Учимся легко

Учимся легко

» » Астровые. Семейство сложноцветные Декоративное и лекарственное значение

Астровые. Семейство сложноцветные Декоративное и лекарственное значение

Семейство сложноцветные принадлежит классу двудольных растений, является одним из самых крупных, включает более 30 тысяч видов. По-другому данное семейство называется астровые . В основном сложноцветные - это травы; деревья и кустарники встречаются редко. Типичными представителями семейства сложноцветных в нашей местности являются астры, одуванчик, ромашка, подсолнечник, георгины. Среди сложноцветных не так уж много растений, имеющих хозяйственное значение (подсолнечник, топинамбур). Однако не мало растений, имеющих декоративное (георгины, астры) и лекарственное значение (ромашка, цикорий).

Характерной особенностью сложноцветных является наличие соцветия корзинки . Это соцветие нередко принимают за единый цветок. На самом деле отдельные цветки сложноцветных мелкие. В корзинке они сидят близко друг к другу на общем разросшемся относительно плоском цветоложе. С внешней стороны корзинка обычно окружена оберткой из листочков, эта обертка выполняет защитную функцию.

Цветки, находящиеся в одном соцветии могут иметь одинаковое строение, а могут быть двух разных типов. Это зависит от вида сложноцветного растения. Чаще других встречаются язычковые, трубчатые, воронковидные цветки.

У типичного цветка семейства сложноцветного (именно маленького цветка, а не соцветия) двойной околоцветник, однако чашелистики чашечки редуцированы или видоизменены в щетинки или образующие хохолок волоски. Венчик состоит из пяти лепестков, сросшихся в трубку. Пять тычинок срастаются вокруг столбика своими пыльниками. Пестик одни, внутри завязи один семязачаток. Из завязи развивается плод семянка.

Типы цветков, входящих в соцветие, различают в основном по строению их венчика. У язычковых цветков нижняя часть лепестков срастается в трубочку, а верхняя - срастается в с своеобразный язычок, расположенный с одной стороны от цветка. То есть цветок не обладает радиальной симметрией. Из язычковых цветков состоит, например, корзинка одуванчика. У него рыльце пестика двулопастное. Лепестки чашечки видоизменены в волоски. Из таких цветков развиваются плоды семянки с пучком волосков (летучкой).

В отличие от язычковых, трубчатые цветки обладают радиальной симметрией. Нижние части их лепестков срастаются в трубочку, а верхние не срастаются. Такие цветки у корзинок бодяка полевого. Плодами у него являются семянки с хохолком, также распространяемые ветром, как и плоды-летучки одуванчика.

У многих представителей семейства сложноцветные цветки в корзинке двух типов. Например, у василька синего в центре корзинке находятся трубчатые цветки, по краю корзинки растут воронковидные цветки . Венчик воронковидных похож на венчик трубчатых цветков, однако с одной стороны лепестки крупнее. Поэтому цветок не обладает радиальной симметрией, он похож на немного скрученную воронку. У василька полевого воронковидные цветки в соцветии крупнее и служат лишь для привлечения насекомых. В них нет ни тычинок, ни пестиков.

Соцветие василька синего. По краю соцветия растут воронковидные цветки.

Представители семейства сложноцветных

Ромашка лекарственная является однолетним растением. В корзинке цветки двух типов: трубчатые желтые в середине, язычковые белые по краям. Лекарственным свойством обладают молодые корзинки. В них много полезных при различных заболеваниях человека эфирных масел.

Василек луговой имеет фиолетовые, а не синие цветки. Однако как и у других васильков в центре корзинки находятся трубчатые цветки, а по краям воронковидные.

У пижмы обыкновенной маленькие корзинки из трубчатых цветков собраны в сложные соцветия.

Подсолнечник является ценной хозяйственной культурой. Это однолетнее растение, обладающее огромным соцветием-корзинкой, снизу покрытым листочками обертки. Количество цветков в корзинке может достигать 1000. В середине находятся трубчатые цветки, по краю - ярко-желтые бесполые язычковые, привлекающие насекомых.

