Учимся легко

Учимся легко

» » Семейные традиции нганасан. Народы России: Нганасаны

Семейные традиции нганасан. Народы России: Нганасаны

На Таймыре завершилась вторая этнографическая экспедиция Дома народного творчества, посвященная изучению культуры и быта древнейшего народа полуострова — нганасан. Первая экспедиция состоялась весной прошлого года — тогда этнографы отправились в поселки Хатангского района, где живут представители этого коренного народа — вадеевские нганасаны. В этот раз они посетили поселки Усть-Авам и Волочанку, в которых проживает около 600 авамских нганасан. Всего же их по переписи 2010 года насчитывается 862 человека.

Место, где осталась взаимовыручка и помощь

— потомки древнейшего населения Таймыра — охотников на дикого оленя эпохи неолита. Как этнос сложились к XVII-XVIII веках из нескольких племенных групп — пясидской самояди, кураков, тидирисов и тавгов. Экспедицию по изучению духовной культуры, быта и национальной одежды нганасан назвали «Дар древней гагары». В первую очередь этнографов интересовала одежда, а именно процесс ее изготовления.

Первым пунктом стал небольшой поселок Усть-Авам, раскинувшийся на правом берегу одноименной реки. Три десятка домиков — школа, котельная, пара магазинов, больница, улицы из угольного отсева, лохматые огромные собаки, крутой берег реки и бескрайняя тундра вокруг.

Первый день — день знакомств. Сложность работы в поселках Таймыра заключается в том, что за многие годы в поисках этнографического материала на территории полуострова побывало несметное количество экспедиций. По следам их идти трудно, потому что не всегда искатели артефактов оставляли о себе хорошее впечатление. Сложно сказать, как бы работа закрутилась в поселках, не будь в рядах исследователей Светланы Аксеновой — гида и переводчика группы, мастерицы, преподавателя Таймырского колледжа, знатока культуры и быта своего народа. Эта женщина с феноменальной памятью на лица и имена стала «золотым ключиком», который открывал давно закрытые для ученых и съемочных групп двери. Так случилось совсем недавно, когда обманутый когда-то Дмитрий Костеркин не пустил на порог москвичей, обещавших тому золотые горы. А Светлане Сыгаковне, не знаю как нам, был очень рад. Достал свою ритуальную парку — очень редкий экземпляр. Дело в том, что стариков, у кого еще имеются такие парки, можно сосчитать по пальцам на одной руке. А скоро и совсем не останется, потому что нганасан хоронят в погребальных специальных одеждах. К слову, и мастериц в авамской тундре, способных сшить, а как говорят нганасаны «зашить парку», осталось четверо. Знания уходят, и уходят очень быстро, не передаваясь молодому поколению. Мастерицы и рады бы, но потомки уж больно безответственно относятся к своей культуре и наследию предков. Редко встретишь нганасанина с серьезными знаниями о своем народе. Те же, кто еще помнит, как когда-то шились сокуи и парки, охотно делились своими навыками, и глаза их загорались, казалось, уже потухшим огнем. Взять, к примеру, Татьяну Демнимеевну Костеркину и Сандемяку Чайхореевича Костеркина. Маленькая, съежившаяся бабушка, которая очень обижалась на «бабушку» и требовала называть ее тетей Таней, завидев шкуры и скребки для выделки шкур, вдруг засуетилась так, что другая молодая позавидовала бы. Вместе со Светланой Сыгаковной тетя Таня принялась выделывать кусок оленьей шкуры. Надо сказать, что на разные части парки требуется разный вид шкур — летнего или зимнего оленя, с той или иной части его тела, определенного цвета и прочих особенностей. Работа эта, надо сказать, очень трудоемкая. Для начала нужно аккуратно срезать шерсть со шкуры, а потом слой за слоем, орудием, которое не видоизменялось сотни лет, выделать шкуру так, как того требует технология изготовления одежды. Ведь и выделывать для разных частей парки нужно по-разному. Да еще и не порвать. По парке можно было судить об умениях ее создательницы. И если парка выходила достойная, ее хозяйку статные нганасаны в первую очередь брали в жены. Небольшой кусочек замши — чуть более стандартного бумажного листа А4 — мы выделывали с небольшими перекурами пять часов. Хотя наши бабушки курили свои трубки во время выделки, совсем не отвлекаясь от процесса. Пять часов. Один кусочек. А ведь все кусочки потом надо сшить — аккуратно нитками из жил и шейного волоса оленя — чтобы шовчика не видать. При этом парку надо не одну — себе повседневную и ритуальную, мужу две и сокуй зимний и малышне всей. Места авамские плодовитые, как говорит Светлана Сыгаковна, так что наличие в семье десятка ребятишек никого не удивляло.

