Учимся легко

Учимся легко

» » Основные виды деятельности в психологии. Основные виды деятельности 4 основных вида деятельности человека

Основные виды деятельности в психологии. Основные виды деятельности 4 основных вида деятельности человека

Природа заложила в нас главные отличия от животных – разум и деятельность. Постоянное бездействие неизбежно приводит к деградации личности, поэтому деятельность является важнейшим инструментом развития. Виды и формы деятельности человека на сегодняшний день достаточно разнообразны - это игра, учение и труд. Игра несет функцию развлечения и отдыха. Учение помогает в приобретении навыков и знаний. А труд способствует формированию и росту личности. Деятельность играет главную роль в жизни человека. И чтобы знать, куда направить свою энергию, разберемся, какие виды деятельности существуют в природе.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности – создать идеальную систему материального мира;
  • художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности – творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности – созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам. На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

На протяжении всего жизненного пути мы сталкиваемся с тремя генетически заменяющимися и сосуществующими вместе видами деятельности. К ним относятся игра, труд и учение. Несомненно, они имеют различные конечные результаты (т.е. продукты данной деятельности), структуру и особенности мотивации. Игра помогает ребенку овладеть и понять взрослый мир, освоить объективный мир взрослых. Имитируя деятельность, ребенок сам становится субъектом деятельности. Главным достоинством является свобода и нерегламентированность, поскольку ребенок сам вправе решать когда и в какие игры ему играть. Учение и труд имеют обязательную организационную форму, поскольку начинаются в строго установленное время, имеют конкретный план действий и производят определенные продукты труда. Различные виды деятельности имеют различную мотивацию. Так, например, мотивом игры признано удовольствие, получаемое от процесса самой игры. В качестве мотива труда и учения признается чувство ответственности и долга, а также интерес занятия данным видом деятельности. Очень важно выработать в себе привычку трудиться.

Рассмотрим их более подробно данные виды деятельности:

· Труд – является одним из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного обществу продукта, способного удовлетворить духовные или материальные потребности для всего человечества. Она позволяет раскрыть сущностные человеческие силы, поскольку человек принимает непосредственное участие, вступая в производственные отношения. Такое проявление труда позволяет сформировать собственное отношение к трудовой деятельности и мотивам труда, раскрыть собственную личность в труде и т.д. Мотивы труда находятся в прямой зависимости от требуемых трудовых задач, реализация которых приводит к благополучию и удовлетворению собственных потребностей. Процесс реализации трудовой деятельности зависит от безграничного ряда факторов, влияющих на проявление желания трудиться и качественно работать.

· Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности. Как вид деятельности, игра анализируется с целью изучения ее природы. Развитие детских игр способствует этапам развития всего человеческого общества. Проведение научного анализа показало, что игра позволяет ребенку получить отражение взрослого мира и следовать по пути познания окружающего нас мира. С возрастом игры меняются, из функциональных игр дети переходят к конструктивным, постепенно познавая все более сложные ступени своего развития. Сюжетно-ролевая коллективная игра позволяет значительно расширить круг общения каждого ребенка, принимающего непосредственное участие в игре.

· Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности. Процесс учения позволяет овладевать навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для выполнения конкретной трудовой деятельности и воспитания в конечном счете. Он помогает сформировать личность ребенка, его волевые черты характера, направленность, способности и т.д. Особо важным этапом в жизни каждого из нас является поступление в школу, которое меняет взгляды на жизнь, сверстников. У школьников меняется режим дня, появляется множество обязанностей, которые необходимо выполнять вовремя. В последствии учение готовит нас к профессиональной трудовой деятельности для удовлетворения наших духовных и материальных потребностей.

Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра . Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра, в школе – учеба, затем – труд.

1. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы социального поведения и общения людей – социализируются. В играх по правилам (настольных, спортивных) происходит развитие и тренировка физических и умственных особенностей. Игра приобретает особое значение и как специальный метод познания сложных и проблемных ситуаций (деловые, проблемные, ролевые игры).