Плод подсолнечника - семянка с плотным околоплодником.

Подсолнечник был завезен в Европу из Мексики в XVI веке. Хозяйственная его ценность была обнаружена намного позже. Семена подсолнечника содержат много масел (как и семена большинства сложноцветных), которые идут в пищу, корм скоту, на изготовление лаков и даже мыла.

28.08.2010

Вы помните, что на Земле больше 200 тысяч видов цветковых растений. 25 тысяч видов из них относится к семейству сложноцветных.

Сложноцветные растения - это подсолнечник, астры, георгины, золотые шары, ноготки, бархатцы, маргаритки, хризантемы, васильки, ромашки, одуванчик, мать-и-мачеха и многие другие, чаще травянистые растения, относящиеся к классу двудольных.

Мелкие цветки сложноцветных растений собраны в соцветие корзинку. Цветки соцветия окружены обверткой из зеленых листочков. Нередко соцветие корзинку у сложноцветных ошибочно принимают за один цветок. Например, нарядные желтые корзинки одуванчика на весенней лужайке выглядят совсем как крупные одиночные цветки с большим количеством лепестков. На самом деле цветки одуванчика, как всех других сложноцветных, образуют корзинку. Но в корзинке одуванчика нет трубчатых цветков, все они язычковые.

Лепестки венчика каждого цветка одуванчика снизу срослись в трубочку, а их верхняя часть похожа на длинный язычок. На конце такого язычка хорошо заметны 5 зубчиков. Это следы срастания 5 лепестков, которые были у предков одуванчика. В язычковых цветках одуванчика 5 тычинок образовали трубочку, сквозь которую проходит столбик пестика. Зеленой чашечки цветки одуванчика не имеют. Вместо чашечки у них пучок белых волосков.

Из завязей цветков развиваются плоды семянки. Они похожи на семянку подсолнечника, но очень мелкие, с пучком волосков на тонкой ножке. Волоски плодиков развились из видоизмененной чашечки.

Некоторые растения из семейства сложноцветных имеют соцветия, образованные только трубчатыми цветками. Язычковых цветков у таких растений нет, например у злостного многолетнего сорняка бодяка. Его лилово-пурпуровые трубчатые цветки собраны в соцветия корзинки. Плодики бодяка тоже семянки с хохолком. Подхваченные ветром, они летят до тех пор, пока не столкнутся с какой-нибудь преградой. При столкновении хрупкий хохолок отламывается, и семена падают на землю.

Василек синий растет на полях, чаще в посевах зерновых культур, где плохо обработана почва. При хорошей обработке почвы и правильном уходе за полевыми культурами василек исчезает.

У василька синего, или посевного, в центре соцветия расположены трубчатые цветки, а по краю - воронковидные.

Краевые воронковидные цветки василька синие. Они не имеют ни тычинок, ни пестиков и плодов не образуют. Внутренние цветки трубчатые, фиолетовые. После отцветания из них развиваются плоды семянки с маленьким хохолком.

Но как бы ни различались цветки сложноцветных, все они имеют общие признаки, отличающие их от растений других семейств. Самый характерный признак семейства сложноцветных - это соцветие корзинка. В ней собрано множество мелких цветков. Цветки имеют венчик из пяти сросшихся лепестков. Чашечка заменена хохолком из волосков или пленок. 5 тычинок своими пыльниками срастаются в трубочку. В цветке 1 пестик, из завязи которого развивается плод семянка.

Цветки сложноцветных растений бывают язычковые, трубчатые и воронковидные. Могут быть корзинки только с язычковыми цветками, как у одуванчика. Встречаются корзинки только с трубчатыми цветками, как у бодяка.

У подсолнечника, астр, ромашки-поповника по краю корзинки расположены язычковые, а в центре - трубчатые цветки. В соцветии василька по краям - воронковидные цветки, а в центре - трубчатые.