Все, что так или иначе пересекалось с фольклором, культурой и бытом нганасан, все запечатлевалось, записывалось и архивировалось. В домах, где довелось побывать, мы просили показать старые фотокарточки и предметы обихода того времени, когда нганасане еще кочевали по просторам тундры. Усть-авамцы охотно доставали древние сундуки потрепанные чемоданы 60-х-70-х годов. И чего в них только не было! Ордена «Мать-героиня» и «Материнская слава», «Медали материнства», которые не редкость в поселках. Уникальные фотокарточки из светлого прошлого нганасан, ножны, самодельные трубки, нганасанские солнцезащитные очки с тоненькими прорезями для глаз, медные игольницы — неймысы, женские обереги — дяптузэ, и своеобразный паспорт нганасанской барышни бодямо — медные пластинки в форме полумесяца — по их количеству и гравировке можно было прочесть историю девушки или женщины.

Отдельно надо сказать о жителях, которые встретились на нашем пути. Это персонал усть-авамской больницы и волочанской школы, рыбаки-охотники Илья Турдагин, Василий Костеркин и Владимир Колос. Последний наотрез отказался брать деньги за бензин, который срочно нам понадобился, сказав лишь: «Давай канистры». Это работник волочанского магазина таджик Шади, коренной волочанец Виктор Урван и его жена Катерина. Все, к кому мы обращались, не отказывались помочь или подсказать — словом или делом. Радует, что в поселках взаимовыручка и взаимопомощь живет, чего не скажешь о северных городах, некогда как раз этим и славившихся.

Погружение в нганасанское настоящее для экспедиции продолжилось на промысловой точке Старый Авам. Таких точек в окрестностях поселка множество и там те, кто не ленится и не пьянствует, промышляет на точках оленя, дичь и рыбу. Как раз к таким ребятам в гости мы и отправились под занавес авамской части экспедиции.

Молодые и очень веселые ребята — Алексей Аксенов, Александр Потапов и Михаил Диамов согласились показать свои владения на просторах тундры. Старый Авам расположился в месте слияния рек Авама и Дудыпты. В этих местах до появления Усть-Авама и разворачивались стойбища кочующих нганасан. Места здешние богаты рыбой, пушниной и дичью, и именно здесь проходили пути миграции дикого северного оленя, и очень удобно было его бить на речных переправах. Впрочем, бьют его и сегодня — наши новые знакомые именно этим занимаются.

— Вчера видели оленей, — показывает на противоположный берег Авама Алексей Аксенов, — но бить не стали.

— Обязательно еще добудем, — уверен Александр Потапов. — А рыбы и уток здесь много. Гуся, правда, совсем нет.

Точка — это небольшой домик. Внутри тамбур, где хранятся снасти и прочий охотничий и рыбацкий инвентарь. Место под дрова и уголь. Стол у окна, пара стульев, лавка, печь, рукомойник, часы с ходиками. В комнатке небольшая кровать. Вполне уютно.

Пока мы осваиваемся, ребята отправляются проверять сети. Очень быстро возвращаются с уловом — большая щука, несколько чиров и подчирков. Рыбу парни оставляют Светлане Сыгаковне, а сами, прихватив ружья, идут на озеро за турпанами — черными утками. Надо сказать, что нганасаны только в самый голодный год готовы употреблять в пищу обычную утку, щуку и налима. Складывается впечатление, что на этих представителей фауны наложено гастрономическое табу. Что там говорить, если в Усть-Аваме даже собаки от щуки носы воротят. А вот юкола из нее получается отменная. Светлана Сыгаковна неожиданно объявляет мастер-класс по ее изготовлению и принимается за дело.

— Рыба должна быть свежая, — начинает нганасанка, — а еще лучше — живая.

Ловко орудуя ножом, она распарывает трепыхающегося чира, а через несколько минут представляет нам готовую юколу с ровненькими полосками розового мяса.

Где-то в тундре прогремело несколько выстрелов и через какое-то время появляются наши промысловики с тремя турпанами. Будет ужин. Светлана Сыгаковна затапливает печь, парни в надежде добыть оленя переправляются на противоположный берег. А мы, расчехлив фотоаппараты, идем изучать окрестности Старого Авама.

Первое, что попадается на пути, — ритуальные санки. Это сейчас нганасаны хоронят своих соплеменников в земле. Раньше все усопшие находили свое пристанище в тундре. Покойника одевали в ритуальные одежды и со всем его скарбом вывозили на нартах в тундру. В последний путь нганасан отправляли с запасами, которые могли бы ему пригодиться в мире мертвых, — обязательно винтовку, ножи, чайник, котелок, одежду, курительную трубку. По материальной базе семьи особенно била смерть старой женщины. В последний аргиш снаряжалось несколько нарт. Там же и забивали оленью упряжку. Над нартами устанавливали последний чум — маталир — и уходили. Только через год и через три можно было прийти сюда, больше тревожить усопшего родственникам не разрешалось. Запрет этот нганасаны исполняли неукоснительно. Зато не исполняли искатели артефактов. Многие из погребений разграблены. Что говорить, если даже на православном кладбище вандалы поработали. Такое имеется в нескольких километрах от Старого Авама. Здесь не больше двух десятков могил. Предположительно, здесь покоятся долганы. В отличие от нганасан, они охотней принимали православную веру и хоронили сородичей по привычному для нас обычаю. На каждом из крестов еще недавно были долганские птички Кут и древние иконки в окладах. Птички не тронуты, а вот иконы постигла участь нганасанского ритуального скарба. Потому в поселках, мягко говоря, не сильно жалуют нашего брата, и очень сложно заслужить доверие у местных жителей. И поделом.

