в 8 странах; 11 лет - в 35 странах; 12 лет - в 124 странах; 13 лет - в 47 странах; 14 лет - в 5 странах. Таким образом, страны, имеющие 12-летнее и более продолжительное школьное образование, составляют 80%.

В рамках проводимой реформы в сфере образования, расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов до университетов. Постоянно развивать стимулирование негосударственного сектора высшего образования в качестве равноправной составной части системы высшего образования России.

Осуществляется переход на нормативное бюджетное финансирование, причем оплата каждого учащегося должна осуществляться адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов планируется распределять на конкурсной основе, как между государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Развивается нормативно-правовая база в области образования. Утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений; государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Реализация государственных социальных гарантий обучающимся выражается в реализации прав граждан на бесплатное общее образование. Необходимо обеспечение равного доступа к высшему образованию всей молодежи, отвечающей конкурсным требованиям для поступающих в вузы, независимо от материального положения родителей. Создание эффективной системы поиска талантов и обеспечение поступления талантливой молодежи в наиболее престижные университеты России.

Определена задача постоянного увеличения доли лиц с высшим образованием (включая университетское образование и неуниверситетское) в совокупной рабочей силе. Например, в таких странах, как Канада она составляет 51%, США - №?5, Бельгия - 31%, Германия - 26%, Великобритания - 24%. Для этого необходимо устойчивое увеличение численности студенческого контингента как в абсолютных, так и в относительных величинах настолько, насколько позволяет демографическая ситуация в России. В качестве ориентиров могут служить страны с числом студентов вузов в расчете на 10 тыс.человек населения, превышающим 200 человек. К ним относятся: Канада (354); Испания (344); США (341); Австрия (321); Новая Зеландия (314) и другие.

Необходимо осуществить выход и последующее закрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг путем увеличения доли иностранных студентов в общем студенческом контингенте страны до уровня, достигнутого ведущими странами. Например, доля иностранных студентов в общей численности студенческого контингента в Австрии и Швейцарии составляет 11%, в Бельгии - 10 %, более 5% - в Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Норвегии. Одной из главных задач ставится сохранение единого образовательного пространства РФ и укрепление общего образовательного пространства стран-участниц СНГ.

Одно из главных направлений реформирования системы образования - это повышение качества образования на всех уровнях путем ужесточения требований к квалификации учительских и преподавательских кадров, объективной оценки их труда, разработки и внедрения в действие эффективных механизмов стимулирования их деятельности и поднятия общественного статуса, внедрения в учебный процесс инновационных методов обучения и новых информационных технологий.

Происходит расширение автономии образовательных учреждений (особенно высших учебных заведений) в определении содержания учебных планов и программ по основным направлениям подготовки как главной гарантии их своевременного обновления или замены на новые в связи с новыми требованиями науки, техники и технологии.

Необходима интеграция фундаментальных исследований, осуществляемых в университетах и институтах Российской Академии Наук, и других государственных и общественных академиях, укрепление связей высших учебных заведений с производством в целях быстрой реализации достижений фундаментальных наук в новых технологиях и производстве конкурентоспособной продукции.

Одно из направлений реформирования системы высшего профессионального образования - это также переход на многоступенчатую систему образования.

7.1. Основные подходы и тенденции развития $современного образования

В начале XXI века в Российской Федерации осуществляется переход к правовому государству, к демократическому обществу. В этих условиях к национальной системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Необходимо учитывать, что в 90-е гг. проблемы, доставшиеся в наследство от советской системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее.

Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.

Среди основных причин роста дифференциации в системе образования следует отметить:

1) Перенос ответственности финансирования большинства образовательных учреждений на уровень местных бюджетов при значительных различиях в величине их доходной базы;

2) Рост платности образования. Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений, предоставления «свободы выбора» форм и видов обучения.

Рост различий в качестве получаемого общего образования происходил на фоне снижения среднего уровня. Уровень подготовки российских школьников в значительной степени зависит от местоположения школы, а также уровня материального благосостояния семей. В школьном образовании происходит, по сути, распад единой системы на две малосвязанные между собой части: элитарную и массовую.

Элитарная система школьного образования представлена появившимися в последние годы негосударственными школами, а также школами с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин. В основном это школы в «богатых» регионах, крупнейших городах страны, в которых бюджетные расходы в расчете на одного учащегося значительно выше, чем в остальной России. Кроме того, во многих лицеях и гимназиях родители оплачивают «дополнительные» услуги; плата же за обучение в негосударственных школах в десятки раз превосходит среднюю величину государственного финансирования в расчете на одного школьника. Все это позволяет элитарной системе не только поддерживать, но и улучшать материально-техническую базу образовательных учреждений, производить селекцию лучших педагогических кадров, обеспечивать комфортность процесса обучения.



Массовая часть системы среднего общего образования понесла, соответственно, наибольшие потери в результате резкого сокращения государственного финансирования. При этом в наиболее тяжелом положении оказались сельские школы и школы малых и средних городов дотационных регионов, составляющие большинство школ страны. Именно в этих школах наиболее сильно снизился уровень технической оснащенности. Именно в этих школах учителя были поставлены на грань выживания.

Если признать, что система общего образования является основой для получения гражданами страны доступного, качественного образования всех уровней, то ее дальнейшая модернизация должна обеспечивать эффективность образовательной отрасли в целом, создавать и расширять возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России.