Человек разводит сравнительно немного растений из этого большого семейства. Главные из них - подсолнечник и земляная груша, или топинамбур, а также некоторые декоративные растения, например георгины, хризантемы, астры, маргаритки и другие, украшающие наши цветники.

Растения с красивыми яркими цветами образуют многочисленное семейство Сложноцветные. К нему относится более 32 тысяч видов, распространённых на разных континентах.

Общее описание

Второе название семейства - Астровые. Это покрытосеменные или цветковые растения, относящиеся к классу Двудольные.

Большая часть семейства - травянистые однолетние или многолетние растения. В местности с тропическим климатом встречаются кустарники (некоторые виды рода Брахилена) и деревья (скалезия черешчатая).

Характерный признак растений - мелкие цветки, расположенные на расширенном конце цветоножки, образующую корзинку. Со стороны может показаться, что это одиночный крупный цветок с длинными лепестками. На самом деле сердцевину «цветка» образует множество мелких цветков длиной 2-3 мм. Яркие примеры - подсолнечник, ромашка, одуванчик, василёк.

Рис. 1. Представители Сложноцветных.

Строение растений

Общая характеристика семейства Сложноцветные представлена в таблице.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Органы растений

Описание

Корневая система

Стержневая

Прямостоячий, твёрдый, зачастую ветвистый

Простые, цельнокрайние или рассечённые. Расположение - очерёдное, редко - супротивное

Соцветие

Простое - корзинка. Цветоложе расширено, имеет выпуклую или вогнутую форму. Снизу окружено обёрткой. Чашечка образована прицветниками в один или два ряда

Обоеполый или однополый. Имеет двойной околоцветник. Чашечка отсутствует или модифицирована в волоски или щетинки. Пять сросшихся лепестков. Пыльники пяти тычинок образуют плотную трубку вокруг столбика с двураздельным рыльцем. Общая формула цветка семейства Сложноцветные - Ч0Л(5)Т(5)П1, где чашечка (Ч), околоцветник (О), лепестки (Л), тычинки (Т), пестики – (П).

Сухой - семянка. Зачастую присутствуют паппусы - хохолок, парашют, летучка, крючки, шипы для лучшего распространения

Морфология цветка

Цветок - наиболее сложная часть растения. Мелкие цветки состоят из пяти лепестков, сросшихся в трубку. По форме выделяют пять типов сростнолепестного венчика:

  • трубчатый - исходный тип с правильной формой, состоящий из трубки (сросшегося венчика) и отогнутых в стороны пяти лепестков, чаще обоеполый;
  • воронковидный - разновидность трубчатого венчика без тычинок и пестиков с расширенной и изогнутой в сторону верхней частью;
  • язычковый - неправильная форма, состоящая из сросшейся нижней части венчика, и язычка, образованного пятью сросшимися и отогнутыми лепестками, часто обоеполый;
  • ложноязычковый - разновидность язычкового типа с язычком из трёх сросшихся лепестков, обычно имеет только пестик;
  • двугубый - однополая или обоеполая разновидность язычкового типа с двумя язычками, образованными тремя и двумя сросшимися лепестками.

Рис. 2. Строение цветка Сложноцветных.

У одних представителей Сложноцветных корзинка состоит только из трубчатых цветков (лопух, артишок), у других - только из язычковых (латук, одуванчик, цикорий). У некоторых видов, например, у ромашки, трубчатые цветки находятся в центре, а по краям расположены язычковые (белые лепестки - вытянутые язычки).

В одной корзинке сочетаются цветки разных полов. По краям могут расти только женские цветки, а внутри - обоеполые или мужские. Все цветки могут быть обоеполыми или только центральные (по краям - стерильные). Также встречаются двудомные виды.

Применение

Сложноцветные имеют значение в разных видах деятельности человека.