А тундра помнит все. В этом пришлось убедиться лично. Во время нашей прогулки по тундре нам попалось десятка два скелетов оленей и песцов. В рюкзак я складывал оленьи суставы для долганских шахмат и выковыривал зубы из найденных оленьих челюстей — из них когда-то делали игрушки. Тундровые жители вообще использовали в быту все, что только можно. Например, из клюва турпана и горловой его косточки получаются замечательные игрушки в форме оленьих голов.

Вернувшись на точку, мы разложили все находки перед Светланой Сыгаковной — для очередного мастер-класса. Тут я почувствовал, как раскололся мой собственный зуб.

— А чего ты хотел, — невозмутимо затягиваясь сигаретой, сказала нганасанка, — взял что-то в тундре — оставь свое...

Наше пребывание на точке дало немало пищи для размышлений. Все-таки правы были старики-нганасаны, которые говорили, что если не будет оленя — не будет и нганасан. Прошло 30 лет с того момента, как в авамской тундре забили последнего домашнего оленя, и нганасаны уже язык стали забывать. Старшее поколение, к которому принадлежит Светлана Сыгаковна, владеет им. А потом идет глубокий провал — поколения 70- 90-х — это полное незнание. Бабушка Вера Лаймореевна Момде уже не сможет поговорить с внучкой на языке предков. Наверное, понимая это, в Усть-Аваме и Волочанке и появились языковые гнезда, где нганасанские малыши слышат родную речь и начинают изучать язык. Как иностранный. Тоскливо становится от мысли, что у нас на глазах исчезает целый народ, его традиции и культура. Это интереснейшие мудрые люди. Они, кажется, уже и свыклись с тем, что как было, уже не будет. И может, оттого у некоторых из них опустились руки... Им нужна надежда.

Андрей Солдаков

Фото Анны Вараксиной

ОТ СЕБЯ- НАКОНЕЦ, ДОШЛИ РУКИ ВЫЛОЖИТЬ НЕБОЛЬШОЙ МАТЕРИАЛ ОБ ОДНОМ ИЗ ИНТЕРЕСНЕЙШИХ И- УВЫ!ОДНОГО ИЗ САМЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ- В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МЕНЕЕ 1 000 ЧЕЛОВЕК- КАК ГОВОРИЛИ СПЕЦИАЛИСТЫ , ЭТНОСОВ НАШЕЙ СТРАНЫ, ОТНОСИМЫХ В МОЕ ВРЕМЯ К ПАЛЕОАЗИАТАМ.