2. Учебная деятельность – направлена на приобретение знаний, навыков и умений для будущей трудовой деятельности, является важнейшим условием развития сознания человека и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Продолжает занимать большое место и после окончания школы.

3. Трудовая деятельность – главный вид деятельности. Основной отличительный признак этого вида – создание продуктов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Труд создал человека; общественное разделение углубляется и дифференцирует, расчленяет труд. Выделяют труд физический (производство пищи, одежды); умственный (управление людьми, получение и распространение знаний, воспитание, обучение, развитие искусства, религии, науки). В физическом труде, как и в любой человеческой деятельности, всегда в большей или меньшей степени участвуют сознание, мышление, разум. А умственный труд, хотя и может совершаться без внешних физических усилий, но результаты его должны быть воплощены в тексте, чертеже, картине, скульптуре и иных материальных продуктах деятельности, создание которых связано с физическими действиями.

В зависимости от цели , преследуемой субъектом, можно выделить также следующие виды деятельности:

1. Преобразовательная деятельность – направлена на изменение существующих и создание новых, не существующих ранее объектов. Может быть материально-практической , если изменяются материальные объекты, ипрактически-духовной , если преобразуются мысленные, идеальные объекты.

2. Познавательная деятельность . Цель – не изменение объектов, а построение знаний о них. Хотя в процессе познания мы можем воздействовать и изменять изучаемые объекты.

3. Ценностно-ориентационная деятельность . Цель – в оценке природных и общественных явлений с точки зрения их соответствия потребностям, идеалам и устремлениям человека, в осмыслении ценностей (эстетических, религиозных, политических, правовых, нравственных), на которые опирается такая оценка.

В каждом из этих видов деятельности могут быть также выделены:

конструктивная и деструктивная;

производящая и потребляющая;

продуктивная и репродуктивная.

Необходимый элемент всякой совместной деятельности людей – общение. Общение, духовный контакт – сама по себе величайшая ценность, а не только средство. В этом смысле общение – специфический вид деятельности . Отличается от других видов тем, что происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а с другими субъектом. Подлинно человеческим общением является лишь такое, когда к другому относятся как к цели, ценности, а не как к объекту, средству.

Человеческая деятельность развивается через оборачивание, в результате которого создание средств для достижения целей со временем становится самостоятельной целью и выделяется в особую форму деятельности, что происходит на протяжении всей человеческой истории. Духовная деятельность возникает как средство, помогающее людям совершенствовать и делать более успешной практическую деятельность по добыче материальных благ; с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, цель которой – удовлетворение духовных потребностей людей. Так образуются наука, политика, искусство и т.п. Игра из деятельности с целью развития способностей человека превращается в спорт как особую сферу деятельности. В спорте развитие особенностей – уже не цель, а средство достижения высоких спортивных результатов.

Таким образом, человеческая деятельность развивается, превращая свои средства в цели, а цели – в средства. Так происходят и развиваются ее разнообразные виды. Так в деятельности возникают все новые и новые цели и создаются все более мощные и совершенные средства и способы их достижения.

Практикой в широком смысле называют любое дело в отличие от рассуждений и разговоров об этом деле (теория). В научно-философском языке понятием практика обозначают не всякое дело, а лишьтакой вид деятельности, который изменяет материальный мир, то есть материально-практическую преобразовательную деятельность (в отличие от духовной).

Практическая и духовная деятельность – пересекающиеся области человеческой деятельности, ведь практика – это процесс, в котором участвует субъект, наделенный сознанием. Практика, будучи материальным процессом, в то же время регулируется, направляется и контролируется сознанием субъекта. Практика имеет общественно-исторический характер . Общественный – ведь она коллективная, совместная деятельность людей. Исторический – ибо содержание практики изменяется, развивается в ходе человеческой истории.

Основные формы практики:

1. Производственная деятельность . Люди, воздействуя на природные условия своего существования, создают материальные блага, необходимые для жизни, и средства для их производства. Материальное производство определяет специфику человеческого бытия и является исходной и главной формой практики.

2. Социальная деятельность . Люди формируют, поддерживают и развивают свои общественные отношения. Благодаря ей складываются, функционируют и изменяются экономические и политические структуры.

3. Научно-экспериментальная деятельность – воздействие на материальные объекты с целью получения знаний о них.

Другие виды практики – хозяйственно-бытовая, судебно-следственная, медицинская, художественная – сочетаются с основными.

Практика – основа всех форм человеческой деятельности . Они как бы вырастают из нее в процессе развития общества. Проблемы и задачи, возникающие в практике, стимулируют и обуславливают развитие техники, науки, искусства и всей человеческой культуры вообще.

Творчество- продуктивная деятельность.

Основные виды: художественное, научное, техническое. Кроме них: философское, педагогическое, социальное, политическое, идеологическое и т.п. В человеческой голове возникают духовные, идеальные образования – замыслы, представления, идеи, теории, выражающиеся в материальной, чувственно воспринимаемой форме: словах, знаках, звуках, технических конструкциях и т.д. Но результатом творчества может быть не только конечный продукт. Им может быть разработка нового метода, способа, программы действий; культурное, интеллектуальное, нравственное развитие личности.

1-й основной признак творчества – новизна получаемых результатов. Причем речь идет не о новизне во времени, а о качественной новизне, связанной с оригинальностью, своеобразием, непохожестью на все, что было до сих пор. Чем больше качественно нового, тем выше уровень творчества. Новизна может быть объективной и субъективной.

Объективная новизна – результат, новый для человечества, полученный в истории общества впервые.

Субъективная новизна имеет индивидуально-психологический характер: полученный субъектом результат нов для него, но на самом деле повторяет уже известное другим.

Деятельность будет творческой, даже если результат ее хотя бы субъективно нов. Но, конечно, общество выше оценивает творчество первооткрывателя, чем того, кто "изобретает велосипед" или "открывает Америку".

2-й основной признак творчества – социальная значимость результатов. Тот, кто придумал, изобрел, сочинил, открыл что-то новое, может предполагать, что оно имеет не только индивидуальную, но и социальную значимость. Хотя это зависит от действительной роли результатов творчества в развитии сфер человеческого бытия, что выясняется со временем.

Многие выдающиеся творцы страдали от непонимания их творчества современниками и даже подвергались гонениям и насмешкам. Однако в конце концов история ставит все на свои места, и подлинно великие творческие достижения получают всеобщее признание.

Между двумя указанными признаками творчества – новизной и социальной значимостью – существует сложная и противоречивая связь. Ведь новый результат, как правило, не имеет еще социальной значимости: требуется время, чтобы его значение выявилось. Напротив, социально значимый результат – тот, который получил общественное признание и, следовательно, перестал уже быть новым. Новизна и значимость – противоположности: новое еще не значимо, а значимое уже не ново. Парадоксальность творчества – в соединении этих противоположностей. Творец не просто создает новое, но и предчувствует заранее его значимость.

Итак, творчество – это деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам.

Этапы творчества:

1) постановка творческой задачи;

2) поиск решения;

3) рождение идеи, которая дает ключ к решению задачи;

4) разработка плана, проекта, сценария, концепции, ведущей к искомому результату;

5) воплощение результата в форму, доступную для восприятия другими.

Творчество часто связано с особым психологическим феноменом-состоянием вдохновения, проходят особые периоды (инкубации, интуиции и озарения). Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура – почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура – продукт творчества.

В разные периоды истории отношение общества к творчеству было различным. В древности считалось необходимым во всем следовать заветам предков, обычаям, традициям, правилам. Поворот в отношении к творчеству начался с эпохи Возрождения. Происходящее в условиях индустриального производства ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения резко увеличивают потребность общества в творческом труде. Огромную важность получают всемерное стимулирование творческого труда, обеспечение свободы творчества, коренное улучшение всей системы образования с целью развития творческих способностей учащихся, воспитания творческой личности.

Этот раздел включает:

Физическую и/или химическую обработку материалов, веществ или компонентов с целью их преобразования в новые продукты, хотя это нельзя использовать как единый универсальный критерий для определения производства (см. ниже "переработка отходов")

Материалы, вещества или преобразованные компоненты являются сырьем, т.е. продуктами сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, горных пород и минералов и продуктов других обрабатывающих производств. Считается, что значимые периодические изменения, обновление или преобразование продуктов относятся к производству.

Произведенная продукция может быть готовой к потреблению или может представлять полуфабрикат для последующей обработки. Например, продукт очистки алюминия используется как сырье для первичного производства алюминиевых изделий, например алюминиевой проволоки, которая в свою очередь будет использована в необходимых конструкциях; производства техники и оборудования, для которого данные запасные части и аксессуары предназначены. Производство неспециализированных компонентов и деталей машин и оборудования, например двигателей, поршней, электромоторов, клапанов, шестеренок, подшипников, классифицируется в соответствующей группировке раздела C "Обрабатывающие производства", независимо от того, в состав каких машин и оборудования могут входить эти предметы. Однако производство специализированных компонентов и аксессуаров посредством отливки/формовки или штамповки пластиковых материалов включает в себя группировка 22.2. Сборка комплектующих частей и деталей также отнесена к производству. Данный раздел включает сборку целостных конструкций из составляющих компонентов, произведенных самостоятельно или приобретенных. Переработка отходов, т.е. переработка отходов для производства вторичного сырья вошла в группировку 38.3 (деятельность по обработке вторичного сырья). Хотя может производиться физическая и химическая переработка, это не считается частью обрабатывающего производства. Первичной целью данных видов деятельности является основная переработка или переработка отходов, которая классифицирована в разделе E (водоснабжение; канализация, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений). Однако производство новых готовых изделий (в противовес продукции, произведенной из вторичного сырья) относится ко всему производству в целом, даже если в данных процессах использованы отходы. Например, производство серебра из отходов пленки считается производственным процессом. Специальное техобслуживание и ремонт промышленных, коммерческих и подобных машин и оборудования в целом указаны в группировке 33 (ремонт и установка машин и оборудования). Однако ремонт компьютеров, бытовых устройств указан в группировке 95 (ремонт компьютеров, предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения), в то же самое время ремонт автомобилей описывается в группировке 45 (оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспортных средств и мотоциклов). Установка техники и оборудования как узкоспециализированная деятельность классифицирована в группировке 33.20

Примечание - Границы обрабатывающего производства с другими разделами данного классификатора могут не иметь четкой однозначной спецификации. Как правило, обрабатывающие производства включают переработку материалов для производства новой продукции. Обычно это совершенно новая продукция. Однако определение того, что представляет собой новая продукция, может быть несколько субъективным

Переработка подразумевает следующие виды деятельности, задействованные в производстве и определенные в данном классификаторе:

Переработка свежей рыбы (извлечение устриц из раковин, филетирование рыбы), выполняемые не на борту рыболовецкого судна, см. 10.20;

Пастеризация молока и розлив по бутылкам, см. 10.51;

Выделка кожи, см. 15.11;

Распиловка и строгание древесины; пропитка древесины, см. 16.10;

Печать и родственные ей виды деятельности, см. 18.1;

Восстановление протектора шин, см. 22.11;

Производство готовых к применению бетонных смесей, см. 23.63;

Гальванопокрытие, металлизация и тепловая обработка металла, см. 25.61;

Механическое оборудование для ремонта или переборки (например, двигателей автомобилей), см. 29.10

Также существуют виды деятельности, включенные в процесс переработки, которые отражены в других разделах классификатора, т.е. они не классифицируются как обрабатывающие производства.

Они включают:

Лесозаготовки, классифицированные в разделе A (СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО);

Модификацию сельскохозяйственной продукции, классифицированную в разделе A;

Подготовку пищевых продуктов для немедленного потребления в помещениях, классифицированную в группировке 56 (деятельность предприятий общественного питания и баров);

Обогащение руды и прочих минералов, классифицированную в разделе B (ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ);

Строительные и сборочные работы, выполняемые на строительных площадках, классифицированные в разделе F (СТРОИТЕЛЬСТВО);

Деятельность по разбивке крупных партий товаров на мелкие группы и вторичный сбыт более мелких партий, включая упаковку, переупаковку или розлив в бутылки такой продукции, как алкогольные напитки или химикаты;

Сортировку твердых отходов;

Смешивание красок по заказу клиента;

Резку металлов по заказу клиента;

Пояснения к различным товарам, отнесенные к разделу G (ТОРГОВЛЯ ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МОТОЦИКЛОВ)

Прочитаем информацию .
Деятельность человека - вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Основные виды деятельности - игра, учеба, труд.
Игра - вид непродуктивной деятельности, целью которой является развлечение, отдых, а не производство материальных благ. Характерные черты игры :

  • существование правил
  • условная ситуация
  • использование замещающих предметов
  • цель - удовлетворение интереса
  • развитие личности (обогащение, необходимые навыки)
Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности.
Учение (учеба) - вид человеческой деятельности, в результате которой происходит приобретение знаний, умений, навыков и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.
Учение может быть организованным, неорганизованным, самообразовательным.
1. Организованное обучение - процесс обучения, который осуществляется в образовательных учреждениях.
2. Неорганизованное (неформальное) обучение - процесс обучения, который осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
3. Самообразование - самостоятельное обучение, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
Учебная деятельность является важнейшим условием развития сознания человека и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Продолжает занимать большое место и после окончания школы.
Сущность - освоение опыта предыдущих поколений. Результат - усвоение ценностей и норм национальной культуры.
Труд - вид человеческой деятельности, направленной на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения потребностей человека.
Характерные черты труда :
  • целесообразность
  • нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов
  • наличие мастерства, умений, знаний
  • практическая полезность
  • получение результата
  • развитие личности
  • преобразование внешней среды обитания человека
Сущность - преобразование предметов материального мира. Результат - удовлетворение материальных потребностей и создание материальных и духовных благ.
Специфическое отличие труда от других от игры и учебы - создание полезных для человека продуктов - как материальных, так и духовных.
Ученые выработали учение о деятельности , которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому
  • что именно она формирует на каждом возрастном этапе важнейшие черты личности.
  • что в ее русле развиваются все другие виды деятельности в течение жизни человека.

Возрастной период

Ведущий вид деятельности

Сопутствующий/дополнительный вид деятельности

Ребенок до поступления в школу

Постепенное обучение и посильный труд

Школьник

Учение (учеба)

Труд, игра в свободное время

Подросток

Общение (так считают многие исследователи)

Учение и новые игры

Взрослый

Учеба, игра, общение в свободное время


Рассмотрим примеры учения (учебы).

Организованное

1.Обучение в средних общеобразовательных учреждениях (школах). 2.Обучение в профессиональных учебных заведениях (лицеях). 3.Обучение в высших учебных заведениях (университетах, институтах и пр.).

Неорганизованное (неформальное)

1.Тренинги - «Развитие управленческих навыков», «Искусство публичных выступлений» и т.д. 2.Семинары - «Активные продажи» и т.д. 3.Консультации на различные темы. 4.Курсы Курсы-интенсив «Английский язык. Разговорная практика», курс «WEB-дизайн», курс «Агент по продаже недвижимости (риэлтор)» и т.д.

Самообразование

Михаил Васильевич Ломоносов занимался самообразованием: рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь римфотворный Симеона Полоцкого. В 1730 году ушел в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.


Выполним онлайн-задания (тесты).

Используемая литература:
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы
Википедия - свободная энциклопедия