  • Медицина . Ромашку, тысячелистник, арнику, мать-и-мачеху, пижму используют для лечения желудочно-кишечных расстройств, воспалений кожи и дыхательных путей.
  • Ландшафтный дизайн . Из-за яркого вида растения используют для украшения клумб. Выращивают астры, георгины, маргаритки, бархатцы, ноготки.
  • Сельское хозяйство . Культурные растения используют в пищу. Из семян подсолнечника готовят масло, из цикория - суррогатный кофе, из стевии - заменитель сахара, из эстрагона - напиток «Тархун». Одним из видов овощной культуры Сложноцветных является салат или латук.

Параграф_51

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые)

Вопрос 1. Каковы характерные признаки семейства сложноцветных?
Семейство Сложноцветные включает в себя около 25 000 видов. Это одно из самых обширных семейств растений. Большинство сложноцветных — травы, как однолетние, так и многолетние, реже полукустарники. В тропических районах произрастают кустарники, деревья, лианы.
Листья — простые, без прилистников, цельные или рассеченные. Листорасположение чаще очередное, реже супротивное или мутовчатое. Листья могут быть собраны в прикорневую розетку. В вегетативных органах многих видов сложноцветных могут находиться млечные или смоляные ходы. Характерный признак семейства — соцветие корзинка. Корзинки могут быть собраны в более сложные соцветия — щиток, метелку и др. Корзинка имеет расширенную ось соцветия, образующую ложе. Снизу корзинка окружена верхушечными листьями, или обверткой. На ложе корзинки расположены многочисленные цветки. Обычно цветки обоеполые, но могут быть однополыми, мужскими или женскими, иногда цветки бесполые. Цветки в корзинке могут быть одинаковыми по строению или разными, обычно срединные цветки отличаются от краевых. Чашечка состоит из пяти пленчатых чашелистиков, которые обычно видоизменены в волоски. Волоски образуют хохолок, прицепки или щетинки. Хохолок разрастается с плодом и превращается в летучку.
По типу срастания лепестков венчика выделяют следующие типы цветков: трубчатые — лепестки срастаются в трубку, расширяющуюся кверху. Цветки обоеполые, реже однополые; язычковые — трубка из сросшихся лепестков короткая, имеется пятизубчатый отгиб в виде язычка. Цветки обоеполые; воронковиднЫе — трубка венчика длинная, изогнутая, кверху сильно расширена. Цветки бесполые, располагаются по краю корзинки. Служат для привлечения насекомых.
Тычинок пять. Основания тычиночных нитей прирастают к трубке венчика, пыльники срастаются и окружают столбик пестика. Пестик один, образован из двух плодолистиков. Плод — семянка, обычно с хохолком, но может быть и без хохолка (подсолнечник). Семена без эндосперма.

Вопрос 2. Цветки каких типов могут быть в корзинках сложноцветных?
В корзинках сложноцветных могут быть следующие типы цветков: трубчатые, воронковидные, язычковые, ложноязычковые.

Вопрос 3. В чем различие между трубчатыми и воронковидными цветками?
В отличие от трубчатых, воронковидные цветки - бесполые, не имеют ни тычинок, ни пестиков, не образуют плодов и служат только для привлечения насекомых.

Вопрос 4. Какие приспособления к распространению имеются у семян сложноцветных?
Семянки некоторых сложноцветных (одуванчик) имеют летучки — приспособления к распространению плодов ветром. У череды семена имеют крючочки, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или к одежде человека — приспособления к распространению плодов с помощью животных и человека. Подсолнечник — масличная культура его семена содержат много жира, очень питательны, поэтому хорошо поедаются птицами и другими животными, а также человеком - приспособление для распространения семян животными и человеком.