нганаса́ны (самоназвание - ня ), народ в Красноярском крае (Россия ). Численность 1 ,3 тыс . человек (1995 ). Язык нганасанский . Верующие - православные , часть придерживается традиционных верований . * * * НГАНАСАНЫ НГАНАСА́НЫ , народ Российской Федерации , живут в Таймырском округе Красноярского края . Численность в Российской Федерации - 834 человека (2002 ). Нганасанский язык относится к самодийским языкам уральской семьи языков ; различаются авамский и вадеевский говоры . Верующие - православные , часть придерживается традиционных анимистских верований .
Это самый северный народ России , живущий в таймырской тундре , севернее 72 -й параллели . Нганасаны подразделяются на западных или авамских нганасан , с центрами в поселках Усть -Авам и Волочанка , и восточных или вадеевских с центром в поселке Новая . Ранее нганасанов называли тавгийцами , самоедами -тавгийцами . относится к самодийским языкам . Этноним «нганасаны » введен в 1930 -е годы и образован от слова «нганаса » «человек , мужчина », самоназвание - ня (товарищ ). Нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра , неолитических охотников на дикого северного оленя , смешавшихся с пришлыми самодийцами и тунгусами племенами .
Главные традиционные занятия - охота , оленеводство , рыболовство . Хозяйственная деятельность носила сезонный характер . Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу ), запрещалось убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей . Основным орудием охоты были копье (фонка ), лук (динта ) со стрелами (буди ), нож (кюма ), а с 19 века широкое распространение получило огнестрельное оружие . Рыбу ловили сетями (кол бугур ), железными крючками (бату ), костяными спицами (федир ). Оленеводство преследовало транспортные цели , и было подчинено основному занятию - охоте на дикого оленя . Приучать животных к езде начинали на третьем году жизни .
Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах , внизу между холмами держали оленей . Осенью жилища устраивали недалеко от рек , чтобы охотники в темноте могли вернуться с промысла вдоль русла . Традиционное жилище - конический чум (ма ), по конструкции близкий к ненецкому чуму . Размер его зависел от количества жильцов (обычно от одной до пяти семей ) и колебался в среднем от 3 до 9 м в поперечнике . С 1930 -х годов появляется балок - прямоугольный возок на полозьях с остовом , крытым оленьими шкурами или брезентом .
Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур . Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули ), по которым определялось , к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель . Основу питания составляло оленье мясо . В пищу употребляли все части туши , не исключая утробного плода и содержимого желудка (тайба ). Летом и осенью женщины заготавливали мясо впрок . Пресные лепешки из покупной муки (кириба ) считались лакомством . Среди любимых блюд были: чирима кириба - лепешки из муки с икрой и чириме дир - сало , сваренное с икрой . Из привозных продуктов нганасаны пользовались чаем и табаком .
Авамские нганасаны делились на пять патрилинейных родов , вадеевские - на шесть . Во главе рода стояли старейшины -«князцы ». Они представляли свой род перед русской администрацией , собирали ясак , вершили суд . Среди членов рода и между дружественными родами был распространен обычай взаимопомощи . Нетрудоспособных членов обедневшей семьи отдавали на прокорм зажиточным соседям .
Места традиционного кочевания были закреплены за группами из шести -семи родственных семей и считались собственностью рода . Границы этих территорий тщательно соблюдались . Запрещались браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения . Выплата калыма или отработки за невесту были обязательны . Левират был распространен , а случаи многоженства - редки и встречались среди зажиточных людей .
Нганасаны верили в сверхъестественных существ нгуо - добрых духов явлений природы (неба , солнца , земли ). К ним относились также коча - духи болезней , дямады - духи -помощники шаманов , баруси - однорукие и одноглазые чудовища . Все явления считались порождением Матери Земли (Моу -нэмы ), Матери Солнца (Коу -нэмы ), Матери Огня (Туй -нэмы ), Матери Воды (Бызы -нэмы ), Матери Дерева (Хуа -нэмы ). Почитались также родовые и семейные покровители (койка ) - в виде камней , скал , деревьев , антропоморфных или зооморфных фигур .
Декоративное искусство нганасан представлено гравировкой по мамонтовой кости , инкрустацией и штамповкой по металлу , окраской кожи и узорным шитьем подшейным волосом оленя . Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920 -х годов . В эпических ритмизированых сказаниях (ситтабы ) певцы -сказители воспевали подвиги богатырей .
В мифологических преданиях излагаются мифы о создании мира , возникшем по воле «Матери всего , имеющего глаза » и бога земли Сырута -нгу , сын которых , Человек -олень , стал первым обитателем земли и покровителем людей . Музыка сохранилась в наиболее древних формах фольклорного музицирования и генетически родственна музыке ненцев , энцев и селькупов . Ее жанры представлены песенными , эпическими , шаманскими , танцевальными и инструментальными традициями .

Нганасаны нганаса́ны

(самоназвание - ня), народ в Красноярском крае (Россия). Численность 1,3 тыс. человек (1995). Язык нганасанский. Верующие - православные, часть придерживается традиционных верований.

