Учимся легко

Учимся легко

» » Что создало условия появления стране. Условия для возникновения и устойчивого развития демократии - реферат

Что создало условия появления стране. Условия для возникновения и устойчивого развития демократии - реферат

Генеральный директор РВК о достижениях и планах в области венчурной поддержки технологического предпринимательства, о задачах Национальной технологической инициативы

17.03.2016 Наталья Дубова Рубрика:Индустрия

Генеральный директор РВК Игорь Агамирзян рассказал ­Computerworld Россия о планах в области венчурной поддержки технологического предпринимательства и задачах Национальной технологической инициативы - долгосрочной государственной программы по продвижению российских компаний на перспективные глобальные рынки. По его словам, цель НТИ - создать условия для появления технологических компаний, которые станут донорами отечественной экономики через 20 лет.

Игорь Агамирзян возглавляет Российскую венчурную компанию с 2009 года. За это время ситуация с поддержкой технологического предпринимательства в стране качественно изменилась. В 2015 году РВК поручено сформировать проектный офис Национальной технологической инициативы - долгосрочной государственной программы по продвижению российских компаний на перспективные глобальные рынки.

Сегодня в России дела с развитием венчурного бизнеса обстоят непросто, но генеральный директор РВК находит поводы для оптимизма. Computerworld Россия побеседовал с Игорем Агамирзяном об успехах и планах РВК и о том, что стоит за реализацией НТИ.

- Как развивался российский венчурный рынок за годы вашей работы в РВК и как обстоят дела сейчас?

Венчурный бизнес в России активно рос в период с 2010-го по 2013 год. Но затем по известным причинам произошел значительный спад, и на сегодня непонятно, когда рынок снова выйдет на траекторию устойчивого роста. Хотя по отдельным характеристикам ситуация даже лучше, чем раньше, в частности стало больше заметных экзитов (продажа инвесторами своей доли в компании. - Н. Д. ).

Кризис всегда открывает новые возможности. Например, я как очень позитивное явление рассматриваю спад инвестиционной активности на рынке недвижимости. Если раньше недвижимость была гарантированным вложением с хорошим ростом, то теперь это не так, и больше потенциальных инвесторов стали обращать внимание на стартапы ранней стадии. Ожидаю, что тем самым будет дан толчок развитию бизнес-ангельского движения, хотя пока эти деньги совсем не «профессиональные» с точки зрения венчурных инвестиций, и наверняка будут потери. Но и это позитивный момент, потому что чем больше денег теряется, тем больше вероятность возникновения чего-то хорошего.

- Шесть лет назад вы говорили о задаче создания в стране экосистемы инноваций. Удалось ли ее решить?

Да, я считаю, что удалось. Произошло разделение программ развития на финансовые (инвестиционные, кредитные, грантовые) и нефинансовые, такие как поддержка развития компетенций, помощь в работе с партнерами и заказчиками, в том числе на международных рынках. Мы первые начали уделять этому внимание, а сейчас целый ряд институтов развития реализует нефинансовые программы.

Такой подход оказался весьма удачным. Классический показатель ROI на проектах развития экосистемы значительно выше, чем на финансовых и инвестиционных.

За прошедшие шесть лет венчурный рынок в России качественно изменился. Количественно, несомненно, тоже, даже после двух лет падения объем венчурных инвестиций в стране значительно выше, чем в 2009 году. В 2013-м по этому показателю мы были на втором-третьем месте в Европе и на первом - по темпам роста.

- Что теперь главное в повестке дня РВК - Национальная технологическая инициатива?

НТИ - абсолютно необходимое направление работы по развитию технологической экономики. Логика инициативы состоит в том, что на зрелых рынках получить заметное присутствие уже невозможно. Весь прошлый позитивный опыт российских компаний на международном уровне был обусловлен тем, что они входили на рынок в стадии его формирования. Но сейчас, даже если создать свой антивирус, стать новым Касперским не удастся. На сегодняшний день в традиционных ИТ - в корпоративных системах, в пользовательском софте, даже в интернет-проектах - окна возможностей уже закрылись. Уровень зрелости рынков и конкуренция таковы, что шансов сделать новые Microsoft, Google или Facebook нет.

В манифесте НТИ декларированы рынки, в которых открываются окна возможностей для появления новых прорывных технологий и продуктов. Но, к сожалению, мне кажется, что мы недооценили темпы развития некоторых рынков. Скажем, в технологиях интеллектуального транспорта за 2015 год произошел революционный прорыв, и теперь уже не очевидно, что остались шансы создать здесь глобального игрока.

- Задача НТИ - создать условия для появления компаний международного уровня?

Задача - создать условия для появления технологических компаний, которые станут донорами российской экономики через 20 лет. Очевидно, что традиционная ресурсо-ориентированная экономика более не дееспособна.

Правильный ли это ориентир - поиск ниш, где могут вырасти новые гиганты? Есть ощущение, что сейчас на рынке инноваций доминируют яркие идеи, решающие конкретные практические задачи. При этом эксплуатируются базовые технологии, которые при своем поразительном потенциале стали общедоступными и дешевыми.