Вопрос 5. Какие растения из семейства сложноцветных вы знаете? Какое практическое значение они имеют?
В семействе сложноцветных очень много декоративных растений: астры, георгины, маргаритки, ноготки, хризантемы и др. Многие сложноцветные являются лекарственными растениями: ромашка аптечная, девясил, василек, мать-и-мачеха, пижма, одуванчик, череда и др. Есть среди сложноцветных и сорняки: бодяк полевой, осот полевой. Из сельскохозяйственных растений семейства сложноцветных наиболее ценным является подсолнечник. Его семянки содержат много жира, который из них выжимают для получения масла. В северных районах подсолнечник выращивают на силос. Из других пищевых растений семейства сложноцветных в нашей стране широко возделывают топинамбур, или земляную грушу, артишок и салат.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб-разии цветковых растений; познакомить с отличительными при-знаками растений семейства сложноцветные; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематическую характеристику; продолжить формирование навыка работы с на-туральными объектами, умения распознавать растения с опреде-лителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблицы «Семейство сложноцвет-ные», гербарии растений семейства сложноцветные, модель цвет-ка, коллекции и муляжи плодов, засушенные язычковые и труб-чатые цветки (например, подсолнечника), живые экземпляры герберы, кустистой хризантемы.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву-дольные, семейство сложноцветные; соцветие корзинка, ложесоцветия, обертка, язычковые цветки, ложноязычковые цвет-ки, трубчатые цветки, воронковидные цветки; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян.

Ход уроков

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Семейство сложноцветные также называют астровые, в честь одного из представителей данного семейства. Это самое крупное (многочисленное) семейство класса двудольные. К нему относит-ся около 25 000 видов, принадлежащих к более чем 1000 родов. На территории России произрастает более 1000 видов растений сложноцветных.

Это одно из самых широко распространенных и высокоор-ганизованных семейств. Сложноцветные встречаются на всех континентах мира, во всех природных зонах. Они распростране-ны от тундры до экваториальных широт, от альпийских снегов до морских побережий, растут как на плодородных почвах, так и на бесплодных песках.

Сложноцветные представлены всеми возможными жизнен-ными формами . Среди них есть деревья (иногда с неветвистым колонновидным стеблем), кустарники, полукустарники, много-летние и однолетние травы, лианы, лазающие формы, иногда сук-куленты. Древесные виды живут в основном в тропиках, главным образом на островах.

А где обитают древесные формы бобовых? (Преимущест-венно в тропиках .)

Многие из островных форм являются эндемиками .

Вспомните, что такое эндемики. (Эндемики — это виды ра-стений или животных, распространенные на ограниченной территории и за ее пределами не встречающиеся.)

Например, на Мадагаскаре произрастает дерево брахилена, достигающее в высоту 40 м. Диаметр его ствола при этом доходит до 1 м. Это дерево было обнаружено и впервые описано Чарльзом Дарвином.

Разнообразие жизненных форм сложноцветных крайне вели-ко. В горах Африки встречаются столбовидные неветвящиеся дере-вья высотой до 7 м с обширной розеточной кроной на верхушке. В горных областях Новой Зеландии растут подушковидные формы сложноцветных диаметром до 2 м и высотой до 60 см. В тропи-ческих лесах есть несколько видов крупных лиан , относящихся к данному семейству. В пустынях и полупустынях Африки встре-чаются различные суккуленты. Среди растений семейства слож-ноцветные попадаются и водные виды. К ним относятся склеро- лепсис американский, нектис водный, южноамериканская котула.

Но большинство сложноцветных это однолетние и многолет-ние травы, от достаточно крупных по размерам до совсем не-больших. Их характерные местообитания: степи, полупустыни, речные долины.

Какой признак являлся ключевым при отнесении растений в то или иное семейство? (Одним из основных признаков яв-лялось строение цветка.)

В отличие от прочих изученных нами семейств для сложно-цветных характерным признаком является не строение цветка, а тип соцветия. Соцветие сложноцветных — корзинка, которая внешне больше напоминает цветок, отсюда и название семей-ства. Иногда корзинки могут быть собраны в соцветие второго порядка — щиток (пижма, тысячелистник) или метелку (полынь).

Обычно соцветие состоит из большого количества мелких цветков (у подсолнечника их может быть более тысячи), сидящих на общем блюдцевидном ложе соцветия. Ложе корзинки обычно плоское, вогнутое или выпуклое. Снаружи корзинка окружена оберткой из зеленых листочков.