НГАНАСАНЫ

НГАНАСА́НЫ, народ Российской Федерации, живут в Таймырском округе Красноярского края. Численность в Российской Федерации - 834 человека (2002). Нганасанский язык относится к самодийским языкам уральской семьи языков; различаются авамский и вадеевский говоры. Верующие - православные, часть придерживается традиционных анимистских верований.
Это самый северный народ России, живущий в таймырской тундре, севернее 72-й параллели. Нганасаны подразделяются на западных или авамских нганасан, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка, и восточных или вадеевских с центром в поселке Новая. Ранее нганасанов называли тавгийцами, самоедами-тавгийцами. относится к самодийским языкам. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е годы и образован от слова «нганаса» «человек, мужчина», самоназвание - ня (товарищ). Нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, неолитических охотников на дикого северного оленя, смешавшихся с пришлыми самодийцами и тунгусами племенами.
Главные традиционные занятия - охота, оленеводство, рыболовство. Хозяйственная деятельность носила сезонный характер. Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу), запрещалось убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей. Основным орудием охоты были копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с 19 века широкое распространение получило огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир). Оленеводство преследовало транспортные цели, и было подчинено основному занятию - охоте на дикого оленя. Приучать животных к езде начинали на третьем году жизни.
Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, внизу между холмами держали оленей. Осенью жилища устраивали недалеко от рек, чтобы охотники в темноте могли вернуться с промысла вдоль русла. Традиционное жилище - конический чум (ма), по конструкции близкий к ненецкому чуму. Размер его зависел от количества жильцов (обычно от одной до пяти семей) и колебался в среднем от 3 до 9 м в поперечнике. С 1930-х годов появляется балок - прямоугольный возок на полозьях с остовом, крытым оленьими шкурами или брезентом.
Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Основу питания составляло оленье мясо. В пищу употребляли все части туши, не исключая утробного плода и содержимого желудка (тайба). Летом и осенью женщины заготавливали мясо впрок. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди любимых блюд были: чирима кириба - лепешки из муки с икрой и чириме дир - сало, сваренное с икрой. Из привозных продуктов нганасаны пользовались чаем и табаком.
Авамские нганасаны делились на пять патрилинейных родов, вадеевские - на шесть. Во главе рода стояли старейшины-«князцы». Они представляли свой род перед русской администрацией, собирали ясак, вершили суд. Среди членов рода и между дружественными родами был распространен обычай взаимопомощи. Нетрудоспособных членов обедневшей семьи отдавали на прокорм зажиточным соседям.
Места традиционного кочевания были закреплены за группами из шести-семи родственных семей и считались собственностью рода. Границы этих территорий тщательно соблюдались. Запрещались браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения. Выплата калыма или отработки за невесту были обязательны. Левират был распространен, а случаи многоженства - редки и встречались среди зажиточных людей.
Нганасаны верили в сверхъестественных существ нгуо - добрых духов явлений природы (неба, солнца, земли). К ним относились также коча - духи болезней, дямады - духи-помощники шаманов, баруси - однорукие и одноглазые чудовища. Все явления считались порождением Матери Земли (Моу-нэмы), Матери Солнца (Коу-нэмы), Матери Огня (Туй-нэмы), Матери Воды (Бызы-нэмы), Матери Дерева (Хуа-нэмы). Почитались также родовые и семейные покровители (койка) - в виде камней, скал, деревьев, антропоморфных или зооморфных фигур.
Декоративное искусство нганасан представлено гравировкой по мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем подшейным волосом оленя. Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920-х годов. В эпических ритмизированых сказаниях (ситтабы) певцы-сказители воспевали подвиги богатырей.
В мифологических преданиях излагаются мифы о создании мира, возникшем по воле «Матери всего, имеющего глаза» и бога земли Сырута-нгу, сын которых, Человек-олень, стал первым обитателем земли и покровителем людей. Музыка сохранилась в наиболее древних формах фольклорного музицирования и генетически родственна музыке ненцев, энцев и селькупов. Ее жанры представлены песенными, эпическими, шаманскими, танцевальными и инструментальными традициями.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "нганасаны" в других словарях:

    Самоназвание ня, няа … Википедия

    - (самоназвание ня, самоеды тавгийцы) народ общей численностью 1278 чел., проживающий на территории Российской Федерации. Язык нганасанский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть традиционные верования … Современная энциклопедия

    - (самоназвание ня) народ в Красноярском кр. (Российская Федерация). 1,3 тыс. человек (1992). Язык нганасанский. Верующие православные, часть придерживается традиционных верований … Большой Энциклопедический словарь

    - (самоназвание ня), народ в Российской Федерации, в Таймырском (Долгано Ненецком) автономном округе, в Красноярском крае (1,3 тыс. человек). Язык нгана санский самодийской группы уральских языков. Верующие православные, часть придерживается… … Русская история

    Нганасаны - (самоназвание ня, самоеды тавгийцы) народ общей численностью 1278 чел., проживающий на территории Российской Федерации. Язык нганасанский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть традиционные верования. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (самоназвание ня, прежние названия тавгийцы, самоеды тавгийцы) народность, живущая в Таймырском (Долгано Ненецком) национальном округе Красноярского края РСФСР. Численность около 1 тыс. чел. (1970, перепись). Язык Н. (см. Нганасанский… … Большая советская энциклопедия

Расовый тип

байкальская раса

Входит в Родственные народы

Расселение и численность

Динамика изменения численности населения нганасан в России в XX веке : - 867 человек, - 748, - 953, - 867, - 1262, - 834, - 862 .

Численность нганасан в населённых пунктах в 2002 г.:

посёлок Волочанка 278

посёлок Усть-Авам 244

Язык и состав

Нганасаны состоят из двух племён - авамские (западные, с центрами в посёлках Усть-Авам и Волочанка) и вадеевские (восточные, с центром в посёлке Новая) нганасаны - и одного рода (род Око (Долган) или яроцкие нганасаны), не входящего в эти племена.

ДНК

По Y-хромосоме ДНК (передающейся по прямой мужской линии) настоящие кочевые нганасаны (коих осталось всего около 100 человек) принадлежат на 92 % к гаплогруппе N1b («самодийской») и на 5 % к гаплогруппе C. Это самый высокий показатель среди всех народов для гаплогруппы N1b. Таким образом, можно сказать, что нганасаны являются генетически «самым самодийским» народом из всех. Кроме того, это один из самых однородных народов из тех, что изучены по ДНК Y-хромосоме .

История

В сравнительно отдалённое время (XVIII век) полоса лесотундры от р. Таз на западе и до р. Лена на востоке, по-видимому, была занята племенами пеших охотников на дикого северного оленя . Эти племена не были самодийскими по языку и культуре, а, вероятно, были западным продолжением того народа к востоку от Лены, из которого к приходу русских к XVIII в. образовались юкагиры .

К XVIII в. к западу от Лены эти палеоазиаты, имевшие примитивное и ещё неолитическое по технике изготовления орудий производства хозяйство, уже были полностью поглощены самодийцами и тунгусами . В бассейне реки Пясины , например, таким образом образовались две небольшие самодийские группы, известные русским как самоеды-кураки и пясидские самоеды.

Однако в промежутке между Леной и Хатангой палеоазиаты рано подверглись влиянию тунгусов, и в конце концов были ассимилированы ими только в языковом отношении и оттеснены частью к самому берегу моря Лаптевых , частью в район верховьев р. Анабар и среднего течения Хатанги. При этом полноценной ассимиляции не произошло, палеоазиаты сражались с тунгусами за места охоты на диких оленей, похищали друг у друга домашних оленей и женщин, и т. д., а, кроме того, получили от тунгусов изделия из металла и знание оленеводства . В отличие от самодийцев на западе у тунгусов не было выработано специализированной тундровой системы оленеводства, поэтому и сами тунгусы, и палеоазиаты оставались оленеводами не крупными, не знавшими долгое время езды на оленях в санках, использовавшими оленей только для езды верхом и перевозки грузов вьюком.

Для охоты на диких оленей часть этих палеоазиатов проникала все дальше вглубь Таймыра , где встречались с упомянутыми самоедами-кураками и пясидскими самоедами, и в конце концов были ассимилированы этими самоедами, образовав племена тавгов и тидирисов, встреченные русскими в XVII веке . В течение XVII - первой половины XVIII веков тавги, тидирисы, самоеды-кураки и пясидские самоеды сливаются в одно племя Авамских нганасан. В этом племени потомками тавгов, видимо, являются роды Чунанчера и Нинонде, потомками тидирисов - род Линанчера, паясидских самоедов - род Нгомде, и самоедов-кураков - род Нгамтусо. Своё имя это племя получило от р. Авам и Авамского зимовья, где оно платило ясак .

Те же палеоазиаты, что остались в верхнем течении Анабара и среднем течении Хатанги (с оз. Ессей в центре своего поселения), стали известны русским под именем тунгусов ванядыров, или ванядов. В течение первой половины XVIII века в результате неудачных восстаний, голодовок и т. п. это племя распалось. Часть его ушла к тунгусам, часть к появивишимся в тех местах якутам , а часть ушла на Таймыр, поселившись к востоку от авамских нганасан, и под их влиянием оформилась в качестве племени Вадеевских (восточных) нганасан.

  • Песенную традицию , основанную на балы - песнях-импровизациях о чём угодно. Практически у каждого нганасана имеется несколько личных балы. Детские песни (н`уона балы ) создаются родителями для детей, которые по мере взросления разучивают их и поют как собственные именные песни. Колыбельные песни (л`андырсипса балы ) являются семейной традицией и передаются по женской линии, как и песни-баюкания (н`уо л`антеры ). У взрослых популярны лирические иносказательные песни (кэйнэйрся ~ кайнаруе ).
  • Эпическую традицию , выраженную в поэтико-певческих состязаниях-диалогах, в которых ситаби поются на персональные мелодии главных героев и являются своего рода исторической энциклопедией нганасанских напевов.
  • Танцевальную традицию . Круговые танцы сопровождаются горлохрипением на вдохе и на выдохе (нарка кунты ). В целом звукоподражания голосам зверей и птиц занимают важное место и включены в музыкальную ткань эпических и лирических напевов, шаманского обряда.
  • Традицию шаманских песен нада балы , мелодии которых принадлежат различным духам (д`амада ) и чередуются в процессе многочасового камлания: шаман запевает, а один или несколько помощников ему подпевают. У каждого шамана имеются ритуальные песни, соответствующие различным этапам обряда: набатачио балы - созывание духов; хоситапса балы - гадание; нантами балы - обращение-просьба к духам. Шаманские обряды звучат под аккомпанемент бубна (хендир ) или посоха с колокольчиком (чире ). Иногда пение шамана сопровождают удары палочкой с позвонками (хета`а ), которую обычно используют для ударов по бубну, но иногда и в качестве самостоятельной погремушки. Большинство подвесок-погремушек на костюме и других атрибутах шамана изображают духов (койка ) и имеют соответствующую форму: н`уоны - гагары, кокэры - журавля, денкуйка - лебедя, чедо - луны и др.
  • Инструментальную традицию : Подвески-погремушки в форме кольца с нанизанными трубочками (д`аптудо ) пришиваются к детской одежде в качестве звукового оберега . По дуге над колыбелью (каптыси ) скребли палочкой либо трубочкой, успокаивая ребёнка и одновременно аккомпанируя колыбельной песне. Жужжалка (сани херы ) и вращаемая завывалка (биахеры ), которые сейчас известны как детские игрушки, в прошлом были ритуальными.

Мифология

Главными сверхъестественными существами нганасан являются нгуо , коча , баруси , дямады . Нижний мир , заселенный мертвецами, называется Бодырбомоу (Мертвецов земля). Обычный человек, попав живым в Бодырбомоу, становится для мертвецов нгуо.

Нгуо

Хорошо говорящие по-русски нганасаны склонны перевести слово «нгуо» как «бог» , что не совсем верно. Буквально «нгуо» означает «небо» , при этом некоторые нгуо живут под землей.

Нгуо - это, как правило, матери (нямы ) стихий, явлений природы, веществ, животных и т. д. Так, известны Моу-нямы (Земли мать), Быды-нямы (Воды мать), Туй-нямы (Огня мать), Коу-нямы (Солнца мать), Кичеда-нямы (Луны мать), Сырада-нямы (Подземного льда мать), Та-нямы (Оленей мать), Нилу-нямы (Жизни мать, она же Диких оленей мать) и т. д. Из мужских божеств главное - Дёйба-нгуо (Сирота бог), главный покровитель нганасан и их культурный герой . Ему противостоят семь или девять сыновей Сырада-нямы, которых зовут Сырада-нянту (Подземного льда парни).

Нганасаны, ня (самоназвание - "человек"), в дореволюционной литературе - авамские самоеды, вадеевские самоеды, самоеды аси, самоеды-тавгийцы, народ в России, живущий в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края Российской Федерации. Расселены двумя группами: в Хатангском районе (вадеевские нганасаны) и на территории Дудинского горсовета (авамские нганасаны). Общая численность 1278 человек. Родственные народы: ненцы, энцы, селькупы. Говорят на нганасанском (тавгийском) языке самодийской группы уральской семьи; имеет авамский и вадеевский диалекты. Распространён также русский язык.

Нганасаны сформировались в 1-м тысячелетии нашей эры в процессе продвижения на Таймыр самодийских этнических компонентов, ассимилировавших аборигенов - охотников на дикого северного оленя. Позднее в состав нганасанов вошли отдельные группы эвенков и долган.

Основное традиционное занятие - охота на дикого оленя (с помощью загонов и на речных переправах), водоплавающую дичь (главным образом гуся), в меньшей степени - пушная охота и рыболовство по открытой воде. Со второй половины XIX века стало интенсивно развиваться домашнее оленеводство.

В настоящее время основные занятия нганасанов - сезонный отстрел дикого оленя, пушная охота.

Нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное жилище - чум, близкий по конструкции ненецкому.

Нижнюю одежду шили из ровдуги, верхнюю зимнюю (парка) - из оленьих шкур, глухого покроя с капюшоном для мужчин и распашную с капорообразной шапкой для женщин. Обувь из оленьих камусов с меховыми чулками не имела подъёма.

Пища - оленье мясо и рыба.

Делились на несколько родов. Счёт родства билатеральный.

Традиционные верования - анимизм, промысловый культ, шаманизм и др., характерен культ матерей природы.

В. И. Васильев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 368-369.

Нганасаны

Автоэтноним (самоназвание)

нэнэ’са : Самоназвание н я - "товарищ". Этноним происходит от н э н э’с а - "человек". Самый северный народ России.

Основная территория расселения

Этническая территория входит в Таймырский автономный округ.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 838, 1926 - 887, 1959 - 748, 1970 953 (данные несколько завышены), 1979 - 867, 1989 – 1278.

Этнические и этнографические группы

По территории проживания и рядя особенностей культуры делятся на авамских (западных) и вадеевских (восточных).

Антропологические характеристики

В антропологической классификации положение нганасан однозначно не определено. Они включаются в состав сибирских монголоидов, но оцениваются как "обособленная популяция" сохранившая, наряда с долганами, черты палеосибирского комплекса, тяготеющего к байкальской группе популяций.

Язык

нганасанский : Нганасанский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи Из соседних народов языковые связи прослеживаются прежде всего с селькупами в общем пласте несамодийской лексики.

Писменность

Язык бесписьменный.