Любой новый рынок формируется вокруг стандарта. Это либо одна крупная корпорация, задающая индустриальный стандарт, либо множество малых, развивающихся вокруг общего стандарта. В основе интернет-рынка лежат стандарты W3C, рынка ПК - стандарты Intel и Microsoft (то, что иногда называют Wintel), рынка смартфонов - стандарт ARM-Android и т. д. Именно это определяет необходимость ориентироваться на рынки, в которых еще только открываются окна возможностей, потому что стандартов пока нет. Когда стандарт появится, бороться против него станет намного сложнее.

В целом это экономическая, а не технологическая задача - найти модель развития, которая обеспечит приток денег. Уже очевидно, что экономика в ближайшее десятилетие будет развиваться по модели, в которой стоимость всех стандартных массовых товаров, включая ресурсы, кардинально сокращается, а добавленную стоимость обеспечивают исключительно высокие технологии - в дизайне, в инжиниринге, в создании интеллектуального продукта.

Это не означает, что исчезнут базовые отрасли, но ориентироваться только на них нельзя. Страны, которые останутся в рамках индустриальной экономики XX века, с голоду не умрут, но по уровню жизни будут разительно отставать от развитого мира.

Если обратиться к истории, можно увидеть, что каждый новый фазовый переход в технологиях, который всегда влек за собой существенные перемены в экономике, оставлял какие-то группы стран за бортом. Если не лидером, то участником этой гонки быть необходимо. В противном случае последствия для страны могут быть катастрофическими.

Но и одним долгосрочным целеполаганием не обойтись, потому что для реализации таких планов нужно иметь хорошую базовую промышленность. Поэтому актуальны среднесрочные программы модернизации производственных мощностей на базе существующих технологий. К сожалению, цифровизация производства, осуществленная в развитых странах в 1990–2000-х годах, в России пока полностью провалена. В «цифре» умеют работать только промышленные предприятия, участвующие в международной кооперации, а те, что ориентированы на внутренний рынок, продолжают жить с технологиями 50-х годов прошлого века. Другой пример - электроэнергетика. Чтобы построить сквозную управляемую энергосистему, ничего нового с научной точки зрения не требуется, это задача масштабирования. Нужны огромные инвестиции, чтобы они обеспечили немедленную колоссальную отдачу. И так практически по всем отраслям.

Это инвестиции в российского производителя. Может быть, не нужно искать побед на мировом рынке, достаточно развивать отрасли на внутреннем заказе?

Безусловно, такого рода инвестиционные проекты стимулируют развитие сразу нескольких отраслей. Госзаказ на модернизацию энергетики вызовет огромный спрос на продукцию приборостроения и специализированное ПО. И отечественные производители с удовольствием на этот спрос ответят.

Но это задачи на среднесрочную перспективу - ближайшие десять лет. Кроме того, есть насущные краткосрочные задачи, то, что принято называть импортозамещением, хотя я сам ратую за «экспортоориентированное импортозамещение». Подтвержденный экспорт - единственная гарантия качества продукта. Если ставить целью поддерживать отечественного производителя, полностью сфокусированного на национальном рынке, получим массовое производство неконкурентоспособной продукции.

Сейчас в сегменте средних технологических компаний происходит много интересного с точки зрения такого краткосрочного развития. Но это не венчурные бизнесы, им нужны другие инструменты поддержки, например кредитные программы. С другой стороны, если сегодня не запускать стартапы и не обеспечивать доступность венчурных инвестиций, получим провал через 10–15 лет.

Возвратимся к НТИ. В нашей стране в свое время была осуществлена программа, полностью соответствующая тому, что мы понимаем под НТИ. Это массовое обучение программированию в школах в середине 1980-х, инициатором которого был академик Ершов. Уникальный пример, как удалось предугадать перспективный вектор развития и реализовать соответствующие мероприятия. Ведь именно дети, охваченные программой в 80-х, в начале нулевых составили кадровую базу российских программистских компаний, которые сегодня по объему высокотехнологичного экспорта находятся на втором месте после экспорта вооружений.

Точно так же в НТИ необходимо найти перспективные направления развития и проработать меры их поддержки, в том числе образовательными программами. Сейчас, например, надо думать о массовом обучении в школах всему, что связано с информационной структурой наук о жизни, потому что будущее за этими областями.

- Как продвигается реализация НТИ? Доступной информации об инициативе мало…

Эффективно идут процессы вовлечения профессиональных сообществ, но, согласен, отсутствует массовая популяризация инициативы. Есть и другие проблемы, например очень много бюрократии в организации взаимодействия рабочих групп и ответственных органов исполнительной власти. Серьезной ошибкой, на мой взгляд, было принятое на слишком раннем этапе решение о бюджетном финансировании проектов НТИ. При этом не ведется работа по развитию институциональной среды, совершенствованию законодательства. Более того, за последний год были приняты решения, практически закрывающие два из девяти рынков, декларированных в НТИ: по коммерческому использованию генномодифицированных продуктов и по регистрации дронов.