Размеры корзинок различные. У большинства видов они не-большие, имитирующие отдельный цветок. Диаметр соцветия от одного до нескольких сантиметров, реже — до 10—15 см. Но у не-которых представителей, как, например, у подсолнечника, диа-метр корзинки может достигать 30 см. У многих видов корзинки совсем крошечные — до 2—4 мм в диаметре.

Цветки очень разнообразные по внешнему строению, окраске, размерам. Выделяют несколько основных типов цветков: труб-чатые, язычковые, ложноязычковые, воронковидные. Части цветка сильно трансформированы. Околоцветник двойной, но чашечка превращена в хохолок, щетинки, пленчатый вырост или может быть редуцирована. У некоторых видов сохранились рудименты лопастной чашечки в виде чешуек. Лепестки цветков срастают-ся и образуют сростнолепестный венчик, форма которого может быть различной.

Нити тычинок обычно свободные, а пыльники слипаются бо-ками и образуют единую трубку, окружающую столбик пестика. Рыльце пестика обычно двойное.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Класс делится на три группы, каждая из которых получает за-дание: пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой§ 40; учебник В.В. Пасечника § 51), охарактеризовать и написать формулу одного из типов цветков. (В учебниках характеристика ложноязычковых цветков отсутствует.)

На выполнение задания отводится около 5 мин. Учащиеся по одному от каждой команды выходят к доске и пишут формулу цветка семейства сложноцветные. Другие школьники из группы помогают исправить возможные ошибки. Следующий ученик дает устную характеристику данного цветка. Последующий приводит примеры растений, у которых встречаются такие цветки. Учитель дополняет и корректирует ответы.

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

У трубчатых цветков лепестки в нижней части срастаются в трубку. В верхней части трубка может колокольчато расширять-ся и расщепляться на 5 зубчиков. Цветок правильный. Обычно обоеполый, но встречаются и однополые. Формула цветка: *Ч(5)

или 0Л(5)Т(5)ПГ

Язычковые цветки, скорее всего, произошли от трубчатых. Нижняя часть венчика срастается в виде трубки, но очень корот-кой. Чуть выше трубка с одной стороны расщепляется и образует язычок, на конце которого четко видны 5 зубчиков. Цветок не-правильный, обоеполый. Формула цветка: ЛЧ(5) или 0Л(5)Т(5)П1.

Воронковидный цветок также образован 5 лепестками, сросши-мися в виде трубки, но трубка в верхней части расширяется в виде воронки. Цветок бесполый, не имеет ни тычинок, ни пестиков. Формула цветка: л или *Ч(5), или 0Л(5)Т0П0.

Ложноязычковые цветки образованы лишь тремя лепестками. Околоцветник внешне очень похож на околоцветник язычкового цветка, но образован тремя лепестками. Цветки этого типа часто бывают женскими (пестичного типа). Формула цветка: ЛЧ,5) или

ЛТП 0 (3) 0 1

Корзинка может состоять только из трубчатых цветков (одуван-чик) или только из язычковых (астра). Часто встречаются такие варианты, что в центре соцветия расположены трубчатые цветки, основная функция которых — образование семян. А по краю соцве-тия располагаются ложноязычковые или воронковидные цветки, роль которых заключается в привлечении насекомых (василек си-ний, ромашка, подсолнечник).

Половой состав цветков в пределах одного соцветия также может быть различным. Встречаются корзинки, состоящие только из обоеполых цветков (одуванчик, цикорий), состоящие из обое-полых и однополых или бесполых цветков (ромашка, маргаритка, астра, василек), исключительно из однополых цветков, располо-женных в пределах одной корзинки (мать-и-мачеха), или разных.

В последнем случае встречаются как однодомные растения, так и двудомные (отдельно женские, отдельно мужские цветки собра-ны в разных корзиночках на разных растениях), например коша-чья лапка двудомная.