Религия

Православие : Православные. Влияние христианства, в общем процессе интеграции населения Таймыра в состав Российского государства, проявляется достаточно ярко в ХVIII в. В последующее время наблюдается реставрация традиционной мировоззренческой системы. На начальном этапе христианизация носила более интенсивный характер и имела большее влияние на духовную культуру нганасан. В это время на севере Туруханского края строятся ряд церквей (дудинская Введенская, хатангская Богоявленская и т.д.), при которых постоянно жили священники, которые занимались не только миссионерской, но и просветительской деятельностью. К середине ХIХ в. наблюдается сокращение количества священнослужителей и, соответственно, миссионерской деятельности. До 1824 г. все церкви Туруханского края принадлежали Тобольской, затем Иркутской, а с 1834 г. - Томской епархиям. К этому времени было крещено около 10 % нганасан. В 1861 г. была образована Енисейская епархия, но результаты ее деятельности, с точки зрения усиления процессов христианизации, были малоэффективны. И к началу ХХ в. нганасаны считались язычниками.
Состояние религии нганасан в этот период и вплоть до современности можно оценить как синкретическое. Наряду с персонажами матерей природы, появляется лёса нго = русский бог, Миколка-бог (св.Николай), иконы ассоциируются с изображениями своих культовых предметов - койка, после крещения нганасаны не отказывались от традиционной мировоззренческой системы. Именно она "имела доминирующее значение при почти полном отсутствии следов христианского культа".

Этногенез и этническая история

Окраинное расположение этнической территории нганасан, по отношение к другим самодийским народам, оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком еще в эпоху мезолита (V тыс. до н.э.) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды. Западносибирское влияние на древнее население Таймыра начинает фиксироваться в 111 тыс. до н.э. Таким образом, Таймыр был территорией, на которой происходило взаимодействие западно- и восточносибирских культур, предшествующее появлении здесь самодийцев. Самоедизация древнего населения Таймыра начинается с территории низовьев Енисея, предположительно с рубежа I - II тыс. н.э., но формирование современных нганасан происходило позднее, в период появления в Сибири русских, что нашло отражение в письменных источниках. В современном родоплеменном составе нганасан, наряду с палеоазиатским (юкагирским) компонентом, который в значительной степени и определил этническую специфику их культуры, антропологического облика и языка, присутствуют также тунгусские черты.

Хозяйство

До недавнего времени нганасаны сохраняли традиции древнего хозяйственно-культурного типа охотников за дикими оленями, который базировался на сезонном промысле дикого оленя, рыболовстве и охоте на птиц, полуоседлый образ жизни, мобильное и стационарное жилице, специфический для нганасан комплекс одежды. В течение XIX в. нганасаны освоили специализированное крупностадное оленеводство и связанная с ним система жизнеобеспечения. В их культуре получают распространение кочевой образ жизни, самодийский транспорт, одежда и т.п. В то же время, в культуре нганасан сохраняются многочисленные пережитки древней дооленеводческой традиции, что и определяет их этническую специфику.

Традиционные поселения и жилища

Cтойбища нгагасан организованы как и у других тундровых оленеводов - они состояли из 3-4-х жилищ. В прошлом основным жилищем нганасан был чум, в последствие у их получили распространение региональные типы жилищ - голомо и балок.
Нганасанский чум относится к самодийскому типу, но отличается от ненецкого устройством основы. Это два шеста, в вершине одного из которых есть несколько отверстий, куда вставлялась вершина второго шеста, что позволяет регулировать диаметр основаия (до 9 м) и высоту чума. Чум покрывается покрышками из оленьих шкур. Зимние покрышки двойные, летние - одинарные. В центре чума на металлическом листе располагался очаг-костер, над которым на специальном надочажном устройстве сходном с устройством ненецкого чума, подвешивали котлы и чайники. Один из основных шестов чума - симка, считался священным. Пол дощатый. Спальные места располагались справа и слева от очага. Это оленьи шкуры, которые помещались на циновках. Чум перевозился на оленьих нартах.
Зимнее жилище нганасан - голомо. Это пирамидальное жилище, каркас которого сотавляют 4 наклонных шеста. Стены и крыша изготавливались из плах и досок и сверху обкладывались дерном.
В ХХ столетии на Таймыре получает широкое распространение зимнее передвижное жилище – балок. Балок это небольшой каркасный домик (4х7х2) крытый оленьими шкурами на нартах. Пол изготавливался их досок, в стенах небольшие окна. Отапливается балок железной печкой.

Библиография и источники

Общие работы

  • Нганасаны. СПб., 2000./Хомич Л.В.

Отдельные аспекты

  • Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX - начала XX в.). Л., 1983;/Грачева Г.Н.
  • Передвижное жилище оленеводов Севера Западной и Средней Сибири // Памятники материальной культуры народов Сибири. СПб., 1995./Грачева Г.Н.
  • К вопросу о влиянии христианизации на религиозные представления нганасан // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.). Л., 1979. С. 29-49./Грачева Г.Н.
  • Нганасаны. Материальная культура. М., Л., 1948./Попов А.А.
  • Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л., 1984./Попов А.А.