- Как людям, которые ассоциируют себя с ИТ-индустрией, увидеть свое место в списке направлений НТИ?

Сегодня ИТ-индустрии как таковой уже нет. Она трансформировалась в платформу развития, необходимую для каждой отрасли. Поэтому мой ответ - нужно перестать воспринимать себя «айтишником». Если ты идешь в автомобильную отрасль, то твоей задачей будет программирование автомобильного компьютера. Думаю, других инженерных специальностей, кроме программистов, рано или поздно вообще не останется. Как в производственном секторе благодаря тотальной автоматизации не будет рабочих специальностей, так и все инженерные сведутся к программированию.

А такая новая область квалификаций, как data science? Какие у нее перспективы? Есть ли здесь ниша для новых бизнесов?

Это не инженерия и не наука, скорее некий синтез дизайна продукта или услуги с его бизнес-обоснованием. Находя закономерности в данных, специалисты в области data science определяют архитектурные решения.

Думаю, здесь все будет происходить на уровне отраслей. Отраслевая структура экономики сложилась исторически, исходя из задач по обслуживанию различных потребностей человека. И любые прорывные технологические решения очень быстро приспосабливаются к потребностям всего отраслевого спектра. Когда-то такое случилось с машиностроением, сейчас происходит с ИТ, аналогичные процессы ждут и data science. Как отдельное направление оно не сохранится, но будет data science в энергетике, data science в транспорте, data science в ЖКХ и т. д.

Новинки «Цикла зрелости технологий» Gartner

По мнению аналитиков, в то время как предприятия движутся по пути цифровой трансформации важно применять верные технологии в нужное время.

Аналитики Gartner опубликовали очередной ежегодный доклад из серии «Цикл зрелости новых технологий». Среди главных изменений прошедшего года - автономные транспортные средства переместились на пик завышенных ожиданий. Их развитие еще в эмбриональной стадии, пишут в Gartner, но все крупнейшие автопромышленники планируют выпустить их в скором времени. Еще одна перемена - решения для «соединенных» домов продвинулись от зарождения к стадии перед пиком ожиданий: сегодня появляется немало принципиально новых решений и платформ, предлагаемых как стартапами, так и известными компаниями.

По мнению аналитиков, в то время как предприятия движутся по пути цифровой трансформации важно применять верные технологии в нужное время. В Gartner делят этот путь на шесть эпох, которым соответствуют разные модели бизнеса: аналоговая, Web, электронный бизнес, цифровой маркетинг, цифровой бизнес, автономная. Аналитики отмечают, что «цикл зрелости» в основном перечисляет новые технологии, относящиеся к трем последним стадиям.

В частности, эпоха цифрового маркетинга характеризуется возникновением «средоточия сил» - мобильных технологий, социальных сетей, облаков и информационно-аналитических систем. Предприятия на этом этапе ищут новые способы выхода на заказчиков, которые готовы участвовать в маркетинговых мероприятиях ради популярности в соцсетях или получения более ценных продуктов и услуг. На этой стадии в Gartner рекомендуют обращать внимание на следующие технологии: жестовое управление, гибридные облачные вычисления, Интернет вещей, машинное обучение, «разбирающиеся в людях» цифровые помощники (в Gartner их определяют как «общительных, предупредительных ‘умных’ цифровых агентов, заботящихся о своих людях») и устный машинный перевод.

В эпоху цифрового бизнеса происходит «конвергенция людей, бизнеса и вещей», пишут в Gartner. Важная роль отводится Интернету вещей и размыванию границ между физическим и виртуальным мирами. Физические активы оцифровываются и получают в цепочке ценности бизнеса равные права с изначально цифровыми объектами, например мобильными приложениями. На предприятиях, стремящихся к переходу на эту стадию, аналитики советуют обратить внимание на технологии 3D-биопечати, в том числе системы изготовления органов для трансплантации, средства улучшения человека, аффективные вычисления (компьютерные системы, имитирующие и распознающие человеческие эмоции), дополненную реальность, биоакустические сенсорные интерфейсы (например, Skinput: интерфейс отображается на коже и управляется касаниями), биочипы, интерфейс мозг-компьютер, «гражданскую» науку о данных (по определению Gartner, «гражданский» ученый по данным это специалист без образования в сфере статистики, создающий прогнозные или директивные аналитические модели), криптовалюты и соответствующие биржи, микродатацентры, средства оценки и улучшения «цифровой сноровки» (так в Gartner обобщают «умственные и социальные способности служащих, определяющие успех цифрового бизнеса»), цифровую безопасность, корпоративную 3D-печать, умных роботов и консультантов, жестовое управление, Интернет вещей, машинное обучение, микродатацентры, системы ответов на вопросы на естественном языке, нейробизнес (использование знаний в сфере нейробиологии для принятия более взвешенных бизнес-решений), квантовые вычисления, программно-определяемую безопасность, голографические дисплеи и носимые устройства.

Автономная эпоха характеризуется способностью предприятий с пользой для бизнеса применять технологии, которые предоставляют возможности, подобные человеческим, или способные заменить человека. Самоуправляемые транспортные средства перемещают людей и товары, когнитивные системы рекомендуют вероятные схемы ответа на сообщения электронной почты, сами пишут тексты и отвечают на вопросы клиентов. В эту эпоху в Gartner рекомендуют помимо большинства технологий предыдущей стадии обратить внимание на автономные транспортные средства и «умную пыль» (группы микроскопических датчиков, работающих сообща).

В Gartner подчеркивают, что классификация технологий по эпохам - условная, и не стоит воспринимать ее как императив; как отмечают аналитики, многие первопроходцы осваивают передовые технологии вроде автономных транспортных и умных консультантов, параллельно совершенствуя технологии из эпохи «средоточия сил», например, мобильные приложения.



Истоки потребительской кооперации и первые кооперативы России

2. Англия – родина потребительской кооперации

3. Докооперативные формы объединений в России

4. «Большая артель» декабристов, ее значение в становлении кооперативного движения России

1. Причины и предпосылки возникновения кооперативов

Потребительские общества как конкурентоспособные предприятия с конкретной социальной направленностью на удовлетворение потребностей своих пайщиков впервые возникли в странах Западной Европы. Изучение предпосылок и история возникновения первых потребительских обществ Англии позволяет глубже понять историю потребительской кооперации России.

Кооперативы, как специфические организационно-правовые формы предприятий, осуществляющие предпринимательскую деятельность для удовлетворения потребностей своих членов, были созданы в условиях становления и развития капиталистических отношений.

В условиях становления капиталистических отношений обострились социально-экономические противоречия между различными социальными слоями населения. Рабочие, служащие, крестьяне стали нуждаться в защите своих потребительских интересов, особенно в области приобретения товаров и услуг. Частные торговцы неоправданно завышали цены на товары, часто продавали товары низкого качества и не вежливо обслуживали потребителей. Именно потребность в приобретении качественных товаров по доступной цене вызвала к жизни потребительские общества, то есть явилась причиной их возникновения.

При капитализме были созданы предпосылки для возникновения кооперативов разных видов, в том числе потребительских обществ, которые, как и другие кооперативы, за счет предпринимательской деятельности (торговли) могут удовлетворять потребности объединившихся лиц. Именно поэтому кооперативы могли возникнуть только при капитализме, обеспечившем развитие предпринимательской деятельности.

Конечно, с развитием капитализма постепенно создавались благоприятные условия для развития кооперативов разных видов как специфических предпринимательских организаций.

Потребительские общества, как разновидности потребительских кооперативов, возникли одновременно с другими видами кооперативов, вливаясь в общее кооперативное движение. Поэтому имеет смысл рассматривать общие предпосылки возникновения и развития кооперативов разных видов.

Все предпосылки, как необходимые условия развития кооперативов, можно объединить в три группы:

    социально-экономические предпосылки;

    юридические (правовые) предпосылки;

    идеологические (теоретические) предпосылки.

Социально-экономические предпосылки. Эта группа предпосылок включает формирование социальной базы кооперативов, создание условий для накопления денежных средств населения и создания кредитно-банковской системы.

Формирование социальной базы кооперативов. Изменение отношений при капитализме привело к изменениям социальной структуры общества. По экономическому положению выделился средний социальный слой населения, включающий рабочих, ремесленников, кустарей, служащих, крестьян, фермеров, которые для защиты от эксплуатации нуждались в создании своих совместно владеемых предприятий, в том числе кооперативов. Из сказанного следует, что только при капитализме сформировалась социальная база кооперативов, то есть социальные слои населения, которым нужны были разные виды кооперативов для защиты от эксплуатации: в сфере приложения труда (производственные кооперативы), при получении кредита (кредитные кооперативы), при покупке продуктов и других товаров у частных торговцев (потребительские кооперативы – потребительские общества).

Создание условий для накопления денежных средств населением. Кооператив любого вида может быть создан, если граждане могут накопить средства для образования кооперативного имущества. При капитализме развитие товарно-денежных отношений достигло такого высокого уровня, при котором рабочая сила стала товаром. Поэтому рабочие и служащие, получая за свой труд деньги, могли накопить денежные средства и вложить их в создание совместных предприятий – кооперативов, в том числе потребительских обществ.

Мелкие собственники (кустари, ремесленники, крестьяне, фермеры), продавая за деньги продукцию, произведенную на своих предприятиях, могли часть из этих денег использовать для накопления и вложения в виде взносов в совместные предприятия – кооперативы (сбыто-снабженческие, кредитные, потребительские общества).

Таким образом, капитализм создал экономическую предпосылку для создания экономической основы кооперативов – совместного кооперативного имущества.

Создание кредитно-банковской системы. Высокий уровень развития товарно-денежных отношений привел к созданию кредитно-банковской системы, которая заменила ростовщиков (частных денежных капиталистов). Заемные средства (кредиты) стали дешевле. Если ростовщики устанавливали годовую процентную ставку за выдаваемый ими кредит в размере 200-400%, то банки – в размере 16-20%.

Как было сказано выше, кооперативы объединяют преимущественно средние социальные слои населения, располагающие недостаточными собственными средствами для создания своих частных конкурентоспособных предприятий. Поэтому кооперативы очень нуждаются в заемных средствах для закупки товаров большими партиями (потребительские торговые кооперативы), сырья и оборудования (производственные кооперативы кустарей и ремесленников), семенного зерна, племенного скота, машин (сельскохозяйственные кооперативы крестьян и фермеров). Банки, предлагавшие значительно дешевле заемные средства, способствовали развитию кооперативов. Используя собственные и дешевые заемные средства, кооперативы могли значительно расширить объемы своей деятельности и за счет этого увеличить получаемую прибыль. Такие условия развития кооперативов позволили им укрепиться в рыночной экономике и стать равноправными партнерами с другими субъектами рынка (товариществами, акционерными обществами).

Для создания кооперативов необходимы юридические предпосылки, то есть законы, позволяющие государственным органам регистрировать каждый кооператив как юридическое лицо.

Только буржуазно-демократические государства, созданные при капитализме, обеспечили демократические свободы: свободу слова, свободу печати, свободу объединения трудящихся в свои организации и предприятия: профсоюзы (общественные организации), партии (политические организации), кооперативы (хозяйственные предприятия).

Следует подчеркнуть, что в условиях капитализма трудящиеся, прежде чем создали кооперативы, добились свободы слова и свободы печати, поэтому смогли вести пропаганду и агитацию (в том числе о преимуществах кооперативов перед другими предприятиями).

Трудящиеся научились совместно защищать свои интересы через профсоюзы и партии. Совместные усилия профсоюзов, партий и кооперативов позволили включить в законы нормативные положения о кооперативах и, таким образом, кооперативы стали равноправными субъектами рыночной экономики наряду с акционерными обществами и товариществами.

Особые усилия по принятию законов о кооперации приложили английские кооператоры. Поэтому именно в Англии в 1852 году был принят первый кооперативный закон.

Включение в законы страны положений о кооперативах и создание кооперативных законов обеспечили условия для разработки уставов кооперативов разных видов.

Создание юридических предпосылок значительно ускорило создание кооперативов разных видов и их объединений.

В возникновении и развитии кооперации при капитализме важная роль принадлежит идеологам кооперации. Идеологи кооперации – компетентные люди, которые понимали сущность кооперативов, умели составлять кооперативные законы и уставы, умели донести до других людей особые свойства кооперативов, умели помочь создать кооперативы и кооперативные объединения.

Величайшими идеологами кооперации ХIХ и начала ХХ веков были Роберт Оуэн и Ванситарт Нил в Англии; Шарль Фурье, Луи Блан и Шарль Жид во Франции; Фридрих Райффайзен и Герман Шульце-Деличе в Германии; Николай Чернышевский, Михаил Туган-Барановский и Александр Чаянов в России.

Кооперативные идеи были поддержаны общественными организациями (профсоюзами), политическими партиями, государственными органами на федеральном и местном уровнях. Общество стало понимать преимущества кооперативов и содействовать их развитию. Все это свидетельствует о том, что в обществе сформировались идеологические предпосылки развития кооперативов и их объединений.

Кооперативное движение получило развитие в разных странах. Кооперативные идеи межнационального сотрудничества привели к созданию международного кооперативного движения.

Таким образом, в условиях становления и развития капитализма были сформированы социально-экономические, юридические и идеологические предпосылки, которые способствовали возникновению и развитию кооперативов и кооперативных объединений разных видов (потребительских, кредитных, сельскохозяйственных, производственных), созданию мощного социально-экономического кооперативного движения.

Развитие сети предпринимательских структур, прежде всего малых и средних предприятий, способствует решению ряда острых для экономики Украины проблем. Однако развитие предпринимательской деятельности связан с се ерйознимы трудностями формирования благоприятной макроэкономической среды. Важно осознавать, что для нормального функционирования предпринимательства должны быть обеспечены следующие обязательные условияи:

Льготная система налогообложения, которая способствовала бы быстрому притока финансовых средств в сферу бизнеса;

Активно действующая система инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности (коммерческие банки, товарно-сырьевые биржи, страховые компании, научно-консультативные и учебные центры общего разви итку предпринимательства, менеджмента, маркетинга и т.п.)

Государственная поддержка предпринимательства в области финансов и материально-технического обеспечения (особенно во время создания и становления предпринимательских структур);

Эффективная защита промышленной и интеллектуальной собственности;

Эффективная система регулирования предпринимательской деятельности государственными органами управления;

Правовая защищенность предпринимательства

В общих особенностей, определяющих состояние предпринимательской среды в Украине, относятся следующие

1. Становление предпринимательства состоялось еще во времена. СССР, когда альтернативные формы хозяйствования стали, по сути, каналами"перекачивали"ресурсы государственных предприятий в пользу частных лиц. Нак накопленный доходы сформировали псевдорыночных предпринимательскую мотивацию и сыграли значительную роль в криминализации общества вообще и государственных структур в частности. Как следствие сложилось и укрепилось искажения не экономический и правовую среду, когда бизнес, стремится монополизировать рынки и ресурсы, опирается не на честную хозяйственную работу, а на сговор, на методы, на преступную связь с государственными структурами, то есть по своей сути преимущественно мафиознымжно мафіозним.

2. Характер экономики Украины все еще зависит от крупных предприятий, которые имеют большой запас прочности к изменениям рыночной среды и не являются конкурентами малым или средним предприятиям

3. Модель шоковой терапии, примененная в Украине, оказалась неконструктивной. Либерализация цен привела гиперинфляцию, которая обесценила сбережения населения и обусловила всплеск ставок банковского кредита ту. Эти процессы негативно сказались на производительном секторе предпринимательства, только рождался. Это и обусловило отток бизнес структур в торгово-посреднической и финансовой деятельности на вред производствцтву.

4. Либерализация внешней торговли трансформировалась в предпринимательстве в так называемый"челночный бизнес""Лодочки"импортировали в Украину преимущественно дешевые, некачественные товары и всячески уклонялись от уплаты и налогов. Именно это разрушило рынки сбыта отечественной легкой промышленности и привело к неконкурентоспособности товаров. Как следствие сформировалась постоянная зависимость Украины от импорта потребительских товар импорту споживчих товарів.

5. Практическое исчерпания возможностей сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности приводит к обострению конкурентной борьбы, не всегда ведется законными методами

6 по неуверенность организаторов бизнеса в будущем, распространение преимущественно непроизводственного накопления им не хватает мотивации к использованию доходов на возрождение национального производства. Деньги расх рачаються преимущественно на личные"престижные"расходы (покупка недвижимости, золота, предметов роскоши и т.д.озкоші тощо).

7. Формирование социально безответственных"бизнесменов", поведение которых характеризуется отсутствием деловой этики и социальной ответственности перед обществом

Стоит обратить внимание на проблемы, которые сдерживают развитие бизнеса, важнейшие из них:

Политическая нестабильность в государстве;

Отсутствие эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства;

Значительный уровень скрытой инфляции;

Административные барьеры по регистрации, лицензирования и других видов работ, связанных с организацией предпринимательской деятельности;

Ограниченность внутреннего спроса, что обусловлено низкими доходами населения;

Неэффективная система налогообложения;

Слабо развитая рыночная инфраструктура;

Активное функционирование теневого сектора;

Низкий уровень консультативных услуг и специализированных образовательных программ для предпринимателей

С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти должны:

Предоставить предпринимателям земельные участки, передать государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

Содействие предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания их деятельности, подготовке кадров;

Осуществлять первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их предпринимателям в определенном законом порядке;

Стимулировать модернизацию технологии, инновационную деятельность, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг

Основой конкурентной политики государства является антимонопольное законодательство , представленное в Украине. Законами"Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельно ости","Об. Антимонопольном комитете Украины","О защите от недобросовестной конкуренции"Определяющим признаком предпринимателя-монополиста является его монопольное, т.е. доминирующее, положение, которое обеспечивает йом в возможность единолично или совместно с другими монополистами ограничивать конкуренцию на определенном сегменте рынкаенцію на певному сегменті ринку.

Рынок в определенных территориальных и товарных пределах, на котором действует хотя бы одно монопольное образование или существует барьер для вступления других субъектов хозяйствования на него, называется монополизированным рыночных ом. Рынок Украины, исходя из указанного, следует рассматривать как высокомонополизированных. Такая ситуация требует проведения активной конкурентной или антимонопольной политики, в основу которой положена. Государств на программа демонополизации экономики и развития конкуренции. Целью этой программы является формирование и развитие конкурентной среды, которое бы обеспечивало эффективное использование общественных ресурсов, вол ьный доступ на рынок для предпринимателей, свободу потребителей в выборе товаров высшего качества по низким ценамами.

Субъектами антимонопольной политики в Украине являются государственные органы, которые обеспечивают процесс демонополизации экономики и развития конкуренции. К ним относятся:. Верховная. Рада,. Президент Украины,. Кабинет. Ми инистрив Украины,. Антимонопольный комитет Украины,. Фонд государственного имущества Украины; центральные и местные органы исполнительной власти, руководство и трудовые коллективы предприятий (объединений) и по купцы. Для реализации конкурентной (антимонопольной) политики, контроля за использованием антимонопольного законодательства образовано. Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления в. Автон. Омни. Республике. Крым, областях, городах. Киеве и. Севастополелі.

Объектами антимонопольной политики являются: монополизирован рынок в целом и его отдельные элементы; субъекты хозяйствования, занимающих монопольное положение; государственные организационные структуры монопольного типа; центральные органы государственной исполнительной властей.

Цель антимонопольного регулирования со стороны государства - защита интересов потребителей и общества в целом от негативных последствий монопольной деятельности конкретных субъектов хозяйствования. К средствам ант тимонопольного регулирования относятся:

Ограничения на высокий уровень цен и тарифов, введения предельных нормативов рентабельности;

Декларирование изменения цен;

Установление стандартов и показателей качества для товаров и услуг;

Регулирование емкости рынка;

Использование государственных заказов и контрактов;

Распределение рынков;

Тарифное регулирование импорта и экспорта товаров. Учитывая реалии экономики Украины, главными задачами конкурентной политики сейчас должны стать:

Завершение формирования законодательной базы конкурентной политики принятием. Законов Украины"О естественных монополиях","О защите экономической конкуренции"и введением механизмов их реализации йв їхньої реалізації;

Совершенствование государственного регулирования цен и тарифов, которое предусматривает постепенную отмену регулирования на тех рынках, где угрозы монополизации больше не существует, введение временного регулирования тел лькы в случае злоупотребления монопольным положением или необоснованного роста цен, немедленное прекращение непредвиденного законодательством регулирование цен

Проведение реструктуризации и усиления государственного контроля в сфере естественных монополий;

Обеспечение соблюдения конкурентных принципов в осуществлении поставок энергоносителей;

Развитие конкурентной среды через дальнейшее внедрение конкурсных основ в строительстве (в частности дорожном), страховании, банковской деятельности и т.п., отмена административно-распределительных с схем, прекращения неправомерной поддержки отдельных субъектов хозяйствования

Упорядочение хозяйственной деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления постепенным сужением круга функций этих органов по осуществлению предпринимательской деятельности, разграничением фу ункции государственного управления, регулирования и контроля с хозяйственными функциями, прекращением непредвиденной законодательством практики делегирования субъектам хозяйствования полномочий по государственному уп ления.

Одним из факторов формирования предпринимательской среды в Украине, является институт банкротства, который проявляет неэффективную деятельность предпринимательских структур, их неспособность рассчитаться с государством т и кредиторами, гарантируя защиту интересов последних и разрабатывая меры для предотвращения банкротства . В мировой практике законодательство о банкротстве развивалось в двух принципиально разных направлениях - так называемые британская и американская модели. По британской - банкротство рассматривалось как способ возврата долгов кредиторам за счет средств (основных, оборотных и др.), имеющихся у должника, и его ликвидации как субъекта хозяйствования. Сутью американской модели является осуществление санации предприятия с целью его реабилитации и восстановления платежеспособности время государственное регулирование в развитых ры нкових странах интегрирует эти две модели. Институт банкротства, недавно возрожденный в Украину, также основывается на сочетании элементов британской и американской моделей, что создает условия для санации, реорганизации предприятий и обновления финансово-хозяйственной деятельностиьності.

Нормативно-правовое регулирование процесса банкротства в Украине основывается на. Законах Украины"О банкротстве","О банках и банковской деятельности","Об аудиторской деятельности", а также на. Арбитражно м процессуальном кодексе Украины. Отметим, что субъектом банкротства могут стать предпринимательские структуры или государственные предприятия, не могут своевременно выполнить свои обязательства перед кредит. Орам или перед бюджетом. Однако состоянии предприятие на этом этапе еще не является банкротом. Он признается только по решению. Арбитражного суда. До принятия такого решения ему предоставляется м ожливисть выйти из состояния несостоятельности через процедуру санации. Санация - это система мероприятий, направленных на предотвращение банкротства предприятий или крупных промышленных объединений, банков, других государственных их и бизнес структур. Условиями санации могут быть: выпуск новых акций или облигаций для привлечения денежного капитала, увеличение банковских кредитов и предоставления правительственных субсидий, уменьшение процент ним выплат на облигации, выпущенные предприятием, и отсрочка их погашения; реструктуризация краткосрочной задолженности в долгосрочную, ликвидация нерентабельных предприятий и создание на е го базе нового, изменение формы собственности предприятия; структурная перестройка производства, в том числе возможность перехода на выпуск более рентабельной продукции, разделение, слияние или создание дочерних во предприятий, изменение рынков сбыта, изменение сырьевой базы, другие мероприятия, направленные на оздоровление финансово несостоятельного предприятийфінансово неспроможного підприємства.

Государственными органами и структурами, участвующих в производстве дела о банкротстве по действующему законодательству Украины, являются:

Арбитражный суд - продолжает дело о банкротстве;

Фонд государственного имущества - временно распоряжается имуществом должника, если банкротом является государственное предприятие;

Банк, осуществляющий расчетно-кассовое обслуживание должника и становится временным распорядителем имущества должника, когда банкротом является негосударственная структура; аудиторская фирма, подтверждающий неплатежеспособных ность должника

Сенаторы - физические или юридические субъекты, которые по собственному желанию принимают участие в санации (оздоровлении) предприятия;

Ликвидационная комиссия, назначаемая. Арбитражным судом после признания должника банкротом, в состав которой обязательно должны входить распорядитель имущества должника

Итак, основная цель института банкротства не является ликвидация предприятия, а удовлетворение требований кредиторов и государства. Следовательно банкротстве является действенным средством государственного регулирования, с помощью которого решаю ются проблемы экономических отношений между различными субъектами рынка, формируется система защиты государством интересов каждого и создается предпринимательскую среду на цивилизованных началох.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три подтверждения необходимости создания в стране наиболее благоприятных условий для развития бизнеса.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Фирмой называется субъект экономической деятельности (или, говоря иначе, экономический субъект), основная функция которого заключается в производстве товаров или оказании услуг. Подобно домохозяйствам, фирмы бывают самых разных форм и размеров. На одном полюсе находятся небольшие мастерские, магазинчики и рестораны, принадлежащие одному человеку или являющиеся семейным бизнесом; на другом - гигантские корпорации со штатом, состоящим из сотен и даже тысяч людей, и огромным количеством совладельцев-акционеров. Область финансов, занимающаяся вопросами принятия финансовых решений на уровне фирм, носит название финансов предприятий, или корпоративных финансов.

Для того чтобы производить товары и оказывать услуги, любой фирме независимо от её размера необходимо обладать капиталом. Здания, сооружения, машинное оборудование и другие необходимые ресурсы, используемые в производственном процессе, называются физическим капиталом фирмы. Акции, облигации и кредиты, позволяющие фирмам финансировать покупку физического капитала, носят название финансового капитала.

Первым делом любая фирма должна определить, каким именно бизнесом ей хотелось бы заниматься, и этот процесс называют стратегическим планированием. Поскольку стратегическое планирование связано с оценкой затрат и доходов с учётом фактора времени, то его в значительной степени относят к финансовым решениям. Нередко фирма имеет какое-то основное направление, определяемое её продуктовой линией, и одновременно занимается какой-либо другой деятельностью, взаимосвязанной с первой. Так, например, фирма, производящая компьютерное оборудование, на определённом этапе может решить производить также компьютерные программы и предоставлять услуги по обслуживанию компьютеров.

С течением времени стратегические цели компании могут измениться, и иногда весьма значительно. Некоторые корпорации довольно часто работают в сферах бизнеса, никоим образом не взаимосвязанных друг с другом. Более того, нередки ситуации, когда фирма вообще прекращает заниматься своей первоначальной деятельностью, в результате чего название компании полностью перестаёт соответствовать её современным функциям и целям... Окончательно определив сферу деятельности фирмы, менеджерам необходимо разработать план строительства и приобретения фабрик, машинного оборудования, исследовательских лабораторий, выставочных залов, оптовых складов и других долговременных активов, а также подготовить проект обучения персонала, который будет всем этим управлять. Этот процесс называется планированием инвестиций.

Единицей такого анализа является инвестиционный проект. Планирование инвестиций заключается в определении основных замыслов для каждого нового инвестиционного проекта, их оценке, выборе наиболее выгодных замыслов и разработке способов их реализации...

(3. Боди, Р. Мертон )

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены следующие подтверждения, например:

1) развитие бизнеса способствует созданию рабочих мест;

2) развитие бизнеса способствует производству массы потребительских товаров и услуг;

3) развитие бизнеса способствует поступлению налогов в бюджет;

4) развитие бизнеса способствует политической стабильности в обществе.

Могут быть приведены другие подтверждения.

В отношении рыночной экономики государство выполняет следующие функции:

  • эмиссия денежных знаков и контроль их обращения;
  • сбор налогов и других обязательных платежей;
  • защита интересов частных собственников.
Государство регулируют рыночную экономику, посредством:
  • создания правовой базы для всех субъектов экономических отношений;
  • поддержания конкуренции за счет противодействия монополиям;
  • перераспределения доходов между участниками экономических отношений;
  • контроля рынка труда, ценообразования, темпов роста экономики;
  • финансирования научной деятельности;
  • принятия мер по охране окружающей среды;
  • оптимизации процесса производства с целью более эффективного распределения ресурсов;
  • субсидирования мало прибыльных секторов экономики либо организации производства общественных товаров и услуг.
Государство не только регулирует частный сектор экономики посредством различных инструментов, но и является участником экономических отношений, выступая в качестве производителя и покупателя товаров и услуг.

Государственный сектор в рыночной экономике

Государственный сектор включает социально значимые сферы производства, а также отрасли экономики, не интересующие частных инвесторов из-за низкой доходности.

Государственный сектор включает следующих сферы экономики:

  • добыча полезных ископаемых;
  • энергетика;
  • строительство автомобильных и железных дорог;
  • водоснабжение;
  • здравоохранение;
  • образование и наука;
  • аэрокосмическая промышленность.

Влияние государства на рыночную экономику

Регулирование экономики государством в условиях товарного хозяйства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, контролирующего и исполнительного характера реализуемых уполномоченными госучреждениями.

По объектам воздействия выделяют регулирование:

  • ресурсов;
  • производства;
  • финансов.
Ориентируясь на территориальную структуру государственное управление делят на федеральное и региональное.

Влияние государства на рыночную экономику осуществляется с помощью прямых и косвенных методов.

Прямые методы реализуются посредством административно-правовых способов воздействия: меры ограничения, запрета, разрешения. Косвенное регулирование подразумевает использование кредитно-денежной политики государства.

Административно-правовые и кредитно-денежные методы воздействия — основные инструменты государственного регулирования экономики. Изменение одного элемента в экономической структуре государства оказывает влияние на другие элементы.