Обычно раньше распускаются цветки, расположенные ближе к краю соцветия, а затем уже центральные. Особенности строе-ния соцветия, вариации цветков и их распределение по соцветию имеют решающее значение при классификации сложноцветных и определении их родов.

Исходя из описанных признаков семейства, попробуйте предположить, как опыляются растения этого семейства. (Ответы учащихся.)

Значительная часть сложноцветных — насекомоопыляемые растения. У большинства растений нектар выделяется у основания столбика, чаще всего в небольшом количестве. Обычно растения данного семейства опыляют насекомые с длинным хоботком, ба-бочки, реже — птицы.

У сложноцветных множество хитрых приспособлений к пере-крестному опылению. Пыльца осыпается внутрь трубочки цветка до созревания пестика. По мере роста пестика он выталкивает пыльцу наружу, но самоопыления при этом не происходит, так как лопасти рыльца еще не раскрыты. Рыльце распахивается только тогда, когда оказывается выше тычиночной трубки. После этого пестик растворяется двумя лопастями и может опылить-ся пыльцой других цветков. Но если перекрестного опыления не произошло, к концу цветения лопасти рыльца закручиваются вниз, прикасаются к верхушке пыльцевой трубочки и происходит самоопыление. Некоторые сложноцветные опыляются ветром.

Какие признаки характерны для ветроопыляемых растений? (Для них характерны небольшие неяркие цветки, собранные в многочисленные соцветия.)

Ветроопыляемыми являются многие степные растения, на-пример полыни. Общим признаком, характерным для всех расте-ний семейства, является плод семянка.

Вспомните характеристику плода семянка. (Примерный от-вет. Семянка — это односеменной невскрывающийся плод с плотным кожистым нетолстым околоплодником, обычно легко отделяющимся от семени. Часто плоды имеют разно-образные выросты в виде крючочков (лопух, череда) или парашютиков (одуванчик).)

Несмотря на такое единообразие плодов, они очень сильно от-личаются по размерам, характерам выростов и способам распро-странения. Размер семянок сложноцветных варьирует от 0,5 мм(кошачья лапка двудомная) до 5 см. Распространяются плоды слож-ноцветных при помощи ветра, прикрепляясь к шерсти животных.

Приведите примеры таких растений. (Ветром распространя-ются плоды одуванчика, к шерсти животных прикрепляются плоды череды и лопуха.)

Некоторые плоды разносятся насекомыми (муравьями), при-влекая их специальными выростами, содержащими особые масла. Семена некоторых растений переносятся водой. Некоторые виды сами разбрасывают семена.

Семена состоят из двух семядолей (как и все семена класса двудольные), без эндосперма. Запас питательных веществ сосре-доточен в семядолях.

Листорасположение обычно очередное, реже — супротивное или мутовчатое. Иногда побеги могут быть сильно укороченными, розетковидными. Часто в вегетативных органах имеются млеч-ники и смоляные ходы. Для многих растений семейства сложно-цветные, особенно для пустынных форм, характерно опушение стеблей и листьев.

Вспомните, какой тип жилкования характерен для растений класса двудольные. (Для двудольных растений характерно перистое жилкование.)

У растений данного семейства, помимо традиционного пе-ристого жилкования, встречается также дуговое и линейное (ко-зелец). Форма и размер листовых пластинок у двудольных могут быть самыми разнообразными (учитель демонстрирует засушен-ные листья различных растений семейства сложноцветные). К се-мейству сложноцветные относится огромное количество видов растений, используемых человеком в различных областях дея-тельности.

Творческое задание. Найти информацию о разнообразии сортов культурных растений семейства сложноцветные. Из каких диких видов выведены эти культурные сорта?

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Попробовать самостоятельно составить карточки для опре-деления однодольных и двудольных растений, а также семейств двудольных растений.

Подготовить доклад об интересных семействах класса дву-дольные.

Отдел покрытосеменные. Семейство сложноцветных. Признаки семейства

Двудольные , семейство Астровые

Семейство сложноцветные

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций